На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие системы государственной службы в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Институт переподготовки специалистов
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
По дисциплине: Система государственного и муниципального управления
На тему: Развитие системы государственной службы в РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
Группа: 08301
Выполнила:
Иващенко И.П..
Студентка 5 курса
Заочного отделения
Проверил:
Зенков М.Ю.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2010
Содержание

Введение
1. Генезис института государственной службы России
1.1. Зарождение и становление  института государственной службы в России
1.2. Развитие  системы государственной службы в России после XVII в
2. Развитие  системы государственной службы на современном этапе
2.1. Проблемы правового регулирования  института государственной службы
2.2.   Сущность и особенности государственной службы
2.3.  Направления  развития системы государственной службы
Заключение
Список использованных источников
 


Введение

 
 
Отношение к государственной службе, к ее организации и регламентированию, к ее прохождению чиновниками служит показателем устройства государства и его аппарата. Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы.
Реформирование государственной службы - один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Задачи российского государства, в первую очередь в социальной сфере и экономике, предполагают самый высокий качественный уровень развития государственной службы. Отражая публичный характер деятельности, она тесно связана с процессами формирования и реализации управляющих воздействий и является не только одним из важнейших социальных факторов функционирования исполнительной власти, но и составляет организационную основу государственной власти. Вне должностей государственной службы государственная власть реально не существует. Будучи важнейшим организационно-правовым элементом в механизме исполнительной власти, государственная служба должна в полной мере выполнять присущие ей задачи.
Целью работы является изучение развития  системы государственной службы РФ.
Задачами работы являются:
- изучение особенностей  зарождения и развития системы государственной службы в России,
- изучение особенностей развития системы государственной службы  в России  после XVII в.,
- изучение особенностей развития  системы государственной службы на современном этапе развития.
 

1. Генезис института государственной службы России 

1.1. Зарождение и становление  института государственной службы в России

Институт государственной службы Российской Федерации имеет достаточно глубокие исторические корни. Еще в древней Руси закладывались одновременно основы государственного управления и, разумеется, института государственной службы. Эти два социальных феномена являются неразделимыми, ибо государственное управление не может быть реализовано без соответствующего аппарата. В этой связи следует отметить, что указанные институты того периода строились на принципах вассалитета. В частности, вассальное отношение представляло собой отношение между двумя юридически значимыми сторонами. При этом каждая из них была связана взаимными правами и обязанностями. Особое место в системе государственной службы занимали дружинники. Так, в соответствии с нормами Краткой Русской правды дружинники пользовались привилегиями как особая когорта людей. Среди них существовала определенная идеология отношений. В ее основу были заложены принципы, определяющие взаимоотношения князя и дружины[1]. В частности, князь был обязан содержать свою дружину, одаривать ее членов, устраивать пиры, которые по своей сути доказывали единство князя и его дружины. В свою очередь, дружинники прославляли князя. Тем не менее на практике имели место случаи взаимных противоречий и сложностей.
Основные средства на обеспечение дружины добывались за счет завоевательных походов, отчисления дани, судебных сборов и т.д. Одновременно с этим начиная с XI в. начала просматриваться тенденция обрастания дружинников собственностью. С XII в. им предоставлялись волости для управления и кормления, а это привело к тому, что дружинники все больше приобретали функции хозяйственной деятельности. Как итог - они покидали князя. Их место стала занимать младшая дружина, которая впоследствии приобрела большое влияние. Собственно управление на местах осуществлялось местными князьями и их администрацией (посадник - в городах, волостель - в сельской местности). Характерно и то, что местные князья превратились в вассалов великого князя и имели большие права, вплоть до внешнеполитических акций[2].
Интересными с позиции исторических фактов являются уклад и организация государственного управления в Новгородской земле. В частности, с 1136 г. там был особый политический строй, по сути представляющий собой республику. Должностные лица были выборными (посадник - административное управление, тысяцкий - руководитель ополчения, в мирное время возглавлявший суд по торговым делам, старосты - районов города). Ими избирались бояре, вплоть до наиболее влиятельных. Высшие должности в республике находились в руках знати, а к концу ее существования усиливались олигархические тенденции. Новгородская республика просуществовала до 1478 г. Аналогичная система управления имела место и в Псковской земле, правда, в течение менее продолжительного периода. Иная система государственной службы была в Московском государстве. Это было, прежде всего, связано с татаро-монгольским нашествием. Хотя управление сохранилось в руках русских князей, тем не менее наследственность в процессе передачи власти была утеряна. Князей назначали ханы с помощью специальных грамот - ярлыков. По сути своей выделение государственного управления, а также появление многочисленного слоя государственных служащих произошло в XV - XVII вв., т.е. под влиянием централизованного русского государства и формирования самодержавия. При этом четко просматривалась тенденция сакрализации власти на основе православных устоев, т.е. великий князь, а в последующем и царь рассматривались как наместник Бога на земле. Несогласие или выступление против власти были сродни противодействию Богу.
Сакрализация власти полностью выводила властителя из-под контроля общества, возносила его над обществом на недосягаемую высоту. Любое несогласие, а тем более выступление против власти, рассматривалось как выступление против Бога. Соответственно, и для государственных служащих полное подчинение государю было обязательным. Барон Сигизмунд дер Герберштейн (1486 - 1566), дважды (в 1517 г., 1526 г.) побывавший в России в качестве посланца от двора Священной Германской империи, так писал о своих впечатлениях: "Из советников, которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто заявляют, что воля государя есть воля Божья и что ни сделает государь, он делает по воле Божьей". Характерно, что некоторые элементы коллегиальности и отчасти демократического правления определенное время еще сохранялись. В XV в. все дела князь решал совместно с думой. Великие бояре, как называли думцев, не были послушными и безгласными исполнителями воли князя. Дворянин И. Берсень-Беклемишев, сделавший придворную карьеру, вспоминал на склоне лет, что Иван III любил и приближал к себе тех, кто ему возражал: "Против себя стрему любил и тех жаловал, которые против его говаривали". В последующем, в частности в XVI в., великий князь был вправе казнить любого или заточить в монастырь, конфисковать имения любого члена думы, вне зависимости от знатности и положения. Аппарат служащих формировался в основном из высших слоев русского общества. В этой связи уместно заметить, что для боярства, объединявшего родовые корпорации знати, наибольшее значение имели древность и знатность рода. Впоследствии постепенно стал утверждаться принцип приоритета знатности рода перед древностью.
 

1.2. Развитие  системы государственной службы в России после XVII в

 
Существенное влияние на организацию государственной службы России оказала Смута начала XVII в., в которой дворянство принимало самое активное участие. В результате чего стали проявляться элементы, связанные с отходом от прежних традиций и формирования основ светскости. В этой связи уместно привести пример, когда царь Алексей Михайлович независимо от происхождения приобщал умных и сведущих людей к государственному управлению, в результате чего появилась целая плеяда талантливых государственных деятелей, таких как Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев и др. При этом отмечалась также тенденция роста государственной бюрократии. В частности, если в 1640 г. служилых людей в центральном аппарате насчитывалось 1611 человек, то через пятьдесят лет - в 1690 г. - уже 4657 человек. В целях обеспечения контроля и борьбы со злоупотреблениями чиновников был учрежден Приказ тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. В его задачи входили обеспечение слаженной работы механизма самодержавной власти, борьба за точное выполнение указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Анализ исторических данных о деятельности по организации, реорганизации и совершенствованию государственной службы в тот период свидетельствует о том, что принимаемые меры носили эпизодический, бессистемный, не всегда продуманный характер, без должного использования правового обеспечения. По сути, достаточно глубокое и продуманное реформирование государственной службы связано с именем и царствованием Петра I. Им в 1722 г. была введена в действие подготавливаемая несколько лет "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины". Указанная "Табель" установила три иерархические, как бы параллельные, лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб, по 14 ступеней в каждой.
Известно, что каждое явление и процесс связаны с принятием и реализацией управленческого решения и имеют не только положительные, но и отрицательные моменты. В этой связи позволим себе заметить, что Петр I ставил перед собой цель - создание "правильного" государства, при котором вся жизнь должна быть регламентирована и подчинена правилам, выстроена с соблюдением геометрических пропорций, сведена к точным, однолинейным отношениям. Идеал "регулярного государства" вначале имел известные резоны, но очень скоро он породил одно из основных зол и вместе с тем основных характерных черт русской жизни - ее глубокую бюрократизацию. Таким образом, в массовом сознании произошло изменение понятий чувства чести, достоинства и произошла идеализация понятия "чин". Один из западных путешественников, посетивших Россию в царствование Павла I, метко писал: "Здесь все зависит от чина. Не спрашивают, что знает такой-то, что он сделал или может сделать, а какой у него чин. Положение в обществе, измеряемое классами чинов, получило значение главной жизненной ценности".
Гражданин по мере поступления на службу становился элементом государства и его собственностью в течение всей своей жизни <9>. Историко-правовой анализ различных материалов, характеризующих состояние и развитие государственной службы в начальный период XIX в., свидетельствует, что сформировался особый социальный класс низшего и среднего чиновничества, в рамках которого чин передавался от поколения к поколению. Юридическое регулирование их статуса было осуществлено в период царствования Николая I Законами от 1827 и 1834 гг., первый из которых определял порядок поступления на службу, а второй - условия дальнейшего продвижения по лестнице чинов. В основу продвижения был положен принцип выслуги лет, обеспечивавший почти автоматический медленный переход с одной ступени на другую, причем скорость этого продвижения лишь в очень незначительной степени зависела от квалификации и иных профессиональных достоинств чиновника. При этом роль чиновников в государстве все более увеличивалась. Николай I говорил, что на самом деле "моей империей управляют двадцать пять тысяч столоначальников". Маркиз де Кюстин в своих знаменитых и одиозных записках о России так описал эту ситуацию: "Здесь имеется особый класс людей, соответствующий нашей буржуазии, но не имеющий ее твердого характера - следствия независимости и ее опытности, следствия свободы мысли и образованности ума; это класс низших чиновников, как бы второе дворянство... они самые жестокие деспоты в этом деспотическом государстве; выходцы из народных училищ, вступившие в статскую службу, они правят империей вопреки императору". Общее количество чиновников в середине царствования Николая I не было известно ни ему, ни его канцелярии, и его не могли установить даже кропотливые позднейшие исследователи. На 1847 г. классными чинами обладали 61548 человек. В то же время указанный факт свидетельствует об отсутствии должной системы в организации и структурировании государственной службы.
Большую роль в системе мер по совершенствованию и рационализации российской государственной службы сыграл М.М. Сперанский. Уместно здесь вспомнить слова В.О. Ключевского, который, характеризуя заслуги М.М. Сперанского, писал: "Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум, после М.М. Сперанского, не знаю, появится ли третий. Это была воплощенная система". М.М. Сперанский, занимавший ключевые позиции в государственной власти, предложил полную реформу всей структуры государственной власти на базе передовых идей XVIII в. В качестве ключевых аспектов реформы государственного управления можно выделить перестройку центрального управления - образование министерств, Государственного Совета и введение в систему чинопроизводства критерия образования. Согласно царскому Указу от 6 августа 1809 г. для производства в чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс) требовались, помимо соответствующей выслуги лет, свидетельство об окончании курса в одном из российских университетов либо сдача экзамена по прилагавшейся к Указу программе. Программа была довольно обширной и предполагала знание русского и одного иностранного языка, основательные знания в области права - естественного, римского, уголовного и гражданского, отечественной истории, экономики и статистики, а также общие познания по ряду других предметов. Обращает на себя внимание акцент на отечественное образование и знание российской действительности. Тем не менее при осуществлении этой реформы возникло большое количество различных сложностей и трудностей, связанных с ведомственно-сословными и корпоративными интересами, что, по сути дела, нивелировало основные идеи реформ. Хотя реформы М.М. Сперанского не изменили существа российской госслужбы, они придали ей определенную функциональную эффективность, т.е. достигли того, чего веком ранее безуспешно добивался драконовскими мерами царь Петр I. Колеса управленческой машины стали вращаться более слаженно, а сама она хотя бы внешне стала напоминать западноевропейскую бюрократию. Конечно, она по-прежнему оставалась с трудом управляемой и не слишком эффективной, но все же на фоне предшествующего хаотического состояния прогресс был очевиден.
Наиболее существенные изменения в российском госаппарате начались во времена либеральных реформ Александра II. Как и в других областях жизни, поражение в Крымской войне послужило толчком к обновлению. Чиновничество, как и все вокруг, начало меняться. Новые времена и идеи подключили к механизму управления и новых людей. "На смену "административному романтизму" М.М. Сперанского пришел охранительный административный реализм Николаевского времени. Первое десятилетие его царствования было отмечено двумя упоминавшимися выше Законами и утверждением "Устава о службе гражданской", который установил примерное соответствие между шкалами чинов и должностей в том виде, в каком они с небольшими изменениями просуществовали вплоть до 1917 г." [3].
Очередная попытка реформирования системы государственной службы была предпринята в начале царствования Николая II, в 1895 г. Специально созданная для этих целей комиссия в своем докладе не ставила вопрос ни об отмене чинов, ни об упразднении сословного ценза. По существу, предлагалось лишь заменить при чинопроизводстве принцип выслуги лет принципом поощрения за заслуги. При этом комиссия использовала в качестве аргумента довод, звучавший в начале XX в., т.е. почти накануне первой революции, вопиющим диссонансом с настроениями большей части образованного общества: чин-де суть проявления царской милости по отношению к любому подданному независимо от его сословия. Общий дух выводов комиссии отражал присущую тому времени высокую степень отчуждения власти от общества. Однако даже для принятия таких полумер у правительства не хватило политической воли. Лишь после революции, в 1906 г., был принят Закон об отмене сословного принципа при получении чинов и замене его критерием образования. Но сами чины опять сохранились. Временное правительство в августе - сентябре 1917 г. подготовило проект постановления "Об отмене гражданских чинов, орденов и других знаков отличия", но не успело его утвердить. Таким образом, попытки реформирования гражданской службы и недостатки деятельности чиновничества были очевидны как для власти, так и для всего общества. К числу таких недостатков следует отнести: традиционно низкую эффективность государственного аппарата, неразвитое и ничем всерьез не стимулируемое чувство ответственности чиновников за выполняемую ими работу, крайнюю медлительность чиновничества при осуществлении своих профессиональных обязанностей, а также неспособность российской бюрократии к деятельному участию в общественном обновлении в силу своей кастовой отчужденности от общества.
Еще одним ярким представителем конца XIX - начала XX в., сыгравшим большую роль в совершенствовании системы государственной службы России, был С.Ю. Витте - министр путей сообщения, финансов, председатель кабинета, а затем и первый председатель Совета министров. Он сумел провести ряд важных финансово-экономических реформ, а также обновил государственный аппарат управления. Тем не менее "его начинания общеполитического плана не смогли остановить скатывание страны в пропасть, но заложенным им капиталом технической, административной и социальной модернизации общество пользовалось долго, невзирая даже на смену политического строя. С.Ю. Витте - этот "Сперанский времени заката" империи - закончил жизнь в отставке и забвении и умер за несколько месяцев до начала Первой мировой войны, знаменовавшей окончательный крах режима"[4].
Формирование жесткой централизованной системы государственной власти происходило на базе аппарата партии большевиков. Идеологи этой реформы были убеждены, что в России нет другой политической силы, кроме партии большевиков, способной возглавить и повести народ от раскола к единству и в общем итоге обеспечить построение социализма. Основным элементом системы советской власти был партийный аппарат. Кадровый корпус государственных служащих формировался, прежде всего, из членов партии. В начале 1920 г. больше половины служащих являлись членами партии. Власть по форме оставалась советской. Советы продолжали функционировать, однако советские органы постепенно теряли значение, т.е. происходило сращивание партийного и советского аппаратов с переходом прерогативы принятия решений к партийным органам. В основе принятия управленческих решений был принцип единоначалия.
В первые годы советской власти корпус государственных служащих состоял как бы из двух частей: новая, советская управленческая бюрократия, исповедовавшая коммунистические принципы, и старая, постепенно размывавшаяся (либо полностью принимавшая новые принципы, либо вытеснявшаяся, в том числе репрессивными методами, по мере обретения квалификации и знаний управленцами советской генерации). В неруководящем составе значительную, а во многих ведомствах и преобладающую часть служащих составляли рабоче-крестьянские представители или, во всяком случае, люди, не имевшие в прошлом отношения к управленческой деятельности. Развернулась подготовка квалифицированных управленческих кадров, соответствующих коммунистической системе власти, в Социалистической академии (переименованной в 1924 г. в Коммунистическую), коммунистических университетах, в разветвленной сети совпартшкол по всей стране и в других учебных заведениях.
Характеризуя организацию советской власти, следует отметить, что произошел существенный рост числа чиновников. Так, согласно переписи 1920 г., в Москве числилось не менее 230 тыс. служащих государственных учреждений. В 1921 г. бюрократия в Советской России составляла 5,7 млн. при численности населения 61 млн. человек. Для сравнения: в 1913 г. в Российской империи при численности населения в 174 млн. человек на государственной службе (не учитывая военное и морское ведомства) находилось 253 тыс. чиновников. После окончания Гражданской войны и образования СССР многие черты государственного управления, сложившиеся в первые годы советской власти, были упрочены. Коммунистическая партия оставалась ядром системы власти и инструментом государственного управления. Анализ основных законов СССР, в частности Конституций СССР 1936 г. и особенно 1977 г., позволяет со всей очевидностью отметить, что в них прямо была зафиксирована руководящая роль Коммунистической партии в обществе. Важнейшими задачами партийных органов были подбор, воспитание и расстановка кадров, связанных с организацией и руководством людьми: от колхозного бригадира до Председателя Совета министров СССР, от председателя сельского Совета до Председателя Верховного Совета СССР. В итоге был создан четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Была ведена категория номенклатуры. Она представляла собой перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые рассматривались и утверждались партийными комитетами - от райкома до ЦК. Номенклатурный подход охватывал всю систему управления, хотя и не имел правового управления. Руководящие посты могли занимать только члены партии, которые рекомендовались соответствующими партийными комитетами. Интересным фактом является то, что из высшей номенклатуры были исключены профессиональные юристы и экономисты. Преобладали специалисты с техническим и военным образованием. Это, по всей видимости, объяснимо желанием не допустить противодействия механизму организации власти со стороны специалистов, имеющих более глубокие знания в области социальных процессов.
Таким образом, в основе организации современной российской государственной службы находятся теоретические, организационно-правовые и исторические аспекты. При этом следует иметь в виду, что в России государство всегда доминировало над обществом. Государственная власть строилась с учетом ведомственных и классово-сословных интересов. Исторический опыт, а также современные проблемы организации государственной службы со всей очевидностью требовали создания подлинно гражданской службы, обязанной нести ответственность перед обществом, гражданами, которая и была закреплена Федеральным законом от 27 июня 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в дальнейшей редакции .
 
 

2. Развитие  системы государственной службы на современном этапе

 

2.1. Проблемы правового регулирования  института государственной службы

 
Изучение законодательства и практики, комментариев, монографий, журнальных статей по вопросу реформирования института государственной службы в Российской Федерации позволяет сделать ряд обобщений и выводов.
Во-первых, реформирование государственной службы становится приоритетным направлением в области государственного строительства [5]. Это предполагает решение таких стратегических задач, как приведение системы государственной службы и технологии профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями.
Во-вторых, государственная служба должна основываться на праве, принципах демократии и социальности. Это будет гарантией того, что любой вопрос государственной важности или частного порядка будет рассмотрен чиновниками квалифицированно, своевременно и исчерпывающе[6].
В-третьих, назначение института государственной службы должно определяться законами общественного развития и его потребностями, соответствовать стратегическим целям деятельности государственного аппарата, уточняться, детализироваться соответственно задачам конкретных исторических периодов, т.е. система государственной службы должна находиться в состоянии постоянного совершенствования.
В-четвертых, необходимо изменение правового и социального статуса государственного служащего. Статус государственного служащего должен защищать чиновника от произвола его ведомственного начальства, приучать к мысли, что он прежде всего - слуга государства, а уже потом работник конкретного государственного органа. Статус также должен служить повышению престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе[7].
В-пятых, необходимо достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей и оказываемых государственных услуг, что, в свою очередь, повысит доверие граждан и к органам государственной власти. Следует пересмотреть вопросы юридической ответственности государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него функций.
В-шестых, требуется создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу[8].
Реализация мероприятий по проведению административной реформы сопряжена с решением некоторых проблем. На сегодня отсутствует методологическое обоснование государственной службы России на теоретическом научном уровне. Должны быть разработаны такие важнейшие управленческие категории, как "цель", "задачи", "функции" государственной службы, решена проблема с определением предмета и объема государственной службы[9]. Организационной проблемой является нестабильность государственных структур и необходимость формирования целостной системы государственной службы в рамках проводимой административной реформы. Пробелы и противоречия в законодательстве и недостаточная обеспеченность комплексного правового регулирования государственной службы Российской Федерации - это проблемы правотворчества. Серьезной социальной проблемой становятся сегодня вопросы взаимоотношений государственных органов с институтами гражданского общества. Прежде всего это распространение в деятельности госаппарата некоторых антисоциальных явлений - волокиты, бюрократизма, отчуждения власти от народа, сращивания отдельных чиновников с криминальными элементами, коррупции. Существует также проблема престижа и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе[10].
Все эти вопросы должны быть решены в рамках проводимой административной реформы. Целью данной реформы является повышение качества, эффективности государственного управления, совершенствования системы государственной службы в Российской Федерации в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.
Решению проблем государственной службы могут способствовать следующие мероприятия:
1. Разработка современной управленческой парадигмы (модели) и комплексной обобщенной научной теории государственной службы, построение рациональной модели государственного аппарата. В ней должно быть: философские основы, понятийный аппарат, принципы - как концептуальные идеи государственной службы, функции государственной службы, позволяющие ее рассматривать как систему деятельности, методы - как совокупность приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
2. Определение пределов правового регулирования государственной службы, систематизация и кодификация правовых источников. Возможно выделение подотрасли административного права - служебного права.
3. Разработка теоретической базы института оказания государственных услуг и закона о стандартах государственных услуг с детальной регламентацией процедуры взаимодействия государственных органов с гражданами, введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией. Разработка процессуальных норм управленческих и организационных процедур[11]. Это поможет решить проблемы взаимоотношений между гражданами и чиновниками, в том числе проблемы бюрократизма и коррупции, обеспечит эффективность государственной службы.
4. Разработка и совершенствование антикоррупционного законодательства.
5. Формирование целостной системы государственной службы - единого реестра, где должности и чины на гражданской службе, чины и ранги правоохранительных органов и воинская иерархия будут корреспондировать друг другу[12]. Все виды государственной службы должны основываться на единых принципах.
6. Для повышения престижа государственной службы необходимо повышение заработной платы, введение системы пожизненного найма лиц, поступающих на государственную службу, установление разумных ограничений и изъятий из гражданского статуса личности для государственных служащих. Возможно отнесение вопросов регулирования служебных отношений государственных служащих в сферу трудового права[13]
Эти мероприятия должны способствовать формированию обновленной и эффективной системы государственной службы, соответствующей современному уровню развития российского общества, международным представлениям о правовом государстве.
 

2.2.   Сущность и особенности государственной службы 

Оценивая государственную службу, следует иметь в виду ее двойственную природу, назначение, содержание.
С одной стороны, с точки зрения ее функций, государ­ственная служба — это определенная совокупность органов, структур, звеньев и подразделений, выполняющих задачи и функции государственно-служебного характера в системе, представляющие единое целое, некую сложную и комплекс­ную государственную институцию.
С другой точки зрения, — ее направленности и содержа­ния, — государственная служба — служение обществу, го­сударству в осуществлении его многообразных и сложных за­дач и функций[14].
Правовой основой государственной службы выступает значительная совокупность федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, касающихся этой проблематики.
В современной российской науке сформировались две основные концепции государственной службы — политическая и правовая. Политическая концепция доминирует как в отечественной теории, так и в законодательстве, а сторонники правовой весьма успешно специализируются на издании учебников, популярных книг и статей по государственной службе. При этом одной из центральных идей всех этих работ является утверждение, что государственная служба как научная дисциплина, несомненно, относится к номен­клатуре юридических специальностей.
Государственная власть структурируется по вертикали и по горизонтали. Вертикальное разделение — это разграничение власти между разными уровнями государственного управления (в России -федеральная и региональная власть). Горизонтальное — это деление на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые концепцию разделения власти на три ветви обосновал в 1748 г. Ш.Л.Монтескье. Практическую реализацию эта идея получила в 1778 г. в Конституции США.
Помимо внешнего разделения по вертикали и по горизонтали государственная власть внутри себя функционально делится еще на две части — известный принцип дихотомии (раздвоения) власти: на работников, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и на работников, осуществляющих в этих же органах административную власть, или государственную службу. В числе первых о раздвоении государственной власти на политическое руководство и администрацию писал в 1845 г. французский социолог Александр Ф. Вивьен в своей книге «Очерки об администрации». Более обстоятельно эта идея была изложена в 1887 г. в работах молодого американского ученого из Принстона Вудро Вильсона, который через 25 лет стал 28-м президентом США. Он считал, что государство выполняет две основные функции: политическую, которая состоит в выработке для страны общих направлений развития и общих законов, и административную, являющуюся приложением этих общих направлений и законов к конкретным людям и ситуациям[15].
В России политическую власть реализуют депутаты, руково­дители исполнительных органов власти и судьи на всех уровнях (федеральном, региональном и районном). Политико-админи­стративная власть - это государственные служащие всех ветвей и уровней государственного управления[16].
Понятие «администрация» происходит от латинского adminustrare, что означает «служить для». При этом глагол minustrare является производным от существительного ministris, что пере­водится как «слуга». Этимология слова в значительной мере отражает существо дела. В любой управленческой структуре администрация находится   в   подчиненном   положении   у   какой-либо   власти   -политической, экономической, социальной. Она придается этой власти в качестве вспомогательной управленческой силы для осуществления ее полномочий. В этом смысле понятие «админи­страция» равнозначно понятию «аппарат».
Деятельность государственного аппарата (администрации) является той объективной реальностью, эмпи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.