На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Политические элиты и лидерство

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. Н. ТУПОЛЕВА - КАИ
( КНИТУ – КАИ)
Институт  социальных технологий
Кафедра истории и связей с общественностью 
 
 

Творческая  работа по дисциплине: Современные  социально-политические проблемы
На тему: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЛИДЕРСТВО 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 1 курса группы 7101
Панаскина К. В.
Проверил  преподаватель
Кулагина  И. В. 
 
 
 

     Казань 2011 

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
    ПОНЯТИЕ ЭЛИТЫ……………………………………………………..5
         1.1 КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ………...6
       1.2 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭЛИТИЗМА………………………………………………………………...9
         1.3 ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ………………………..12
         1.4 СИСТЕМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ…13
     2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ…………………………………………………………….16
           2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  ЛИДЕРСТВА………………………...18
           2.2 ФУНКЦИИ И ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА………19
     3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...25
     4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...26 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ
                   Достаточно малого, очень малого числа людей, поставленных во главе государства, чтобы исправить  или испортить нравы народа.
                                              М. Т. Цицерон
                   Как трудно бывает понять, что на уме и в душе у простого смертного, пока он не будет испытан, как верховный правитель. Во власти проявляется человек.
                                                    Софокл 

     Ещё в древности люди заметили, что  в обществе существуют две неравновесные  группы: относительно самостоятельное  и привилегированное меньшинство, которое властвует и управляет, и большинство, которое является объектом власти и управления. Что касается правящего меньшинства, то длительное время оно изучалось по описаниям жизни государей, вождей и других выдающихся личностей, находящихся в политике в центре внимания. И лишь в последние столетия характеристика этого слоя стала концептуально связываться со строением и характером организации политической власти и государства. С этой целью стал использоваться и термин «элита», который ещё в XVII в. обозначал товары высшего качества, а впоследствии стал применяться для обозначения высшей знати общества.
     Происходящие  в последнее время общественные преобразования актуализируют изучение элиты, поскольку именно элитарным  группам в различных отраслях функционирования общества отводится ключевая роль и именно они в большинстве случаев принимают окончательное решение в выборе вектора развития.
     В регулировании политических процессов, в определении стратегии, целей  и приоритетов политики важная роль принадлежит специфическому субъекту политики - политической элите. Она концентрирует в своих руках власть путём монополизации права на принятие политических решений.
     В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации. Их готовность к подчинению зависит от собственных качеств политической элиты, её легитимности, а также от тех средств воздействия, которые она применяет в конкретных политических ситуациях.
     Собственно, интерес к вопросам роли власть предержащих, высших слоёв общества, всех тех, кто принимает важнейшие решения в политической, экономической, идеологической и иных жизненно важных областях социальной жизни, оказывает огромное, порой определяющее влияние на жизнь миллионов людей, закономерен и естественен. Эти люди неизменно находятся в фокусе общественного интереса - на авансцене истории, и их, естественно, не обходили вниманием исследователи социально-политических процессов. Но особенно этот интерес возрос в последние десятилетия. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, в частности, с возрастанием роли элитных слоёв в политическом процессе, их возможностей манипулировать сознанием масс, опираясь на новейшие средства массовых коммуникаций. Воздействие управленческих решений, принимаемых элитой, на судьбы миллионов людей таково, что её качество, квалификация, социальные и этические характеристики более чем существенны для общественно-политического потенциала страны.
 

      1. ПОНЯТИЕ ЭЛИТЫ
     Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обуславливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.
       В советском обществоведении  теория элит на протяжении  многих лет рассматривалась как  псевдонаучная, антидемократическая  и буржуазно-тенденциозная. Сам термин «элита» заменялся произвольными и аморфными синонимами: «власть имущие», «влиятельные слои общества», «сливки нации» и др.
    Элита (от лат. electus; англ., фр. elite — избранный, лучший, отборный) — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.
     Философы  Древней Греции считали, что править  обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления. Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель написав: «…Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью, в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью» - тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.
       Политическая элита – это, относительно небольшая, социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
     Другими словами, элита - это высшая привилегированная часть социальной группы, класса, политической общественности, которая в большей или меньшей степени обладает выдающимися качествами и участвует в принятии управленческих решений.
      КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
      Гаэтано Моска (1858-1941гг.), будучи еще весьма молодым исследователем, опубликовал в 1884 году работу «Теория правления и парламентское правление». Она уже содержала основные положения классического элитизма, но итальянский исследователь не использовал сам закрепившийся в современной социально-политической науке термин «элита» (Его ввел в науку спустя тридцать лет В. Парето, что было источником спора между этими учеными о приоритете). «В сколько-нибудь организованном обществе, - писал Моска, исследуя, преимущественно, исторический материал, - политическое руководство осуществляется меньшинством». Его Моска назвал «политическим классом» или «правящим классом». Править политический класс может как демократическими, так и авторитарными методами. Формирование управляющих слоев происходит по совокупности качеств – доблести, богатства, священства, порождающих, соответственно, - военную, финансовую и церковную аристократии. Способами формирования именно «политического класса» Моска называл наследование, выборы или кооптацию (пополнение приемлемой для правителей «свежей кровью» из средних слоев). Отвергая «власть черни», Моска признает, что править могут или средние слои, или аристократия. Моска отвергает либерализм, демократию именно как власть среднего слоя, ведущую к вырождению элиты. Моска исследует «формулу правления», «политическую формулу», то есть инструментальный характер власти, говорит о научной политике, использовании в социологии методов точных наук.
     Создателем  термина «элита» стал еще один итальянский мыслитель, также признаваемый одним из основоположников современной политической социологии Вильфремо Парето (1848-1923гг.). Парето – инженер по образованию, один из создателей теории математической экономики, философ и социолог, наиболее известные свои труды опубликовал, работая в Лозаннском университете (Швейцария). Среди заслуг Парето перед социально-политической наукой – обоснование системного подхода к политике, создание теории элит и теории идеологии. Идеологию Парето, разумеется, под влиянием психоаналитических и бихевиористских концепций, рассматривает как производное (дерриватив) от «резидуа» - остатка (чувственной, аффективной, бессознательной сферы человеческой психики). Предвосхищая системный и структурно-функциональный подходы к социуму, Парето отвергает идеологический, нормативно-аксиологический взгляд на политику и настаивает на том, что необходимо лишь «научными усилиями обеспечить большинству максимум благосостояния».
     Понятие элиты Парето формулирует в «Трактате  общей социологии» (1916 г.). К ней он относит «индивидов с высочайшими показателями в любой области социально-политической жизни». В своих ранних работах (конец ХIХ в.) Парето называет страту управляющих аристократией. Но неизбежность именно этих двух страт (элиты и управляемых) сформулирована Парето уже тогда. Парето оспаривает классификацию форм государства по Моска (городское государство – феодальное государство – бюрократическое государство - представительное государство). Но соглашается в главном – признании вырождения европейской элиты («История – кладбище аристократий», - говорил Парето, а замена элит идет по принципу ухудшения). Прямо следуя Никколо Макиавелли, наследниками которого называли себя, впрочем, оба итальянских социолога, Парето делит элиту на «львов» (радикалов, выразителей сильной власти) и «лис» (хитрецов, умеющих льстить и массе и оппонентам из неправящей элиты). Европейскую элиту Парето считал царством «лис», а преодоление тотальной бюрократизации и усредненности видел в приходе «львов» (Так же как и Макс Вебер видел защиту от бюрократии в харизматическом лидерстве). Элиту Парето делил на правящую и неправящую. К первой относятся, собственно, политические лидеры, ко второй – люди, достигшие высот в экономике, науке, духовной сфере. Во избежание вырождения элиты необходимо пополнение правящей элиты лучшими представителями неправящей. Современная социально-политическая наука, используя идею Парето о политической (правящей) и неправящей элитах, обычно говорит об «элите» и «контр-элите».
     Роберт Михельс (1876-1936гг.) - немецкий ученый, принявший по приглашению Б. Муссолини итальянское подданство в 1926 году, разработал теорию олигархии, дополняющую мысль о неизбежной всеобщей бюрократизации индустриального общества, принадлежащую М. Веберу. Сложная социальная организация порождает, соответственно, сложную организационно-управляющую структуру, в которой неизбежно формирование узкой правящей группы. Нежелание и неспособность простых людей брать на себя ответственность, необходимость профессионализации и бюрократизации управления, требование стабильности лидерства неизбежно порождают олигархию (власть немногих и, при этом, худших). Большинство, по мнению Михельса, служит лишь пьедесталом для господства меньшинства, олигархии. «Не существует противоречия между учением, согласно которому, история – это процесс непрерывной классовой борьбы, и тем учением, по которому классовая борьба приводит к созданию новой олигархии, переплетающейся со старой», - писал Михельс в 1991 году («Социология политических партий в условиях демократии»). Таким образом, Михельс соглашался с К. Марксом в признании важности фактора классовой борьбы в развитии общества. Но отрицал ее роль как локомотива прогресса. «Каждая революция рождает новую олигархию», - в такой формулировке следует запомнить «железный закон олигархии» Михельса сторонникам любых радикальных преобразований в нашем Отечестве.
     Идеи, сходные с положениями Р. Михельса, высказал в опубликованной на французском  языке работе «Демократия и политические партии» (1903 г.) русский социолог М.Я. Острогорский (1854-1919гг.). Этот автор отнес их преимущественно к политическим партиям, как структурам, создаваемым, независимо от идейно-политических пристрастий, исключительно для борьбы за власть. Партии – это элитарно-олигархические структуры, ответственные за то, что парламенты превратились в место политических баталий,  а не представительства народных интересов. Все это написано почти за век до баталий в Государственной Думе на рубеже тысячелетий. Близкие к создаваемой в начале ХХ века русской либеральной партии (впоследствии, партия конституционных демократов) интеллектуальные круги воспрепятствовали публикации русского издания книги Острогорского, считая, что столь нелицеприятная оценка деятельности партий и партийного представительства помешает борьбе за конституционализм. Как видим, стремление по-большевистски заставить замолчать своих оппонентов вовсе не является чем-то новым для современных российских праволиберальных политиков.
      СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭЛИТИЗМА
      Элитистский, а не классовый подход, дополненный теорией социальной стратификации, стал в западной социально-политической науке преобладающим.
     Выделим несколько наиболее распространенных в ней современных элитистских  концепций, предварительно сформулировав  возможные основания для типологизации  и классификации теорий элитизма:
      свойства и характеристики элит и их представителей;
      взаимоотношения внутри элиты, степень ее сплоченности;
      способы и характер отношений элиты с массами;
      роль элиты в обществе;
      способы и каналы рекрутирования (формирования и пополнения) элиты.
     А) Маккиавелистская школа.
     Она следует традиции Г. Моска и Р. Михельса (маккиавелистом, напомним, считал себя и В. Парето). Неизбежность борьбы между не всегда лучшими, но богатыми и влиятельными слоями за власть над «чернью» – постулат как классиков элитизма, так и неомаккиавелизма (иногда, особенно при исследовании геополитических процессов, его называют политическим реализмом). Среди современных маккиавелистов упомянем Дж. Бернхема.
     Б) К основоположникам модернизированной, ценностной, классической теории элит иногда относят В. Парето, считая, при этом, Моска именно чистым маккиавелистом. Парето рассматривал элиты с точки зрения социальной и политической антропологии, подчеркивая, что при «замыкании» элиты на себя, отказе от ее пополнения лучшими выходцами из неправящей элиты и средних слоев, аристократия вырождается (лучшим подтверждением этого стала судьба российского дворянства и царской бюрократии, а, затем, - коммунистической номенклатуры). Замечательный представитель русской эмигрантской социально-философской мысли Н. Бердяев даже сформулировал своеобразный числовой критерий. Если элита пополняется из широкого слоя высшей и верхней средней страт (5% населения), то развиваются и общество, и элита, а если из узкого слоя (1% населения), то неизбежно превращение ее в касту и вырождение. В рамках ценностного подхода сформулируем теорию меритократии (власти лучших), известную еще с античности (когда аристократией называли власть немногих, но лучших и в интересах всех). Среди основоположников и теоретиков современного меритократизма можно назвать английского социолога М. Янга, влиятельного американского социолога Д. Белла, представителя неоконсервативной теории элит Т. Дая.
     В) Своеобразную леволиберальную элитистскую концепцию создал сразу после второй мировой войны американский ученый Чарльз Райт Миллс (его последователем был другой американский политолог Ральф Милибанд). Отрицая марксистский, классовый подход и следуя, скорее, традиции Михельса - Острогорского, Ч.Р. Миллс, представитель подлинно либерального (то есть свободного и защищающего права и свободы каждого человека) крыла американской интеллигенции, решительно критикует американскую элиту как сплоченную и замкнутую касту, выражающую интересы финансово-промышленной олигархии. Главным элитообразующим признаком леволибералы считают «командные высоты», занимаемые представителями элиты в обществе.
     Г) Но, пожалуй, преобладает в западной науке, равно как активно исследуется социально-политической наукой новой России, теория демократического элитизма (или концепция плюрализма элит). В рамках естественного для социогуманитарного знания парадигмального многообразия в ней сосуществуют и либеральный подход (классик американского социально-политического бихевиоризма Г. Лассуэл в межвоенные годы), и структурно-функциональный анализ (Э. Гольтман, С. Келлер). Классиками демократического элитизма, наряду с Г. Лассуэлом, являются Й. Шумпетер и К. Мангейм. При всем многообразии подходов, постараемся выделить главное, что объединяет плюралистические и демократические концепции элитизма.         
     Многообразие  элит, политической, партийной, элит «групп давления», приводит к формированию элиты по функциональному признаку, а не признакам заслуг, положения, знатности или власти. Это позволяет, в значительной мере, преодолеть «железный закон олигархии», используя свободные и конкурентные выборы как механизм взаимной ответственности элитарных групп друг перед другом, каждой из них - перед избирателями, равно как и ответственности граждан за свой выбор. Для характеристики политического режима современных западных стран нередко используется термин «полиархия», введенный американским политологом Робертом Аланом Далем. Само понятие, возможно не слишком удачное (то ли многовластие, то ли власть многих), определяется,  как правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах,  и нередко используется в современной западной литературе. Р. Даль рассматривает демократию как идеальную норму, а реальные сообщества, претендующие на звание демократических (как государства, так и общественные организации) предлагает рассматривать как полиархии. «Иными словами, - пишет современный российский исследователь творчества Р. Михельса В. Иваницкий, - известной гарантией против оформления олигархии оказывается действующий политический плюрализм, межпартийная борьба и конкуренция из-за власти».
      ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
      Точки зрения на содержание категории «элита»  отличаются друг от друга в основном отношением к идеальным принципам  рекрутирования элиты и соответствующими аксиологическими установками:
      одни исследователи полагают,  что подлинная элита должна отличаться знатностью своего происхождения;
      другие причисляют к этой категории исключительно богатейших людей страны;
      третьи,  считающие элитарность функцией личных заслуг и достоинств, - наиболее одаренных представителей социума.
     Очевидно,  что верхний слой любого современного общества включает в себя различные политические элитные группы: экономические,  интеллектуальные,  профессиональные.
     Неизбежное  различие в способностях и устремлениях людей, необходимость профессионализации и институционализации административного труда, высокая значимость последнего для общества и ряд других факторов неизбежно приводят к формированию управляющего слоя. Его, соответственно, следует рассматривать не только как «касту» или клан людей, занятых «грязным делом», но и как рекрутированную, призванную обществом, страту, обладающую несомненными привилегиями и наделенную большой ответственностью. Базовыми параметрами для классификации элит могут быть все характеристики, перечисленные в начале предыдущего раздела. Приведем несколько типов классификации элит:
      Общепризнанна классификация правящего слоя на элиту и контрэлиту.
      Пути пополнения элиты, функциональные черты общества, которому данная элитарная страта принадлежит, позволяют говорить об открытых и закрытых элитах.
      По источнику влияния (происхождение, с одной стороны, или статус, функции, заслуги – с другой) различаются наследственные и ценностные элиты.
      Различное и в различной пропорции сочетание у представителей высших и средних слоев важнейших стратификационных факторов (доход, статус, образование, профессиональный престиж) позволяет говорить о высшей элите, непосредственно принимающей политические решения, и средней элите, верхней части среднего класса.
     Притом, что западные элиты, как правило, - это олигархические группы собственников, пополнение элиты США и западноевропейских стран идет именно из верхней части среднего класса, в основном, - лиц свободных профессий, имеющих дипломы и степени престижных университетов.
      СИСТЕМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
     Вопрос  об особенностях рекрутирования элиты  – один из самых важных в данном контексте. В отличие от профессиональных элитарных сообществ,  политическая элита представляет собой открытую систему.
     Перед гражданским обществом стоит  задача формирования, пополнения элиты, непрерывного контроля за ней. Критериями элиты демократического общества являются её эффективность, социальная и организационная представительность, организованность и интегрированность (не кастовость и корпоративизм, а сплоченность и внутри элиты, и элиты с гражданским обществом для успешного решения стоящих перед страной задач), горизонтальная (между элитами и внутри элиты) и вертикальная (пополнение элиты) мобильность.
     Важнейшими  формами рекрутирования элит являются система гильдий и антрепренерская (предпринимательская) система (термины  ввел американский политолог Б. Рокиэн). Характеристиками системы гильдий  являются ограниченный круг претендентов на управленческие должности, большое число институциональных фильтров (формальных критериев), решающее значение мнения вышестоящего руководителя при назначении на должность. Неизбежно порождая кастовость, неоправданные привилегии, низкопробные угодничество и карьеризм (законченный вариант системы гильдий – это номенклатурная система в нашем недавнем прошлом), система гильдий, вместе с тем, обеспечивает, при условии её эффективного применения, профессионализм, компетентность, ответственность. Именно этими критериями, помимо личной преданности начальству, должен обладать претендент на должность, требующую участия в принятии решений. За рубежом при формировании административной бюрократии (аппарата исполнительной власти), а также высшего и среднего корпуса менеджеров в частно-корпоративном секторе экономики система гильдий преобладает.
     Антрепренерская система – это, прежде всего, система  выборов органов самоуправления и представительной власти, а также - первых лиц администраций разного  уровня, система выборов в общественных организациях разного типа, иногда -  выборы на низшие и средние должности в частном секторе. В этих случаях - круг претендентов на выборную должность весьма широк, каналы попадания в этот круг многообразны, одной из важных характеристик претендента на выборную должность становится его личное умение или умение команды его помощников и советников создать пресловутый имидж. Несомненный недостаток антрепренерской системы – это необходимость сочетания различных (а, нередко, противоречащих друг другу и не совмещающихся в одном человеке) качеств у претендента на должность:
     - умение «продать себя» как социально-политический «товар» ,  с одной стороны, и качеств, необходимых любому ответственному лицу;
     - умение принять решение, работать с конкретными людьми, а не «электоратом», компетентность и профессионализм,  с другой.
 

      2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ
     Лидер ( от англ. leader - ведущий) - вождь, руководитель политической партии, общественный организатор и др. Это лицо в какой-либо группе (организации), пользующийся большим, признанным авторитетом, обладающий влиянием, которое проявляется в управляющих действиях. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
     В древней мифологии вожди наделялись сверхчеловеческими качествами. Античные историки излагали историю через описание подвигов и деяний выдающихся лидеров - монархов и полководцев.
     В средние века в общественной мысли  преобладают взгляд на историю, как на «промысел» Божий. Поэтому и политические лидеры предстают в трудах Ф. Аквинского и Августина как проводники Божьей воли. В центре внимания общественной мысли эпохи Возрождения - человек. Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). По его мнению, правитель, монарх, государь должен учитывать потребности людей и их слабости, пристрастия и стремления; быть и скупым, и щедрым, и жестоким, и милосердным, в зависимости от политических обстоятельств. Но все он должен использовать на благо себе и государству. XVII-XVIII вв. время буржуазных революций. Многие мыслители (Джон Локк, Ш. Монтескье) и др. заняты решением вопроса о том, как совместить интересы народа и короля, как избежать тирании монарха. Для Х1Х века характерна трактовка лидера как героя, вождя, царящего над не разумной толпой. Именно такие лидеры, по мнению многих мыслителей, двигают историю вперед, подчиняя своему влиянию тех, кто следует за ними.
     Французские социологи Г. Лебон (1841-1931 гг.) и Г. Тард (1843-1904 гг.) утверждали, что великие лидеры это еще и великие психологи, хорошо понимающие душу толпы, ее инстинкты Эти взгляды в XX в. развивал раньше австрийский психолог и психоаналитик 3. Фрейд (1856-1939 гг.). Он исходил из того, что авторитет лидера в массах подобен авторитету отца в семье.
     Мы  все чаще убеждаемся, что для совершения какого-либо группового действия необходим  человек, выполняющий функции ведущего. Это же происходит в политике, где задействовано множество политических субъектов и где решаются грандиозные по сложности задачи; политическое лидерство удовлетворяет такие потребности общества: 

    объединение людей (политический лидер берет  миссию объединения на себя);
    «диагностика» ситуации (от политического лидера ждут авторитетной, мудрой и своевременной оценки, которая бы пояснила внешнюю ситуацию и позволила бы увидеть перспективы развития);
    разработка плана совместных действий (политический лидер выступает, как аккумулятор идей он должен уловить их и придать формы программы, плана действий, должен учитывать все мнения настроения, существующие в обществе);
    мобилизация людей (лидер - именно тот человек, который в силу своих личных качеств, способен повести за собой группу людей, дать толчок к совершению определенных действий).
 
     В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а  чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в  возглавляемом им коллективе, располагает  официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.