На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Европейская внешняя политика Франции при Ш. де Голле

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?5
 
Европейская внешняя политика Франции при Ш. де Голле Оглавление
 
Введение                                                                                                  3
I.                    Европа во внешнеполитической доктрине Ш. Де Голля    6 
II.                 Реализация внешнеполитической доктрины                       14
2.1.Идея объединенной Европы                                                  14
2.2. Политика Франции на российском направлении.               22
2.3.           Роль ядерной стратегии Франции в отношениях с США.  24

                    2.4.Германский вопрос и объединение Германии.                        26

            Заключение                                                                                              30
             Список источников и литературы                                                      34
        Последняя из мировых войн затронула интересы множества стран мира и одной из первых была Франция. И хотя окончание войны она встретила на стороне победителей, ей стоило огромных усилий не сдаваться и продолжать борьбу, несмотря на признанное правительством Петена поражение.                        Выдержать же все испытания помогли мужество, храбрость и настойчивость французского народа и умело организованное руководство страной ее истинного патриота генерала Шарля де Голля, который по праву вошел в мировую историю наряду с такими фигурами, как Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль.
   Историки, политические деятели разных убеждений и мировоззрений ныне воздают должное редкому дару де Голля во многом предвидеть будущее и действовать на основании этого предвидения. Многие, если не большинство французских и вообще зарубежных исследователей, подчеркивают две наиболее важные черты в мировоззрении и деятельности де Голля: патриотизм и реализм.
Французская инициатива по созданию Политического союза Европы в конце 1950-х - середине 1960-х гг. определялась полити­ческими и экономическими амбициями этой страны как великой державы, желанием упрочить свое независимое положение в Ев­ропе и мире, а также с особенностями внутриполитического разви­тия.
Предметом исследования настоящей работы является  политика Франции конце 1950-х - 1960-х гг.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1958 по 1968 гг. так как именно в эти годы происходит изменение внешнеполитического курса Франции в связи с приходом к власти генерала де Голля.
Целью работы явилось изучение европейской внешнеполитической концепции Франции и ее реализация при де Голле. В рамках поставленной цели реша­лись следующие конкретные задачи:
-определить приоритеты во внешней политике Франции при де Голле;
- рассмотреть инициативы Франции по созданию Полити­ческого союза Европы;
- рассмотреть основные причины экономико-полити­ческих разногласий между Францией и странами ЕЭС в 1965-1966 гг.
При написании работы привле­кались отечественные и зарубежные монографии, тематические сборники и отдельные статьи. Первая группа включает общие работы по истории Европы и по истории европейской интеграции; вторая группа объединяет работы по но­вейшей внешнеполитической истории Франции.
В отечественной историографии к первой группе работ, отно­сятся исследования, принадлежащие представителям разных науч­ных школ, в которых рассматриваются общие проблемы интегра­ционного процесса. В частности, в монографии А. О. Чубарьяна «Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира» (Москва, 1987) исследуется развитие идей европейского объединения в их взаимосвязи с проблемами войны и мира. В работах «Проблемы западноевропейской интеграции» (Мо­сква, 1987), А. И. Безрукова и П.А. Зубченко «Евро­пейское сообщество на пути к единому рынку» (Москва, 1990); рассматрива­ются общетеоретические вопросы интеграции, ее экономические и социальные последствия для «больших» и «малых» стран Европы, а также проблемы вхождения европейского «Общего рынка» в ми­ровую экономику.
К этой же группе относятся работы В. Г. Барановского «Поли­тическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы тео­рии и практики» (Москва, 1983), «Западная Европа в системе меж­дународных отношений» (Москва, 1986), «Западная Европа: воен­но-политическая интеграция» (Москва, 1988). В этих работах рас­сматриваются цели и задачи создания Политического союза Евро­пы, дается анализ участия европейских стран в военно-политическом блоке НАТО. Приведенные оценки особенностей развития внешнеполитической интеграции Западной Европы в 1950-Х-1960-Х гг. позволяют осмыслить направление интеграци­онного курса каждой из стран «шестерки».
В коллективных монографиях: «Западная Европа: политическая и военная интеграция» (Москва, 1984), «Западноевропейская инте­грация: политические аспекты» (под общей редакцией Н. С. Кишилова, Москва, 1985) исследуются сложные проблемы, связанные с политической интеграцией западноевропейских стран, анализируются экономические, социальные и политические пред­посылки создания Европейского Сообщества. При этом проводит­ся анализ взглядов различных стран на проблему политической интеграции Европы.
Для настоящего исследо­вания большой интерес представляют статьи М. Ц Арзаканян, Богословской О.В., Новикова Н.Г.  в кото­рых рассматриваются различные аспекты реализации голлистского плана создания Политического союза Европы в оценках советской дипломатии и другие проблемы рассматриваемого периода.
Ко второй группе отечественной историографии можно отнести работы, посвященные внешнеполитической истории Франции. В монографии И. А. Манфред «Париж-Бонн. Франко-западногерманские отношения во внешней политике V республики 1958-1968» (Москва, 1970) проблема франко-западногерманских отношений в рамках «объединенной Европы» в период с 1958 по 1968 гг. исследуется в контексте их межгосударственного сотруд­ничества. В работах И. А. Колоскова «Внешняя политика V рес­публики» (Москва, 1976), В. С. Шилова «Политические партии и внешняя политика Франции (1958-1969)» (Москва, 1977), В. П. Славенова «Внешняя политика Франции» (Москва, 1981) Н.Г. Новикова «Два этюда о де Голле и голлизме» (Иркутск, 2001) исследуется внешняя политика Франции в период V республики, анализируется деятельность французского прези­дента в области внешней политики, и, в частности, в области «ев­ропейской» политики, рассматриваются трудности адаптации со­циальной сферы к новым требованиям общеевропейской экономи­ки. Указанные монографии позволяют глубже изучить взаимосвязь европейского курса де Голля с другими направлениями внешней политики Франции.
 
I. Европа во внешнеполитической доктрине Ш. Де Голля
 
Европейская политика была одним из основных направлений внешнеполитической деятельности правительства де Голля. Необходимо отметить, что внешнеполитическую концепцию Франции в 50-е – 60-е годы прошедшего столетия следует рассматривать в движении  от  становления  в период второй мировой войны и Четвертой республики к практической реализации в период Пятой республики. В политической концепции де Голля в отношении Европы, следует выделять политику Франции по отношению к европейским государствам, с одной стороны и  политику Франции, как европейского государства, по отношению к неевропейским странам.
К национальным особенностям формирования внешней политики можно отнести следующие. Во Франции существует устойчивое внутреннее согласие о том, что страна является великой мировой державой. В этом и состоит голлистская традиция, сформулированная де Голлем как “Франция лишь в том случае является подлинной Францией, если она стоит в первых рядах”[1]
В отличие от многих стран, Франция не отягощена комплексом вины из-за своего колониального прошлого, что дает ей повод для претензий на глобальную роль в мире, что выражается в стремлении играть роль посредника между ведущими западными странами и государствами “третьего мира”. В отличие от США, Франция никогда не стремилась к одностороннему гегемонизму. Традиционно обеспечение безопасности ею рассматривается посредством равновесия великих держав в рамках многополярного мироустройства. Отсюда и традиционное стремление Франции к проведению гибкой политики балансирования и отказ от каких-либо двусторонних союзов в пользу многосторонних.
Франция также рассматривает военные инструменты в качестве основы обеспечения политики безопасности, что находит подтверждение в обособленности в вопросах национальной обороны от НАТО и других  государств Европы, а также в проведении собственной ядерной политики.
В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило и геополитическую специфику – во-первых, связь со своими бывшими колониями, во-вторых,  участие Франции в формировании регионального порядка как в Средиземноморье, Северной Африке, так и на Ближнем Востоке и прилегающих к нему акваториях. В-третьих, особая важность состояния безопасности в Европе и участие в европейских делах, где Франция традиционно рассматривает себя как регионального лидера, сдерживая при этом европейские аппетиты США, Великобритании (англосаксонская группа), Германии и, в некоторых случаях, России.
Франция после окончания войны основные внешнеполитические усилия сосредоточила на проведении силовой политики в своих колониальных владениях. Занятая войной в Индокитае и Алжире страна теряла в Европе одну позицию за другой. Интеграция французских вооруженных сил в НАТО, т.е. фактически под контролем США, ремилитаризация и усиление позиций ФРГ в 50-е гг. показали, что Франция не может обеспечить свои интересы без обретения самостоятельности по отношению к США и НАТО, без пересмотра своей традиционной силовой политики.
Приход к власти в 1958 году Шарля де Голля и утверждение режима V Республики ознаменовали начало радикального пересмотра национальной доктрины Франции. В основу национальной доктрины де Голль положил лозунг “национальной независимости” и “величия Франции”. Идея нации была возведена в категорию абсолютных ценностей.
Де Голль провозгласил также ориентацию Франции на многополярный миропорядок и неприятие биполярного деления мира в принципе. Пересмотр прежней политики де Голль построил по следующей схеме: США постепенно теряют свое господствующее положение, Россия несколько отступает в Европе, третий мир утверждает свою независимость, но остается пассивным. Такой подход к миропорядку определил основную миссию Франции как игру на балансе сил более крупных держав и отказ от союза с какой-либо из них. При этом Франция ратовала за создание многосторонних союзов с учетом геополитических факторов. Долгосрочной целью обеспечения безопасности страны де Голль определил необходимость занятия ею одного из руководящих мест в мире с помощью комплексного использования инструментов национальной мощи и быстрого экономического роста. Была выдвинута формула “разрядка–согласие–сотрудничество”.
Первоначально (1958–1962 гг.) эта цель реализовывалась в рамках ориентации на “трехстороннее лидерство” Франции совместно с США и Великобританией в НАТО. Основой для этого считался ядерный статус Франции и опора на военную силу. Однако, в дальнейшем возобладал курс на обретение военно-стратегической автономии (совокупный потенциал Франции значительно уступал американскому) с параллельным поиском европейского союза, балансирующего доминирование США в НАТО. Для этого рассматривались: в 1961–1962 гг. военно-политический союз “Европы шести” (без Великобритании); планы “единственной и единой обороны как основы союза” Франции и ФРГ с французскими ядерными гарантиями (французский проект Елисейского договора, рубеж 1962–1963 гг.); франко-английский ядерный союз (конец 60-х – начало 70-х гг.).
Недостаточная экономическая мощь Франции, по мнению голлистов, не гарантировала ей самостоятельности в западном мире, что вызывало необходимость не только усиления дипломатических, политических и моральных резервов страны, но и жесткую демонстрацию ядерной мощи: “Наличие у Франции национального ядерного оружия станет основным фактором развития Европы”.
Эти соображения легли в основу французской военной доктрины, исходящей из наступления неизбежного стратегического равновесия по линии СССР–США, приоритета Стратегических Ядерных Сил над Силами Общего Назначения и независимого обеспечения национальной безопасности в мире. Концепция сдерживания “слабым сильного” преследовала цель “предотвращения ядерной войны” и определяла необходимость обороны от ядерного удара только национальной территории (пуризм). Эти установки были обобщены доктриной “обороны по всем азимутам” (1967 г. Ш.Айере, Национальный Генеральный Штаб (НГШ) Франции).
Доктрина де Голля реализовывалась через ориентацию на вызывающую односторонность и претензии на глобальную вовлеченность в политике национальной безопасности. Эта политика снова привела Францию к дестабилизации внутренней обстановки и осознанию требования пересмотреть многие конфронтационные положения доктрины де Голля. Деголлевская концепция Европейского политического союза, то есть конфедерации, опиравшейся на союз суверенных государств, основывалась на идее создания «Европы отечеств»[1]. Этот термин впервые употребил М.Дебре в своей речи перед Французским Национальным собранием в декабре 1958г., а затем депутат от голлистской партии – Союза за новую республику (ЮНР) – Ален Пейрефит использовал его в статье, появившейся в «Монд» в сентябре 1960 г.
Европейские планы возникли у де Голля еще в ходе второй мировой войны. Однако формы объединения Европы де Голль в то время не затрагивал. При рассмотрении деголлевской  европейской концепции исследователи выделяют три его формулы: «Европу государств», «европейскую Европу»  и «Европу от Атлантики до Урала»[1].
Первая формула касается природы европейских межгосударственных институтов, вторая затрагивает взаимоотношения Западной Европы с Соединенными Штатами Америки, третья – географические границы Европы.
Концепция «Европы отечеств» исходила из признания нации в качестве легитимного фундамента европейского объединения, что, собственно, и явилось   причиной отказа V республики от разработки национальных систем. Еще в 1949г. де Голль утверждал, что «каждое государство, вступив в европейское сообщество, должно сохранить весь свой национальный суверенитет»[2]. В 1960г. де Голль  вновь заявил: «Наша задача заключается в том, чтобы объединить Европу, а это значит объединить европейские народы, следствием чего станет объединение государств … вне всякого сомнения надо, чтобы нации, ассоциированные в нем, не потеряли свой собственный облик и чтобы они следовали по пути организованного сотрудничества между государствами, которое, быть может, смогло принести в будущем к внушительной Конфедерации. Франция признавала необходимость такой Западной Европы, которая появляется сегодня как необходимое условие равновесия мира»[3].
Рассматривая Францию в качестве руководителя объединенной Европы, де Голль добивался признания за своей страной статуса великой державы, не только правомочной осуществлять независимую национальную политику, но и имеющей ответственность за выработку общей политики Запада.
          Сразу же после учреждения V республики ее руководители взяли курс на  создание «национальной ударной силы» - французского ядерного оружия, возведенный в ранг государственной политики. В октябре 1958 г. генерал де Голль заявил: «Когда мы будем обладать ядерной бомбой… мы сможем заставлять почувствовать нашу силу в тех областях, которые представляются нам важными и необходимыми»[1] Чтобы добиться этого, он делает ставку на ядерный потенциал, которым располагала страна с момента создания своего ядерного оружия. 13 февраля 1960 г. на полигоне Регган в Сахаре была испытана первая французская атомная бомба. Затем Франция оснащает свои вооруженные силы термоядерным оружием (первое испытание состоялось в 1968 г.) и полным комплектом современных средств доставки: ракетами наземного базирования, стратегическими бомбардировщиками и подводными лодками-ракетоносцами. Она становится таким образом третьей ядерной державой, после США и СССР, хотя ее ударная мощь значительно уступает потенциалу этих двух сверхдержав. С целью подчеркнуть обретение страной качественно новой самостоятельности де Голль принимает решение о выходе Франции из объединенного военного командования НАТО, но в то же время страна останется членом Североатлантического союза[2].
Уже в 1960г. Франция вслед за США и Англией стала третьим членом западного «ядерного клуба». В Париже этому событию придавали очень большое  значение. «Ядерный аргумент» становился одним из козырей французской дипломатии.
Также ее усилия были направлены  на то, чтобы создать  обособленный от Атлантического союза военно-политический блок континентальных  стран Западной Европы, который бы явился опорой Франции в ее независимости от англосаксов и «третьим центром» сил наряду с двумя сверхдержавами – СССР  и США[3]. Его экономической основой должен был стать «Общий рынок». Совокупная экономическая мощь стран европейской «шестерки», по мысли де Голля, представляла собой солидную базу для равноправного разговора с Америкой.
           Французские планы военно-политического сотрудничества в Европе «шести» и создания Европейского политического союза сочетались с установками на вывод страны из военной организации НАТО и переходом к независимой политике в военной области, проводимой, правда, при тесных контактах с руководством Североатлантического блока[1].
Де Голль понимал, что успех европейской и атлантической политики Франции в значительной степени зависел от способности Парижа оказать влияние на позицию своих пяти европейских партнеров. На практике требовалось в первую очередь заручиться поддержкой ФРГ – самого мощного в экономическом отношении участника «Общего рынка». Однако деголлевская концепция «Европы отечеств» находилась в прямом противоречии с принципами наднациональности, на которых строилась структура управления ЕЭС, но их одобряло немецкое руководство. Дальнейшее развитие «Общего рынка» на наднациональной основе создавало угрозу того, что этот принцип укоренится не только в экономическом сообществе, но и будет перенесен в сферу политического союза.
Национальная независимость в концепции де Голля означала возможность свободного маневрирования во внешней политике, но при условии обеспечения внутри страны социальной и экономической стабильности, что непременно связано с существованием сильной государственной власти в лице правительства и президента.
Идея “третьего пути” между капитализмом и коммунизмом венчает всю “политическую философию” Шарля де Голля. Хотя она высказана в весьма общих чертах, тем не менее, в ней содержится важный элемент, а именно - стремление найти “равновесие” в международной сфере не на основе классического, военного “баланса сил”, но путем социального преобразования противостоящих типов общества ради всеобщих интересов. Парадоксально, но, получив во многих странах, особенно в англосаксонском мире репутацию националиста, де Голль, быть может, более других государственных деятелей Запада осознал необходимость оценивать национальные, региональные интересы в глобальной взаимозависимости, с высоты всеобщих интересов современной цивилизации. Интересно свидетельство бывшего президента США Ричарда Никсона, которое он привел в интервью по поводу 100-летия со дня рождения де Голля: “Я встречал многих руководителей всего мира, и большинство из них казались мне по существу провинциалами. Я говорю это не для того, чтобы их критиковать. Но отметить, что во время этих встреч, состоявшихся как во время моего президентства, так и в другие моменты, они размышляли лишь о своих собственных странах и об отношениях с Соединенными Штатами. Де Голль обладал общим видением. Разумеется, он не выпускал из виду отношения между Францией и США, во время наших дискуссий мы часто обсуждали этот вопрос. Но весь мир не был ему чужим. Он знал Латинскую Америку, Азию, Африку, и, само собой разумеется, Европу. В этом отношении он был одним из гигантов в области стратегической мысли”[1]
Де Голль вовсе не единственный государственный деятель в XX веке, кто обладал мировым видением проблем и стремился к влиянию своей страны в мировой политике. Но в его время многие лидеры мирового масштаба строили глобальные политические планы на основе тоталитарных идеологий, в которых моральные ценности и соображения о цене человеческих потерь, не только чужих, но и своих, уничтожались.
Таким образом, можно говорить о том, что внешнеполитическая доктрина де Голля представляла собой вполне прагматический и трезвый подход к решению вставших перед страной сложных международных задач – сохранения мира, достижения разрядки международной напряженности и налаживания сотрудничества между Западом и Востоком на приемлемых для Франции условиях. К основным направлениям и идеям  внешнеполитической концепции де Голля  можно отнести, во-первых, идею возрождения Франции, восстановления самостоятельности и независимости страны; во-вторых, организацию и обеспечение самостоятельной, современной и независимой обороны.
 
II. Реализация внешнеполитической доктрины
2.1.Идея объединенной Европы
 
Идея объединения Европы была заложена в гуманитарных и военно-политических концепциях, высказывавшихся на протяже­нии многих веков различными европейскими мыслителями, уче­ными, политическими деятелями. Для реализации этой идеи пред­лагались как методы насильственного объединения европейских стран под властью наиболее сильного государства, так и лозунг создания Соединенных Штатов Европы.
Роль Франции в процессе учреждения первых европейских со­обществ всегда практически напрямую зависела не только от ее внутреннего положения и внешнеполитической обстановки, но также и от позиции, занимаемой руководителями страны в этих вопросах. С момента своего освобождения от немецко-фашистской оккупации в 1944 г. и до прихода генерала де Голля к власти в 1958 г., во Франции проводились в жизнь идеи «объединения Ев­ропы».
В течение первых пяти послевоенных лет Франция активно участвовала в подготовительном периоде европейской интеграции. Это было время мобилизации общественного мнения, создания и консолидации множества организаций в поддержку западноевро­пейского объединения.
После возникновения Пятой республики в 1958г.  правительство Франции во главе с де Голлем все более решительно стало отходить от ставшей уже традиционной в годы Четвертой республики  «политики равнения» на США. Раньше правительств других  западных стран оно поняло необходимость пересмотра внешней политики, сложившейся в годы «холодной войны». Первой среди стран Западной Европы Франция вступила на путь освобождения от политической  и  экономической зависимости от США.
Проблема создания Политического союза Европы встала на по­вестку дня сразу после окончания второй мировой войны; она ста­новилась все более актуальной по мере создания первых европей­ских сообществ и укрепления интеграционных связей между уча­стниками объединительного процесса. При этом особое значение приобретала проблема политического взаимодействия «больших» и «малых» стран Европейского Сообщества. В этом взаимодейст­вии наиболее ярко проявился весь спектр экономико-политических и военно-стратегических противоречий между разновеликими го­сударствами, приведшими к невозможности учреждения полити­ческого объединения в 1960-е гг[1]. 
          Расклад экономических и военно-политических сил в Европе к началу 1960-х гг. предопределил возможность возникновения но­вых инициатив по созданию европейского Политического союза. Со стороны стран ЕЭС они были неразрывно связаны с учрежде­нием первых европейских экономических сообществ как базы по­следующего политического объединения. В указанный период це­ли «больших» стран «шестерки» лежали преимущественно в русле реализации великодержавных амбиций, а «малых» стран - в укре­плении своего суверенитета и значимости при решении общеевро­пейских проблем. В частности, правительство ФРГ, желая добить­ся от держав-победительниц полного восстановления германской независимости, поддерживало создание наднациональных евро­пейских сообществ, в которых гарантировалось полное равенство прав их участников. Италия, надеясь получить «достойное место» в Европе, выступала за реализацию военно-политической интегра­ции стран ЕЭС по федералистской модели. Правительства стран Бенилюкса, постоянно заботясь о нахождении механизма противодействия установлению гегемонии ведущих европейских госу­дарств в европейском объединении, были приверженцами надна­циональной формы интеграции.
Отношение к европейской политической интеграции Велико­британии определялось ее желанием войти в ЕЭС и тем самым поддержать свои национальные экономические интересы. Позиция США была связана с их негативной оценкой европейской полити­ческой консолидации, ставящей под сомнение необходимость су­ществования НАТО. СССР усматривал в учреждении европейских сообществ попытку создания нового антисоветского блока, яв­ляющегося противовесом политическому объединению Германии.
Франция не случайно оказалась инициатором европейского по­литического объединения. Ее экономика к началу 1960-х гг. значи­тельно превышала довоенный уровень. Наряду с сильнейшими мировыми державами она могла претендовать на политическую независимость в проведении своей собственной внешней политики в Европе и мире. С приходом к власти генерала де Голля в 1958 г. на первое место в области внешней политики выдвинулась идея «национального величия» Франции, которой подчинялись все при­оритеты государственной политики, включая европейскую. Вы­двигая свою концепцию Политического объединения Западной Европы, де Голль отвергал существование наднациональных евро­пейских институтов и выступал за приоритет межгосударственно­го принципа над наднациональным.
Отдельные аспекты своей концепции де Голль обсуждал с пре­мьер-министром Италии А. Фанфани в июне 1959 г., с канцлером ФРГ К, Аденауэром на встрече в Рамбуйе 29-30 июля 1960 г. Ши­рокое обсуждение этой концепции состоялось на конференциях глав правительств европейской «шестерки» в Париже 10 февраля 1961 г. ив Бонне 18 июля 1961 г. Было достигнуто соглашение о создании Международной политической комиссии (МПК) для практической разработки вопросов создания будущего Политиче­ского союза Европы[1].
Важным этапом согласования голлистской концепции Полити­ческого союза явилось заседание МПК от 19 октября 1961 г., на котором был рассмотрен проект, предложенный главой француз­ской делегации, соратником де Голля, К. Фуше. С его именем свя­зано воплощение трех проектов Политического союза, получив­ших название «планов Фуше». Несмотря на различные модифика­ции «планов Фуше», все они предусматривали образование такого союза, в рамках которого государства ЕЭС проводили бы единую внешнюю политику, общую политику обороны и безопасности в Европе, расширяли и укрепляли сотрудничество в области науки, культуры и просвещения, а также обеспечивали соблюдение прав человека, основополагающих свобод и демократии.
Первый проект Политического союза Европы, так называемый «План Фуше I» рассматривался на заседаниях МЛК в октябре-ноябре 1961 г. Предложенный Францией конфедеративный меха­низм реализации Политического союза, не предусматривавший учреждение наднациональных органов, натолкнулся на противо­действие со стороны как «больших» стран «Общего рынка», не желающих мириться с отводимой им второстепенной ролью в Со­обществе, так и «малых» стран, боявшихся раствориться в буду­щем Союзе.
В декабре 1961 г. Францией был выдвинут «План Фуше 2», в котором она пошла на ряд важных уступок. В частности, она со­гласилась придать будущему союзу наднациональный характер и учредить должность генерального секретаря, имеющего право принимать самостоятельные решения. Однако и этот план не был принят, т. к. бельгийское и голландское правительство посчитали, что он целиком соответствует голлистской идее межгосударствен­ного объединения.
В январе 1962 г. МПК рассмотрела новый французский проект - «план Фуше 3». В нем де Голль последовательно продолжал бо­роться против принципа наднациональности в «европейском строительстве». Возражая французскому проекту, пять государств-членов выдвинули собственный проект, предусматривавший раз­витие Политического союза в направлении федерации с одновре­менным расширением полномочий европейской Парламентской Ассамблеи.
Неудачная попытка создания Политического союза Европы по французскому образцу в 1961-1962 гг. указала на отставание про­цессов интеграции в политической сфере от объединения в эконо­мической области. Определенную роль в провале «планов Фуше» сыграли не только внутренние, европейские, факторы, но и факто­ры внешние. К последним следует отнести уже существующие взаимосвязи стран европейской «шестерки» в рамках НАТО, проблему отношения США к процессам европейской интеграции, а также постоянно муссируемый вопрос о вхождении Великобрита­нии в «Общий рынок».
После провала «планов Фуше» де Голль разыграл «германскую карту» как средство косвенного давления на «малые» страны. Елисейский договор «О дружбе и сотрудничестве», заключенный в 1963 г. между Францией и ФРГ, стал важнейшим мероприяти­ем в направлении создания Политического союза Европы в голлистском варианте. На этом пути возникли непредвиденные трудно­сти в виде преамбулы, добавленной к договору боннским парла­ментом в одностороннем порядке. В преамбулу ФРГ ввела те во­просы, которых де Голль избежал при составлении Елисейского договора: тесное сотрудничество между Европой и США; объеди­нение Европы на наднациональной основе; включение в процесс европейской интеграции Великобритании и других стран, желаю­щих в нем участвовать. Указанные добавления сводили на нет все усилия голлистов по межгосударственному объединению стран Западной Европы.
Вскоре после заключения Елисейского договора отношения между ФРГ и Францией осложнились в связи с противоречиями в экономической сфере. Они касались установления единой сель­скохозяйственной политики участников ЕЭС. Франция, имевшая низкие цены на зерновые культуры, намеревалась обеспечить бла­гоприятные условия для их экспорта в страны ЕЭС, в первую оче­редь, в Западную Германию. Это шло вразрез с интересами моно­полий ФРГ, которые предпочитали ввозить зерно из стран третьего мира по более низким ценам. Добиваясь от Германии согласия со своей сельскохозяйственной политикой, Франция была готова поддержать ФРГ по ряду военно-политических вопросов на основе Елисейского договора[1].
Вето, наложенное генералом де Голлем в январе 1963 г. на вступление Великобритании в «Общий рынок», способной поме­шать зарождавшейся франко-германской оси внутри Европейского Сообщества, привело к дальнейшей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.