На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ развития мясной отрасли в странах мира

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине: Мировая экономика
На тему: «Анализ развития мясной отрасли в странах мира» 
 
 
 
 

             
             
             
             
             
             

Содержание

Введение

    Мясная  промышленность является одной из крупнейших отраслей пищевой промышленности, она  призвана обеспечивать население стран  пищевыми продуктами, являющимися основным источником жизни людей.
    Для увеличения выпуска мяса и мясопродуктов ежегодно реконструируются и вводятся мясоперерабатывающие предприятия. Постоянно происходит техническое перевооружение и оснащение предприятий мясной отрасли АПК стран современным технологическим оборудованием, новейшей техникой, комплексно механизируются и автоматизируются производства. Проводится большая работа по повышению качества, улучшению и обогащению ассортимента мясных продуктов.
    И конечно в условиях глобализации и мировой интеграции огромное значение играет мировая торговля мясом. Вовлеченность стран в мировую торговлю во многом определяет качество мясных продуктов и следовательно здоровье населения. Нельзя не упомянуть в доказательство этого вспышку «свиного гриппа» и последствия данного события для стран, которое не только подорвало  авторитет некоторых крупных экспортеров мяса, но и отразилось на населении.
    В данной курсовой работе  объектом является мировой рынок мяса, а предметом  – мировая торговля мясом.
    Основная  цель данной курсовой работы: проанализировать мировой рынок мяса, выявить основные тенденции развития и черты данной отрасли.
    В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
    Охарактеризовать понятие отрасли, сущность и содержание технологических и экономических процессов отрасли
    Оценить объемы производства мяса и факторы производства
    Охарактеризовать инновационно-технологическое развитие отрасли
    Оценить торговые потоки мяса (экспорт, импорт и соответствующие цены)
    Проанализировать связь между производством мяса и факторами производства
    Провести классификацию стран исходя из параметров данной отрасли
    Выявить тенденцию мирового производства мяса и на ее основе построить прогноз

Глава 1. Сущность и содержание технологических  и экономических  процессов в отрасли

1.1.Понятие отрасли

1.1.1.Общая характеристика отрасли

    В теоретическом плане мясоперерабатывающую промышленность следует рассматривать в мясном подкомплексе АПК.
    Понятие агропромышленный комплекс вошло в  оборот в середине семидесятых годов  прошлого столетия. Н.Я.Коваленко рассматривает  АПК как основную форму агропромышленной интеграции. "Она представляет собой процесс усиления производственных связей и отношений органического соединения сельского хозяйства с другими отраслями, занимающимися обслуживанием сельского хозяйства и доведения ее продукции до потребителя".
    Т.е. агропромышленный комплекс (АПК) представляет из себя крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий более 10 отраслей экономики, направленный на получение и переработку сельскохозяйственного сырья. Одной из таких отраслей, входящих в состав АПК, является пищевая промышленность, которая в свою очередь включает кондитерскую, макаронную, молочную, рыбную промышленности, а также мясной промышленность. Как, например, Д.Ф.Вермель указывает, "что структура АПК по вертикали дает возможность выделить в его составе продуктовые подкомплексы, обеспечивающие производство одного или нескольких видов конечной продукции. К ним следует отнести мясной подкомплекс"
    Характерными  особенностями мясного подкомплекса в агропромышленном производстве в  современных условиях следует считать:
    - мясо и мясопродукты являются  важнейшими видами конечной продукции,  на производство которых интегрируются  предприятия различных форм хозяйствования  и формируются межотраслевые  отношения; 
    - мясной подкомплекс является  самостоятельной системой, которая может быть принята за основу при разработке стратегии развития этого комплекса, перерабатывающих предприятий по производству мяса и мясопродуктов;
    - в подкомплексе специфика мясоперерабатывающих  предприятий такова, что они экономически  взаимосвязаны как с товаропроизводителями скота и птицы, так и сферой реализации мяса и мясопродуктов.
    Т.е. мясная промышленность — отрасль пищевой промышленности, перерабатывающая скот. Предприятия промышленности производят заготовку и убой скота, птицы, кроликов и вырабатывают мясо (свежее, охлажденное, замороженное, а также копченое, сушеное, соленое), колбасные изделия, мясные консервы, полуфабрикаты, котлеты, пельмени, кулинарные изделия. Наряду с производством пищевых продуктов вырабатываются сухие животные корма, ценные медицинские препараты (инсулин, гепарин, линокаин и др.), а также клеи, желатин и перопуховые изделия, обработка и производство шкур и кож, обработка животных субпродуктов (печень, почки, сердце, язык, легкие, желудки, ноги, уши, копыта).
    Если  рассматривать мясную отрасль в  системе деления всей экономики на 3 сектора, то мясная отрасль входит во вторичный сектор, представляя обрабатывающую промышленность.
    Мясоперерабатывающие  предприятия делятся на мясокомбинаты  и мясоперерабатывающие производства, фабрики, заводы.
    Мясокомбинаты включают в себя: убойный цех, цех первичной переработки сырья,
линии по выпуску конечной продукции –  колбас, сосисок, мясных полуфабрикатов.
    Мясоперерабатывающее  предприятие от мясокомбината отличается тем, что закупает готовое сырье. Такие производства зачастую работают с использование импортного сырья и могут специализироваться на одном конкретном виде готовой продукции.
    На  мясоперерабатывающих предприятиях цельные  куски мяса используют для производства соленых изделий. К ним относятся  окорок, шейка, корейка, ветчина. Все  остальное мясо идет в производство колбасных изделий.
    «Рассмотрим какие тенденции существуют на рынке мясной отрасли:
    На фоне общего увеличения объема мировой торговли существенно возросла специализация стран в переработке отдельных видов мяса и частей туши. Это резко усложняет все пространственное и товарное построение мирового рынка, повышает его мобильность, а также предоставляет новые возможности странам «вписаться» со своими услугами в разделение труда на мировом мясном рынке.
    Ведущую роль в функционировании глобальной мясной индустрии играют в настоящее время наиболее крупные предприятия, операции которых выходят далеко за пределы национального рынка и приобретают выраженный транснациональный характер.
    Усложняется и приобретает новые формы взаимодействие и взаимовлияние национальных мясных индустрии в рамках глобального мясного рынка. Внутренние рынки, сохраняя присущие им региональные особенности товарного предложения, модифицируются под влиянием экспансии современных торговых форматов, расширяющих сбыт продукции, стандартизированной под западный тип потребления. В то же время конкурентоспособность национальных мясных отраслей становится все более зависимой от развития технологий международной значимости, в частности, таких, как системы прослеживания происхождения (СПП).
    Состояние и перспективы развития отечественной мясной отрасли, инвестиционный и инновационный климат в ней зависят как от форм интеграции в мировой рынок, включая членство в ВТО, так и от использования лучших его достижений в процессе трансформации животноводства, деятельности саморегулируемых организаций (СРО), создания и внедрения СПП и других международных систем управления качеством и безопасностью продукции, совершенствования стратегии крупнейших российских операторов мясного рынка, формирования кластеров нового типа».1

1.1.2.Технологии, применяемые в отрасли

    Мясная  отрасль очень обширна, но наиболее важным в мясной отрасли является изготовление, обработка мяса. При этом существуют различные виды мяса: свинина, говядина, курятина, телятина, баранина и т.д. Рассмотрим технологии обработки свинины и говядины.
    Прежде  всего, начнем с технологии хранения мяса.
    «Современные технологии предлагают несколько способов подготовки мяса к длительному хранению. Это консервация, охлаждение и замораживание.
    Главными  виновниками порчи мясной продукции  являются бактерии. Микроорганизмы могут  уже находиться в мясе или попадать в него из окружающей среды. Поэтому  необходимым условием на мясопромышленных предприятиях считается поддержание  чистоты и плановая дезинфекция согласно санитарным нормам. Обработке подлежат все поверхности, которые имеют непосредственный контакт с продуктами питания.
    При повышенной температуре микроорганизмы начинают очень быстро размножаться и делают мясо не пригодным к употреблению и опасным для здоровья людей. Даже если в мясе не найдено живых бактерий на нем могут остаться следы их жизнедеятельности, которые являются токсичными. По этой причине сразу после убоя скота полученное мясо необходимо правильно обработать.
    Метод консервации мяса и мясных изделий использовали с древних времен. Самыми известными химическими консервантами считается соль и уксусная кислота. С развитием технологий появилось огромное количество различных химических соединений для обработки мясной продукции, которые продлевают срок годности товара и улучшают его внешний вид.
    Результат консервации зависит от качества использованных консервантов, их количества и соблюдения технологии процесса. В качестве консервантов на производстве используют небольшие дозы радиации, чистый кислород, озоново-кислородную смесь, растворенную в воде, монооксид углерода или смесь горячих газов.
    При не соблюдении технологии процесса консервации  мясо может утратить свои вкусовые качества и изменить внешний вид. Поэтому надо правильно подобрать консервант, четко соблюдать дозировку и время консервации. Самый знаменитый способ консервации – это посол. Некоторые продукты солят сухим способом в плотной таре, например, в бочонках, но большую часть продуктов подвергают мокрому посолу в бочках. При сухом посоле куски мяса натирают сухой посолочной смесью, либо перемешивают с сухой посолочной смесью в барабанах, либо пересыпают сухой посолочной смесью при закладывании мяса в тару. В любом случае необходимо как можно больше сократить доступ воздуха к мясу. В качестве заключительной меры предосторожности по окончании закладывания мясо заливают достаточным количеством старого рассола для вытеснения оставшегося между отдельными кусками мяса воздуха. После этого тару закрывают.
    При мокром посоле мясо погружают в рассол в большие открытые деревянные бочки или какую-либо другую тару. Бочки должны быть не слишком громоздкими, чтобы их можно было перемещать в любое подходящее для посола место, вывозить из посолочного цеха для мойки и стерилизации водой и паром, выставлять на солнце и ставить один ряд на другой для экономии места. Куски мяса удерживаются в погруженном состоянии при помощи решетчатой рамы, закрепленной в верхней части бочки.
    Широко  используют также стационарные чаны для посола. Их изготовляют из бетона, дерева или нержавеющей стали. Размеры бетонных чанов зависят от свободной площади. Стоимость их относительно невелика, особенно если их устанавливают в ходе строительства здания. Внутренняя поверхность бетонных чанов должна быть очень твердой и гладкой для облегчения чистки. Одним из недостатков стационарных чанов для посола является то, что их нельзя вынести из посолочного цеха для чистки и стерилизации и выставить на солнце. Стационарные чаны конструируют так, чтобы рабочий мог производить загрузку и выгрузку мяса, не опускаясь в чан.
    Многие  мясоперерабатывающие предприятия  предпочитают мокрый способ посола сухому, так как при мокром посоле за всем процессом можно вести наблюдение и, следовательно, лучше управлять  им. Кроме того, при перекладывании кусков мяса из одного чана в другой происходит смена положения кусков в рассоле. Благодаря этому все поверхности кусков и отрубов в равной мере контактируют со всеми ингредиентами рассола. Перекладывание мяса дает также возможность осуществлять контроль за состоянием мяса в процессе посола.
    В результате разработки вопросов посола мяса было установлено значение описанных ниже факторов:
    Консервация
 Консервацией  называется предохранение продукта от порчи от развития бактерий, вызывающих его распад. Было установлено, что лучшим способом консервации является погружение мяса в крепкий раствор соли и выдерживание его в этом рассоле, пока достаточное количество соли не проникнет во внутренние слои мяса. При этом мясо следует выдерживать в рассоле при температуре, обеспечивающей относительную инертность микроорганизмов. Однако эта температура должна быть достаточно высокой, чтобы способствовать проникновению соли в мясо.
    Вкус
 Вкус  мяса также имеет большое значение. Привкус соли поддерживает спрос  на соленое мясо, хотя в результате широкого распространения холодного хранения стойкость мяса при умеренных температурах уже не имеет столь первостепенного значения. Использование сахара при посоле улучшает вкус продукта. Изменения, происходящие в мясе при посоле, можно сравнить с изменениями, происходящими в молоке при створаживании. Поэтому отличие соленого мяса от свежего заключается отнюдь не только в изменении вкуса, под действием посолочных ингредиентов.
    Цвет
 Правильная  обработка обеспечивает сохранение привлекательного естественного цвета говядины. Добавление в рассол азотнокислого натрия стабилизирует цвет, что способствует улучшению товарного вида и росту спроса на продукт. Под действием имеющихся в рассоле микроорганизмов азотнокислый нитрат превращается в азотнокислый нитрит. Возможно, что развитие микроорганизмов и происходящие в результате этого изменения играют важную роль в образовании характерного вкуса.
    Поддержание чистоты
 Туши  и куски свежего мяса в обвалочном цехе не должны подвергаться длительному  воздействию тепла, поэтому период разруба и распила мяса должен быть коротким. В цехе следует поддерживать чистоту. Необходимо стерилизовать оборудование и инвентарь, в том числе столы, спуски, тележки, ножи и т. д. На оборудовании не должно быть острых выступов и шероховатостей, при соприкосновении с которыми может ухудшиться внешний вид мяса. Поддержание чистоты имеет первостепенное значение при подготовке мяса к посолу. Предприятия, на которых соблюдаются требования санитарии и гигиены и обеспечена мойка и стерилизация оборудования, исключают возможную порчу соленого мяса или ухудшение его качества и товарного вида. Мойка оборудования, инвентаря, инструмента, полов, стен только с помощью мыла и воды недостаточна. Все оборудование и вся тара должны быть не только вымыты, но прошпарены (простерилизованы) горячей водой.
    Большим спросом в магазинах сейчас пользуется охлажденное мясо. Оно имеет привлекательный  внешний вид и прекрасные вкусовые качества. На охлаждение и хранение охлажденного мяса затрачивается меньше энергии. Но основным недостатком является малый срок хранения таких продуктов. Поэтому их закупают небольшими партиями, для того чтобы успеть, все продать пока мясо не начало портиться.
    Охлаждают мясо до нужной температуры на предприятиях двумя способами. Охлаждение мяса посредством воздуха производится в специальных камерах, где температура воздуха поддерживается от 0 до 2 градусов Цельсия. С помощью воды мясо охлаждается в специальных установках, где циркулирует чистая питьевая вода с температурой от 0,5 до 1,5 градусов Цельсия. Заморозку мяса производят в специальных морозильных камерах, где температура воздуха поддерживается не более минус 25 градусов Цельсия.
    После охлаждения мясо фасуют или укладывают в специальные контейнеры, хранить  такое мясо можно при температуре 4 градуса Цельсия. Замороженное мясо хранят при температуре минус 20 градусов Цельсия. Если мясо хранить при более высокой температуре, то срок его годности уменьшится, но при этом температура не должна превышать минус 12 градусов Цельсия.
    Менее привлекательным для покупателя является мясная продукция глубокой заморозки. Она немного проигрывает по вкусовым характеристикам охлажденному мясу и обладает более низкой пищевой ценностью, но при этом ее можно хранить длительное время. Современные технологии заморозки позволяют наиболее полно сохранить вкусовые качества мясных изделий.
    Популярность  замороженные мясные полуфабрикаты  приобрели, потому что у многих людей  просто не хватает времени часто  ходить по магазинам. Замороженные мясные полуфабрикаты просты в хранении и использовании и заняли достойное место в продуктовой линейке из-за ускорения темпов жизни и трудовой занятости населения.
    Кроме  того мясо может подвергаться таким  обработкам, как сушка, копчение.
    Технология  сушки.
    Мясо часто бывает выгодно подвергать сушке или копчению, особенно такие части как окорока. При копчении окорока навешивают на стеллажи таким образом, чтобы они не касались один другого и чтобы между ними была обеспечена хорошая циркуляция теплого воздуха и дыма. Коптилку загружают сверху вниз. Наиболее тяжелые окорока помещают в самую горячую часть коптилки.
    После пуска пара в змеевики коптилку нагревают  до 38-43°С. Эту температуру поддерживают в течение 12 часов. Затем разжигают  дрова, и температура, постепенно поднимаясь, через 40 часов достигает 56°С. В течение этого периода и особенно в течение первых 24 часов за сушкой необходимо осуществлять тщательное наблюдение. Выступающую на поверхности мяса влагу следует удалять, но не слишком быстро, так как это может привести к образованию сухой корочки.
    После сушки и копчения огонь гасят, а температуру поддерживают в  пределах 49-52°С при помощи паровых  змеевиков. На следующий день окорока  коптят легким дымом в течение 4-5 часов.
    Продолжительность сушки окороков зависит от их веса. Для сушки легких окороков достаточно 4-5 дней, а для сушки тяжелых окороков необходимо от 7 до 10 дней. При сушке окорока теряют около 35% веса. Плохая сушка ведет к появлению плесени. В готовом продукте содержание влаги составляет около 50%.
    Правильно приготовленный окорок должен иметь гладкую поверхность, цвет красного дерева, быть блестящим и твердым на ощупь. В конце сушки окорока в коптильне постепенно охлаждают. Перед упаковкой их необходимо дополнительно охлаждать в специальном помещении. Иногда копчению подвергают лопаточную мякоть и грудинки»2.
     

1.2. Показатели, оценивающие  отрасль

    Существуют  обобщенные показатели, которую могут  оценить любую отрасль, в том  числе и мясную. К таким показателям  следует отнести: объем производства продукции, характеристика рынка мясной отрасли (спрос, предложение, емкость, потенциал и т.д.), доля мясной отрасли в ВВП, численность работающих, объем экспорта и импорта, затраты на НИОКР в данной отрасли,  количество фирм. Конечно, каждый показатель для определенной страны будет свой.
    Рассмотрим  характеристики этих показателей более подробно. Объем производства продукции может выражаться либо в стоимостном либо в натуральном выражении и представляет из себя количество продукции, выпущенное данной отраслью определенной страны (или области, региона и т.д. в зависимости от того, что мы изучаем)  за определенный промежуток времени (чаще всего рассматривается год). Но необходимо  учесть, что в стране большей по размерам, объем производства отрасли будет соответственно больше, это не отражает реальную картину и невозможно сравнивать объем производства крупных стран и небольших, поэтому высчитывают объем производства на душу населения, путем деления на численность населения данной страны.
    Характеристика  рынка мясной отрасли включает множество  показателей. Один из наиболее важных, дающих оценку – это потенциал  рынка, который определяет возможности  товарного предложения и покупательского  спроса, потенциал рынка делится  в свою очередь на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения, потребительский  характеризуется показателем емкости, где емкость – это количество товаров, который рынок способен приобрести за определенных срок и при данных условиях, т.е. характеризует спрос. 
    Доля  мясной отрасли в ВВП, не менее  важная характеристика, которая сразу  показывает страны, которые специализируются на производстве продукции данной отрасли. Доля в ВВП высчитывается обычной  формулой: стоимость продукции, выпускаемой данной отраслью   в данной стране поделить на ВВП данной страны и умножить на 100%.
    Численность работающих в отрасли представлена чаще всего среднесписочной численностью, что представляет из себя суммирование среднесписочной численности всех предприятий данной отрасли. Среднесписочная численность работников предприятия – это работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный (налоговый) период).
    Объем экспорта и импорта может быть как в натуральном, так и в  денежном выражении. Экспорт представляет из себя объем вывозимой продукции  данной отрасли (в данном случае мясные продукты) и импорт – это объем ввозимой продукции.
      Затраты на НИОКР в связи  с ростом значения технологий  могут играть определенную роль  и охарактеризовать данную отрасль.
    Количество  фирм, представленное в данной отрасли, с учетом размера этих фирм, также  может говорить о положении отрасли и ее оценке. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика развития отрасли в странах  мира

2.1.Динамика  экономического развития  отрасли

    Мясная  промышленность является довольно крупной  отраслью, мировые объемы производства мяса в 2009 году составили 239 270,80 тысяч тонн, т.е. около 35 тонн на душу населения в год. При этом  с каждым годом производство мяса увеличивается. Так например,  если рассмотреть динамику изменения объемов производства мяса с 2005 года по 2009 год., то можно сделать вывод о приросте мирового производства мяса на 11% с 215 773,70 тысяч тонн до 239 270,80 тысяч тонн (на основе данных табл.1 в Приложении). Лидером по производству мяса выступает  Азиатско-Тихоокеанский регион (Австралия, Китай, Индонезия, Сингапур и т.д.), который занимает 50% от всего мирового производства, затем идут Латинская Америка – 13% , Северная Америка – 12%, более наглядна доли показывает диаграмма (рис.1.) 

      
 

    Рассмотрим  объемы производства  мяса по странам. Возглавляет этот список Китай, который по общему производству мяса занимает 38% всего мирового производства, на втором месте идет США, занимающий долю в 11%, 11% приходится и на всю Западную Европу, на  третьем месте среди стран-производителей мяса выступает Бразилия – 6% от общего производства. Но если оценивать страны, с расчетом на душу населения получим следующие данные: производителем-лидером выступает Аргентина, Бразилия, Португалия, а также Австралия, выделяется также и Гонконг (смотр. Табл. 1 и более подробно Приложения табл.1.) 

    Табл.1 

    Производство  мяса (2009 г)[1]
Страна Производство (тыс. тонн в год) Производство на душу населения (тонн на чел)
Китай 89763,00 67,6
Гонконг 768,10 108,7
Тайвань 1651,80 71,7
Австралия 2236,90 102,6
Новая Зеландия 424,80 98,6
Польша 2809,50 74,0
Аргентина 4666,70 115,7
Бразилия 14572,80 75,2
Израиль 496,70 67,1
Северная  Америка 28833,40 84,7
Канада 2599,90 77,3
США 26233,50 85,6
Австрия 859,80 102,6
Дания 407,40 73,9
Германия 5002,30 61,0
Греция 1142,20 101,5
Ирландия 352,90 79,3
Италия 3014,50 50,2
Нидерланды 988,10 60,2
Португалия 1118,00 104,8
 
    При этом необходимо учесть, существует разные виды мяса (свинина, говядина, баранина, курятина и т.д.) Мяса птицы, говядины и свинины являются тремя наиболее важными видами мяса в мировой торговле. В данной курсовой более подробно остановимся на производстве  свинины и говядины, по-другому это называют «темное мясо» или «красное мясо».
    Рассмотрим  производство отдельно свинины и  говядины. Таким образом, по производству свинины (без учета численности населения). Основными производителями являются Китай (45088,8), США  (10427,1) и Германия (5441,0), по производству говядины на первом месте США (12695,3), затем идет Китай (6376,1), Бразилия (6212, 4) (смотр. Приложения табл.2,3). При этом можно заметить что рост прирост мяса в разных странах очень отличается, в некоторых он отрицательный, это связано со множеством условий, прежде всего, с тарифной политикой стран, которая ежегодно меняется, увеличиваются требования к качеству из-за чего в некоторых странах производство сокращается, но в то же время в других странах улучшаются торговые отношения, открываются новые рынки и улучшается животноводства и прирост в таких странах увеличивается. Например, в Канаде производство свинины с 2004 г. по 2009 упало на 4%, это прежде всего связано с напряженностью и недоверию к качеству во время вспышки свиного гриппа в 2009 г., многие страны стали предпочитать европейское мясо, нежели канадское (более дешевое) но с риском в качестве. Другой обратный пример, Австралия, производство говядины возросло приблизительно на 15% , это прежде всего связано с тем, что Австралия продолжает быть крупным экспортом мяса и увеличивает свои экспортные потоки, кроме того за эти годы увеличилось поголовье выращиваемого скота (смотр. табл. 4 в Приложениях) на 4%, увеличилось площадь земель под фермы на 1,5%, т.е. рост производства говядины в Австралии связан с ростом  и расширением животноводства.
    Мясные  торговые потоки между странами определяются в значительной мере  различиями между странами в их ресурсной  базе, преференциях мяса (например, США предпочитает белое мясо птицы другим видам), торговых барьерах. Очень важное значение в конкурентоспособности играет характер факторов производства, а именно крупные надежные поставки скота (т.е. успешное животноводство), низкая стоимость рабочей силы, земля используемые под фермы, количество ферм, используемые технологии и  оборудование.
    Таким образом по поголовью скота в  частности коров лидируют Бразилия (197 592), Индия (175 855), Китай (75 482); по поголовью свиней – с большим отрывом Китай (416 076), затем США (62 447), Бразилия (36 320). Больше всего площадей, используемых под фермы в Австралии (12 304 035 га) и Аргентине (3 401 876). При этом если сравнивать страны, исходя из численности ферм, то наблюдается интересная картина: большее количество ферм насчитывается в Индии (201 321), а затем идет Уганда (222 871) и Эфиопия (179 905), которые, не смотря на этот показатель мало задействованы в мировой торговле мясом, влияние здесь оказывает и уровень оснастки ферм, условия их работы. Более подробно влияние факторов на производство будет рассмотрено в третьей главе.
    Еще одним важным показателем является уровень потребления. По данным на 2005 год больше всего потребляется в  Китае (Гонконг) 134,2 кг на человека в  год, затем идет США, где уровень потребления составляет 126, 6 кг на человека в год и Австралия – 117,6 кг. Исходя из того, что в целом наблюдается тенденция роста потребления в частности в этих странах, можно сказать, что к 2009 году потребление выросло приблизительно на 8% (смотр. табл. 6 в Приложении).
    Рост  потребления прежде всего связан с ростом численности населения, хотя в некоторых странах наблюдается  и спад потребления, например Франция, Болгария, Аргентина и др., причиной снижения может служить и торговая ситуация, в частности изменения статей импорта/экспорта из-за тарифов, также причиной служат стандарты качества мяса и т.д.

2.2. Инновационно-технологическое  развитие

      Говоря о разработках и технологиях,  которые  сегодня волнуют производителей  мяса, прежде всего необходимо рассмотреть проблемы, которые они пытаются решить.
    Проблема роста численности населения и как следствие рост потребления мяса. По прогнозам ученых к 2050 году численность населения составит 9 млрд человек, при том что увеличивать производство мяса экстенсивным методом довольно проблематично из-за нехватки  фермерских земель, корма и т.д. в тех местах, где мясная отрасль наиболее развивается. Поэтому необходимы новые технологии. Упор прежде всего делается на генную инженерию, которая сейчас уже активно развивается. В частности катирование генов ДНК, изучение гормонов роста и  многие другие методы для повышения веса крупного рогатого скота, при этом сохраняя качество и безопасность мясных продуктов.
    Из этого вытекает еще одна проблема – качество и безопасность мяса. Особенно это актуально сейчас после нашумевшего свиного гриппа 2009 года. Упор опять же делается на генную инженерию, чтобы выращивать животных, стойких к серьезным заболеванием и получать чистое мясо.  Но встает вопрос: многие исследование генной инженерии не до конца проверены с точки зрения последствий, так как необходим определенный промежуток времени, чтобы увидеть воздействие генномодифицированных продуктов на человеческий организм. Поэтому абсолютного доверия к генной биоинженерии нет и как следствие исследования находятся в стадии развития.
    Хранение мяса не менее важная проблема. Мясо является скоропортящимся продуктом и, во-первых,  необходима обработка для ее хранения, во-вторых, важна упаковка. Так по словам директора Института Фраунгофера по технологическим процессам и упаковке, профессора Ланговски «Современная упаковка для мясных продуктов, которые чувствительны к видимой части спектра света должны содержать ряд элементов: атмосферу защитного газа, который содержит технически возможный минимум кислорода; высокие барьерные пленки, которые препятствуют вступлению кислорода; а в будущем, кислородно-поглотителуй, которые способны поглощать остаточный кислород». Эта проблема также напрямую связана и с качеством продукта. В Европе частности большая доля затрат идет именно на упаковку и заработку новых методов хранения.

2.3. Отрасль в международном  разделении труда

    Экспорт показывает количество вывозимых продуктов  из страны и может выражаться либо в натуральных величинах, либо в  стоимостном выражении. Также  и импорт, ввоз заграничных продуктов в страну, также может измеряться в натуральном и в стоимостном выражении. Рассмотрим картину торговли на мировом рынке мяса.
    Странами  лидерами по экспорту мяса в натуральном выражении являются Австралия и Новая Зеландия с довольно большим отрывом, за ними идет Бельгия и Польша.
    Страны-импортеры  мяса: Германия, Франция, Бельгия, Россия, США. Теперь сравним статьи экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении (табл. 2, 3). 
 
 
 

Табл. 2
Импорт (2009 г) [2]
Страна стоимость, USD количество, т
Бельгия 119 142 085 11 751
Австрия 30 937 004 2 883
Франция 106 674 789 12 861
Германия 182 919 000 16 705
Италия 38 195 294 4 032
Россия 22 055 211 7 604
США 33 883 990 7 404
 
Табл. 3
Экспорт (2009 г) [2]
Страна стоимость, USD количество,т
Бельгия 90662846 8707,489
Австралия 43778849 12062,542
Австрия 39016593 2904,802
Новая Зеландия 230394017 21056,523
Польша 46073253 5352,359
Франция 1871490 4089,178
Германия 50487328 4620,3
 
    Из  данных таблиц видно, что показатели экспорта и импорта не соизмеримы в денежном и натуральном выражении, это прежде всего связано с ценами, а также с расстановкой стран на мировой арене. Например, страны ЕС являются важным участником в мировой торговле мясом, при этом естественно экспортные цены внутри ЕС сильно отличаются от экспортных цен Латинской Америки и Северной Америки.
    Высчитаем приблизительную среднюю экспортную и импортную цену по каждой стране (смотр. Приложения табл. 7). Получаем следующие данные самая высокая экспортная цена мяса наблюдается в  таких странах, как Германия (13707 $ за т), Италия (12685 $ за т), Швеция (14164 $ за т), Сербия  (15213 $ за т). Низкая экспортная цена – в Индии (2136 $ за т), Китае (2776 $ за т) и Индонезии (1988  $ за т). Что касается импортной цены, то наиболее высокие цены в Норвегии (22089 $ за т), в Сербии (15882 $ за т) и Японии (14352 $ за т), минимальная цена в Польше (2694 $ за т), в Румынии (3160 $ за т). Эти цены весьма условны, т.к. экспортные и импортные цены в разных торговых напрвалениях разные, но тем не менее анализ этих усредненных цен говорит о том, что цены ЕС намного выше чем цены в других странах. Поэтому рассмотри для примера, разрыв экспортных цен на свинину между ЕС и странами Северной Америки. Самые высокие цены на свинину в убойном весе среди стран - основных экспортеров данного вида мяса в Россию по состоянию на 18 января 2010 года наблюдаются в Европейском союзе. В Германии они составили 1,93 USD/кг, в Дании - 1,57 USD/кг, в Испании - 1,90 USD/кг, во Франции - 1,69 USD/кг.
    Наиболее  низкая стоимость свинины в убойном  весе - в Канаде - 1,25 USD/кг и США - 1,42 USD/кг.
    Наибольший  ценовой разрыв между этими странами наблюдался в августе прошлого года. В Германии и Испании цены составляли более 2 USD/кг, в Дании и Франции - около 1,9 USD/кг. В то же время в Канаде стоимость килограмма свинины колебалась в пределах от 0,89 USD/кг до 1,09 USD/кг, в США - от 1,02 USD/кг до - 1,12 USD/кг.
    Столь  низкий уровень цен на данный вид  мяса в Северной Америке был связан как с кризисом перепроизводства, так и существенным сокращением экспортных поставок на мировой рынок на тот момент, в связи со вспышкой «свиного гриппа».
    Наибольший  урон свиноводству США нанесли ограничения  на экспорт свинины в Китай. В  августе 2009 года падение поставок свинины в эту страну составило около 50% по сравнению с показателями за аналогичный период 2008 года. В августе, по данным американских экспертов, производители свиней теряли до 50 долларов на каждом сдаваемом на убой животном (0,4-0,5 долл. США за килограмм живого веса).
    Свиноводческая  индустрия Канады столкнулась с  теми же проблемами. Кроме того, дополнительное негативное воздействие на отрасль  оказало принятие США закона о  маркировке поступающего в розничную  продажу мяса с указанием страны производителя, что привело к существенному сокращению экспорта живых свиней из Канады в США. В третьем квартале 2009 года из Канады в США было экспортировано 1,6 млн голов свиней, что на 27% меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
    По  новому закону американские производители и переработчики должны содержать скот, выращенный в США, отдельно от зарубежного, а это повышает их производственные затраты. Чтобы избежать подобных расходов, переработчики переключились на скот, выращенный в США, покупали канадский скот только в определенные дни или требовали скидок при его покупке. В результате подобных мер, принятых США, кризис в свиноводстве Канады еще более усугубился.
    В целях преодоления кризиса в  США и Канаде производилось последовательное сокращение поголовья свиноматок. Правительство США выделяло значительные финансовые средства на закупку свинины в госхранилища, правительство Канады - направило существенные средства на продвижение канадской свинины на мировой рынок, реализовало антикризисную программу для поддержки фермеров, желающих выйти из свиноводческого бизнеса, либо прекратить его на трехлетний срок.
    В результате реализации антикризисных  мер, цены на свинину в Северной Америке  начиная со второй половины октября, стали расти. Кроме того, 29 октября Китай объявил о снятии запрета на импорт американской свинины. Возобновление канадских поставок свинины в Китай также ожидается в ближайшее время. Запрет на поставки канадской свинины был официально снят еще 1 декабря, однако торговля возобновится лишь после того, как будут решены вопросы, связанные с дополнительной сертификацией канадских мясоперерабатывающих фабрик. Ситуация в свиноводческом секторе Канады улучшается и благодаря некоторому росту экспорта живых свиней в США, где многие переработчики стали использовать мясо канадских свиней для целей, не требующих маркировки продукции (например, на экспорт, на нужды сектора общепита).
    Разрыв  в ценах на свинину между странами Евросоюза, и Северной Америки начиная  с октября 2009 года начал стремительно сокращаться. Стоимость свинины в ЕС начала падать еще с сентября 2009 года. Цены на свинину в убойном весе в долларовом выражении с начала сентября 2009 года по середину января 2010 года в Канаде выросли на 39%, в США выросли на 38%, в то же время стоимость свинины в Германии снизилась на 16 %, в Дании – упала на 17 %, Испании – на 16 %, Франции – на 14 %.
    Не  смотря на то, что цены выравниваются, тем не менее разница существует, на это влияет и экономика внутри стран и торговые барьеры, которые  оказывают огромное значение на торговлю. Хотя глобальная торговля мясом сильно выросла в последние десятилетия, многие мясопроизводящие и потребляющие страны по-прежнему не связаны торговлей. В некоторых случаях, торговля не происходит потому, что ни спрос, ни поставки факторов производства не делают торговлю прибыльной, но и в других случаях нет торговли, поскольку страны возвели барьеры для импорта (а в ряде случаев, экспортные  барьеры).  
 
Санитарные  стандарты

    Санитарные нормы являются чрезвычайно важными факторами, определяющими торговлю мясом. Так торговля делилась между странами свободными от ящура и странами с зараженным мясом. На протяжении большей части последних 50 лет, зону свободную от ящура входили главным образом Соединенные Штаты, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Тайвань и Дания. Важность этого фактора была очевидной, например, по мере возможности в Аргентине экспорт говядины расширялся, когда она получила ящура свободного статуса в 1999 году, но затем сузился в 2000 году, когда вспышки ящура повторились. Большой экспорт свинины Тайваня исчез в марте 1997, когда была обнаружена вспышка болезни. Чумой и африканской чумы свиней барьеры  также  определить  торговлю  свининой.
    Хотя стандарты могут предотвратить значительные потенциальные торговые потоки мяса, тем не менее они являются эффективными в предотвращении распространения серьезных заболеваний, которые могут пагубно сказываться на животноводстве, привести к заболеванию. Риск заражения всегда является фактором во всех странах. Даже в тех странах, где болезнь является эндемической часто соблюдаются санитарные правила на импорт мяса, в целях предотвращения возможных векторов для вступления болезни. Основные шаги были предприняты в 1990-х годов по искоренению болезни в таких важных мясопроизводящих областях, особенно ящура в некоторых частях Южной Америки, Мексики и Европы. Тем не менее, постоянный искоренение болезней оказалось трудным, и вспышки ящура в 2000 и 2001 сильно пострадал экспортной торговли свежие, охлажденные, замороженные и красного мяса из ряда стран, которые были признаны в качестве свободных ящура в 1990-е годы (например, в Аргентине, Уругвай, Англия).
    Опасность передачи заболевания человека также привела к сегментации мясной торговли, основанной на санитарные правила. Губчатой энцефалопатии (BSE, также называемое коровье бешенство) практически закончился Великобритании экспорт говядины в конце 1990-х годах и с тех пор запрещен экспорт говядины из большей части Европы в другие части мира. Птичий грипп привел к приостановке экспорта птицы из Китая и Гонконга в Японию в 2001 году, и свиной вирус закрыл экспорт свинины из Малайзии в 1999 году. В этих случаях основные опасения, что вирусы были способность инфицировать людей. Явный пример 200б года вспышка свиного гриппа, страны с зараженном мясом попали США, Мексика, Канада, Южная Америка, Европа, Кения, материковый Китай, Тайвань, Япония и другие страны Азии. Коснулось это и России.
    Риск вспышки заболевания является общим для всех производителей в стране (или болезнь свободный регион нации). Один случай заболевания на одной ферме может закрыть экспорт всей страны (например, в Канаде в мае 2003). Воздействие таких потерь на торговлю внутри страны очень серьезное. Т.к. страна, не может экспортировать мясо, следовательно перенасыщает внутренний рынок, что приводит к снижению цен. Поэтому правительству необходимо тратить средства на контроль за болезнями. 

Протекционистские  барьеры
    Другие барьеры в торговле являются создаваемые правительствами в виде тарифов, тарифных квот, и нетарифные барьеры. Как санитарно-гигиенические нормы, они препятствуют торговле. Но, в то время как санитарные стандарты защиты против распространения болезни могут быть преодолены путем улучшения санитарного состояния в странах-экспортерах, то политика высоких тарифов и других несанитарных барьеров направлена на поддержку отечественного товара. Таким образом, они упоминаются как протекционистские барьеры.
 
Табл. 4 

Мясо тарифов и их эквиваленты на 2004 год [3]
Страна Тарифы и их эквиваленты, % на 2005 год
Говядина Свинина
Аргентина 12,5 11,5
Австралия 0 0
Бразилия 12,5 11,5
Канада 26,5 0
Китай 12 12
ЕС 55-104 22-42
Гонконг 0 0
Индонезия 5 5
Япония 38,5 -
Мексика 25 20
Новая Зеландия 0 8,5
Филиппины 10 40
Южная Корея 40 25
Тайвань 9 12,5
США 26,5 0
 
    Эволюция в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемник, Всемирная торговая организация (ВТО), после Второй мировой войны, в целом наблюдается снижение протекционистских барьеров. Только небольшие тарифы теперь влияют на импорт свинины и мяса птицы на территорию Соединенных Штатов. Рынок свинины в Канаде относительно незащищенный. Австралия отказалась от несанитарных барьеров. Японские барьеры были существенно снижены для всех мяса (Дейка) и Южная Корея отказалась от своей квоты мясо. Уругвайский раунд (1995) ГАТТ заменил ряд торговых запретов с тарифных квот и снизили тарифы в ряде развивающихся стран. Объем торговли в рамках региональных зон увеличилось в качестве партнеров в торговые соглашения открыли свои границы в этих зонах. ЕС, Североамериканское соглашение о свободной торговле, а также МЕРКОСУР (Пакт региональной торговли, включая Бразилию, Аргентину, Уругвай и Чили) являются ведущими  примерами.
    Тем не менее, основные протекционистские барьеры по-прежнему остаются (смотр. Табл. 4) и средние тарифы на мясо остаются более высокими тарифами, чем на другие продукты питания. В Северной Америке, тарифные квоты на говядину остаются в Канаде и Соединенных Штатах, а на мясо птицы в Канаде и Мексике. Япония имеет 38-процентный тариф на импорт говядины, а также управляет системой воротных цен на импортную свинину, что повышает затраты импортеров и снижает прозрачность границ сделок. Даже некоторые крупные страны-экспортеры имеют высокие импортные барьеры. В Таиланде и Бразилии пользуются растущим успехом в торговле экспорт птицы, но они защищают себя от импорта мяса птицы. Соединенные Штаты и Канада, как отмечалось выше, поддерживают  тарифные  квоты  на  говядину.
    ЕС занимает особое место в мировой торговле мясом из-за своего физического объема экспорта, но часть ее экспорта связана с субсидиями и защитой, а не с ресурсной базой и возможностями экспорта  по более высокой цене чем в других странах. ЕС ограничения импорта мяса с высокими тарифами и сложный комплекс квоты. Кроме того, ЕС ввел санитарные барьеры связанные с распространением заболевания среди мяса животных. Строгие правила убоя и переработки растений и решение о запрете импорта мяса от животных, которые получили гормоны в корме поставили жесткие ограничения на торговлю.
    Говоря  о мировой торговле мясом, следует  упомянуть такие процессы, как  реэкспорт и реимпорт. Реэкспорт - вывоз из страны ранее импортированных в неё товаров — чаще всего сырьевых, для перепродажи другим странам. Странами, занимающимися реэкспортом считаются Канада, Албания, Гонконг, Франция и США. Реимпорт - ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных, к ним относятся Австралия, Новая Зеландия, Таиланд. 

    Таким образом, можно четок выделить страны, которые основными участниками  мирового рынка мяса. Прежде всего, это четыре региона Латинская  Америка, ЕС, Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион. Характер вовлеченности этих стран разный. Так например, страны Латинской  Америки лучше всего обеспечены необходимыми ресурсами для развития животноводства, которое во многом определяет мясную отрасль, это и земельные, водные ресурсы, кормовая база и т.д. и осуществляют торговлю преимущественно между собой и в страны Северной Америки. Но при этом в мировую торговлю больше всего вовлечены страны ЕС, которые активно как экспортируют так и импортируют, и Австралия и Новая Зеландия, которые во многом ориентируются на экспорт мяса на весь европейско-азиатский континент. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона имеют высокие показатели мясной отрасли, но обеспечивают в основном себя, что связано с большой численностью населения. 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 3. Анализ развития отрасли

3.1.Методика и анализ тесноты связей и зависимости показателей

    Постановка  цели
    Собрать информацию и провести ее первичную обработку, т.е. табулирование, группировка
 На  основе собранных данных формируется следующая таблица:
 Таблица 5
 Исходные  данные
Страна Про-во мяса на душу населения  (тыс. тонн на чел  в год) Поголовье скота (тысяч штук в год)  Площадь земель, используемые под фермы (га) Количество  ферм (штук) Численность, работающих в мясной отрасли (тысяч чел.)
  Y Х1 Х2 Х3 Х4
1 2
.
.
49
         
 Y – результирующий показатель (зависимая переменная) и Хi – независимые переменные.
      Провести описательную статистику
  Необходимо  провести перед началом анализа, чтобы исключить возможность  ошибки и неправильных результатов. В ходе описательной статистики находятся основные параметры: математическое ожидание, дисперсия, максимальное и минимальное значение, по каждому показателю. Дисперсия позволяет судить об однородности данных, также оценка минимального, максимального и среднего значений позволит судить о том, нет ли сильно выделяющихся значений, которые могут помешать анализу. В ходе описательной статистики корректируем данные.
      Определить тесноту связи между показателями на основе корреляционной матрицы
  Задача  корреляционного анализа с одной стороны охарактеризовать саму связь между факторами (прямая или обратная), а с другой проанализировать тесноту связи (связь отсутствует, связь слабая, умеренная, заметная, сильная, весьма сильная, полная связь), но при этом корреляционный анализ не вскрывает причин возникновения связи.
  Построим  корреляционную матрицу в программном  продукте SPSS 17, получим следующую таблицу:
  Таблица 6
Корреляции
    Производство Поголовье Фермы Площадь Работники
Производство Корреляция Пирсона 1 ?yx1 ?yx2 ?yx3  
Знч.(2-сторон)          
N 49 49 49 49 49
Поголовье Корреляция Пирсона ?yx1 1      
Знч.(2-сторон)          
N 49 49 49 49 49
Фермы Корреляция Пирсона ?yx2   1    
Знч.(2-сторон)          
N 49 49 49 49 49
Площадь Корреляция Пирсона ?yx3     1  
Знч.(2-сторон)          
N 49 49 49 49 49
Работники Корреляция Пирсона         1
Знч.(2-сторон)          
N 49 49 49 49 49
 
  , где ?ijэто соответствующие коэффициенты парной корреляции Пирсона,  ij -  показатели между которыми рассматривается теснота связи. Например, ?yx1парный коэффициент корреляции, показывающий связь между производством мяса (y) и площадью земель, используемых под фермы (х1), соответственно коэффициент парной корреляции ?yy  = 1, что означает полную совместимость, т.е. коэффициент варьируются в пределах от 0 до 1, чем ближе к 1 тем сильнее связь между показателями. Если коэффициент равняется 0, это означает отсутствие линейной связи, хотя возможно сама связь и существует. Также под каждым коэффициентом стоит уровень значимости данного коэффициента, позволяющим нам сделать оценить значимость.
  Корреляционная  матрица покажет нам связь  между производством и каждым фактором производства в отдельности, позволит выделить наиболее существенный фактор. Кроме того, определив связь  между самими факторами, нам необходимо исключить мультиколлинеарные факторы, т.е. независимые показатели с тесной связью, т.к. это помешает регрессионному анализу.
    Составить уравнение зависимости результирующего показателя Y (объем производства) и факторов производства (Х), для этого используем регрессионный анализ. Регрессионный анализ  – статистический метод исследования зависимости между зависимой переменной Y и одной или несколькими независимыми переменными X1,X2,...,Xj, рассматриваемых в регрессионном анализе как неслучайные величины, независимо от истинного закона распределения Xj. В результате необходимо построить уравнение  множественной регрессии вида:
Для нахождения коэффициентов используем программный  продукт SPSS 17.0, пошаговый регрессионный анализ. В результате получится таблица вида:
Таблица 7
Коэффициентыa
Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t Знч.
B Стд. Ошибка Бета
 
 
    Для каждого шага анализируются исключённые переменные ? — это регрессионные коэффициенты, стандартизованные соответствующей области значений, они указывают на важность независимых переменных, вовлечённых в регрессионное уравнение.
      Проверить значимость полученных коэффициентов.
    Для проверки анализируются показатели Знч., полученные в таблице коэффициентов. За уровень значимости следует взять 0,01. То есть, коэффициенты, для которых значение Знч. больше либо равно 0,01 для составления уравнения применяться не будут.
      Сделать выводы
 
 
Проведение  анализа
    Постановка цели: рассмотреть наличие связи между объемом производства мяса и факторами, влияющими на производство
    Исходная информация
Собираем статистическую информацию по параметрам: производство мяса на душу населения (кг на чел), поголовье  скота (тысяч голов), площадь земель под фермы (тысяч га), количество ферм (штук) и численность, работающих в мясной отрасли (тысяч чел.) 49 стран и представляем в виде таблицы 8.
Таблица 8
Производство  мяса и влияющие факторы [1]
Страна про-во на душу населения (кг на чел) поголовье (тыс. голов) территория под  фермы ( тысяч га) количество ферм численность работающих в мясной отрасли (тыс. чел.)
Китай 67,592 491,56 1698,67 1544 1,372
Индия 3,918 189,86 1133,23 201321 0,041
Индонезия 9,038 18,93 73,21 38796 0,046
Япония 28,136 14,19 7,51 3006 0,686
Малайзия 48,775 2,77 1,63 24 0,386
Филиппины 27,030 16,12 16,78 27760 0,255
Сингапур 53,430 0,26 0,00 0 0,573
Южная Корея 43,720 13,39 69,80 10324 1,577
Тайланд 29,497 16,17 19,01 4399 1,179
Вьетнам 28,357 33,97 11,67 2216 1,031
Австралия 102,626 30,92 12304,04 1629 3,845
Новая Зеландия 98,550 10,06 68,83 602 11,063
Болгария 54,966 1,66 19,73 301 3,048
Чехия 57,130 3,89 371,20 1802 3,827
Венгрия 58,245 4,82 123,08 1477 4,692
Польша 73,954 23,88 325,60 14911 4,734
Румыния 52,167 10,00 151,90 2551 2,176
Россия 45,050 36,29 18,42 28 2,305
Словакия 44,465 1,58 122,84 306 2,284
Украина 24,421 13,96 261,23 119 1,818
Аргентина 115,690 53,31 3401,88 1779 7,053
Бразилия 75,221 233,91 1902,33 10211 5,140
Чили 15,970 7,16 17,95 800 0,428
Колумбия 31,575 29,46 44,94 4834 0,410
Мексика 46,967 48,11 396,00 130200 0,700
Венесуэла 52,090 19,94 2,60 4 1,541
Египет 29,458 4,65 22,86 501 0,111
Израель 67,090 0,63 6,03 399 1,758
Морокко 23,927 2,84 3,41 2995 0,688
Саудовская  Аравия 49,991 0,00 13,73 3 0,898
Канада 77,261 29,62 554,47 3649 2,143
США 85,563 159,87 2234,59 7192 2,378
Австрия 102,563 5,10 410,00 20331 2,867
Бельгия 63,449 8,81 37,24 922 1,967
Дания 73,918 15,58 179,33 2811 5,145
Финляндия 37,464 2,36 159,40 4673 2,886
Франция 52,323 33,93 591,22 13433 3,704
Германия 61,002 39,55 926,82 22044 3,674
Греция 101,512 1,54 261,98 20991 0,775
Ирландия 79,344 8,18 46,00 1297 4,721
Италия 50,197 15,48 1152,07 45384 1,334
Нидерланы 60,213 15,56 53,20 1583 1,744
Норвегия 38,318 1,71 51,71 2784 4,213
Португалия 104,778 3,69 247,55 2408 2,179
Испания 50,467 33,60 1476,99 25998 2,710
Швеция 40,178 3,19 261,77 3488 2,267
Швейцария 54,300 3,14 124,60 6000 2,848
Турция 20,531 11,26 148,03 21993 0,436
Великобритания 54,018 15,03 732,99 6944 2,718
 
    Проведем  описательную статистику и получим следующие результаты (табл. 9)
Таблица 9
Описательные  статистики
  N Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение Дисперсия
  Статистика Статистика Статистика Статистика Стд. ошибка Статистика Статистика
Поголовье 49 ,00 491,56 45,2657 14,82862 103,80037 10774,516
Площадь 49 ,00 12304,04 678,0764 262,55636 1837,89454 3377856,343
Производство 49 3,92 115,69 54,6943 3,75984 26,31890 692,685
Работники 49 ,04 11,06 2,3475 ,29372 2,05602 4,227
Фермы 49 ,00 201321,00 13742,1837 4876,38607 34134,70252 1,165E9
N валидных (целиком) 49            
Из оценки таблицы можно сказать, что данные по всем параметрам очень неоднородные и имеют большой разброс значений. Так например, коэффициенты вариации (стд. Отклон./среднее) всех параметров будут больше 100%, что говорит об отсутствии однородности. Это может оказать влияние на результаты анализа, но в силу ограниченности данных и небольшого объема выборки оставим исходную информацию без изменений.
    Определим тесноту связи между показателями на основе корреляционного анализа
Корреляционный  анализ проводим с помощью программного продукта SPSS 17, получаем следующую корреляционную матрицу (табл. 10)
Таблица 10
Корреляции
    Производство Поголовье Фермы Площадь Работники
Производство Корреляция Пирсона 1 ,108 -,285* ,398** ,608**
Знч.(2-сторон)   ,459 ,047 ,005 ,000
N 49 49 49 49 49
Поголовье Корреляция Пирсона ,108 1 ,146 ,212 -,052
Знч.(2-сторон) ,459   ,317 ,144 ,725
N 49 49 49 49 49
Фермы Корреляция Пирсона -,285* ,146 1 ,014 -,242
Знч.(2-сторон) ,047 ,317   ,923 ,094
N 49 49 49 49 49
Площадь Корреляция Пирсона ,398** ,212 ,014 1 ,200
Знч.(2-сторон) ,005 ,144 ,923   ,168
N 49 49 49 49 49
Работники Корреляция Пирсона ,608** -,052 -,242 ,200 1
Знч.(2-сторон) ,000 ,725 ,094 ,168  
N 49 49 49 49 49
*. Корреляция  значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
**. Корреляция  значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
    Из  всех факторов наиболее тесная связь  между производством мяса и численностью работников, коэффициент Пирсона в данном случае равняется 0,608 при уровне значимости 0,01, т.е. можно сказать что численность оказывает существенное влияние на производство, наблюдается связь и между производством и площадью ферм 0,398 при уровне значимости 0,05 и совсем незначительная связь производства мяса с поголовьем скота и количеством ферм.
    Если  рассматривать связи между самими факторами, можно утверждать что  мультиколлинеарных параметров нет, что  позволяет свободно приступать к  регрессионному анализу.
    Составим уравнение зависимости производства мяса от факторов на основе пошагового регрессионного анализа (с помощью программного продукта SPSS 17)
Сначала программа определяет наиболее значимые параметры, которые будут учувствовать в анализе, в данном случае это  численность работников и площадь  под фермы (смотр табл. 12) 
 

Таблица 12
Введенные или удаленные  переменныеa
Модель Включенные переменные Исключенные переменные Метод
1 Работники . Шаговый (критерий: вероятность F-включения <= ,050, F-исключения>= ,100).
2 Площадь . Шаговый (критерий: вероятность F-включения <= ,050, F-исключения>= ,100).
a. Зависимая переменная: Производство
Далее составляется таблица-сводка моделей, соответствующая  пошаговому анализу (таблица 13)
Таблица 13
Сводка  для модели
Модель Н R-квадрат Скорректированный R-квадрат Стд. ошибка оценки
1 ,608a ,370 ,357 21,11233
2 ,670b ,449 ,425 19,95001
a. Предикторы: (конст) Работники
b. Предикторы: (конст) Работники, Площадь
 
    Средняя часть расчётов отражает два источника  дисперсии: дисперсию, которая описывается  уравнением регрессии (сумма квадратов, обусловленная регрессией) и дисперсию, которая не учитывается при записи уравнения (остаточная сумма квадратов). Частное от суммы квадратов, обусловленных регрессией и остаточной суммы квадратов называется "коэфициентом детерминации". В таблице результатов это частное выводится под именем "R-квадрат".
    Из  таблицы следует, что вовлечение переменных в расчет производилось за два шага, то есть переменные численность работающих и площадь поочерёдно внедрялись в уравнение регрессии. Для каждого шага происходит вывод коэффициентов множественной регрессии, меры определённости, смещенной меры определённости и стандартной ошибки. При этом надо отметить, что стандартная ошибка достаточно большая, что может говорить о неточности данного анализа.
    И на основе следующей таблицы 14 составим регрессионное уравнение.
Таблица 14
Коэффициентыa
Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t Знч.
B Стд. Ошибка Бета
1 (Константа) 36,417 4,605   7,909 ,000
Работники 7,786 1,482 ,608 5,253 ,000
2 (Константа) 35,355 4,371   8,089 ,000
Работники 7,048 1,430 ,551 4,931 ,000
Площадь ,004 ,002 ,288 2,576 ,013
a. Зависимая  переменная: Производство
    В ходе анализа представляется две  модели, рассмотрим более подробно.
    1 модель: У = 36,417+7,786*Х,
    Где Х – численность работников, У  – производство мяса
    При этом стандартная ошибка коэффициентов  достаточно большая, но уровень значимости позволяет принимать данную модель. Т.е. данное уравнение говорит о  том что если Х увеличится на 1 тысячу человек , то У вырастет на 7,768 тысяч тонн на душу населения.
    2 модель: У = 35,355+7,048Х1+0,004Х2, где
    У- производство мяса, Х1 – численность  работающих, Х2 – площадь под фермы. При этом надо учесть, что уровень  значимости коэффициента по Х2 чуть больше 0,01.

3.2. Методика классификации  стран по показателям  развития отрасли

    Постановка  цели
    Собрать информацию и провести ее первичную обработку, т.е. табулирование, группировка
    Таблица будет иметь следующий вид:
    Таблица 15
    Исходные  данные
Страна Экспорт свинины (тонн) Импорт свинины (тонн) Экспорт говядины (тонн) Импорт говядины (тонн)
1 2
.
.
39
       
 
    Определить количество групп с помощью иерархического кластерного анализа
Данный анализ проводим с помощью программного продукта SPSS 17. В результате иерархического кластерного анализа появится диаграмма, которая показывает возможные объединения показателей, на основе нее выберем наиболее удачное число групп.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.