На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление и развитие аудита в Республике Казахстан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение              4
Глава 1. Становление и развитие аудита в Республике Казахстан              6
1.1 История возникновения и развития аудита              6
1.2 Состояние аудиторской деятельности в Республике Казахстан              12
1.3 Систематизация нормативно-законодательной базы в области              18
аудита или аудиторской деятельности
Глава 2. Проблемы и перспективы развития аудиторских услуг в РК              22
Заключение              30
Список использованной литературы              32

Введение
 
Период становления Казахстанского аудита характеризовался созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.
Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность. (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также различные услуги по профилю своей деятельности. Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности, не относящимися к профилю своей деятельности. Аудитор осуществляет аудиторскую деятельность только в составе одной аудиторской организации, также он может быть участником только одной аудиторской организации. Аудиторская организация создается в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью.
Цель курсовой работы – определить состояние и перспективы развития аудиторской деятельности  в РК.
Задачами исследования является определение:
- истории возникновения и развития аудита
- состояния аудиторской деятельности в РК
- систематизации нормативно-законодательной базы в области аудита и аудиторской деятельности
- проблемы и перспективы развития аудиторских услуг в РК
Предметом исследования является – аудиторская деятельность в Республике Казахстан.
Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили международные стандарты  аудита, учебная литература отечественных и зарубежных авторов, периодические издания и практический материал исследуемых предприятий.
 
 
 
 

1          СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
 
1.1    История возникновения и развития аудита
 
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.
Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В чистом виде советский и российский аудит как таковой отсутствовал. Так уж сложилось, несмотря на несколько исторических попыток его создания (в 1888-1889 гг. - Институт присяжных бухгалтеров, в 1907-1914 гг. - Институт бухгалтеров и в 1928-1930 гг. - Институт государственных бухгалтеров-экспертов), приема соответствующих квалификационно-аттестационных экзаменов и т.д.
Конечно, отдельные элементы данной области деятельности специалистов по учету, контролю и анализу ввиду их объективной необходимости в СССР и в России всегда имели место. В подавляющем большинстве случаев такие элементы были разрознены и не представляли систематизированного целого аудита как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Они и не именовались аудитом.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Становление и развитие аудита в Республике Казахстан тесно связано с так называемым годом «Перестройки», с годом создания в стране кооперативов, частных фирм и совместных предприятий, т.е. экономических субъектов, не являющихся собственностью государства.
Начало создания аудита в Казахстане связано с именем начальника КРУ Минфина Казахской ССР Омановым Коланом Омановичем, человеком очень деятельным и энергичным «выбившим» в свое время вопросы оплаты труда, всяческие препятствия реализации организации службы аудита, вопросы размещения, введения премиальной оплаты для будущих работников хозрасчетных групп. Хозрасчетная ревизионная группа при КРУ Минфина Казахской ССР была организована распоряжением Совета Министров Казахской ССР от 17 марта 1988 г. для оказания предприятиям и организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановления бухгалтерского учета, консультаций по финансово-экономическим вопросам, проведения экспертиз. Ее штатная численность была утверждена в количестве 10 единиц. Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и, следуя ее примеру, в областях и даже районах республики стали создавать ее филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в самостоятельные аудиторские фирмы. По распространению положительного опыта работы этих групп Казахстана в г. Алматы было проведено всесоюзное совещание.
Большую практическую помощь и научную работу по совершенствованию и внедрению в Республике Казахстан аудиторского контроля вели и ведут ученые и практики из республики: Радостовец В. К., Сатыбалдин С. С., Ержанов М. С., Елшибеков С. К., Кошкимбаев С. X., Сейткасымов Т. С., Мамлев Э. X., Лобков А. и др. Их усилиями приняты впервые в странах СНГ Закон об аудиторской деятельности республики, Казахстанские стандарты по аудиту и др. нормативные документы. Защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций. Изданы по аудиту научные труды, отвечающие современным требованиям международного стандарта аудита.
Развитие аудиторских фирм в Республике Казахстан осуществляется, как отмечено выше, с 1988 года. Созданная в 1988 году, хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 15.02.1990 г. № 60 были организованы в первую аудиторскую фирму «Хозрасчетный аудиторский центр» и с территориальными отделениями при Министерстве финансов республики. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в крупную аудиторскую независимую акционерную компанию «Казахстанаудит». В настоящее время акционерная компания «Казахстанаудит» является единственным влиятельным партнером Палаты аудиторов, который безвозмездно способствует становлению и развитию аудиторского дела в Республике Казахстан, формированию структуры Палаты аудиторов, ее целей и задач. Акционерная компания «Казахстанаудит» была основным разработчиком проекта закона об аудиторской деятельности в республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и парламентских комитетах, который был принят Верховным Советом Республики Казахстан 18 октября 1993 г., и также был принят устав Палаты аудиторов Казахстана, зарегистрированный в мае 1994 г. Этот закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» регулирует отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности в Республике Казахстан. В соответствии с Законом, в целях аттестации претендентов-аудиторов, в том числе и иностранных, желающих заниматься аудиторской деятельностью в Республике Казахстан, создана квалификационная комиссия при Министерстве финансов, подготовлено Положение о квалификационной комиссии, которая формируется из равного числа представителей аудиторов и работников государственных органов сроком на 5 лет. В соответствии с положением, лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, допускаются к аттестации, если имеют высшее или среднеспециальное образование, а также опыт экономической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой работы.
Наличие определенных знаний по вопросам аудита определяется путем проведения соответствующего экзамена. Аттестованные квалификационной комиссией получают квалификационные свидетельства (удостоверения). Лица, не сдавшие экзамен, имеют право повторно сдать его не раньше, чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Аудиторы и аудиторские фирмы независимы от государственных органов и своих заказчиков, поэтому аудиторы не могут состоять на службе в государственных органах и общественных организациях за исключением лиц, занимающихся научной или преподавательской деятельностью.
Самой крупной аудиторской организацией в Республике Казахстан является акционерная компания «Казахстанаудит» с около 40 дочерними аудиторскими фирмами и филиалами, накопившей определенный опыт в проведении аудита. В портфеле заказов на услуги — широкий и постоянный круг клиентуры. Компания и ее фирмы располагают солидной нормативной базой, что позволяет им не только успешно проводить аудиторские проверки, ревизии и анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценку платежеспособности, кредитоспособности, ликвидности предприятий и банков, но и давать консультации (письменные и устные, в том числе с выездом эксперта, консультанта на место) по всем вопросам бухгалтерского учета, отчетности, анализа финансовой деятельности, налогообложения, приватизации, оценки имущества, аудиторской деятельности, права и другим финансовым и юридическим вопросам.
АК «Казахстанаудит» является первой в Республике Казахстан независимой профессиональной акционерной компанией по оказанию аудиторских и консультационных услуг, основанной на частной форме собственности и имеющей лицензию на право проведения аудита от правительства республики. Численный состав аудиторских фирм перевалил за 1000 человек. Это высококвалифицированные специалисты: аудиторы, эксперты, консультанты, финансисты, экономисты, бухгалтера-аналитики, ревизоры, юристы, подготовленные к работе в условиях рыночной экономики. Для выполнения вспомогательной работы при проведении аудита аудиторы фирмы имеют помощников из числа лиц с высшим или среднеспециальным образованием, хотя помощники не имеют права подписи на аудиторском, а также экспертном заключении, справке или ином официальном документе о проведении аудита.
1996 год был первым годом работы по казахстанским стандартам аудита и Кодексу этики аудиторов Республики Казахстан, принятым в сентябре 1995 года. В условиях, когда в республике происходила активная передача крупных промышленных объектов и целых отраслей в доверительное управление иностранным инвесторам, завершалась в основном приватизация государственной собственности, и десятки предприятий становились банкротами, введение «Казахстанские стандарты по аудиту и Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан» явилось актуальным в связи, с чем аудиторам работы хватало. Более того, приходилось работать с большим напряжением. Вышеназванные документы были разработаны АК «Казахстанаудит» при поддержке программы ЮСАИД «Рынка капитала», являющейся официальным спонсором консультантов «Прайс Уотерхаус ЛЛП». Кодекс этики аудиторов и стандарты по аудиту в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» в республике Казахстан» имеют силу нормативных актов и обязательны для исполнения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами на территории Казахстана.
При создании аудиторских организаций в Республике Казахстан не ограничивались лишь одной организационной формой как «Казахстанаудит», а существует их разнообразие. Аудиторские фирмы здесь были образованы в виде представительств иностранных аудиторских фирм, совместных предприятий, акционерных обществ, малых частных и индивидуальных предприятий. Совместная деятельность в одной фирме казахстанских и зарубежных аудиторов взаимно обогащает и служит надежной гарантией высокого качества аудита, отвечающего самым придирчивым мировым стандартам.
Чтобы более обоснованно выбрать варианты развития предприятия, привлекают аудиторов для проведения диагностического анализа и разработки перспектив развития и определения первоочередных мероприятий и условий их осуществления. В том случае, когда основную часть работ осуществляют сотрудники предприятия, аудиторская фирма выполняет роль эксперта; если предприятие не обладает необходимой мощностью специалистов, то фирма ведет непосредственные разработки.
Принимает активное участие в казахстанском аудите международные аудиторские фирмы и специалисты. Прежде всего зарубежным специалистам, прибывшим на работу в Казахстан и в страны СНГ, пришлось основательно осваивать национальные особенности. Начиная от изучения законодательства в области финансов и аудита и кончая национальными традициями и менталитетом. Нельзя сбрасывать со счетов и языковые трудности — их тоже надо было преодолеть.
Казахстанским специалистам также пришлось менять многие свои привычки и осваивать опыт и методы работы международных аудиторских фирм. В частности, привыкать к тому, что практически по каждому виду аудита имеются не только международные стандарты, но и довольно объемные методические указания и рекомендации, которые необходимо исполнять. Понятно, что к такому порядку тоже надо было не только привыкнуть, но и заставить себя ежедневно пополнять свой запас профессиональных знаний. Иностранцы, как говорится, с детства приучены трудиться в условиях жесточайшей конкуренции. Казахстанцам же эту науку пришлось осваивать лишь в последние годы. Самое деятельное участие принимают во встрече Рабочей группы по аудиту Координационного Совета стран СНГ о методологии бухгалтерского учета, посвященной вопросам разработки концепций и нормативных актов по аудиторской деятельности, состоящейся в июне 1996 г. в Киеве, а в сентябре 1996 г. в Москве, 30 июня - 3 июля 1997 г. также в Москве представители Палаты аудиторов Казахстана. Инициаторами этих заседаний выступили Отдел транснациональных корпораций и инвестиций Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Европейского Сообщества и Ассоциации бухгалтеров и аудиторов стран СНГ. В настоящее время специалисты АК «Казахстанаудит» участвуют в разработке модельного закона стран СНГ по аудиту и стандартов аудита. Палата аудиторов РК заключила соглашение о сотрудничестве с аудиторской палатой России, налаживает деловые соотношения с аудиторскими организациями Узбекистана, Белоруси и др. странами СНГ.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что развитие аудита в разных странах развивалось по разному. Например, исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Становление и развитие аудита в Республике Казахстан тесно связано с так называемым годом «Перестройки», с годом создания в стране кооперативов, частных фирм и совместных предприятий, т.е. экономических субъектов, не являющихся собственностью государства. Большую практическую помощь и научную работу по совершенствованию и внедрению в Республике Казахстан аудиторского контроля вели и ведут ученые и практики из республики: Радостовец В. К., Сатыбалдин С. С., Ержанов М. С., Елшибеков С. К., Кошкимбаев С. X., Сейткасымов Т. С., Мамлев Э. X., Лобков А. и др. Их усилиями приняты впервые в странах СНГ «Закон об аудиторской деятельности республики», Казахстанские стандарты по аудиту и др. нормативные документы.
Развитие аудиторских фирм в Республике Казахстан осуществляется с 1988 года. Созданная в 1988 году, хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 15.02.1990 г. № 60 были организованы в первую аудиторскую фирму «Хозрасчетный аудиторский центр» и с территориальными отделениями при Министерстве финансов республики. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в крупную аудиторскую независимую акционерную компанию «Казахстанаудит».
Переход к рыночной экономике обусловил появление новой для нас отрасли научных знаний и практической деятельности, с которыми прежде мы не встречались. Это — АУДИТ. В специальных литературах последних лет издания понятие аудита определяется как проверка, ревизия, анализ хозяйственной деятельности. В некоторых источниках, излагающих иностранный опыт, аудит необходимо понимать как комплексно-экономический анализ.
Безусловно, что в условиях развития и установления основ рыночной экономики требования к качеству аудиторской деятельности будут с каждым днем возрастать, и это вполне объяснимо. Понимая это, АО «Казахстанаудит» и Палата аудиторов РК, используя накопленный опыт не только Казахстана, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья, разрабатывают свои стандарты и придерживаются МСА для того, чтобы в Казахстане престиж аудита был высоким, на уровне мировых стандартов.
 

1.2    Состояние аудиторской деятельности в Республике Казахстан
 
Потребность в аудите создали следующие условия:
1.                  Разделение интересов администрации предприятий и инвесторов, приводящие к необъективности информации.
2.                  Принятие решений, основанных на объективной информации, что может повлечь за собой негативные экономические последствия.
3.                  Отсутствие доступа к учетным записям компании из-за охраны «коммерческой тайны», а также специальных знаний у пользователей информации для оценки ее достоверности.
4.                  Усложнение хозяйственных операций, а следовательно процессы отражения их в учете, что увеличивает вероятность получения недостоверной информации.
Аудит – это независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности и другой экономической информации хозяйствующего субъекта, проверка состояния внутреннего контроля и соответствие ведения бухгалтерского учета действующим законодательным и нормативным актам, а также оказание консультационных и иных услуг по вопросам, интересующих клиентов.
Правом на занятие аудиторской деятельностью обладают аудиторские организации, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также следующие услуги по профилю своей деятельности:
1) сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;
2) восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;
3) внутренний аудит;
4) консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;
5) составление статистической отчетности организаций;
6) анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;
7) консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
8) обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;
9) рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;
10) разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;
11) юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью;
12) иные виды деятельности, сопутствующие аудиту финансовой отчетности, осуществляемые в соответствии с рекомендациями Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Если в соответствии с законодательством Республики Казахстан оказание отдельных видов услуг по профилю своей деятельности, предусмотренных настоящим пунктом, требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации не вправе оказывать эти услуги без наличия такой лицензии.
Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности, не относящимися к профилю своей деятельности.
Основными принципами аудиторской деятельности являются:
- независимость;
- объективность;
- профессиональная компетентность;
- конфиденциальность;
- честность;
- соблюдение стандартов организаций и Кодекса этики;
- иные принципы аудиторской деятельности, определяемые в соответствии с международной аудиторской практикой, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Аудит осуществляется в соответствии с настоящим Законом и международными стандартами аудита (далее - стандарты аудита), не противоречащими законодательству Республики Казахстан, опубликованными на государственном и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в Республике Казахстан от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров.
Видами аудита являются:
1) обязательный;
2) инициативный.
Обязательный аудит проводится в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.
Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан публикуют в периодических печатных изданиях годовую финансовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторский отчет.
Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта либо его участника с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между инициатором и аудиторской организацией.
Аудитор осуществляет аудиторскую деятельность только в составе одной аудиторской организации, также он может быть участником только одной аудиторской организации.
Аудиторская организация создается в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью.
Иностранная организация признается аудиторской, если ее статус подтверждается членством в профессиональной организации, являющейся членом Международной федерации бухгалтеров или компетентным органом государства, резидентом которого является. Иностранные аудиторские организации могут осуществлять аудиторскую деятельность в Республике Казахстан только при образовании ими соответствующих аудиторских организаций - резидентов Республики Казахстан.
Численность аудиторов в составе аудиторской организации должна составлять не менее трех человек. В уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аудиторам и (или) иностранным аудиторским организациям, должна составлять сто процентов. Руководитель аудиторской организации обязан иметь квалификационное свидетельство "аудитор".
Руководителем аудиторской организации не может быть аудитор, возглавлявший аудиторскую организацию, у которой в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, а также по основаниям, статьи 16 настоящего Закона, была отозвана лицензия, с даты вынесения решения об отзыве лицензии в течение трех лет.
Аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность на территории Республики Казахстан, не может быть участником другой аудиторской организации - резидента Республики Казахстан.В случае создания филиала на территории Республики Казахстан руководитель филиала обязан иметь квалификационное свидетельство "аудитор".
Отношения между аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В договоре на проведение аудита и (или) предоставление услуг по профилю аудиторской деятельности предусматриваются: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, а также членство в профессиональной организации. Договор на проведение обязательного аудита и сопутствующих услуг аудируемого субъекта должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.
Права и обязанности аудиторов
1. Аудиторы вправе:
1) получать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию аудируемого субъекта для выполнения условий договора на проведение аудита;
2) получать у должностных лиц аудируемого субъекта разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудита вопросам;
3) обжаловать решение профессиональных организаций в судебном порядке.
2. Аудиторы обязаны:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, стандарты аудита, Кодекс этики;
2) не реже одного раза в три года проходить курсы повышения квалификации в профессиональных организациях;
3) предоставлять аудируемому субъекту информацию о выявленных существенных недостатках в ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности;
4) в течение трех месяцев после получения квалификационного свидетельства "аудитор" вступить в профессиональную организацию и уведомить о своем вступлении Квалификационную комиссию.
Права и обязанности аудиторских организаций
1. Аудиторские организации вправе:
1) самостоятельно определять методы проведения аудита;
2) запрашивать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию для выполнения условий договора на проведение аудита;
3) привлекать на договорной основе к участию в проведении аудита специалистов различного профиля, за исключением лиц, указанных в статье 24 настоящего Закона;
4) отказаться от проведения аудита либо выдачи аудиторского отчета в случае нарушения аудируемым субъектом условий договора на проведение аудита;
5) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого субъекта, а также фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации.
2. Аудиторские организации обязаны:
1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, стандарты аудита, Кодекс этики;
2) создавать условия для проведения внешнего контроля качества, а также оказывать содействие при проверке, назначенной в отношении аудитора аудиторской организации, работников аудиторской организации;
3) в течение трех месяцев после государственной регистрации вступить в профессиональную организацию;
4) в течение одного месяца после добровольного выхода из профессиональной организации вступить в другую профессиональную организацию;
5) сообщать о невозможности проведения аудита вследствие обстоятельств, указанных в статье 24 настоящего Закона;
6) предоставлять аудируемому субъекту информацию о выявленных существенных недостатках в ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности;
7) при лишении аккредитации профессиональной организации, членами которой они являются, в течение трех месяцев вступить в другую профессиональную организацию;
8) сообщать уполномоченному государственному органу по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций с уведомлением аудируемых субъектов о выявленных в результате аудита финансовых организаций, для которых проведение аудита является обязательным, нарушениях законодательства Республики Казахстан;
9) предоставлять отчетность в уполномоченный орган в соответствии с Правилами лицензирования, а также информацию по страхованию своей гражданско-правовой ответственности по форме, утвержденной уполномоченным органом.
3. Не допускается незаконное вмешательство государственных органов, аудируемых субъектов и любых третьих лиц в деятельность аудиторских организаций.
Права аудируемого субъекта
Аудируемый субъект вправе:
- получать от аудиторской организации необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита;
- знакомиться с нормативными правовыми актами, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации;
- получать от аудиторской организации информацию о выявленном несоответствии финансовой отчетности, прочей информации и иных документов законодательству;
- отказаться от услуг аудиторской организации в случае нарушения ею условий договора
Обязанности аудируемого субъекта
1. Аудируемый субъект обязан:
- создавать условия аудиторской организации для своевременного и качественного проведения аудита, представлять необходимую документацию, давать разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;
- не вмешиваться в деятельность аудиторской организации в целях ограничения круга вопросов, подлежащих аудиту, если иное не предусмотрено договором;
- направлять по требованию аудиторской организации письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой информации.
2. Выполнение требований аудиторской организации, вытекающих из обязательств по договору, для аудируемого субъекта обязательно.
Ответственность аудируемого субъекта
1. Аудируемый субъект несет ответственность за полноту и достоверность финансовой отчетности и прочей информации, предоставленной аудиторской организации для проведения аудита.
2. Руководитель юридического лица, уклоняющийся от проведения обязательного аудита либо препятствующий его проведению, либо не обеспечивающий его проведение в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Проведение аудита не освобождает аудируемого субъекта от ответственности за несоответствие представляемой финансовой отчетности и иных документов требованиям законодательства Республики Казахстан.
Судя по вышеизложенному, можно сделать вывод, что состояние аудиторской деятельности в Республике Казахстан развито достаточно хорошо, что отношения между аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Правом на занятие аудиторской деятельностью обладают только те аудиторские организации, которые имеют лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также различные услуги по профилю своей деятельности. Если в соответствии с законодательством Республики Казахстан оказание отдельных видов услуг по профилю своей деятельности, требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации не вправе оказывать эти услуги без наличия такой лицензии.
Аудит в РК находится на стабильном уровне, благодаря закону «Об аудиторской деятельности», четко установлены отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Данный раздел раскрывает как устроен аудит в Казахстане, какими правами и обязанностями должны обладать аудиторы при осуществлении своей деятельности, какие существуют права и обязанности аудиторских организаций, права и обязанности аудируемого субъекта и за что аудируемый субъект может нести ответственность.
 
 

1.3    Систематизация нормативно-законодательной базы в области аудита или аудиторской деятельности
 
Документы, регламентирующие правила и процедуры проведения аудита:
1) Аудиторская деятельность регулируется Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан», принятым в 1998 году (с учетом изменений и дополнений от 15.01.2001г.);
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан.
Структура и содержание Закона включает в себя 30 статей:
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Законодательство РК об аудиторской деятельности
Статья 3. Аудиторская деятельность
Статья 4. Основные принципы аудиторской деятельности и стандарты аудита
Статья 5. Аудит и его виды
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа
Статья 8. Аудитор
Статья 9. Аудиторская организация
Статья 10. Профессиональные организации
Статья 11. Права и обязанности профессиональных организаций
Статья 12. Лишение свидетельства об аккредитации
Статья 13. Аттестация кандидатов на присвоение квалификации "аудитор"
Статья 14. Квалификационные комиссии
Статья 15. Лишение квалификационного свидетельства "аудитор"
Статья 16. Лицензирование аудиторской деятельности
Статья 17. Договор на проведение аудита
Статья 18. Аудиторский отчет
Статья 18-1. Особенности проведения аудита финансовой организации
Статья 19. Контроль качества и его виды
Статья 20. Права и обязанности аудиторов
Статья 21. Права и обязанности аудиторских организаций
Статья 22. Страхование аудиторской деятельности
Статья 23. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций
Статья 24. Ограничение права на проведение аудита
Статья 25. Права и обязанности аудируемого субъекта
Статья 27. Ответственность аудируемого субъекта
Статья 28. Рассмотрение споров
Статья 29. Переходные положения
Статья 30. Порядок введения в действие настоящего Закона
2) Разработкой аудиторских стандартов на международном уровне занимается международный комитет аудиторской практики (IAPC) действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках международной федерации бухгалтеров (IFAC) которая создана в 1977 году. В РК стандарты аудита разрабатываются на основе международной практики и принимаются на конференции республиканской палаты аудиторов с последующим утверждением и таким образом на состоявшейся в марте 2000 года, V республиканской конференции аудиторов было принято решение о переходе аудита РК на МСА и принятие их в качестве национальных.
Под стандартами аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Данный минимум правил помогает аудитору определить масштаб аудиторских процедур, методику их проведения, а также является критерием оценки результатов аудиторской проверки.
Значение стандартов состоит в том, что они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- определяют регламенты проведения всех этапов аудита;
- дают правовые гарантии достоверности результатов аудиторских проверок;
- повышают уровень казахстанского аудита и обеспечивают его признание в сфере международных экономических отношений;
- решают задачи унификации терминов, определений, сведений, подходов в вопросах проведения и оформления результатов аудита;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
- создают общественный имидж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры с клиентами;
- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Общие стандарты - это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним (для этого требуются подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита).
Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений, соответствующее изучение и оценка системы внутреннего контроля).
Стандарты отчетности и аудиторского заключения касаются формы, содержания, размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки. В заключении должно быть указано соответствие финансовой отчетности требованиям бухгалтерского учета.
Международные стандарты аудита (далее - МСА) разработаны Комитетом по Международной аудиторской практике (далее - КМАП). КМАП представляет собой постоянный комитет Совета Международной федерации бухгалтеров (далее - МФБ), который был учрежден в 1997 г. и основан в Нью-Йорке. Членство в МФБ автоматически дает право на членство в Комитете по международным бухгалтерским стандартам (КМБС), основанном в Лондоне.
Структура МСА:
1. Вводная часть
2. Общие принципы и ответственность
3. Оценка рисков и ответные действия в отношении оцененных рисков
4. Внутренний контроль
5. Аудиторские доказательства
6. Использование работы других лиц
7. Аудиторское мнение и отчеты
8. Специализированные области
3) 21 июля 1995 года был принят кодекс профессиональной этики в РК.
Профессиональная этика - система норм нравственного поведения человека определенной профессии общественной или профессиональной группы.
Цель профессии аудиторов – оказание аудиторских услуг на самом высоком профессиональном уровне.
Кодекс этики вобрал в себя почти все важные нормы зарубежной этики и вместе с тем в него были включены и те нормы которые сложились именно в наших условиях и порождены нациями, историческими, социально-политическими условиями и нашим менталитетом.
Кодекс этики устанавливает стандарты поведения аудиторов и фундаментальные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами для того чтобы добиться общих целей:
Раздел 1. Объективность
Раздел 2. Разрешение этических конфликтов
Раздел 3. Профессиональная компетентность
Раздел 4. Конфиденциальность
Раздел 5. Налоговая практика
Раздел 6. Международная деятельность
Раздел 7. Паблисити
Раздел 8. Независимость
Раздел 9. Оплата по договору и комиссионные
Раздел 10. Деятельность несовместимая с практикой аудитора
Раздел 11. Денежные суммы клиентов
Раздел 12. Отношения с другими аудиторами
Раздел 13. Реклама и предложение услуг
Порядок аттестации и лицензирования аудиторской деятельности в РК. Под аттестацией понимается определение Квалификационной комиссией квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным органом. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и трудовой стаж не менее 3 лет из последних 5 в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной, правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по БУ и аудиту в высших учебных заведениях. Лица прошедшие аттестацию, получают квалификационное свидетельство о присвоении квалификации "аудитор" и личную печать аудитора с указанием номера квалификационного свидетельства, фамилии, имени. Решение о присвоении квалификации "аудитор" публикуется на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях, определяемых Квалификационной комиссией. Лица не прошедшие аттестацию, допускаются к ее повторному прохождению в порядке, установленном Квалификационной комиссией. Аудиторская деятельность подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством РК. Лицензии аудиторам и аудиторским организациям выдаются уполномоченным государственным органом, определяемым Правительством РК, которым является МИНФИН РК. Аудиторам, работающим в составе аудиторской организации, лицензии не требуются. Основанием для приостановления действия лицензии являются: препятствие, уклонение, не предоставление соответствующих условий для ведения внешнего контроля качества; несоблюдение требований настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в области аудиторской деятельности; аннулирование квалификационного свидетельства "аудитор" у руководителя аудиторской организации; исключение из профессиональной организации; письменное заявление лицензиата. Уполномоченный орган в соответствии с законодательством РК вправе приостановить действие лицензии на срок до 6 месяцев с указанием причины приостановления. Лицензия прекращает свое действие, только в случаях предусмотренных законодательными актами РК. В случае отзыва или прекращения действия лицензии аудиторские организации в течение 10 календарных дней со дня принятия решения об отзыве или прекращении лицензии обязаны возвратить в уполномоченный орган лицензию.
Из данного раздела следует вывод о том, что государство тщательно подходит к регулированию аудиторской деятельности, доказательством служит Закон «Об аудиторской деятельности», международные стандарты аудита и кодекс профессиональной этики.
Закон «Об аудиторской деятельности» регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан.
Под стандартами аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Данный минимум правил помогает аудитору определить масштаб аудиторских процедур, методику их проведения, а также является критерием оценки результатов аудиторской проверки.
Кодекс этики устанавливает стандарты поведения аудиторов и фундаментальные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами для того чтобы добиться общих целей.
 
 

2          ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
 
В Казахстане существует проблема нехватки аудиторов.
В 2008 году в Казахстане работало всего 500 аудиторов в составе 120 аудиторских организаций на приблизительно 8 тыс. компаний публичного интереса. Вследствие этого за последние два года цены на аудиторские услуги увеличились в разы. Увеличилось количество жалоб на качество аудиторских услуг. Качество аудиторских услуг ухудшается с каждым годом. Кроме того, в числе проблем, существующих на аудиторском рынке, факты несвоевременного проведения аудита, что приводит к срыву сроков выпуска финансовой отчетности организаций публичного интереса.
Все национальные компании жалуются, что у них очередь на три года записана на эту "большую четверку" (международные аудиторские организации PWHP, KPMG, Ernst&Young, Deloitte.) и другие компании.
Закрылись около половины аудиторских организаций с момента введения закона от 5 мая 2006 года, согласно которому численность аудиторов в составе аудиторских организаций должна составлять не менее трех. Было 328 аудиторских организаций, стало - 129, из них 8 под угрозой закрытия.
Департаментом развития аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и финансового контроля МФ РК разработана форма отчетности по основным показателям аудиторских организаций, которая вызвала ряд недовольств профессиональных организаций.
Из 129 организаций отчетность предоставили 118, согласно предоставленной отчетности доходы аудиторских компаний за 2007 год составили 14 млрд. 159 млн. тенге. Из них доля доходов 12 аудиторских компаний, допущенных к аудиту листинговых юридических лиц, более 84%. При этом количество аудиторов, работающих в данных компаниях, составило 74 человека на 1787 клиентов, 74 человека не в состоянии проверить такое количество клиентов.
В
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.