Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политико-правовая мысль в Древнем Риме

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение………………………………………………………………….3
     I Становление политической и правовой мысли в Древнем Риме…... 4
     II Политические и правовые учения рабовладельческой
         аристократии. Цицерон. Римские юристы…………………………..7
     III Политические и правовые идеи первоначального христианства…11
     IV Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный……..13
     Заключение……………………………………………………………….16
     Список  литературы………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных  частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный  политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и  итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают  заметное влияние на современные  политические и правовые воззрения  и ориентации, на теорию и практику наших дней.
     В своих попытках понять настоящее  и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.
     История политической и правовой мысли позволяет  понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций  одновременно шел процесс развития познания природы государства и  права, углубления представлений о  свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о  правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений  личности и власти и т.д. И подробнее мне бы хотелось остановиться на рассмотрении вопроса, касающегося становления политико-правовой мысли в Древнем Риме на основе учений Цицерона, римских юристов о праве, политико-правовых взглядов Августина и римских стоиков.
     Цель  данной контрольной работы заключается  в том, чтобы уяснить и выявить  какое же влияние оказали выдающиеся мыслитель Древнего Рима на становление  и развитие политико-правовой мысли  того времени. И для того, чтобы  лучше понять суть данного вопроса  необходимо обратиться к истории  и проследить основные этапы становления  политической и правовой мысли в  Древнем Риме. 
 

     I Становление политической и правовой мысли в Древнем Риме
     История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие  и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической  и политико-правовой жизни Древнего Рима.
     В римском обществе рабовладельческий  способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная  с III в. до н. э. образование крупных  поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового  притока рабов, расширения государственной  территории и проведения завоевательской  политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в  крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.
     Одновременно  с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали  противоречия, обострявшиеся в периоды  гражданских войн и массовых выступлений.
     С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями  развивающегося производства и невозможностью повысить производительность рабского труда. Некогда могущественное римское государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии. В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.
     Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались  на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии  римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций  римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления  о формах государства, о соотношении  закона и справедливости, о естественном праве.
     Новизна и оригинальность политических воззрений  римских мыслителей заключались  в том, что ими были выдвинуты  идеи, соответствующие отношениям зрелого  рабовладельческого общества. Можно  выделить несколько видов идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.
     К первому из них следует отнести  изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений  частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной  собственности и концентрация богатства, поставили господствующие классы перед  необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Осознание  этой потребности вызывало у них  повышенный интерес к правовым средствам  закрепления своего господства, порождало  представления о том, что государство  служит для защиты имущества и  держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников  рабовладельческой знати общим  местом становятся определения раба как вещи, как «говорящего орудия».
     Результатом практической деятельности юристов  по толкованию законов явилось обособление  юриспруденции в самостоятельную  отрасль знаний. Со временем она  приобретает статус источника права. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты  и нормы действующего права, в  том числе правовой статус свободных  и рабов, классификация имущественных  сделок, содержание права собственности  и порядок наследования.
     Ко  второму кругу следует отнести  изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда  республиканская форма правления  была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым  следовала полисная аристократия. Для  официальной идеологии Римской  империи характерны идеи мирового владычества  римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный  культ правящего императора.
     Значительное  влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о  «духовном равенстве» всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи.
     На  протяжении II–III вв. христианская религия  постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена  в ранг официальной идеологии  римского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       II Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии.
     Цицерон. Римские юристы
     В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она  оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в  государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем  демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных  и мелких земельных собственников.
     Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах». Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате «Об обязанностях») и в многочисленных речах.
     Цицерон исходит из общих для всех сторонников  аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают  не по установлению, а от природы, ибо  люди наделены богами стремлением к  общению. Первой причиной для объединения  людей в государство послужила «не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе»1. В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.
     Аналогичным образом решаются им и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера»2, – утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь – откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы. Закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он – мерило права и бесправия». Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.
     Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений.
     Эти и другие подобные им положения были заимствованы мыслителем из идеологии  полисной демократии. Развивая их, Цицерон  определяет государство (res publica) как  дело народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В трактовке Цицерона право выступает основой государства, его определяющим началом. Государство в таком понимании оказывается уже не только моральным сообществом свободных граждан (каким оно представлялось Платону и Аристотелю), но и правовым сообществом. Предложенное Цицероном понятие государства сыграло значительную роль в последующем развитии политико-правовой теории.
     Цицерон творил в период становления Римской  империи. Поддерживая и одобряя  захватнические войны Рима, Цицерон  отказывается от идеалов замкнутого, самодовлеющего полиса. Под влиянием стоиков он пропагандирует идеи космополитизма и мирового государства.
     В правовой теории переход к империи  нашел отражение в представлениях о составе и разновидностях права, действующего в римском государстве. Сочинения Цицерона являются самыми ранними произведениями римской  литературы, где проводится различие между естественным правом, правом народов и правом римских граждан.
     Правовые  воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.
     Светская  юриспруденция как самостоятельная  отрасль знаний сложилась в Древнем  Риме во II–I вв. до н.э. По своему характеру  и направленности она явилась  специфическим порождением идеологии  тех слоев рабовладельческой  знати, которые были заинтересованы в усилении правовой охраны частной  собственности и в то же время  выступали против расширения законодательной  деятельности государства в сфере  имущественных отношений, полагаясь  больше на советы и консультации немногих избранных юристов («право мудрых»), чем на писаный закон.
     Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. – III в. н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную  власть сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со второй половины III в., когда законодательная власть сосредоточивается в руках императоров, пожалование такой привилегии прекращается, и римская юриспруденция приходит в упадок. К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Пространные выдержки из написанных ими сочинений содержат Дигесты Юстиниана.
     Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего  закона природы. Согласно определению  Цельса, принятому многими римскими юристами, право – это искусство  добра и справедливости (ars boni et aequi)3. Правосудие, уточнял Ульпиан, есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом»3.
     Приведенные высказывания свидетельствуют, что  юристы не отделяли еще право от нравственности. Как и другие последователи  стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум.
     В составе права, действовавшего в  Римской империи, юристы выделяли три  части: естественное право (ius naturale), право  народов (ius gentium) и право граждан (ius civile).
     Естественное  право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся  брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются  свободными.
     Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой  разум установил для людей. Римляне  используют это право в своих  отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная  торговля и другие установления.
     Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».
     Разграничение права народов и права граждан, проведенное в римской юриспруденции, имело цель оправдать рабство, агрессивные  войны и неравенство завоеванных  народов по отношению к римлянам.  
 
 
 

       III Политические и правовые идеи первоначального христианства
     В I в. нашей эры в Римской империи  сложилась и стала быстро распространяться новая религия – христианство. В развитии организации христиан обычно различаются два этапа: «апостольская церковь» (примерно I– II вв.) и пришедшая ей на смену (примерно во второй половине II в.) «епископальная церковь».
     Христиане ждали пришествия мессии, Христа –  избавителя, божьего посланника, который  в схватке со «зверем-императором» сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в «геенну огненную». Затем установится обещанное пророками «тысячелетнее царство», где трудящиеся «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной»4.
     В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием: «Никому не воздавайте злом за зло», «любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас». Вместе с тем в произведениях христианской письменности сохранились намеки на вооруженные отряды христиан («не мир я принести пришел, но меч»), на их боевые схватки с римскими оккупантами («имя же им – легион»). Главное же – ожидание скорого, с сегодня на завтра, пришествия мессии: «Се, гряду скоро, и возмездие мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его»5.
     В ожидании скорого пришествия мессии христиане стремились обособиться  от царства зла в своих общинах. Христианство провозгласило равенство  приверженцев новой религии. В дискуссиях христианских общин была преодолена идея богоизбранности только отдельных  народов. Общины были организованы на демократических началах.
     В I–II вв. сеть христианских общин раскинулась  по всей Римской империи. Ряды приверженцев новой религии, дававшей духовное утешение и надежду, неуклонно росли. Со II в. христианские общины пополнялись  выходцами из имущих и образованных слоев общества. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии христианских общин. Эволюция христианства предопределялась разочарованием в надеждах на скорый приход мессии.
     К середине II в. в христианстве берет  верх то направление, которое делало упор на мистические стороны учения. Складывается отделенный от массы верующих церковный аппарат. Руководство  общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, образовавших стоящий  над верующими клир (духовенство).
     Присвоив  монопольное право проповедовать  и толковать христианское учение, духовенство разработало сложную  систему обрядов, служб, догм, используя  ряд положений других религий (митраизм) и философских школ (стоиков, гностиков).
     В христианской литературе II–III вв. большое  место занимает апологетика. Христианские авторы стремятся уверить императоров, что новая религия не только не опасна рабовладельческому государству, но и является его надежным союзником.
     Эволюция  христианства сопровождалась ожесточенной борьбой между церковью и различными ересями (ересь – вероучение, основанное на некоторых общих с официальной  церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного). 
 
 
 
 
 
 
 

     IV Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный
     Признание христианства государственной религией не исключало того, что между императорской  властью и церковью временами  возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда  на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские  веления; порой императоры притязали  на авторитарные решения даже и чисто  религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных  делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства  в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.
     Притязания  церкви на участие в государственной  власти обосновывались так называемыми  теократическими теориями.
     Одним из первых теоретиков теократии был  константинопольский епископ Иоанн  Златоуст (345–407 гг.). Из слов апостола «всякая власть от бога», рассуждал Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом – богом дан лишь общий принцип власти.
     Заметной  вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в  эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия  Августина (354–430 гг.). За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.
     В произведении «О граде божием» Августин писал, что в мире существует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Церковь «странствует по земле, имея цель на небе», «церковь и теперь есть царствие небесное». Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств.
     В конечном счете, оправдание государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.
     Августин  – один из первых церковников, призывавших  насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. «Дерзость мужиков восстает против их владельцев»6.
     Оправдание  государства, по Августину, – и в  поддержании социального порядка: «Никак не следует о нем (боге) думать, чтобы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство».
     Характеризуя  «христианское государство» как образец «земного града», Августин писал: «Государство лучше всего устроитьтся и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог». Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди «не убий». Его перетолкование свелось к тому, что «ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога».
     Теократические  идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской  империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую  распад рабовладельческого строя.
     Примечательно, что Августин, разделяя представления  ряда предшествующих "языческих" мыслителей (Платона, Цицерона и др.) о естественно-правовом принципе как  воздаянии каждому ему принадлежащего, в то же время подвергал этот принцип  христианско-теологической переработке, поскольку именно христианский бог  выступает у него источником этого  правового принципа. С этих позиций  он расходится и с цицероновской  характеристикой народа как соединения многих людей, связанных между собой "согласием в вопросах права" и "общим правопорядком". В языческом  обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает  каждому ему принадлежащего, и  там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как  правовой общности.
     Критикуя  начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал  за "избранными" (гражданами небесного  града) право господствования над  грешниками и в принципе над всеми  своими противниками, которых они  в состоянии будут победить в "справедливой войне", ведущейся  по всевышнему "дозволению или указанию".                                      
     Учение  Августина пользовалось большим  влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его  положения для обоснования своих  теократических представлений и  претензий на власть.
     Заметную  роль учение Августина сыграло в  развитии христианско-теологических  концепций этики, политики и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение
     Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих  мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений. Среди них – знаменитое определение государства («дело народное»), данное Цицероном, а также его идея о праве как связи, основе общества. Значительное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права.         Проблема преодоления политического отчуждения в политико-правовой идеологии Древнего Рима выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства как “дела народного”, теоретически – оправданием системы сдержек и противовесов, предупреждающих вырождение республики в тиранию. Цицерон определял право как связь общества (народа), но в его понимании оно распространялось лишь на свободных; кроме того, он же утверждал, что при грохоте оружия (в период войны) умолкают законы.
     Исключительное значение в истории общественно-политической мысли Древнего Рима принадлежит христианству. Сложность самого процесса становления новой мировой религии, отражение этой сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и долговременное господство христианства в Европе, и возможность использования его в средние века в прямо противоположных целях: от апологии рабства (Августин) и крепостничества (Фома Аквинский) до обоснования демократически-революционных (табориты) и коммунистических (Томас Мюнцер) программ.
     Таким образом, мыслители Древнего Рима разрабатывали идеи свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности. Данная власть базировалась на уважении человеческого достоинства, осознании людьми своих прав, гражданском самосознании. Рационалистический подход к жизни предполагал опору на здравый смысл и моральные максимы.
     Римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и «гражданство», а вместе с ними и представлений о правах человека. Осознание своих прав, умение отстаивать их считалось неотъемлемым признаком каждого гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Библия, Новый Завет «Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова»
     2. Бурдье П. Социология политики. - М., 2007.
     3. Герье В. Н. Блаженный Августин. М., 2003
     4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов.
         Изд.2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца.- М.,2007.        
     5. История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия  
        Составитель: М.Н. Грачев
     6. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М., 2008
     7. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные
         критики христианства. М., Политиздат, 1990.
     8. Цицерон М.Т. Диалоги: О государстве - о законах. Издание подготовили
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.