На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие маргинальной личности и маргинального статуса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ПЛАН
 
    Понятие о маргинальном статусе………………………………………..3
2.  Причины возникновения маргинальной этнической группы………....4
3.  Фазы жизненного пути маргинального человека……………………...6
4. Понятие “маргинальная личность”……………………………………...9
5.  Национальная самооценка………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Понятие о маргинальном статусе
 
Маргинальное состояние  в контексте этнопсихологии —  это ситуация, когда какая-либо личность, этническая общность или весь этнос  целиком находится "вне общества" или только частично связаны с  обществом (промежуточный и пограничный  статус).
  Под маргинальным, или пограничным, статусом понимается статус человека, который не принадлежит до конца ни к одной из групп, в которые входит, но продолжает осуществлять контакты с обеими группами [1]. Маргинальный человек — это человек, который одновременно принадлежит двум или большему числу референтных, в частности этнических, групп, находится как бы на границе двух миров и имеет желание жить в обоих, сохранить свои традиции, язык и религию и одновременно быть принятым в новой среде.
Признаками маргинального  человека являются:
    сомнения в своей личной ценности;
    неопределенность связей с друзьями и близкими;
    постоянно присутствующий страх отвержения;
    патологическая застенчивость присутствии других людей;
    склонность к одиночеству и излишней мечтательности;
    сильное беспокойство о своем будущем;
    страх перед риском в любой сфере жизни; ощущение несправедливого отношения к нему окружающих.
  Человек, имеющий маргинальный статус, обладает следующими психологическими и поведенческими характеристиками [2]:
? не чувствует себя полноценным членом ни в одной из групп;
?часто не имеет определенных социальных ролей, и такая неопределенность может вызывать переживание негативных эмоциональных и психических состояний;
?не оправдывает тех ролевых ожиданий, которые могут предъявляться к нему обеими референтными группами, так как эти ожидания могут противоречить друг другу и быть абсолютно несовместимыми;
?испытывает внутренние конфликты из-за невозможности выполнения противоречивых ролевых требований референтных групп;
? страдает дезадаптацией, в некоторых случаях переходящей в хроническую, что в немалой степени может быть обусловлено требованиями современных динамичных условий жизни;
?cталкивается с враждебностью группы, из которой вышел, и в то же время с безразличием или даже презрением членов новой референтной группы.
 
    Причины возникновения маргинальной этнической группы
 
Возникновение этнической маргинальной группы часто обусловлено специфическими условиями жизни ее членов и исторической судьбой народа в целом, когда  долгое время этническая группа лишена независимости и собственной  государственности. В качестве причины возникновения маргинальной этнической группы или маргинальных людей могут выступать: ?колониальная ситуация, когда маргинальная группа или маргинальные люди возникают из числа завоеванных, колонизированных народов;
 ?эмиграция, когда люди, эмигрировавшие из своей страны, приобретают маргинальный статус; смешанные браки и незаконнорожденные дети.
 В качестве причин  возникновения маргинального статуса  выделяют также следующие ситуации:
 •    когда деревенская  семья начинает жить в большом  городе;
 •    один из  членов семьи, чаще всего ребенок,  попадает в новую для
 себя группу, например  становится студентом, а его  семья принадлежит к классу  рабочих или живет в деревне;
 •     возникают  конфликты между различными социальными  группами.
  В колониальной ситуации часто возникает проблема маргинального статуса. Маргинальный статус в данном случае может быть приобретен в результате тесных контактов между колонизаторами и завоеванным этносом.        Выделяются следующие виды таких контактов:
 ?  трудовая деятельность, когда многие люди из числа жителей завоеванной страны вынуждены работать на колонизаторов. Впоследствии у этих людей появляется желание войти в группу завоевателей и жить их жизнью, однако последние относятся к таким людям либо с безразличием, либо с презрением. При этом группа, к которой маргиналы принадлежали изначально, т. е. их этническая группа, также не одобряет такого положения и относится к ним с презрением, воспринимая из как предателей. Такое положение и формирует маргинальный статус, так как не дает права претендовать на равноправную позицию внутри желаемой референтной группы и отдаляет от изначальной, родной этнической группы;
 ?  смешанные браки (в этническом и расовом смысле), когда дети, рожденные в таком браке, представляют собой этническую смесь. Такие дети автоматически приобретает признаки незаконности и маргинальности в силу своего происхождения. Они стараются войти в доминирующую группу (как правило, это группу составляют колонизаторы), однако не получают желаемого в ней признания, так как являются "чужаками". При этом часто такие люди отрицают свою принадлежность к той подчиненной группе, к которой принадлежит одни из их родителей (чаще всего это мать). Таким образом, дети из смешанных в результате колонизации браков не принимаются ни в одной из групп и поэтому становятся маргиналами.
 Дети, рожденные в смешанных  браках, возникших не в результате  колонизации, а по другим причинам (эмиграция, многонациональность  государства и др.), также рискуют  приобрести маргинальный статус.
 
 
    Фазы жизненного пути маргинального человека
 
Исследования биографий  маргинальных людей показывают, что  такие люди имеют определенный общий  жизненный путь и стиль, отличный в конкретных деталях и событиях, но тем не менее построенный по одинаковой схеме. Выделяются следующие  фазы жизненного пути маргинального  человека [6]:
¦  развития, или период детства;
  ¦  сознательного восприятия конфликтов;
  ¦ адаптации, или устойчивого приспособления, в результате прохождения которой возникает защитная установка, или реакция на свое жизненное положение.
 Фаза развития —  это период детства, когда на  ребенка не оказывают непосредственного  влияния расовые и этнические  различия его родителей, отсутствуют  внутренние конфликты по поводу  своей расовой и этнической  принадлежности, так как в этот  период у ребенка еще не  развито этническое самосознание.
  Фаза сознательного восприятия конфликтов — это период в развитии этнической и расовой идентичности ребенка, имеющий следующие характеристики:
• ребенок начинает понимать специфику своего происхождения;
• наряду с формированием самосознания личности у него происходит обретение расового и этнического самосознания;
 • информация, поступающая  от окружающих, не всегда носят  позитивный характер, часто формируя  у ребенка представление о  себе как о человеке низшего  порядка;
  •  человек часто переживает внутренние конфликты и кризисы, которые меняют его представление о себе, его Я-концепцию, нарушает его установки и привычки, заставляет искать новую роль и новый статус в обществе;
  • результатом прохождения данной фазы жизни часто является формирование маргинального самосознания, одной из характеристик которого является наличие двух личностей, Я-концепций, стилей жизни и двух типов мышления.
  Фаза устойчивого приспособления — это период, когда человек осуществляет попытки адаптации к создавшейся в его жизни ситуации принадлежности к маргинальной группе, используя для этого различные способы. Адаптация может быть:
 •    успешной, и  тогда человек выходит из маргинальной  группы и приобретает душевноеравновесие;
 •    неуспешной  или частичной, когда личности  не удается полностью освободиться  от своего маргинального статуса  и связанного с ним осознания  себя. Предъявляемые в процессе  адаптации к человеку требования  могут провоцировать внутренние  конфликты из-за трудности или  невозможности выполнения этих  требований.
У маргинальной личности могут  возникать и внешние конфликты, вытекающие соответственно из внутренних. Суть внешних конфликтов чаще всего  сводится к тому, что человек, бессознательно используя такие механизмы психической  защиты, как проекция и атрибуция, приписывает внешнему миру, другим этнических группам враждебное отношение  к себе, преувеличивая свои представления  и тревоги и тем самым усугубляя  свои внутренние конфликты. В результате внешние и внутренние конфликты  сменяют друг в друга в цикличном  процессе, что мешает нормальной адаптации  маргинала в обществе, а в некоторых  случаях приводит и к серьезной  дезадаптации.
 Сутью конфликтов маргинала  является необходимость делать  выбор, с какой из двух референтных  групп полностью себя идентифицировать. Нередко эта проблема выбора  остается неразрешенной, но тем  не менее многим маргинальным  личностям удается разрешить  свои внутренние конфликты, связанные  с этнической самоидентификацией. Невротизм как основная стратегия поведения и мышления во многих случаях присущ маргинальной личности, так как ситуация нахождения на границе между двух конкурирующих культур провоцирует формирование невротической установки. Наиболее серьезные невротические проблемы появляются у тех маргиналов, которые слишком сильно идентифицируют себя с доминирующей группой, во что бы то ни стало желая стать ее полноправными членами, но получают жесткий отпор и не принимаются в группу. Чем сильнее отказ группы принять маргинала, тем сильнее личность переживает различные конфликты и выше вероятность формирования невротической установки.  Лидерство в маргинальной группе возникает как адаптационная стратегия, когда таким способом маргинальная личность разрешает свои внутренние конфликты, вызванные противоречивостью и двойственностью своего положения, становясь лидером притесняемых и эксплуатируемых групп. Лидерство в такой группе сводится к следующему:
 •    при наличии  в обществе возможности вертикального  роста маргиналы, обладающие такими  качествами личности, как активность, энергичность, могут воспользоваться  этими возможностями для своего  продвижения;
• у маргинальной личности, ориентированной на успешную адаптацию в доминирующей референтной группе, развита сильная мотивация достижения;
• наиболее распространенной формой завоевания лидирующего положения в своей группе является критика культуры доминирующего эт носа;
 • одной из характеристик лидеров-маргиналов является способность видеть реальные недостатки общества и склонность к социальному экспериментаторству,
Выделяется следующая типология лидеров-маргиналов:
 •   межэтнические  маргиналы, рожденные в результате  смешанных
 браков;
 •    социальные  маргиналы, притесняемые в своих  же этнических группах и испытывающие  недовольство своим положением  внутри группы;
 •  моноэтнические представители порабощенных народов, живущих в составе крупного многоэтнического государства с одним доминирующих этносом, при этом порабощение может происходить различными путями: колонизация, добровольный или насильственный переход в другое государство и т. п.
Примерами маргинальных личностей  в историческом масштабе были Наполеон (корсиканец и наполовину итальянец), Гитлер (австриец) и Сталин (грузин осетинского  происхождения), которые стали крупными харизматическими лидерами стран и  народов, к которым они изначально не принадлежали и на раннем этапе  жизни считались "чужими" для  данных обществ.
 
    Понятие маргинальная личность
 
Понятие "маргинальная личность" ввел американский социолог Р.Парк во 2-й половине 20-х гг. ХХ века для  обозначения социально-психологических  последствий неадаптивности мигрантов  к требованиям урбанизма как  образа жизни. Для маргинальной личности характерны девиация, пассивность (или, напротив, агрессивность), аморальность и т.д., утрата социальных связей, бедность, тесно связанная с безработицей. К маргинальным личностям, в первую очередь, относят лиц с уголовным  прошлым, алкоголиков, наркоманов, проституток, бомжей [2].
Маргинал - человек, находящийся  на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние  их норм, ценностей и т.д., противоречащих друг другу. В настоящее время, в  эпоху постоянных перемен, проблема маргинализации общества стоит наиболее остро. Молодежь как лакмусовая бумага первой реагирует на перемены в окружающей среде и, к сожалению, в основной части эта реакция бывает не совсем адекватной и может принимать самые, что ни на есть страшные формы. В настоящем докладе мы попытаемся раскрыть суть маргинализации и ее последствий для отдельных слоев молодежи. Возникнув в 30-е годы в США как теоретический 'инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности рассматривалась в социологической литературе с разных точек зрения. Отправным пунктом для самой постановки проблемы маргинальности стало изучение процессов миграции. В частности, понятие “маргинальная личность” было предложено Р.Э. Парком для обозначения культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации необходимости адаптации к новому для них урбанистическому образу жизни, т.е. Парк говорил, главным образом, о “культурной маргинальности” и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах. С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако сама постановка проблемы принадлежит, скорее, Г. Зиммелю, впервые рассмотревшему социальный тип “чужака” как социальную универсалию (1). Последующие исследования (У.Г. Самнер, Э. Стоуквист, Р. Мертон, Э. Дюркгейм) показали,что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. Кроме этого, выделяют социальную, структурную, ролевую и другие виды маргинальности. Маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных этнических конфликтов, но и как следствие, социально-политических процессов [1]. Кроме того, возможно более широкое, формальное понимание маргинальности как универсального культурного феномена, коренящегося в групповых условиях человеческого существования. “Маргинальность - состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации” [2]. В ряду специфических свойств маргинального человека обычно указывают следующие качества:
- обостренные рефлексия и самосознание;
- критическое, скептическое, иногда циническое отношение к миру;
- релятивизм и безоценночность мировоззрения;
- отстраненность, психологическая отчужденность;
- замкнутость, одиночество, внутренняя противоречивость.
Маргинализации молодежи способствует не только ущербная система  социализации, блокирование каналов  самореализации, но и отсутствие в  ее сознании социокультурных механизмов этой самореализации, что приводит к уродливым формам самовыражения, к различным видам дивиантного  поведения, (наркотики, вандализм, национализм  и др.) и дезориентации.
Существуют общие причины  девиантного поведения:
1. Социальное неравенство.  Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни  большей части населения, в  первую очередь молодежи; в расслоении  общества на богатых и бедных; безработица, инфляция и т.д. 
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
3. Окружающая среда, которая  нейтрально-благосклонно относится  к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия  жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные  с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими  и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. Если говорить в более  широком смысле, то трансформационные  процессы в современной России повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок  маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю  социальную систему как динамическую и качественно новую. Дифференциация общества, корреляция многих групп  создает сложную структуру общества, рост и поливекторность социальной траектории для представителей маргинальных групп. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, анемия, экстремизм. Общая чер
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.