На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


сочинение Конкурентоспособность России в глобальной экономике как фактор повышения экономической безопасности

Информация:

Тип работы: сочинение. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Мордовский  Государственный Университет имени  Н.П. Огарева 

Экономический факультет 
 
 
 
 
 

     Эссе:
     по  дисциплине «Экономическая безопасность региона»
   на  тему: «Конкурентоспособность России  в глобальной экономике как фактор
   повышения экономической безопасности» 
 
 
 
 

     Выполнил:
     Студент 211 группы специальности «маркетинг»
     Морозов М.Н.
     Проверила:
     Старший преподаватель кафедры
     экономической теории Балмаева  Анна Михайловна 
 
 
 
 

Саранск 2009
Содержание 

Введение               3
1.Конкурентоспособное  государство                                                                      5
2.Цели и задачи исследования                                                                         7
3.Конкурентоспособность России в настоящее время                                         9
4.Основные  конкурентные преимущества российской  экономики                    11
5.Стратегия  конкурентоспособности России                                                        14
6. Особенности  конкурентоспособности России  в  2008-2009 годах                 16
Заключение                                                                                            1                   21
Список  использованных источников                                                                     23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В современных  условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния  и перспектив развития хозяйственной  системы, определяет характер ее участия  в международном разделении труда, выступает гарантом экономической  безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
 Углубление  финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – войти в мировое хозяйство на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Речь идет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.
Вопросам  конкурентоспособности национальных экономических систем уделяется  большое внимание, как в зарубежной, так и в отечественной экономической  литературе. Так анализ конкурентоспособности экономики базируется на исследованиях Э. Хекшера, Б. Олина, П. Самуэльсона, М. Портера, Я. Тинберга, Р. Купера, П. Хейне и других. В современной экономической литературе вопросы конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации получили развитие в исследованиях Дж. Стиглица, М Кастельса, Ж.Ж. Ламбена, Г. Мюрдаля, Ю. Адно, А. Дынкина, В. Иноземцева, М. Гельвановского, А. Захарова, М. Делягина, В. Кудрова, О. Кудинова, Н. Ливенцева, Д. Львова, В. Попова, А. Ишханова, Ю. Шишкова, Ю. Яковца и других российских и зарубежных ученых. 

Выявлению макроэкономических зависимостей, влияющих на национальную конкурентоспособность, а также отдельным аспектам экономической  политики России в условиях ее интеграции в современную систему мирохозяйственных отношений посвящены работы отечественных исследователей В. Адрианова, Л. Абалкина, М. Афанасьева, С. Афонцева, С. Глазьева, О. Голиченко, Э. Гребенщикова, Р. Гринкевича, Т. Долгопятова, В. Кушлина, Ю. Куренкова, С. Кулишова, Л. Мищенко, В. Мау, В. Маевского, Л. Мясниковой, Н. Иванова, Ю. Петрова, И. Шевченко, И. Фаминского, Р. Фатхутдинова и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Конкурентоспособное  государство
В последние  годы конкурентоспособность стала  очень модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики. Практически нет развитых стран, которые бы не создали у себя специальных комиссий для анализа состояния конкурентоспособности своей экономики и не искали бы путей ее совершенствования. В то же время, концепция конкурентоспособности до сих пор выглядит весьма неточно определенной. Она используется по-разному, и существует множество определений, которые могут привести к определенному замешательству. Фактически, в соответствии с различными источниками, конкурентоспособность определяется как:
Под конкурентоспособностью понимается обладание свойствами, создающими преимущество для субъектов экономического соревнования. -Общий подход
«Способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий
производить товары и услуги, способные соответствовать  требованиям
международного рынка» – Комиссия по вопросам конкурентоспособности при
Президенте  США 
«Способность  производить товары и услуги, соответствующие  спросу на
международных рынках, в то же время обеспечивая  для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе» - Совет по конкурентоспособности
«Способность  страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого
прироста  ВВП» – Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная
конкурентоспособность» 
«Поддержка  способности компаний, предприятий, регионов, стран и
наднациональных регионов, сохранять, будучи открытыми  для международной
конкуренции, относительно высокий уровень показателей  дохода и занятости
населения». – ОЭСР
«Сфера  экономических знаний, анализирующая  факты и политику, которые
формируют способность страны создавать и  поддерживать условия,
обеспечивающие  создание дополнительной стоимости  со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения» – «Всемирный ежегодник по вопросам конкурентоспособности» Международного института менеджмента
  «Конкурентоспособность включает элементы производительности,
эффективности и прибыльности. Однако сами по себе они не являются
исчерпывающим и не задают конечной цели. Это –  мощные средства достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для решения задач. В глобальном масштабе посредство увеличения
производительности  и эффективности в контексте  международной
специализации конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения размеров заработка населения неинфляционным путем» – Группа консультантов по конкурентоспособности (Ciampi Group), Первый доклад для председателя Европейской Комиссии, премьер-министров и глав государств
По крайней  мере, можно утверждать, что определение  конкурентоспособности имеет достаточно широкие рамки охвата и сама ее концепция недостаточно ясна. В то же время, наблюдается растущий консенсус вокруг положения о том, что она действительно является одной из главной принципиальной проблемой экономической политики. 
 
 
 
 
 

2.Цели и задачи исследования 

Цель  и задачи исследования. Целью изучения данной темы является выработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России. 

Реализация  поставленной цели обусловила решение следующих задач:
– обобщить теоретические представления о  сущности международной конкурентоспособности  страны;
– проанализировать существующие методологии к оценке уровня конкурентоспособности страны в мировой экономике;
– исследовать с теоретической точки зрения наиболее значимые факторы, определяющие уровень и характер международной конкурентоспособности страны на современном этапе развития;
– классифицировать по различным критериям факторы  международной конкурентоспособности  страны;
– охарактеризовать основные факторы и направления  обеспечения национальной конкурентоспособности  стран в мировой практике экономического развития;
– выявить  основные предпосылки и ограничения  формирования конкурентоспособности  России в современных условиях;
– проанализировать возможные стратегии и модели повышения конкурентоспособности  страны и определить степень их адекватности в рамках концепции конкурентоспособности  и устойчивого роста российской экономики;
 обосновать  предложения по развитию конкурентоспособности России в целях укрепления ее положения на мировом рынке.
Объектом  исследования является конкурентоспособность национальных экономик в системе мирохозяйственных связей и совокупность факторов, обуславливающих устойчивость конкурентных преимуществ российской хозяйственной системы в условиях глобализации мировой экономики.  

Предметом исследования выступает комплекс отношений,   складывающихся между субъектами экономической деятельности в процессе разработки и реализации государственной политики в области повышения уровня международной конкурентоспособности России.
Информационную  базу данного реферата составили статистические показатели Всемирного Экономического Форума, Международного Института Управления Менеджмента, Международного Валютного Фонда, Евростата, исследования и нормативные документы ряда других международных экономических организаций, официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, Таможенной службы, нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, прогнозные и программные разработки государственных органов власти, результаты исследований российских и зарубежных экономистов, представленных в публикациях, сети Интернет.
 

3.Конкурентоспособность  России в настоящее время 

Россия  опустилась с 51-го на 63-е место в  рейтинге стран по конкурентоспособности  на 2009-2010 гг. Исследование Global Competitiveness Report, подготовленное Всемирным экономическим  форумом, охватывает 133 страны.
Лучше всего в России обстоят дела с  макроэкономической стабильностью — по этому показателю наша страна занимает 36-е место. К конкурентным преимуществам России можно также отнести состояние рынка труда (43-е место), уровень образования (51-е место) и здоровья граждан (51-е место).
Плохо в России с эффективностью государственной власти (110 место), независимостью судебной системы (116-е место), реализацией права собственности (119-е место). К недостаткам России, помнению экспертов ВЭФ относятся также низкий уровень корпоративной этики в российских компаниях(110-е место), слабая эффективность товарных (108-е место) и финансовых рынков (119-е место).
Самой конкурентоспособной страной мира была признана Швейцария, которая опередила  лидера предыдущего рейтинга США. США  опустились на 2-е место из-за ослабления финансовых рынков и уровня макроэкономической стабильности. В пятерку лидеров вошли также Сингапур, Швеция и Дания. На 6-м месте оказалась Финлядия, за ней следуют Германия, Япония и Канада. Замыкают десятку самых конкурентоспособных стран Нидерланды. Китай поднялся на одну позицию и занял 29-е место.
Из стран  бывшего СССР лучшие показатели оказались  у Эстонии, которая заняла 35-е  место. Обошли Россию Азербайджан (51-е  место) и Литва (53-е место). Украина  оказалась на 82-м месте.
Динамику изменения экономического роста в России можно проанализировать, используя основные макроэкономические показатели за последние 5 лет, представленные в следующей таблице. 

Макроэкономические  показатели России в 2004-2008 годах
Наименование  показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Темпы роста ВВП, млрд.руб. 17048 21625 26904 33111 41668
Номинальный ВВП  млрд. руб.
17048.10 21625.40  26903.50 33111.40 41668.00
Реальный  ВВП  % к пред. периоду
107.20  106.40 107.70 108.10 105.60
Индекс  потребительских  цен  % к пред. периоду
111.70  110.90 109.00  111.90 113.30
Государственный внешний долг млрд. долл.  % ВВП
114,1 76,5 52,0 44,9 40,5
Индекс  цен производителей промышленной продукции % к пред. периоду 128.30 113.40 110.40 125.10 93.00
Денежный  мультипликатор M2/денежная  база
1.83  2.07 2.18 2.41  2.42
Дефицит(-)/ профицит(+)бюджета  млрд. руб. 730.70  1612.90  1995.00 1796.10 1707.50
Дефлятор  ВВП  % к пред. периоду
120.10  119.70 115.40 113.90 119.20
Индекс  цен сельскохозяйственной продукции  % к пред. периоду
103.00  102.30 103.60 103.40 110.80
Обменный  курс валют  руб/долл
28,8 28,3 27,2 25,6 24,8
Денежная  масса M2 % к соотв. пер. пред.года 35,8 38,6 48,8 47,5 1,7
Уровень дифференциации доходов  Коэффициент Джини 0,41 0,41 0,42 0,42 0,42
Личный  располагаемый доход населения % к пред. периоду 110.40 112.40 113.50  112.10 102.90
Социальный  и физиологический  прожиточный минимум, рублей в месяц 2376.00  3018.00 3422.00 3847.00 4593.00
Среднедушевой денежный доход  рублей  в месяц
6410.00 8112.00 10196.00  12603.00 15136.00
 
4.Основные конкурентные преимущества российской экономики

Очевидно, что единственной альтернативой  для российской экономики в целях
реализации  внешних и внутренних приоритетов  развития выступает переход к
 «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации
 инновационной деятельности, развития человеческого капитала и
институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и
эффективной адаптации к внешним условиям.
По отношению  к инновациям страна может занимать три позиции:
1) активно  участвовать в создании новых  знаний и проведении НИР; 
2) активно  заимствовать и адаптировать  полученные кем-либо другим научные  результаты;
3) воспринимать  технологические достижения по  мере их естественной диффузии, не прилагая к этому усилий.
В соответствии с выбранной позицией (которая  определяется уровнем социально-экономического развития страны, наличием человеческого  капитала и т.д.) различают несколько  стратегий инновационного развития:
1) стратегия  научно-технического лидерства;
2) стратегия  динамического наверстывания;
3) олигополистическая  стратегия; 
4) конкуренция  за инвестиции.
Оценка  эффективности применения данных стратегий  в современных условиях социально-экономического развития России показала, что для  нее в чистом виде не подходит ни один из рассмотренных вариантов. Альтернативным решением в данном случае выступает сочетание стратегий научно-технического лидерства, динамического наверстывания и конкуренции за инвестиции.
На практике формирование конкурентных преимуществ национальной экономики сводится к разработке и реализации стратегии конкурентоспособности, включающей следующие параметры: характеристику состояния конкурентоспособности экономических объектов различных уровней, определение критериев и параметров показателей, характеризующих конкурентоспособность; анализ, прогнозирование и мониторинг факторов конкурентоспособности, национальных конкурентных преимуществ; разработку экономической политики; разработку конкретных направлений деятельности по реализации стратегии конкурентоспособности страны; разработку системы контроля и механизмов внесения необходимых корректирующих действий на основе анализа результирующих показателей реализации на практике мер экономической политики повышении конкурентоспособности.
 

5.Стратегия конкурентоспособности России 


Стратегия конкурентоспособности включает формирование системы обеспечения конкурентоспособности страны, разрабатываемой исходя из внутренних характеристик развития экономики и с точки зрения ее положения в системе мирохозяйственных связей. К последним в частности можно отнести: обеспеченность экономической системы ресурсами, необходимыми для внешнеэкономической борьбы, круг потенциальных конкурентов в мировой экономике, необходимые и возможные (реальные, исходя из существующих возможностей) направления участия страны в международном разделении труда, реальные и перспективные конкурентные преимущества страны.
На основе предложенного концептуального  подхода к разработке стратегии  конкурентоспособности России в  работе предложены и содержательно  охарактеризованы стратегические направления  и факторы повышения конкурентоспособности  России на основе системного взаимодействия ее внешнеэкономических конкурентных преимуществ и условий внутренней среды, в числе которых: встраивание в глобальные процессы инновационного развития, реализация природно-ресурсного потенциала, диверсификация промышленной инфраструктуры, развитие финансовой системы и адаптированных форм государственно-частного партнерства, модернизация сырьевого сектора, приоритетность вложений в науку и образование, развитие крупных холдингов, механизмов передачи и распространения управленческих знаний, пересмотр отдельных положений налоговой и таможенной политик и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Особенности конкурентоспособности России в 2008-2009 годах
            
            После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
       У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
       Основная  проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
       Вторая  проблема – недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных "поддержать" экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
       Результат – значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
       Третья  проблема – недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования – меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
       Национальная  экономика в последние годы развивалась  во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырье, "дешевых" кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
       В кризисных условиях объективно возросла роль государства в экономической жизни страны. Правительство с максимальной ответственностью подходит ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития.
       Правительство осуществляет свою деятельность исходя из семи основных приоритетов:
       1. Публичные обязательства государства  перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, оказывается поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Расширяются масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.
       2. Промышленный и технологический  потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.
       3. Основой посткризисного восстановления  и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
       4. Кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства. Так Президент РФ Д.А.Медведев в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» отмечает, что экономический рост достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал.
       5. Ответственный бизнес должен  быть освобожден от давления  чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
       6. Экономика должна опираться на  мощную национальную финансовую  систему. Правительство предпримет  все необходимые усилия для  нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
       7. Правительство и Центральный  Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижению инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.
       В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть по сравнению с 2008 годом планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.
       Глобальный  экономический кризис носит системный  характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.