На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая безопасность и меры ее реализации в государстве (на примере РБ)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?31
 
Министерство  образования  Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени  Франциска Скорины»
 
 
Факультет экономический
 
 
Кафедра экономической теории и мировой экономики
 
 
 
 
 
 
Экономическая безопасность и меры ее реализации в государстве    (на примере РБ)
 
 
Курсовая работа
 
 
 
 
 
 
Исполнитель:
студентка группы КД-21                                                    ____________ Сидорова Н.Н.
                                                подпись
 
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук,
старший преподаватель                                                      ____________ Сорвирова В.В.
                                                подпись
 
 
 
 
 
 
 
 
Гомель, 2010
 
 
Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ
1 Экономическая безопасность и факторы ее определяющие.              5
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности.              5
1.2 Элементы экономической безопасности.              6
1.3 Критерии и показатели экономической безопасности.              7
1.4 Проблемы экономической безопасности и пути их решения.              10
2     модель экономической безопасности              13
2.1 Составляющие модели экономической безопасности              13
2.2 Угрозы экономической безопасности              15
3 Особенности достижения Экономической безопасности в Республике Беларусь              19
3.1 Состояние экономической безопасности В Республике Беларусь              19
3.2 Показатели экономической безопасности Республики Беларусь              20
3.3 Механизм обеспечения экономической безопасности: формы и методы обеспечения.              23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ              27
Список использованных источников              29
Приложения…………….……………………………………………. 30



ВВЕДЕНИЕ

 
Современное социально-экономическое положение Республики Беларусь определяет крайнюю актуальность постоянной государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области определяется коренными экономическими преобразованиями, которые произошли за последние годы в Республике Беларусь.
Наряду с определенными положительными итогами в проведении политических и экономических реформ в стране происходят негативные процессы в экономике, в социальной сфере: падение производства, снижение уровня жизни населения, криминализация экономики.
Как показывает практика, такая ситуация напрямую затрагивает безопасность общества, государства, личности и, при определенных условиях, может поставить под угрозу само существование экономической системы.
Противостоять этим процессам должна система безопасности. Ее обеспечение является важнейшей функцией любого государства, начиная с момента его возникновения.
В последние годы в официальных документах и научной литературе распространилась формулировка «национальная безопасность». Эта формулировка нашла свое отражение в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
Обращает на себя внимание тот факт, что состояние национальной безопасности все в большей мере ставится в зависимость от состояния белорусской экономики. Это позволяет всерьез заговорить о проблеме экономической безопасности и о необходимости разработки концепции ее обеспечения.
Вместе с тем понятие «экономическая безопасность» является новым. Теоретические расхождения имеют место в определении сущности, структуры, функций отражаемого явления.
Действующая в настоящее время система экономической безопасности неэффективно решает поставленные перед ней задачи, поскольку не является целостной, приоритетно организованной, хорошо управляемой.
В настоящее время страна переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. В течение последних лет проблема экономической безопасности страны приобрела большую актуальность как среди практиков, так и среди аналитиков.
Большое внимание к этой проблеме было проявлено периодической печатью, где рассматривались как концептуальные вопросы обеспечения экономической безопасности, так и вопросы прикладного характера.
Экономическую безопасность необходимо рассматривать как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Экономическую безопасность можно считать также важной качественной характеристикой экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Понятие экономической безопасности впервые в Республике Беларусь сформулировано в Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», где экономическая безопасность рассматривается как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического, финансового, оборонного существования и прогрессивного развития Республики Беларусь, неуязвимость и независимость ее экономических интересов, по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [1, c.68].
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной, экологической и др. безопасности.
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Даная проблема стала темой моей курсовой работы цель которой -  исследовать экономическую безопасность и меры по ее реализации, определить  критерии,  показатели и задачи экономической безопасности, установить влияние внутренних и  внешних угроз на экономическую безопасность, дать оценку экономической безопасности Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение основных положений Концепция национальной безопасности Республики Беларусь;
- определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности РБ;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности РБ;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности РБ на современном этапе развития.
 
 
 
 

1 Экономическая безопасность и факторы ее определяющие

 

1.1 Понятие и сущность экономической безопасности

 
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
В структуре экономической безопасности выделяют следующие важные черты:
?   экономическую независимость. Международное разделение труда все большей степени усиливает взаимозависимость национальных экономик. В этих условиях экономическая зависимость страны проявляется в контроле государства за использованием национальных ресурсов, и в возможности равных правок, обеспеченных конкурентоспособной продукцией, участвовать в мировой торговле и проводить самостоятельную экономическую политику.
?   стабильность и устойчивость национальной экономики как важнейшие характеристики жизнеспособности экономической системы. Устойчивость означает способность противостояния дестабилизирующим негативным тенденциям. Это предполагает невысокие темпы инфляции, отсутствие масштабной безработицы, защиту прав всех форм собственности и т.д.
?   способность к саморазвитию и прогрессу. Она обуславливает возможность экономики выживать, сопротивляться негативным тенденциям и приспосабливаться в условиях непредсказуемой ситуации;
?   конкурентоспособность – способность производить продукцию, которая пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках и закреплять преимущества на этих рынках как в юридической так и в экономической формах.
Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями "развитие" и "устойчивость". Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние "нагрузки". Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.
Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношение производственного и финансово-банковского капитала и т. д., тем жизнеспособнее экономика, а значит и оценка её безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.
Кроме того от роли и места отдельной страны в МРТ, размеров территории, мощи экономического потенциала выделяют два типа экономической безопасности:
?   экономическая безопасность больших государств, которые играют роль мировых или региональных центров;
?   экономическая безопасность малых государств, образующих экономическое пространство вокруг них [2, с.5 – 6].
 

1.2 Элементы экономической безопасности

 
Социально-экономическая ситуация в республике определяет важнейшие структурные элементы экономической безопасности: финансовый, производственный, транспортно-коммуникационный, энергетический, продовольственный, внешнеэкономический, социальный.
Финансовая безопасность – это способность финансовой системы страны обеспечить защиту экономики от внутренних и внешних финансовых угроз, минимизировать появление экономического ущерба в стране. Именно финансовое состояние реального сектора экономики, банковской системы и  государства определяет, насколько успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической безопасности. Это касается в первую очередь повышение уровня рентабельности и  сокращения числа убыточных производств.
Продовольственная безопасность – это экономическая защищенность интересов государства, общества и субъектов хозяйствования от потенциальных угроз в процессе создания благ и услуг. Она является стержневой основой экономической безопасности страны, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Реальное повышение производственной безопасности Беларуси в значительной мере связано с получением внешнего финансирования, особенно прямых иностранных инвестиций. Продовольственная безопасность – это реализация интересов населения и общества по удовлетворению жизненно важных потребностей в продуктах питания. Продовольственная безопасность –комплексное понятие, так как производство продуктов питания основывается не только на экономической эффективности  производства, но должна учитывать медицинские, биологические и экологические аспекты их потребления.
Внешнеэкономическая безопасность – создание условий для оптимального вхождения национальной экономики в международное разделение труда и достижение баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности [3, с.5 – 10].
Социальная безопасность – это способность государства обеспечить приемлемый стандарт качества жизни населения независимо от наличия внешних и внутренних угроз, кроме того повышение материального благосостояния граждан на основе реформы оплаты труда, обеспечение социальной защиты и  соблюдение социальных гарантий.
Информационная безопасность – это способность государства эффективно использовать национальные информационные ресурсы, защищать безопасность информационных систем и  сетей связи, развивать современные технологии, национальную индустрию средств информатизации и  связи.
 

1.3 Критерии и показатели экономической безопасности

 
Стратегия обеспечения экономической безопасности предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Одной из сложнейших методологических проблем обеспечения экономической безопасности является выбор показателей и индикаторов, характеризующих эффективность динамики развития и устойчивость экономического роста [4, с. 36 – 46].
В этих целях используется система показателей – количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, измерение и сравнение которых позволяет выявить динамику экономической безопасности.
Основные показатели, характеризующие экономическую безопасность РБ, сгруппированы в 7 блоков:
1)              Показатели, отражающие способность экономики функционировать в режиме общественного воспроизводства;
2)              Показатели, обеспечивающие социальную стабильность;
3)              Показатели, свидетельствующие об устойчивости финансовой системы;
4)              Показатели оптимального функционирования регионов в рамках страны;
5)              Показатели, характеризующие степень криминализации экономики;
6)              Показатели, характеризующие степень оптимальности «встроенности» национальной экономики в мировую;
7)              Показатели развития и поддержки научного потенциала.[5, с.17]
Правительство Беларуси утвердило перечень важнейших показателей экономической безопасности страны (Приложение А). Такое решение было принято постановлением Совета Министров № 226 от 22 февраля 2007 года «Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь» [6].
В данный перечень вошло 15 показателей. В их числе – степень износа активной части основных производственных средств на конец года, доля инвестиций в основной капитал в ВВП, затраты на научные исследования и разработки к ВВП, доля новой продукции в общем объеме промышленной продукции. Будет вестись мониторинг доли собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства. Важным показателем также является производство зерна на душу населения.
Будет отслеживаться доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота. Актуальными являются и такие показатели, как снижение дефицита и стремление к профициту консолидированного бюджета к ВВП, отношения внешнего и внутреннего государственных долгов к ВВП, уровень золотовалютных резервов в месяц импорта.
Для достижения экономической безопасности страны необходимо также удерживать определенный уровень безработицы к активной части населения, не превышать долю населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума. В числе важнейших показателей – соотношение минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Важнейшим показателем экономической безопасности является также достижение положительного сальдо внешней торговли, включая услуги.
Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.
Мониторинг угроз экономической безопасности с помощью аналитических индикаторов дает возможность выявить критические «болевые» точки и использовать их в качестве пороговых значений [15, с. 40-44].
Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности [7, с.13].
Чтобы осуществить функцию обеспечения экономической безопасности, государство должно отслеживать границу между безопасной зоной и опасной зоной в развитии различных сфер экономики, и в первую очередь путем учета и соблюдения пороговых значений индикаторов. Индикаторы – это ориентиры развития, определяющие границу (зоны) негативных процессов, подающие сигналы участникам рыночных отношений о возможных сферах неблагополучия, понижения общего уровня национальной безопасности.
В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т.д.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.  Пороговым значениям придается статус количественных параметров, которые утверждаются на государственном уровне и в обязательном порядке учитываются при формировании и реализации правительственных социально-экономических программ.
 

1.4 Проблемы экономической безопасности и пути их решения

 
Исторически проблема экономической безопасности возникает одновременно с формированием государственности, становлением национальных интересов вообще и экономических интересов в частности.
Среди множества факторов, предопределяющих подходы и решения проблемы экономической безопасности, выделяются два. Первый – это состояние национальной экономики, уровень ее конкурентоспособности. Второй – уровень конкуренции в мировом хозяйстве, борьба за соответствующее место в мировой экономической табели о рангах. Ни одна страна не застрахована от потери того или иного места в мировом рейтинге конкурентоспособности.
Экономическая безопасность охватывает многогранные аспекты жизни человека, семьи, общества и государства, с его макро- и микроэкономическими структурами. Оценка их состояния предусматривает определение тенденций  темпов прогресса или деградации экономики, а также прогноз на будущее. При этом обобщающими оценочными критериями выступают показатели уровня валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) в расчете на душу населения, конкурентоспособности национального товаропроизводства на внутреннем и внешнем рынке, стабильность курса денежной единицы, сбалансированности платежного баланса, размеров доходов на душу населения различных его социальных групп и их реальной платежеспособности. Чем выше эти показатели, тем более прочны гарантии безопасности. В этом в конце концов состоят несущие конструкции экономической безопасности – органические взаимосвязанные и подвижные причины и следствия, степени мотивации предпринимательской и трудовой деятельности, с одной стороны, и инвестиционной и инновационной активности – с другой. В конечном итоге именно действие этих факторов обеспечивает экономический рост, структурное и качественное обновление социально-экономической и духовной жизни общества, его жизнеспособность в окружающей среде.
Только за счет высокой степени экономической заинтересованности человека в активном и высокопроизводительном труде создаются реальные предпосылки для того, чтобы он имел благоустроенное жилище, хорошо питался, одевался, имел другие жизненные блага. Понятно, что конституционно гарантированная свобода выбора каждым человеком своей  созидательной деятельности предусматривает катализацию всей системы трудовой мотивации и активности, без чего сами по себе правовые акты социальной защищенности человека и семьи остаются не больше чем пустым звуком. Необходимы действительные источники финансовых и материальных гарантий экономической безопасности, в том числе социальной защиты личности, права ее на труд, образование, здравоохранение, страховую защиту от болезней в старости и т.д.
Экономическая безопасность включает в себя такие решающие звенья, как преодоление следующих проблем.
Во-первых, следует стабилизировать ситуацию, сконцентрировать все свои ресурсные и инвестиционные возможности, интеллектуальный потенциал на преодоление валютно-финансового кризиса и общеэкономического кризиса. Приоритетное развитие наукоемких сфер с быстрой оборотностью и окупаемостью, ресурсосбережением и внутренним накоплением для активизации инвестиционной деятельности и структурной перестройки экономики. Нужно эффективно использовать финансовую и кредитную помощь со стороны высокоразвитых стран и международных организаций.
Во-вторых, перейти к политике глубоких всесторонних и взаимовыгодных экономических взаимосвязей, углублению эффективного разделения труда, кооперации и интеграции связанных производств, инфраструктур и рынков.
В-третьих, создать для достижения этих целей режимы наибольшего экономического содействия взаимовыгодному товаро- и капиталообороту между заинтересованными сторонами. Иначе говоря, должны быть устранены искусственные торговые и другие барьеры.
В-четвертых, необходимо перейти к упорядоченной системе регулирования валютных курсов, ввести конвертированные деньги и свободные банковские расчеты между странами на принципах цивилизованных межгосударственных соглашений.
Иначе говоря, необходимо исключить разрушительный характер реформ, осуществить структурную перестройку на здоровой экономической основе обновления и развития производительных сил, товарного производства под изменчивый рыночный спрос на базе преимущественно собственных накоплений, инвестиций и инноваций.
Особый упор должен быть сделан на опережающем развитии наукоемких, ресурсосберегающих и энергосберегающих сфер с быстрыми темпами оборотности и окупаемости капитала.
Приоритетным направлением государственной поддержки инвестиционно-структурных программ обеспечения первоочередной экономической безопасности может быть отнесена энергетическая, продовольственная, коммуникационно-информационная, экологическая безопасность.
Экономическая безопасность народов невозможна без исключения из жизни общества острых социальных и национальных конфликтов, региональных и тем более глобальных вооруженных столкновений, ведущих к гибели людей и хозяйственным разрушениям, которые прерывают воспроизводственные циклы нормального эволюционного развития [8, с. 67].
Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и  улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования [9, с. 538].
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.


2 Модель экономической безопасности

 

2.1 Составляющие модели экономической безопасности

 
Важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность, которая представляет собой обеспечение устойчивого экономического развития страны и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. Создание модели экономической безопасности необходимо органам государственного управления для поддержки принятия решения в вопросах макроэкономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики. Модель экономической безопасности позволяет описать состояние экономики на макроэкономическом уровне, провести анализ и прогноз, и, как результат, определить оптимальные приоритеты стратегии экономической безопасности государства.
Методологической основой формирования модели экономической безопасности является Концепция национальной безопасности РБ, в которой сформированы проблемы, факторы, создающие угрозы безопасности стран, цели, средства и направления деятельности по защите жизненно-важных интересов и противодействию угрозам
Экономическая безопасность - составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. Основные составляющие модели экономической безопасности:
-             производственная безопасность (включая материальную базу социальной сферы);
-             продовольственная;
-             финансовая;
-             инфраструктурная внешнеэкономическая.
Для более полной и углубленной характеристики экономической безопасности страны этот перечень следует дополнить такими важными компонентами как:
-             энергетическая безопасность;
-             научно-техническая и инновационная;
-             демографическая;
-             экологическая [10, с.68]
Изучение вопроса о сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение следующих ключевых понятий.
Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система в целом, так и ее составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др.
Объекты экономической безопасности могут рассматриваться на:
1.          макроэкономическом уровне – экономика страны в целом;
2.          мезоуровне (региональном или отраслевом) – экономика регионов, областей, отраслей;
3.          микроэкономическом уровне – экономика агентов рынка: фирм, предприятий, учреждений, акционерных обществ, банков и т.д.;
4.          уровне семьи и личности – экономическая безопасность гражданина страны.
Субъектами экономической безопасности выступают: государственные институты (министерства, ведомства), законодательные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.
Кроме того выделяют угрозы экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности – это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.
Показатели экономической безопасности: наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показателями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг [5, с. 14]
Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней. Различают следующие уровни экономической безопасности:
?      международная (глобальная и региональная)
?      национальная
?      локальная (региональная или отраслевая внутри страны)
?      частная (предприятий и личности)
Уровни безопасности представлены на рисунке 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1 – Уровни экономической безопасности
Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и  интернациональных проблем хозяйствования, свободный выбор и  осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Важную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с менее развитыми в экономическом отношении странами.
Экономическую безопасность страны характеризует система показателей, включающая способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, рациональную структуру внешней торговли, поддержание на требуемом уровне научного потенциала, сохранение единого экономического пространства, создание экономических и правовых условий.
Под экономической безопасностью предприятия понимается такое состояние, при котором обеспечивается эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы.
Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Экономическая безопасность во многом определяется состоянием экономики страны [9, с. 654]
Модель экономической безопасности должна опираться на высшие долговременные национально-государственные интересы и формироваться в ходе поиска эффективной системной модели национальной экономики рыночного типа. Модель и стратегия экономической безопасности включает:
?   характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
?   определение критериев и параметров состояния и функционирования экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности, обеспечивающим защиту жизненно важных интересов страны;
?   механизм обеспечения экономической безопасности страны, защита ее жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических, административных и других мер воздействия.
 

2.2 Угрозы экономической безопасности

 
Современное состояние РБ характеризуется рядом факторов и специфических аспектов, связанных как с изменением ее положения в международной системе хозяйственных связей, так и с особенностями реформирования народного хозяйства.
Интеграционные процессы обусловливают необходимость вхождения государства в международное разделение труда, определения места национальной экономики в системе мирохозяйственных связей. Этот процесс в стране идет очень сложно, поскольку механизм реализации международных хозяйственных связей, в рамках которого она развивалась и функционировала долгие годы юридически, почти разрушен. Попытки суверенной Беларуси прочно вписаться в интеграционные процессы в других регионах наталкиваются на существенное противодействие со стороны зарубежных государств, где в рамках их объединений и союзов уже сложилось стабильное разделение труда.
Помимо этого, реформирование народного хозяйства республики привело к дифференциации социальной структуры нашего общества, к возникновению противоречий в отношениях различных социальных групп, субъектов хозяйствования друг с другом и с государством. В условиях изменения форм собственности, отсутствия отлаженных экономических механизмов, эффективной системы нормативно-правового регулирования экономических процессов привели к использованию таких форм и методов хозяйственной деятельности, которые дестабилизируют экономические отношения и часто имеют противоправный, антиобщественный характер.
Иными словами, внешние и внутренние процессы и факторы со всей остротой ставят вопросы обеспечения экономической безопасности Беларуси, защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.[11, с. 57]
Практические шаги по обеспечению экономической безопасности  предполагают четкое определение современных экономических угроз, которые создают непосредственную опасность внутренними и  внешними интересами республиками. В самом общем виде они могут быть классифицированы на внутренние и внешние угрозы.
Отрицательные процессы, которые сохраняются в экономике республики, в современной ситуации представляются наиболее опасными внутренними угрозами, так как даже достижение эффективного уровня управляемости экономикой не позволяет их моментально преодолеть.
К внутренним угрозам относятся:
?   отсутствие системной правовой базы регулирования экономических отношений и механизма реализации законов;
?   непоследовательность проводимых преобразований и сохранение за государственными органами управления большого числа прямых регуляторов  без соответствующего механизма ответственности и контроля по их применению;
?   экономическая преступность, сопровождающаяся ростом криминализации экономики, коррупции, а также массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;
?   низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы абсолютного большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
?   падение инвестиционной активности;
?   ухудшение состояния научно-технического потенциала и «утечка умов», лишающие республику основы возрождения и экономического роста ;
?   старение производственного аппарата в результате замедления его обновления и преимущественного осуществления его обновления и преимущественного осуществления  агентами рынка текущих расходов в ущерб капитальным вложениям;
?   неразвитость инфраструктуры, изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;
?   неэффективность приватизации, недостаточная степень свободы предпринимательства и др.
К внутренним угрозам экономики республики следует отнести такие, которые  в настоящее время не так остро воздействуют на социально-экономическую ситуацию в стране, но их следует учитывать. Это истощение природных ресурсов, снижение плодородия земли, обострение экологической ситуации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Опасность этих процессов заключается в том, что их предотвращение потребует значительных затрат материальных и финансовых ресурсов.
Среди внешних угроз выделяют:
?   острая потребность страны в поставках минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;
?   потеря значительной части традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции;
?   дискриминационные меры со стороны зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях, что особенно сильно ощущается на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта и «ноу-хау»;
?   установление жестких барьеров и условий по ввозу в республику сырья и товаров из стран экспортеров;
?   вытеснение отечественных производителей товаров и услуг с внутреннего рынка;
?   нарушение экономических соглашений странами-партнерами;
?   резкое изменение конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющее на экономику республики;
?   рост внешней задолженности;
?   утечка финансовых активов за рубеж, вызывающая снижение инвестиционной активности внутри страны.
С учетом экономических интересов и потенциальных угроз необходимо в процессе построения модели экономической безопасности иметь целостное, комплексное, качественное и количественное представление о состоянии экономической безопасности в стране по совокупности параметров и индикаторов в сопоставлении  их текущих и критических значений, обозначающих предельный уровень. Задача состоит  в недопущении и первоочередном устранении максимальных отклонений. Если существенные отклонения имеют место по нескольким или многим параметрам, а ресурсы, как правило, в стране ограничены, то необходим выбор приоритетных направлений, по которым в первую очередь следует нормализовать ситуацию.
Повышение экономической безопасности страны предполагает решение таких сложных теоретических проблем, как определение качественных и количественных критериев и показателей экономической безопасности, обеспечивающих возможность отслеживать и анализировать ее состояние, изменение, давать прогноз на будущее. Показатели выполняют функции управления, контроля  и регулирования экономической безопасности.
При определении пороговых значений важнейших показателей и критериев экономической безопасности используются   общепринятые в мировой практике расчетные и нормативные значения индикаторов, показатели зарубежных государств, расчетные показатели развития республики на прогнозный период, экспертные оценки и другие. [10, с.127]


3 особенности достижения Экономической безопасности в Республики Беларусь

 

3.1 Состояние экономической безопасности в Республике Беларусь

 
Становление и развитие государственного суверенитета РБ определило крайнюю актуальность мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны.
Республика Беларусь переживает в настоящее время сложный исторический период: идет процесс становления ее государственного  суверенитета и формирование нового государственного строя, кардинально меняются социально-экономические отношения. Наряду с определенными положительными тенденциями в проведении экономических  и политических реформ основные проблемы внутри республики, которые накопились за минувшие годы, еще не преодолены. Сохраняются затратные методы хозяйствования, низкая инвестиционная деятельность, катастрофическое старение и износ основных фондов, неплатежи, рост числа убыточных предприятий, инфляция и падение курса национальной валюты.
В международных отношениях Республика Беларусь столкнулась с новыми тенденциями  в мировой экономике, которые характеризуются ужесточением конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта. Более мощные в экономическом отношении государства стремятся диктовать условия остальным странам. В связи с этим наблюдается стремление ряда государств использовать сложившуюся  ситуацию в Беларуси в своих экономических и политических интересах в ущерб интересам республики.
Сегодня Республика Беларусь – это малая страна с высокой степенью  открытости экономики и зависимости от внешних источников материально-сырьевых ресурсов. Крупномасштабные переходные процессы определяют новую фазу развития республики.
Продолжают сильно влиять на экономическую безопасность  страны внутренние и  внешние угрозы. К внутренним угрозам экономической безопасности нашей страны относятся: структурная деформированность экономики и ее низкие конкурентоспособность и внутренняя инвестиционная активность, разрушение научно-технического потенциала, «утечка умов», износ производственного оборудования и коммуникационных систем, неразвитость инфраструктуры, высокий уровень монополизации экономики и др.
К внешним угрозам относятся: потеря традиционных рынков сбыта машиностроительной и военно-технической продукции, сырьевая зависимость, дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях, высокий уровень долга, недостаточный экспортный и валютный контроль, привлекательность заграничных сегментов мирового рынка труда.
Становится очевидным, что национальная безопасность Республики Беларусь все в большей мере становится зависимой от состояния самой белорусской экономики. В этих условиях экономический  потенциал превращается в материальную основу национальной безопасности республики. Как показывает мировая практика, укрепление экономического потенциала и обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости государства одно из главных условий эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию. Экономической безопасности принадлежит решающая, базисная роль в системе Национальной безопасности.
 

3.2 Показатели экономической безопасности Республики Беларусь

 
Одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих уровень развития экономики страны является валовой внутренний продукт. Первые 10 месяцев 2010 г. характеризуются высокими темпами роста практически во всех отраслях экономики (Приложение 1).
В январе-октябре 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Производство промышленной продукции возросло на 10,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 129,6 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 октября 2010 года составили 5,3 трлн. рублей, или 54,2% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 октября 2009 года они составляли 77,8% среднемесячного объема производства продукции).
В январе-октябре 2010 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 28,1 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем-октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 0,7%.
В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции за этот период увеличился на 1,2%. При этом производство продукции животноводства увеличилось на 5,5%, растениеводства – уменьшилось на 3,7%. Снижение объемов производства продукции растениеводства обусловлено сокращением валовых сборов зерновых культур, рапса, овощей и кормовых корнеплодов.
В январе-октябре 2010 г. потребительских товаров произведено на сумму 29 трлн. рублей, что к уровню января-октября2009 г. составило 112,4%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. составил 101,1%, с декабрем 2009 г. – 107,9%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 100,8% при прогнозе на 2010 год – 100,6-100,8%. Рост цен на продовольственные товары дал 0,92% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,11%, на платные услуги – 0,02%.
В январе-октябре 2010 г. использовано 41,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 111,5% к уровню января-октября 2009 г.
В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета.
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении.
Задолженность
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.