На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
 
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
 
 
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»
 
 
 
 
 
 
                                                               Научный руководитель: преподаватель
                                           Высоцкая Зинаида Георгиевна
 
                                                               Выполнила: студентка1курса
                                                               специальности «Экономическая теория»
                                            Граблюк Елена Святославовна
 
 
 
 
 
МИНСК – 2011

СОДЕРЖАНИЕ


Введение        
 
1.Ценообразование как  условие функционирования рыночного  механизма
 
2.Сущность государственного  регулирования цен
 
2.1.Необходимость государственного  вмешательства   
 
2.2.Функции и задачи  государственного регулирования  рыночной
          экономики                                   
 
3.Принципы государственного  регулирования цен
 
3.1.Цели, средства и методы государства в регулировании цен
 
3.2.Оценка эффективности государственного регулирования цен
 
Заключение
 
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В наше время государству  принадлежит важная роль в обеспечении нормального функционирования любой, из ныне существующих, экономических систем.
В данной работе рассматривается, как влияет государство на рыночную экономику.
Существуют ситуации, когда  рыночный механизм не может эффективно распределить ресурсы и необходимо использование механизма государственного регулирования.
Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической  системы к изменяющимся условиям.
Цель государства в  рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия  для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие  государства, и везде, где оно  необходимо.
Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен  отражает состояние экономики. В  то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия  капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную  атмосферу.
Активное воздействие  государства на процессы ценообразования  является одной из существенных целей  государственного регулирования экономики  и важнейшей предпосылкой для  решения других стоящих перед  обществом задач. 1
В данной работе выясниться, в чем сущность государственного регулирования, для чего необходимо государственное вмешательство и эффективность государственного регулирования цен. К данному выводу можно будет подойти с помощью исследования функций и задач государственного регулирования, а также изучив цели и средства государства в регулировании цен. За объект исследования целесообразней взять ценообразование, а в качестве субъекта будет выступать государственное регулирование ценообразования.
Для того, чтобы более  понятно изложить материал, в контексте  будут использоваться примеры, которые  относятся к странам с рыночной экономикой.
Также уделяется небольшое внимание государственному регулированию цен в Республике Беларусь, с учетом того, что у нас не рыночная, а переходная экономика.
Для достижения поставленных целей потребуется использовать большое количество не только учебных  пособий и теорию, но и достаточно каких-либо научных работ и диссертаций, в которых присутствует анализ рыночной экономики, а также необходимые интернет источники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Ценообразование как условие функционирования рыночного механизма
 
Для понимания необходимости  регулирования экономики в области ценообразования необходимо рассмотреть понятие цены, как экономической категории и многообразие ее функций.
Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определённой валюты за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных факторов, не зависящих от участников сделки, а так же субъективных факторов.
Кратко рассмотрим функции цены.
Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии или в отрасли.
Учетная функция. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.
Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов. Причем на рынках неограниченной конкуренции равновесная цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.
Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.
Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.2
Свободное ценообразование  является непременным условием функционирования  рыночного механизма.
Ценообразование выступает  эпицентром при обнаружении экономических  интересов хозяйствующих субъектов. От задаваемых через цены пропорций  обмена зависят условия реализации продукции, формирование денежных доходов  предприятий и домашних хозяйств. Это объясняет, почему современное  государство проводит активную ценовую  политику.
Рассматривая ценообразование  взаимосвязано с государственным  регулированием можно заметить, что  в первую очередь государство  устанавливает единый порядок формирования издержек производства, которые лежат  в основе цены предложения.
В целях регулирования  инфляции и стабилизации внутреннего  рынка органы государства, контролирующие ценообразование, могут вводить лимиты повышения цен, особый порядок, согласования их изменения в сторону повышения. На те виды продукции, которые имеют особое социальное значение, устанавливаются ценовые субсидии, или доплаты для производителя.
Кратко рассмотрим систему ценообразования в условиях Беларуси. Она включает три базовых уровня:
а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на продукцию  фиксируется государством;
б) лимитируемые цены, когда  для изменения цены требуется  представить подробное обоснование  и получить соответствующее разрешение;
в) свободное ценообразование, когда цены формируются исключительно  под прямым воздействием спроса и  предложения.
Активное вмешательство  государства в процессы ценообразования  имеет как положительные, так  и отрицательные стороны.
Это подтверждает и практика Беларуси. Установление государством заниженных фиксированных цен неоднократно приводило к возникновению дефицита и «черного рынка».3
Чаще всего государственное  регулирование в области установления фиксированных цен распространяется на естественные монополии. Поскольку  их существование в ряде отраслей экономически оправдано по критерию эффективности, то государство позволяет  им осуществлять деятельность, не применяя к ним антимонопольные мероприятия. Однако, для того чтобы приблизить ситуацию к конкуренции, государство  вмешивается в процессы ценообразования  на продукцию естественной монополии.
Государство может вмешиваться  в процессы ценообразования и  на конкурентных рынках. В этих случаях  государство преследует цель – поддержать доходы производителей либо покупательную  способность населения. В первом случае цена устанавливается на уровне выше равновесной; результатом этого  становится образование излишка  продукции. Во втором случае цена устанавливается  на уровне ниже равновесного, в результате чего появляется дефицит продукции. Изобразим это на графике. (Рис. 1.1.)4

Рисунок 1.1. Регулирование  цены государством
 
Проведенный анализ позволяет  сделать вывод о том, что процесс  вмешательства государства в  ценообразование может привести к положительным или отрицательным  последствиям. Однако следует помнить, что вне зависимости от результата такого рода вмешательство должно быть строго обосновано и направлено на дополнение рынка, а не его замену.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Сущность государственного регулирования цен
2.1.Необходимость  государственного вмешательства
Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования  и управления экономической жизнью, признаётся экономистами наиболее эффективной  формой организации экономики.
Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегулирующаяся система не всегда справляется с  рядом проблем, решение которых  необходимо обществу. Речь идёт о ситуации, когда рыночный механизм побуждает  субъектов рыночных отношений принимать  неоптимальные экономические решения.
В экономической теории эти  неудачи рынка обозначаются словом «провалы» или «фиаско». Эти «провалы»  рыночной системы и составляют объективные  обстоятельства, которые обуславливают  необходимость государственного вмешательства  в рыночную экономику.5
Активное участие государства  в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.
Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма – конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизация экономики. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная монополистическая деятельность государства.
Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой  структуры производства, которая  позволяла бы ему оставаться конкурентоспособным. Законодательство должно запрещать  всякий сговор по искусственному поддержанию  цен, не соответствующему реальному  соотношению между спросом и  предложением.
Во-вторых, необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности.
В-третьих, государство должно участвовать в процессе ценообразования для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.6
Конечно, при чрезмерном государственном регулировании  цен рыночные механизмы ослабевают и возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления  затрат и результатов, так как  основные рыночные параметры испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов.
Но, также, в случае полного  отхода государства от участия в  формировании цен и их регулирования  разрушаются основы экономики, государство  теряет один из важнейших методов  борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение  многих предприятий становится довольно неустойчивым.
На основании вышеперечисленного можно сделать краткий вывод  о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику.
Государственное регулирование  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях и ослабевает по мере выхода страны из кризиса.
В странах с динамической рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах  с неустойчивой экономикой.
Как только на рынке создаются  условия для конкуренции, государственное  регулирование цен зачастую отменяется.7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2.Функции и  задачи государственного регулирования 
       рыночной экономики                       
 
Многообразие задач, которые  стоят перед государством в экономике  определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения  задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций  в распоряжении государства имеется  ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся:
      налоговая и финансово-кредитная политика, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
      научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
      государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как:
      оборона;
      национальная безопасность;
      образование;
      здравоохранение;
      фундаментальные научные исследования;
      решение экологических проблем;
      социальные проблемы и многие другие.
Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать  деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может  приводить к серьезным отрицательным  последствиям для всей национальной экономики.
Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры и медицины.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует таможенные пошлины, субсидии, налоги. К примеру, манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт.8
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно  подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует  изолированно от других.
К функциям, выполняемым  государством относятся следующие:
    создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
    антимонопольное регулирование;
    воздействие на размещение ресурсов;
    деятельность в сфере распределения доходов;
    деятельность государства, в качестве субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и  действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов.
Мне бы хотелось кратко рассмотреть  каждую из этих функций.
1.Создание и  регулирование правовой основы  функционирования экономики
Прежде всего на государстве  лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую  деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной  базы - это установление правил поведения  экономических агентов, юридических  принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические  агенты - производители, потребители  и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные  и нормативные акты, защищающие права  частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой  и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и  безопасность труда, вопросы взаимоотношений  профсоюзов и администрации.
2.Антимонопольное  регулирование
К важнейшим законодательным  актам, регулирующим экономическую  сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антимонопольные законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства:
    охрана и поощрение конкуренции;
    контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
    контроль над ценами;
    защита интересов потребителей;
    защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления:
    контроль за ценами;
    контроль за слияниями компаний.
Так как в нашей республике переходная экономика, то в ней присутствуют трудности для становления и  развития конкуренции. Ещё в рамках бывшего СССР в республике был  развит ряд отраслей обрабатывающей промышленности, сложился и сохраняется  в настоящее время высокий  уровень концентрации производства. Поэтому антимонопольное регулирование в нашей республике значительно отличается от подобного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. В Беларуси эта политика проводится в условиях тотального монополизма и должна быть направлена не только против злоупотребления монополистов и на поддержание конкуренции, а прежде всего на формирование конкуренции и создание конкурентной среды.9
3.Размещение ресурсов
Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, возникает  проблема нерационального распределения  ресурсов, и необходимо вмешательство  государства для социально справедливого  решения этой проблемы. Перераспределение  ресурсов может касаться промышленного  и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком. Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.
4.Перераспределение  доходов
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся  вне контроля человека. Общество берет  на себя заботу о неимущих гражданах  через налоговое перераспределение  доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному  страхованию, медицинской помощи, пособий  по безработице. Государством финансируются  программы, обеспечивающие возможность  получения образования вне зависимости  от доходов семьи, субсидий на поддержание  цен на ряд сельскохозяйственных продуктов.
6. Деятельность  государства, как субъекта имущественных  отношений
Традиционным объектом государственной  собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи  и не приносящее прибыли, такие как  парки и леса.  Но в руках  государства часто находятся  и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть  военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой  условия, необходимые для функционирования рыночной экономики. Источником формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство  т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. На первый взгляд можно сказать, что  государственная  собственность на инфраструктуру, которая  начала складываться еще в прошлые  века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся  экономики, но это далеко не так. Государственная  собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Например, все  чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. 10
На основе выше изложенных задач и описания функций государственного регулирования можно сделать  вывод о том, что современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя их значение не должно выходить за рамки необходимого.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Принципы государственного  регулирования цен
 
3.1.Цели, средства  и методы государственного регулирования
 
Воздействие государства  на процессы ценообразования стало  одним из важных и систематически применяемых методов экономической  политики развитых стран. Сложившаяся  система государственного регулирования  ценообразования наряду с другими  формами отраслевой государственной  политики воздействует на стоимостные  пропорции и распределение национального  дохода между отдельными отраслями  и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в  последние десятилетия резко  усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической  деятельности государства.
В этих условиях государственное  регулирование в области цен  обычно преследует следующие цели:
    затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;
    достигнуть необходимых соотношений в развитии производства;
    затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен;
    субсидировать производство, находящееся под контролем государства;
    защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции;
    содействовать внешнеэкономической деятельности;
    мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.
Цели государственного регулирования  заключаются в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. 11
Значимость и последовательность постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка.
Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках.
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования, так называемые средства государственного регулирования цен.12
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и  включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических  ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны или критического положения в экономике.
Экономические средства  государственного регулирования, в  свою очередь, подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики.
Также, к основным экономическим  средствам относятся:
    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
    установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
    операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.13
Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны  государства в условиях рынка  недопустимо. Однако опыт стран с  рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля над ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.
Методы воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми – путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда и налогообложение.
К методам прямого регулирования цен можно отнести:
    административное установление цен;
    замораживание цен;
    установление предельного уровня цен;
    регламентация уровня рентабельности;
    установление нормативов для определения цен;
    декларирование цен. 
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это и цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и другое, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Прямое государственное  регулирование предполагает необходимость  корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем  контроля за важнейшими параметрами рынка. Например, в условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Наряду с методами прямого  регулирования цен государство  осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования рядом косвенных мер.
К косвенному регулированию относятся:
    налогообложение;
    регулирование денежного обращения;
    оплата труда;
    кредитная политика;
    регулирование государственных расходов;
    установление норм амортизации.
Такие меры стали применяться  в западноевропейских странах, когда  инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования  цен, как правило, направлены на изменение  конъюнктуры рынка, на создание определенного  положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а  в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.14
Что же касается белорусской  экономики, то здесь методы государственного регулирования обусловлены рядом  особенностей переходного периода. В период трансформации инструменты  централизованного планирования уже не действуют или слабо действуют, а рыночные механизмы функционируют уже не в полной мере.15
Но всё же для оптимального регулирования цен лучше использовать сочетание прямых и косвенных  методов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2.Оценка эффективности государственного регулирования
      цен
 
В разных странах мира по-разному, согласно традициям и накопленному опыту формируется баланс между вмешательством государства и влиянием рыночных процессов на экономику. В разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы. При этом очевидно, что роль государства в экономике становится с течением времени всё более сложной.16
При этом проблема эффективности  государственного регулирования остаётся актуальной.
В этом плане задача государства  состоит в том, чтобы найти  оптимальную меру и наиболее эффективные  формы государственного регулирования  экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.
Если  же государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов и падает эффективность производства.
С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства  в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности.
Основным показателем  эффективности явл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.