На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Образы политиков : особенности коммуникаций ибарьеры восприятия.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
Введение
 
Рассмотрев и прочитав статью Кистевой Е.А.мне показалось что понять суть изложенной в этой статье темы материала немного не достаточно  и я изучила еще одну статью близкой по теме которую я выбрала это статья Пищевой Т.Н. «Образы политиков: особенности коммуникаций и барьеры восприятия.» На мой взгляд без рассмотрения этой статьи не возможно полностью проанализировать первую.
  У Пищевой Т.Н  подробно описывается на примере В.В Путина и Зюганова  как формируется  политический образ у политиков, как отрицательный, так и положительный.
Этому способствует внешний вид политика, цель правления т.е. что руководит этим политиком ,зачем ему нужна собственно  власть, эмоциональный фон политического лидера (сдержанность высказываний , какая жестикуляция  и какую позу принимает политик при общении  с людьми), имидж , а также огромную роль играет психологические особенности политика приближен или отдален политик от народа. Помимо внешнего облика  и эмоционального  фона большую роль в  восприятия политика играет  такие факторы как сила ,активность и возраст политика .ВСЕ ЭТО ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС ,ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ КАК И БЛАГОДОРЯ ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ВЫСТРАИВАЕТ  СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
В статье Кистевой Е.А. рассматривается  вопрос  о том что влияет на мнение людей которые выстраивают негативный образ у политиков. Это  такие факторы как социально – политический контекст, информационное воздействие, разгласованость в структуре восприятия, критерий выбора идеальный прототип, а также сам возраст самого избирателя.
 
Статья Пищевой Т. Н « Образы политиков : особенности коммуникаций  ибарьеры восприятия.»
 
Радикальные преобразования общества и необходимость учета общественного мнения при принятии любых решений обусловливают повышенный интерес к проблеме оценки личности политических деятелей их избирателями. В связи с этим чрезвычайно важен анализ процессов восприятия политиков различными группами населения. Знание отношения людей к конкретному политику позволяет определить ожидания, связанные с его деятельностью, а также границы, за которыми поступки и решения лидеров могут вызвать неприятие проводимого ими курса и резкую смену настроений в обществе.
Перед исследователями встает вопрос: на основании каких данных избиратели делают свой выбор, какие качества политика имеют для них принципиальное значение, а какие просто не замечаются, каковы механизмы этого сложного процесса, влияющие на конечный результат — голосование «за» или «против» кандидата?
Г.Г. Дилигенский считает, что характерной чертой современного политического лидерства является «дистанционность». Ее особенность в том, что лидер и последователи, как правило, не имеют прямых контактов между собой. Их отношения опосредуются средствами массовой информации, организациями, людьми, обслуживающими государственную политическую машину и т. д. Для того чтобы разобраться в огромном количестве факторов и влияний необходимо вычленить те компоненты и механизмы, которые непосредственно воздействуют на сам процесс коммуникации.
 
 
 
 
 
 
 
В дальнейшем под политическими коммуникациями мы будем понимать систему взаимоотношений политика и избирателей, включающую в себя кроме этих двух компонент и целый ряд факторов, оказывающих на этот процесс воздействие. В упрощенном виде система политических коммуникаций выглядит следующим образом.
Первый компонент системы политических коммуникаций — это окружающая среда, которая включает объекты или события социальной действительности, окружения
Вторым компонентом и собственно «действующим лицом» политических коммуникаций является сам политик. Он появляется как источник сообщения, а часто и как информационный повод для ситуации коммуникации Третьим компонентом политических коммуникаций являются каналы передачи информации или коммуникаторы. Среди других возможных способов передачи сообщения от политика аудитории (митинги, демонстрации, личные встречи) в современном коммуникационном поле доминирующее положение занимают средства массовой информации и особенно телевидение. Именно от СМИ зависит отбор и объем информации из той, что предлагает сам политик. Четвертой компонентой политических коммуникаций является аудитория Методология исследования
При анализе ситуаций затрудненного общения В.А. Лабунская предлагает использовать подход, который обозначается как «личность–в–ситуации», что позволяет наиболее полно отразить существенные для ситуации затрудненного взаимодействия характеристики: 1) наличие барьера на пути достижения целей партнеров; 2) увеличение нервно-психического напряжения; 3) демонстрация непонимания; 4) сбои в интеракции.
При их анализе использовались измерения, предложенные Е.Б. Шестопал (в основе которых лежит концепция Дж. Осгуда): привлекательность, сила и активность. Кроме того, мы выделили в качестве самостоятельных два дополнительных измерения: статусно-ролевые характеристики образа и его мотивационная структура. Добавление этих двух параметров оценки обосновано тем, что, с одной стороны, восприятие политика в значительной степени зависит от соотношения статуса политика, места, на которое он претендует или уже занимает, и уровня выборов — регионального или федерального. С другой стороны, на отношение к политическому лидеру оказывают большое влияние представления избирателей о том, что руководит этим политиком, зачем ему нужна власть.
Используя обозначенные выше личностные измерения, мы построили соответствующие шкалы, которые позволили рассмотреть образ политика в комплексе его проявлений. А, учитывая то, что выбор гражданами конкретного политика подчас основывается на системе ценностей, которая может не совпадать с социально одобряемой, и в таких случаях «подлинные ценности, служащие основой для голосования, не осознаются человеком и носят иррациональный характер»,по каждой шкале мы анализировались как сознательные (или рациональные), так и бессознательные (иррациональные) уровни. Объектами исследования являлись образы более 30 российских политиков (федерального и регионального уровней), наибольшее внимание, однако, было уделено двум из них — Г.А. Зюганову и В.В. Путину. Выбор именно этих политиков для данного исследования определялся тем, что, с одной стороны, эти политики занимают лидирующее положение на нашей политической сцене, с другой стороны, один из них — действующий Президент, второй — в течение длительного времени претендует на этот пост; к тому же — лидерство В.В. Путина, если верить многочисленным социологическим
 
 
 
 
 
 
 
и психологическим исследованиям, публикуемым в СМИ рейтингам, оказывается едва ли не самым успешным среди всех современных российских политиков, в то время как лидерство Г.А. Зюганова постоянно проходит проверку на прочность и, по мнению тех же СМИ, не всегда ее выдерживает.Анализ образов этих политических лидеров проводился на следующих материалах: 1) видеозаписи выступлений этих политиков за период 2000–2002 года по каналам ОРТ, РТР, НТВ; 2) данные фокусированных интервью, проведенных по общей методике с предъявлением в качестве стимульного материала фотографий политиков. Барьеры в восприятии образов российских политиков
Анализ имиджевых составляющих и публичного образа политика позволяет выделить несколько групп барьеров, которые мешают лидеру в процессе политических коммуникаций быть услышанным, понятым и принятым аудиторией. Следуя приведенной выше схеме все эти барьеры мы можем разделить на:
    Барьеры в восприятии личности политика (барьеры личностной привлекательности).
    Барьеры в выражении и восприятии личностной силы политика.
    Барьеры в выражении и восприятии личностной активности политика.
    Барьеры в восприятии мотивации лидера к достижению власти.
    Барьеры в статусно-ролевом восприятии политика.
Привлекательность — один из главных факторов успешности политика. Она определяется как результирующая внешних, телесных, морально-этических, психологических, политических, профессиональных и деловых качеств политика119 . Привлекательность конкретного политика не остается жесткой и неизменной на протяжении всей его политической жизни. Этот показатель очень изменчив, при этом часто недостатки по какому-либо одному параметру могут быть компенсированы достоинствами по другим.
Поэтому первая группа барьеров представлена барьерами восприятия внешности, телесных характеристик лидера, его морально-этических и нравственных принципов, психологических и политических особенностей.

Барьеры в восприятии внешних характеристик

Несмотря на то, что практически все — и политики и их консультанты — понимают важность визуального образа, тем не менее, не всегда достаточно внимания они уделяют запросам самих избирателей. Причем это характерно как для начинающих политиков, так и для обладающих значительным политическим опытом. Именно поэтому анализ барьеров в восприятии мы решили начать с наиболее заметного и одновременно легче корректируемого — барьера в восприятии внешности политика.

Барьеры в восприятии телесных характеристик

Один из важных векторов оценки политика (его телесных характеристик) является возраст. Однако не существует однозначных возрастных показателей для занятия той или иной должности. Наши исследования показывают, что в последнее время снижается предпочитаемая возрастная граница политиков. Если еще несколько лет назад предпочтительными были политики от 40 до 60 лет, то на сегодняшний день вполне приемлемой становится нижняя граница в 30–35 лет, а верхняя опустилась до 50–55 лет.
 
 
 
 
 
 
Тем не менее, очень важным становится не только календарный возраст политика, но и его так называемый биологический возраст, то, насколько политик активен и восприимчив к изменениям окружающей среды.

 Барьеры в восприятии морально-этических качеств

Морально-этические компоненты образа имеют огромное значение для политиков в любом государстве мира. Факты или домыслы о предательстве, нарушении присяги, измене и т.п. не раз появлялись на первых полосах самых уважаемых международных изданий. Даже первые лица государств подвергались резкой критике, вплоть до требований отставки (вспомним хотя бы «моникагейт» в США).
Наша страна не исключение. Однако ее особенность состоит в том, что вся политика в нашей стране имеет негативный контекст. Поэтому даже отсутствие негативной информации о политике, вовсе не избавляет его от обвинений в продажности, коррупции и нечестности. Именно поэтому любые проявления порядочности, искренности и благородства со стороны политиков становятся необычайно значимыми для избирателя и вызывают огромные симпатии электората.
Другая особенность состояния массового сознания — амбивалентное отношение к моральным характеристикам политика. При оценке моральных и нравственных качеств политика становится крайне важным его порядочность, ответственность и умение выполнять данные обязательства. Негативным моментом может служить наличие в образе политика такого элемента как несамостоятельность.

Барьеры в восприятии
психологических особенностей политика

Психологические характеристики политика занимают значительное место в его образе. В большинстве случаев именно они оказывают наибольшее влияние на его восприятие в целом.
Барьеры в восприятии политических
и деловых качеств политика
Политические характеристики — самая большая группа, включающая в себя наличие или отсутствие лидерских качеств, организационные качества, политические взгляды, цели, отношения с оппонентами и последователями.
Одной из важных политических характеристик политика является идеологическая составляющая его образа. Особое значение приобретают так называемые «оптимистическая» или «пессимистическая» ориентация политика. Анализ предвыборных выступлений политиков позволяет условно выделить два основных речевых направления в их выступлениях: ориентация на страх и на надежду. Определенному периоду времени соответствуют определенные массовые настроения. Важным также является способность политика к ведению самостоятельной линии и умение взять на себя ответственность или хотя бы ее демонстрация

Барьеры в восприятии личностной силы

Сила — необходимый элемент образа политика. В условиях политической нестабильности силовой компонент имиджа становится наиболее значим. Он говорит о способности политика навести порядок в стране и устоять перед коррупцией и давлением.
 
 
 
 
 
 
 
Как показывают проведенные исследования, личностная сила играет положительную роль в образе политика. Особенно это характерно для переходных или нестабильных обществ, в период смены элит, правящих классов и т. д. Чем более сильным и решительным оказывается политик, тем больше ему верят избиратели. Даже демонические образы, где сила выступала в качестве негативного и репрессивного фактора, тем не менее, воспринимаются положительно.
Слабость, или скорее чувствительность, политик может себе позволить в общении с детьми, заботе о больных, нищих и обездоленных. Возможно, в образе женщины-политика силовые акценты будут смещены. Но в настоящий момент наши исследования показывают, что даже представительницы прекрасного пола, достигшие определенных политических, карьерных высот воспринимаются не только не менее, но даже более сильными, чем мужчины-политики.

Барьеры в восприятии личностной активности политика

Активность — важная характеристика, свидетельствующая о способности политика к выполнению своих лидерских функций, к реагированию на изменение окружающей среды, к способности «держать нос по ветру».
В отличие от силы, активность не столь однозначно положительна. Отсутствие активности, пассивность свидетельствует о заторможенности, закостенелости политика, его неспособности к изменениям, низкую степень реагирования.
В то же время чрезмерная активность может свидетельствовать о «несерьезности» политика и повлечь обвинения в неверности своим взглядам, позициям, избирателям.
Об активности политика можно судить по нескольким показателям. Во-первых, это частота появления на экране. Второй показатель активности политика — его активность при выступлениях, быстрота реакции, жестикуляция и, конечно, темп речи.
 Барьеры в восприятии мотивов политика
Граждане довольно внимательно относятся к мотивации политика достижения власти. В силу того, что в нашей стране очень сильны патриотические настроения, одним из мотивов политика должно стать стремление «поднять Россию». В зависимости от политических взглядов граждан в это понятие включаются как экономический рост, политическая и социальная стабильность, безопасность внутри границ и за их пределами, а также территориальная целостность, вплоть до возвращения прежних границ.
Кроме того, в силу высокой значимости морально-этических факторов политической деятельности, респондентами в большинстве случаев отрицательно воспринимаются стремление к наживе, удовлетворение личных амбиций и другие корыстные мотивы.
Негативным элементом мотивационной структуры образа политика может стать низкая потребность политика во власти. Это приводит к обвинениям политического лидера в отсутствии самостоятельности, подчиненности обстоятельствам, к восприятию его как «марионетки», которой управляют другие.
 

Барьеры в восприятии
статусно-ролевых характеристик политика

Нельзя однозначно сказать, кем должен быть политик до достижения им желаемого поста. Он должен обладать хорошим образованием, способностями к организаторской
 
 
 
 
 
 
 
 
деятельности. Высказываются и такие мнения, что политик должен быть специалистом хотя бы в какой-нибудь области (желательно пересекающейся с управлением государством). Политик должен иметь к моменту выборов какие-то осязаемые результаты и при этом демонстрировать способность достигнуть большего при больших властных ресурсах.
Проведенный анализ восприятия образов российских политиков не дает универсального ответа на вопрос о том, каким должен быть политик, однако позволяет с высокой степенью вероятности судить о том, что у каждого политического лидера есть свой собственный стержень, вокруг которого и строится его образ. Для одного — это идеологические и политические составляющие, для другого — морально-этические и нравственные принципы, для третьего — его личностные и психологические качества.
Выделение этого стрежня позволяет судить о том, какие именно барьеры будут наиболее значимы для него и вызовут большинство проблем в процессе политической коммуникации, а какие могут остаться незамеченными избирателями и не повлияют на его восприятие. Учет этих параметров поможет политику более эффективно строить взаимодействие с избирателями, не тратя лишнего времени на коррекцию тех элементов имиджа, которые не влияют на его образ в целом.
 
Статья  Киктевой Е.А « Особенности формирования негативного образа политического лидера»
В данной работе прослежены особенности восприятия негативного образа, рассмотрены некоторые феномены, связанные с тем, как информация о политике, преломляясь сквозь механизмы восприятия, воздействует на формирование образа политика и электоральные намерения. Объектом исследования стал образ лидера городского уровня (главы самоуправления столицы субъекта РФ), формирующийся под влиянием двустороннего воздействия — информационных источников сторонников и противников. Количественное и качественное исследование восприятия проводилось на протяжении года в сочетании с количественным и качественным анализом продукции средств массовой информации. Проективные методы в фокусированных интервью (ассоциации с цветом, запахом, животным, рисунки несуществующего животного) служили для выявления эмоциональных и неосознаваемых уровней восприятия политиков респондентами.
 Социально-политический контекст
Два региональных лидера находятся в конфликтных отношениях друг с другом по многим принципиальным экономическим и политическим вопросам. На протяжении последних нескольких лет неизменно высоким доверием пользуется действующий глава республики (по разным исследованиям от 46 % до 68 %) и постоянно снижающимся — глава столицы (около 18 % — в декабре 2000 г., 10 % — июле 2001 года, 6 % — в ноябре 2001 г.).
В течение года увеличивается число жителей города, считающих, что в республике экономическая ситуация значительно ухудшается, одновременно более 47 % уверены, что республике нужен тот же самый руководитель. Увеличивается число жителей города, считающих, что в столице ситуация стабилизируется и частично улучшается, при этом более 70 % горожан считают, что городу необходима смена главы. При этом при перечислении критериев «за» и «против» отмечается, что электоральный выбор определяется результативностью деятельности политика.

 

 

 

Информационное воздействие

Для формирования негативного образа противниками в основном используется стратегия «хвостов» и «взрывающихся бомб». Первое — это постоянные на протяжении длительного времени (не менее года) упоминания по поводу и без повода запущенных в разное время в информационное поле «грехов» «антигероя» и объяснения как бы «между прочим» причин его «плохого» поведения (то, что называется «промыванием мозгов», например: «обязательства перед спонсорами, да и просто стремление сохранить хорошую мину при плохой игре заставляют его опять баллотироваться»). Причем все используемые СМИ сюжеты скоординированы, усиливают друг друга и не вызывают когнитивного несоответствия. На данном фоне периодически вбрасывается «бомба» — серьезная разоблачительная информация, связанная с уголовными преследованиями. На определенное время эта тема почти на три четверти, по цифрам контент-анализа, блокирует все медиа-пространство и оплодотворяет подготовленную в сознании жителей почву. Иными словами, подкрепляет созданную ранее негативную установку, после чего прорастание и фиксирование негатива обеспечивается продолжающимися «хвостами». Таким образом созданный эмоционально-негативный фон восприятия получает рациональное обоснование («причину») и закрепляется и на осознаваемом уровне, давая возможность гражданам производить «аргументированные» мнения, суждения и решения о голосовании, воспроизводящие, на самом деле, навязанные клише.
Кроме того, в печатных изданиях уделяется особое внимание воздействиям на эмоциональный, неосознаваемый уровни посредством визуально-семантического подкрепления, для чего служат тщательно отобранные фотографии, акцентирующие внешнюю непривлекательность, в сочетании с острыми заголовками, например, «уши, зубы и хвосты» (причем изображения и заголовки могут относиться к разным, как будто независимым друг от друга материалам, главное, чтобы на полосе имела место их пространственная близость, формирующая неосознаваемые ассоциации).
Устойчивая негативная установка поддерживается в согласованном состоянии, оказываясь практически неуязвимой для диссонансной информации («ну, если он и не плохой человек, может быть даже и не вор, то, значит, у него плохая команда, которая его подставляет, значит, не умеет выбирать и организовывать правильных людей, значит все равно плохой политик»). Компоненты установки компенсируют друг друга, и поведенческий аспект, в свою очередь, начинает воздействовать на рациональный уровень («есть более чем достаточно оснований, чтобы за него не голосовать, поэтому уже не имеет значения то, что в чем-то он и неплохой человек»). Основания для переструктурирования опыта сводятся к нулю, так как защитная функция не позволяет подвергать разрушению созданное представление об объекте восприятия, а систематической работы с информацией, требующей особой мотивации, гражданами не производится.

 

 

 

 

 

Рассогласованность в структуре восприятия

На первом этапе воздействию подвергается преимущественно эмоциональный уровень восприятия. Проективные методы выявляют рассогласование образа на осознаваемом и неосознаваемом уровне. Признание политика непривлекательным вкупе с вытесненной высокой степенью эмоционально отрицательного отношения к нему (отвращение, гнев, презрение, страх) сочетается у респондентов с нейтральным и нейтрально-негативным отношением на рациональном уровне. Отрицательная установка, неосознаваемое эмоциональное отношение переносится на рациональные оценки, чему благоприятствуют негативные представления о мире политики в целом. Так, высказывая негативное отношение к внешности, личности политика («непривлекательный, неумный, неэффективный, обычный, неинтеллигентный»), респонденты не могут объяснить, чем вызвано такое мнение, и на вопрос «чем он плох, что именно негативного/позитивного сделал для города и его жителей» дают стереотипные ответы о неэффективности, нечестности, непривлекательности власти вообще («все врут, все ничего не делают, все воруют и не выполняют обещаний, почти все плохо образованы»). При этом эти же высказывания практически повторяют ответы на аналогичные вопросы, касающиеся оппонента, главы региона, которого воспринимают как очень привлекательного и активного на бессознательном уровне, позитивно оценивают (и как человека и как политика) на рациональном уровне («привлекательный, умный, эффективный»), и собираются за него голосовать. Получается, что и «плохой» и «хороший» политики, по ответам горожан одинаково «эффективны» в своей деятельности («плохо решают проблемы города и республики, повышение цен, невыполнение обещаний, жилищные проблемы» и т. п.). При этом в рациональных обозначениях критериев оценки неизменно называются результаты деятельности — «судим по делам». В попытках все же обосновать свою иррациональную симпатию и антипатию конструируются любые аргументы, вплоть до таких, как «он молодец, так как, несмотря на свою огромную занятость, находит время, чтобы приехать на телевидение и обратиться к гражданам, а этот — не находит, ни одной минутки не выделит, чтобы по телевизору выступить, значит, пренебрегает людьми, игнорирует…».

Критерии выбора. Идеальный прототип

Для определения того, влияют ли на формирование негативного образа и каким образом, электоральные ожидания и идеальный прототип, был произведен соответствующий анализ. Какие же требования выявляются у жителей на рациональном и неосознаваемом уровнях, и каковы же в конечном итоге причины, по которым они отдают свои голоса? Тот факт, что при отмечаемом улучшении экономической ситуации оценка деятельности мэра продолжает ухудшаться, и напротив улучшается восприятие главы республики, еще раз демонстрирует, что определяющими в отношении и, в конечном счете, в поведении являются эмоциональные (неосознаваемые), а не рациональные оценки. Граждане считают, что склонны поддерживать политика «за хорошие дела», тогда как
 
 
 
 
 
 
бессознательно отдают предпочтение «привлекательности» и «масштабу личности», что выявляется через проективные методы. И, как было сказано, разрыв между своими собственными декларируемыми и реальными предпочтениями жителями не осознается. В ответах на прямые вопросы они традиционно настаивают на том, что внешность, привлекательность (в особенности физическая) политика не существенна, важна его деятельность, профессионализм, результаты. И это находит подтверждение в количественном опросе: 79 % считают, что для политика наиболее важно знание проблем города, 77 % — деловая хватка, энергичность, 54 % — опыт хозяйственной деятельности, 53 % — ум и образование, и только 5 % — привлекательность.Такое расхождение между неосознаваемыми и рациональными ожиданиями говорит о противоречии между социально-приемлемыми стереотипными мотивациями и действительными потребностями граждан.

Парадоксы в обработке информации.
Эвристическая обработка информации

Сформированные в восприятии респондентов готовые схемы, ригидная установка фильтруют позитивную информацию и препятствуют образованию причинно-следственных связей. Как уже было сказано выше, положительная корреляция между восприятием позитивных изменений в жизни города и положительными оценками деятельности мэра отсутствует, равно как и между негативными изменениями в республике и восприятием главы республики. Суждение о лидерах и желание их поддерживать проистекают из иррационального отношения, которое воздействует и на специфическую схему организации поступающей информации. Негативная установка активизирует механизмы приписывания, способствует канализации любой негативной информации и благоприятствует деструкции каузальных связей

Одним из примеров искажения информации на стадии переработки является и восприятие личностных особенностей политика, также по принципу «виноват во всем» («всегда в своих дорогих костюмах — постыдился бы без конца демонстрировать свои преимущества — деньги ведь у жителей украл», и одновременно — «пришел на детский концерт в свитере — совсем уважение к людям потерял). Новые негативные сведения воздействуют на усиление отрицательного отношения к наиболее уязвимым сторонам политика, независимо от того, связаны ли эти факты с данными чертами. «Кривое зеркало» восприятия до неузнаваемости искажает личностные качества, переворачивая все буквально верх ногами. Так, высокая энергетика превращается в «пронырливость», «корысть», «агрессивность». Настаивание на своей точке зрения в принципиальном вопросе воспринимается гражданами как упрямство, недальновидность, карьеризм. Напротив, гибкость и способность идти на компромиссы в решении некоторых проблем, открытость разному опыту — как беспринципность, несамостоятельность, отсутствие своей позиции и т. п. Первое и второе в сочетании с необаятельной внешностью и грубоватыми манерами «спортсмена-военного» провоцируют усиление ложных корреляций — приписывания тупости, недалекости, необразованности. Посылаемые
 
 
 
 
 
 
 
 
 
окружающим разнородные сигналы провоцируют конфликты когнитивного несоответствия, неизменно разрешающиеся через негативные приписывания. Сознание стремится во всем снимать противоречие и достигать отрицательной конгруэнтности образа политика: «он не может, не хочет, не делает».
 

Связь воздействия позитивной-негативной информации и формирования негативного образа с возрастом

В исследованиях проявилась тенденция, показывающая связь между восприятием негативного образа и возрастом. Так, представители старшего поколения (55 лет и старше), наиболее подвержены информационным воздействиям негативного характера, воспринимают их с высокой степенью доверия, обнаруживают наиболее согласованное на всех уровнях (рациональном, эмоциональном, осознанном и неосознаваемом) восприятие. Наименее подвержен негативной информации младший возрастной уровень (18–29 лет), оказавшись наиболее восприимчивым к позитивной. Что касается людей 30–55 лет (преимущественно работающих, с высшим и средне-специальным образованием), то, во-первых, у них оказалось амбивалентное отношение к воспринимаемой информации, как позитивного, так и негативного характера, во-вторых, восприятие в этой группе оказалось самым ригидным, слабее всего подверженным динамике. Мы предполагаем, что первый факт связан с тем, что старшему поколению свойственна повышенная внушаемость, усиливающая некритическое восприятие медиасообщений особенно на бессознательном уровне (о чем свидетельствует согласованность, целостность восприятия). Негативный образ политика более соответствует их представлению о действительности, созвучен с пессимистичным ощущением жизни («все плохо, и лучше не будет), коррелирует со стереотипами о современном мире политики как сосредоточении «всевозможных грехов». Кроме того, они — главные потребители местных СМИ. У молодежи (преимущественно европейски ориентированные студенты) преобладает общепозитивное восприятие действительности, эта группа отдает предпочтение информации центральных, а не региональных СМИ. Образ главы города у этой аудитории далек от действительности, они хуже всего его знают, при этом склонны приписывать больше позитива и подбирать оправдания отрицательным фактам его деятельности и биографии («молодой, значит энергичный, перспективный… не ошибается тот, кто ничего не делает… жизнь на глазах улучшается, у нас становится больше возможностей, значит и он к этому руку приложил… может он и вор, но раз для себя хорошо ворует, то и для города хорошо сможет…»). Средняя аудитория относится с недоверием к сообщениям любого рода, особенно не расположена оценивать и анализировать качество предлагаемых аргументов и «за» и «против», равно как и менять сложившееся представление. Поэтому ригидность имеет, скорее всего, защитный характер, обеспечивая подтверждение правильности убеждений и выбранных поведенческих решений. Наибольшее доверие в этой группе оказывается к нетрадиционным источникам информации, таким, как слухи. Интересно, что у старшего поколения на неосознаваемом уровне образ оказывается подвержен позитивной динамике (оценки сдвигаются в сторону привлекательности и агрессивности, особенно после «перегиба» с негативом), а у средней аудитории, наибольшая непривлекательность на бессознательном уровне сочетается с нейтральным ровным отношением на рациональном. Симпатия на рациональном уровне так же увеличивается после массированного вброса обвинений, — при этом решение о голосовании «против»
 
 
 
 
 
 
укрепляется еще больше. Молодежь и средний возраст конструируют аргументы в обоснование своих рациональных позиций и представлений, а старшее поколение — в поддержку своих эмоциональных состояний (по типу депрессия ищет причину).

«Контрустановочное» поведение и динамика восприятия

Еще одной демонстрацией ригидности негативного образа, а также гипотетическим подтверждением эвристической тенденции в работе с информацией можно считать тот факт, что граждане во многих случаях не устанавливают связи между поддерживаемой (одобряемой, принимаемой) ими политикой и позитивным отношением к лидеру, ее осуществляющему, даже при условии их собственного участия в реализации его политики.

Многими исследователями отмечается, что коррекция сложившихся убеждений, представлений возможна через изменение в поведении, через приобщение к деятельности, противоречащей сформированным мнениям

«Предел негатива»

Еще один любопытный феномен был обнаружен в результате количественного измерения отношения жителей к руководителю города, которое было произведено после заявления во всех СМИ о начале следствия по уголовному делу, одним из фигурантов которого является глава самоуправления. По мнению противников, такой шаг должен был иметь эффект взорвавшейся бомбы (это было одним из «пиковых» этапов информационной кампании), подорвать самообладание мэра и его команды и привести к полной и окончательной деградации общественного мнения. Но полученный результат (количество сторонников мэра, по сравнению с предыдущим опросом, статистически не уменьшилось) позволил выдвинуть гипотезу о существовании некоторого «предела негатива». Мы предположили, что, во-первых, есть определенное количество сторонников, не подверженных информационным воздействиям (даже при столь серьезных обвинениях). Во-вторых, с «негативом» опасно перебарщивать: он инициирует дополнительные дискуссии, активизирует различные приписывания и начинает давать обратную реакцию (появление чувства сострадания к «мальчику для битья», который легко преображается в «борца-одиночку», и ощущения несправедливости, что «все на одного», «а кто у нас не ворует», «ему просто не повезло» и т. п.). Образ подвергается рассогласованию на осознаваемом и неосознаваемом уровнях. Проективные методы обнаруживают позитивную динамику в восприятии, в особенности по факторам привлекательности и активности при сохранении неизменным негативного отношения на рациональном уровне (вплоть до того, что «вор должен сидеть в тюрьме»). Увеличивается дельта между рейтингом доверия, остающимся практически неизменным и электоральным намерением отрицательного голосования. Таким образом, даже серьезные фактические обвинения,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
выдвигаемые против политика, на определенном этапе уже не увеличивают число его противников, но, закрепляя негативный образ в глазах «убежденных» противников, понижают планку его проходимости на выборах.
 

Игра на чувстве презрения


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.