На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка надежности банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  автономное образовательное 
учреждение высшего профессионального  образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Управления Бизнес-Процессами и Экономики
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
Оценка надежности банков
 
 
 
 
 
 
 
Преподаватель                             Е.А. Краус
подпись, дата                                 
 
Студент  гр. ЗСБВ10                              С.О. Аринкина
подпись, дата                    
 
 
 
 
Красноярск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
    Цели и критерии для партнеров и для самого банка……………………….4
    Перечень характеристик устойчивости банка……………………...……….7
    Кластеризация банков как метод анализа……………….…………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Оценка надежности особенно актуальна в условиях кризиса, когда  многие банки оказались особо  чувствительны к происходящим событиям. Некоторые из них оказались практически  сразу же на грани банкротства, некоторым  только предстоит столкнуться с  затруднениями, многие банки вполне достойно существуют в условиях нестабильности.
Качественная оценка надежности – процесс достаточно сложный  и требующий специальных знаний и навыков, а также высокого уровня доступа к информации, так как на устойчивость банка влияет множество факторов – оценка динамики и структуры баланса, показателей рентабельности, ликвидности, капитализации, оценка качества активов и ресурсов, оценка качества управления и др.
Следует отметить, что вопросами  сравнения методик оценки надежности занимались многие авторы, используя  различные признаки сравнения. В  сравнительном анализе, который  был проведен нами, в качестве одного из признаков мы использовали «Наличие рейтинга» как результата использования  методики. Наличие или отсутствие данного признака показывает,  позволяет  ли методика закрепить за анализируемым  банком то или иное место среди  прочих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Цели и критерии для партнеров и для самого банка
 
 
Коммерческие банки - важнейшее  звено рыночной экономики. В процессе их функционирования происходит аккумуляция  основной части денежного оборота  в государстве, перераспределяются временно высвободившиеся ресурсы  в сторону нуждающихся субъектов.
Надежность коммерческих банков является важным атрибутом для  Центрального Банка, акционеров, клиентов, и т. д., ведь банк является посредником  между огромным числом связанных  субъектов, поэтому кризисы в  банковской сфере имеют системный  характер. Банкротство единичной  кредитной организации может  привести к банкротству других финансовых институтов, что окажет значительное негативное влияние на всех субъектов  экономики, поэтому люди, стремящиеся  к дальнейшему эффективному функционированию общества, должны наблюдать за деятельностью  своих банков, за их надежностью. Кроме  того, что оценка надежности является важной для клиентов банка, она необходима и самим банкам для оценки своих  партнёров.
Так что же понимают под  надежностью коммерческого банка?
Во-первых, под надежностью  банка понимается его способность  без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства (1).
Во-вторых, под надежностью  банка необходимо подразумевать  вероятность того, что его работа в течение некоторого промежутка времени будет удовлетворять  определенным критериям, т.е. вероятность  того, что банк проявит себя надежным (2).
В-третьих, надежный банк - это  банк, деятельность которого, несомненно, приводит к реализации интересов  конкретного субъекта. Надежность банка  с позиции его клиентов - вкладчиков определяется, прежде всего, на базе выполнения им обязательств по возврату средств, помещенных в банк, и сохранению их равноценности (3).
Очевидно, что все вышеприведенные  понятия надежности не исключают, а  дополняют друг друга.
На наш взгляд, надежность коммерческого банка — это  оценка деятельности банка определенным субъектом экономических отношений, которая подтверждает способность  банка в стратегическом аспекте  своевременно и в полном объеме выполнить  взятые на себя обязательства вне  зависимости от экономической и  политической обстановки в стране.
Каждым взаимодействующим  с банком субъектом при проведении оценки банковской надежности преследуются собственные цели, в связи с  чем различны будут и критерии оценки.
Постановка целей определяет смысл функционирования системы, характер проводимых действий. На базе целей  формируются критерии, которые моделируют требования для выполнения поставленных целей. Значение критерия представляет собой расстояние между текущим  значением показателя в сравнении  с заданным значением, чем определяется эффективность процесса достижения цели. Цели и критерии служат основой  принятия стратегических и тактических  решений банка (цели оценки надежности представлены в табл. 1).
 
Таблица 1- Цели оценки надежности банка для партнёров и для самого банка
Направления проведения оценки 
Субъекты оценки
Цели оценки банковской надёжности
1) с точки зрения государства
 
 
 
Центральный банк
- определение стабильности банковской системы;
- защита интересов вкладчиков  и акционеров
Государственная налоговая  служба
- контроль за правильностью  исчисления и своевременностью  уплаты налогов и платежей  в бюджет
2) с точки зрения самого  банка
Управленческий персонал
-выявление своих позиций на рынке;
- резервы выхода на  новый уровень развития
Служащие
- гарантии занятости;
- возможности карьерного  роста
3) с точки зрения партнеров  банка
Акционеры   (и потенциальные  инвесторы)
- определение долгосрочного  и прибыльного развития банка
Банковские клиенты
- определение целесообразности  и перспектив дальнейших взаимоотношений
Банки - контрагенты
- установление лимитов меж-банковских операций по каждому банку для минимизации кредитных рисков при выборе партнера на рынке МБК

 
Сформировав цели, необходимо выявить требования к банку для  их выполнения, т. е. обозначить критерии деятельности коммерческого банка. Рассмотрим их подробнее.
Критериями оценки с точки  зрения государства выступают критерии выполнения банком всех предусмотренных  законодательных норм.
К критериям оценки с точки  зрения самого коммерческого банка  относятся (со стороны управленческого  персонала):
 
- критерии, определяющие  надежность клиентов и партнеров  банка;
- критерии рискованности  банковских операций;
- критерии, определяющие  устойчивость банка, т. е. возможность  противостоять факторам внешней  среды.
Сотрудников банка интересует постоянное место хорошо оплачиваемой работы, а также перспективы роста  заработной платы. Таким образом, для  сотрудников надежный банк – это  банк, дающий уверенность в достойной  заработной плате не только сегодня, но и завтра.
К критериям оценки надежности коммерческого банка с точки  зрения партнеров относятся аспекты, представленные ниже.
Акционеры банка и потенциальные  инвесторы вкладывая средства в  банк, надеются, что именно он станет самым доходным местом вложения средств  по сравнению с другими секторами  экономики.
В целом, они заинтересованы в следующих критериях:
- критерий величины собственного  капитала;
- критерии качества банковского  менеджмента;
- критерии рискованности  банковских операций.
Клиенты банка, а именно его  вкладчики, инвестируя свои средства в  банк, надеются на то, что банк выполнит перед ним свои обязательства. Следовательно, основным критерием для них является текущая ликвидность.
Илларион Игнатьевич Кауфман  в книге «Кредит, банки и денежное обращение» повествует: «Для строгой  расчетливости, говорят, настоящее  место только в экономической  сфере, - когда осторожность касается сохранности той основы благосостояния, которая служит капиталом. Все остальные  основы благосостояния (честь, правда, справедливость, любовь, вера и т. д.) считаются не нуждающимися в том, чтобы их «отсчитывали, отмеряли и  отвешивали». Таковы господствующие воззрения» (4).
Для банков - контрагентов при  выборе партнёра на межбанковском рынке  важны такие параметры:
- критерий величины собственного  капитала;
- критерии выполнения  нормативов Центрального Банка;
- критерий рискованности  банковских операций.
 
 
 
 
      Перечень характеристик устойчивости банка
 
 
Вероятность поддержки  акционерами
Если банк сталкивается с  трудностями, в преодолении их заинтересованы прежде всего собственники. Иначе  они могут потерять бизнес и, соответственно, прибыль. Вопрос в том, обладают ли они  достаточными ресурсами для оказания поддержки.
Очевидно, что самыми надежными  с этой точки зрения выглядят банки  с прямым государственным участием в капитале или тесно с ним  связанные (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк  и др.). Банки, входящие в крупные  финансово-промышленные группы или  имеющие общих собственников  с ними, также с достаточно высокой  вероятностью будут поддерживаться акционерами. Если, конечно, акционеры  сами не находятся в опасном положении. Самая низкая надежность в этом отношении  у небольших частных банков, особенно если банковский бизнес является единственным для владельца.
Информацию об акционерах можно узнать на сайте банка, в  годовом отчете или отчете по ценным бумагам (если банк выпускает собственные  ценные бумаги) – отчеты, как правило, также публикуются на сайте. Стоит  отметить, что не всегда прямые владельцы  являются конечными собственниками. Структура собственности может  быть достаточно сложной, и степень  ее раскрытия также является дополнительным фактором – насколько банк раскрывает информацию для клиентов и инвесторов.
Динамика активов  банка 
Стоит обратить внимание, не произошло ли какого-либо существенного  сокращения в целом активов или  отдельных статей. Значительное снижение активов (>25%) может свидетельствовать  о финансовых затруднениях, переориентации или сворачивании бизнеса, подготовке банка к продаже. В любом случае это означает какие-то серьезные  перемены, что может оказать влияние  на платежеспособность и устойчивость банка. К отрицательным факторам можно отнести и значительное снижение капитала (как правило, за счет прибыли). Тревожными моментами  являются также сокращение средств  клиентов (в том числе физических лиц) и/или замещение их выпущенными  долговыми обязательствами или  средствами кредитных организаций.
Ликвидность банка
Ликвидность – это способность  банка своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства. Индикаторами ликвидности служат специальные  коэффициенты, так называемые нормативы  ликвидности. По сути, они отражают сбалансированность полученных и выданных средств по срокам.
Для расчета определяется отношение активов (например, кредитов) выданных на определенные сроки, к объему обязательств – т.е. средств, привлеченных на те же сроки. Нормативы имеют предельные значения, соблюдение этих значений обязательно  для всех банков. Ликвидность различают  по срокам: мгновенная (в течение  одного дня), текущая (в течение одного месяца), долгосрочная (в течение  одного года).
К сожалению, значения нормативов ликвидности не доступны в публикуемой  отчетности, их можно найти в форме  отчетности №135, которую банк ежемесячно сдает в ЦБ РФ (ежемесячная отчетность не является обязательной к опубликованию, но банки часто размещают ее на своих сайтах; опять же аналитики, как правило, обмениваются между  собой подобной информацией, и она  может быть доступна в интернете (например, на www.mbkcentre.ru).
В форме 135 надо смотреть на значение Н2 (норматив мгновенной ликвидности, он должен быть больше 15%), Н3 (норматив текущей ликвидности, должен быть больше 50%), Н4 (норматив долгосрочной ликвидности, верхнее предельное значение – 120%). Как уже говорилось выше, соблюдение нормативов является обязательным, нарушение  их уже является отрицательным фактором. Так же, как и близкие к предельным значения (6).
В условиях кризиса и возможных  панических настроений запас ликвидности, особенно мгновенной, должен быть гораздо  выше. Банк должен быть готов удовлетворить  требования клиентов в любой момент. Поэтому достаточными являются значения нормативов мгновенной и текущей  ликвидности (Н2 и Н3), стремящиеся  к 100%, а долгосрочной (Н4) – к нулю.
Рентабельность  банка
Очевидно, что банки осуществляют свою деятельность с целью извлечения прибыли. Поэтому стоит обратить внимание как минимум на то, является ли прибыль положительной.
Продолжительная убыточная  деятельность может привести к нарушению  требований системы страхования  вкладов вплоть до отзыва лицензии на осуществление операций с физическими  лицами. Или же привести к существенному  сокращению капитала банка. Это повышает риски нарушения норматива достаточности  капитала, что также может караться отзывом лицензии на осуществление  банковской деятельности.
Также имеет смысл понимать, за счет каких операций банк получает основные доходы. В случае, если это  доходы не от основной деятельности, не факт, что они будут и в будущем. Следовательно, растет риск убытков (7).
Зависимость банка  от средств физических лиц
Вкладчики наиболее подвержены паническим настроениям и, наученные  горьким опытом, остро реагируют  на любую негативную информацию, торопясь забрать из банка свои деньги. Таким  образом, в условиях нестабильности средства физических лиц на депозитах  банка значительно сокращаются.
Банк не всегда в состоянии  безболезненно удовлетворить всем требованиям в короткие сроки. Соответственно, высокая доля вкладов физических лиц в обязательствах банка (более 30%) свидетельствует о высокой  нагрузке на ликвидность банка.
Доля вложений банка в ценные бумаги
Текущая кризисная ситуация характеризуется обвальными падениями  рыночных котировок. Соответственно, высокая  доля ценных бумаг на балансе банка, во-первых, существенно снижает качество активов (бумаги в настоящее время  малоликвидны), во-вторых, чем существеннее вложения в ценные бумаги, тем значительнее потери, что может привести к банкротству  банка (8).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Кластеризация банков как метод анализа
 
 
Методику можно разделить на следующие группы:
а) Методики, дающие оценку банку  по нескольким показателям, которые  не интегрируются в единую оценку. Недостатком этих методик является то, что незнакомый с банковской деятельностью пользователь не сможет разобраться в массе показателей, а, следовательно, будет в затруднительном  положении при принятии решения  о сотрудничестве с банком.
б) Методики, позволяющие  определить рейтинг банка среди  прочих банков, находящихся в базе сравнения. Результатом  применения данных методик  является расчет единственного  коэффициента, который и позволяет  расставлять банки по местам  в рейтинге. Недостатком методик  является то, что каждый из промежуточных  полученных показателей имеет вес, который используется в расчете  интегрального показателя. Правильность выбранного веса того или иного показателя часто является спорным, что делает методику необъективной и может  ввести в заблуждение пользователя.
  в) Методики, позволяющие  группировать банки в кластеры, то есть объединять ряд банков  в единую группу с целью  проведения дальнейшего сравнения  между ними. Преимущество методик  заключается в том, что изначально  банки сравниваются с себе  подобными, что исключает неверные  оценки по изменениям тех или  иных показателей, характеризующих  их деятельность.  Необходимость  объединения банков в группу  по определенному признаку исходит  из того, что при сравнении  динамического развития крупных  банков и мелких могут быть  сделаны неверные оценки. Так,  например,  если  для мелкого  банка снижение доли доходоприносящих  активов на 10% может быть критичным,  то крупный банк расценит это  лишь как временную неприятность.
Целью кластерного анализа  является разделение всего множества  объектов исследования на классы - подгруппы  объектов, обладающих сходными характеристиками. Оптимальное количество подгрупп, на которые должны быть разделены объекты, также определяется непосредственно  в ходе реализации алгоритма кластерного  анализа.
Существуют два основных подхода к кластерному анализу. Первый - жесткий кластерный анализ - предполагает отнесение каждого  объекта к одному-единственному  кластеру. При втором подходе - нечетком кластерном анализе - каждому объекту  ставится в соответствие некое распределение  вероятностей принадлежности объекта  различным кластерам.
Целью жесткого кластерного  анализа является разбиение объектов исследования на подгруппы схожих по своим свойствам объектов. Каждый объект может принадлежать одной  и только одной подгруппе.
Жесткий кластерный анализ проводится в несколько этапов. На первом этапе определяются числовые характеристики объектов исследования. На втором этапе оценивается схожесть объектов. На третьем этапе объекты  разбиваются на подгруппы согласно их схожести (9).
В результате проведения кластеризации  банковской системы можно получить, например, следующие группы (табл.2). При формировании данной группировки автор В.В. Никоноров использовал такие параметры, как размер банка и его надежность.
 
Таблица 2 – Группы, получившиеся после кластеризации банковской системы
п/п
Классифицирующие критерии
Основные функции банков, входящих в данную группу
Типичные представители
1
Клиентские банки
Доля средств клиентов (в депозитах, а также на текущих и расчетных  счетах) в структуре пассивов превышает 70%
1. Расчётные – обеспечение бесперебойных  расчетов, а, следовательно, минимизация  всяких коммерческих рисков даже  в ущерб прибыли
- Ханты-Мансийский банк; -Национальный  банк “Траст”; 
-Металлургический коммерческий  банк (Череповец) и др.
2. Розничные - эта группа занимается, прежде всего, перекачиванием  денег населения в сектор корпоративных  заемщиков, принимая на себя  довольно большие риски. Большинство  банков группы являются розничными  по пассивам и оптовыми по  активам, то есть за счет  вкладов населения кредитуют  не столько частников, сколько  корпоративных клиентов
- “Возрождение”; - Балтийский банк; -“Северная казна”; - Сибакадембанк; - Тюменьэнергобанк; - Мончебанк и  др.
3. Диверсифицированные - имеющие  достаточно серьезную корпоративную  клиентуру и при этом находящиеся  в процессе смены доминирующей  бизнес-стратегии 
-Банк Москвы; -Росбанк и др.

Продолжение таблицы 2
п/п
Классифицирующие критерии
Основные функции банков, входящих в данную группу
Типичные представители
 
2
Кредитные банки
Доля кредитного портфеля в активах  превышает 65% 
1. Корпоративные
-Альфа-банк;
-Международный промышленный банк;
- Райффайзенбанк;
- БИН-банк;
- “Авангард” и др.
2. Розничные
- “Русский стандарт”;
- ХКФ-банк и др.
3
Клиринговые банки
Доля средств других банков в  пассивах, которых больше 20%, и одновременно доля активов, размещенных в других банках, превышает 20%
"Банки для банков" - основной  функцией которых является межбанковское  кредитование 
- банк "Уральский финансовый  дом"; - АК БАРС Банк и др.
4
Капитализированные монобанки
Доля собственного капитала в пассивах превышает 60%
Финансовые институты такого типа обслуживают интересы одного или  группы связанных акционеров
-Евразбанк;-Росэксимбанк;
-Проминвестбанк и др.
5
Ресурсозависимые дочерние иностранные  банки
Специфическая группа банков, доля средств-нерезидентов в пассивах которых превышает 40%
Формирующие ресурсы от материнских  структур 
-“Коммерцбанк Евразия“;
-БНП Париба”; 
-Эйч-Эс-Би-Си Банк;“Интеза” и др.
6
Банки для финансирования внешнеэкономической деятельности
Доля валютных активов превышает 40%
Банки кластера поддерживают экспортно-импортные  операции своих клиентов, кредитуя их в иностранной валюте, совершают  значительный объем расчетных и  документарных операций, используя  корреспондентскую сеть в первоклассных  иностранных банках
-ВТБ;
-ММБ;
-Ситибанк;
-Банк "Зенит" и др.
7
Универсальные банки
Активы свыше 1 млрд. рублей, собственный  капитал свыше 150 млн. рублей
Оказание диверсифицированного набора финансовых услуг
-Сбербанк;
-Газпромбанк;
-Петрокоммерц;
-"Уралсиб" и др.
8
Малые псевдоунивер-сальные банки
Активы менее 1 млрд. рублей, капитал  менее 150 млн. рублей
Не имеющие доминирующей специализации, ни по активным, ни по пассивным операциям 
-Ростовский Универсальный Банк;
-Универсал и др.

 
Цель данной кластеризации  – объединение банков по их специализации. Полученные данные показывают, что  нынешняя банковская система очень  разнообразна. С одной стороны, есть кластеры явно узкой специализации, модель которых сосредоточена на одной или нескольких функциях (капитализированные монобанки, клиринговые банки). С другой стороны, ряд растущих кластеров, спрос на услуги которых явно не покрывается нынешним предложением – это кредитные банки. Также есть большое количество малоспециализированных по активам и пассивам банков, развитие бизнеса которых не имеет серьёзной перспективы и будет подталкивать их к более четкой специализации.
Кластеризацию банков можно  проводить и с использованием зарубежных методик оценки надежности. Так, наиболее известной методикой  считается американская рейтинговая  система CAMEL.
 Преимуществом данной  методики является ясность ее  положений, доступных для понимания.
Система CAMEL относится к  типу рейтинговых систем, использующих метод «информированного наблюдателя», в соответствии с которым деятельность банка определяется по используемым при анализе следующим критериям.
С (Capital Adequacy) – показатель достаточности капитала, определяющий размер собственного капитала банка, необходимый  для гарантирования вкладов, и соответствие реального размера капитала необходимому.
A (Asset Quality) – показатель  качества активов, определяющий  степень «возвратности» активов  и внебалансовых статей, а также  финансовое воздействие проблемных  займов.
М (Management) – показатель качества управления (менеджмента), при помощи которого оценивается система банковского  менеджмента в части эффективности  работы, устоявшейся политики, соблюдения законов и инструкций.
Е (Earnings) – показатель доходности (прибыльности) с позиций ее достаточности  для будущего роста банка.
L (Liquidity) – показатель  ликвидности, определяющий, достаточно  ли ликвиден банк, чтобы выполнять  обычные и совершенно неожиданные  обязательства.
После того, как были оценены  все пять показателей (каждый из них  получает номер от “1” - “хороший”  до “5”  - “неудовлетворительный”), определяется сводная оценка (сводный  рейтинг).  Сводная оценка дает банковскому  аналитику ясное представление  о том, является ли банк в целом  “хорошим”, “удовлетворительным”, “достаточным”, “критическим” или “неудовлетворительным”.
Сводный рейтинг = 1 (1-1,4) - Strong (сильный) оценивает банка как  полностью здоровым во всех отношениях, устойчивым по отношению ко внешним  экономическим и финансовым потрясениям.
Сводный рейтинг = 2 (1,5-2,4) - Satisfactory (удовлетворительный).
Банк практически полностью  здоров, стабилен и может успешно  преодолевать колебания в деловом  мире.
Сводный рейтинг = 3 (2,5-3,4) - Fair (посредственный). Наличие финансовых, операционных или технических слабостей, варьирующих от допустимых уровней  до неудовлетворительных. Банк уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации. Может легко  разориться, если принимаемые меры по преодолению слабостей оказываются  неэффективными.
Сводный рейтинг = 4 (3,5-4,4) - Marginal (критический). Банк имеет серьезные  финансовые проблемы. Без проведения корректирующих мер сложившаяся  ситуация может привести к подрыву  жизнеспособности в будущем. Существует большая вероятность разорения.
Сводный рейтинг = 5 (4,5-5) - Unsatisfactory (неудовлетворительный).
Огромная вероятность  разорения в ближайшее время. Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная поддержка  со стороны акционеров или других финансовых источников. Без проведения корректирующих мероприятий, вероятнее  всего, будет ликвидирован, объединен  с другими или приобретен (10).
Среди зарубежных методик  также популярны методики, предлагаемые фирмами Standart&Poors, Moody's Service, Fitch IBCA, «Thomson Bank Watch-BREE» и т.д. К менее известным  методикам, применяемым обычно в  рамках страны-разработчика, относятся ORAP (Франция), BAKIS (Германия), PATROL (Италия), RAST (Нидерланды), RATE и TRAM (Великобритания).
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В современных условиях недостаточно просто создать банк. Очень важно, чтобы его деятельность кроме  удовлетворения собственных нужд была направлена и на выполнение интересов  общества, в котором он функционирует, а, значит, отвечала поставленным перед  ним запросам государства, акционеров, клиентов, сотрудников и прочих партнеров  банка.
Итак, оценка надежности банков является одной из наиболее актуальных задач как для клиентов, активно  работающих с банковскими структурами, так и для самих банков, которым  необходимо оценивать своих партнеров.
Используя методику кластеризации  банков, рейтинговое агентство «Эксперт РА» разделило банки на  6 групп  по уровню финансовой устойчивости. В  результате специалисты «Эксперт РА»  пришли к выводу, что размер банка  не определяет его финансовой устойчивости. При этом анализ выявил и другую тенденцию: чем активней банк развивает  розницу, тем больше у него вероятность  нарушить свою финансовую устойчивость.
В первую группу финансовой устойчивости были сгруппированы некрупные  банки, которые характеризовались  высокой достаточностью капитала, хорошим  качеством активов, высокой прибыльностью  и  приемлемым уровнем ликвидности (не слишком высокий, чтобы не терять прибыль, но и не слишком низкий, чтобы не подвергать себя излишнему  риску).
Такие крупные банки, как  Альфа-банк, МДМ-Банк, НОМОС-Банк и др. по классификации «Эксперт РА» попали во вторую группу. Данные банки имеют  более низкую достаточность капитала и рентабельность активов.
Третью группу формируют  банки, у которых достаточность  капитал еще более низкая, чем  во второй группе, а также больший  объем просроченных платежей (НБ «Траст», Газэнергопромбанк и др.)
В четвертую группу попали розничные банки «Русский Стандарт»  и «Хоум Кредит». Несмотря на то, что банки имеют хороший запас  капитала и высокую  рентабельность, высокая доля  просроченной задолженности  и значительное отношение расходов и доходов неизбежно негативно  сказываются на финансовой устойчивости банка.
Пятую и шестую группы образуют банки, явно уступающие остальным участникам исследования по размеру активов. Впрочем, для них также характерны достаточно высокий (по сравнению с остальными участниками) уровень просроченной задолженности и чуть менее хорошие результаты по уровню прибыльности и эффективности.
Можно привести множество  подходов к кластеризации банков. В частности, в работе «Динамический  анализ паттернов поведения коммерческих банков» авторы классифицируют банки  по  различным признакам, что позволяет  провести анализ каждой из групп и  прогнозировать дальнейшее их  развитие.
Но какой бы из подходов не применялся при группировке банков, можно сказать, что  идея кластеризация  имеет преимущества, к которым, в  частности, можно отнести следующие.
Во-первых, в подмножество банков выбираются те, которые имеют  сходные параметры развития, что  позволяет разработать единые для  этой группы эффективные механизмы  управления.
Во-вторых, хорошо заметны  изменения в деятельности банка, когда он переходит из группы в  группу.
В-третьих, кластеризация  позволяет прогнозировать дальнейшую жизнь банка,  который в перспективе  может либо вырасти в устойчивый  надежный банк, либо в банк, готовый  начать процедуру банкротства. Так, если в группе большую долю занимают банки, находящиеся в процессе банкротства, то можно предположить, что и прочие банки этой же группы могут через  некоторое время ощутить те же проблемы. 
В-четвертых, точное ранжирование групп произвести значительно проще, чем ранжирование банков, а в целом  кластеризация берет на себя значительную часть функций сводного рейтинга.
В-пятых, поскольку группировка  позволяет выявлять общие закономерности в распределении показателей, допущенные при расчете отдельных коэффициентов  ошибки, вызванные неточностью исходных данных, практически не влияют на принадлежность кредитного учреждения к той или  иной группе.
Необходимо отметить, что  при всех своих достоинствах, подобный метод не лишен и определенных недостатков. К ним следует отнести  довольно сложную процедуру группировки, а также неустойчивость отдельных  групп, состав которых может существенно  меняться с течением времени, что  неизбежно затрудняет анализ их динамики. Тем не менее, такой подход представляется достаточно перспективным для углубленного анализа банковской системы.
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.