На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное управление в области природопользования в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?РЕФЕРАТ
 
 
Курсовая работа: 45 с., 12 источников.
 
Объектом исследования являются отношения, связанные с государственным управлением в области природопользования в Республике  Беларусь.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научная литература отечественных авторов и существующая практика в области регулирования соответствующих отношений.
Цель работы -  выявить сложившиеся методы государственного управления в области природопользования, разработать научно обоснованные положения и выводы, практические рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности политики охраны окружающей среды.
Методы исследования: системно-структурный, исторический, комплексный, диалектический, метод сравнительного анализа.
Исследования и разработки: сформулированы предложения по совершенствованию организации управления природоохранной деятельностью предприятия, необходимости развития и внедрения новой техники и технологии на отечественных предприятиях.
Область возможного практического применения: применение на практике внесённых предложений по совершенствованию управления природоохранной деятельностью.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                              СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение…………………………………………………………………………..4
1.Вопросы экологии в системе управления
1.1Основные инструменты государственного эколого-экономического регулирования. Экологические налоги……………………………………..…...6
1.1 Государственное управление в области охраны окружающей среды  и природопользования в Республике Беларусь……………………………….…11
1.3 Менеджмент в области охраны атмосферного воздуха  в Республике Беларусь………………………………………………………………………..…19
1.4 Менеджмент в области охраны водных ресурсов в Республике Беларусь………………………………………………………………………..…26
1.5 Система мониторинга в Республике Беларусь………………………...…..31
2.Практические рекомендации
2.1Создание отдела охраны окружающей среды………………………………………………………………..….…………37
2.2Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды………………………………………………………………….………..…40
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы……………….……………………………………………...45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Тема политики охраны окружающей среды является очень актуальной на сегодняшний день, так как ситуация, возникшая на планете в результате воздействия человека на окружающую природную среду, вызвала необходимость сохранения последней, ее рационального использования и восстановления, что может быть достигнуто лишь в процессе охраны природы.
              В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.
              Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство.
Государство, осуществляя экологическую политику, имеет дело с такими природными комплексами, как:
1.постоянно эксплуатируемые (лес, поле и т.д.);
2.разрушенные человеческой деятельностью (карьеры, шахты, отвалы);
3.сохраняющиеся в условиях возрастающего антропогенного пресса относительно ненарушенными.
Соответственно этому определяются и задачи менеджмента в этой области. Для комплексов первого типа основная задача — сохранение с минимальными потерями, для второго - восстановление, третьего - охрана.
Следует заметить, что задачи менеджмента охраны природы в процессе развития человеческого общества меняются. Если в древнем мире и при феодальном строе основной задачей была защита и сохранение отдельных видов животных и растений, а также борьба с браконьерством, то в наше время круг задач существенно расширился. Важное значение имеют следующие задачи:
1.оценка потенциальной продуктивности экосистем;
2.решение проблемы загрязнения среды вредными веществами;
3.предотвращение вредных последствий применения ядохимикатов;
4.решение проблем эрозии и восстановления почв;
5.создание охраняемых территорий.
Также важнейшими задачами менеджмента в области охраны природы являются – поддержание основных экологических процессов и экосистем в равновесном состоянии; сохранение генофонда и видового разнообразия организмов; рациональное использование недр, водных ресурсов и др. Природоохранные меры предусматривают разработку и применение безотходных технологий, эффективных очистных сооружений, жёсткий контроль за использованием удобрений и пестицидов, загрязняющих водоёмы, проведение работ по мелиорации земель, лесовозобновлению, расширение сети заповедников и др. охраняемых природных территорий, непрерывное слежение за состоянием окружающей среды (мониторинг).
Главной проблемой, стоящей ныне перед государством является оптимизация воздействия общества на природу с целью ее эффективного и разностороннего использования и сохранения в состоянии наименьшего разрушения.
Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении или восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, соблюдении, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды. Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
 
 
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ
 
Предметом анализа в данной главе являются основные инструменты экологической политики.
Экологическая политика – это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов. Основными целями современной экологической политики являются:
1.обеспечение оптимального качества окружающей среды.
2.обеспечение устойчивого развития.
3.сохранение биологического разнообразия.
Экологическая политика применяет инструменты как прямого, так и косвенного регулирования. При выборе определенной модели экологической политики важно подобрать такие инструменты и их комбинации, которые позволят решить конкретную задачу с наибольшей эффективностью.
При выборе инструментов экологической политики правительство ориентируется на следующие критерии:
1.экономическая эффективность. Поскольку экологическая политика требует расхода ресурсов и ведет к потерям ВНП, необходимо стремиться к минимизации издержек на ее реализацию.
2.информационное обеспечение. Необходимо учитывать какой вид информации требуется, в каком объеме эта информация может быть технически обеспечена и сколько будет стоить.
3.издержки управления. Нужен учет расходов на экологический мониторинг и другие формы контроля за применением инструмента экологической политики.
4.взаимосвязь с другими видами политики. Следует помнить о взаимодействии и взаимовлиянии  различных видов политики, в том числе экономической.
5.временный лаг. Здесь учитывается разрыв во времени между принятием решения о применении инструмента экологической политики и получением ожидаемого результата.
6.степень серьезности экологической проблемы. Если проблема признана исключительно серьезной,  то можно пренебречь критерием экономической эффективности.
7.тип проблемы. В зависимости от того, о каких объектах и подсистемах окружающей среды идет речь, применяются различные комбинации инструментов экологической политики.
Наиболее известными инструментами прямого эколого-экономического регулирования являются моральное осуждение, а также экологические стандарты и нормативы[5,с.77].
Моральное осуждение предполагает влияние на поведение индивидов с помощью этических норм и общественного мнения. Эффективность применения этого инструмента зависит от ряда социальных, культурных, психологических и других факторов.
Однако часто мотив максимизации прибыли оказывается настолько мощным, что заставляет индивида игнорировать мнение общества об этической стороне его поведения. В этом случае необходимо использовать такие внешние регуляторы поведения людей, как правовые нормы. В экологической политике они представлены соответствующими стандартами и нормативами.
Экологические стандарты и нормативы широко распространены в практике эколого-экономического регулирования. Типичными их разновидностями являются:
1.разрешение на загрязнение окружающей среды в установленном размере.
2.обязательство сократить эмиссии загрязняющих веществ на определенную величину.
3.стандарты на производственные технологии.
4.стандарты на природоохранные технологии.
5.нормы содержания загрязняющих и вредных веществ в готовой продукции.
6.ограничения и запреты на выпуск товаров, производство или потребление которых ведет к загрязнению окружающей среды.
Все эти стандарты, нормы и лимиты устанавливаются в законодательном порядке, и их нарушение предполагает юридическую ответственность. Это является важнейшим преимуществом  данного инструмента эколого-экономического регулирования.
Однако имеется целый ряд недостатков, снижающих привлекательность экологических стандартов и нормативов как инструмента экологической политики:
1.они  не соответствуют критерию экономической эффективности. Это объясняется тем, что стандарты и лимиты разрабатываются на основе усредненных данных без учета индивидуальных различий между субъектами экономики.
2.происходит бюрократизация экологической политики, которая лишает ее гибкости в принятии решений. 
3.поскольку разрешения на загрязнения в установленном порядке даются бесплатно, игнорируется принцип альтернативных издержек (выигрыш от определенного варианта использования природных ресурсов должен превысить альтернативные издержки).
4.возникает проблема так называемой «дедовской статьи», суть которой заключается в том, что при введении нового законодательства более строгие экологические стандарты обычно касаются только фирм-новичков, в то время как фирмы, уже действующие в отросли, получают право определенное время (иногда до 10 лет!) руководствоваться старыми стандартами.
5.замедляется инновационный процесс. Часто при выдаче разрешения оговаривается использование существующей технологии. Тем самым фирмы лишаются стимула к технологическим инновациям, что снижает их конкурентоспособность на рынках готовой продукции.
Все эти и некоторые другие недостатки инструментов прямого эколого-экономического регулирования могут быть компенсированы путем их комбинации с методами косвенного регулирования, применение которых позволяет решить экологические проблемы с большей эффективностью.
К наиболее распространенным инструментам косвенного эколого-экономического регулирования относят:
1.правительственные субсидии.
2.инструменты кредитной системы.
3.инструменты системы экологического налогообложения.
4.рынок прав (разрешений) на загрязнение окружающей среды.
5.инструменты системы страхования[5,с.80].
Субсидии государство предоставляет тем фирмам, которые намерены осуществлять природоохранную деятельность или реализовать экологический инвестиционный проект. Главным недостатком субсидий является то, что они способны стимулировать выпуск экологически «грязной» продукции, вызывая тем самым эколого-экономический ущерб. Получающая субсидию фирма не нуждается во включении природоохранных издержек в цену своей продукции, и поэтому ее продукция будет более дешевой по сравнению с экологически «чистой» продукцией других фирм. Следовательно, субсидии ведут к нарушению действия ценового механизма и препятствуют эффективному распределению ресурсов.
К инструментам системы кредитования относятся процентные ставки и условия кредитования, которые могут быть как льготными, так и дискриминирующими.
Экологическое страхование выступает преимущественно в виде обязательного страхования экономических объектов, эксплуатация которых связана с высоким риском аварий и катастроф. Размер страхования зависит от потенциального ущерба, а также от оценки вероятности неблагоприятного события.
Экологическое налогообложение базируется на принципах интернализации отрицательных внешних эффектов, разработанных А. Пигу. Применение экологического налога требует учета всех возможных вариантов реакции фирмы на его введение. Каждая фирма сталкивается с дилеммой: либо продолжать загрязнять окружающую среду и платить налоги по дискриминирующим ставкам, либо осуществлять природоохранную деятельность с целью получения налоговых льгот.
Налоговой базой для экологического налога является точный объем эмиссий, измеренный в соответствующих единицах (тоннах, кубометрах и т. д.). поскольку на практике такие измерения затруднительны или невозможны, в качестве альтернативной налоговой базы могут использоваться отдельные элементы загрязнения, объем загрязняющих окружающую среду факторов производства, объем выпуска или объем продаж экологически «грязной» продукции.
Важной проблемой экологического налогообложения является точность измерения эмиссий. Для фирм решением этой проблемы может стать самомониторинг.
Еще одной проблемой экологического налогообложения, как и остальных инструментов экологической политики, является взаимодействие загрязняющих веществ, часто ведущее к синергизму, т. е. превышению размера совокупного результата над суммой отдельных результатов неблагоприятного воздействия.  
Альтернативной экологическому налогообложению с присущими ему недостатками является рынок прав на загрязнение окружающей среды, который был разработан и внедрен в практику сравнительно недавно. В его основе лежит правовой подход к интернализации внешних эффектов, предложенный Р. Коузом. В данном случае часть прав собственности на окружающую среду, включая возможность ее загрязнения, передается фирмам в виде разрешений или лицензий, подлежащих купле-продаже на рынке.
Предварительно орган экологической политики выбирает пространственно ограниченный регион, для которого устанавливает оптимальный или предельно допустимый  уровень загрязнения  конкретным веществом. Затем этот суммарный объем загрязнений делится на определенное количество частей (квот), каждая из которых фиксируется в специальном финансовом документе – лицензии. Тем самым лицензию на загрязнение окружающей среды можно отнести к ценным бумагам, удостоверяющим имущественное право их владельца.
Лицензии на загрязнение окружающей среды могут передаваться фирмам двумя способами. В первом случае они продаются на аукционе, и их рыночная цена формируется в процессе торгов. Во втором случае они распределяются между эмитентами бесплатно. В обоих случаях предполагается последующая купля-продажа лицензий[5,с.83].
Такой подход сочетает преимущества прямого регулирования и рыночного саморегулирования, а значит, является более выигрышным, чем экологическое налогообложение. Вмешательство государства здесь ограничивается лишь определением оптимального качества окружающей среды, рынок же обеспечивает гибкое распределение прав на загрязнение в пределах заданного уровня. При этом нет необходимости в индивидуальном измерении эмиссий, достаточно учесть лишь их суммарный объем.
Таким образом, эффективность экологической политики в значительной мере зависит от выбора инструментов эколого-экономического регулирования. Инструментами прямого эколого-экономического регулирования являются моральное осуждение и экономические стандарты и нормативы. К наиболее распространенным инструментам косвенного  эколого-экономического регулирования относят правительственные субсидии, инструменты кредитной системы,  инструменты системы экологического налогообложения, рынок прав на загрязнение окружающей среды, инструменты системы страхования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
Важными направлениями работы по реализации государственной экологической политики на период до 2020 г. являются: экологизация экономики; рациональное использование природных ресурсов и их экономия; снижение антропогенной нагрузки на экосистемы и восстановление нарушенных экосистем; формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий; сохранение биоразнообразия; совершенствование природоохранного законодательства и системы органов управления и экологического контроля; наделение природоохранных органов соответствующими полномочиями в этой сфере; реализация программы экологической подготовки кадров, повышение экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.
Важнейшим звеном механизма менеджмента являются его организационные структуры – система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.
Окружающая среда как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, с другой – ее региональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей стране следующим образом.
 

 
 
 
 
 
Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, издает декреты, указы, распоряжения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.
Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом государственного управления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоохранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.
На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение. Законом «О местных органах власти» (1991 г.) исполнительным комитетам местных советов предоставлено право устанавливать порядок государственного экологического контроля на своих территориях и координировать всю природоохранную деятельность в регионе.
Отраслевой принцип управления природопользованием состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом управления природопользованием в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды РБ).
 
На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды возложены следующие функции:
1.разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
2.комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;
3.государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;
4.разработка предложений по совершенствованию ХМП, экологических нормативов и правил;
5.проведение государственной экологической экспертизы;
6.обеспечение населения экологической информацией, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями;
7.осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции и др.
              Подведомственными Минприроды Республики Беларусь органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 118 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры административного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде: налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр.
              В систему Минприроды входят также департамент рыбоохраны, отвечающий за использование и воспроизводство рыб и водных беспозвоночных; департамент гидрометеорологии, который проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения природной среды; производственное объединение «Белгеология», в компетенции которого, помимо геологоразведочных функций, находится мониторинг состояния подземных вод и проведение исследований, связанных с воздействием на них аварии на ЧАЭС. В ведении Минприроды состоят и научные организации: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР), Белорусский научно–исследовательский геологоразведочный институт (БелНИГРИ), Республиканский научно–технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир», Белорусский научно–исследовательский центр «Экология».
              Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (Государственная инспекция, Госинспекция) является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. На 2010 год в её состав входит 6 областных и 41 межрайонная инспекции. Под их государственным контролем - вся территория Республики Беларусь.              Основные задачи Государственной инспекции:
1.государственный контроль за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях.
2.координация деятельности государственных органов и иных организаций по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства.
3.контроль за принятием рыбоводными организациями надлежащих мер по обеспечению сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций.
              Управление делами администрации президента осуществляет управление особо охраняемыми природоохранными территориями.
Иными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды являются также:
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: на него возложено решение всех задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, радиоактивного загрязнения, последствий, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами. При министерстве функционирует департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике;
Министерство здравоохранения Республики Беларусь, в ведении которого находится санитарно–эпидемиологическая служба, а к компетенции органов санитарного надзора отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов;
Министерство внутренних дел Республики Беларусь: обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств силами экологической милиции;
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь: выполняет природоохранные функции путем предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также препятствуя незаконному ввозу товаров, представляющих экологическую опасность;
Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров Республики Беларусь;
Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь: занимается вопросами учета земель, ведением государственного земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, руководит землеустроительной службой;
Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь: осуществляет контроль за состоянием, использованием, воспроизводством и охраной лесов, а также ведет их государственный учет и государственный лесной кадастр;
В настоящее время в Беларуси сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды и устойчивому развитию. В конце XX в. была принята и реализована Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на 1996-2000 гг.
Подготовлены и реализуются Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. (август 2000 г.), Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001-2005 гг., а также 2006-2010 гг.
Кроме того, основополагающими документами в этой сфере являются Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь (июнь 1997 г.), а также Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (март 1997 г.) и новая Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., одобренная Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в 2004 г[2,с.37].
Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования в настоящее время составляют:
1.Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.;
2.Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утвержденная Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.;
3.Законы Республики Беларусь:
    3.1.Об охране окружающей среды от 26.11.1992 г. (в редакции 2002 г.);
    3.2.О государственной экологической экспертизе от 18.06.1993 г. (в редакции от 14.07.2000 г.);
    3.3.Об особо охраняемых природных территориях и объектах от 20.10.1994 г. (в редакции от 23.05.2000 г.);
    3.4.«О налоге за пользование природными ресурсами» (экологический налог) от 23.12.1991 г.;
    3.5«Об отходах  производства  и  потребления»   от 25.11.1993 г. (в редакции от 26.11.2000 г.);
    3.6.«Об охране и использовании животного мира» от 19.09.1996 г.;
    3.7.«Об охране атмосферного воздуха» от 15.04.1997 г.;
    3.8.«Об охране озонового слоя» от 12.11.2001 г. (в редакции от 15.11.2004 г.);
    3.9.«О растительном мире» от 14.06.2003 г.
4.Кодекс Республики Беларусь о земле (4.01.1999 г.);
5.Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.);
6.Кодекс Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.);
7.Лесной кодекс Республики Беларусь (14.07.2000 г.) [2,с.37].
Беларусь является участником ряда международных природоохранных конвенций и протоколов к ним. Это, например: Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (для Беларуси вступила в силу 16.03.1983 г.), Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков на 30 % (02.09.1987 г.) и др.
В рамках ратифицированной в республике Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), в Беларуси запрещена торговля редкими видами животных и растений, разрабатываются механизмы осуществления этих запретов на практике.
Республика Беларусь с самого начала поддерживала инициативы мирового сообщества по защите озонового слоя. Были приняты следующие меры для выполнения принятых обязательств по международным соглашениям: разработка и совершенствование правовой основы и нормативно-методического обеспечения прекращения потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ); контроль и регулирование импортно-экспортных операций с ОРВ; проведение мероприятий по переводу техники и технологий на альтернативные озонобезопасные вещества; регенерация (восстановление) отработанных ОРВ для повторного использования[10,с.15].   
Большая работа ведется по инвентаризации    водно-болотных угодий в соответствии с Рамсарской конвенцией 1971 г. К концу 2002 г. статус Рамсарских угодий получили семь заказников Беларуси.
В феврале 1992 г. Беларусь подписала соглашение со странами-членами СНГ в области охраны окружающей среды. В июне того же года в Рио-де-Жанейро была подписана Конвенция по биоразнообразию. В соответствии с ней в республике разработана упомянутая выше Национальная стратегия и план действий. Разрабатываются и отдельные программы в области охраны редких видов. Например, на спасение, восстановление и создание вольных стад исполинов леса направлена программа «Зубр».
В 2003 г. Беларусь присоединилась к Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер. Присоединилась Беларусь и к Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция 1988 г.).
В августе 2005 г. Беларусь ратифицировала Киотский протокол к РКИК.
Беларусь является членом многих международных организаций по охране природы. С 1954 г. она состоит членом ЮНЕСКО. В 1980 г. республика избрана членом Международного координационного совета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), с 1979 г. вошла в Совет управляющих программы ООН, связанной с проблемами окружающей природной среды (ЮНЕП).
По программе МАБ в Беларуси в последние годы XX в. работы проводились по 10 проектам, среди которых: «Экологическая оценка борьбы с сельскохозяйственными вредителями», «Экологические аспекты городских систем» и т.д. Создан Белорусский комитет по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера»[2,с.39]. Еще в 1983 г. на базе Березинского государственного биосферного заповедника состоялся I Международный конгресс по биосферным заповедникам.
Республика является членом Международного союза охраны природы. В рамках ЕЭК в области охраны флоры и фауны при участии Беларуси разработана и принята Декларация об охране флоры и фауны и среды ее обитания в Европе.
С целью расширения и углубления экологического образования специалистов всех отраслей народного хозяйства с 1962/63 учебного года в ряде ВУЗов республики введен курс «Охрана природы», который стал обязательным для всех ВУЗов страны и средних учебных заведений с 1972/73 учебного года. В настоящее время курсы «Основы экологии», «Охрана окружающей среды», «Охрана природы» читаются на факультетах небиологического профиля, в колледжах, специализированных школах и гимназиях с экологическим уклоном. В ряде ВУЗов страны ведется подготовка специалистов в области экологии и охраны природы, читаются курсы «Промышленная экология», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Радиоэкология» и др.
Совершенствование образования в области окружающей среды является одним из важнейших приоритетов национального развития Беларуси. В связи с этим были разработаны Концепция образования в области окружающей среды и Республиканская программа совершенствования образования в области окружающей среды. В последней сформулированы требования к содержанию образования, намечены основные пути достижения целей и задач в области образования по проблемам окружающей среды.
Природоохранное воспитание и образование широко проводится в школах и внешкольных учреждениях. Созданы более 20 музеев природы, около 60 школьных заказников. В республике действуют порядка 40 станций юннатов. Головным центром является Республиканский экологический центр детей и юношества, расположенный в Минске. Центр проводит образовательную и воспитательную работу по экологии и охране природы с детьми разного возраста, начиная от дошкольников и младших школьников. Издается много методической литературы в этом направлении.
На территории республики функционируют более 50 неправительственных и общественных организаций, работа которых в той или иной мере связана с решением экологических проблем. Старейшими из них являются «Белорусское общество охраны природы» и «Белорусское общество охотников и рыболовов» (БООР). Молодежные природоохранные организации и движения занимаются общими проблемами охраны природы, разработкой природоохранных технологий, общественной экологической экспертизой, пропагандой экологических знаний, организацией летних лагерей и школ, изданием литературы природоохранительного характера.
В целях реализации положений Орхусской конвенции для обеспечения взаимодействия структурных подразделений Минприроды с общественными объединениями природоохранной направленности, выработки согласованных решений по вопросам природопользования, экологического образования, воспитания и просвещения при министерстве был создан и действует Общественный координационный экологический совет. В него вошли представители 16 общественных организаций и объединений, среди которых: «Экоправо», «Экодом», «ЭКО-ИНФО», «Экологическая инициатива» и др.
Информация о состоянии окружающей среды доводится до населения через такие печатные издания, как: «Экологический вестник», «Лесная газета», журнал «Родная прырода», ежегодные экологические бюллетени «Состояние природной среды Беларуси», «Водные ресурсы», «Природные ресурсы» и др.
Основной целью экологической политики Республики Беларусь в настоящее время является создание благоприятной окружающей среды и обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Можно сделать вывод, что в настоящее время в Беларуси сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды и устойчивому развитию. Беларусь является участником ряда международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и членом многих международных организаций по охране природы.
 
 
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
Рассмотрим подробнее управление в области атмосферного воздуха.
В результате интенсивного развития промышленного комплекса происходит существенное загрязнение воздушной среды различными, вредными веществами.
К источникам загрязнения атмосферного пространства можно отнести:
1.предприятия промышленного комплекса, осуществляющие выбросы в атмосферу.
2.транспорт.
3.развитие энергетики.
4.иные природные ресурсы, загрязненные в результате хозяйственной
Сегодня множество производств и все возрастающее накопление самых разнообразных отходов делают глобальный дисбаланс цивилизации и природы неизбежным[12,с.39].
Для того чтобы предотвратить или минимизировать негативное влияние на атмосферное пространство, необходимо наиболее эффективное управление в области охраны атмосферного воздуха.
Менеджмент в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции и основывается на следующих принципах:
1.приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений.
2.обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.
3.недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды.
4.обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
5.гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении.
6.научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом.
7.обязательность соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
На территории Республики Беларусь основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются предприятия  теплоэнергетики, химической и нефтехимической отраслей промышленности. Основные загрязнители атмосферного воздуха в Республике Беларусь – автотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия[6,с.326].
При распространении промышленных загрязнителей в воздухе определяющими являются высота дымовых труб и направление господствующих ветров. Районы, подверженные такому загрязнению, обычно находятся в пределах нескольких километров от промышленных предприятий, хотя иногда выбросы могут переноситься на десятки и сотни километров[9,с.46]. 
Менеджмент в области охраны атмосферного воздуха предусматривает  следующие организационные меры: разработку и практическое осуществление нормативов предельно допустимых концентраций, принципы зонирования территории, регулирование движения автомашин, замену устаревших технологий и упорядочение применения ядохимикатов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве.
При размещении промышленных предприятий, являющихся источниками загрязнения атмосферы, осуществляются принципы зонирования. Все предприятия по вредности выбросов делятся на  классы, соответственно устанавливаются разрывы от жилого массива – санитарно – защитные зоны.
В целях уменьшения вредных действий выхлопных газов организуется движение автомобилей, особенно грузовых по обходной, кольцевой дороге, переводят их на газобаллонное топливо, устанавливают катализаторы для улавливания и очистки выхлопных газов, вводится одностороннее движение, до минимума сокращают остановки машин у светофоров.
В сельском хозяйстве важной задачей является создание малотоксичных пестицидов и минеральных удобрений, способных оказывать избирательное действие только на вредных насекомых и сорняки. При этом желательно, чтобы они быстро разлагались во внешней среде. Химические средства защиты растений можно заменить биологическими. Путем использования различных биопрепаратов возбуждают заболевания вредителей растений (бактерий, вирусов, грибков и др.) используют против них естественных врагов.
Должна быть проведена очень большая работа по замене устаревших технологий на более прогрессивные, экологически чистые, по внедрению безотходного и малоотходного производства, кооперирования предприятий различных отраслей.
В период нахождения Беларуси в составе СССР действовали союзные законы и постановления, а также нормативы и технологии в области охраны атмосферы. С приобретением самостоятельности в республике начала формироваться своя нормативная и законодательная база. В законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (в редакции 2002 г.) в ст. 5 подчеркнуто, что «объектами отношений в области охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство...».
15 апреля 1997 г. был принят закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»[2,с.96]. Ст. 4 предусматривает право граждан Республики Беларусь на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха: Граждане Республики Беларусь имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха и связанных с ним объектов окружающей среды».
Обязанности предприятий, учреждений, организаций в области охраны атмосферного воздуха предусмотрены ст. 12 закона. Они обязаны, в частности:
1.обеспечивать контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и уровнями вредного физического и иного воздействия на него;
2.обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества атмосферного воздуха на основе соблюдения технологических процессов, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля;
3.приостанавливать или полностью прекращать производство в случае невозможности соблюдения нормативов и стандартов по охране атмосферного воздуха.
В ст. 20 уделено внимание нормативам качества атмосферного воздуха. С целью достижения и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха устанавливаются:
1.нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;
2.нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;
3.нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
4.нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
5.нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
6.нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Главным фактором, определяющим качество атмосферного воздуха в большинстве городов, являются выбросы не от стационарных, а от передвижных источников. В этой связи следует остановиться на необходимости внедрения технических нормативов выбросов[4,с.23].
Важное значение в управлении охраной атмосферного воздуха и контроле за его загрязнением имеет система мониторинга. Ее создание в Беларуси предусмотрено ст. 22 закона «Об охране окружающей среды». Осуществление мониторинга возложено на Департамент гидрометеорологии Минприроды Республики Беларусь. В 2004 г. в республике существовали 54 стационарных поста в 16 промышленных городах. Здесь определяется содержание 38 веществ: основных - пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота; бенз(а)пирена и специфических (характерных для данного города) с отбором проб 3-4, раза в сутки[2,с.104]. Регулярные наблюдения за состоянием атмосферы в конце XX - начале XXI в. охватывали территорию, на которой проживало около 65 % городского населения.
В республике имеется одна станция фонового мониторинга, наблюдения на которой ведутся по программе Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Расположена она в Березинском государственном биосферном заповеднике.
Программой мониторинга атмосферного воздуха на период 1997-2005 гг. предусматривалась оптимизация сети с использованием методов математического моделирования для расчетов оптимального количества постов и мест их расположения, разработка приоритетного списка загрязняющих веществ для постов регионального уровня, автоматизация всех процессов измерений на постах и т.д.[2,с.105].
Помимо стационарных постов в настоящее время проводится мониторинг загрязнения атмосферы с помощью передвижных лабораторий. Информация, получаемая в процессе мониторинга, имеет важное значение для оценки атмосферы в Беларуси и принятия мер по улучшению окружающей среды.
Стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха – непередвижные технологические агрегаты, выделяющие в процессе эксплуатации вредные вещества, а также другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.)
Передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха – автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника и иные передвижные средства и установки, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном и сжатом газе и других альтернативных видах топлива[8,с.5].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
от мобильных источников
(тысяч тонн)
 
 
2000
2005
2006
2007
2008
Республика Беларусь
          Области:
 
 
   Брестская
 
   Витебская
 
   Гомельская
 
   Гродненская
 
   г. Минск
 
   Минская
 
   Могилевская
952,8
 
 
 
151,9
 
131,3
 
149,2
 
121,3
 
129,1
 
169,3
 
100,7
1013,9
 
 
 
160,5
 
125,4
 
141,1
 
132,0
 
179,3
 
180,1
 
95,5
1137,5
 
 
 
178,4
 
135,3
 
156,8
 
158,0
 
189,0
 
213,2
 
106,8
1123,3
 
 
 
174,5
 
133,4
 
153,7
 
150,3
 
194,5
 
209,8
 
107,1
1200,6
 
 
 
180,8
 
143,5
 
165,5
 
156,0
 
210,0
 
227,4
 
117,4
 
 
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
от стационарных источников
(тысяч тонн)
 
 
2000
2005
2006
2007
2008
Республика Беларусь
          Области:
 
 
   Брестская  
 
   Витебская  
 
   Гомельская  
 
   Гродненская
 
   г. Минск
 
   Минская
 
   Могилевская
388,3
 
 
 
34,4
 
107,2
 
78,4
 
32,4
 
34,2
 
57,3
 
44,4
403,7
 
 
 
31,2
 
105,0
 
97,6
 
36,6
 
38,7
 
53,5
 
41,1
423,3
 
 
 
33,8
 
113,5
 
97,6
 
39,1
 
40,4
 
56,9
 
42,0
408,2
 
 
 
29,8
 
125,1
 
85,6
 
38,7
 
33,2
 
55,2
 
40,6
              396,1
 
 
 
27,4
 
109,7
 
86,4
 
39,5
 
37,4
 
56,4
 
39,3
 
 
 
В результате менеджмента в области атмосферного воздуха в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществлена газификация 2-го рудоуправления РУП «ПО «Беларуськалий» (снижение выбросов составило около 900 т/год), завершаются работы по газификации 3-го рудоуправления (ожидаемое снижение выбросов – 800 т/год). В августе 2009 года введен 1 пусковой комплекс, окончание работ – февраль 2010 года. За 2009 год по газификации 3РУ выполнено строительно-монтажных работ на сумму 8,5 млрд.рублей.
В соответствии с Республиканской программой преобразования котельных в мини-ТЭЦ на 2007–2010 годы предусмотрено внедрение когенерационных установок (далее КГУ) на объектах ЖКХ и предприятиях Минской области.
Для экономии топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности котельного оборудования и сокращения выбросов парниковых газов введены в эксплуатацию в 2009 году мини-ТЭЦ на ОАО «Радошковичский керамический завод», ОАО «Агрокомбинат «Ждановичи», ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», Филиал Вилейский ОАО «Молодечненского молочного комбината», Городейский сахарный завод, общей мощностью 7.89 МВт.
Для экономии топливно-энергетических ресурсов, использования возобновляемых видов энергии и сокращения выбросов двуокиси углерода в атмосферу  в 2009 году введены в эксплуатацию Гореничская МГРЭС, Жодинская МГРЭС, Сычевичская МГРЭС.
В целях выполнения плана мероприятий по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата на 2005–2012 годы органами государственного управления и государственными организациями Минской области проведена определенная работа.
Так в области введен в эксплуатацию биогазовый комплекс мощностью 340 кВт на Республиканском сельскохозяйственном предприятии «Племптицезавод Белорусский», финансирование которого осуществлялось за счет средств Республиканского фонда охраны природы (2,58 млрд. руб.) в порядке долевого финансирования.
Плановые задания на 2009 год по строительству и реконструкции газоочистных установок (ГОУ) выполнены. Осуществлялся постоянный контроль за ходом выполнения постановления Минприроды «Об утверждении правил эксплуатации газоочистных установок» от 14.05.2007 г. № 60 в части перерегистрации ГОУ. Однако, несмотря на все усилия (предприятиям были выданы предписания), требование о перерегистрации ГОУ до 1 сентября 2009 года выполнено не в полной мере. На начало 2010 года из 1895 действующих установок перерегистрировано 1325 (70%) и др.
Таким образом, основными направлениями менеджмента в области охраны атмосферного воздуха являются:
формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
принятие законов и иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;
разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха и организация их финансирования
установление для субъектов хозяйствования Республики Беларусь ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;
определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;
определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории Республики Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
              Также рассмотрим подробнее управление в области водных ресурсов Республики Беларусь.
На территории Беларуси насчитывается около 21 тыс. рек, речек и ручьев, а также более 10 тыс. озер. Среди последних 470 имеют площадь водной глади 50 га и более. Около 455 рек республики отдают воды Балтийскому морю, 555 - Черному.
Водные ресурсы – это запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы[3,с.264].
Основными причинами загрязнения и истощения водных объектов являются:
1.сброс ненормативно очищенных промышленных и бытовых сточных вод в водные объекты в результате неэффективной работы очистных сооружений.
2.загрязнение и истощение иных компонентов окружающей среды (земельные ресурсы, атмосферный воздух и так далее).
3.несовершенство экологической законодательной системы.
4.отсутствие эффективного контроля использования и охраны водных ресурсов со стороны уполномоченных на то органов государственной власти.
5.невежество по отношению к водным источникам как к компоненту природной среды.
Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.
Проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов в Республике Беларусь решаются в значительной степени путем менеджмента в этой области и, в первую очередь, через систему прогнозирования и планирования. Основная задача — поддержание водных ресурсов в пригодном для потребителя состоянии и их воспроизводство в целях полного удовлетворения нужд народного хозяйства и населения в воде.
Исходной базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек. Водный кадастр — это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, а также о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.
Юридической основой управления использованием и охраной вод являются законы Республики Беларусь: "Закон об охране окружающей среды", "Водный Кодекс Республики Беларусь", "Закон о питьевом водоснабжении", "Закон о налоге за пользование природными ресурсами", "Правила охраны поверхностных вод", Государственная программа по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода".
Основные принципы менеджмента в области использования и охраны вод:
1.сохранения стабильного состояния водных ресурсов;
2.комплексного использования водных ресурсов;
3.приоритета использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд;
4.предупреждения загрязнения, засорения и истощения водных объектов;
5.нормирования в области использования и охраны вод;
6.платности специального водопользования;
7.возмещения вреда, причиненного водным объектам;
8.сочетания рационального использования вод и их охраны в границах административно-территориальных единиц Республики Беларусь и водосборов (бассейнов водных объектов);
9.разграничения функций государственного регулирования, управления и контроля в области использования и охраны вод и функций водопользования.
Среди организационно-технических мероприятий, которые способствуют предотвращению истощения водных ресурсов и улучшению качества поверхностных и подземных вод, выделяют очистка сточных вод. Эффективным методом борьбы с загрязнением водоемов является внедрение повторного и оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях. Оборотным водоснабжением называется такое водоснабжение, когда вода, забираемая из природного источника, рециркулирует затем в рамках применяемых технологий (охлаждаясь или очищаясь) без сброса в водоем или канализацию. В настоящее время объем оборотного и последовательного использования воды в процентном отношении к общему объему водопотребления на производственные нужды достигает 89%.
Менеджмент в области охраны водных ресурсов предусматривает установление водоохранных зон для поддержки водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Водоохраной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности[3,с.284].
Организация водоохранных зон рек и водоемов и осуществление комплекса природоохранных мероприятий на этих территориях позволяет:
1.улучшить гидрохимический и гидрологический режимы поверхностных вод.
2.улучшить качественный состав подземных вод, дренируемых речной сетью.
3.умньшить водную и ветровую эрозию почв: образию береговой зоны.
4.сохранить прибрежную луговую и древесно-кустарниковую растительность.
5.сохранить нерестилища рыб и места обитания наземных животных.
6.улучшить инфраструктуру городской территории[7,с.22].
Одна из наиболее важных причин загрязнения и истощения водных ресурсов – функционирование и развитие промышленности, что связано с потреблением огромного количества воды и приводит к образованию сточных вод производственного характера.
К производственным сточным водам относят воды, использованные в технологическом процессе, не отвечающие более требованиям, которые предъявляются к их качеству и подлежащие отводу и очистке на локальных очистных сооружениях, а далее либо в городскую канализацию, либо в водоем.
На территории Минской области 79 объектов-водопользователей имеют выпуск сточных вод в природные водные объекты.
По заказу Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды институтом РУСПП «ЦНИИКИВР» выполнена работа по инвентаризации выпусков сточных вод в природные водные объекты, а также организации систем учета объемов сбрасываемых сточных вод предприятиями.
За нарушение правил ведения первичного учета в 2009 году службами комитета подвергнуты административным взысканиям 97 юридических и физических лиц на сумму 10 489 500 рублей.
В результате  реконструкции очистных сооружений (г. Вилейка) с внедрением малозатратных и энергоемких технологий очистки, модернизации и технического перевооружения промышленных предприятий объем сброса загрязненных сточных вод в природную среду планируется снизить.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сброс сточных вод
(миллионов кубических метров)
 
2000
2005
2006
2007
2008
Республика Беларусь – всего
         в том числе:
     в поверхностные водоемы
     в накопители, впадины, на
     поля фильтрации и ЗПО1)
            Области:
Брестская – всего
         в том чи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.