На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности педагогического руководства сюжетно ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольного и начального образования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
На тему:
Особенности педагогического руководства сюжетно – ролевыми играми  детей среднего дошкольного возраста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                             Выполнила : студентка 311 группы
                                                        Васильченко Анастасия Анатольевна
                                                                              Научный руководитель:
Шоломицкая Наталия Дмитриевна, к.п.н.,
                                                       доцент
 
 
 
 
 
 
Мурманск
2010
 
 
 
 
Оглавление
 
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого – педагогические обоснование о значимости сюжетно – ролевой игры в развитии и воспитании детей средней возрастной группы
1.1. Понятие, виды и особенности сюжетно – ролевой игры…………6
1.2. Воспитательное значение сюжетно – ролевых игр…………..….12
1.3.психолого – педагогические аспекты развития сюжетно – ролевых игр……………………………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное изучение педагогического руководства сюжетно – ролевыми играми в средневозрастной группе ДОУ
2.1. Описание методики эксперимента………………………………..26
2.2. Содержание формирующего этапа эксперимента ………...
2.3 Анализ результатов исследования………………………………....35
2.4  Психолого – педагогические рекомендации……………………42
2.5 Заключение…………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………...45
Приложение …………………………………………………………...47
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
  Актуальность изучения руководства сюжетно – ролевых игр занимает значимое место в современной педагогике и психологии. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста и источник развития, она определяет развитие ребенка, влияет на взаимоотношение внутри коллектива. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, В.П. Залогина, Н.Я. Михайленко занимались вопросом руководства детскими играми. Они, считали, что используемые воспитателями приемы руководства играми детей пользуются успехом. Очень важно суметь организовать сюжетно – ролевую игру, чтобы каждый ребенок смог найти свое место в коллективе, накапливал положительный социальный опыт, расширял свои знания в различных областях.
Ребенок всегда играет, игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут  к выработке нужных навыков и умений. Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития.
Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли, чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
  В ходе исследования необходимо решить проблемы руководства сюжетно – ролевыми играми.
  Целью является изучения специфики руководства сюжетно – ролевыми играми детей дошкольного возраста .
  Предметом исследования является изучение особенностей руководства сюжетно – ролевыми играми детей средневозрастной группы, объектом исследования будут сюжетно – ролевые игры.
  В соответствии с объектом, предметом и целью в работе выделяются следующие задачи:
1.      На основе анализа психолого – педагогической и научно – методической литературы изучить обоснование значимости сюжетно – ролевых игр.
2.      Описать методику психолого – педагогических аспектов руководства сюжетно – ролевыми играми
3.      Описать методику экспериментальной работы
4.      Разработать и описать содержание формирующего этапа
  В качестве гипотезы исследованиямы предполагаем, что участие методов и приемов, создание условий позволит успешно развивать навыки сюжетно – ролевой игры детей среднего возраста.
Методологической основой работы выступают взгляды, концепции, подходы педагогов – психологов (Краснощекова Н.В., Михайленко Н.Я., Эльконин Д.Б., Репина О.К.) о том, что организация сюжетно – ролевой игры является непременным элементом развития в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.
Цель, объект, предмет, гипотеза обусловили два этапа работы: теоретический и практический. Данные этапы работы потребовали адекватных методов:
?      Анализа и синтеза;
?      Сходства и различия;
?      Логического метода
  Теоретическая значимость работы заключается в всестороннем анализе понятий, видов, особенностей руководства сюжетно – ролевой игрой дошкольников.
  Практическая значимость работы реализована на формирующем этапе, где предложены серии сюжетно – ролевых игр, комплекс методов и примеров сюжетно – ролевых игр, которые могут быть использованы студентами дневной формы обучения.
  Базой исследования является дошкольное образовательное учреждение № 87 г. Мурманск, в количестве 16 человек – испытуемых.
Структура работы состоит из:
?                      Введения
?                      2 глав(6параграфов)
?                      Заключения
?                      Психолого – педагогических рекомендаций
?                      Библиографического списка ( 25 источников)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Психолого – педагогические обоснование о значимости сюжетно – ролевой игры в развитии и воспитании детей средней возрастной группы
 
 
             
1.1   Понятие, виды и особенности сюжетно – ролевой игры.
 
      Для того чтобы понять, что такое сюжетно – ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
      Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом  процессе, это также один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
      Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова и т.д. ).
      В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова, З.М. Богуславская и др.) третьи рассказывают значение игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, И.П. Сакулина, И.В. Артемова и др.).
      Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
       В сюжетно – ролевой игре вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли, и т.п.). в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.).
       Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры – стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
     Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.
       Сюжетно – ролевые игры подразделяются на виды:
?      Игры на бытовые сюжеты: в «дом», « праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действие с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношения
?      Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, театр, цирк и т.д.)
?      Игры на героика – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего города (герои войны, космические полеты и т.д. )
?      Игры на темы литературных произведений, кино, теле и радиопередачах. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усиливая их поведение
?      «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или собственной жизни.[2]
        Психологи и педагоги (В.А. Петровский, С.Л.Новоселова, Л.Одинцова,) выделяют следующие основные особенности сюжетно – ролевых игр:
        1.Соблюдени правил игры.
      Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что нравится, а  ребенку это сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
     Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам. Нормам и правилам поведения в обществе.
         2. Социальный мотив.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно  заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он может это сделать – пойти в школу.
       3.В сюжетно – ролевых играх идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи  задавались следующими вопросами «Использует ли ребенок чувства или изображает их? Какое влияние ни оказывают на формирование морального облика ребенка?». А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова «как будто», «понарошку» и «по - правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли ему спасти пострадавшего в аварии товарища. С усложнением игры и игровые замыслы детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживание ребенка, и формирует его чувства.
1.      В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к различным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становится целенаправленным. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
5.В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество.
Плавность, согласованность действий в длительных сюжетно – ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образа. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце  третьего – четвертого года жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в различные события, а иногда включать эпизоды из сказок. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем новые впечатления включаются в старые игры.
6.Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развития целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со всей возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.[8]
Анализ сущности сюжетно – ролевой игры, характеристика видов позволяет перейти к изучению воспитательного значения, чему будет посвящен параграф 1.2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2   Воспитательное значение сюжетно – ролевой игры.
Вопрос о значении сюжетно – ролевой игры в развитии детей, о том, какие ею могут решаться воспитательные задачи в общей системе воспитания, до сих пор не решен.
Существуют различные точки зрения. С Зайцев, О.В. Артамонова считают, что игра может служить только воспитательными задачами, другие – что через игру могут осуществляться и образовательные задачи, обогащение детей новыми знаниями и умениями.
Ролевая игра – это, с одной стороны, самостоятельная деятельность ребенка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой – это деятельность, общая со взрослыми, та же, какую осуществляют взрослыми. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребенком действиях взрослых с предметами и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребенка к общей жизни с взрослыми, поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением этой жизни.[11]
Причины, вызывающие ролевую игру к жизни, имеют социальную природу. Игра возникает, потому что ребенок развивается как член общества, хотя еще маленький, неравноправный, но все же член общества. Возникая в силу изменения отношений между ребенком и взрослыми, игра одновременно является новой формой связи с разнообразными видами и общественной жизни людей.
Действительность, в которой сталкивается ребенок, можно условно разделить на две связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – предметы, вторая – деятельность людей с предметами, труд людей, их отношение в процессе деятельности. [7]
Знакомство ребенка с действительностью может происходить так, что основным его содержанием будут или предметы, или человек и его деятельность.
Особое стремление к ознакомлению с деятельностью людей есть следствие и вместе с тем показатель социальной природы игры. При всем разнообразии сюжетов игр, которые находятся в прямой зависимости  от конкретных социально – исторических, географических и бытовых условий, в которых живут дети, за ними всегда складывается принципиально одно и то же  содержание  - человек, его деятельность, его отношения с другими людьми. Конкретный сюжет – это лишь выражение общего для всех ролевых игр социального содержания.
Изучение природы ролевой игры показывает, что ее основная жизненная функция заключается в установлении возможно более тесных связей ребенка и общества. В игре ребенок живет не только как член узкого семейного коллектива, но как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. В игре происходит формирование ребенок. Прежде всего как члена общества. Всякая ролевая игра представляет собой в миниатюре общественную жизнь взрослых людей. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе, представляющим собой копию жизни коллектива взрослых, ребенок осваивает отношения, существующие в обществе. Чем деятельнее жизнь ребенка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений взрослых людей. [21]
Создаваемые ребенком игровые условия помогают ему проникнуть в общественный смысл человеческого труда. Известно, что в игре одни предметы могут заменять другие. Такое замещение отвлекает от предметно – технической стороны человеческой деятельности и приводит к выделению на первый план ее общественного смысла, связанного с отношениями между людьми. Некоторые воспитательницы стараются свести до минимума замещение в игре одних предметов другими, вводя по возможности больше игрушек, изображающих действительные предметы, с которыми можно действовать так, как это делают взрослые. если в ролевую игру вносят много разнообразных настоящих предметов, то действия с ними зачастую могут заслонять для ребенка смысл той деятельности, которую он по ходу игры воспроизводит. Отношения с другими играющими могут при этом отступать на второй план.
Практическое проникновение в общественный смысл человеческой деятельности, осуществляемое в игре, приводит к формированию новых мотивов деятельности самого ребенка и к усвоению нравственных норм отношений между людьми. В этом – главное воспитательное значение игры, которое не могут заметить никакие другие виды деятельности.
Второй, не менее существенной стороной выполнения ребенком роли в игре является подчинение непосредственных импульсов и желаний мотивам более высокого порядка. Такое подчинение – постоянный элемент почти всякой ролевой игры. Игра и игровая ситуация не отграничены от всей остальной жизни и окружающей обстановки; кроме того, ролевая игра обычно является коллективной игрой. По ходу игры и исполнения той или иной роли у ребенка часто возникает желание выйти из игры, заняться каким – либо заинтересовавшим его предметом, игрушкой, принять участие в привлекшей его деятельности товарищей или взять на себя в игре другую, более привлекательную роль.
Ролевая игра – это по форме наиболее свободная и непринужденная, самопроизвольно возникающая деятельность – является школой волевых намерений, школой произвольности поступков.
Игра потому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет ближайшее отношение к формированию личности ребенка. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, формируется первичное подчинение мотивов, овладение нравственными нормами отношений между людьми, развивается воля, т.е. осуществляется формирование личности.
Следовательно, ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка. для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею:
?      при ознакомлении детей с окружающей действительностью особое внимание должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми. Это ознакомление должно быть построено так, чтобы детей эмоционально захватывала и привлекала деятельность взрослых, чтобы у них возникло желание участвовать в ней;
?      руководство игрой и создание игровых условий должны быть направлены на то, чтобы дети, возможно, более эмоционально входили во взятые на себя роли и чтобы смысл их деятельности по ходу игры выдвигался на первый план и не заслонялся чисто техническими моментами и выполняемых действий. Для этого, руководя игрой, детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности;
?      важно своевременно помогать играющим в борьбе с их мимолетными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребенка и его товарищей по игре за выполнением ролей.
В игре происходит превращение внешних правил поведения во внутренние правила – обстоятельства, и в связи с этими формируется возможность регулировать свое поведение на основе этого правила.
Наличие в игре коллективных взаимоотношений показывает, что играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя ролей, но и в силу отношений между играющими. В игре дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это является содержанием взятых ими на себя ролей. Однако это соподчинение и согласование действий определяются не только ролью, но и теми отношениями, которые возникают между детьми в игровом коллективе. Именно эти отношения заставляют ребенка контролировать исполнение ролей товарищами, предъявлять к каждому играющему требование исполнять свою роль возможно лучше. По мере того как дети научатся исполнять свои роли , эти требования, идущие от коллектива, предъявляются все меньше, но даже тогда, когда они внешне не выражены, они незримо присутствуют в каждой коллективной игре.
Коллектив детей, играющих в ролевую игру, - это реальный коллектив с отношениями сотрудничества. Соподчинения, взаимного контроля и т.д. это очень важно. Некоторые педагоги и психологи (Н.Ф, Комарова, Козлова С.А., Куликова Т.А., Стрелкова Л.П.) оспаривали положение о ведущей роли игры для психического развития детей дошкольного возраста, исходя из того, что в игре основной является воображаемая ситуация. Дети действуют в игре в воображаемых ситуациях, и их действия носят «условный» характер; в игре нет ни реального сопротивления вещей, ни тем более их изменения. По мысли этих авторов, такая деятельность не может иметь значительного влияния на развитие детей; такое влияние может оказать лишь практическая деятельность. Как показывает анализ, в ролевой игре дети вступают в действительные, а не мнимые отношения со своими товарищами. Более того, их отношения в игре гораздо более разнообразны, чем в других видах деятельности для детей дошкольного возраста невозможны отношения, построенные по типу разделения труда, а в игре они вполне возможны; ни в какой другой деятельности взаимозависимость детей дошкольного возраста не бывает так велика, как в ролевых играх. Таким образом, ролевая игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям этого возраста.
Из выше изложенного можно сделать вывод: ролевая игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной; в игре возможны высшие формы коллективной деятельности, доступные в школьном возрасте, она выступает средствами: эстетического, физического, трудового видов деятельности.
Психолого – педагогические аспекты сюжетно – ролевой игры будут рассмотрены в параграфе 1.3.
 
 
1.3  Психолого – педагогические  аспекты развития сюжетно-ролевой игры.
 
Вопрос о значении сюжетно – ролевой игры в развитии детей, о том, какие ею могут решаться воспитательные задачи в общей системе воспитания, до сих пор окончательно не решен.
Существуют различные точки зрения. Образцова Т.Н., Логинова Л.В. считают, что игра может служить только воспитательными задачами, другие педагоги – что через игру могут осуществляться  и образовательные задачи, обогащения детей новыми знаниями и умениями.
Игра охватывает все стороны развития детей. Это не означает, что игра оказывает одинаковое влияние на все стороны развития ребенка.
Д.Б. Эльконин рассматривает игровую деятельность как источник формирования предпосылок к освоению операционной структуры, но, в отличие от него важным условием преодоления интеллектуальной центрации Является не сколько освоение ролевой структуры игры, сколько способность к построению игрового сюжета.
Под сюжетом обычно понимают цепь событий, воссозданную в литературном произведении, - жизнь персонажей в пространственно – временных изменениях, сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.
Сюжет – это некоторая структура, состоящая из определенных типов событий, связанных между собой. Элементарный сюжет включает в себя следующие типы событий: завязку, кульминацию, развязку.
Сюжетно – ролевая игра возникает на грани раннего и дошкольного возраста. Игра дошкольника достигает своего пика, и уровень ее развития должен быть более диагностичен. Большинство отечественных психологов исследуют игру как кооперативную деятельность детей.
Д.Б. Эльконин различал в игре сюжет игры – ту сферу действительности, которая воспроизводится в игре, и содержание игры – содержание деятельности  людей, которое воспроизводится ребенком в ходе развертывания сюжета.
Сюжеты детских игр меняются в процессе культурно – исторического развития общества. Они отражают наиболее актуальные темы для общества. Наряду с типичными бытовыми сюжетами детских игр появляются производственные, общественно – политические сюжеты, соответствующие изменениям культурной, общественной, политической жизни. В качестве структурных компонентов игры Д.Б. Эльконин выделяет игровую роль – единицу игры, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.
Д.Б. Эльконин устанавливает четыре уровня развития сюжетно – ролевой игры. В своей классификации он выделяет структурные компоненты игры.
1. Основным содержанием игры являются предметные действия. Роли в игре есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из действий ребенка. Нет предварительного планирования игры. Действие однообразны и многократно повторяются. Логика действий легко нарушается. Отсутствует сложная последовательность действий, составляющих ролевое поведение.
2. Суть сюжетно – ролевой игры остаются предметные действия. В игре воспроизводится сложная цепочка действий. Важным для ребенка становится соответствие игрового действия реальному. Расширяется диапазон игровых действий. Игровое переименование предметов не стойкое, новое значение предметов – заместителей быстро теряется. Дети называют роли, однако диапазон игрового поведения достаточно ограничен и жестко определяет выбор игрового предмета.
3. Основным содержанием игры является выполнение ребенком роли связанные с нею действия. Возникает предварительное планирование игровой деятельности, контроль за выполнением роли и его коррекция. Роли выбирают дети до начала игры, и они выбирают характер последующего ролевого поведения. Возникают игровые действия, моделирующие социальные отношения. Действия становятся частыми, обобщенными, часто выполняются только в речевом плане. Появляется ролевая речь, отражающая отношения между персонажами  игры. Новое игровое значение предмета становится достаточно устойчивым, но только в том случае, когда предмет – заместитель  не имеет четко фиксированной предметной функции. Правило не представлено в явной, открытой форме, но фактически регулирует выполнение ролей и актуализируется при нарушении логики игровых действий.
4.Главной сущностью игры становится выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Осуществляется предварительное планирование игры: формируется замысел, распределяются роли и игровые предметы, определяются правила игры. Роли достаточно четко очерчены. Выполнение ролей регулируются четкими правилами. Речь и поведение соответствуют игровой роли. Действия разнообразны и разворачиваются в определенной логической последовательности. Увеличивается число речевых действий по сравнению с предметными. Игровое значение предмета – заместителя сохраняется достаточно долго даже в том случае, когда ребенок выбирает предметы, имеющие точно фиксированную функцию.[22]
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова выделяют три постепенно усложняющихся способа построения детьми сюжетной игры:
1.                        развертывание цепочки условных предметных действий. Ребенок имитирует действия кого – то из взрослых, но сам не осознает, кому именно принадлежат эти действия, т.е. не соотносит их с той или иной ролью.
2.                        принятие на себя роли. Ребенок принимает на себя роль – называет себя именем того или иного персонажа, говорит и действует от его имени.
3.                        воссоздание целостного события. Ребенок не просто имитирует предметные действия. А воссоздает целостное событие, которое включает в себя разнообразных персонажей с их действиями, отношениями. Игра частично переходит в план речи и воображения. Этот способ можно назвать сюжетосложением.[11]
 
Ролевая игра – это самостоятельная деятельность ребенка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой стороны – это деятельность общая с взрослым, та же, которую осуществляют взрослые. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребенком действий взрослых с предметами и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребенка к общей жизни с взрослыми, поэтому она не может быть, чем иным, как воспроизведением этой жизни.
Причины, вызывающие ролевую игру жизни, имеют социальную природу. Игра возникает, потому что ребенок развивается как член  общества. Возникая в силу изменений отношений между ребенком и взрослым, игра является одновременно формой этих отношений, новой формой связи ребенка с разнообразными видами деятельности общественной жизни людей.
Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, можно условно разделить на две связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – предметы, вторая – деятельность людей с предметами, труд людей, их отношение в процессе деятельности.
Особое стремление к ознакомлению с деятельностью людей есть следствие и вместе с тем показатель социальной природы игры. При всем разнообразии сюжетов игр, которые находятся в прямой зависимости от конкретных социально – исторических, географических и бытовых условий, в которых живут дети, за ими всегда скрывается одно и тоже содержание – человек, его деятельность, его отношение с другими людьми. Конкретный сюжет – это лишь выражение общего для всех ролевых игр ролевого содержания.
  Изучение природы ролевой игры показывает, что ее основная жизненная функция заключается в установлении возможно более телесных связей ребенка и общества. В игре ребенок живет не только как член узкого семейного коллектива, но как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. В игре происходит формирование ребенка прежде всего как члена общества. Всякая ролевая игра представляет собой в миниатюре общественную жизнь в игровом коллективе, представляющими собой копию коллектива взрослых, ребенок осваивает отношения существующие в обществе. Чем деятельнее жизнь ребенка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений взрослых людей. [18]
Практическое проникновение в общественный смысл человеческой деятельности, осуществляемое в игре, приводит к формированию новых мотивов деятельности самого ребенка и к усвоению нравственных норм отношения между людьми. В этом - главное воспитательное значение игры, которое не могут заменить  никакие другие виды деятельности.
Второй, не менее существенной стороной выполнения ребенком роли в игре является подчинение непосредственных импульсов  и желаний мотивам более высокого порядка. Такое подчинение – постоянный элемент почти всякой ролевой игры. Игра и игровая ситуация не отграничены от всей остальной жизни и окружающей обстановки; кроме того, ролевая игра обычно является коллективной игрой. Походу игры и исполнения той или иной роли у ребенка часто возникает желание выйти из игры и заняться каким – либо предметом, игрушкой, принять участие в привлекшей его деятельности товарищей или взять на себя  игре другую, более привлекательную роль.
Ролевая игра –это по форме наиболее свободная и непринужденная, самопроизвольно возникающая деятельность –является школой произвольности поступков.
Игра потому и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что имеет ближайшее отношение к формированию личности ребенка. В ней происходит усвоение общественного смысла человеческой деятельности, формируется первичное подчинение мотивов, овладение нравственными формами отношений между людьми, развивается воля, т. е. осуществляется формирование личности.
Следовательно, ролевая игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка. Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться полно, необходимо соответствующим образом направить руководство ею.
2.      при ознакомлении детей с окружающей действительностью особое внимание должно обращаться на человека, его деятельность и его отношения между людьми. Это ознакомление должно быть построено так, чтобы детей эмоционально захватывала и привлекала деятельность взрослых, чтобы у них возникало желание участвовать в ней.
3.      руководство игрой и создание игровых условий должны быть направлены на то, чтобы дети возможно более эмоционально входили во взятые на себя роли и чтобы смысл их деятельности по ходу игры выдвигался на первый план и не заслонялся чисто техническими моментами выполняемых действий. Для этого, руководя игрой, детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.
4.      важно своевременно помогать играющим в борьбе с их мимолетными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребенка и его товарищей по игре за исполнением ролей.[14,22]
 
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к более высокой стадии развития.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводиться к простому копированию действительности.
В психологии и педагогике доминируют идей широкого использования игры в процессе воспитания детей, что связано с определением ее значением для формирования самых существенных психических образований.
Данные психолого – педагогические исследования позволяют сделать вывод о том, что организации сюжетно – ролевых игр и предметно – развивающей среды являются непременными элементами в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Экспериментальное изучение педагогического руководства сюжетно – ролевыми играми в средневозрастной группе ДОУ
 
 
2.1 Описание методики эксперимента.
Задачи эксперимента
1.      Изучить организацию предметно – развивающей среды для сюжетно – ролевых игр в различных возрастных группах
2.      Определить состояние игр, разнообразие игровых замыслов, их развитие
3.      Рассмотреть роль воспитателя в организации сюжетно – ролевых игр, взаимоотношении е между педагогом и детьми в процессе игр.
Исследовательские задания
Задание 1
        Составить схему – план групповой комнаты, зафиксировать расположение игрушек и игровых материалов в соответствии с возрастом детей.
Задание 2
         Понаблюдать за играющими детьми и зафиксировать возникновение игры, ее развитие и завершение. Отметить выполнение детьми игровых действий, случаи взаимообучения и заимствование.
Форма записи
Время обучения
Развитие игры (сюжета)
Действия, выполняемые детьми
 
        Задание 3
      Сделать записи игровых взаимоотношений детей в средней группе и реакции воспитателя на их отношения.
 
 
Форма записи
Игровая ситуация
Поведение детей
Позиция педагога
 
На основе наблюдений проанализировать:
?      Соответствуют ли игры возрастным возможностям детей;
?      В чем проявляется самостоятельность и творчество детей в играх;
?      Как можно оценить позицию педагога в ходе игр;
?      При каких условиях содержание игры могло бы быть более полным, интересным, а действия и умения детей богаче и точнее.
        Примечание. В разговоре с детьми вы можете выяснить, почему они играли в данную игру, чем она им нравится, будут ли еще раз играть в нее.
      После игры полезно поговорить с воспитателем и установить, как он сам оценивает состояние игровой деятельности детей и ее развитие.
          Задание 4
      Изучить развитие игровой  деятельности детей в разных возрастных группах на основе предложенных критериев.
      Изучение игровой деятельности может быть организовано в средней возрастной группе по следующим направлениям:
1.      Условия для возникновения и развертывания игр детей;
2.      Условия для развертывания общения между детьми в игре;
3.      Условия для развития творческой активности детей в игре;
4.      Реализация индивидуального подхода в организации игры детей;
5.      Роль воспитателя в развитии разных видов детской игры.
 
Критерии развития игровой деятельности
1.      Условия для возникновения и развертывания игр детей;
Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).
Побуждают детей к развертыванию игры (предлагают детям поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры).
В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель рассказывает, как играть  в игры с правилами, произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).
Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.
Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно - ролевыми).
2.Условия для развертывания общения между детьми в игре
Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).
Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).
Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать  очередность, тактично улаживать конфликты)
3.Условия для развития творческой активности детей в игре
Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.
Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.)
Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.)
Стимулируют детей пользоваться предметами – заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.
Способствуют возникновению эмоционально – насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.)
Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.
4.Реализация индивидуального подхода в организации игры детей
Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей).
Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).
Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам – роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).
Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
5.Роль воспитателя в развитии разных видов детской игры.
Организуют сюжетно -  ролевую игру.
Организуют игры с правилами.
Способствуют возникновению режиссерской игры.
Организуют игры – драматизации.
Побуждают детей к играм – фантазиям (придумыванию сказок и пр.)
Организуют подвижные спортивные игры.
Используют дидактические игры в педагогическом процессе.
Приобщают к играм разных народов.
 
Задание 5
Определить уровень развития игры детей группы, используя предложенный диагностический лист.
Таблица1
Диагностический лист
По определению уровня развития игры детей
______группы №_____ДОУ

и т.д.................


Показатели развития
Фамилия, имя ребенка
1
2
I Содержание игры
1.      Замысел игры появляется:
А)с помощью взрослого;
Б) самостоятельно

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.