На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие социальной организации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Понятие социальной организации

Организационные системы -  это системы, которым  присуща функция управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в  которых главными элементами являются люди. Понятия «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют  науку и практику, прежде всего  на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов  в единое, целостное эффективное  образование1.
Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность  и единство элементов, структура  и иерархичность, относительная  самостоятельность, четко выраженное управление.
Подсистема –  это набор элементов, представляющих автономную область внутри системы.
Основные свойства системы: стремление сохранить свою структуру (основано на объективном  законе организации – законе самосохранения); потребность в управлении (существует набор потребностей у человека, у  животного, у общества, у стада  животных, у большого социума); наличие  сложной зависимости от свойств  входящих в нее элементов и  подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов).
Основная классификация  систем – разделение каждой из них  на три подсистемы: техническую, биологическую  и социальную.
Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных  элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе).
Эти подсистемы существенно опережают биологические  по разнообразию функционирования. Набор  решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.
Социальная подсистема может включать биологическую и  техническую подсистемы, а биологическая  подсистема – техническую подсистему.
Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.
     Система, в набор элементов которой  входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, правовую направленность.
     Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.
     Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций2.
Каждый из этих видов имеет приоритет собственных  целей.
Так, для социально-экономических  организаций главная цель – получение  максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а  получение максимальной прибыли  является второй целью; для социально-образовательных  – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также  является вторичной целью.
Среди множества  различных трактовок этого понятия  в экономике и социологии (в  меньшей степени) доминирует рационалистическая (целевая), заключающаяся в том, что  организация рассматривается как  рационально построенная система, действующая для достижения общей  цели (или целей).
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Одна из трудностей определения этого понятия состоит  в том, что организация (процесс  организации) не представляет собой  конкретной, материальной сущности, но вместе с тем 
Однако все  организации обладают некоторыми общими элементами.
Организации –  это:
1) социальные  системы, т.е. люди, объединенные  в группы;
2) их деятельность  интегрирована (люди работают  вместе, сообща)
3) их действия  целенаправленны (люди имеют цель, намерение).
Таким образом, социальную организацию можно определить и так: «Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых,     материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в  удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» 3.
Между людьми в  организации возникают многообразные  отношения, строящиеся на различных  уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений  стандартизирована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в  силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.
Социальные организации  играют существенную роль в современном  мире. Их особенности4:
- реализация  потенциальных возможностей и  способностей человека;
- формирование  единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство  целей и интересов служит системообразующим  фактором;
- сложность,  динамизм и высокий уровень  неопределенности.
Социальные организации  охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают  условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они  также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение  индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки  доступных для данной системы  норм и правил.
В социальных организациях проходят объективные (естественные) и  субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.
 К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).  

     Основные  черты социальной организации 

     Как справедливо подметил американский социолог Нейл Смелзер, нас окружают организации, они повсюду. Ибо большинство  из нас начинает свою жизнь в организации  – родильном доме. Потом мы попадаем в другие организации – ясли, детский сад, школу. Став взрослым, человек  поступает на работу в одну из организаций  и постоянно сталкивается с другими  организациями – торговыми фирмами, банками, армией, милицией, налоговой  инспекцией и другими. Старость неизбежно  знакомит нас с организациями  системы социального обеспечения  и здравоохранения, при этом, кто-то может оказаться в больнице или  в доме для престарелых. Даже после  смерти организации не оставляют  человека на произвол судьбы. Им занимаются похоронные бюро, страховые агентства, банки, юридические конторы и  суды, где наследники улаживают дела покойного.
     Организации возникли сравнительно недавно. В менее  развитых обществах забота о здоровье, обучение, оказание помощи пожилым  и т.д. осуществлялись в семье  или членами общины. Но поскольку  в индустриальных странах жизнь  существенно усложняется, то и возникает  потребность в создании множества  организаций. Не удивительно, что в  течение многих десятилетий, организации, как объект исследования, постоянно  привлекали к себе внимание ученых и практиков, представителей самых  разных областей знаний. Среди социологов, изучением организаций занимались, в частности, такие исследователи, имеющие мировую известность, как  М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Блау, Д.Скотт, М.Крозье и другие. Из российских ученых, внесших наибольший вклад в разработку проблем теории организаций, можно  назвать Г.В.Осипова, Н.И.Лапина и  А.И.Пригожина.
     В современной научной литературе существует множество определений  организаций. Это обусловлено тем, что представители разных социологических  школ и направлений, исходя из своих  специфических представлений относительно организаций, подчеркивают, прежде всего, их характерную черту. Так, например, основоположником американской теории управления Честером Барнардом было предложено понимать под организацией такой вид кооперации людей, которая  отличается от других социальных групп  сознательностью, предсказуемостью и  целенаправленностью.
     Известный американский исследователь  организаций Амитай Этциони утверждал, что организации – это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей, характеризуемые сознательным членством в организации и сознательными действиями ее членов. Другие американские социологи – П.Блау и У.Скотт были убеждены в том, что основной характеристикой организации является ее формализация: для достижения специфических целей всякая организация должна обладать формальной структурой.
     Приведенные суждения позволяют выделить две  специфические черты, отличающие организации  от других видов социальных групп.
     Во-первых, организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные  на достижение взаимосвязанных и  специфических целей. Каждая из организаций  целесообразна в том смысле, что  действия ее членов определенным образом  скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия – для  реализации политической программы, больница – для лечения больных.
     Во-вторых, организации – такие группы, которым  свойственна высокая степень  формализации их внутренней структуры  в том смысле, что правила, регламентация, распорядок, охватывают практически  все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и четко сформулированы и охватывают все роли и ролевые  связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в  структуре организации. Директор, его  заместители и помощники или  рядовые исполнители – все  они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств.
     Нередко, определение организации отражает и такую специфическую черту, как наличие координирующего  и управляющего органов. Однако эти  органы присущи не всем организованным социальным группам. Опыт показывает, что в некоторых организациях развито самоуправление, они характеризуются  высокой степенью взаимозависимости  отдельных подразделений и зрелостью  работников; эти организации могут  иметь относительно слабо развитый координирующий орган, выполняющий  в основном функции связи с  внешним окружением. Но подавляющее  большинство организаций нуждается в централизованном управлении и наличии координирующего органа с широкими полномочиями5.
     Важнейшим компонентом организации является ее социальная структура, представляющая собой систему упорядоченных  определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных  взаимоотношений между членами  организации, в первую очередь отношений  власти и подчинения (С.С.Фролов).
     Анализ  структуры организации предполагает выделение трех основных параметров, ее характеризующих: сложность, степень  формализации и централизация. Рассмотрим более подробно «сложность», которая  считается одним из важнейших  параметров структуры организации. В свою очередь, сложность зависит  от двух параметров – дифференциации и интеграции. При этом дифференциация является наиболее важным показателем  сложности организации и характеризует  разнородность организации, ее многофункциональность  и различия в достигаемых целях. Социологи выделяют три основных типа дифференциации.
     1. Горизонтальная дифференциация  показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений. В свою очередь горизонтальная дифференциация может быть осуществлена по функциям (например, когда на предприятии функционируют подразделения по производству, контролю, организации сбыта и т.д.), по числу работников (такой подход используется в малых организациях или при выполнении работ, не нуждающихся в применении труда узких специалистов), по виду производимого продукта (например, когда филиалы крупного производства, специализируются на производстве конкретного товара или услуги), по типу клиентуры и по технологическому процессу.
     Требования  горизонтальной дифференциации накладывают  отпечаток на поведение членов организации. Как правило, чем больше горизонтальная дифференциация, тем меньше сплоченность организации, больше трудностей в управлении организацией, ниже уровень интеграции.
     2. Вертикальная дифференциация  говорит о глубине  организационной  иерархии в организации и обычно характеризуется количеством уровней управления в организационной структуре. Высокая степень вертикальной дифференциации свидетельствует о стремлении руководства организации к минимизации числа подчиненных у руководителей, у низового звена и к созданию большего количества уровней контроля. Низкая степень вертикальной дифференциации характерна для небольших организаций, а в крупных – служит показателем слабого управленческого контроля, рассчитанного в основном на самоконтроль со стороны исполнителей.
     3. Пространственная  дифференциация показывает  степень пространственного  разделения структурных единиц организации. Низкая пространственная дифференциация говорит о большой концентрации ресурсов, как правило, в одном месте. Высокая пространственная дифференциация свидетельствует о распылении ресурсов по многим регионам и в то же время – о распространении влияния данной организации. При любом увеличении степени пространственной дифференциации неизбежно возрастает функциональная автономия отдельных подразделений, что приводит к ослаблению контроля и возможностей использования властных полномочий со стороны центральных органов управления организацией6.
     Интеграция  – второй показатель сложности структуры  организации. Он характеризует степень  взаимосвязи между отдельными структурными единицами в организации. Оценка этого показателя происходит по трем параметрам.
     1. Количество взаимосвязей между  отдельными структурными единицами:  тесное взаимодействие подразделений,  перетекание материальных, информационных  и других ресурсов, предполагает  наличие большого количества  интеграционных связей. Одновременно, при интеграции такого рода  сложность организации резко  увеличивается.
     2. Нормативная основа интеграционных  связей является показателем  прочности этих связей. Жесткие,  формальные связи способствуют  интеграции, но носят официальный  характер. Наоборот, изменчивость норм  или их неофициальный характер, основанный на неформальном лидерстве  и коалициях, увеличивают сложность  организации и изменяют характер  интеграции.
     3. Характер интеграционных связей, показывает основной вид властного,  информационного, культурного или  иного ресурса, передаваемого  через данную связь (например, интеграция на основе власти  и подчинения).

                             Классификация организаций

Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных  структур. В любой науке классификация  занимает особое место. Классификация  организаций важна по трем причинам:
- нахождение  сходных социальных организаций  по каким-либо параметрам, это  помогает создавать минимум методик  для их анализа и совершенствования; 
- возможность  определения их численного распределения  по классификации для создания  соответствующей инфраструктуры: подготовке  кадров, контрольных служб и т.д.;
- принадлежность  социальной организации к той  или иной группе позволяет  определить их отношение к  налоговым и другим льготам. 
Каждая классификация  связана с выбором некоторого ограниченного  набора классификационных признаков с целью систематизации для удобства изучения, проектирования и совершенствования организаций.
По признаку происхождения организации делятся на естественные, искусственные и естественно-искусственные. Такое деление организаций имеет важное научное и практическое значение.На основе анализа работ структурных функционалистов (Т. Парсонс, Н. Смелзер)7 можно дать следующее описание естественной модели организации.
1. Социальная организация – это «естественная система», которой свойственны органический рост и развитие, подчиняющиеся «естественным законам», взаимозависимость составных частей, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия.
2. Социальная интеграция или ощущение, что организация является единой социальной целостностью, формируется на основе согласия большинства членов организации следовать единой системе ценностей.
3. Социальные организации сохраняют устойчивость, поскольку в них действуют внутренние механизмы контроля, препятствующие отклонению поведения людей от социальных норм и единой системы культурных ценностей. Последняя является самой устойчивой составляющей организации.
4. В организациях наблюдаются дисфункции, но они преодолеваются сами по себе или же укореняются в них.
5. Изменения в организациях обычно имеют постепенный, а не революционный характер.
Создавая искусственные организации по подобию естественных, человек всегда вкладывал в них свое содержание. При этом в некоторых случаях искусственные организации в определенных отношениях превосходили естественные образцы. Такие организации становились новыми прототипами для дальнейшего совершенствования.
Естественно-искусственные  организации – это организации, частично формируемые естественным путем, а частично - искусственным. Типичным примером естественно-искусственных организаций являются современные общества (цивилизации) с сознательно формируемым государственным механизмом, в котором одни субъекты власти  (президент, парламент) избираются, а другие (правительство) - назначаются. Однако, социальный механизм общества включает не только сознательно формируемый государственный механизм, но и стихийно складывающуюся латентную часть.
 Важным признаком  классификации является также  основная предпосылка (фактор) сближения  (объединения) субъектов (людей  или организаций) при образовании  организаций. Последние образуются  главным образом на основе  территориальной, духовной или  деловой близости. Примерами территориальных  организаций являются города, поселения,  страны, мировые сообщества.
Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. К правительственным организациям относятся организации, зафиксированные в Конституции, указах Президента, например, министерства, государственные комитеты, Администрация Президента, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии – финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования – государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников.
К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие социальные организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и другие фонды, учреждения) основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.
Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.
Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде).
Хозяйственные социальные организации строят свою деятельность для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.
К хозяйственным  организациям относятся: юридические  лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в  т.ч. общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО) , производственный кооператив (ПК) и т.д., неюридические  лица всех форм, в т.ч. подразделения  организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.
Хозяйственные организации могут иметь следующие  формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Их принято разделять  на четыре группы: микро, малые, средние  и крупные организации. Категориями  такого разделения могут служить  численность персонала, стоимость  имущественного комплекса, значение выпускаемой  продукции и доля занимаемого  рынка в соответствующей продукции.
Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.
Формальная организация, характеризуется:
- строго предписанными  и документально зафиксированными  целями, правилами и ролевыми  функциями;
- рациональностью  и безличностью отношений между  ее членами; 
- наличием органа  власти и аппарата управления.
Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.
Неформальная  организация характеризуется:
- спонтанно сложившейся  системой социальных связей и  отношений, норм, действий, являющихся  результатом межличностного и  внутригруппового общения; 
- отсутствием  четко выраженных и документально  зафиксированных правил и предписаний.
По форме собственности различают государственные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.
Государственные и муниципальные организации  полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.
Частные организации  – это организации, созданные  индивидуальными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.
Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. Например, акционерное общество наряду с участием государственного капитала привлекает частные, в том числе и иностранные инвестиции.
В зависимости  от состава субъектов организации делятся на элементарные и составные. Элементарные организации состоят из индивидов (физических лиц), составные включают хотя бы одну более мелкую организацию (искусственную или естественную). Примерами элементарных организаций являются семьи, неформальные группы, некоторые малые предприятия; примерами составных – концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, города.
По признаку наличия специальных органов управления организации делятся ядерные и безъядерные. Примерами ядерных организаций являются крупные современные города, предприятия, корпоративные объединения. Примерами безъядерных организаций являются семьи, клубы по интересам, товарищеские компании, эгалитарные, догосударственные общества.
По признаку проблемной ориентации организации делятся на проблемно-ориентированные (однопроблемные) и многопроблемные.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.