На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и наук  Республики Татарстан
ГАОУ  СПО «Нижнекамский педагогический колледж»
Группа 501
Вариант 4 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по логопедии
Тема: «Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Насихова Ляля Равиловна
                                                                             Студент: Зюлина  Татьяна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН 
 
 

    Понятие о  риналолии. Формы риналолии.
    Обследование состояния звукопроизношения у детей – риналаликов.
    Задачи и содержание коррекционой работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бывает, что ребёнок  вроде бы и говорит, но как-то гнусаво, будто у него всегда заложен нос. От этого часть звуков пропадает, речь становится невнятной. Сверстники смеются и передразнивают, от чего ребёнок замыкается в себе.
Папа ругается - "не гундось", а ребёнок, вроде и пытается, но ничего не выходит. Врач ставит диагноз Ринолалия.
Так что же это  такое?
РИНОЛАЛИЯ.
В медицинской  терминологии Ринолалия рассматривается только как синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Здесь различают два варианта гнусавости:
Ринолалия закрытая (rinolalia clausa) — ринолалия, наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки . Этот дефект соответствует логопедическим понятиям ринофония/палатофония (см. ниже).
Ринолалия открытая (rinolalia aperta) — гнусавость, характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос.
А теперь обратимся  к логопедической трактовке синдрома.
Логопедическая  трактовка синдрома
Здесь синдром  ринолалии дифференцируется более детально и трактуется несколько шире. Специалисты-логопеды и дефектологи детализируют более тщательно как варианты гнусавости, так и содержание самого определения термина «ринолалия». В частности, в отечественной логопедии принято различать ринолалию и ринофонию как отдельные синдромы и выделять внутри этих синдромов отдельные формы. Такое чёткое деление помогает при определению направления работы и составлении индивидуальной схемы коррекции речи. С точки зрения логопеда, Ринолалия (греч. rhinos нос + греч. lalia речь) — вид дислалии органического происхождения.
При ринолалии расстройство звукопроизношения образуется в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие какой-либо причины.
Различают открытую, закрытую и смешанную Ринолалии. Ринолалия закрытая (Р.З.)— расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса. Причинами такой ринолалии являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют Р.з. органическую и Р.з. функциональную.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем. При этом фонемы [м], [н], [н’] звучат как [б], [д], [д’]. Одним из внешних признаков Р.з. является постоянно приоткрытый рот.
Ринолалия закрытая имеет ещё более детализированное деление на заднюю и переднюю
Ринолалия закрытая задняя (Р.з.з.) — нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих:
а)верхний край хоан,
б)половину или одну из них,
в)обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью
Р.з.з. может быть следствием сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических), иногда носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Врожденной причиной Р.з.з. бывает редко встречающаяся хоанальная атрезия, которая полностью отделяет носоглоточную полость от носовой.
Ринолалия закрытая передняя (Р.з.п.) — нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др..
Р.з.п. может быть преходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).
Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого нёба) или при механических дефектах твердого и мягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. В качестве синонима используют иногда термин «гиперринолалия». Ринолалия смешанная — состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при ринолалии открытой.
Различают Р.с. переднюю и Р.с. заднюю, причём обе формы могут быть органическими или функциональными.
Обследование  состояния звукопроизношения у детей
Обследование  звукопроизношения должно предусматривать  два аспекта. Один аспект — артикуляционный  — предполагает выяснение особенностей образования звуков речи и функционирования органов артикуляции в процессе произнесения.
Второй аспект — фонологический — имеет целью  выяснить, как ребенок различает  систему речевых звуков (фонем) в  различных фонетических условиях. Эти  два аспекта тесно связаны между собой.
Обследование  звуков начинается с тщательной проверки изолированного произношения звуков. Затем проверяют произношение звуков в слогах, словах и фразовой речи.
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как ребенок произносит звук изолированно, указывая характер нарушения.
Отмечается также  степень назальности при произнесении гласных и согласных звуков и наличие компенсаторных «гримасок».
При обследовании используются упражнения, состоящие  в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются  условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить особенности двигательной сферы, особенно в случаях сочетания ринолалии со «стертой» формой дизартрии.
Полезным для  логопедического анализа является и повторение ребенком вразбивку  двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап-пак). Сначала даются звуки, артикуляционно резко отличающиеся друг от друга, затем более близкие. При этом логопед фиксирует случаи, когда ребенку не удается моторное переключение с одного звука на другой, и он, вместо того чтобы повторить конечный звук первого слога, произносит предыдущий. Отмечается также появление «усредненной» артикуляции (например, вместо т и д произносится полузвонкий звук, вместо т и т' — полумягкий).
Затем логопед  выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется  произношение слов. Ребенку предъявляют  наборы картинок, включающие слова  из проверяемых звуков. Нужный звук должен находиться в словах в разных позициях. Например, на свистящие и шипящие звуки могут быть такие слова (картинки): собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса. Особое внимание логопед уделяет тому, как ребенок произносит звуки во фразовой речи.
Ряд заданий  должен быть направлен на выявление  у ребенка способности к переключению артикуляционных движений. Так, ему  предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой рад, а затем изменяют последовательность звуков или слогов. Логопед отмечает, легко ли происходит переключение. Например:
а-и-у у-и-а
ка-па-та па-та-ка
пла-плу-пло пло-плу-пла
Обследуется также  умение произносить слова простые  и сложные по слоговой структуре. Логопед предъявляет детям предметные картинки для называния, затем произносит слова для отраженного воспроизведения. Результаты выполнения обоих заданий  сравниваются. Логопед фиксирует, что  ребенку удается лучше. Особо  он отмечает слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.
Важно выяснить, из каких звуков состоят слова, слоговая структура которых искажается, —  из усвоенных или неусвоенных. Отмечается характер искажения:
1) сокращение  числа слогов («маток» вместо молоток);
2) упрощение слогов («туль» вместо стул);,
3) уподобление  слогов («татуетка» вместо табуретка);
4) добавление  числа слогов («команамата» вместо комната)';
5) перестановка  слогов и звуков («деверо» вместо дерево). Проверяется умение произносить звуки в предложениях, составленных из звуков, которые в изолированном виде ребенок произносит правильно и искаженно.
Для выявления  негрубых нарушений слоговой структуры  слова детям предлагаются для повторения предложения типа Петя пьет горькое лекарство; На перекрестке стоит милиционер. 

Выявленные дефекты  звуков логопед группирует в соответствии с фонетической классификацией.
В логопедии  принято различать четыре категории  дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука  и смешение звука. Отсутствие звуков, в особенности трудно артикулируемых, наблюдается у детей очень  часто. Оно может проявляться  в виде постоянного выпадения  звука в словах различной сложности  и в неумении ребенка произносить  его изолированно. Этот вид нарушения  является стабильным дефектом. Иногда в речи детей с хорошим фонематическим восприятием вместо полного выпадения  звука появляются в некоторых позициях призвуки.
Типичным является «фарингеальное» звучание задненёбных звуков из-за чрезмерно глубокой артикуляции.
Появление призвуков, особенно в звукосочетаниях типа ССГ, характерно также для детей  с чрезмерной, утрированной артикуляцией, когда в качестве самостоятельных  звуков выступают кратковременные  переходные фазы артикуляции, в обычной  речи не воспринимаемые слушателем. У тех же детей наряду со вставками звуков обнаруживаются частые пропуски звуков или их редукция, упрощающая артикуляцию трудных стечений согласных.
Нередки случаи, когда отсутствующие звуки со временем заменяются искаженными. Искажение  звука также характеризуется  его стабильностью в различных  формах речи. Этот дефект не затрагивает фонологической системы языка.
Такие категории  дефектов, как смешение и замена звуков, составляют особую группу, поскольку  в этих отклонениях от нормативного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Звуки  могут правильно произноситься  в одной позиции в слове  и смешиваться в других. Один звук может иметь несколько разных заменителей. Замены звуков могут носить постоянный и временный характер — в разных формах речи по-разному. В этих двух категориях дефектов, имеющих  фонологический характер, проявляется  нарушение системы звуковых противопоставлений. В зависимости от количества смешиваемых  звуков оно затрагивает или всю  звуковую систему языка, или часть системы.
Такое состояние  звукопроизношения должно насторожить  логопеда, так как оно является диагностичным для выявления фонематического недоразвития.
Нарушения звукопроизношения  сопоставляются с особенностями ритмико-слоговой структуры.
Замена и смешение звуков, недостаточное различение звуков и нарушение ритмико-слоговой структуры  — признаки, типичные для общего недоразвития речи. Окончательный вывод можно сделать после обследования лексико-грамматической стороны речи.
Тщательное детальное  обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет  важное значение для планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.
В первую очередь  следует охарактеризовать особенности  строения артикуляционного аппарата и  дефекты анатомического характера. Логопед отмечает, имеются ли следующие особенности:
губы: расщепление  верхней губы, послеоперационные  рубцы, укороченная верхняя губа;
зубы: неправильный прикус и посадка зубов;
язык: большой, узкий; укороченность подъязычной связки;
твердое нёбо: узкое, куполообразное («готическое»), расщепление  твердого нёба — субмукозная расщелина. Подслизистое расщепление нёба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, так как оно закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого нёба, которая при фонации втягивается в форме небольшого треугольника, обращенного углом вперед. Слизистый покров в этом месте истончен и имеет более бледную окраску. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние нёба путем тщательной пальпации;
мягкое нёбо: короткое мягкое нёбо, расщепление  его, раздвоенный маленький язычок или отсутствие язычка.
С нёбными расщелинами  обычно сочетаются деформация челюстей, неправильное развитие и расположение зубов, несросшаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др. Движения мышц лица, языка и губ вялые, рудименты  мягкого нёба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Слабо развиты  мышцы задней стенки глотки. Чрезмерно  развит корень языка, а кончик остается слабым и не движется в полном объеме.
При обследовании строения артикуляционного аппарата логопед  также отмечает наличие деформации: отвисание одного угла рта, уклонение  в одну сторону языка, свисание одной половины мягкого нёба и др.
Недостаточно  выявить способность органа артикуляционного аппарата производить движение, следует  отметить силу движения, его точность, быстроту, фиксированность. Паретичность языка и губ проявляется в малом объеме движений, в их неточности, истощаемости, неплавности. Движения языка должны быть такой силы, чтобы удерживать его в нужном положении столько времени, сколько требуется для произнесения той или иной фонемы. Быстрота и точность артикуляционных движений влияет на внятность произношения.
Важно отметить повышенность тонуса языка, которая  выражается в его напряженности, резком выдвижении кончика языка, подергивании при произвольных движениях, что  указывает на тонические расстройства.
Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функциональном состоянии языка  и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным.
Язычок, свисающий  неподвижно по средней линии, указывает  на двусторонний парез. В случаях  одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону.
Важно также  выявить состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при  энергичном произнесении звука а; наличие  или отсутствие утечки воздуха через  нос при произнесении гласных  звуков, равномерность утечки; наличие  или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при  легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу).
Нужно учитывать, что артикуляционные трудности  в спонтанной речи могут усиливать  такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении.
У детей с  нормальным физическим слухом нередко  наблюдаются специфические трудности  в различении тонких дифференциальных признаков фонем, оказывающие влияние  на весь процесс дальнейшего развития звуковой стороны речи.
Фонематическое  восприятие у детей с выраженными  дефектами артикуляционного аппарата развивается в неполноценных  условиях и может иметь отклонения. В целях выявления его состояния обычно используют приемы, направленные на: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу); различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из двух — четырех элементов (с изменением гласного звука — ма-ме-му, с изменением согласного звука — ка-ва-та); запоминание звуковых рядов.
С целью выявления  у ребенка способности восприятия ритмических структур различной  сложности используются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой  именно из предъявленных картинок соответствует  заданный логопедом ритмический рисунок.
Обследование  различения звуков речи можно начать с заданий на повторение изолированных  звуков или пар звуков. Отклонения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении ребенком близких по звучанию фонем (б-п, с-ш, р-л и др.). В этом случае ребенку предлагают повторять слоговые сочетания, состоящие из таких звуков. Например: са-ша, ша-са, са-ша-са, ша-са-ша, га-за, за-са, са-за-са и т. п.
Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также  глухих и звонких звуков. При выполнении заданий такого типа часть детей  испытывает явные затруднения при  повторении звуков, отличающихся акустическими  признаками (звонкость-глухость), в  то время как другая категория  детей затрудняется при повторении звуков, отличающихся артикуляционным укладом.
Могут быть выявлены случаи, когда задание воспроизвести  серию из трех слогов оказывается  недоступным ребенку или вызывает определенные трудности.
Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда  ребенок не может переключиться  с произнесения одного звука на произнесение другого.
При обследовании фонематического восприятия целесообразно  использовать задания, исключающие  артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации. Так, логопед произносит нужный звук в ряду других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Услышав заданный звук, ребенок поднимает руку. Например, можно предложить ребенку выделить звук у из звукового ряда о, а, у, о, у, ы, о или слог ша из слогового ряда са, ша, ца, ча, ша, ща.
Хорошо выявляет недостатки фонематического восприятия задание на подбор предметных картинок, названия которых начинаются с заданного  звука («Подбери картинки на звук р и звук л; на звук с и звук ш, на звук с и звук з» и др.) Комплекты картинок логопед подбирает заранее, а затем перемешивает произвольно.
Менее явные  затруднения в различении звуков речи могут быть обнаружены при обследовании навыков звукового анализа.
В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления  с данными обследования других сторон речи у логопеда должно сложиться  четкое представление о том, являются ли выявленные нарушения самостоятельным  дефектом или входят в структуру  общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого  зависит постановка конкретных коррекционных задач.
Существенное  значение для эффективности коррекции  речевого дефекта имеет умело  построенная беседа с родителями, которым в доступной форме  необходимо объяснить механизм правильного  речевого дыхания и необходимость  повседневного контроля за звукопроизношением и голосом.
Для ребенка, который  родился с расщеплением нёбного  свода и мягкого нёба, период лепета и начальный период речи протекает  в особых условиях. Малыш хорошо слышит, радуется обращенной к нему речи и постепенно начинает понимать ее. Но из-за отсутствия затвора между  ротовой и носовой полостями  он не имеет возможности произносить  звуки. Вся голосовая продукция  имеет носовой резонанс, а артикуляция  большинства согласных абсолютно  не реализуется. Малыш не может усваивать  речь путем подражания, как это  происходит в норме. В таких анатомических  условиях ребенок остается до операции.
Повседневная  обязанность родителей — поощрять любые попытки ребенка произнести какой-то звук, слово, стараться понять даже едва внятную речь. Важно обратить их внимание и на значимость медицинской помощи.
Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает  полноценные анатомо-физиологические  условия для воспитания правильного  произношения. Необходимо также настраивать  родителей на каждодневное закрепление всех достигнутых результатов.
Нередко бывает так, что соматическая ослабленность ребенка с ринолалией, наличие речевого дефекта вызывает у родителей постоянную тревогу, беспокойство по любому поводу, потребность в чрезмерной опеке малыша, недоверие к его возможностям. Подобное отношение лишь усугубляет дефект, усиливает невротические реакции ребенка и подрывает у него уверенность в своих силах.
Воспитатель должен помочь таким детям справиться с  нерешительностью, неумением постоять за себя, избавиться от страха и беспокойства за качество своей речи. Не менее  важно обеспечить им контакт и  полноценные взаимоотношения со сверстниками.
Формирование  фонетически правильной речи у детей  дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение  нескольких взаимосвязанных задач:
1) нормализация  «ротового выдоха», т. е. выработка  длительной ротовой струи при  произнесении всех звуков речи, кроме носовых;
2) выработка  правильной артикуляции всех звуков речи;
3) устранение назального оттенка голоса;
4) воспитание  навыков дифференциации звуков  с целью предупреждения дефектов звукового анализа;
5) нормализация просодической стороны речи;
6) автоматизация  приобретенных навыков в свободном речевом общении.
Решение этих специфических  задач возможно при учете закономерностей  усвоения правильных навыков произношения.
При коррекции  звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов. Первый этап —  этап «предречевых» упражнений —  включает следующие виды работы: .
1) дыхательные  упражнения;
2) артикуляционная  гимнастика;
3) артикуляция  изолированных звуков или квазиартикуляция (так как изолированное произнесение звуков нетипично для речевой деятельности);
4) слоговые упражнения.
На данном этапе  происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.
Второй этап — этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений  на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.
Третий этап — этап интеграции, т. е. обучения позиционным  изменениям звуков в связном высказывании.
Четвертый этап — этап автоматизации, т. е. превращения  правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно  не требует специального контроля со стороны самого ребенка и логопеда.
Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя  категориями факторов:
1) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);
2) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).
Участие названных  факторов в усвоении звуковой системы  различно в зависимости от возраста ребенка и от этапа коррекции.
У детей дошкольного  возраста значительная роль принадлежит  подражанию, но элементы сознательного  усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка  прочного патологического навыка назального произнесения невозможна без активизации  всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и без  сознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых  звуков.
Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена  ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в  дооперационный, так и в послеоперационный период.
Для детей с  ринолалией, находящихся в специальном саду для детей с нарушениями речи, разделение на группы дооперационного и послеоперационного периодов нецелесообразно, так как их обучение организуется в соответствии с основными требованиями программы и осуществляется вне зависимости от срока операции. Различен лишь характер специфических коррекционных задач для индивидуальных занятий.
До операции решаются следующие задачи:
1) освобождение  лицевых мышц от компенсаторных движений;
2) подготовка  правильного произношения гласных звуков;
3) подготовка  правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.
После операции коррекционные задачи намного усложняются:
1) развитие подвижности мягкого нёба;
2) устранение  неправильного уклада органов  артикуляции при произнесении звуков;
3) подготовка  произношения всех звуков речи  без назального оттенка (за исключением носовых звуков).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.