На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегическое планирование регионального развития: принципы и порядок действий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
по дисциплине: «Региональная экономика и управление»
на тему: «Стратегическое планирование регионального  развития: принципы и порядок действий». 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 6 курса 
 
 
 

Абакан, 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......... 3
1. СУЩНОСТЬ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ  РЕГИОНА……………………………………………………………………….5
1.1. содержание и функции стратегического планирования………………..5
1.2. Стратегии планирования развития региона………………………………14
2. ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ……………………………………………………………………….18
2.1.Социально-экономическое развитие РХ…………………………………...18
2.2. Анализ показателей социально-экономического развития РХ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………..30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Региональное  стратегическое планирование рассматривается  в качестве нового метода повышения  эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации.
     Ключевым  фактором, определяющим необходимость  совершенствования и повышения  эффективности государственного управления в данной сфере, полагается исчерпанность прежней государственной политики регионального развития страны, основанной на идеях сокращения различий и выравнивания уровней социально-экономического развития регионов
     В России как федеративном государстве  задачи государственного управления региональным развитием решаются на федеральном  и региональном уровнях.
     Актуальность  работы обусловлена тем, что переход  к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется  в предоставлении достаточно широких  прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности  территорий за решение собственных  проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный  переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного  вовлечения в этот процесс местных  факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и  самофинансирования.
     Для становления экономической основы стратегического планирования развития региона и проведения активной политики по его социально-экономического развития необходимо формирование эффективной  системы стратегического планирования и регулирования развития региона. Стратегические планы определяют важнейшие  цели, задачи и ориентиры развития территорий, а также механизмы  их достижения и реализации.
     Объектом  изучения данной работы является  Республика Хакасия, а предметом – стратегическое планирование развития Республики Хакасии.
     Цель  курсовой работы – оценка эффективности  стратегического планирования развития Республики Хакасия.
     Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих задач:
     - изучить принципы и порядок  принятия стратегического планирования  развития региона,
     - ознакомиться с нормативно-правовой  базой по данной теме,
     - проанализировать стратегию планирования  развития Республики Хакасия,
     - изучить динамику показателей  социально-экономического развития  РХ.
     При написании курсовой работы была использована научная и учебная литература.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из двух пунктов, вторая из двух пунктов), заключения, библиографического списка.
     В введении указаны предмет, объект, цели, задачи проекта. В первой главе рассматриваются  такие вопросы как: что такое  планирование, сущность и принципы  стратегического планирования, сущность стратегии социально-экономического развития региона; во второй главе рассматривается стратегическое развитие республики Хакасия, представлены проблемы развития РХ, и анализируется социально-экономическое развитие РХ по основным показателям. В заключении подведены итоги курсовой работы. 
 
 
 
 

     1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
     1.1. содержание и функции стратегического планирования 

     Планирование      –       есть предопределение  будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого  в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
     Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в  показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений  социально-экономических задач, этапы  движения к конечной цели.
     Плановые  показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные  результаты, виды и объемы затрачиваемых  ресурсов. Планы разрабатываются  на определенный период, именуемый  плановым периодом. План фиксирует  показатели, характеризующие состояние  системы в конце планового  периода, определяет пути и способы  достижения желаемых результатов и  необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению  планов, а также их практическое осуществление представляют собой  систему планирования.
     К планированию относятся:
     - общественно-политический надзор  над экономикой и контроль  через различные политические  учреждения (правительство, парламент,  администрация президента, политические  партии и т.д.);
     - оценка состояния экономики на  конкретный момент времени;
     - оценка спонтанных тенденций  развития;
     - проецирование на будущее желаемого  экономического уровня, а также  использование всех необходимых  средств, для достижения намеченных  целей.
     Основной  функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой  системой, с последующим формулированием  комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в  содержании плана.
     План  состоит из отдельных разделов, в  этих разделах обосновываются пути решения  задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.
     Все вышеизложенное относится к макроэкономическому  планированию которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического  планирования, привести по истечению  определенного срока к желаемому  результату национальную экономику  в целом.
     Современный рыночный механизм планирования отталкивается  от принципов:
     • демократизации,
     • самопланирования,
     • форм собственности.
     Принцип демократизации планирования заключается  в том, что планово-управленческие решения формируются, в основном, снизу, на свободной основе при минимально необходимом уровне централизации.
     Принцип самопланирования заключаются в  том, что каждый субъект хозяйственной  деятельности самостоятельно разрабатывает  свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах.
     Принцип первичности форм собственности  предусматривает то, что право  планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который  сам решает делегировать или нет  эту функцию распорядительным органам, планирующим от его лица.
     Планирование  должно быть основано на применении научных  прогнозов, целевых программ, балансовых расчетах и методах оптимизации  плановых решений для определения  и выбора стратегических целей и  тактических задач в области  экономики и социального развития. Такое планирование предполагает сознательное использование объективных законов  развития производственных отношений  при определении структурных  и качественных сдвигов в экономике.
     Централизованное  планирование распространяет свое воздействие  только на объекты государственной  собственности (государственные предприятия  и имущество, финансы, ценные бумаги, принадлежащие обществу природные  богатства, предприятия и организации, находящиеся в распоряжении государства).
     Государственное планирование распространяется только на общественно необходимый общественный конечный продукт – результат  осуществления планов.
     Планирование  происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно-технических  программ, создания объектов общегосударственного назначения, реализации международных  проектов, разработки и производства основных видов оборонной техники .
     Направления государственного планирования.
     Важным  направлением стратегического планирования является планирование структуры общественного  производства и определение структуры  сдвигов.
     Основная  задача данного направления состоит  в обеспечении наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.
            Планирование структуры национальной  экономики проходит в два этапа:      
     1. Распределение сводных данных  показателей по отраслям, чтобы  рассчитать контрольные цифры  и довести их до предприятий  и территорий.
     2. Сбор и агрегирование отраслевых  и территориальных проектировок.
     Основные  усилия в области структурных  преобразований должны быть направлены на решение следующих задач:
     •удовлетворение на допустимом уровне самых первоочередных потребностей населения;
     • обеспечение рационального уровня занятости;
     •создание необходимых предпосылок для  активизации инвестиционной деятельности.
     Для выполнения указанных задач необходимо стабилизировать финансовую систему  страны.
     Виды  стратегического планирования
     Существуют  следующие виды стратегического  планирования:
     -  Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов  идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более  короткий срок, становятся составной  частью перспективных. Перспективные  планы отражаются долгосрочные  цели и генеральную стратегию  действий. Разрабатываемые альтернативные  стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных  программах, содержащихся в приложениях.  Перспективные планы включают  в себя показатели и предложения,  которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях.  Перспективные планы разрабатываются  на срок от 5 до 10 лет.
     - Среднесрочное планирование.
     В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение  ее характеристик в ближайшем  будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные  планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.
     - Краткосрочное планирование.
     Такое планирование охватывает период в несколько  недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования  ресурсов и реализуется через  составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными  кредитами.
     В настоящее время стратегическое планирование осуществляется на различных  уровнях власти путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и схем развития отдельных отраслей экономики, сфер жизнедеятельности и территорий.  Полномасштабное осуществление мероприятий региональной политики в Российской Федерации ограничивается отсутствием единой системы государственного стратегического планирования регионального развития и её увязки с системой территориального планирования.
     К настоящему времени практически  во всех субъектах Российской Федерации  сформирован комплекс официальных  документов по стратегическому развитию регионов, включающий в себя:
     • стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
     • схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
     • программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период;
     • целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     • иные документы, соответствующие требованиям, установленным российским законодательством к документам стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, решение о разработке которых принято высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     При разработке стратегии социально-экономического развития (далее – Стратегия) администрация  региона (муниципального образования) исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона (муниципального образования) целям  и приоритетам федерального Правительства, определенным в Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, посланиях  Президента Российской Федерации, отраслевых стратегиях федеральных министерств  и ведомств.
     При разработке стратегии развития муниципального образования также учитывается  стратегия развития субъекта Федерации, в который входит данное муниципальное  образование.
     Соответствие  стратегических целей развития Российской Федерации и стратегических направлений  развития региона (муниципального образования) обеспечивает проекцию целей Правительства  Российской Федерации на региональный (муниципальный) уровень.
     Осуществление целей федерального Правительства  на региональном и муниципальном  уровнях предусматривает:
     - ориентацию на опережающее развитие  секторов, которые могут играть  роль точек роста – общенациональных, макрорегиональных, региональных  и локальных, которые выполняют  функции «ведущего звена» для  экономической системы региона  (муниципального образова-ния); выявление  и активизация потенциала новых  «точек роста»;
     - обеспечение комплексного, или системного  подхода, обеспечивающего учет  и максимальное использование  синергетических эффектов, обусловленных  взаимовлиянием целей, наличием  сопряженных результатов в реализации  целевых проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, способствующих  росту экономики региона (муниципального  образования);
     - преемственность программных документов (федеральных, региональных и  муниципальных целевых программ, отраслевых стратегий и программ  различного уровня и т.д.);
     - реализацию уникального потенциала  региона (муниципального образования), участвующего в социально-экономическом  развитии России и выполняющего  весьма значимые общероссийские  функции.
     Успешное  решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь  от решения двух основополагающих задач  регионального/муниципального управления:
     - определение миссии (стратегической  цели) и направлений социально-экономического  развития региона (муниципального  образования) в рамках стратегического  видения образа его будущего;
     - формулирование плана действий (стратегических  мероприятий), осуществляемых администрацией  региона (муниципального образования)  и обеспечивающих реализацию  поставленных целей.
     Стратегия рассматривается как трехуровневая  система, включающая:
     миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
     стратегические  направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
     стратегические  действия – комплексы программных  мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью  которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений  развития региона (муниципального образования).
     На  каждом уровне устанавливается соответствие между:
     стратегическими целями и направлениями развития региона (муниципального образования), с одной стороны, и целями федерального Правительства (а для муниципального образования – также целями, определенным администрацией региона), с другой.
     стратегическими целями и направлениями развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), с одной стороны, и стратегиями  федеральных и (для муниципального образования) региональных органов  государственной власти, с другой;
     стратегическими действиями администрации региона (муниципального образования), с одной  стороны, и приоритетными национальными  проектами, с другой.
     Современное положение дел и тенденции  развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования) оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей.
     Результаты  анализа ситуации, тенденций, проблем  и ограничивающих факторов представляются в формате SWOT-анализа (сильные и  слабые стороны, возможности и угрозы). Проведенный SWOT-анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и  социальной сферы, а также внешних  условий развития региона (муниципального образования), обусловливающих необходимость  повышения его вклада в реализацию целей федерального Правительства, в выполнение общероссийских функций. Осуществляется группировка ключевых проблем социально-экономического развития региона, на решении которых  необходимо сконцентрировать усилия в  рамках реализации Стратегии.
     Результаты  итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используются для  формирования стратегического видения  и определения миссии (стратегической цели) и стратегических направлений  развития региона (муниципального образования).
     Стратегические  направления развития региона (муниципального образования) детализируются в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития региона (муниципального образования) и реализацию целей федерального Правительства, а также (для муниципального образования) региональных органов  государственной власти.
     Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы  управления реализацией Стратегии, которая должна обеспечивать эффективное  взаимодействие региональных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Система управления реализацией  Стратегии должна ориентироваться  на инновационный характер управления развитием региона (муниципального образования), основанный на лучшем опыте  и своевременном выявлении проблем  в нормативно-правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием.
     Основным  инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона (муниципального образования). Главный принцип формулирования комплексных программ заключается  в реализации эффекта взаимодополняемости  и взаимной поддержки различных  стратегических действий.
     Принципы  разработки стратегии
     При разработке региональной политики следует  учитывать следующие принципы:
     • Комплексность;
     • Системность;
     • Альтернативность;
     • Многовариантность;
     • Иерархичность потребностей и возможность  их достижения в зависимости от природных, социальных, экономических, материальных и финансовых ресурсов;
     • Программность (увязка целей и требуемых  ресурсов с финансовыми возможностями  региона и вероятностью привлечения  республиканских, иностранных и  внебюджетных средств);
     • Сопоставимость показателей;
     • Агрегирование показателей по мере увеличения прогнозируемого периода, а также в процессе ранжирования целей, задач, проблем и путей  их решения.
     Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация  региона (муниципального образования), выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными министерствами и ведомствами, естественными  монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии – не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования. 

     1.2. Стратегии планирования развития региона 

     Обоснование стратегии социально-экономического развития региона предполагает использование  методик, позволяющих оценить социально-экономическое  состояние региона, наметить пути развития на перспективу и выбрать методы государственного и рыночного регулирования  и стимулирования, которые задействовали  бы мотивационный механизм и привели  бы к росту доходной части бюджета.
     Рассмотрим  схему обоснования стратегии  развития региона.
     • Анализ экономических и социальных процессов с целью повышения  эффективности руководства развития региона;
     • Обоснование стратегии социально-экономического развития;
     • Разработка концепции и выбор  методов государственного и рыночного  регулирования территориального развития;
     • Прогноз финансовых ресурсов региона  и поиск путей укрепления и  расширения доходной части бюджета.
     Первая  стадия является оправданной точкой и исходной информацией для второй. Цель второй стадии - прогноз социально-экономического развития региона, обоснование стратегии  его развития, подготовка в предложении  для третьей стадии в части  выбора метода регулирования регионального  развития.
     На  третьей стадии происходит обоснование  концепции регулирования регионального  развития в соответствии с выбранной  стратегией и подготовка условий  для функционирования рыночного  механизма региона. Четвертая стадия выявляет источники дохода регионального  бюджета, источники для привлечения дополнительных средств, как за счет своих предприятий, так и за счет иностранных инвесторов.
     Аналитическая часть реализуется в соответствии со следующими этапами:
     1. Оценка природно-ресурсного потенциала  и состояния окружающей среды;
     2. Оценка уровня социально-экономического  развития;
     3.Оценка  межрегиональных, внешнеэкономических  связей и экспортного потенциала;
     4.Оценка  разгосударствления и приватизации;
     5. Оценка финансового положения.
     В ходе анализа социально-экономического развития ведется анализ и решаются следующие задачи:
     1. оценка состояния природно-ресурсного потенциала;
     2. выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;
     3. изучение динамики и половозрастной структуры населения;
     4. причины и направление миграционных потоков;
     5. оценка использования трудовых ресурсов по отраслям;
     6. раскрытие причин безработицы;
     7. оценка уровня качества жизни и его обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;
     8. оценка уровня развития региона с позиции его функционирования в условиях рынка;
     9. анализ рыночных и внешнеэкономических связей региона, выявление экспортных возможностей региона и резерва производства;
     10. оценка финансового состояния территории, источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов;
     11. выявление процессов разгосударствления и приватизации с целью стимулирования предпринимательской деятельности;
     12. оценка возможности предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.
     Особенно  важно при анализе обратить внимание на реальные доходы населения, сбалансированность денежных доходов и расходов, решения  продовольственной проблемы, увеличения производства товаров народного  потребления, жилищного обеспечения, развития производственной и социальной инфраструктуры.
     Стратегия социально-экономического развития региона
     В процессе обоснования стратегии  социально-экономического развития региона  решаются следующие задачи:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.