На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


"Антимонопольное  законодательство и антимонопольное  регулирование в странах с  развитой рыночной экономикой" Написана и сдана в 2011 году Бондарю. Оценка 6. Остался не совсем доволен заключением (сказал нужно охватить в заключении все главы курсовой), но в общем сказал, что тема раскрыта хорошо. Писал сам. Точнее это сборная курсовая. Сделал из 6 различных работ.
РЕФЕРАТ
 
Курсовая  работа: 30 с., 2 рис., 11 источников, 1 прил.
 
МОНОПОЛИЯ, ВИДЫ МОНОПОЛИИ,  АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКОА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНОПОЛИЗМ, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
 
Объект исследования – монополия, ее виды, сущность, формы. Антимонопольное законодательство стран с развитой рыночной экономикой, применение антимонопольных методов регулирования на практике.
Предмет исследования – особенности антимонопольного регулирования в Республики Беларусь и зарубежных странах.
Цель работы: изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его  успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
Элементы научной новизны: рассмотрена возможность применения опыта антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой в условиях белорусской экономической модели.
Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
 
_________________
(подпись  студента)
 
 


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1.   Монополия……………………………………………………………......5
1.1. Монополия:  понятие, сущность  виды и формы…………………….…5
1.2 Монопольная власть……………………………………………………..9
1.3. Последствия монополизма……………………………………………...11
2.    Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)……………………………….….14
2.1. Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования……………..…14
2.2. Зарубежное антимонопольное законодательств……………………….18
3. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь ………………….……………………………………21
3.1. Монополизм в Республике Беларусь. …………………………………21
3.2. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и его роль в развитии конкуренции…………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………....29СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…….23
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31
 


ВВЕДЕНИЕ
 
Проблема  взаимоотношения государства и  хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование  монополий.
Существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена, а также торможение развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития большинства стран. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов
Таким образом, монополия обуславливает замедление работы хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента  предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
 Антимонопольное регулирование   это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и  антимонопольного законодательства, как  инструмента его  успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма  в Республике Беларусь.
Главными задачами являются:
    обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
    сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
    обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве;
В ходе написания работы использованы учебные пособия различных авторов, публикации в средствах массовой информации информационной сети Internet. Существует большое количество учебных пособий и научных изданий, в которых представлены сведения по данной теме. Основная теоретическая база была получена из учебных и методических пособий авторов А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и электронной энциклопедии http://ru.wikipedia.org.
 
 


    Монополия
 
1.1. Монополия: понятие, сущность, виды и формы
 
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.     
Монополия есть исключительное право  деятельности в какой-либо сфере  деятельности.
По владельцу этого права  монополии бывают:
1. Государственные 
2. Капиталистические.
    государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Они возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
    капиталистические монополии - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала.
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому  при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение  монополии, а именно монополия определяется:
    как рыночная структура или рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей. ("монополия" в переводе с греческого дословно означает "один продаю");
    как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
    как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
В условиях чистой монополии предприятие-монополист сочтет выгодным при одних и тех  же издержках снизить объем производства, увеличим при этом цену на товар, и  получив максимальную прибыль. В  отличии от совершенной конкуренции, где предприятию выгодно увеличив объемы производства снизив при этом цену на товар, из этого следует что возникают убытки той отрасли в которой происходит монополизация, и выигрывает от этого не конечный потребитель, а конечно же предприятие-монополист.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на пять основных:
      естественная
      искусственная
      административная
      экономическая
      технологическая
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Искусственная монополия – это объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка, образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест, концерн и т.п.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, с другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Также в экономической теории выделяют еще один важный вид, как технологический.
Технологическая монополия - предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производства которой обусловливает крупные размеры. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма. Объектами монополизации могут быть:
а) метод  изготовления продукции;
6) узкая  предметная специализация. Спрос  на определённый продукт может  быть удовлетворён одним или  несколькими предприятиями. 
Монополии монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление.
Существуют следующие основные формы монополистических объединений:
    Простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;
    Картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
    Синдикаты. Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;
    Тресты. Трест- это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;
    Комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;
    Концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.
Если в совершенной конкуренции  фирма выбирает только объем производства, а на цену никак повлиять не может, то монополист может варьировать  как в объеме производства, так  и в цене. Следовательно, цена превышает  доход. Если в условиях конкуренции  Р = МR, то на монополизированном рынке P > MR.
Чтобы правильно понять ценовую  стратегию монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Допустим, что спрос у нас эластичен  по цене, а первоначально объем  равен Q1, а цена – Р1 (рисунок 1, приложение 1). Если монополист уменьшит цену с Р1 до Р2, то объем возрастет с Q1 до Q2. Выручка определяется произведением P*Q , очевидно что величина P2*Q2 больше, чем величина P1*Q1. То есть если спрос на товар монополиста эластичен, монополисту нужно уменьшить цену, чтобы получить большую выручку. Обратное происходит когда спрос неэластичен по цене (рисунок 2, приложение 1). В этом случае монополист повышает цену с Р1 до Р2, при этом уменьшается объем с Q1 до Q2. Но и в данной ситуации выручка возрастет. TR2 = P2*Q2 будет больше, чем TR1 = P1*Q1. Отсюда следует вывод, что если спрос неэластичен, то для достижения большей выручки монополисту необходимо увеличить цену.
Если данное явление не регулировать, то монополисты, пользуясь своим  доминированием на рынке товаров  и услуг, будут получать свою сверхприбыль, а конечный потребитель тратить  за один и тот же товар больше денег. В то же самое время страдает тот самый рынок, на котором и  доминирует данный монополист, плюс ко всему потребителя решают права  выбора продукта и его качества. На данном этапе и вступает государство, в роли контролера над монополией.
 


1.2. Монопольная власть
 
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Чистая  монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.
Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.
Источники или факторы монопольной  власти:
    доля фирмы в рыночном предложении;
    отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;
    эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.
Один  английский экономист А. Пигу сказал: “монополистическая власть не возникает случайно, она является логическим завершением стратегии предприятий”. Перефразировав это известное выражение на сегодняшний день,   можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще давно сформулированный А.Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной  движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон  концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы  выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным  и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
 
 


      Последствия монополизма
 
С монополией связан монополизм.
Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, вопреки их интересам, эксплуатируя в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.
В качестве форм проявления монополизма выступают:
    взвинчивание цен и сокращение производства,
    уменьшение внимания к издержкам производства,
    рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах,
    рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу,
    упрощение маркетинга,
    снижение качества продукции.
Из всего  перечисленного можно сделать вывод, что монополизм в экономике  - большое зло.
Негативными последствиями монополизма государственной  собственности (государственного монополизма) являются;
1) на  уровне общества - отсутствие экономической  свободы, вырождение экономической  системы;
2) на  уровне отрасли - возникновение узковедомственных интересов;
3) на  уровне предприятия - негибкость, неэффективность производства;
4) на  уровне отдельного работника  - отчуждение от собственности,  управления и от результатов  собственного труда.
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному  хозяйству в целом огромный вред.
Все вышеизложенное  дополняется конкурентной борьбой  и в “свободном секторе” экономики. Монополии разных отраслей национальной экономики борются за источники  сырья, “доллар покупателя” и  т.д. В ход идёт монополизация  научно-технической информации. Используются реклама, а также лобби в парламенте и правительстве.
Пределы монополизации  экономики нации:
1. Можно  монополизировать ту или иную  научную разработку, но НТП предлагает  новые разработки;
2.Рост  цен провоцирует появление мелких  фирм, для которых производство  становится прибыльным;
3.Монополизированный  товар испытывает всё возрастающее  воздействие со стороны товаров—заменителей;
4.Рост  цен на национальном рынке  усиливает стремление иностранных  фирм проникнуть на него со  своими товарами и капиталами (к тому же легализация внешней  торговли - традиционное требование  по демократизации экономики);
5.Концентрация  производства постепенно наталкивается  на исчерпание положительного  масштаба производства, возрастает  сложность управления таким производством;
6.Нарастание  экологического давления со стороны  крупного производства и введение  соответствующих законодательных  ограничений;
7.Ограничения  в рамках антитрестовского регулирования  и действующих нормативных актов;
8.Устойчивость  мелких акционерных обществ, при  низком уровне дивидендов.
Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это ещё дополняется и снижением объёмов производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителя.
Чаще  всего деятельность монополии связана  с положительным эффектом масштаба производства. Поэтому монополии  в состоянии произвести требуемый  объём продукции при более  низких издержках /АТС/, нежели мелкие предприятия. Но здесь может обнаружиться и неэффективность производства, когда вновь созданные крупные  мощности недоиспользуются в условиях ограниченного рынка.
Монополии имеют значительные финансовые и  материальные резервы для НТР. И  есть много примеров, когда монополия  выступает двигателем прогресса. Но и опасность застоя здесь также  велика.
Прибыль и экономическая  власть.
В структуре  прибыли монополии можно условно  выделить:
    среднюю прибыль;
    избыточную прибыль (экономическая прибыль);
    монополистическую сверхприбыль.
Среднюю прибыль присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Если отрасль становится убыточной или малорентабельной, то монополия покинет её.
Избыточная прибыль образуется как разница между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Нельзя не заметить, что монополия обладает особыми возможностями снизить издержки производства за счёт более крупного производства, крупных закупок сырья и реализации продукции крупными партиями, более мощных и производительных средств труда, используя более дешёвый кредит, более квалифицированную рабочую силу. Данную прибыль получают лишь временно те предпринимательские фирмы, включая и монополии, которые лидируют в научно-техническом прогрессе.
Монополистическая сверхприбыль имеет исключительно рыночное происхождение. Это специфическая форма реализации рыночного преимущества монополии, через которую в её пользу перераспределяется определённая часть продукта (прибыли), создаваемого на других предприятиях. «Донорами» могут выступать как поставщики сырья, так и работополучатели или поставщики комплектующих изделий.
 


2. Антимонопольное законодательство  и антимонопольное регулирование  (опыт зарубежных стран)
 
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования
 
Учитывая  свойство монополий стремиться к  приобретению чрезмерной экономической  власти, государства практически  всех стран с рыночным типом экономики  проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в  деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о степени  общественной опасности тех или  иных монопольных структур. Более  того, эта политика в последние  десятилетия всё чаще выступает  не в форме отдельных разовых  мероприятий, а в качестве одной  из постоянных функций государства.
Существуют  различные подходы к характеристикам  направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий.
    Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов.
    Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях).
    В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии.
    В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей.
    В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.
В разных странах и в различные периоды  преобладают те или иные государственные  воздействия на монополии. Но, как  правило, в наиболее общем плане  в странах с рыночным типом  экономики выделяется три основных направления:
    активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
    государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
    прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
Рассмотрим  подробнее каждое из этих направлений.
Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Например, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
Государственное регулирование. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления "справедливой" цены или "справедливой нормы прибыли". Как правило, регулированию подвергаются, прежде всего, и главным образом, естественные монополии. К естественным монополиям, как уже отмечалось, относятся в первую очередь различные коммунальные услуги: почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и т.п. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формирование конкурентных рынков подобных коммунальных услуг, то для обеспечения удовлетворения потребностей населения в данных услугах в необходимых объемах и по приемлемым ценам, остается только один путь - государственное регулирование естественных монополий, главным образом путём воздействия на их цены (тарифы) и уровни прибыльности. Хотя государственное регулирование объективно необходимо только в отношении естественных монополий, оно нередко применяется и в отраслях, структура рынков которых не исключает конкуренцию.
Антимонопольное законодательство. Очевидное зло, приносимое чрезмерной экономической властью тех или иных монополий, заставляет страны с рыночным типом экономики прибегать нередко к прямому недопущению, подавлению или устранению монополистических структур с помощью специального антимонопольного законодательства.
Основные  различия в антимонопольной политике и практике "рыночных" стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи различают особенности европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.
Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею "благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю".
Реализация  задач системы антимонопольной защиты общества в США осуществляется путем опоры на существующую в стране систему разделения властей и включения в данный механизм множества государственных органов, относящихся к законодательной, исполнительной и юридической власти , контролирующих друг друга и пресекающих возможные отклонения в антимонопольной деятельности того или иного института от общенациональных интересов . Все эти органы вместе взятые и каждый из них в отдельности в свою очередь находится под пристальным вниманием широкой общественности. Любое неверно принятое решение будет оспорено компанией или частным лицом, понесшим в его результате ущерб. К этому будут привлечены и другие государственные органы, контролирующие данный процесс. Таким образом, каждый из занятых в системе антимонопольной защиты институтов сопряжен с другими сетью взаимного контроля и координации усилий.
Институциональная структура системы антимонопольной  защиты общества включает следующие  элементы:
    Конгресс и правовая база антимонополизма;
    Антимонопольная традиция в общественном сознании и присущий населению страны навык реализации организациями и отдельными лицами своих законных интересов перед лицом проявлений монополизма в правовом порядке;
    Федеральные и местные суды различных инстанций;
    Органы исполнительной власти;
    Антимонопольная составляющая экономической и общественно-политической мысли.
В настоящее  время подход к проблеме законности стратегического поведения той или иной компании формулируется судами США следующим образом. Для доказательства его противоправности необходимо наличие в действиях ответчика трех признаков:
    Намерения получить монопольную силу, способность влиять на хозяйственные решения других компаний, чтобы контролировать цены;
    Исключить конкуренцию;
    Предпринять действие, трактуемое в практике судопроизводства как попытка монополизации.
Когда намерение  установить монополию исходит со стороны доминирующей или одной  из ведущих фирм, имеющих на данном рынке реальную возможность его  осуществить. Американским судопроизводством  определяется "опасная вероятность успеха" монополистических устремлений. Иначе говоря, для признания компании виновной в попытке монополизации доказательство наличия у нее намерения монополизировать рынок есть необходимое, но не достаточное условие. Обязательно также надо представить свидетельство наличия "опасной вероятности успеха" действий, направленных на установление монополии.
 


2.2. Зарубежное антимонопольное законодательство
 
Впервые антимонопольные законы были приняты  в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона,  и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.