На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура эпохи Просвещения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?25
 

Оглавление


Введение
1. Западно-европейская культура XVIII века
2. Особенности литературы эпохи Просвещения
3. Значение культуры эпохи Просвещения
Заключение
Список литературы


Введение

Актуальность работы заключается в том, что эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало одновременно такое количество блестящих умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекающие в экономической, политической и духовной сферах общества. Наиболее емкую характеристику эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс в своем предисловии к книге «Анти-Дюринг»: Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. Это было время, когда мир, по выражению Гегеля, был поставлен на голову сначала в том смысле, что человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, выступили с требованиями, чтобы их признали основой всех человеческих действий и общественных отношений, а затем в том, более широком, смысле, что действительность, противоречащая этим положениям, была фактически перевернута сверху донизу. Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены как старый хлам; мир до сих пор руководствовался предрассудками и все прошлое достойно сожаления и презрения. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетения должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека. Эпоха Просвещения дала целую россыпь великих имен, хорошо известных любому образованному человеку. Это Вольтер и Руссо, Монтескье и Ламетри, Гассенди и Дидро, Мабли и Морелли, Гольбах и Мирабо, Вашингтон и Тюрго, Джефферсон и Кондорсе, Пейн и Франклин, Гердер и Гёте, Фергюссон и д'Аламбер. Большинство просветителей объективно выполняли миссию идеологов восходящего класса буржуазии и поэтому их, прежде всего, волновали вопросы социального переустройства общества, политической власти, экономических отношений, материального и социального неравенства. Интересовались они и проблемами познания, смысла человеческой истории, предназначения и сущности человека. Затрагивали они и вопросы эстетики, много и обстоятельно рассуждали о природе прекрасного и закономерностях развития искусства. Никто из просветителей также не прошел мимо проблемы общественного прогресса, соотношения природы и общества. Круг этих вопросов обсуждается в работах практически каждого представителя просвещенческой мысли. Однако в трудах некоторых из них он дополняется размышлениями о соотношении культуры и натуры, о противоречиях развития человеческой цивилизации, об особенностях взаимодействия различных культурных миров. Среди тех, кто затрагивал этот пласт проблем, прежде всего следует назвать Руссо, Мирабо и Гердера, которых с полным основанием можно отнести к числу основоположников теоретической культурологии, ибо в их трудах содержится практически весь тот комплекс идей, опираясь на который строят свои теоретические конструкции не только мыслители XIX в., но и XX века.
Основная цель работы – рассмотреть характерные особенности эпохи Просвещения и ее просветительской литературы.


1. Западно-европейская культура XVIII века

XVIII век в Западной Европе, с социально-экономической точки зрения, - это период утверждения капитализма. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев. Образуются первые общественно-политические партии, появляется периодическая печать. Социально-экономическое и идейное развитие стран Европы идет неравномерно. В то время как в Италии и Германии сохраняется феодальная раздробленность, мешающая капиталистическому развитию, в Англии уже завершается промышленный переворот, превративший ее в первую державу Европы. Под влиянием английской буржуазной революции во Франции формируется широкое антифеодальное движение, получившее название Просвещения. Разум и Просвещение превращаются в основные лозунги эпохи. Просветители уверены, что развитие Разума, имея в виду прежде всего научный Разум, и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства.[1]
В XVIII веке наряду с уже сложившимися в прошлом веке математикой и механикой стали быстро развиваться такие области физики, как учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Успешно развивались химические исследования, биологические науки: анатомия, физиология, эмбриология. Достижения К. Линнея в классификации нового фактического материала в ботанике, зоологии, достижения в палеонтологии ставили на повестку дня вопрос об эволюции органического мира. Развитие геологии давало знание о развитии земной коры. Все это изменило ментальность общества: на смену мифологическому восприятию мира пришел натуралистический эмпиризм, мистицизму - рационализм, в силу чего место религии в системе общественного сознания постепенно начала занимать наука, вместо презрения к реальности появился практицизм и утилитаризм. В соотношении ценностей и знания приоритет отдавался последнему. Человек становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. Между природой и личностью возникает мир человеческого действия и творчества, то есть возникает понятие «культура». При этом становится совершенно очевидно, что культура, в отличие от традиционного общества в эпоху феодализма, носит креативный характер. И если в эпоху Возрождения можно было говорить об элитарном созидании и творчестве, а вместе с тем и об элитарном гуманизме, то в Новое время созидание и гуманизм носят универсальный характер, провозглашая право каждого на жизнь, свободу, творчество, благосостояние. Резко изменилось в новом типе культуры и ощущение пространства и времени, а в пределах того и другого - соотношение разных их измерений. Пространственная ориентация культуры феодального общества и ее неспособность ценить время ввиду малоподвижности, застойности практической жизни сменилась в буржуазной культуре темпоральной ориентацией. Динамизм практической жизни заставлял ощущать течение времени как необратимое движение и ценить не обожествляемое прошлое, а настоящее как непосредственно переживаемый опыт собственной жизнедеятельности человека. Это привело в XVIII веке к появлению исторического сознания, осмысляющего само существование как векторное движение от одного уникального состояния к другому. Формируется линеарная модель развития общества, культуры. Вместе с тем следует заметить, что идея о линейном характере времени на основе парадигмы эсхатологизма (ожидания великого события, а в данном случае - Страшного суда) родилась в рамках христианской традиции гораздо раньше.[1] В Новое время линия, распрямившая круговорот истории, стала не просто векторной линией, а получила свое дальнейшее развитие в теории общественного прогресса, то есть поступательном развитии человечества от низших форм социальной жизни к высшим. Эта великая идея общественного прогресса непосредственно связана с формированием представления о единстве человечества, о формировании единой общечеловеческой культуры, чему в немалой степени способствовали Великие географические открытия, идея эволюции органического мира, формирование единого мирового экономического рынка. Французский просветитель Ж.М. Кондорсе в своей работе «Критика исторической картины человеческого разума», обосновывая идею общественного прогресса, разделил всю историю человечества, культуры на десять эпох. В основу деления Кондорсе положил прогресс человеческого разума, что свидетельствовало о появлении рациональной традиции в толковании развития единой общечеловеческой культуры.[1] Вариантом этой же традиции стала культурологическая концепция Г. Гегеля. Итак, идея единства человеческого рода, единой общечеловеческой культуры, прямолинейность этого развития от простого к сложному - все это нечто иное, как появление новой эволюционистской парадигмы в науке о культуре. В контексте новой парадигмы формируется европоцентризм - важнейшая составляющая европейского менталитета Нового времени. Европоцентризм жив и сейчас, хотя еще в том же XVIII веке И.Г. Гердер призывал отказаться от европо- и христианоцентризма во взгляде на общество и культуру, полагая, что множеству культур, существующих на Земле, совсем не обязательно повторять путь, пройденный Европой. Для европейцев гораздо важнее как можно точнее описать и проанализировать другие культуры и посредством этого лучше познать собственную культуру. Идея Гердера «Познай себя через познание других» означала идею равенства культур, что было совсем не просто для понимания европейцев XVIII века. Даже в наши дни эта идея принимается далеко не всеми.
Самой актуальной проблемой для мыслителей XVIII века стало изучение и преобразование общественного устройства. Если XVII век поставил перед Разумом задачу овладеть природой, сосредоточиваясь на гносеологических проблемах, то здесь встала проблема - овладеть обществом, тем более что Локк и Гоббс теорией естественного права и общественного договора заложили хорошую базу для решения этой задачи. Стремление решить эту задачу овладело целым поколением (и даже не одним) мыслителей из Англии, Франции, Германии, России и других стран.
При всем разнообразии, национальных особенностях просветители выступали сторонниками, защитниками и пропагандистами свободы, развития личности, противниками рабства и деспотизма. Идеологически Просвещение выразило мировоззрение третьего сословия и было, по сути, движением антифеодальным. Просветителями, как правило, были представители буржуазии, люди либеральных профессий. Обладая капиталами, профессиональными, научными знаниями, духовными устремлениями и не обладая наследственными привилегиями, просветители выступали как против привилегий, так и против государства, которое эти привилегии поддерживало.[1]
Исторически первым было английское Просвещение в лице Локка, Гоббса, Юма. Именно в Англии в XVII веке была сформулирована основа либерализма - идея безусловной личной свободы на базе теории естественного права человека и теории общественного договора. Эти положения и стали сердцевиной идеологии Просвещения. В силу решенности многих кардинальных проблем буржуазного развития еще в результате революции английское общество оказалось недостаточно восприимчивым к этим идеям. А вот во Франции, где противоречия общественной жизни были особенно острыми, идеи английского Просвещения попали на весьма благодатную почву. Французское Просвещение, обратившись к английским идеям, использовало их для выражения собственных устремлений в борьбе против деспотизма и феодализма. Можно сказать, что идеология просвещения стала духовной предпосылкой Великой французской революции и всего реформистского движения на континенте и за его пределами. Французское просвещение не было однородным. Главная роль здесь принадлежала политикам, публицистам. Идеи просвещения прошли длинный путь от реформизма (Вольтер, Монтескье) к откровенно революционным программам 60-80-х годов. Старшее поколение в лице Вольтера, Монтескье стояло за постепенное реформирование французского общества по примеру конституционно-монархической Англии, за сочетание интересов буржуа и феодалов. Линия Вольтера в Просвещении - это путь социальных реформ сверху; от вольнодумства вольтерианцев к романтизму, свободолюбию, к мятежности героев Байрона, к русскому декабризму. Аристократическое бунтарство одиноких героев (Чайльд Гарольд, Чацкий, Дубровский) с их интеллектуальным, нравственным превосходством по отношению к современникам.
Идеологами основных масс дореволюционной буржуазии были Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах. Будучи материалистами и атеистами, сторонниками юридического равенства, они выступали с революционными программами свержения деспотической монархической власти, за просвещенный абсолютизм. Свои идеи просветители проводили прежде всего через литературу, театр. В моду вошли светские философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций и др., обсуждая и популярно излагая достижения науки и философии. Образованное общество с жадностью набрасывалось на новые произведения просветителей (с 1717 по 1724 г. было напечатано более полутора миллиона томов Вольтера и около одного миллиона томов Руссо).
Большинство просветителей были энциклопедически образованными людьми. Пожалуй, самым впечатляющим предприятием кружка философов-энциклопедистов под руководством Дидро было создание «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств, ремесел», которая подвела итоги познания человечества во всех областях знания. Энциклопедия сыграла большую роль в популяризации и пропаганде научных знаний и умений среди широкой публики. За 20 лет вышло 17 томов, 11 томов с пояснительным текстом, 5 томов приложений и дополнений, несмотря на препятствия, которые чинило правительство издателям. В очень большой степени успехом это предприятие было обязано упорству, бескорыстию, неутомимости в работе Дени Дидро (1713- 1784). Обладая разнообразными познаниями, он писал статьи по философии, политике, грамматике, морали, эстетике, механике.
Значительно острее в политическом отношении выступали идеологи народного просвещения, социалисты-утописты Морелли, Ж. Мелье, Мабли. Они выступали против частной собственности, за коммунистические идеалы, за революционный переход к новому обществу с уравнительным распределением. Их идеи имели большое значение в период подготовки и проведения Великой французской революции.
Очень влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. Выступая против помещичьей собственности, и выражая интересы мелкой буржуазии, Жан Жак Руссо (1712-1778) проповедовал эгалитаризм - равное распределение собственности между гражданами, необходимость установления народовластия. Именно на идеях Руссо с его требованием социального и имущественного равенства выросли знаменитые лозунги Французской революции - свобода, равенство и братство. Руссо, как и большинство просветителей, наряду с идеями переустройства общества, борьбы с развращенностью и испорченностью современного человека, большое внимание уделял проблемам воспитания человека. Полагая, что от природы человек добр, идеализируя естественное состояние человека, Руссо считал, что злым его делают несовершенные общественные обстоятельства, которые можно исправить, изменив власть и систему воспитания. Его знаменитый роман «Эмиль, или о воспитании» целиком посвящен этой педагогической системе.[1]
Особенностью немецкого Просвещения, которое началось позднее, лишь с 70-х годов XVIII века, было то, что главную роль тут играли философы и поэты. Государство, по мысли просветителей, должно было расторгнуть союз с клиром и заключить его с философами на благо общества. Благо общества состояло в его реформировании. В соответствии с идеей просвещенного абсолютизма главная роль в реформах отводилась просвещенному монарху, на звание которого в Европе претендовали Фридрих Великий в Германии, Густав III в Швеции, Екатерина Великая в России. На практике союз философов и просвещенных монархов слабел при первых революционных признаках.
Одним из главных итогов века Просвещения стали Великая французская революция 1789-1793 гг., общее европейское движение за равенство, свободу. При этом идеи индивидуального равенства и свободы просветители вывели на межгосударственный уровень, как право каждого народа и государства на свободу и независимость. Под воздействием именно этих идей создалось государство Северо-Американских Соединенных Штатов. В «Декларации независимости», автором которой является Томас Джефферсон, утверждалось, что все люди сотворены равными и наделены создателем определенными неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, стремление к счастью (1776). Развивая идеи Локка, Т. Джефферсон утверждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в результате ее правильного перераспределения. Идеалом для него было «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы.
Характеризуя мировоззрение XVIII века в целом, можно сказать, что это - век Разума и Просвещения, секуляризации культуры. Идеология Просвещения, будучи материалистической, хоть и с долей скептицизма, но в основном проникнута историческим оптимизмом, верой в Разум, общественный прогресс. Несколько романтична и утопична, толерантна, с антифеодальной, антикрепостнической направленностью. Пропитана гуманизмом, идеями либеральной демократии, атеистична по преимуществу.[1]
Художественное искусство XVIII века, на первый взгляд, не вписывается в атмосферу Просвещения с его реформаторскими и революционными настроениями. Но если вспомнить о том, что на рубеже веков прочные позиции занимают классицизм и барокко, то станет ясно, что рококо - это не что иное, как отрицание устоявшихся форм, канонов. Стремление к освобождению от официоза классицизма ясно просматривается в изображении сельских идиллий, пасторалей, галантных сцен, которые выражают откровенно чувственное наслаждение жизнью. Во всем царствует бело-розовая богиня Флора (Ио, Помона, Каллисто), а по сути - аристократка, парижанка везде похожая на себя. И не важно, в каком они облике - Венеры или пастушки. И это отрицание как нельзя лучше выражает общую гуманистическую настроенность эпохи о естественном человеке, которому не стоит стыдиться своих чувственных потребностей, тем более что французские просветители-материалисты, отвергая христианские догматы об изначальной греховности человека, утверждают, что человек от природы добр. Нет ничего дурного в стремлении к самосохранению, к удовольствиям. Чувство не противоречит разуму. Гельвеций и Кондильяк, например, отождествляли чувство и разум, а Дидро считал, что разум - это общее чувство. Руссо, исходя из того, что человек - существо природное, полагал, что чувственные склонности составляют основное определение человеческого существа.
Рококо (в переводе с французского - раковина) - стиль, родившийся во Франции, в эпоху Людовика XV достиг своей зрелости. Рококо - порождение исключительно светской культуры, но не двора, а аристократии. Некоторые исследователи говорят о нем как о выродившемся барокко, другие считают его самостоятельным стилем. Конечно, рококо во многом является развитием барочного стиля, но отличается от него рафинированной измельченностью форм. Рококо - преимущественно стиль интерьеров с изысканным и тонким в пластической проработке орнаментом, где кроме красоты становится важным и требование комфорта. Сооружаемые в это время целесообразные, удобные городские дворцы знати, которые во Франции называются «отели», строго классицистичны по экстерьеру. А внутри стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью любовного содержания, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, бронзой, хрусталем. Зеркала часто устанавливались друг против друга, чтобы в них множилось, делалось фантастическим изображение. Изящная, удобная, хотя и вычурная, мебель на гнутых ножках. Здесь весьма кстати были фарфоровые безделушки севрской и мейсенской мануфактур. Помещения не велики по размерам, часто комнаты приобретают овальные очертания.
Рельеф орнамента небольшой, но он как бы тает, растекаясь по поверхности. Примером нового типа дома-особняка (отеля) является отель Матиньон в Париже (1720-1724 гг. - архитектор Ж. Куртон). Это - дом «между двором и садом», где помещения расположены в два ряда: один выходит окнами во двор, другой - в сад.
Рококо приобрел не вполне заслуженную репутацию изысканно манерного, легковесного, гедонистического по сути стиля. На самом деле это - поиск новых путей в искусстве, который часто начинается с отрицания, не в силах дать сразу позитивную программу. Даже в асимметричности рококо, противопоставленной симметрии классицизма, проявляется не своеволие, а дерзость и независимость воображения, которая не порывает со здравым смыслом, хотя всегда прячет его. Искусство как бы освобождается от предрассудков, абстрактных схем, ориентируясь на вкус современника, устанавливает контакт со зрителем, а не поражает его. В рококо проявился интерес к изображению тонких интимных переживаний. Не случайно портрет и пейзаж в живописи получают большое распространение. За видимым легкомыслием, насмешливой иронией часто стоят раздумья о судьбе человека, о смысле существования. За жизнерадостностью и праздничностью рококо кроется внутренняя неуверенность, тревога, что сказывается в известном девизе эпохи «После нас - хоть потоп».
Проявляя себя, прежде всего в прикладном искусстве (мебель, посуда, бронза, фарфор), рококо наиболее ярко зазвучал в живописи. Основоположником рококо в живописи считается Анри Ватто - придворный живописец, любимец короля и маркизы Помпадур. Сын кровельщика, Ватто блестяще истолковал вкусы эпохи. Изображая мир театра и любовных похождений, он открывает мир человеческих чувств. Даже названия его картин говорят сами за себя: «Праздник любви», «Затруднительное положение», «Капризница». Картины Ватто демонстрируют изменение колорита в живописи. В моду входят нежные краски (чувственность без огня). Светло-голубой, нежно-розовый, зеленоватый вытесняют пурпурный и фиолетовый, ярко-оранжевый, цвет заката - так любимый барокко. Шкала цветов имеет сотни делений. Нет контрастов. Все построено на полутонах в легкой, «жемчужной шутке Ватто».
Картины Ф. Буше (1703- 1770), директора академии и первого художника короля, уже не подчиняются строгим законам станковой живописи. Она становится декоративным панно, украшением интерьера. Изображаются бесконечные апофеозы и триумфы Венеры, Аполлона, аллегории, разыгрываемые детьми или обнаженными амурами. Буше вызывает восторг у аристократической публики. Портретный жанр представлен работами Мориса Латура (1704-1788).
Параллельно рококо, в атмосфере его критики и протеста против высокопарности классицизма, формируется сентиментализм первоначально как литературное направление, а потом и в других видах искусства. Сентиментализм выражает интересы третьего сословия. Ж. Шарден, Ж. Грез без излишнего морализирования отражают в своих полотнах уют буржуазного быта, изображая добронравных матерей семейств, натюрморты из простых домашних вещей, прославляя порядочность и трудолюбие. Сюжеты сентиментализма как будто иллюстрируют идеи Руссо о патриархальной идиллии, семейных добродетелях, отражая нравственное начало людей третьего сословия. Позднее это стали назвать мещанской красивостью.
Продолжает развиваться в XVIII веке и реализм, прежде всего в портретном жанре. Первый президент Британской академии художеств Дж. Рейнольде в жанр портрета вводит психологическую характеристику личности. Внимание к духовному миру человека прослеживается и в портретах другого английского художника Т. Гейнсборо. А вот произведения Хогарта «Карьера мота», «Модный брак» и другие выступают предтечей критического реализма в живописи.
Новый всплеск классицизма в предреволюционную и революционную эпоху связан с именами Ж.Л. Давида в живописи, Ж. Гудона, Ж. Пигаля в скульптуре. Новый классицизм революционной буржуазии стали называть «революционный классицизм». Это новое соединение культа античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Идеал здесь - классическая простота, минимум деталей. В моде изысканная простота кроя.
Немецкий теоретик и историк искусства И. Винкельман формулирует основные положения классицизма. На страже канонов классицизма стоит и Парижская художественная академия, называвшаяся Школой изящных искусств. Поэтому закостенелый классицизм в живописи позднее стали называть академизмом.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII веке занимала музыка. Если изобразительное искусство украшало жизнь, театр обличал и развлекал, то музыка поражает глубиной анализа человеческой души, выражением драматизма нового мировоззрения. В музыке воплотились и конфликтность жизни, и ее гармоническая ясность. Первая половина века ознаменовалась грандиозным, насыщенным философскими идеями творчеством И.С. Баха - корифея полифонии. Он работал во всех жанрах, выражая трагическое начало в жизни человека и просветительский гуманизм.
Во Франции и Италии достигает расцвета опера, синтезирующая зрелищность и публичность театра с присущей музыке глубиной выражения человеческих чувств. В Милане строится знаменитый театр «Ла Скала». Величайший вклад в развитие музыкального искусства внесли «венские классики» Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Любимым жанром Гайдна была симфония. Моцарт написал около пятидесяти симфонических концертов, сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», около двадцати опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др.). Его музыка отражала идеи немецкого просвещения и движения «Буря и натиск».
Общим итогом развития западноевропейской культуры эпохи Просвещения стало формирование техногенной цивилизации. В качестве основных функциональных ценностей можно назвать следующие: достижение успеха, обладание частной собственностью, индивидуализм, право (права личности на жизнь, свободу, собственность, гражданское право, политическое право, регламентирующее разделение властей), активность и труд, потребительство, универсализм (европоцентризм с попыткой распространить западные ценности на другие культуры), вера в прогресс, уважение к науке и технике, восприятие природы как объекта и предмета труда, а не как среды обитания, что положило начало глобальным процессам экологической деградации, урбанизации планеты, создававшим тяжелые условия для физического существования человека.[1] Это очень ясно осознается сейчас, а тогда осознавалось единицами. Но уже в то время четко проявилось различие меду западными и не западными типами цивилизационной динамики. В то время как восточные общества находились в длительной полосе застоя, на Западе происходят существенные изменения, которые в XIX веке с неизбежностью приведут техногенную цивилизацию сначала к расцвету, а потом к кризису.


2. Особенности литературы эпохи Просвещения

Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. — философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, — жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе. Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы — «орудия просвещения» — по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, — «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, сак «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др. Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Но элементы старой феодальной культуры, связанной с психологией аристократии, уступали место новым, основанным на гражданско-демократических идеалах. Духовные ценности буржуазной и общедемократической культуры развивались вне строгих канонов классицизма и даже в борьбе с ним. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля. Направление просветительского реализма получило успешное развитие в «рассудительной» Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты. Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях. Изображая духовный мир служанки Памелы из одноименного романа «Памела», он убеждает читателя в том, что простые люди умеют страдать, чувствовать, мыслить не хуже героев классической трагедии. С романами Ричардсона в английскую литературу вошли изображение естественной повседневной жизни и тонкая психологическая характеристика. Распространение просветительских понятий о «естественном состоянии» в эпоху чрезвычайного увлечения путешествиями (коммерсанты, миссионеры, деятели науки открыли пути в Россию, Персию, Китай, западноевропейская эмиграция пошла внутрь американских материков) привело к созданию географической и миссионерской литературы о добром дикаре, разумном от природы.[1] Именно тогда стал обсуждаться вопрос: а не заключает ли в себе культурное общество больше опасностей, чем нецивилизованное? Литература впервые поставила вопрос о цене прогресса. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Наши представления о Дефо как об авторе одного романа совершенно неверны. Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Общая направленность его политической и литературной деятельности дает все основания называть Дефо просветителем. Популярность книги о Робинзоне надолго пережила круг идей, породивших ее. Это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации, остатков мятежного экипажа корабля — разбойников и злодеев. Увлекателен художественный вымысел этого произведения, в котором Дефо языком героев романа живо и бесхитростно рассказывает, что думали люди XVIII в. о природе и культуре, о совершенствовании личности и общества. Так же трезво, с материалистических позиций смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт (1667-1745). Вымышленная страна лилипутов дает сатирическое изображение английского общества: интриги двора, подхалимство, шпионаж, бессмысленная борьба парламентских партий. Во второй части, изображающей страну великанов, сказываются мечты о мирной жизни и труде в стране, которой правит добрый и умный монарх, — идеал «просвещенного абсолютизма». Наиболее отчетливо направление просветительского реализма выразилось в творчестве Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. Он выражал идеалы общедемократической культуры, развивающиеся в среде буржуа. Филдинг хорошо видел пороки не одной аристократии, но и буржуазии. В романе «История Тома Джонса — найденыша», комедии «Пасквин», сатирическом романе «Джонатан Уайльд» им даны критические оценки идеалов добродетели третье го сословия. По этому пути пойдут потом реалисты XIX в. Диккенс и Теккерей. Оставаясь на позициях, просветительства, немецкие литераторы искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством — искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» — эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» — прямо говорит о ее социальной направленности. Общественное звучание пьесы было огромным, в эпоху революции она ставилась в театрах Парижа. В 80-е годы Шиллер обратился к идеализму, став создателем теории эстетического воспитания как способа достижения справедливого устройства общества. Задачу культуры он видел в примирении разумной и чувственной природы человека. Новым явлением в немецком Просвещении, которое сущность культуры видело в преодолении животного, чувственного начала в человеке силой разума (французские просветители) и морали (И. Кант), было направление немецких поэтов-романтиков «йенского кружка». Братья А.В. и Ф. Шлегели (1767-1845 и 1772-1829), Новалис (1772-1801) и др. на первый план выдвигали эстетическое осознание культуры. Средством преодоления животного, чувственного начала они считали художественную деятельность людей, способность к творчеству, заложенную Богом. Несколько упрощенно культура сводилась к искусству, которое ставилось и над наукой, и над нравственностью. В эпоху разочарования в буржуазных преобразованиях своеобразные черты духовной культуры Германии получили европейское значение и оказали мощное воздействие на общественную мысль, литературу и искусство других стран. Систематическую форму романтическая философия искусства получила в трудах близкого к йенской школе Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), который считал искусство высшей формой постижения мира. Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Гете продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. И все же взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях Гете. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни. «Фауст» — наиболее значительный памятник культуры рубежа веков, в котором возникает новая картина мира. Гете — величайший поэт эпохи — был в то же время выдающимся ученым, философом, естествоиспытателем. Он исследовал природу света и цвета, занимался минералами, изучал культуру античности, Средневековья и Возрождения. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени. Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами. В 80-х годах XVIII в. Гете и Шиллер открыли то десятилетие истории немецкой литературы, которое называют классическим периодом чистого искусства — «веймарский классицизм». Его основными чертами были: разрыв с действительностью, прославление чистого искусства и приверженность античной культуре. Их классический метод был направлен на изображение идеальных моментов жизни, на исключение из нее будничного, прозаического. Героические личности Шиллера (Мария Стюарт, Вильгельм Телль), изображенные самыми общими штрихами,— не люди, а воплощенные идеи. Гете глубже смотрел на жизнь, он стремился показать человека со всех сторон бытия, во всех проявлениях его натуры. Его Вертер, Фауст — это не идеальные герои, а живые люди. Несмотря на известную отвлеченность, классические произведения Гете и Шиллера наполнены жизненной правдой и реалистическим содержанием. Их творчество обращено к народным истокам. Реализм начал проникать в классицизм, и, прежде всего в драматургию.


3. Значение культуры эпохи Просвещения

Новый образ жизни и мышления создавал новый тип культуры, новое художественное видение, которое радикально изменило эстетические установки художественной деятельности. Усиливался обмен идеями и творческими достижениями между европейскими странами. В них расширялся круг образованных лиц, складывалась национальная интеллигенция. Развивающийся культурный обмен способствовал распространению представлений о единстве культуры человеческого общества.
В искусстве XVIII в. не существовало единого общего стиля — не было стилевого единства художественного языка и приемов, присущего предшествующим эпохам. В этот период острее чем раньше проявлялась борьба идейно-художественных направлений. Одновременно продолжалось формирование национальных школ.[1]
Условно в искусстве XVIII в. выделяют два этапа. Первый — до середины 1740-50-х годов. Он связан с завершением поздних форм барокко и выделением стилистического направления рококо. Второй этап — возвращение видоизмененных идеалов классицизма и зарождение предромантического движения и сентиментализма, получивших развитие в следующем столетии. Классицизм стал господствующим стилем в зодчестве, отчасти в скульптуре и живописи, но не в литературе, театре, музыке, где развивалось Постепенно литература и музыка становились ведущими видами искусства. Художественный язык этих форм соответствовал запросам времени в эстетическом осознании жизни. В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах, в музыке впервые зазвучали простые человеческие чувства.
Драматургия в середине века постепенно перешла от традиции классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. Театр получил новую общественно-воспитательную роль.
Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово «культура» впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века и верхушки образованного общества, но и простая публика. Вслед за философами, признавшими в основе мироздания триаду идей — «истина», «добро», «красота»,— представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры связывали с разумом, нравственно-этическим началом или искусством.
В науке об обществе XVIII в. культура впервые выступила в качестве основы теоретических концепций понимания истории развития человечества. Она стала средством отбора и группировки исторических явлений, их осмысления.
Из боязни и неприятия действительности родилось новое направление — романтизм. Противопоставление частной жизни социальной действительности выражалось в проявлениях сентиментализма. И все же эти направления стали возможны благодаря гуманистической атмосфере эпохи Просвещения, ее общему стремлению к гармоничной личности, обладающей не только разумом, но и чувствами. Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.
Философия, наука и искусство вышли из национальных рамок, все общечеловеческое было понятно всем народам. Французскую революцию, как возвращение человеку его естественных природных прав, с воодушевлением приветствовало все образованное общество Европы. Значительные явления более поздней европейской культуры не могут быть поняты без учета последствий Французской революции. Казалось, наступило время разума, но это суждение быстро переросло в свою противоположность. Неудачные попытки построить общество и государство на началах разума, насилие, революционные войны, перешедшие в войны Первой империи, поколебали веру в просветительские идеи.
Новые буржуазные отношения мало отвечали идеалам просветителей. В духовной атмосфере испуга, смятения, разочарования складывалась антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века отражала эти настроения общества.
Характерные особенности эпохи
В экономической и социально-политической сфере:
?      промышленный переворот;
?      рост экономического и политического значения буржуазии;
?      усиление антифеодального движения;
?      распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.
В духовной сфере:
?      падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры;
?      революция в естествознании;
?      распространение рационалистического мышления и деизма;
?      расцвет просветительской материалистической философии;
?      изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы и музыки в ведущие формы художественного творчества.
 


Заключение

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, ф. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США. В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная — в Англии, политическая — во Франции, философско-эстетическая — в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости. Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Завершилось все это тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою собственную культуру — высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры. В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона. Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль — рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.
 
 


Список литературы

1.                  Боголюбова Е.В. Культура и общество. - М., 1978.
2.                  Век Просвещения. — Москва—Париж, 1970.
3.                  Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 1998.
4.                  Дени Дидро. Эстетика и литературная критика. — М., 1980.
5.                  Европейское Просвещение и французская революция XVIII века. — М., 1988.
6.                  Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. - СПб., 1996.
7.                  Ионин Л.Г. Социология культуры: Уч. пособ. - М., 1998.
8.                  Культура эпохи Просвещения. — М., 1993.
9.                  Мировая художественная культура: Уч. пособ. - М., 1997.
10.             Момджян X. Н. Французское Просвещение XVIII века. — М., 1983.
11.             Чернокозов А.И. История мировой культуры: Уч. пособ. - Ростов-на-Дону, 1997.
12.             Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.
 
 


[1] Боголюбова Е.В. Культура и общество. - М., 1978. – С. 46.
 
[1] Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. - СПб., 1996. – С. 63.
 
[1] Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. - СПб., 1996. – С. 79.
 
[1] Культура эпохи Просвещения. — М., 1993. – С. 42.
 
[1] Культура эпохи Просвещения. — М., 1993. – С. 59.
 
[1] Чернокозов А.И. История мировой культуры: Уч. пособ. - Ростов-на-Дону, 1997. – С. 65.
 
[1] Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – С. 82.
 
[1] Мировая художественная культура: Уч. пособ. - М., 1997. – С. 59.
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.