На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы конституционного строя США

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

Кафедра государственного права 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по курсу  «Государственное (конституционное) право  зарубежных стран» 

Тема: Основы конституционного строя США 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск
2005 

СОДЕРЖАНИЕ (ПЛАН): 
 

Введение  …………………………………………………………………3 

1. Понятие конституционного строя …………………………5
2. Конституция США:
     2.1. Характеристика Конституции США ………….……………7
     2.2.  Правовой статус личности …………………………………..11
     2.3. Форма государства и разделение властей ………………13
3. Высшие органы власти:
      3.1. Законодательная власть ……………………………………..16
      3.2. Исполнительная власть………………………………………..20
      3.3. Судебная власть………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………… 28
Список  источников ……………………………………………….…29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В данной работе я буду рассматривать  основы конституционного строя Соединенных  Штатов Америки – первой экономической  и военной державы мира. Но прежде чем приступить к  такому достаточно емкому вопросу, нужно кратко охарактеризовать саму эту страну.
     США  –  крупнейшая   индустриально-аграрная капиталистическая  страна,   достигшая  высокой   степени  экономического  и технологического развития. Она занимает первое   место  в   мире  по  объему валового внутреннего  продукта (ВВП),   второе  –   по  доле   ВВП  на  душу населения,  пятое –  по размерам  территории (после  России,  Канады,  Китая и Бразилии), третье – по численности населения   (после  Китая  и  Индии)  – 281 млн.   человек  в   2000  году.1 Нельзя не согласиться, что США оказывают   решающее   влияние   на международные отношения.
     Соединенные Штаты родились в результате Американской Революции против британской короны. Переселенцы, не представленные в парламенте, решили, что не обязаны в таком случае подчиняться Лондону и платить налоги королю Георгу III. Они созвали собственный представительный орган, Континентальный Конгресс, который провозгласил в 1776 году Декларацию независимости. Именно от этой даты официально ведется отсчет истории США. Декларация независимости провозглашала, что все люди сотворены равными и все имеют право на «жизнь, свободу и стремление к счастью».2
     В 1783 году закончилась Война за независимость, а в 1787 была подготовлена и принята  Конституция США – первая в мире. Генерал-победитель Джордж Вашингтон стал первым президентом новой республики.
     Конституция определила федеративное устройство страны с разделением властей на общенациональном уровне. В его основе лежит знаменитая система сдержек и противовесов между сильным президентом и сильным Конгрессом, которую американцы считают лучшей гарантией свободы и верховенства закона. Этот политический уклад, не имеющий прямых аналогов в мире, оказался столь удачным, что практически не меняется вот уже третье столетие.
     Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях  парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона  и других «отцов-основателей».
      Однако, имея такую теоретическую базу,  Конституция не явилась документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует, прежде всего, для народа.
      Если  говорить об актуальности данной темы следует прежде всего напомнить, что Конституция США – первая писаная конституция. Это весьма прогрессивный документ, который  оказал  влияние  на  конституции многих стран  мира, и, впрочем, продолжает оказывать и по сей день.  Именно она закрепила образование суверенного федеративного государства,  происшедшее  в результате  освободительной  борьбы   народа   против   британской   короны, провозгласила принцип  народного  суверенитета,  определила  демократические принципы   организации   государственности  (представительное    правление, разделение  властей и др.),  установила,  что федеральное   право   имеет приоритет над правом штатов.
      Рассмотрения  конституционного строя – Конституции  США – немаловажно и для нас, белорусов, поскольку именно последнее десятилетие идет становление нашей страны, как правового государства. Путь становления долгий и сложный, у нас все еще остается масса пробелов и недочетов на пути к этой цели. Поэтому обращение к таким «первопроходцам», как Америка, понимание истории становления конституционализма (ведь именно под влиянием США в мире  стала распространяться доктрина конституционализма) – важный этап в ходе становления демократического правового государства.
      Цель  данной работы – это рассмотреть  Конституцию США, определить основы конституционного строя: выяснить, на чем же базируется страна, каков ее общественный строй, изучить принципы и способы организации государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 

     На  понимание конституционного строя  есть несколько точек зрения, однако, в общем смысле «конституционный строй» – это общественный строй и устройство государства, закрепленные в Конституции. При этом общественный строй – есть сочетание экономической и политической систем общества, а устройство государства определяется через формы государства (форму правления, политический режим и т.д.).
     Конституционный строй характеризуется особыми  принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный  строй – это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства. Так, конституционный строй рассматривается через такие категории как «общественный и государственный строи», «организация государственной и общественной жизни», «система определенных отношений», «форма организации государства», «система норм и принципов» и т.д.
     «Конституционное  регулирование организации общества и государства осуществляется в процессе закрепления важнейших основ общественных отношений, выражающих структурное и функциональное единство общества, его наиболее существенные черты и формы организации, а также принципы устройства государства, в которых воплощается участие народа и его представителей в осуществлении государственной власти на демократических правовых началах.
     Соответственно данная группа общественных отношений закрепляется в Конституции, с одной стороны, в качестве принципов организации гражданского общества и выступает в форме основ общественного строя, с другой – принципов демократического устройства государства, характеризующих основы конституционного строя».3
     Каждое  государство выражает в своей  Конституции основы господствующих в обществе социально-экономических  и политических отношений в их единстве, что и составляет содержание общественного строя на соответствующем этапе исторического развития. Общественный строй является конституционным выражением гражданского общества, но его институты не охватывают все отношения данного общества, ими выражаются лишь те господствующие отношения, которые определяют лицо, структуру и характер общества. Они и закрепляются в Конституции в качестве политических, экономических и социальных оснований организации общества и государства. Все указанные основания выступают как объективные конституционные начала общественного строя, которые и находят свое выражение в основах конституционного строя.
     В свою очередь конституционный строй  – это не что иное, как система основ господствующих политических, экономических и социальных отношений, выраженных в соответствующей конституционной форме. Само понятие конституционного строя сводится к таким отношениям, в которых воплощаются конституционный статус человека и гражданина, формы правления и формы государственного устройства, система организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и разграничение их полномочий на федеральном, республиканском и региональном уровнях, общие принципы организации местного самоуправления.
     В процессе конституционного закрепления  принципы организации общества и государства выступают в качестве общих социальных ориентиров, определяющих направленность и наиболее существенные черты содержания всего процесса правового регулирования. Нормативному закреплению этих принципов Конституция отводит важное место, отражая их в тех главах (первой и второй), которые объявлены неприкосновенными в рамках Конституции и не могут быть пересмотрены в обычном порядке. Именно здесь воплощены необходимые гарантии подчиненности государства праву, образующие основы конституционного строя, с помощью которых само государство характеризуется как конституционное.
     Таким образом, конституционный строй  – это конституционное оформление общественных отношений, выражающих гарантии подчиненности государства праву и обеспечивающих взаимосвязь между человеком, гражданским обществом и государством в условиях подлинного народовластия и господства права. Основы конституционного строя составляют конституционные принципы демократической организации государства, в силу которых оно выступает как конституционное государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. КОНСТИТУЦИЯ США 

     2.1. Характеристика Конституции США  

     Само  понятие «конституции» сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года.
     «Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника. Одновременно регламентировалось то, что американская конституция назвала «надлежащей правовой процедурой». Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивными. Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком смысле слова методы и формы осуществления государственной власти. Предмет правового регулирования конституционных норм качественно отличается от предмета правового регулирования обычных законов своей высшей политической важностью и фундаментальностью, поскольку они касаются самых основных условий политического бытия всего общества».4
     «В науке конституционного (государственного) права понятие «конституция» применяется в двух смыслах. В формальном смысле – это юридическая конституция, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется. Появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, складывается на практике такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова. Фактическая и юридическая конституции могут, как совпадать, так и расходиться. В некоторых странах политическая элита стремится править помимо конституции. Этот процесс сопровождается как официальным культом конституции, так и теоретическим обоснованием необходимости и целесообразности внеконституционного правления».5
     Итак, действующая конституция США была принята в 1787 г. в городе Филадельфии конвентом своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ Статьи конфедерации был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был «созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, и, прежде всего укрепление государственной власти. Однако, на деле было учреждено новое государство федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.
        Конституция США состоит из: ¦ преамбулы, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради  которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению гражданам США благ свободы; ¦ семи статей и ¦ двадцати семи поправок.
      Конституция США отличается логичностью и  ясностью построения, лаконизмом, без  излишней детализации. Её  7 статей разделены  на части (разделы). Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательную (Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительную (Президент) и Судебную (Верховный Суд). Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль Конституции как «высшего закона страны». Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее ратификации.
      Следует упомянуть и тот факт, что Конституция  США – жесткая конституция. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа – Конгресса – либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва  не  было).  Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса.
     Так, Конституция, как она была создана  в 1787 г. в Филадельфии, не могла вступить в силу, пока ее не одобрило большинство жителей как минимум 9 штатов из 13. Процесс ратификации шел, и по ходу его у граждан возникали новые и новые вопросы. Серьезную обеспокоенность вызывало то, что документ не содержал каких-либо четких гарантий прав личности. Желаемые формулировки были внесены в документ как 10 поправок к Конституции, получивших название Билля о правах.
     Билль о правах гарантировал американцам свободу слова, вероисповедания и прессы. Они имеют право собираться в общественных местах, протестовать против действий правительства, требовать перемен. Граждане обладают правом носить оружие. Билль о правах гарантирует, что ни полицейский, ни военнослужащий не могут остановить и обыскать гражданина без достаточного на то основания. Невозможен обыск дома при отсутствии на то судебного постановления. Билль о правах гарантирует обвиняемому скорый суд. Обвиняемый вправе требовать суда присяжных, а также защиты своих интересов адвокатом и вызова в суд свидетелей. Запрещены жестокие и необычные наказания. Конституция, дополненная Биллем о правах, была ратифицирована всеми 13 штатами и вступила в силу в 1789 г.
     С тех пор в Конституцию было внесено еще 17 поправок. Возможно, важнейшими из них являются поправки 13 и 14, запрещающие  рабство и гарантирующие всем гражданам равную защиту закона, а также 19 поправка, наделяющая женщин правом голоса.
     Поправки  в Конституцию могут вноситься  двояким образом. Инициатором внесения поправки может выступать Конгресс, при этом предусматривается, что  за принятие поправки должны проголосовать две трети членов обеих палат: Сената и Палаты представителей. Другой путь: по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов может быть созван Конвент для предложения поправок (второй метод никогда не применялся на практике.) И в том, и в другом случае предложенная поправка не вступает в силу до тех пор, пока ее не ратифицируют две трети штатов.
      Также важнейшим конституционным документом – приложением к Конституции является Декларация независимости 1776 г.  По сути, эта декларация был первым документом, в котором говорилось о правах личности в США. В ней заявлялось о неотъемлемых правах человека о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании).
      Одной из важнейших черт Конституции США, как в прочем, и других современных  конституций, является то, что она  провозглашает лозунг суверенитета. В преамбуле конституции сказано: «Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую конституцию...». Здесь можно говорить о таком принципе конституции, как власть народа, который означает, что именно народ является единственным источником государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа – фундаментальный принцип демократии, означающий, что государство должно служить народу, а не народ государству.
      Все конституции устанавливают и  закрепляют форму правления соответствующего государства – республику или монархию. Так, конституция США ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет республиканскую форму правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления...» (Глава IV, ст. 4).
      Далее, одним из самых важных принципов демократического правового государства является принцип разделения властей. И этот самый принцип, дополненный «системой сдержек и противовесов», положен в основу американской конституции. Три первые главы конституции начинаются следующими положениями: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются конгрессу Соединенных Штатов...» (Глава 1, ст. 1); «Исполнительная власть принадлежит президенту Соединенных Штатов Америки...» (Глава II, ст. 1); «Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду...» (Глава III, ст. 1). Вместе взятые, принцип разделения властей и принцип сдержек и противовесов ограничивают государственную власть: первый – путем распределения ее по трем ветвям, так чтобы ни один властный орган или чиновник не мог сосредоточить в своих руках все три типа власти, а второй – путем предоставления каждой ветви власти ряда полномочий в иных ветвях, так чтобы и внутри этих ветвей власть не приобрела абсолютного характера.
      «Помимо общего разделения властей Конституция  распределила полномочия между центральной  властью и властями штатов, создав федеральную систему государственного управления. Американцы, учитывая свой полуторавековой опыт жизни в отдельных колониях и штатах, ревностно оберегали прерогативы местной власти. Они считали принцип федерализма едва ли не основным гарантом от деспотии центрального правительства и предоставили этому правительству лишь ограниченные властные полномочия, передав всю остальную власть правительствам штатов и местным администрациям (это специально оговаривается в 10-й поправке к Конституции)».6
      И, наконец, все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и свободах. К их числу относится конституция США: в первоначальном тексте конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности, и лишь спустя несколько лет были приняты первые десять поправок – Билль о правах. 
 
 
 
 

     2.2. Правовой статус личности 

      Идеи  неотъемлемых прав личности, построенные  на признании  достоинства и ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в  Билле о правах.
    Права человека – это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности.
     К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые другие права, например,  право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами  и действиями.
      Права гражданина, напротив, связаны с  фактом  гражданства,  принадлежности лица к государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами  и действиями государственных  органов. К их числу  относятся, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и  некоторые социально-экономические права. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и  культурных правах  в конституционных  текстах вообще   не  говорится   (за  исключением поправки V о гарантиях частной  собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков - защищаются  лишь  производные  от  них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного  регулирования заполняются отдельными законами.
      Правовое  положение лица зависит от его  статуса: гражданин,  иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Наиболее  широкими правами пользуются граждане  государства. Граждане государства также  бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные  и  натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии  с установленной законом процедурой.
      Билль о правах исходит из концепции естественных  прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права  и свободы,  которые презюмируются.  Это  относится  и  к политическим   правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие  свободу слова, печати,  собраний (мирных и без оружия),  право народа  носить и  хранить оружие, право обращаться  к правительству с петициями. Согласно  Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд  присяжных не только по  уголовным  делам, но и  по определенной  категории гражданских дел, право  обвиняемого  на защиту,  право отказываться  от дачи показаний против самого себя.  Не допускается двойное  наказание за одно и то же  преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.
      Все закрепленные в конституции права и свободы можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты. Первая группа – основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 – статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая группа – права и обязанности граждан (секция 2 той же главы – статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа – права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении граждан, и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законодательством, которое они развивают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Форма государства  и разделение властей 

      Важный элемент правового государства помимо господства права – разделение властей.
      Обратимся к истории. Джон Локк (1632-1704) – английский философ разделил государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, издающему законы, исполнительная – королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», внешнеполитической деятельности. Судебная власть, согласно концепции Дж.Локка, рассматривалась как составная часть исполнительной власти.
      Вот как формулировал в 1748 г. этот принцип  французский философ и историк Ш.Монтескье: «Политическая свобода объекта представляет собой уравновешенность ума, возникающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того чтобы иметь эту свободу, требуется, чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга.
      Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.
      Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя».
       Принцип разделения властей имеет два  аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных, в том числе, и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.
      Разделение  властей представляет собой гораздо  больше, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон – главный «архитектор» Конституции США – говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом».
     «…Во время Войны за независимость несколько штатов (прежде всего Виргиния) имели централизованное правление, осуществлявшееся более или менее демократически избранными законодательными органами. Опасаясь превышения власти со стороны таких правительств, авторы Конституции обратились к принципу отделения законодательной власти от исполнительной. Новым изобретением явилось создание самостоятельной и полномочной судебной власти, наделенной правом оценивать конституционность действий законодательной и исполнительной власти. Обладая такими полномочиями, судебная ветвь могла противостоять узурпации власти двумя другими ветвями. (Полномочия судебных властей по оценке конституционности решений были распространены и на правительства штатов.) Аналогичные сдержки и противовесы, позволявшие одной ветви власти участвовать в функционировании других ветвей, представляли собой право вето президента (главы исполнительной власти) на решения законодателей; полномочия сената, органа законодательной власти, утверждать или отвергать кандидатуры на должности в системе исполнительной власти, а также право законодателей снимать с должности (подвергать импичменту) представителей исполнительной и судебной власти».7
           Итак, при принятии Конституции в США закрепилась политическая система, при которой часть властных полномочий была отдана национальному (или федеральному) правительству, а часть оставлена непосредственно за штатами. Конституция разделила национальное правительство на три группы – три ветви власти: законодательную (Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената), исполнительную (во главе ее стоит президент) и судебную (федеральные суды). В основу такой структуры был положен принцип «разделения властей», когда каждая ветвь власти наделяется определенными обязанностями и, по сути, независима от других властей. При этом каждая из властей благодаря системе «сдержек и противовесов» получает известный контроль над другими ветвями власти.
     Например, «…если Конгресс принял какой-либо закон или «билль», который президенту представляется непродуманным, последний может наложить на него вето. Тем самым билль не имеет силы, если только две трети и Палаты представителей, и Сената не проголосуют за ввод закона в действие вопреки президентскому вето. Если Конгресс принял, а президент подписал какой-либо закон, вызвавший возражения у Федерального суда как противоречащий Конституции, суд может отменить этот закон. (Однако Федеральный суд не может выносить рекомендательных или теоретических заключений; в его юрисдикции – лишь рассмотрение конкретных дел.) Президент уполномочен заключать международные договоры и назначать чиновников - в том числе и судей - на государственные посты. Однако Сенат должен ратифицировать соответствующие договоры и подтвердить назначения на должности, лишь после этого те вступают в силу». 8
       Государственным  устройством США является федерация, субъектами федерации – 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто–Рико и Гуам. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившемся государством», этот остров – не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их  жители  не  платят  федеральных налогов. В  прямом  управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие  статус территории США. Там существует практически назначаемая   администрация.
      Особый  статус имеет  федеральный округ  Колумбия. В отличие от  других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков  для  участия  в выборах президента. Они посылают также одного делегата  в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия  в отношении  округа  принадлежат конгрессу. Вашингтон  –  столица США, находящаяся на территории округа,  пользуется  самоуправлением, население избирает  прямыми  выборами  городской совет и мэра.
      Штаты  –  это государственные образования. Все они равноправны, не  обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Однако  они принимают свои конституции, которые должны соответствовать  конституции  США. Штаты  вправе  издавать  свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам  вступать в какие- либо  союзы,  договоры  и  конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт  и  экспорт,  заключать соглашения с другим  штатом  или иностранным государством, содержать в мирное время войска. Структура органов штатов сходна со  структурой  федеральных  органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные,  избираются  на  основе всеобщих, равных, прямых  выборов  при  тайном  голосовании.  Названия  этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их  полномочий  в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация  в  сенате,  как правило не  применяется. Главой  исполнительной  власти  в штате  является губернатор, избираемый, как правило, на 2-4  года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето. Однако  в
отличие от президента США губернатор не назначает  всю  администрацию  штата. Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно  гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует из деятельность и в какой-то  мере руководит ими. Конгресс может принимать в союз новые штаты, но  не  в  праве учреждать штаты в  рамках  существующих.  Слияние  штатов  в  один  возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний  штатов.
3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ  ВЛАСТИ
     3.1. Законодательная  власть  

      Законодательная власть представительная. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Верховенство не означает и не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.
      Не  менее существенной функцией законодательной  власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов, также контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти.  

     Орган законодательной власти в США – Конгресс – формируется из выборных представителей каждого из 50 штатов. Это – единственный правительственный орган, который может издавать законы, устанавливать и собирать федеральные налоги, объявлять войну, ратифицировать международные договоры.9
           Конгресс США  состоит из двух палат: палаты представителей и сената.
     Члены Палаты представителей избираются сроком на два года. Каждый представитель выбирается от избирательного округа штата, в котором он проживает. Количество округов определяется цензом, пересматриваемым каждые 10 лет. Более населенные штаты избирают большее число представителей, чем те, где население незначительно, некоторые штаты избирают лишь одного представителя. Всего в Палате представителей 435 человек. Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу.
     Сенаторы  избираются сроком на шесть лет. От каждого штата, независимо от населения, избирается два сенатора. При этом производится ротация сенаторов, так что треть Сената переизбирается каждые два года. Общее число сенаторов - 100. Для  избрания сенатором необходимы 30-летний  возраст, состояние  в гражданстве США не менее девяти  лет, проживание в штате, от которого он избирается.
      Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, не могут быть  досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет  ограничен: депутаты  и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные  преступления  и  нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками, бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций. Конгрессмены получают специальную пенсию размер которой зависит от стажа пребывания  в  конгрессе.
      Каждая  палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является  представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть выбран  временный председатель из фракции большинства). Спикер пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он в праве применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем нередко применяется прием «флибустьерства» – путем бесконечных выступлений «заговаривают» законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить  одним  часом). 
      Конгресс  создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике, налогообложению и др.); постоянные специализированные комитеты  каждой  из палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания,  контролируют деятельность  администрации и т.д.; временные специальные  комитеты для расследования  отдельных вопросов (чаще по сообщениям прессы).
      У конгресса есть общие полномочия, которые  могут  быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так  может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например,  палата  представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц,  а сенат ратифицирует международные  договоры. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые (установление и взимание  налогов,  пошлин,  решения о займах,  об  уплате государственного долга, чеканки  монеты,  то есть  регулирование  денежного обращения,  определения  стоимости денежных знаков США, установление наказаний за  подделку  ценных  бумаг  и  монет); в области экономики (обеспечение  благосостояния  США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами); в области  обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии  и флота и установление правил управления ими) и т.д. В конституции говорится  также  и о других полномочиях конгресса: издавать законы о  приеме  в  гражданство, создавать  подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных  в конституции (выдавать каперские  свидетельства  частным  судам  для  захвата неприятельских  судов,  свидетельства  на  право  аналогичных репрессалий, устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время  не соответствуют  международному  праву и  не осуществляются конгрессом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.