На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовые правоотношения, их структура, особенности и виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Нижегородский институт менеджмента и бизнеса 
 
 
 

Кафедра финансового права 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Дисциплина: Финансовое право
      Тема: «Финансовые правоотношения, их структура, особенности и виды» 
 
 
 

                                                                             
                                                                                Выполнила:
                                                                                                Жаворонкова О.Ю.
                                                                                           26 п., ФЭФ, 6 курс
                                                                                           (экзамен 27.11.11.) 

                                                                             Проверил:
                                                                                                Зав. каф. Сочнев Д.В.
                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний Новгород
2011
Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………………….... 3
1. Принципы и  источники финансового права  …………………………………… 5
1.1. Источник финансового  права …………………………………………………… 7
1.2. Принципы финансового  права ………………………………………………….. 9
2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды ………………………. 12
2.1. Понятие финансовых правоотношений ………………………………………... 12
2.2. Субъекты финансовых правоотношений ………................................................. 14
2.3. Возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений …. 16
3. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов  финансовых правоотношений ………………………………………………………………….  
17
3.1. Административный, судебный порядки защиты субъектов  финансовых правоотношений ………………………………………………………………….  
20
Заключение  ………………………………………………………………………………... 23
Литература  ……………………………………………………………………………… 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение 

      В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.
      Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.
      Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).
      Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).
      Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
      Финансовое  правоотношение представляет собой  разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.
      Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.
      Финансовые  правоотношения отличаются тем, что  они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства. Общим в  определениях финансового правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие у его участников соответствующих юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового права. Каждый вид имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие юридические права и обязанности его участников. б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а так же местный орган государственной власти. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид финансового правоотношения имеет специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения; в) финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, ибо они почти всегда возникают по поводу денег – денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
      Задачей данной работы будет являться обстоятельное  изучение темы, раскрываться, которая  будет согласно содержанию.
      Тема, на мой взгляд, весьма актуальна. Это  обусловлено тем, что в настоящее  время в науке финансового  права существует ряд видов данных правоотношений, а также сложностью их регулирования и целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов. правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Принципы и источники финансового права
 
     Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
     Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
     Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: общая и особенная.
     К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.
     Нормы общей части финансового права конкретизируются в его особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).
     В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
     а) государственной бюджетной системы;
     б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
     в) финансов государственных предприятий;
     г) государственных доходов;
     д) государственного кредита;
     е) государственного страхования;
     ж) государственных расходов;
     з) банковского кредитования
     и) денежного обращения и расчетов;
     к) валютного регулирования.
     Они имеют соответствующие наименования.
     В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в общей части.
     Построение особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права. 

     1.1. Источники финансового права 

     Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.
     Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют право вые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву; так как бюджет - это финансовая основа деятельности государства.
     В настоящее время приняты Бюджетный и Налоговый кодексы. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.
     Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д.
     Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.
     Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке. К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным государством). В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Принципы финансового права 

     Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к её финансовой деятельности.
     Среди таких принципов можно выделить следующие:
     1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.
     2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
     Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.
     3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финaнcoвoe законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
     4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
     5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
     6. Принципом, лежащим в основе финансового права, является также приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа, органы исполнительной власти, которые затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет о его исполнении (ст. 154 БК РФ).
     Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст. 153 БК РФ).
     Очень важно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом обязательно участвовали обе ветви власти. Право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа, что закреплено в ст. 106 Конституции РФ. То же касается и всех других уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органами. государственной и исполнительной власти.
     7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
     8. Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).
     9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
     2.1 Понятие финансовых правоотношений 

      Для раскрытия в полной мере всех видов  финансовых правоотношений необходимо раскрыть саму их сущность, т.е. ответить на вопросы для чего, зачем и по каким основаниям возникают соответствующие правоотношения. В данной главе мы попытаемся определить, что же это такое и какие отличительные особенности им присущи.
      В различных источниках по финансовому  праву существует ряд определений, однако, на мой взгляд, следующее  будет наиболее содержательным. Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.1
      Правовая  урегулированность этих отношений  необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Именно будучи урегулированными нормами финансового права отношения, становятся финансово правовыми, т.е. возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи  охраняются принудительной силой государства.
     В результате воздействия финансово-правовых норм на финансовые отношения последние приобретают форму правоотношения.
     Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: 1) возникают в процессе финансовой деятельности государства; 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; 3) они почти всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
     Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.
     В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.
     Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
        По своему материальному содержанию  финансовые правоотношении группируются  по следующим видам:
       1) бюджетные правоотношения;
       2) налоговые правоотношения;
       3) правоотношения по страхованию;
       4) кредитные правоотношения;
       5) расчетов, регулируемых финансовым  правом;
       6)финансовые  правоотношения денежного обращения  и валютного законодательства. 

     2.2. Субъекты финансовых правоотношений 

     Во всех финансовых правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане.
     Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения»
     Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
     Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
     Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.
     Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует их между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституционными правовыми актами субъектов Федерации, а также законодательными и другими нормативными актами.
     Финансовый орган (кредитная организация) осуществляет эти правомочия 'независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.
     Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, - это тоже участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.
     Субъектами финансового права являются отдельные физические и юридические лица. Основным признаком право субъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ).
     Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений 

     Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
     Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на доходы физических лиц, Т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.
     Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
     Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с
     1) погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
     2) выполнением задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам;
     3) использованием выданных бюджетных ассигнований;
     4) осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д. 

3. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений 

      Меры  государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма  правового регулирования финансовых отношений, как и в соответствующих  случаях — восстановление нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом и касается всех субъектов финансового права. При этом разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться при неудовлетворяющем исходе в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства): например, при защите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с организаций по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); в том же порядке с их счетов списываются суммы бюджетных средств, используемые не по целевому назначению (ст. 284 БК РФ), взыскиваются Центральным банком РФ штрафы с кредитных организаций при нарушении установленных правил в денежно-кредитной сфере.
      В свою очередь, субъекты, к которым  применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Оба способа защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.
      В финансовых правоотношениях государства  с участием граждан также действуют как административный, так и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу .Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в НК РФ и других нормативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав.
      Что касается понятия защиты прав субъектов финансовых правоотношений, то оно имеет такую же природу своего происхождения, что и защита прав субъектов правоотношений в общеправовом смысле. Если говорить иначе, то любые действия участников правоотношений в рамках реализации своих прав определенным образом регламентированы действующими законодательными актами. Следовательно, никто из участников правоотношений, в том числе и финансовых правоотношений, не вправе переступать черту дозволенного нормативными актами. Если же один из субъектов правоотношения своими действиями нарушил требования, установленные законом, вторая сторона правоотношений имеет право на защиту своих прав.
      При этом для отдельных видов правоотношений определены разные способы защиты нарушенных прав. Для финансовых правоотношений, по общеустановленному правилу, предусмотрены два способа защиты прав субъектов. Наличие форм защиты прав субъектов финансовых правоотношений легко объяснить тем, что в любом таком правоотношении одной из стороны является государство (управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение)), что по своей сути и предопределяет административный порядок защиты прав субъектов таких правоотношений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.