На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия Ф.Аквинского

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                              Содержание
Введение  ... ……………………………….............................................................3
I. Предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского ………………7  
II. Философия Ф.Аквинского …………………………………………………....9
1.Теология и  наука………………………………………………………………...9
2.Метофизическая  теория бытия………………………………………………..11
3. «Доказательства»  бытия Бога………………………………………………...13
4.Теория познания……………………………………………………………….15
5.Этика……………………………………………………………………………19
6.Правовая и  политическая доктрина…………………………………………..22
Заключение….........................................................................................................23
Использованная  литература ................................................................................24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение       
 Средневековье  занимает длительный отрезок  истории Европы от распада  Римской империи в V веке до  эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).    
   Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.      
 Идеалистическая  ориентация большинства философских  систем средневековья диктовалась  основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение  имели такие, как догмат о  личностной форме бога-творца, и  догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого  жестокого религиозного диктата,  поддерживаемого государственной  властью, философия была объявлена  "служанкой религии", в рамках  которой все философские вопросы  решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.     
  Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.    
  Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.   
  Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).   
 В  средневековой философии можно  выделить, как минимум, два этапа  ее становления - патристику  и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.   
  Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.   
 В  патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения;                    2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.     
  Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.     
 Схоластика  в средние века прошла тир  этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).    
 В  средневековой философии остро  стоял спор между духом и  материей, что повлекло за собой  спор между реалистами и номиналистами.  Спор шел о природе универсалий,  то есть о природе общих  понятий, являются ли общие  понятия вторичными, то есть продуктом  деятельности мышления, или же  они представляют собой первичное,  реальное, существуют самостоятельно.    
  Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.    
  Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.   
 Средневековый  спор о природе универсалий  значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм . Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.   
  Фома Аквинский самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья.      
 Родиной  Фомы была Италия. Родился в  конце 1225г. или начале 1226 г.  в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец  Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.     
 На 5-ом году жизни Фому определяют  учиться в монастырь бенедиктинцев  в Монте Кассино, где он проводит  около 9-ти лет, проходя классическую  школу, из которой выносит прекрасное  знание латинского языка. В  1239 году возвращается в родной  дом, сняв монашескую рясу. Осенью  того же года он отправляется  в Неаполь, где обучается  в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.    
 В  1244 г. Фома принимает решение  вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата  Монте Кассино. Во время пребывания в Парижском университете (1245-1248 г.г.) он слушал лекции своего учителя Альберта Больштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4-е года провел так же в Кельмском университете. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над "Философской суммой".    
 В  1259г. папа Урбан IV вызвал его  в Рим, пребывание в котором  длилось до 1268г. Появление Фомы  при папском дворе не было  случайным. Римская курия усмотрела  в нем человека, который должен  был совершить важный для церкви  труд, а именно дать трактовку  аристотелизма в духе католицизма.  Здесь Фома завершает начатую  еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1269 г.г.), пишет труды, так же  приступает к работе над главным  трудом своей жизни - "Теологическая  сумма".    
 Осенью 1269г. по указанию римской курии  Фома отправляется в Париж,  ведет ожесточенную борьбу против  латинских аверроистов и их  главы Сигера Брабантского, а  также полемику против консервативных  католических теологов, желавших  по-прежнему придерживаться только  принципов августинизма. В этом  споре он занял собственную  позицию, выступив как против  тех, так и других Августианцев  он упрекал за консерватизм  и неприятие новых идей. Философские  взгляды аверроистов подрывали  основы христианско-католической  веры, защита которой стала главным  смыслом всей жизни Аквинского.     
 В  1272 г. Фома был возвращен в  Италию. Он преподает теологию  в Неаполе, где продолжает работу  над "Теологической суммой", которую заканчивает в 1273г.  Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям  Аристотеля и других философов.    
 Спустя 2-а года Аквинский покидает  Неаполь, чтобы принять участие  в созванном папой Григорием  X соборе, происходившем в Лионе.  Во время поездки он тяжело  заболевает и умирает 7 марта  1274г. в монастыре бернардинцев  в Фоссануове.   
 После  смерти ему был присвоен титул  "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата папы  Иоанна XXII, Фома был причислен  к лику святых, а в 1567г. признан  пятым "учителем церкви". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского
XIII век  - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание  в лоне феодализма его разложения, формирование зачатков нового, капиталистического  строя.   
 Развитие  товарно-денежного хозяйства в  странах Западной Европы вызвало  значительное экономическое оживление.  Изменения в производственных  отношениях неизбежно вызвали  определенные преобразования в  идеологической надстройке. Вследствие  этого в конце XII в. и первой  половине XIII в. феодальные города  начинают стремиться к созданию  собственной интеллектуальной и  культурной атмосферы. Городская  буржуазия стремится к развитию  городских школ, возникновению университетов.    
 Философским  выражением пробуждения этой  жизни и расширения научного  познания был воспринятый аристотелизм.  В философии Аристотеля пытались отыскать не только практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!"     
 Разумеется, понимаемая таким образом философия  не могла быть вдохновителем  новых духовных течений. Интеллектуальные  запросы требовали новой философии.  Именно таким был аристотелизм, хотя он и не был материалистическим  направлением, но явно противоречил  церковной доктрине. Аристотелевский  умеренный реализм был попыткой  примирения материализма с идеализмом. Аверроэс, интерпретируя умеренный  аристотелевский реализм, утверждал,  что единичные предметы не  творение бога, а косвенный продукт  божественного интеллекта, а это  было равнозначно отрицанию божественного  провидения и его влияния на  земной мир. Таким образом,  аристотелизм стал угрожать не  только официальной церковной  философии, но и приводил к  подрыву основных догматов католицизма.  Поэтому нет ничего удивительного,  что церковь активно реагировала  на распространение аристотелевской  доктрины, и накладывала запрет  на изучение трудов Аристотеля.      
 Но  интерес к Аристотелю не уменьшился. Римская курия допустила возможность  изучения трудов Аристотеля при  условии, что они будут подвергнуты  исследованию и очищены от  всякого намека на ошибки, то  есть лишены всех материалистических  элементов. Задачу приспособления  аристотелизма к потребностям  церкви было решено доверить  ученым из ордена доминиканцев.     
 Начатая  папством идеологическая борьба  против интереса интеллектуальных  кругов к естественнонаучным  проблемам, была хорошо продумана.  Эта компания подготавливалась  в течении многих лет и принесла  определенные плоды в виде  ассимиляции аристотелизма и  приспособление его к нуждам  церковной доктрины. Именно этой  христианизации аристотелизма Фома  Аквинский посвятил большую часть  своей жизни. Этого добился  орден доминиканцев в целом  и Фома Аквинский в особенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Философия Ф.Аквинского
1. Теология  и наука
Развивающаяся в конце XII  и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было аристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии с интересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке такого метода, который не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, то есть сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществлял Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки. Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку, превратив ее в область, совершенно независимую от теологии.   
 В  связи с тем, что теология  является высшей мудростью, конечный  объект которой - исключительно  Бог как "первопричина" вселенной,  мудростью, независимой от всех  остальных знаний, Фома не отделяет  науку от теологии. В сущности  концепция науки Аквинского представляла  собой идеологическую реакцию  на рационалистические тенденции,  направленные на то, чтобы освободить  науку от влияния теологии. Можно,  правда, сказать, что он обособляет  теологию от науки в гносеологическом  смысле, то есть считает, что  теология черпает свои истины  не из философии, не из частных  дисциплин, а исключительно из  откровения. На этом Фома не  мог остановиться, ибо не это  требовалось теологии. Такая точка  зрения лишь подтверждала превосходство  теологии и ее независимость  от других наук, но она не  решала самой существенной для  того времени задачи, стоявшей  перед римской курией, а именно  необходимости подчинить теологии  развивающееся научное течение,  особенно течение имеющее естественнонаучную  ориентацию. Речь шла прежде всего  о том, чтобы доказать неавтономность  науки, превратит ее в "служанку" теологии, подчеркнуть, что любая  деятельность человека, как теоретическая,  так и практическая, исходит в  конечном счете из теологии  и сводится к ней.     
 В  соответствии с этими требованиями  Аквинский вырабатывает следующие  теоретические принципы, определяющие  генеральную линию церкви по  вопросу об отношении теологии  и науки:   
 1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Выражением этого принципа является известное положение Фомы о том, что теология "не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам". Использование их, по его мнению, не является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию "первопричины" вселенной, то есть Бога;  
  2.  Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки - чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа получения истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания, открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы из откровения.;  
  3.  Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. Фома считает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К этим истинам Аквинский относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;  
  4.  Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это лишь служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит в подтверждении Книги бытия и так далее.    
 В  связи с эти Аквинский пишет: "Размышляю о теле, чтобы размышлять  о душе, а о ней размышляю,  чтобы размышлять над отдельной  субстанцией, над нею же размышляю,  чтобы думать о Боге".   
 Если  рациональные знания не выполняют  этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные  рассуждения. В случае конфликта  решающим является критерий истин  откровения, которые превосходят  своей истинностью и ценностью  любые рациональные доказательства.     
 Таким  образом, Фома не отделил науку  от теологии, а напротив, без остатка  подчинил ее теологии.    
 Аквинат,  выражая интересы церкви и  феодальных слоев, отводил науке  второстепенную роль. Фома полностью  парализует современную ему научную  жизнь.     
 В  период Возрождения и в более  позднее время теологическая  концепция науки, созданная Фомой,  становится докринальным и идеологическим  тормозом научного прогресса.
2.Метафизическая теория бытия
Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является не реализмом, а объективным  идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные  оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления - это лишь проявления душ.          
 На  вопрос о том, что является  первичным, томизм отвечает , что  первичен дух - бог, а материя  - это его творение и является  чем-то вторичным. Философия Аквинского  признает существование не только  душ, но и целой иерархии  чистых духов, или ангелов.  Томизм признает существование  материального мира независимо  от субъекта, но не отрицая  существование объективной действительности, признает также существование  нематериального мира, который является  первичным.         
 Идеалистический  характер философии Аквинского  слишком очевиден, ибо он недвусмысленно  вытекает из самой идеи креационизма - сотворения мира из ничего.
Фома  считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности и существования. Он считал, что различие между сущностью  и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов  сознание, а является чем-то фактическим, реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность, но она не имплицирует их существование. Это происходит потому, что все  существующее в мире создано богом, а следовательно зависит от него. Человек и животное существуют не благодаря своей сущности, а благодаря  сопричастности божественному акту творения. Аквинский считает, что  мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а  является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположность ему  бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено  в его природе.       
 Категории  материи и формы Фома также  заимствует из аристотелевской  метафизики. Различая в субстанциях  2-а компонента - материю и форму,  Аристотель стремился создать  философскую основу для процессов  обобщения и классификации в  естественных науках, стремился  решить проблему об отношении  общего к единичному и наоборот.        
 В  толковании Фомы Аквинского реально  существуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы.  Материя представляет основу  индивидуализации, материя лишенная  формы, пассивна, не может без  нее существовать. Форма является  активным элементом.      
 Аристотель  признавал существование единичных  вещей, он на почве своей  системы объединял материалистические  и идеалистические элементы.      
 Аквинский  "очистил" аристотелизм именно  от материалистических элементов,  которые нельзя было примирять  ни с истинами откровения, ни  с церковной философией того  периода, основанной на платоновских  традициях. Однако форма в толковании  Фомы приобретает иной смысл,  чем у Аристотеля. В понимании  последнего она была совокупностью  общих существующих признаков,  присущих вещам определенного  вида, и не существовала вне  или до них.      
 Правда, Аквинат также считал, что общее,  или форма, содержится в единичных  вещах, но на этом он не  остановился. Он различает в  субстанциях 3-и рода форм, или  универсалий: 1) универсалия, содержащаяся  в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия; 2) универсалия,  абстрагированная от субстанции, то есть существующая в человеческом  уме. В этом виде реально  она существует только в уме,  а в вещи имеет лишь свою  основу. Эту универсалию Фома  называет рефлексивной; 3) универсалия - независимая от вещи в божественном уме. Универсалии в уме творца - это неизменные, постоянные, вечные формы, или основы вещей.      
 Вводя  градацию форм, Фома, дает философское  обоснование иерархичности не  только мира природы, но и  общественного порядка. Критерием,  отличающим одну вещь от другой, выступают не их естественные  особенности, а различия в совершенстве  форм, являющихся "не чем иным, как подобием бога, которому вещи  сопричастны".     
 У  Аквинского материя не существует  извечно, а оказывается созданной  богом  из ничего, а потому - вторична. Возможность присуща ей не в силу природы, а вложена в нее творцом и только благодаря ему осуществляется.       
 В  период, когда развивающаяся буржуазия  подчеркивала ценность земной  жизни, призывы пренебречь бренной  жизнью были не в интересах  церкви. Речь шла о том, чтобы,  с одной стороны, доказать безусловную  зависимость мира от творца, с  другой же - показать, что сверхъестественные  цели реализуются через цели  реальные, земные. Поэтому Аквинский  вводит понятие естественных  причин посредством которых бог  правит миром.     
 Во  все категории аристотелевской  метафизики Фома вкладывает теологическое  содержание, лишая их этим естественнонаучного  характера. Аквинский рассматривает проблемы познания этики, политического и правового учения, естественной теологии, сердцевиной которой являются так называемые "доказательства" бытия, бога.
3."Доказательства" бытия Бога
Фома  Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы  его познавательных возможностей. Центральной  проблемой естественной теологии являются так называемые томисткие "доказательства" бытия бога.      
 Аквинский  утверждает, что доказать существование  творца можно двумя способами:  через причину и через следствие.  Переводя эту схоластическую  терминологию на современный  язык, можно сказать, что в первом  случае речь идет о доказательстве  априорном, то есть от причины  к следствию, во втором - об  апостериорном, то есть от следствия  к причине. Аквинат формулирует  пять "доказательств-путей" бытия  бога.      
1. Доказательство от движения, называемое в настоящее время кинетическим доказательством, исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение это соединение материи с формой. Если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершено чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в движение третьим и так далее. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого "двигателя", а следовательно, и второго, и последующих, и вообще не было бы движения. Поэтому, делает вывод Фома, мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым является бог, находящийся за пределами мира.     
2. Доказательство от производящей причины, гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть бога. Фома считает, что невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Если в цепи производящих причин не признать абсолютно первую причину, то тогда не появятся и средние и последние причины, и, наоборот, если в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой производящей причины. "Следовательно, - пишет Аквинский в "Теологической сумме", - необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют богом".                                                                                             
3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать временами, реально не существует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли сами собой. "Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, - пишет Фома, - необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог".     
4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным.  Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее наивысшей степенью бытия. "Отсюда следует, - пишет Фома, - что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем богом".     
5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Фома считает, что это происходит не случайно и кто-то должен целенаправленно руководить миром. "Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом", - писал Аквинский.     
 Из  всего вышеперечисленного следует,  что Фома идентифицирует целесообразность  и закономерность, точнее, принижает  закономерность и сводит ее  к целесообразности. Цель к которой  якобы стремится все находящееся  под солнцем, не возникает,  согласно Фоме, индуктивным путем,  а предопределена заранее, априорным  способом, которому он стремится  подчинить любой процесс в  природе и обществе.     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.