На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Лизинг, как механизм финансирования инвестиций в основной капитал

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?6
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ………………………...
 
7
 
1.1. Лизинг, как механизм финансирования инвестиций в основной капитал ……………………………………..…………………………..
7
 
1.2. Российское законодательство о лизинге …………………………
12
 
1.3. Перспективы развития лизинга …………………………………..
23
ГЛАВА 2.ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМЫ ЛИЗИНГА ДЛЯ ОАО ДВЗ «ЗВЕЗДА» …………………………………..
 
34
 
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО ДВЗ «Звезда» ……..
34
 
2.2. Анализ имущественного и финансового положения лизингополучателя ……………………………………………………..
41
 
2.3. Обоснование эффективности  формы лизинга……………………
49
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ.
 
55
 
3.1. Расчет лизинговых платежей ………………………………………
56
 
3.2. Анализ выплат по кредиту и затрат на содержание оборудования ……………………………………………………………
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
79
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...
82

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время большинство российских предприятий не имеет достаточной суммы собственных денежных средств для приобретения современного производственного оборудования. В связи с этим возникает необходимость привлечения дополнительных средств, самым распространенным  способом которого является получение банковских кредитов. Одним из альтернативных видов организации финансирования является лизинг.
Актуальность темы исследования. Применение лизинговых схем несет предприятию значительные выгоды, которые демонстрируются в данной работе. К сожалению, многие руководители отечественных предприятий не догадываются о данных преимуществах финансирования своей деятельности. Лизинговый сектор недостаточно развит. Во многом это происходит из-за отсутствия экономического кругозора у представителей российского менеджмента. Именно поэтому, в данной работе оценивается не только эффективность применения лизинга, но и анализируется законодательная база лизинга. Таким образом, работа позволяет рассмотреть преимущества лизинга для предприятий именно в разрезе действующего российского законодательства, что говорит о применимости подобных схем в современных условиях.
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране и в отрасли, наличие инвестиционных проектов, безупречных для потенциальных инвесторов (прозрачность, объективность данных и т.д.), а также реальная государственная поддержка (лизинг судов) ведет к росту уровня капитализации предприятий и организаций отрасли.
Какие экономические инструменты (налоги, таможенные тарифы и льготы) следует использовать для развития рыбной отрасли? Финансовое состояние рыбной отрасли можно оценить как напряженное, что предопределяется изменением приоритетов налоговой и бюджетной политики. Из отрасли, которой в доперестроечный период оказывалась существенная господдержка для решения социальных задач и обеспечения населения дешевой рыбой, добыча рыбы превратилась в донора бюджета.
Данная выпускная квалификационная работа на тему «Лизинг и его влияние на финансовые результаты» посвящена оценке применения лизинговых схем в российской практике и сегодняшнему состоянию лизингового сектора российской экономики.
Применение лизинговых схем несет предприятию значительные выгоды, которые демонстрируются в данной работе. К сожалению, многие руководители отечественных предприятий не догадываются о данных преимуществах финансирования своей деятельности. Лизинговый сектор недостаточно развит. Во многом это происходит из-за отсутствия экономического кругозора у представителей российского менеджмента. Именно поэтому, в данной работе оценивается не только эффективность применения лизинга, но и анализируется законодательная база лизинга. Таким образом, работа позволяет рассмотреть преимущества лизинга для предприятий именно в разрезе действующего российского законодательства, что говорит о применимости подобных схем в современных условиях.
Цель настоящего исследования – выявление преимуществ лизинговых схем и оценка их эффективности в деятельности российских предприятий.
При написании работы, ставились следующие задачи:
?                 проанализировать динамику развития лизинговой отрасли России;
?                 определить основные аспекты нормативно-правовой базы лизинговых сделок;
?                 рассмотреть методику сравнительного анализа лизинговой сделки как инвестиционного проекта;
?                 на конкретном примере показать эффективность применения лизинговых схем в современной российской практике.
Объектом исследования является ОАО «ДВЗ «Звезда»».
Предметом исследования работы является оценка эффективности применения лизинговых схем как инвестиционных проектов.
Статистическая информация, использованная в данной работе была взята из следующих источников: официальные данные Госкомстата РФ, ЦБ РФ, аналитические материалы Группы по развитию лизинга МФК и Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг).


ГЛАВА 1.  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

 
 

1.1 Лизинг как механизм финансирования инвестиций в основной капитал

 

Многоукладная рыночная экономика  объективно  характеризуется  существенными проблемами для действующих субъектов хозяйствования, а также возникновением огромного числа новых участников  экономической  активности,  испытывающих  как  дефицит  ресурсов  инвестирования,  так  и каналов (инструментов) их реализации. 

В таких условиях лизинг является универсальным инструментом для формирования инвестиционной активности  деятельности  малых  предприятий,  ведущее  место  при  этом  занимает  финансовый  лизинг, масштабы  его  применения  ежегодно  возрастают.  Это  объясняется,  прежде  всего,  тем,  что  в  условиях развития  новых  видов  технологий  использование  потенциальных  возможностей  лизинговых  сделок позволяет  оперативно  обновлять   техническую  базу  производства,  систематически  осуществлять инвестиции.   

Сущность лизинга заключается в том, что это разновидность предпринимательской деятельности, в процессе которой происходит инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в специально приобретаемое движимое и недвижимое имущество и передаваемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный срок за плату для использования в предпринимательских целях.

Изначально лизинг представлялся лишь как дополнительный, более гибкий инструмент кредитования, в определенных случаях более удобный как для банка, так и для заемщика. Лизинговые сделки применялись при  финансировании  нестандартных  проектов,  привлекательных  для  банка,  но  не соответствовавших требованиям  его  кредитной  политики.  Первоочередную  роль  для  принятия  решения  банком  в  пользу финансирования  таких  проектов  играет  обусловленное  лизинговой  схемой  наличие  дополнительного обеспечения в виде самого объекта лизинга. Лизинговое финансирование удобнее и для многих заемщиков, прежде всего благодаря большей доступности такого финансирования, налоговым льготам и возможности по желанию как учитывать объект лизинга на своем балансе, так и оставлять на балансе лизингодателя. 

Лизинговая  компания  расширяет  финансовый  выбор  и  поэтому  способствует  расширению отечественного  рынка  капитала,  снижению  зависимости  от  неформального  финансирования,  что  имеет большое значение для малых и средних предприятий[1].

Лизинг становится экономическим инструментом, способным привлечь, капитал в жизненно важные отрасли производства, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, увеличить занятость населения, обеспечить долгосрочный и надежный доход коммерческим банкам.

Вместе с тем, успешному развитию лизинга препятствует ряд обстоятельств:

1. Недостаточное  количество  высококвалифицированных  специалистов.   Лизинг  как  сфера деятельности  еще  достаточно  молод,  поэтому  существует  проблема  нехватки  опытных  кадров  для лизинговых компаний.

2. Достаточно остро на сегодняшний день стоит проблема автоматизации лизинговых компаний.

3.  Отсутствие  инфраструктуры  лизингового  рынка,  развитой  сети  лизинговых  компаний, консалтинговых фирм.

4  Регулирующая  функция  государства  по  линии  совершенствования  законодательной  и  особенно нормативной базы финансовой аренды как отрасли в целом снизилась. 

Учитывая  наиболее  актуальную  на  сегодняшний  момент  проблему  снижения  риска  лизинговых операций,  укажем  отличительные  черты  лизинга,  значительно  повышающие  его  надежность  для лизингодателя. Во-первых, лизинг более прозрачен, чем кредит: на этапе экспертизы заявки оценивается, прежде  всего,  бизнес-план,  связанный  с  использованием  объекта  финансовой  аренды.  Во-вторых,  у лизингополучателя,  заплатившего  аванс,  существует   стимул  эффективно  использовать  полученное имущество. В противном случае он может лишиться как внесенного аванса, так и самого оборудования.

Лизинговая схема также делает практически невозможным попытки  хищения объектов лизинга.

Лизинг является одним из самых оптимальных финансовых инструментов, и спрос на такие услуги со стороны российских предприятий (в основном это средние и малые компании) непрерывно растет. Причинами являются и устаревшее оборудование, требующее замены, и удобство в использовании схемы для получателя оборудования, выражающееся в рассрочке платежа по договору на сроки до 5 лет и более. А также налоговые преимущества, которые получаются при экономии на ускоренной амортизации, включении лизинговых платежей в налогооблагаемую базу и экономии на налоге на имущество, если компания-лизингодатель находится за пределами РФ. Залогом по лизинговой сделке является сам приобретаемый товар, и дополнительного обеспечения под проект, как правило, не требуется. Средние сроки лизинга составляют 3—5 лет, в то время как сроки традиционных банковских займов редко превышают один год[2].

По данным экспертов Высшей школы экономики, в 2006 году общая стоимость заключенных договоров лизинга составляла 3,64 млрд долларов, в 2007 году — 5,48 млрд. Согласно прогнозам, в 2009 году объем сделок должен был достичь около 8 млрд долларов.

Лизинговый рынок в России формирует всего 0,9% ВВП, или 6% от инвестиций в основной капитал. Это очень низкая цифра по сравнению с западными странами, где лизинговый механизм обеспечивает до 30% всех капиталовложений. Из-за прихода на российский рынок зарубежных фирм и банков конкуренция будет возрастать. При условии сохранения данной ситуации увеличение рынка лизинговых услуг в текущем году и последующие годы может составить 60—70%. 

 Эксперты видят хорошие перспективы у лизинга авиатехники, сельхозтехники, строительной и специальной техники и оборудования, телекоммуникационной аппаратуры и оснащения для нефтедобычи и нефтепереработки. Есть несколько отраслей, например независимая энергогенерация, которые в ближайшее время будут активно использовать лизинг для осуществления инвестиций. Динамично развивается новое направление — IT-лизинг. Объем западного IT-лизинга исчисляется миллиардами долларов. В России же этот вид услуг сделал свои первые шаги только в 2005 году. Очень быстрыми темпами, свыше 100% в год, растет лизинг автомобильной техники. Уже сейчас более четверти автомобилей приобретается компаниями в лизинг. Повысится интерес к лизингу торгового оборудования и торговой недвижимости, который тоже стал динамично развиваться только в 2005 году.

Стали появляться лизинговые компании, занимающиеся только проектным лизингом (дорогостоящие сделки, оборудование под заказ клиента). Первый опыт подобного рода продемонстрировали банк "Авангард" и одноименная лизинговая компания, которые в 2001 году приняли решение построить путем лизинга целый завод по производству солода. В дальнейшем "Авангард" увеличил планы и ввел в эксплуатацию три завода общей стоимостью 100 млн долларов. В схеме, примененной "Авангардом", предметом лизинга являлось не технологическое оборудование, а весь завод — со всей инфраструктурой, землей, зданиями и сооружениями. Банк заводами не управлял, это делала команда лизингополучателя, но до окончания договора лизинга (от трех до шести лет), возмещения всех затрат и выплаты процентов собственником завода оставался банк.

Внутри отрасли конкуренция находится на низком уровне. Реальными конкурентами являются банки, предоставляющие смежный продукт — услуги кредитования. Ставки по лизинговым операциям всегда на 2—3 процентных пункта превышают ставки по кредиту. Тем не менее, за счет налоговых и прочих преимуществ общие расходы компании по лизинговой сделке могут быть ниже, чем по кредитной. Участники рынка считают, что во время роста рынка нет смысла снижать свою маржу, такая ситуация может продолжаться еще несколько лет.

На лизинговом рынке сейчас активно действуют около 500 компаний. Большинство из них учреждены банками. На российском рынке работают "дочки" иностранных кредитных организаций: "КМБ-Лизинг", "Райффайзен-Лизинг", "БСЖВ-лизинг". Hansabank Group в конце 2002 года вместе с ЕБРР была создана дочерняя лизинговая компания Hansa Leasing Russia (за 2002—2003 годы компания участвовала в финансировании проектов на общую сумму более 150 млн крон). Французский банк BNP Paribas планирует открыть в Москве представительство своего подразделения Arval, предоставляющего в лизинг служебный транспорт. Более года в России работает ALD Automotive, входящая во французскую финансовую группу Societe Generale. Планы по открытию компании есть и у Dresdner Bank.

Выходят на российский рынок и финансовые дочерние структуры автопроизводителей. Сейчас в России эту категорию представляет лишь "Фольксваген групп финанц". В следующем году свою деятельность могут начать финансовые подразделения концерна General Motors и группы Renault.

Единственной публичной сделкой по продаже лизингового бизнеса была продажа "Дельта-лизинга" компании Baring Vostok Сapital Partners в 2004 году. Сейчас Delta Private Equity Partners раскручивает еще одну свою лизинговую компанию под тем же брэндом — "Дельта-лизинг" (бывшая "Дельта-лизинг Дальний Восток"), которая предлагает услуги на востоке страны.

В первой половине 2009 года рынок лизинга сократился в 4,8 раза - сообщается в исследовании агентства "Эксперт РА". Основная причина падения - сокращение инвестиций в основной капитал и снижение кредитного качества заемщиков. Общая сумма лизинговых сделок составила за первое полугодие 90,1 млрд. руб. по сравнению с 430 млрд. руб. в тот же период 2008 года. По объемам это означает возврат на уровень первого полугодия 2005 года. Самой главной причиной, вызвавшей такое масштабное снижение стали высокие риски лизинговых компаний из-за низкой кредитоспособности потенциальных клиентов. В результате серьезно ужесточились требования к заемщикам, что привело к нехватке кредитоспособных клиентов. При этом, как отметила руководитель Службы рейтингов "Эксперт РА" Ирина Велиева в 2005 году главной проблемой была нехватка заемного капитала.

"Лизинговые компании опасаются финансировать новые сделки, ожидая дальнейшего снижения кредитоспособности потенциальных клиентов. Серьезную угрозу таит в себе неопределенность дальнейших процессов в экономике и возможность обесценивания предметов лизинга. Это приводит к потере лизингодателями платежеспособности, ухудшению качества лизингового портфеля и проблемы с налоговыми органами.

В целом же в 2009 году прогнозируется сокращение объемов нового бизнеса в три раза - 720 млрд. руб. в 2008 году до 200-250 млрд. руб. в 2009 г. В случае сохранения негативных тенденций в экономике этот показатель будет еще меньше - 180-200 млрд. руб. По прогнозам экспертов, улучшение в лизинговой области может наступить только в 2010 г. при появлении позитивной ситуации в экономике и отсутствии внешних воздействий. Главное условие для оживления - возрастание деловой активности и разморозка крупных инвестиционных проектов.

 

1.2              Российское законодательство о лизинге
Для участников рынка лизинговых услуг важным событием стало принятие Федерального закона от 29 января 2002 г. №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге». Явным и существенным достоинством указанного закона является устранение противоречий, существовавших между Законом «О лизинге» и иными законодательными актами, в первую очередь Гражданским и Налоговым кодексами. Кроме того, устранены внутренние противоречия, а также внесен ряд новых гражданско-правовых норм[3].
Остановимся более подробно на наиболее существенных изменениях, внесенных в текст Закона «О лизинге». Из текста Закона «О лизинге» (в новой редакции – Закон «О финансовой аренде (лизинге)»; далее – Закон) исключены положения, предусматривающие деление лизинга на виды: финансовый, оперативный и возвратный. При этом понятие «оперативный лизинг», фактически предусматривавшее возможность неоднократного предоставления одного и того же имущества во владение и пользование, исключено из текста Закона, как противоречащее Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ). В то же время, несмотря на отказ законодателя от выделения возвратного лизинга в самостоятельный вид лизинговых правоотношений, возможность совмещения обязательств поставщика и лизингополучателя в пределах одного правоотношения сохранена в ст. 4 Закона «О финансовой аренде (лизинге)»[4].
Из текста Закона устранен целый ряд положений, противоречащих ГК РФ. В первую очередь, это касается условий о запрете на совмещение обязательств должника и кредитора в рамках лизинговых правоотношений, которое фактически ограничивало право на использование таких форм коммерческого кредитования, как аванс и предварительная оплата. Исключены положения, ограничивающие срок действия договора лизинга сроком амортизации имущества, а также положение, предоставлявшее лизингополучателю право на передачу имущества, являющегося предметом договора лизинга, в залог.
Существенные изменения претерпела ст. 13 Закона, устанавливавшая порядок бесспорного изъятия предмета лизинга. Из текста указанной статьи исключено само понятие бесспорного изъятия имущества. При этом новая формулировка указанной статьи предоставляет лизингодателю право требовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством РФ, Законом и договором лизинга. Изменились и требования по бесспорному списанию денежных средств со счета лизингополучателя в случае не перечисления последним лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором срока. Новая редакция Закона ограничивает указанное право суммами просроченных платежей. В текст Закона включен и целый ряд новых положений, которые, также должны привести к улучшению правового регулирования лизинговой деятельности. Прежде всего, это касается сокращения – до трех месяцев – срока, в течение которого не допускается пересмотр размера лизинговых платежей. Еще одним документом, способным оказать влияние на развития рынка лизинговых услуг, стал Федеральный закон №128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменивший лицензирование лизинговой деятельности. И хотя среди лизинговых компаний нет однозначного мнения о том, положительные или отрицательные последствия будет иметь отмена лицензирования лизинговой деятельности, указанные изменения должны позитивно отразиться на развитии рынка лизинговых услуг. Ранее существовавшая система лицензирования не предъявляла к лизинговым компаниям никаких специальных (финансовых, профессиональных) требований, т. е. фактически являлась дополнительным бюрократическим барьером для участников лизингового сектора. Безусловно, потребность в формировании и изменении законодательной базы, регламентирующей лизинговую деятельность, не ограничивается вышеперечисленными нормативными актами. В настоящее время в стадии разработки находятся проекты нового Таможенного кодекса РФ и Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», также имеющие важное значение для участников лизинговых сделок. Кроме того, по-прежнему остается не решенным вопрос с изъятием лизингового имущества у недобросовестного лизингополучателя, а также иные вопросы, которые неизбежно потребуют внесения изменений как в гражданское, так и в гражданско-процессуальное законодательство РФ[5].
Подводя итог вышеизложенному, учитывая внимание Правительства РФ к лизинговой деятельности, можно сделать вывод о том, что вышеназванные позитивные изменения, произошедшие в законодательстве о лизинге, не являются последними, и процесс его совершенствования не ограничится принятыми законодательными актами.
Основополагающими нормативными актами, регулирующими лизинговые правоотношения на территории Российской Федерации, в настоящее время являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ с изменениями и дополнениями от 29 января 2002 года.
В соответствии с гл. 34 ГК РФ финансовая аренда (лизинг) (далее – лизинг) является одной из разновидностей арендных правоотношений. Непосредственно лизингу посвящены положения §6 гл. 34 ГК РФ, кроме того, на лизинговые правоотношения распространяются общие положения об аренде, если иное не предусмотрено положениями §6 гл. 34 ГК РФ.
Определение договора лизинга дано в ст. 665 ГК РФ. Согласно указанной норме, по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Основываясь на данном определении договора лизинга, можно выделить следующие квалифицирующие признаки лизинговой сделки.[6]
?                 Участие трех сторон: продавца, арендодателя (далее – лизингодателя) и арендатора (далее – лизингополучателя).
?                 Наличие комплекса договорных правоотношений. Для возникновения лизингового правоотношения необходимо заключение двух договоров – договора купли-продажи (поставки) предмета лизинга и непосредственно договора лизинга. Кроме того, стороны вправе заключить неограниченное количество сопутствующих договоров. К сопутствующим договорам можно отнести договоры банковского кредитования, договоры, обеспечивающие исполнение сторонами принятых на себя обязательств (поручительство, залог, банковская гарантия), договоры, предметом которых являются работы и услуги, необходимые для ввода имущества в эксплуатацию (монтаж оборудования), и т. д.
?                 Использование лизингополучателем имущества в предпринимательских целях, т. е. в целях, направленных на систематическое извлечение прибыли.
?                 Специальное приобретение имущества для последующей передачи в лизинг. Основываясь на данном критерии, можно сделать вывод о том, что на момент заключения договора лизинга предмет лизинга не может находиться в собственности лизинговой компании. Соответственно, передаче имущества в лизинг должен предшествовать факт приобретения имущества – инвестирование средств в предмет лизинга. При этом выбор поставщика и имущества должен быть осуществлен лизингополучателем, либо договором лизинга должно быть предусмотрено, что право выбора поставщика и имущества предоставлено лизинговой компании.
Пункт 1 ст. 4 Закона предусматривает возможность совмещения обязательств поставщика, предмета лизинга и лизингополучателя в рамках одного лизингового правоотношения. Ранее указанные правоотношения квалифицировались как самостоятельный вид лизинга – возвратный лизинг. Несмотря на отказ законодателя от выделения указанных правоотношений в самостоятельный вид лизинга, правовая природа сделок по отчуждению собственником имущества лизинговой компании с целью его последующего получения во временное владение и пользование не изменилась.
В соответствии со ст. 666 ГК РФ предметом договора лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, кроме земельных участков и иных природных объектов. Под не потребляемыми вещами гражданское законодательство понимает вещи, которые не утрачивают своих натуральных свойств (не уничтожаются, не видоизменяются) в процессе их полезного использования. Не могут являться предметом договора лизинга, например, сырье и расходные материалы, а также имущество, потребительские свойства которого изменяются в процессе его использования.
Не может быть предоставлено в лизинг имущество, изъятое или ограниченное в обороте, в частности основное технологическое оборудование, используемое для производства этилового спирта и алкогольной продукции. Также не могут являться предметом договора лизинга результаты интеллектуальной деятельности (программное обеспечение, изобретения, ноу-хау и т. п.), так как они не являются вещами.
Статья 610 ГК РФ и новая редакция Закона не предусматривают каких-либо требований к сроку, на который может быть заключен договор лизинга. В то же время, определяя в договоре лизинга срок его действия, сторонам следует иметь в виду, что заключение договора на срок значительно меньший, чем срок полной амортизации имущества, может повлечь за собой признание договора лизинга притворной сделкой. Признание сделки притворной, в свою очередь, повлечет применение к сторонам финансовых санкций[7].
В соответствии со ст. 432 ГК РФ гражданско-правовой договор, в том числе и договор лизинга, считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. К существенным условиям договора законодатель относит условие о предмете договора, а также условия, указанные как существенные в законах и иных правовых актах. Кроме того, существенными признаются условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенными условиями договора лизинга являются:
?                 условие о предмете договора лизинга – данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг;
?                 условие о поставщике имущества – если выбор поставщика осуществлялся лизингополучателем, в договоре должен быть указан поставщик имущества, в случае выбора поставщика лизингодателем договор должен содержать ссылку на делегирование последнему права выбора поставщика.
Кроме указанных положений, можно выделить целый ряд условий, которые по формальным признакам не являются существенными, но не включение которых в текст договора лизинга может привести к возникновению конфликтных ситуаций между сторонами.
К таким условиям можно отнести срок действия договора, сумму и сроки уплаты лизинговых платежей. Теоретически §1 гл. 34 ГК РФ позволяет заключить договор лизинга без указания срока действия договора и общей суммы и сроков уплаты лизинговых платежей. Однако возникновение такой ситуации на практике маловероятно. Если же стороны по каким-то причинам не отразили в договоре указанные условия, следует учитывать, что договор будет признан заключенным на неопределенный срок, что позволит заинтересованной стороне расторгнуть его, предупредив вторую сторону за один месяц, а при лизинге недвижимого имущества – за три месяца до даты расторжения договора, что вряд ли отвечает экономическим интересам сторон. В случае не отражения в договоре условий о сумме и сроках уплаты лизинговых платежей, к сделке будут применяться условия, обычно действующие при лизинге аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах, что также вряд ли соответствует интересам обеих сторон.
Ответственность поставщика по обязательствам, возникающим из договора купли-продажи, определяется условиями соответствующего договора и положениями ГК РФ, регламентирующими вопросы купли-продажи (§1 гл. 30) и поставки (§3 гл. 30), а в случае, если предметом договора является недвижимое имущество, положениями о продаже недвижимости (§7 гл. 30). Требования надлежащего исполнения продавцом условий договора купли-продажи (поставки) могут быть предъявлены к продавцу как лизингополучателем, так и лизингодателем, являющимися солидарными кредиторами.
При этом лизингополучатель обладает правами и несет обязанности, предусмотренные для покупателя законодательством РФ и договором купли-продажи, за исключением права расторгнуть договор и обязанности оплатить поставленный товар.
Возникновение ответственности лизингодателя перед лизингополучателем в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств продавцом (поставщиком) имущества поставлено в зависимость от того, какая из сторон договора лизинга осуществляла выбор поставщика имущества.
В случае выбора поставщика лизингополучателем, если иное не предусмотрено договором лизинга, лизингодатель не несет ответственности за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи. В случае нарушения поставщиком обязательств, при условии, что выбор поставщика осуществлялся лизингодателем, последний несет солидарно с поставщиком ответственность перед лизингополучателем за выполнение поставщиков обязательств по договору купли-продажи (поставки).
Кроме указанного случая, лизингодатель несет ответственность перед лизингополучателем в случае нарушения поставщиком сроков передачи имущества, если такая просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает лизингодатель.
Наиболее наглядным примером такой ситуации является несвоевременное перечисление денежных средств в счет оплаты стоимости имущества. Указанные обстоятельства являются основанием для расторжения договора лизинга в судебном порядке или в одностороннем порядке, когда такая возможность предусмотрена договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ).
Размер, способ осуществления и периодичность внесения лизинговых платежей определяются соглашением сторон и закрепляются в договоре лизинга. Договором лизинга может быть предусмотрена как наличная, так и безналичная форма расчетов[8].
Стороны по взаимному соглашению вправе предусмотреть в договоре возможность пересмотра размера подлежащих уплате лизинговых платежей. При этом размер лизинговых платежей не может изменяться чаще одного раза в три месяца. Нарушение лизингополучателем сроков уплаты лизинговых платежей влечет для последнего наступление ответственности, предусмотренной законодательством РФ и/или договором лизинга. В частности, с лизингополучателя могут быть взысканы неустойка и убытки. Кроме того, нарушение сроков внесения лизинговых платежей может стать основанием для досрочного расторжения договора и/или бесспорного списания денежных средств.
В соответствии со ст. 11 Закона предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право владения и пользования имуществом переходит к лизингополучателю в полном объеме, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Несмотря на то, что право собственности сохраняется за лизингодателем в течение всего срока действия договора лизинга, ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Являясь собственником предмета лизинга, лизингодатель имеет право осуществлять контроль за использованием предмета лизинга, соблюдением условий договора лизинга, а также финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга и выполнению лизингополучателем обязательств по договору лизинга. В частности, ст. 37 Закона предусматривает обязанность лизингополучателя по обеспечению беспрепятственного доступа к финансовым документам и предмету лизинга.
Порядок, сроки и иные условия осуществления контроля со стороны лизингодателя определяются в договоре лизинга и сопутствующих договорах (см. ст. 37 Закона).
Лизингодатель, являясь собственником лизингового имущества, вправе отчуждать, передавать в залог или иным образом обременять его. В случае изменения собственника имущества, независимо от того, на каком основании право собственности на предмет договора лизинга перешло к третьему лицу, договор лизинга в соответствии с положениями ст. 617 ГК РФ не может быть изменен или расторгнут, т. е. все обязательства сторон, предусмотренные договором лизинга, остаются неизменными и новый собственник обязан исполнить все обязательства, принятые на себя первым лизингодателем. Данный принцип обеспечивает устойчивость гражданского оборота и защиту прав лизингополучателя, в том числе закрепленных в договоре лизинга.
С письменного согласия лизингодателя лизингополучатель вправе передать право владения и пользования имуществом третьему лицу (сублизинг). При этом обязанным перед лизингодателем остается лизингополучатель.
Договор сублизинга не может быть заключен на срок, превышающий срок договора лизинга. Если иное не предусмотрено договором лизинга, в случае расторжения договора лизинга сублизингополучатель получает право заключить договор лизинга находящегося в его пользовании имущества на условиях, предусмотренных первоначальным договором лизинга, но в пределах срока действия прекращенного договора лизинга.
В остальном к сублизингу применяются общие положения, регулирующие вопросы лизинга. Лизингополучатель с согласия лизингодателя вправе передать не только право владения и пользования имуществом, оставаясь при этом лицом ответственным перед лизингодателем, но и передать третьему лицу все свои права и обязанности по договору лизинга (перенаем). В указанном случае обязанным перед лизингодателем становится новое лицо.
Кроме того, в соответствии со ст. 615 ГК РФ лизингополучатель вправе, если иное не предусмотрено законодательством РФ, с согласия лизингодателя предоставлять предмет лизинга в безвозмездное пользование, передавать права по договору лизинга в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. При этом лизингополучатель, не являясь собственником лизингового имущества, не вправе передавать его в залог.
Согласно ст. 854 ГК РФ бесспорное списание денежных средств с расчетного счета клиента во внесудебном порядке допускается в случаях, предусмотренных законом.
Порядок и условия бесспорного списания денежных средств со счета лизингополучателя предусмотрены ст. 13 Закона. Согласно указанной норме основанием для бесспорного взыскания денежных средств является не перечисление лизингополучателем более двух лизинговых платежей подряд. При этом предел суммы, подлежащей взысканию, для лизинговой компании ограничен суммой невнесенных лизинговых платежей.
Бесспорное списание средств осуществляется путем направления лизингодателем в банк, в котором открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд[9].
Вместе с тем не стоит преувеличивать значение правовой возможности бесспорного списания средств. На практике данное право лизингодателя не всегда реализуется. Банки под тем или иным предлогом затягивают исполнение данного требования или отказывают в списании средств. И хотя лизинговая компания в указанном случае имеет возможность обжаловать действия банка, сложности с доказыванием размеров подлежащих взысканию сумм, а также длительность процедуры вынуждают лизингодателя отказываться от судебного преследования банка.
Дополнительной гарантией для лизинговой компании может являться включение в договор требования о предоставлении лизингополучателем договора с банком, предусматривающего случаи бесспорного списания денежных средств. Такой договор в соответствии со ст. 854 ГК РФ также является основанием для бесспорного списания денежных средств со счета должника. В указанном случае лизингодатель ограничен не суммами просроченных платежей, как при взыскании денежных средств в порядке ст. 13 Закона, а суммами, предусмотренными в договоре между банком и лизингополучателем.
Порядок досрочного расторжения договора лизинга по требованию лизингодателя предусмотрен ГК РФ. Согласно ГК РФ расторжение договора допускается в судебном порядке (п. 2 ст. 450 и ст. 619 ГК РФ) или в порядке одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается Законом или соглашением сторон (п. 3 ст. 450 ГК РФ).

 

1.3 Перспективы развития лизинга
Кризис ликвидности на российском банковском рынке сказался не только на банках, но и на лизинговых компаниях. За прошедший месяц ставки по лизингу в некоторых челябинских компаниях значительно возросли. Однако представители лизинговых компаний утверждают, что главной причиной повышения ставок стал не банковский кризис, а рост цен на продукты и сырье.
Недавно компания «Транслизинг», занимающая заметные позиции на челябинском рынке лизинговых услуг, повысила среднегодовую стоимость лизинга автотранспорта и промышленного оборудования в среднем на 1,5%. Главной причиной принятия такого решения представители компании называют повышение кредитных ставок на финансовом рынке России. Ставки по корпоративному лизингу повысились и в лизинговой компании «Уралсиб». Но их примеру последовали далеко не все лизинговые компании, представленные на рынке лизинговых услуг Челябинска: изменения ставок не произошло, например, в челябинском филиале компании «НОМОС-лизинг», а также в «Южно-Уральском лизинговом центре». Однако представители этих компании не смогли с уверенностью сказать, что существующие ставки сохранятся и в дальнейшем.
Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих продукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции.
Так, например, неконкурентноспособность российских автомомобилей, не отвечающих экологическим и другим нормам мировых достижений, не дает возможности компенсировать потери спроса на внутреннем рынке дополнительными поставками автомашин на внешний рынок. Если бы в России действовала разветвленная система финансового и оперативного лизинга автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособности пользователя могли бы быть значительно смягчены.
Использование ускоренной амортизации при лизинговых операциях позволяет оперативнее обновлять оборудование и вести техническое перевооружение, в чем так нуждается отечественное машиностроение, легкая и пищевая отрасли промышленности. Успешное применение лизинга в инвестировании оборудования этих отраслей требует широкой поддержки региональных структур, что особенно важно при лизинге оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, когда в качестве лизингополучателя выступают фермерские хозяйства и малые предприятия, не располагающие достаточными средствами.
Развитие лизинга строительных машин и механизмов, а также оборудования стройиндустрии и строительных материалов, в первую очередь для высококачественной деревообработки, производства санитарно-технических изделий, отделочных и кровельных материалов позитивно скажется на ценообразовании в строительстве и во многом облегчит реализацию программ жилищного строительства и индивидуального домостроения.
Лизинг оборудования, особенно в сфере малого предпринимательства, сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особо значимо в период структурной перестройки промышленности и осуществления конверсионных программ.
Решая чисто народнохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам сделки ряд существенных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется единовременной полной оплаты стоимости имущества, включая накладные расходы, что высвобождает его ликвидные средства, снижает общие расходы и дает безусловные преимущества против обычной купли-продажи.
При проведении Международного лизинга стороны могут успешно использовать налоговые льготы стран-участниц лизинговой операции. По данным Административно-бюджетного управления США, использование так называемого налогового убежища при проведении лизинговых сделок в США в 1983-1985 годах стоило федеральному бюджету около 9 миллиардов долларов.
За рубежом лизинговые компании используют в своих операциях, как правило, 75-80 процентов заемных средств. Применяется практика предоставления банками так называемых гарантированных кредитов, сроки действия которых совпадают со сроками действия лизинговых договоров и обычных кредитов. Роль государства сводится к регулированию налоговых льгот и созданию благоприятных условий для привлечения лизинговыми компаниями заемных средств.
Использование для лизинговых операций заемных средств российских коммерческих банков сталкивается с двумя проблемами: высокая ставка рефинансирования и риск обесценения банковских ресурсов.
Кроме того, необходимо формировать резерв под лизинговые операции, создаваемого аналогично ссудным операциям. Хотя имущество до полного выкупа принадлежит лизингодателю, это не уменьшает риск для лизинговой фирмы.  Банк вложил средства в приобретение основных средств. В случае возврата имущества оно отражается в учете на счете собственных основных средств (лизинг  учитывается в балансе банка как актив, приносящий доход). При этом снижается ликвидность активов, показатели баланса ухудшаются, а вопрос о реализации имущества (особенно специфического или дорогостоящего) проблематичен (аналогичная по платежному дефициту и погашению ссудной задолженности ситуация возникает в том случае, когда в залог по ссудам принимаются низко ликвидные товары). Таким образом, риск при проведении лизинговых операций нисколько не ниже, чем при проведении ссудных операций. Начисленный резерв может быть списан с баланса после реализации (или списания) основных средств, приобретенных для проведения лизинговых операций.
Важным фактором успеха лизингового бизнеса является выбор рациональной организационной структуры лизинговой компании и высокая профессиональная подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. Существенно постоянное взаимодействие с банковскими учреждениями, страховыми компаниями и региональными властными структурами.

Лизинговый бизнес - один из сложнейших видов предпринимательской деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и другие финансовые механизмы.

В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост и макроэкономическую стабилизацию. В последнее время российские банки проявляют все больший интерес к предприятиям реального сектора экономики. Вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, и, как предсказывают эксперты, процесс этот будет продолжаться: при оптимистическом варианте развития событий в экономике нашей страны за ближайший год инвестиции банковского капитала в российскую промышленность вырастут в полтора-два раза. Параллельно с этим растет заинтересованность банков в лизинговой деятельности, что подтверждает появление таких масштабных проектов, как, например, оборудование завода "Хороший вкус" на Урале на условиях лизинга.
Мощным стимулом для развития отрасли стало внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений, убраны лишние ограничения по содержанию и форме договора, а также ненужные с практической точки зрения определения и понятия (например, определения различных видов лизинга, помимо финансовой аренды как таковой). Фактически это новый закон, поскольку изменения весьма масштабны. Нормы данного закона, вступившего в силу со дня его официального опубликования - 2 февраля 2002 г., в своем большинстве были приведены в соответствие с Гражданским и Налоговым кодексами. Кроме того, теперь данный закон согласуется с вступающим в силу новым законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

В результате принятия нового закона большинство препятствий для развития внутреннего лизинга ликвидировано, и следует ожидать бурного развития этого вида деятельности в ближайшее время ввиду его очевидной привлекательности для лизингополучателей в качестве инструмента финансирования бизнеса и с налоговой точки зрения. В то же время международный лизинг остается малопривлекательным из-за того, что вопрос таможенного регулирования остается нерешенным.

Среди важнейших положений нового закона "О финансовой аренде (лизинге)" отметим следующие:

?                 Из закона исчезло понятие "лизинговая сделка", его в законе заменило другое (используемое в ГК РФ) - договор лизинга.
?                 Как Налоговый кодекс, так и новый закон о лизинге предоставляют участнику договора лизинга, на балансе которого находится предмет лизинга, право применять механизм ускоренной амортизации.
?                 Новый закон существенно расширяет спектр дополнительных услуг, включаемых в договор о лизинге.
?                 Новая редакция закона о лизинге сохраняет положение о льготном механизме уплаты таможенных платежей. Согласно этому закону при ввозе на территорию РФ таможенные платежи подлежат взносу в бюджет на сумму оплаченной части таможенной стоимости предмета лизинга с рассрочкой оставшейся части таможенных платежей.
?                 С введением последних изменений были упразднены ограничения на совмещение участниками договора лизинга своих функций и обязательств, например кредитора и лизингополучателя, что теоретически запрещало лизингополучателям осуществлять авансовые лизинговые платежи.
?                 В предыдущей редакции закона был определен ряд случаев, при которых лизингодатель имел право бесспорного взыскания денежных сумм, а также бесспорного изъятия предмета лизинга, что по сути является расторжением договора лизинга. Лизингодатель мог воспользоваться этим правом, если использование имущества не соответствовало условиям договора или если лизингополучатель осуществлял сублизинг без его согласия. Ранее по данному вопросу существовало принципиальное противоречие между законом и ГК РФ.
?                 Тем не менее, в новой редакции закона детально прописана процедура бесспорного списания лизинговых платежей лизингодателем в случае их неперечисления лизингополучателем более двух раз подряд.

К наиболее существенно стимулирующим развитие лизинга нововведениям можно отнести следующие моменты:

?                 С введением изменений отменено лицензирование лизинговой деятельности (что также зафиксировано в новом законе о лицензировании).
?                 В отличие от старой версии, новая редакция закона не ограничивает продолжительность отсрочки лизинговых платежей.
?                 В законе содержится новое определение лизинговых платежей, которое расширено по сравнению с предыдущим законом. Лизинговые платежи определяются как общая сумма платежей по договору лизинга, включающая возмещение затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга и оказание иных предусмотренных договором услуг, а также его доход. Кроме того, в общую сумму платежей может включаться выкупная цена предмета лизинга.

Как и прежде, существенным стимулом для развития лизинговой деятельности остается положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу. Дополнительно к этому, снижаются налог на имущество (2%) и налоги субъектов Федерации, так как используется ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом до 3.

Предприятию также нет необходимости при приобретении оборудования делать разовые капитальные вложения, а выплата лизинговых платежей, включая и стоимость оборудования, осуществляется в течение продолжительного периода от трех и более лет.

Кроме того, лизинг предполагает кредитование вплоть до 100%. И при этом не требуется немедленно начинать выплаты за кредит.

Опыт показывает, что любому предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество выступает в качестве залога.

Что же касается лизингодателя, то для него при инвестировании в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижается риск невозврата средств, поскольку сохраняется право собственности на передаваемое имущество - оно, в отличие от денег, выступает в качестве залога.

Эти факторы обуславливают значительный рост привлекательности лизинга для всех заинтересованных сторон и обуславливают ускорение темпов роста этого рынка.

Несколько крупных препятствий будут продолжать сдерживать развитие лизинга в будущем, даже после принятия поправок к Закону о лизинге. Во-первых, кредитование в России крайне ограничено, и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений.

Между тем, ожидается постоянное участие правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в "стратегических" отраслях, таких как сельское хозяйство, авиация и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий. Однако до сих пор бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую использовались неэффективно - не на создание специальных лизинговых гарантийных фондов, а на конкретные проекты.

Во-вторых, лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности.

Существующая юридическая система и судебная практика, с учетом склонности судов принимать решения в пользу должника приводят к сокращению доступности кредитов для всех потенциальных заемщиков. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.

В-третьих, сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям).

В-четвертых, рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.

На это уйдет больше всего времени, т.к. вторичные рынки, как часть лизингового рынка, традиционно развиваются в последнюю очередь. Кроме того, огромные масштабы технологического переоснащения в России в ходе замены старого оборудования (часто по частям в связи с нехваткой денежных средств) означают, что прогноз будущих рыночных цен на оборудование скорее сродни гаданию на кофейной гуще, чем науке. Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям "гарантии выкупа", таким образом, принимая на себя часть риска.

Несмотря на принятие закона "О финансовой аренде (лизинге)" в новой редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений.

Также принятие нового закона не устранило существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания закона "О финансовой аренде (лизинге)".

Кроме того, для России характерно малое число реально работающих на рынке лизинговых фирм из всех зарегистрированных и малая капитализация большинства из них. Однако в последнее время наметился процесс увеличения капитала лизинговых компаний, что связано с выходом на рынок иностранных компаний.

Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей. Далее, рассматривая основные характеристики лизингового рынка, можно наблюдать позитивные изменения всех основных показателей - прежде всего, благодаря постепенному развитию инфраструктуры рынка.

Проанализировав факторы, влияющие на развитие российского лизингового рынка, можно отметить, что ключевым аспектом, определяющим тенденции развития рынка, является ликвидность лизингового оборудования. Основной тенденцией развития российского лизингового рынка остается развитие секторов, наиболее надежных с точки зрения инвестора. И наоборот, медленно или лишь при помощи государства развиваются сегменты менее ликвидных объектов лизинга. Именно ликвидность оборудования и становится определяющей для развития тех или иных сегментов лизингового рынка. Характером проектных рисков определяются и те инвесторы, которые финансируют этот проект. Однако далеко не все оборудование лик" видно. Например, во всем портфеле компании "Райффайзен-Лизинг", больше других российских лизинговых компаний ориентирующейся на ликвидность оборудования, лишь в 60% сделок само оборудование является основным обеспечением. В случае Московской лизинговой компании этот показатель еще меньше - 15%-18%.

Дефолты по лизинговым сделкам и риск-менеджмент лизинговых компаний

При первом взгляде на анализ показателей дефолтов лизингополучателей по сделкам возникает вопрос, почему фактор ликвидности вообще имеет такое значение. По данным, предоставленным нам опрошенными компаниями, за всю историю их деятельности убытки от дефолтов лизингополучателей в среднем составили 1,1% (максимальное значение - 10%); да и то средний процент возмещенных убытков от таких случаев путем продажи имущества на вторичном рынке, передачи в релизинг или другими способами составил 37% (максимальное значение - 100%). Эти данные подтвердили и наши углубленные интервью с руководителями лизинговых компаний. Однако, в действительности, дело в том, что под понятие "дефолта" попадают лишь случаи банкротства лизингополучателя или полного отказа выплачивать по договору. А настоящей проблемой лизингодателей являются длительные задержки лизинговых платежей вследствие совершенно разных причин, не подходящих под классическое определение дефолта. "Типичной проблемой для лизинговой компании является смена собственников на предприятии", - рассказывает Андрей Первышин, генеральный директор компании "Промсвязьлизинг" - "Приходят новые собственники, начинают разбираться с делами предыдущего руководства. В этот период лизинговой компании фактически не поступает никаких платежей". Но в подобных ситуациях лизингодатели в большинстве случаев стараются идти навстречу клиенту и применять альтернативные формы управления рисками. Фактически, высокая эффективность лизингового сектора, его способность привлекать долгосрочные ресурсы и обусловлена способами управления рисками лизинговых компаний, радикально отличающими российскую лизинговую деятельность от западной. Российские лизинговые компании используют все существующие виды обеспечения, доступные лизингополучателю (особенно при реализации дорогостоящих проектов). Это - и аванс, и дополнительное обеспечение, и гарантия обратного выкупа со стороны поставщика, и даже поручительства физических лиц и т.д. "От любой компании мы требуем лучшего обеспечения, на которое она способна" - рассказывает Сергей Королев, заместитель начальника управления лизинга компании "Росагролизинг" - "Например, от "Агроса" (члена группы "Интеррос") мы требуем гарантию Росбанка, залог имеющихся активов. Если же к нам обращается региональная компания, мы используем те инструменты обеспечения, которые есть у нее, - например, залог зерна на элеваторе - тоже довольно ликвидное обеспечение".

Именно стремлением снизить риски обусловлены основные изменения на рынке лизинга - такие как тенденция к укрупнению и к специализации лизинговых компаний.


ГЛАВА 2. Обоснование использования  формы лизинга
для ОАО ДВЗ «ЗВЕЗДА»

 

2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО ДВЗ «Звезда»
Дальневосточный завод «Звезда» - ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудованию и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев.
Завод "Звезда" - сложный, хорошо оснащенный комплекс, обладающий высоким техническим и производственным потенциалом, который позволяет качественно и своевременно выполнять работы по всем основным направлениям деятельности предприятия. Завод имеет развитые корпусное, сварочное, малярно-изоляционное, машиностроительное, литейное, кузнечное, трубообрабатывающее, гальваническое производства.
В состав завод входят цехи основного производства: доково-корпусный, корпусодостроечный, цех агрегатного ремонта судового оборудования, механический, монтажно-сдаточный, цех покрытий и деревообработки, трубомедницкий и цех обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также центральная заводская лаборатория, энерголаборатория и лаборатория сварки, аттестованные, аккредитованные и лицензированные органами Госстандарта России, Госгортехнадзора РФ, Российского Морского Регистра Судоходства и Госатомнадзора России.
Завод имеет развитое складское хозяйство, включающее как открытые, так и закрытые складские площади, и оборудованные всей необходимой погрузочно-разгрузочной техникой (краны, лифты, электро- и автопогрузчики, электрокары и штабелеры), а также комплекс вспомогательных цехов (инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, котельный, энергетический, транспортный, ремонтно-строительный), который обеспечивает обслуживание основного производства и снабжение всеми необходимыми видами энергии.
На заводе работает высококвалифицированный профессиональный коллектив, насчитывающий сегодня около четырех тысяч человек. Накопленный богатый опыт и применение передовых технологий позволяют ДВЗ "Звезда" использовать технологические возможности и развитую инфраструктуру вспомогательных производств для успешного выполнения ремонта кораблей и судов, строительства гражданских судов, утилизации отслуживших свой срок кораблей и судов, изготовления различных видов металлоконструкций, разнообразной продукции, как судового, так и общего машиностроения, нестандартного оборудования, оснастки и инструмента.

Направления деятельности
Рис. 1
 
Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, рассчитываются базисные и цепные темпы роста. Проведем анализ динамики производства и реализации продукции ОАО ДВЗ «Звезда» в табл.2.1.
Из таблицы видно, что объем производства продукции в 2007 году увеличился на 178%, т.е. почти в два раза в сравнении с 2006 годом, а в 2008 году уменьшился на 25,4%.
 
Таблица 2.1
 
Динамика производства и реализации продукции собственного производства за 2006-2008 гг. ОАО ДВЗ «Звезда»
 
Года
 
Объем производства продукции,
тыс. руб.
Темпы роста,%
 
Объем
реализации, тыс. руб.
Темпы роста,%
 
Базисные
Цепные
Базисные
Цепные
2006
9584
100
100
9348
100
100
2007
17080
178,2
178,2
16705
178,7
178,7
2008
13620
142,1
79,7
13258
141,8
79,4
 
Также видно, что объем реализации продукции в 2008 году уменьшился на 26% в сравнении с 2007 годом, а в сравнении с 2006 годом увеличился на 41,8%, что свидетельствует о расширении деятельности предприятия.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства промышленного предприятия является обеспеченность их средствами труда в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.
Анализ начинают с изучения динамики стоимости основных средств, затем изучают динамику структуры и движения основных производственных фондов.
 
Таблица 2.2
Состав основных средств, тыс. руб.
Показатели
 
2006 г.
 
2007 г.
 
2008 г.
 
Изменения (+,-)
2007/ 2006 гг.
2008/ 2007 гг.
2008/ 2006гг.
Здания
977
1014
1311
37
297
334
Сооружения
239
239
239
-
-
-
 
Окончание таблицы 2.2
 
Машины и оборудование
823
987
1038
164
51
215
Транспортные средства
103
245
245
142
-
142
Другие виды основных средств
79
92
154
13
62
75
Итого
2221
2577
2987
356
410
766
 
Как свидетельствуют данные табл. 2.2 наблюдается увеличение стоимости основных средств за трехлетний период на 766 тыс. р. или на 34%.
В 2007 году было приобретено дополнительно оборудования на 164 тыс. р., в 2008 году - на 51 тыс. р., так как в связи с освоением выпуска новых видов продукции, а также с износом старых основных средств, предприятие нуждалось в дополнительном оборудовании.
Наибольший удельный вес в составе основных средств составляют здания и машины с оборудованием. В силу расширения производства и увеличение реализации продукции возникла необходимость расширения сферы сбыта, диктуя тем самым необходимость в дополнительных транспортных средствах. За 2007 год их было приобретено на 142 тыс. р.
Большое значение имеет анализ движения и технического состояния основных производственных фондов. Для этого рассчитываются коэффициенты износа, выбытия и обновления основных фондов. Важнейшими показателями эффективного использования основных фондов являются фондоемкость и фондоотдача.
Таблица 2.3
Расчет показателей эффективности использования основных средств за 2006-2008 гг.  ОАО ДВЗ «Звезда»
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Исходные:
 
 
 
Стоимость основных средств, остаточная, тыс. р.
994
1213
1447
Стоимость основных средств, первоначальная, тыс. р.
2221
2577
2987
 
Окончание таблицы 2.3
Стоимость активной части основных средств, тыс. р.
926
1232
1283
Начисленный износ, тыс. р.
1227
1364
1540
Начисленная амортизация активной части основных средств, тыс. р.
782
898
1031
Стоимость поступивших основных средств, тыс. р.
24
356
432
Стоимость основных средств на конец года, тыс. р.
2221
2577
2987
Стоимость выбывших основных средств, тыс. р.
2
-
18
Стоимость основных средств на начало года, тыс. р.
2199
2221
2577
Объем продукции, тыс. р.
9584
17080
13620
Среднесписочная численность работников, чел.
420
480
500
Расчетные:
 
 
 
Доля активной части основных средств,%
41,7
47,8
42,9
Коэффициент износа всех основных средств
0,55
0,53
0,52
Коэффициент износа активной части основных средств
0,84
0,73
0,80
Коэффициент обновления
0,01
0,14
0,14
Коэффициент выбытия
0,001
-
0,006
Фондоотдача, р. /р.
9,64
14,08
9,4
Фондовооруженность, тыс. р. /чел.
23,6
25,3
28,9
 
На основе данной таблицы видно, что доля активной части основных средств в изучаемом периоде составляет в среднем 44%.
Коэффициент износа основных средств составляет 53%, что говорит об изношенности основных средств на предприятии. В международной практике предельный показатель изношенности основных средств составляет 60%, дальнейшее их использование не целесообразно, в связи с большими затратами на ремонт.
Важнейший показатель использования основных средств - фондоотдача указывает на то, сколько выпускаемой продукции приходится на 1 рубль основных средств. В 2006 году показатель фондоотдачи составляет 9,64, в 2007 году - 14,08, а в 2008 году на 1 рубль основных средств приходилось 9 рублей 40 копеек выпускаемой продукции. Второй показатель эффективности использования основных средств - фондовооруженность - указывает на то, сколько основных средств приходится на 1 среднесписочного работника. Так в 2006 году показатель фондовооруженности составил 23,6, в 2007 году - 25,3, а в 2008 году на 1 работника приходилось 28,9 тыс. р. основных средств.
Из таблицы 3 видно, что коэффициент износа активной части основных средств опережает рост коэффициента износа всех основных средств.
Коэффициент обновления имеет тенденцию к росту и опережает коэффициент выбытия.
Фондоотдача в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 4,44 тыс. р. за счет увеличения объема продукции. Причиной значительного уменьшения уровня фондоотдачи в 2008 году по сравнению с 2007 годом является сокращение объема произведенной продукции предприятия при невысоком темпе прироста стоимости основных средств.
Фондовооруженность в изучаемом периоде увеличивается за счет увеличения стоимости основных средств.
Далее проведем анализ использования трудовых ресурсов предприятия.
Основные задачи анализа использования трудовых ресурсов включают в себя: определение численности и состава работающих на предприятии, анализ структуры персонала, анализ движения рабочей силы.
Независимо от сферы приложения труда весь персонал предприятия подразделяется на категории. На предприятие в составе рабочих выделяют рабочих основных и рабочих вспомогательных.
 
Таблица 2.4
Состав и структура персонала  за 2006 - 2008 гг., чел.  ОАО ДВЗ «Звезда»

и т.д.................


Категории персонала
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Числ.,
чел.
Уд. вес,%
Числ.,
чел.
Уд. вес,%
Числ.,
чел.
Уд. вес,%
Всего сотрудников
420
100
480
100
500
100

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.