На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальные проблемы занятости молодёжи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы занятости молодёжи……………….
1.1 Молодёжь как социально-демографическая группа…………………………..7
1.2 Социальная политика в области занятости молодёжи……………...……….15
Выводы по первой главе………………………………………………...…………26
ГЛАВА 2. Опыт организации занятости молодёжи………………………………..
2.1 Организация занятости молодёжи в РФ……………………………...………28
2.2 Деятельность центра занятости в г. Чебаркуле по работе с молодёжью...…36
Выводы по второй главе……………………………………...……………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….…53
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…………55
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:
?      во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России;
?      во-вторых, они – будущее страны.
Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пут и оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим
затруднения с трудоустройством(3).
Осмысливая роль и значение молодежи в условиях реформирования современного российского общества, следует сказать, что данная социальная категория может явиться не только потенциалом позитивных перемен, но и возможным фактором нового витка социальной нестабильности. Молодежь – это «группа риска», которая нуждается в поддержке со стороны государственных и негосударственных структур. В целом, молодые люди предъявляют высокие требования к качеству будущей жизни.     Гарантированность жизненной безопасности, социального и материального благополучия – вот основная жизненная ценность молодежи и ее ожидания. Основываясь на таких жизненных ориентациях, молодые люди осмысливают постепенную трансформацию общества, все многообразие общественных и личных проблем. Соответственно, для более успешного развития российского общества необходима концентрация усилий государства, которая должна служить развитию и становлению у нового поколения россиян высокого жизненного потенциала. В условиях перехода общества на новый этап развития требуется реальная поддержка молодежи с созданием адекватных организационных форм на государственном и региональном уровнях.
Молодые люди считаются самой экономически активной группой населения, однако статистика показывает, что в этой сфере еще много проблем.
В среднем среди молодежи в возрасте 15–24 лет уровень безработицы в январе 2011 г. составил 16,3%, в том числе среди городского населения – 14,9%, среди сельского населения – 19,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30–49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения – 2,8 раза, сельского населения – 2,1 раза(22).
В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2011 г. их численность составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (13% – за счет молодежи до 20 лет, 45% – от 20 до 24 лет, 21,5% – 25–29 лет). По сравнению с январем 2010 г., доля безработных, не имеющих опыта работы, снизилась на 1,7 процентных пункта.
Наиболее важной, экономически значимой тенденцией в развитии молодёжи России является сохранение высокого уровня безработицы. Так в 2009 г. уровень безработицы среди молодёжи в России составил практически 19 %, что превышает среднемировой показатель на 6 % и ненамного уступает показателю Африканских стран южнее Сахары, где безработица рассматриваемой категории граждан составляет 22 %. По самым последним данным, в новых индустриальных странах (Малайзия, Сингапур, Филиппины, Индонезия) безработных молодых людей зарегистрировано в пределах 16 %. В Мексике и странах Карибского бассейна – 16,6 %, в Индии (страна с более чем миллиардным населением) и странах Южной Азии – 7 %. Наиболее низкие показатели молодёжной безработицы среди стран ЕС отмечены в Люксембурге – 4%, Германии – 9,5 %, Франции – 10,1%, Великобритании 10,3%.
Следует отметить и сравнительно высокую динамику роста молодёжной безработицы в России, которая в три раза превышает темпы роста мировой безработицы среди людей в возрасте от 15 до 29 лет. Если с 2005 по 2009 гг. уровень молодёжной безработицы в мире вырос всего на 1,1 %, то в России этот показатель возрос почти на 3,5%.
Еще одной важной тенденцией является то, что численность безработных примерно одинакова в группах молодежи, обладающих разными образовательными уровнями. Так уровень безработных среди возрастной категории 19–29 лет с высшим профессиональным и послевузовским образованием в 2009 году составил 16,4 %, а среди аналогичных возрастных групп со средним и начальным профессиональным образованием – 17,4 и 17,3 % соответственно. Это статистическое зеркало отражает очень опасную ситуацию, которая проявляется в отсутствии государственных приоритетов в области кадровой политики. Становится очевидным, что государство, сетуя на перепроизводство специалистов с высшим образованием, не ведёт соответствующую экономическую политику, ориентированную на рост востребованности рабочих специальностей, что видно из уровня безработицы в среде молодых людей с начальным и средним профессиональным образованием. Кроме того, следует отметить, что примерно идентичные показатели по уровню безработицы в контексте профессиональной дифференциации молодёжи значительно усложняют выбор специальности людьми, окончившими общеобразовательные учреждения(23).
При анализе распределения численности занятого населения становится отчётливо видно, что в отраслях реального сектора экономики и социальной сферы отмечается наиболее низкий долевой показатель молодых людей. Так, в секторе обрабатывающей промышленности молодые работники занимают 22,9 % мест, в системе народного образования – 17,8 %, в здравоохранении – 17,4 %. Вместе с тем, наиболее «молодыми» видами экономической деятельности остаются финансовый сектор и государственное управление по 33,7 % и 33,2 %. Последний показатель отчетливо демонстрирует существенное увеличение рабочих мест в этом секторе экономики.
Приведённые статистические данные и их анализ в очередной раз подтверждают тот факт, что ситуация на рынке труда молодых граждан в России продолжает по объективным причинам оставаться достаточно сложной. Таким образом, нашим государству нужно приложить максимум усилий по разрешению данной проблеме в ближайшее время(10).
Таким образом, актуальность исследования проблемы трудоустройства молодежи и необходимость совершенствования соответствующих мер социальной политики в этой области обусловлена развертыванием в современном российском обществе социального противоречия, на одном полюсе которого – стремление молодых людей занять свою нишу на рынке труда, а на другом – отсутствие объективных условий для реализации этого стремления. Одним из действенных способов решения этого противоречия являются службы занятости, выступающие органом координации и регулирования процесса трудоустройства молодежи, преодоления молодежной безработицы.
Целью исследования является изучение деятельности служб занятости по организации занятости молодёжи в Р.Ф.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
–изучение литературы по проблеме исследования;
–изучение нормативно-правовых актов организации занятости молодёжи в Р.Ф;
–изучение состояния проблемы безработицы в РФ и в г. Чебаркуле;
–выявление и описание социальных проблем;
–определение путей оказания поддержки в области занятости молодёжи.
Объектом исследования данной курсовой работы выступает молодёжь.
Предметом исследования являются формы и методы деятельности служб социальной защиты по организации занятости молодёжи.
Работа состоит из двух глав.
 
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы занятости молодёжи
1.1 Молодёжь как социально–демографическая группа
Молодёжь – социально–демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально–историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно–структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа(12).
В условиях социально–экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам и молодёжи, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи, обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых.
Выявляя основные проблемы социализации и адаптации молодёжи в обществе, её экономические, возрастные, психологические и социальные особенности, её социальный статус и основные тенденции развития субкультуры в современных условиях, следует подчеркнуть крайнюю необходимость социальной работы в отношении этой группы населения.
Отечественные исследования в основном посвященные молодёжным и подростковым субкультурам, ценностным ориентациям молодёжи, процессам социализации и жизненного самоопределения, особенностям подросткового поведения, практически не затрагивают молодёжные организации разного типа, не исследуют их как самостоятельную реальность. Несмотря на это, нельзя не принимать во внимание тот факт, что не только субкультура оказывает значительное влияние на молодых людей, также существенным фактором в их социализации являются организации, которые их окружают.
Новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.
В настоящее время возможности индивидуального выбора профессии, жены, образа жизни значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций.
Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.
Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем(10).
Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно–исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей), которые молодые люди достигают примерно к 30 годам.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России(12).
Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на « поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально–технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "не пристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны(2).
У молодых людей существуют следующие проблемы в области занятости.
Отсутствие опыта и стажа работы. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускник и не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети–сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.
Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности – введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.
Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы.
Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.
Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину за работной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или  фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий , продвижение этой идеи в СМИ , в школах через уроки ОБЖ , посредством создания соответствующей странички в интернете.
На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов – выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из–за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас(5).
Проблема дискриминации женщин при приеме на работу. Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.
Изменить ситуацию крайне трудно, предлагаются следующие решения проблемы. Прежде всего – использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.
Другим предложением стало – использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.
Еще одним решением проблемы может стать в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.
Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности.
Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять–шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе  нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.
Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы. Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.
Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.
Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. Проблема " вуз – армия – рынок " состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии – возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда. В качестве возможных путей решения было предложено разработать на муниципальном уровне через департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии(13).
Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности – обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами.
 
1.2 Социальная политика в области занятости молодёжи
На сегодняшний день задачи и мероприятия по обеспечению занятости и трудоустройства молодежи решаются Правительством, прежде всего, в рамках выполнения программ занятости населения и молодежной политики. В данных программных документах мероприятия по обеспечению занятости молодых людей выделяются отдельно с предоставлением под них финансирования из государственного бюджета(5).
Специальные мероприятия, направленные на содействие занятости сельской молодежи, реализуются, в основном, посредством финансирования за счет средств государственного социального заказа соответствующих социально-значимых проектов (образовательные подготовительно-адаптационные курсы, создание центра социальной адаптации сельской молодежи и др.). Необходимо отметить, что они в значительной мере ориентированы на поддержку самозанятости молодежи и молодежного предпринимательства посредством формирования у молодежи соответствующих знаний и навыков для осуществления предпринимательской деятельности, а в случае молодежных строительных отрядов - предоставление им соответствующей организационной поддержки. При этом непосредственно к субъектам молодежного предпринимательства не применяются какие-либо специальные меры финансового стимулирования(12).
Трудовой кодекс в отношении молодежи содержит целый ряд специальных положений по лицам, не достигшим совершеннолетия, т.е. 18 лет. По молодым работникам с 18 лет и старше трудовое законодательство не содержит каких-либо специальных требований и регламентирующих положений(25).
В первую очередь необходимо отметить, что Кодексом определен в качестве одного из принципов трудового законодательства – принцип запрещения дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда. С другой стороны, статья 25 Трудового кодекса запрещает нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора, в том числе по критерию несовершеннолетия, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Минимальный возраст для приема на работу в общем случае определен в Трудовом кодексе – 16 лет. Однако с письменного согласия одного из родителей, опекуна, попечителя или усыновителя трудовой договор может быть заключен с гражданами, достигшими 15-ти лет в случаях получения ими среднего образования в общеобразовательном учебном заведении. При этом установлены исключения для учащихся, достигших 14-тилетнего возраста, для выполнения работы в свободное от учебы время, и лиц, не достигших 14-тилетнего возраста, занятых в творческой сфере (в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию). В обоих случаях трудовой договор подписывается одним из родителей, опекуном, попечителем или усыновителем, а выполняемые несовершеннолетними работы не должны причинять вреда их здоровью и нарушать процесс их обучения.
Наряду с этим в Трудовой кодекс включен ряд положений, направленных на охрану труда несовершеннолетних, прежде всего это касается специальной главы 16 по особенностям регулирования труда работников, не достигших 18-тилетнего возраста. В ней предусмотрены запреты в отношении привлечения труда лиц моложе 18 лет на следующие виды работ:
?                 тяжелые работы, работы с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством труда и социальной защиты населения;
?                 работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);
?      в ночное время (с 22 часов до 6 часов утра);
?      сверхурочная работа;
?      работа при суммированном учете рабочего времени;
?      работа вахтовым методом.
В отношении первого из вышеуказанных запретов необходимо отметить, что действующий в настоящее время список таких производств, профессий и работ утвержден приказом Министра труда и социальной защиты населения от 15 февраля 2005 года № 45-п. В данный перечень включены 33 вида производств, 78 видов профессий и работ. Наряду с вышеуказанными требованиями установлен запрет на переноску и передвижение работниками моложе 18-ти лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Дополнительно к вышеуказанному, трудовое законодательство устанавливает обязанность для работодателей заключать трудовые договоры с несовершеннолетними только после обязательного предварительного медицинского осмотра. В отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет применяются также требования по сокращенному рабочему времени:
?                 для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю;
?             для работников в возрасте от 14 до16 лет - не более 24 часов в неделю;
?                 для учащихся организаций образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа в день, в возрасте от 16 до 18 лет - 3,5 часа в день.
На уровне центральных органов власти ключевыми министерствами, реализующими государственную политику в области занятости населения, являются Министерство труда и социальной защиты населения (далее – МТСЗН) и Министерство образования и науки (далее – МОН). Наряду с ними важную роль в обеспечении занятости молодежи выполняют Министерство индустрии и торговли, Министерство сельского хозяйства и некоторые другие министерства и ведомства. Кроме того, следует отметить Агентство по статистике, осуществляющее сбор данных по занятости молодежи и ее трудоустройству, что имеет особое значение с учетом высокого уровня децентрализации функций государственных органов и реализации программ в данной сфере.
МТСЗН в сфере занятости населения осуществляет стратегические функции по формированию государственной политики в области занятости, включая разработку программ занятости населения, а также выполняет различные функции по ее реализации. Непосредственно вопросами занятости молодежи в структуре данного министерства занимается Департамент труда и занятости населения.
МОН, наряду с функциями формирования и реализации государственной политики в области образования, наделено соответствующей компетенцией в области государственной молодежной политики, а также обеспечения прав и законных интересов детей. Вопросами государственной молодежной политики в рамках данного министерства занимается Департамент молодежной политики.
Координация деятельности по вопросам, связанным с занятостью молодежи, на уровне центральных органов исполнительной власти осуществляется соответствующими министерствами, а именно: в отношении общей политики занятости – МТСЗН; в отношении политики в области образования, профессиональной подготовки и обучения, а также создания условий в сфере труда и занятости в рамках государственной молодежной политики – МОН. Основным механизмом для осуществления такой координации является создание межведомственных рабочих групп, например, это часто практикуется при разработке проектов нормативных правовых актов, программ и планов мероприятий к ним. В качестве примера можно привести создание в 2003 году межведомственной рабочей группы при МОН по выработке механизма трудоустройства выпускников ВУЗов, обучавшихся по государственному образовательному заказу. Основным недостатком данного подхода является отсутствие возможностей для координации действий на регулярной основе, поскольку рабочие группы, как правило, создаются для решения локальной задачи и на непродолжительный срок. В то же время, он часто практикуется государственными органами, поскольку не требует дополнительных финансовых затрат
Правительство РФ утвердило целевую программу на 2011-2013 года, основной целью которой является активность молодежи в области предпринимательства.
Сейчас необходимым является привлечение молодых людей в предпринимательскую сферу, а также создание условий для их реализации. Кроме этого, планируется совершенствовать нормативно-правовые базы содействия занятости  молодежи учитывая изменения в области трудовых отношений.
Программа будет рассчитана на три года, на которую планируется выделить 62 миллиона рублей. В соответствии с потребностями рынка будет предлагаться профессиональное обучение молодежи. Большой выбор различных вакансий.  Кроме этого, будут предприняты меры по координации объемов и профилей подготовки в учреждениях образования.
Согласно реализации программы предполагается содействие молодежи в трудоустройстве. Это будет обеспечиваться путем обновлений банка вакансий, сотрудничество с центрами занятости, с организациями.
Согласно программе будут предприняты образовательные мероприятия. В дальнейшем ожидается увеличение числа молодежи, которые за счет участия в форумах, лекциях станут участниками программы.
Сегодня все чаще на разных уровнях поднимаются вопросы труда и занятости молодежи, безработицы среди молодежи и трудоустройства молодых специалистов не по специальности.
Комиссией по трудоустройству и занятости молодежи ОМП совместно с комитетом по законодательству Молодежного парламента Республики Марий Эл разработан Проект Федерального закона «О трудоустройстве и содействии занятости молодежи Российской Федерации».
Настоящий проект Федерального закона разработан в целях установления дополнительных гарантий в области трудоустройства и занятости молодёжи Российской Федерации, особо нуждающейся в социальной защите, и которая в современных рыночных условиях испытывает трудности в поиске работы.
Молодежь­­ – одна из наиболее уязвимых категорий населения на рынке труда, которая, сохраняя большую потребность в работе как основном источнике дохода, не выдерживают конкуренции на рынке труда и нуждаются во все возрастающей социальной поддержке и защите (исходя из практики работы количество граждан из числа молодежи в возрасте 16-30 лет в составе зарегистрированных безработных в органах службы занятости населения ежегодно составляет около 20-25% и требует различного рода поддержки в вопросах содействия в трудоустройстве).
Необходимо отметить, что хотя в Российском законодательстве достаточно хорошо отражены вопросы содействия занятости молодежи, так например, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной службы занятости населения субъектов РФ проводят мероприятия, направленные на содействие трудоустройства молодежи. Среди них:
?      организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
?     организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
?             организация временного трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Государственную услугу по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период школьных каникул и в свободное от учебы время предоставляют органы исполнительной власти, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения.
Согласно  ст. 7 Закона о занятости, Федерация передает органам государственной власти субъектов практически все полномочия, связанные с непосредственной реализацией государственной политики в сфере занятости, в том числе по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приему на работу инвалидов в счет квоты, регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы, реализации территориальных программ по содействию занятости отдельных категорий граждан, организации профессиональной ориентации и профессионального обучения, осуществлению социальных выплат гражданам, признанным безработными, проведению общественных работ, содействию самозанятости и т. д.
Служба занятости обладает достаточно большим потенциалом по решению проблемы занятости молодежи, особенно на регулируемой части рынка труда, и способна стать координатором действий всех заинтересованных структур в рамках программы содействия занятости населения.
При этом необходимо учитывать, что средства, выделяемые на ее реализацию, ограничены. И не смотря на достигнутые успехи по осуществлению программных мероприятий по содействию занятости населения, одной только программой содействия занятости населения ограничиваться нельзя.
Основополагающим инструментом государственного регулирования занятости населения выступает нормативно-правовая база. Законодательство о занятости не только регулирует трудовые отношения и обеспечивает правовую защищенность работника, но и оказывает непосредственное влияние на эффективность функционирования рынка труда: динамику занятости и безработицы, перераспределение рабочей силы и рабочих мест, а также благосостояние отдельных социальных групп(3).
Существующее законодательство не предоставляет на сегодняшний день дополнительных гарантий в области трудоустройства и занятости населения для лиц в возрасте до 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детей из малообеспеченных семей). Ранее статьей 181 Трудового кодекса Российской Федерации было предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для данной категории граждан, но в ныне действующем Трудовом кодексе Российской Федерации аналогичное положение отсутствует. Необходимость же повышенного внимания к этой категории молодежи явно прослеживается.
В категории молодежь можно выделить по меньшей мере 4 подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты и которые необходимо учитывать по видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством:
?             14-16-летние. Именно в этом возрасте индивиды усваивают жизненные ценности, нормы, образцы поведения. Поэтому важно в этот период сформировать у них устойчивые стереотипы в оценке и ранжировании потребностей в трудовой деятельности.
?             16-18-летние. В этом возрасте необходима профессиональная ориентация. Молодежь готова к выбору профессии, стремится адаптироваться к жизненным реалиям. Принимает рыночные отношения как объективные. Для них целесообразно предусматривать оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.
?             18–23-летние. Как правило, уже имеют среднее образование и профессию, которая зачастую оказывается невостребованной. Им не хватает навыков поведения на рынке труда, навыков самопрезентации.
?             Старше 23 лет. Впервые выходящие на рынок труда специалисты, это, как правило, – выпускники высших учебных заведений, нацеленные на интеллектуальный труд и предъявляющие достаточно высокие требования к его характеру, организации и уровню оплаты. Им может не доставать гибкости и адаптивности.
Для двух последних групп молодежи целесообразны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.
Для отдельных групп молодежи, к которым относятся:
?             выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней, осуществляющие поиск 1-го рабочего места, целесообразно предусмотреть механизмы в решении вопросов приобретения опыта работы и дальнейшего трудоустройства;
?             молодые женщины, воспитывающие детей до трех лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, для которых необходимо предусмотреть механизмы гибкого трудоустройства, не полной занятости, надомного труда и  постепенного вовлечения в трудовую деятельность, предусматривая профессиональное переобучение и повышение квалификации, и  организацию специализированных рабочих;
?             инвалиды из числа молодежи, для которых необходимы специальные мероприятия, в том числе по обустройству специализированных рабочих мест и дополнительному обучению, переобучению для их гарантированного трудоустройства молодежи, не имеющей профессии и специальности – мероприятия по их профессиональному обучению и дальнейшему гарантированному трудоустройству;
?             лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние, находящиеся на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детей из малообеспеченных семей - для этих категорий  молодежи  необходимо обязательное квотирование рабочих мест, обязательное обучение профессии.
Молодежный рынок – это наиболее емкий сегмент рынка рабочей силы, занимающий в отдельных регионах высокую долю. Молодежный рынок формируется возрастными группами 14-29 лет, по своей структуре неоднороден. Поведение молодежи на рынке рабочей силы имеет определенную специфику – формирует группу риска, неустойчивость жизненных позиций, высокие требования к рабочему месту. Специфика этого сегмента рынка заключается в том, что профессиональная мобильность молодых работников ограничена из-за низкой конкурентоспособности, отсутствия или недостаточной квалификации, образовательного уровня. Регионализация молодежного рынка рабочей силы в России проявляется в различии территориальных уровней безработицы, социальной напряженности, разной степени профессиональной и квалификационной насыщенности и уровне потенциального спроса(2).
Увеличение занятости молодежи на рынке рабочей силы России связано с расширением совокупного спроса на рабочую силу и созданием новых рабочих мест в городской и сельской местности. Условия выхода молодежи на рынок рабочей силы жестко регламентированы возрастным цензом. Рабочая сила в возрасте 14-29 лет является многочисленной группой безработных, часть из которой не имеет профессионального образования. Льготы в области занятости при найме работников возраста 14-18 лет снижают их конкурентоспособность, приводя к сокращению занятости этой группы в первую очередь по сравнению с другими группами на рынке рабочей силы. Высока доля безработных среди молодежи, имеющих начальное и среднее образование. За период 1997-2007 гг. уровень безработицы среди этой группы молодежи вырос. Наибольший уровень безработицы среди молодежи в стране приходится на возраст 21-24 лет.
В январе 2011 года в России под эгидой Росстата и при финансовой поддержке Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ был издан и презентован статистический сборник «Молодёжь в России – 2010». Экспертами Центра исследования проблем гражданского общества ПГУ им. Т.Г. Шевченко совместно с российскими коллегами из Фонда развития государственного права и гуманитарных проектов был проведён краткий анализ наиболее значимых статистических показателей из данного сборника, отражающих ситуацию на рынке труда в России(11).
 
Выводы по первой главе.
В России в 1997–2007 гг. наблюдался ранний выход части молодежи возрастной группы до двадцати лет на рынок рабочей силы из-за снижения уровня доходов населения и сокращения расходов семьи на профессиональную подготовку. В 1998 году, в условиях финансового кризиса в стране, наблюдалось резкое сокращение численности занятых этой группы, а затем ее рост в последующие годы. Наибольшее сокращение доли занятых возраста 21–24 лет наблюдалось в 19981–999 гг., в последующие годы их доля менялась незначительно. Такая ситуация вызвана снижением уровня экономической активности этой возрастной группы и стремлением повышения образования. Доля занятых в возрасте 25–29 лет за период 1997–2007 гг. имела тенденцию медленного и плавного роста в структуре занятого населения экономики страны. Доля занятой молодежи в частном секторе экономики выше, чем в государственном секторе экономики. Частный сектор экономики лидирует по использованию неквалифицированной рабочей силы молодежи. В неформальном секторе экономики доля молодежи возрастной группы до двадцати лет в 1997–2007 гг. выросла, а в возрастной группы 20–29 лет уменьшилась.
Неустойчивые позиции на рынке рабочей силы имеют выпускники учебных заведений в возрасте 20–24 лет. Молодым специалистам с высшим и средним образованием достаточно трудно найти работу по специальности из-за отсутствия необходимого практического навыка. Несмотря на определенные трудности в трудоустройстве, эта возрастная группа имеет вторые по величине доходы на рынке рабочей силы, так как обладает высокой степенью адаптации. На рынке рабочей силы страны за последние годы сформировалась тенденция: чем выше образовательный уровень молодежи, тем ниже ее уровень безработицы и численность, участвующих в неформальной занятости. В неформальном секторе экономики России доля занятой молодежи с начальным образованием доминирует и составляет около – 50%, с общим полным образованием – в два раза меньше, а с высшим образованием – не превышает 10%.
Развитие системы временного и постоянного трудоустройства подростков и молодежи – одно из направлений активной политики занятости населения.
Ощущается определенный разрыв между результатами анализа ситуации молодежи на рынке труда, описанными в докладах о положении молодежи и социологических исследованиях, и конкретными мероприятиями. Ученые говорят о необходимости роста человеческого потенциала, инновационных технологиях, принципах непрерывного обучения, а Программа занятости в силу ограниченности бюджета может предложить только неквалифицированную работу дворников, подсобников, сельхозрабочих или по специальности «раб. Зеленого хозяйства». В лучшем случае это шелкограф, рабочий автосервиса или цеха по изготовлению детских игр.
Можно сделать вывод, что имеющиеся рамочные федеральные и региональные законы до сих пор не воплощены в специальные целевые программы поддержки занятости молодежи, направленные на поддержку выпускников учреждений профессионального образования(20).
Министерством образования Российской Федерации в 2003 году, еще до его реформирования был разработан проект федеральной программы содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда. Программа была запланирована на 2004–2006 годы и имела своей целью построение и апробацию системы содействия выпускникам учреждений профессионального образования в поиске работы. Можно говорить о повышении конкурентоспособности российской молодежи как стратегической задаче этой программы. Всего по программе на всю страну на три года было запланировано выделить из федерального бюджета 272,67 млн. рублей, так что очевидно, что речь шла скорее о пилотных проектах, отработке механизмов межведомственного взаимодействия и разработке нормативно-правовой базы. Но даже этого реализовать не удалось. Активные мероприятия на рынке труда в последние годы стали редкостью – на это нет бюджетных средств. По-видимому, главным препятствием в комплексном решении проблем занятости молодежи остается отсутствие политической воли и внимания исполнительной власти к этой проблеме. Нет понимания того, что проблема молодежной занятости – часть общей проблемы воспроизводства человеческого потенциала, часть единой ювенальной политики в отношении семьи, детей и молодежи.
 
ГЛАВА 2. Опыт организации занятости молодёжи
2.1 Организация занятости молодёжи в РФ
Проблема перехода от учебы к профессиональному обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек может действительно считаться взрослым и зрелым членом общества.
Правительством РФ разработано Положение об организации временной занятости безработной молодёжи – «Молодёжная практика» (Приложение1) в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи  и  приобретения профессиональных знаний, умений и навыков.
Либерализация нормативно-законодательной базы, определяющей социальные отношения в сфере занятости, в новых экономических условиях развития российского общества вызвала рост уровня молодежной безработицы, что потребовало создания новых государственных структур, призванных регулировать процесс занятости молодых людей. Организация деятельности центров занятости требует корректировки нормативно-правовой базы, направленной на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка молодежного труда и ужесточение условий, регламентирующих социальную поддержку безработных.
В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 года, которые официально действуют по сей день, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно(5). Оно включает в себя обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых людей на труд. В качестве мер и средств при этом указаны:
- учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
- использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приеме на работу молодежи, профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке молодых работников;
- установлении квот для приема на работу молодежи из числа социально незащищенных категорий и закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по квотированию;
- осуществление мер, облегчающих переход от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, организации общественных работ.
Механизмы реализации этих положений состоят в разработке и реализации целевых программ на основе докладов о положении молодежи, в которых должен содержаться анализ состояния жизненных условий и социальных проблем молодежи, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также анализ эффективности молодежной политики, предложения по необходимым изменениям социальных стандартов и нормативов. К сожалению, задуманный механизм дает сбои. Экономические реформы сделали многие положения законодательства в сфере занятости молодежи декларативными, а пресловутый «Закон № 122» вообще ликвидировал слово «гарантии» практически во всем федеральном социальном законодательстве.
Занятость молодёжи нередко зависит от доходов молодых людей. Структура доходов молодых людей весьма разнообразна: около 45% находятся на иждивении, 46% получают доход от трудовой деятельности, 8%– от личного подсобного хозяйства, 9,8% – получают стипендию, 12% живут на различные пособия и пенсии(3).
Люди 25-29 лет наиболее востребованы на рынке труда: они составляют 54% от всей работающей молодежи – и не только в силу относительной зрелости, но и более высокого образовательного ценза.
Наиболее распространенные сферы деятельности для молодых людей: торговля и ремонт бытовых изделий (здесь заняты более 3 млн. человек из 17 млн. работающих), на втором месте – обрабатывающие производства (2,4 млн.), на третьем – государственное управление и обеспечение военной безопасности (1,8 млн.).
Также предпочтения молодых отданы строительству, сельскому хозяйству, образованию.
Средняя заработная плата молодых работников за октябрь прошлого года составила 17,6 тыс. рублей, причем самой высокооплачиваемой категорией оказались руководители организаций и структурных подразделений (30,9 тыс. рублей), архитекторы (26 тыс.), специалисты по компьютерам (23 тыс.). В конце рейтинга – воспитатели детских садов и социальные работники, заработок которых не превышает 7–8 тыс. рублей(23).
Примечательно, что квалифицированные рабочие занимают позицию «золотой середины»: их зарплата колеблется в районе 17–29 тысяч рублей.(11)
Занятость молодежи различается по возрастным группам. Так, подавляющее большинство подростков 15–19 лет (примерно 79%) находятся на иждивении и только 13% получают доходы от трудовой деятельности.
В Государственном докладе «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации» приведены такие сведения: в возрасте 15–18 лет в среднем 5% молодых людей уже работает (причем этот показатель выше для малообеспеченных слоев населения и особенно сельских районов), не работает и не учится около 3%, безработные составляют от 1,2% до 2,8%(17).
Это является мощным фактором стратификации молодежи по благосостоянию. Условия жизненного старта молодых людей из высокообеспеченных и низкообеспеченных семей, из крупных и малых городов оказываются существенно различными. Отраслевая структура занятости молодежи существенно отличается от отраслевой структуры занятости населения в целом. На первом месте (свыше 30%) стоит сфера обслуживания и торговли, затем следует работа на промышленных предприятиях, в строительстве и связи (до 20%) и только затем бюджетная сфера (менее 16%). Около 70% молодых людей, получивших профессиональное образование, трудится не по специальности.
В последнем по времени официальном докладе о положении молодежи в нашей стране (18), отмечается, что массовый характер носят нарушения действующего законодательства в отношении труда молодежи, прежде всего несовершеннолетних. Речь идет о привлечении лиц до 18 лет к запрещенным для них сверхурочным работам и работе в ночное время, о нарушении санитарно-гигиенических норм труда. Ни для кого не секрет, что нередко подростков привлекают к работе без надлежащего оформления трудовых отношений. Молодежная безработица возросла за три года на 2,5%, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных составила 32%, каждый шестой из них является выпускником учебного заведения. Выросло среднее время поиска рабочего места среди безработных, причем для молодых людей старшей возрастной группы (25-29 лет), т.е. для тех, кто уже имеет трудовой опыт и образование, оно выше и составляет в среднем более 8 месяцев. Это можно проинтерпретировать как следствие несоответствия профессиональных и материальных притязаний молодежи конкретным предложениям.
Реализация программ ведется по следующим направлениям.
Организация трудового воспитания и временной занятости несовершеннолетних, в возрасте от 14 до 18 лет.
В этом направлении осуществляется:
- организация работы выездных молодежных трудовых отрядов (более 1600 человек в год);
- организация работы по благоустройству города, объектов социально-культурного назначения на базе подростковых клубов;
- организация трудовой занятости несовершеннолетней молодежи в свободное от учебы время;
- организация рабочих мест на базе трудовых лагерей дневного пребывания;
- организация международных трудовых лагерей;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних инвалидов;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел (постоянная занятость для этой категории предусмотрена в Программе в части 3);
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан на производственной базе учреждений образования (структурных подразделений детских домов, учебных комбинатов и т.д.).
Основным государственным учреждением, осуществляющим мероприятия в области молодежной занятости, является Центр профориентации и содействия в трудоустройстве молодежи.
Специалистами Центра оказываются различные консультации и других услуги. Такие центры ценятся своим существованием и эффективной деятельностью в области занятости молодёжи, так как помогают молодым людям определиться с выбором профессии, что нередко в этот период жизни сделать нелегко и предлагают подходящие вакансии. 
Для поддержки программ в сфере молодежного предпринимательства организуются конкурсы «Бизнес-план».
Реализация мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости подростков проходит в рамках целевых муниципальных программ.
Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети, воспитываемые одинокими родителями, дети из многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящие на профилактическом учете, дети, родители которых потеряли рабочее место (по информации из ЦЗН муниципальных образований автономного округа или области).
Активно развиваются отношения, в рамках предоставления временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, с представителями малого и среднего бизнеса. Особо данный процесс хочется отметить в муниципальных районах.
Предприятия и учреждения, в которых организуется временная занятость несовершеннолетних, обеспечивают предварительное (перед допуском несовершеннолетних граждан к работе) проведение инструктажа по технике безопасности; несут ответственность за соблюдение несовершеннолетними гражданами режима и условий труда, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, а также соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте; заключают, в установленном порядке, с несовершеннолетними гражданами срочные трудовые договоры по соответствующей форме в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации(2).
Представители учреждений временной и постоянной трудовой занятости несовершеннолетних граждан муниципальных образований области регулярно участвуют в работе Службы оперативной помощи населению в ситуации, связанной с потерей работы. В рамках встреч, проводимых службой с коллективами организаций, планирующих высвобождение работников, доводится до сведения информация о механизме трудоустройства несовершеннолетних граждан, о предприятиях организующих данную деятельность, о приоритетном трудоустройстве несовершеннолетних, родитель или родители которых, попали под сокращение.
Департамент труда и занятости населения города Москвы 7 июня 2011 года провело городское мероприятие «Московский молодежный день занятости».
Программа Мероприятия включает мероприятия по содействию в трудоустройстве молодежи, в том числе учащихся и выпускников образовательных учреждений города Москвы: ярмарка вакансий организаций работодателей, департаментов и комитетов города Москвы, принимающих участие в мероприятии в соответствии с распоряжением Правительства Москвы, информационная акция «Москва молодая – готова к труду», презентация участников Мероприятия, мастер-классы, деловые игры, практический семинар, пресс-конференция, городской компьютерный банк вакансий, консультации по вопросам построения профессиональной карьеры, по трудовому законодательству, по временной занятости молодежи, по вопросам организации собственного дела, выставка специализированных печатных СМИ и Интернет-ресурсов по трудоустройству.
Мероприятие рассчитано на подростков, студентов и выпускников различных учебных заведений.
Трудоустроиться молодому человеку сейчас не всегда просто, поскольку у одних не достаточно опыта работы, другие могут уделять работе не полный рабочий день, третьим требуется только временная подработка на месяц–два. Специфику молодежного рынка труда хорошо знают в столичном Департаменте труда и занятости населения и поэтому организация подобных целевых мероприятий направлена, с одной стороны, на удовлетворение потребностей молодежи на определенные виды профессиональной деятельности,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.