На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы экстерналий в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство образования РФ
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра экономической теории
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по теме:
Проблемы экстерналий в экономике
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                    Выполнил студент: Островская И.С.
Проверил: К.Э.Н., доцент, Максимов И.Б.
 
 
 
 
 
 
Иркутск, 2009г.
 
 
 
Содержание:
 
1.     Введение
2.     Экстерналии (внешние эффекты)
Отрицательные экстерналии
Положительные экстерналии
Типы экстерналий
Корректирующие налоги и субсидии Артура Пигу
3. Теорема Коуза
    3.1 Выводы из теоремы Коуза
    3.2 Практическое применение теоремы Коуза
    3.3 Регулирование внешних эффектов
4. Заключение
5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.     Введение
 
Практика развитых индустриальных и развивающихся стран свидетельствует, что не все функции, необходимые для естественного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений. Механизм свободного рынка оказывается несостоятельным с точки зрения обеспечения макроэкономической устойчивости. Рыночные отношения не обеспечивают социальных гарантий населению. Рынок не производит общественные блага. Рынок оказывается неспособным решить проблему обеспечения экономической и национальной безопасности, социальной стабильности в обществе.
Негативные последствия вышеперечисленных факторов и многих других аспектов экономического развития привели к осознанию недостаточности «самонастройки» рыночной среды. Исследования в рамках неокейнсианских моделей и неоклассических теорий выявили недостаточность аллокационной функции рынка. Это значит, что ограниченные ресурсы общества расходуются неэффективно, без связи с конечным результатом.
Понятие экстерналий, изъянов (или «провалов») рынка в настоящее время относится к числу общеупотребительных, не только в фундаментальной, но и в прикладной экономической теории. Вопросы преодоления «провалов рынка» изучаются в экономической литературе в рамках сложившихся во второй половине XX века следующих направлений: экономика общественного сектора, экономика общественного благосостояния, концепция общественного выбора.
Термин «экстерналии» был введен в понятийный аппарат экономической теории А. Маршаллом и А. Пигу еще в конце ХХI в. Пигу определял причину экологического неравновесия как антисоциальное поведение частных производителей, так как владельцу промышленного предприятия безразличны результаты, к которым   приводит сброс сточных вод, выброс отработанных газов в атмосферу и прочие виды загрязнений.
Понимание категории «внешние эффекты» в условиях регулируемой экономики, их оценка с учётом изменения стоимости во времени может стать одним из важнейших инструментов улучшения охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. В настоящее время стоимостная оценка природных ресурсов занижена, внешние эффекты не учитываются при определении цен рыночного равновесия при производстве и потреблении физических благ и услуг, что приводит к негативным эколого-экономическим последствиям.
Актуальность данной темы определяется недостаточностью разработанности такого аспекта проблемы внешних эффектов, как применение дисконтирования в подходах к их оценке, научная и практическая значимость этого аспекта для развития экономики обусловили выбор темы курсовой работы.
В 70-80-е годы к данной проблеме обратились представители неоинституционального направления: Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, Р. Коуз, М. Олсон, К. Эрроу и др. В рамках теории общественного выбора они подошли к проблеме одновременного существования провалов рынка и провалов государства через анализ политических рынков. Наиболее полный перечень изъянов рынка содержится в Методике анализа влияния решений регулирующих органов на конкуренцию, разработанной в Управлении по финансовым услугам Великобритании.
В российской экономической теории проблема несостоятельности рынка традиционно освещается в последних разделах курса микроэкономики или в рамках экономики общественного сектора, ибо не вполне вписывается в классическую тематику теории рыночного хозяйства. Акцент делается на возможности не только компенсации, но и устранении провалов рынка. На это обстоятельство акцентируют внимание отечественные исследователи Гринберг Р., Рубинштейн А., Герасименко В., Дудкин В., Петров Ю., Жукова М., Фролова Н., Федорова Ю.В., Шаститко А.Е., Якобсон Л., и др.
В 90-е годы изучение экстерналий рынка дополнилось проблемой информационной асимметрии (Стиглиц Дж.) и проблемой «принципал-агент».
Несмотря на работы учёных-экономистов в области теории внешних эффектов, некоторые аспекты учёта проблем экстерналий в финансовом механизме природопользования не нашли широкого отражения в научной литературе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Экстерналии (внешние эффекты)
 
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
К их принципиальным чертам относятся:
?                 экстерналии имеют место, когда действия фирмы или индивидуума непосредственно влияют на издержки и выгоды каких-либо других фирм или индивидуумов;
?                 внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах;
?                 для экстерналий характерно воздействие на третьи лица, не принимающих участие в рыночной сделке как продавцы или покупатели, и отнесение части издержек или выгод от сделки на их счет. Т.е. внешние эффекты возникают, когда производство или потребление товаров и услуг порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны.
 
Примерами экстерналий являются:
?      взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони - увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения;
?      загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде;
?      свежевыкрашенные домики у дороги улучшают настроение и влияют на работоспособность служащих находящегося рядом предприятия;
?      сброс грязной воды комбинатом, расположенным на берегу, создает проблемы для рыбаков.
 
Действие внешних эффектов может проявляться как положительно, так и негативно. Внешние эффекты в зависимости от результата последствий разделяются на положительные и отрицательные эффекты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.1 Отрицательные экстерналии
 
Отрицательные экстерналии возникают в случае, когда деятельность одной стороны вызывает издержки у других сторон, уменьшение их благосостояния.
Пример. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рисунок 1). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке E1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.

Рисунок 1. Отрицательный внешний эффект
Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта, экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Существуют следующие основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов:
?                  Запрет на производство и потребление некоторых продуктов. Так, во многих странах запрещено курение в государственных учреждениях. Полному запрету подлежит производство наркотиков, оружия и т. д.
?                  Введение акциза на «вредные» товары (спиртные напитки, табачные изделия, бензин и пр.).
?                  Социальная антиреклама. Примером служат акции организации «Гринпис», предупредительные надписи на упаковке сигарет и др.
?                  Рынок прав на производство отрицательных внешних эффектов. Эта мера значительно жестче, чем введение акциза, но несколько мягче, чем полный запрет. Обычно она применяется, когда величина отрицательных внешних эффектов не должна превышать некоторого критического значения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Положительные экстерналии
 
Положительные экстерналии возникают тогда, когда деятельность одной стороны приносит выгоды другим, увеличивает их благосостояние.
MSB = МРВ + МЕВ,
где MSB - предельные общественные выгоды; МРВ - предельные частные выгоды; МЕВ - предельные внешние выгоды.
Предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый и состоятельный сосед, который осушает свой участок, создает дренаж, подводит дорогу и т.д.. В этом случае с большей долей вероятности ваш участок также станет суше, и вы сможете построить надежный дом, вырастить любимые цветы, воспользоваться соседской дорогой и пр.. То есть вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа.

Рисунок 2. Положительный внешний эффект
 
Классическим примером положительных внешних эффектов является образование. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям: образованные люди обычно получают более высокие доходы, чем менее образованные. Но образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу. В обществе каждый его член выигрывает от того, что другие граждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рисунок 2). Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.
Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересе­чения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта, экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Основные способы увеличения положительных внешних эффектов следующие:
?                  Государственные субсидии фирмам, которые производят продукты, порождающие положительные внешние эффекты (детские товары, учебники, лекарства). Государственные трансферты и налоговые льготы для индивидов, которые потребляют продукты, порождающие положительные внешние эффекты. Например, налогоплательщик, затративший до 25 тыс. руб. в год на свое лечение или образование детей, имеет право на социальный налоговый вычет, который фактически означает 13-процентную скидку на эти «общественно-полезные услуги».
?                  Косвенные выплаты работникам предприятия, стимулирующие потребление «полезных» товаров (оплата обучения, книг, журналов).
?                  Социальная реклама. Примером служит шутливое телеобращение администрации Москвы к водителям установить нейтрализатор.
?                  Производство государством некоторых особо значимых продуктов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3 Типы экстерналий
 
Трактуя понятие экстерналий в широком аспекте, в зависимости от различного типа воздействий (во времени, между секторами или регионами) можно выделить следующие типы внешних эффектов:
 
1. Временные  (между поколениями) экстерналии. Этот тип экстерналий тесно связан с концепцией устойчивого развития. Современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои нужды. Порождая глобальные экологические проблемы, исчерпывая невозобновимые ресурсы, загрязняя окружающую среду в настоящем времени, человечество создает огромные экологические, экономические, социальные проблемы для потомков, сужая их возможности удовлетворять собственные нужды. Так исчерпание в ближайшем будущем нефти, массовая деградация сельскохозяйственных земель создадут огромные энергетические и продовольственные проблемы для будущего, потребуют резкого роста затрат по сравнению с современными для удовлетворения первейших нужд. Возможны и положительные временные экстерналии.
Технологические прорывы, достижения научно-технической революции современников создают возможность по снижению затрат в будущем. Например освоение дешевых технологий производства энергии (солнечная, энергией волн, прилива, земли, ветров и пр.) дадут значительный эффект в будущем. Эти источники энергетических ресурсов являются экологически чистыми. Заменяя ими ископаемое топливо, мы снижаем вредное воздействие на природу и экономим органические энергоресурсы.
Из анализа ретроспективы развития природоохранной деятельности и ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует, что много миллиардные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов.
 
2. Глобальные (межстрановые) экстерналии. В масштабах планеты данный вид экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы у других стран. Так после взрыва на Чернобыльской АЭС большое облако радиоактивных веществ выпало на территории Беларуси, Украины, западной части России несколькими крупными пятнами. В результате катастрофы 23 процента территории Республики Беларусь с 3668 населенными пунктами, были загрязнены радионуклидами. Загрязнение атмосферы в Великобритании в результате переноса загрязнителей приводит к появлению «мертвых озер» на севере Швеции, и как следствие выделение дополнительных затрат на охрану окружающей среды.
 
3. Межсекторальные экстерналии. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих наносит значительный экономический ущерб другим секторам. В России огромные потери несет аграрный сектор. Добыча железной руды на Курской магнитной аномалии приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота огромных площадей лучших в мире земель - черноземов. Все это вынуждает сельское хозяйство нести дополнительные затраты, осваивать новые маргинальные малоплодородные или отдаленные участки земли. Существуют и положительные межсекторальные экстерналии.
Развитие одних секторов может дать значительный эколого-экономический эффект в других областях.
 
4. Межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в рамках одной страны. Для такой огромной страны, как Россия, с ее многочисленными административными единицами, областями, субъектами Федерации данная проблема стоит довольно остро. Классическим примером здесь может быть река Волга, когда находящиеся в верхнем течении регионы своими загрязнениями создают дополнительные затраты на очистку воды у «нижних» регионов.
 
5. Локальные экстерналии. Этот вид экстерналий наиболее хорошо изучен в литературе. Обычно на ограниченной территории рассматривается предприятие-загрязнитель и анализируются вызываемые его деятельностью экстернальные издержки у реципиентов (других предприятий, населения, природных объектов).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.4 Корректирующие налоги и субсидии Артура Пигу
 
Британский экономист Артур Пигу (1877 – 1959) (Кембридж) был одним из лучших учеников А. Маршалла. Когда он ушел на пенсию, Пигу заменил его во главе Кэмбриджских экономистов, укрепив основу так называемой Кэмбриджской школы экономики. В своей самой известной работе «Economics of Welfare» (1920) А. Пигу развил теорию экстерналий. Он рекомендовал нейтрализовать негативные экстерналии (издержки) налогами, а позитивные экстерналии – субсидиями.
Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффек­тами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
 
Т = МЕС,
 
где Т - размер корректирующего налога; МЕС - предельные внешние издержки.
 
Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 3).

Рис. 3
 
Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, харак­теризующихся положительными внешними эффектами, которая позво­ляет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:
 
Ср = МЕВ,
 
где Ср - размер корректирующей субсидии; МЕВ - предельная внешняя полезность.
 
Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 4).

Рис. 4
 
Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.
Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Теорема Коуза
 
Суть коузовской аргументации состояла в том, что в условиях нулевых трансакционных издержек рынок сам в состоянии справляться с любыми внешними эффектами. Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».
Эта  теорема  была  сформулирована  Р.  Коузом  в   статье   «Проблемы социальных издержек», опубликованной в 1960 г., и сейчас признана на  Западе одним  из  наиболее  важных  достижений  экономической  мысли  послевоенного
периода.
Таким образом, выдвигается парадоксальное положение: при отсутствии издержек по осуществлению сделок структура производства остается той же самой независимо от того, кто каким ресурсом владеет. Теорема доказывалась Коузом на ряде примеров, частично условных, частично взятых из реальной жизни.
Например, по соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо, причем коровы ранчера могут заходить на поля фермера, нанося ущерб посевам. Если ранчер не несет за это ответственности, его частные издержки будут меньше социальных. Казалось бы, есть все основания для вмешательства государства. Однако Коуз доказывает обратное: если закон разрешает фермеру и скотоводу вступать в добровольные соглашения по поводу потравы, тогда вмешательства государства не потребуется; все разрешится само собой.
Допустим, оптимальные условия производства, при которых оба участника достигают максимума благосостояния, заключаются в следующем: фермер собирает со своего участка урожай в 10 центнеров зерна, а хозяин ранчо откармливает 10 коров. Но вот ранчер решает завести еще одну, одиннадцатую корову. Чистый доход от нее составит 50 долларов. Одновременно это приведет к превышению оптимальной нагрузки на пастбище и неизбежно возникнет угроза потравы для фермера. Из-за этой дополнительной коровы будет потерян урожай в размере одного центнера зерна, что дало бы фермеру 60 долларов чистого дохода.
Рассмотрим первый случай: правом не допускать потраву обладает фермер. Тогда он потребует от скотовода компенсацию, не меньшую, чем 60 долларов. А прибыль от одиннадцатой коровы — только 50 долларов. Вывод: ранчер откажется от увеличения стада и структура производства останется прежней (а значит, и эффективной) — 10 центнеров зерна и 10 голов скота.
Во втором случае права распределены так, что хозяин ранчо не несет ответственности за потраву. Однако у фермера остается право предложить ранчеру компенсацию за отказ от выращивания дополнительной коровы. Размер «выкупа», по Коузу, будет лежать в пределах от 50 долларов (прибыль ранчера от одиннадцатой коровы) до 60 долларов (прибыль фермера от десятого центнера зерна). При такой компенсации оба участника окажутся в выигрыше, и ранчер опять-таки откажется от выращивания «неоптимальной» единицы скота. Структура производства не изменится.
Конечный вывод Коуза таков: и в том случае, когда фермер имеет право потребовать компенсацию с ранчера, и в том случае, когда право потравы остается за ранчером (т. е. при любом распределении прав собственности), исход оказывается одним: права все равно переходят к той стороне, которая ценит их выше (в данном случае — к фермеру), а структура производства остается неизменной и эффективной. Сам Коуз по этому поводу пишет следующее: «Если бы все права были ясно определены и предписаны, если бы трансакционные издержки были равны нулю, если бы люди соглашались твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких экстерналий не было бы». «Провалов рынка» в этих условиях не происходило бы, и у государства не оставалось бы никаких оснований для вмешательства с целью корректировки рыночного механизма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.1 Выводы из теоремы Коуза
 
Из «теоремы Коуза» следует несколько важных теоретических и практических выводов.
Во-первых, она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (т.е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.
Во-вторых, теорема Коуза отводит обвинения рынка в «провалах». Путь к преодолению экстерналий лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где они были нечетко определены. Поэтому внешние эффекты и их отрицательные последствия порождаются дефектным законодательством; если кто здесь и «проваливается», так это государство. Теорема Коуза по существу снимает стандартные обвинения в разрушении окружающей среды, выдвигаемые против рынка и частной собственности. Из нее следует обратное заключение: к деградации внешней среды ведет не избыточное, а недостаточное развитие частной собственности.
В-третьих, теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.
В-четвертых, теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты — недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких — далеко не всегда экономически оправданно. Ведь действия государства сами сопряжены с положительными трансакционными издержками, так что лечение вполне может быть хуже самой болезни.
Таким образом, своей теоремой Коуз выявил сам механизм  образования рынков: рынок заработает, как только будут разграничены права  собственности и  появится  возможность  для   заключения   сделок   по   обмену   ими   по взаимоприемлемым ценам. Именно Коуз ввел  представление  о  собственности как о пучке прав,  которые  могут  покупаться  и  продаваться  на  рынке.  В процессе обмена права собственности начнут переходить к тем,  для  кого  они представляют наибольшую  ценность  -  производственную  или  непосредственно потребительскую. Они, следовательно,  будут  приобретаться,  подразделяться, комбинироваться   и   перегруппировываться   таким   образом,    чтобы    их использование  в  хозяйственной   деятельности   обеспечивало   максимальный экономический выигрыш. Но, как отмечает сам Р. Коуз, перераспределение  прав будет происходить лишь в том случае, если  издержки  необходимых  для  этого трансакций  меньше,   чем   возрастание   ценности   в   результате   такого перераспределения. Поэтому именно от  трансакционных  издержек  зависит, как  будут  использоваться   права   собственности,   какой   (и   насколько эффективной) будет структура производства. А это значит, что  трансакционные издержки должны в обязательном порядке  включаться  в  экономический  анализ вообще и при исследовании внешних эффектов — в частности.
Влияние Коуза на развитие экономической мысли было глубоким и разноплановым. Его статья «Проблема социальных издержек» стала одной из наиболее цитируемых в современной экономической литературе. Из его работы выросли целые новые разделы экономической науки (экономика права, например). В более широком смысле его идеи заложили теоретический фундамент для развития неоинституционального направления.
Однако идеи Коуза были восприняты другими экономистами односторонне. Для него самого анализ идеальной экономики с нулевыми трансакционными издержками был лишь ступенькой к рассмотрению реального мира, где они всегда положительны. К сожалению, в этой части его исследование вызвало меньший резонанс, чем знаменитая «теорема», на которой сосредоточилось внимание большинства экономистов, поскольку она отлично вписывалась в господствующие неоклассические представления. Как признавал сам Коуз, его попытка «выманить» экономистов из воображаемого мира «классной доски» не увенчалась успехом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2 Практическое применение теоремы Коуза
 
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необ­ходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издер­жек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 5). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнитель­ный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
 

Рис. 5. Определение эффективного уровня выбросов
 
Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандар­тов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.

 
Рис. 6. Права на загрязнение окружающей среды: роль движения “зеленых”
 
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в дан­ной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предпо­ложим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 6). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить эко­логическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
 
 
 
 
 
 
3.3 Регулирование внешних эффектов
В экономической науке проблема регулирования внешних эффектов не нова, она нашла отражение в ряде теоретических концепций. По многим теоретическим проблемам внешних эффектов представители разных направлений придерживаются различных позиций. Представители неоклассического направления (А. Маршалл, А. Пигу) рассматривают проблему внешних эффектов с позиции рыночного равновесия, стихийного регулирования экологических внешних эффектов; оптимального сочетания экономических интересов хозяйствующих субъектов. Неоклассическая школа делает акцент на ценовой аспект регулирования внешних эффектов. Основная проблема, связанная с регулированием внешних эффектов, заключается в специфике ценообразования на некоторые виды ограниченных ресурсов, а ее решение – в использовании рыночных средств и методов, позволяющих на основе точной информации более эффективно распределять и использовать ограниченные ресурсы. Для неоклассиков наличие внешних эффектов, не отражаемых в рыночных ценах, является условием их регулирования.                                                                                              
Представители кейнсианского направления (Дж. Кейнс, Э. Домар, Р. Харрод и др.) акцентируют внимание на государственном регулировании экологических внешних эффектов, определении источников финансирования затрат, связанных с улучшением окружающей среды
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.