На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Здоровый образ жизни: сущность, содержание, значение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: Апаева Людмила Трофимовна
                       учитель ОБЖ МОУ СОШ №1
г. Строитель Яковлевского района
 
 
Проверил: Середа Наталья Сергеевна
методист кабинета
физической культуры и технологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Белгород
2006 г.
Содержание:
                                                                                                           Стр.
Введение                                                                                              3
Глава 1.  Состояние здоровья детей                                                  4
Глава 2. Сущность здорового образа жизни                                    5
Глава 3.Физическое воспитание               .                                       8
Глава 4. Вредные привычки и их социальные последствия          10
         Глава 5. Профилактика злоупотребления ПАВ в
образовательных учреждениях                                         13
Глава 6.Здоровое питание                                                                 16
Глава 7. Здоровый образ жизни. Пути формирования                    18
        Заключение                                                                                          18
Используемая литература                                                                   19
Приложение                                                                                          20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ.
 
Воспитание  детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим.
                                                   Демокрит
 
Здоровый образ жизни – основа здоровьесберегающей стратегии государства. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» на 2001г. отмечается, что «... здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей...».
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что не медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические условия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей.
Важнейшим профилактическим направлением работы является формирование здорового образа жизни, а система образования остается пока единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.                                             
Но из-за формального, отстраненного от реальной жизни ребенка обучения эти знания мало применяются самим учеником. Знать – еще не значит использовать.
Существует немало методик обучения здоровому образу жизни. Их общим недостатком является субъективно-объективный подход: учитель поучает, а ребенок, словно пустой сосуд, должен наполняться под мудрым взором педагога полезными знаниями о том, как быть здоровым. Такой подход абсолютно не подходит для воспитания у детей ответственного отношения к собственному здоровью.
Чтобы создать условия для принятия детьми здорового образа жизни, мы должны выступать не в роли менторов, а постараться стать партнерами ребенка, сотрудничая с ним, признавая его право на здоровье и иметь ответственность за него. Только так мы сможем найти подходы, которые помогут понять, как дети видят мир. Наконец, мы должны искать и разрабатывать такие формы обучения и воспитания, которые были бы приняты современными детьми и отвечали их потребностям.                                      
Любому педагогу очень важно усвоить, что лишь совместная, сотворческая деятельность с детьми поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать, чтобы помочь своему здоровью и здоровью других людей.
 
 
 
              Глава 1.  СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
 
В настоящее время в нашей стране продолжает оставаться очень сложной социально-демографическая ситуация и положение с состоянием здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.
Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. За последнее десятилетие в 2,7 раза сократилось число детей первой группы здоровья, а численность третьей группы возросла в 2,3 раза. До 60-70 % детей во всех возрастных группах имеют 3 – 4, а 10-20 % - 1 – 2 морфофункциональные отклонения.
Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10–15 лет назад, в росте (низкорослость у дошкольников возросла с 2,2% до 4,2 %), массе тела (дефицит 10,5% в структуре отклонений развития), окружности грудной клетки, динамометрии. Общая заболеваемость среди 15–17-летних подростков за последние 5 лет увеличилась на 14,9%. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 26,5%, психическими расстройствами – на 25,3%, заболеваниями костно-мышечной системы – на 23,9%, болезнями системы кровообращения – на 19%. В целом лишь 10-12% детей можно считать практически здоровыми. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Около 50 % юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2-3 хронических нозологии, а 20% старшеклассников – подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных отклонений и хронических заболеваний.
Статистика свидетельствует, что к 14 – 17 годам, когда девушки вступают в репродуктивный период, практически у каждой десятой отмечено дисгармоничное развитие и избыточная масса тела, каждая четвертая имеет нарушения формирования скелета, у каждой седьмой выявлена артериальная гипертензия. В целом две трети девушек имеют различные отклонения в состоянии здоровья.
Большую тревогу вызывает состояние здоровья юношей-призывников, увеличение числа призывников, непригодных по медицинским показаниям к несению воинской службы. Только 20% от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. При этом возврат юношей по состоянию здоровья из армии увеличился в последние годы вдвое. За последние 5 лет число граждан, освобожденных от призыва в связи с психическими расстройствами, возросло в 1,5 раза, а в связи с алкоголизмом и наркоманией – в 2,5 раза. Количество лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу возросло в 12 раз.
           Резко прогрессирующие заболевания сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. По данным Научно-исследовательского центра физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, 60% молодого поколения имеют неудовлетворительные оценки по физической подготовке, только 16% имеют спортивные разряды. Кроме того, в течение последних 10 лет свыше 70% населения находилось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, в результате чего отмечен рост депрессий, реактивных неврозов, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности.
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы, учитывая сложившуюся ситуацию в отношении здоровья подрастающего поколения, это говорит о необходимости принятия срочных мер по улучшению охраны здоровья детей и подростков. На процесс физического развития оказывают влияние самые многообразные факторы: хронические соматические заболевания детского возраста, гинекологические заболевания, нарушения питания, социально-гигиенические, климатические и экологические условия, наследственность и многие другие. Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека. К сожалению, у многих (особенно у молодых) людей, когда они еще здоровы, нет понимания необходимости в сохранении и укреплении здоровья, нет потребности в здоровье. Значительная часть людей первую половину своей жизни растрачивает здоровье, а лишь потом, утратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем.
 
Глава 2. СУЩНОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
 
Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”. Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”. Ю.П.Лисицыным и И.В.Полуниной выделяются также ряд критериев критерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В настоящее время находит признание мнения о том, что улучшение состояния здоровья населения обусловлено, главным образом, немедицинскими вмешательствами, а здоровье человека зависит от качества жизни и обеспечивается через образ жизни, который ведет тот или иной индивид.
Образ жизни – это совокупность всех видов жизнедеятельности в имеющихся социально-экономических условиях, а также возможность человека воспользоваться тем, что создано обществом. Если индивид использует блага цивилизации положительного порядка, то можно сказать что он ведет правильный, а с медицинской точки зрения, здоровый образ жизни.
То есть, здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, использующий наиболее разумные формы индивидуального и коллективного поведения, целью которого является сохранение и укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни - благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровый образ жизни - это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического.
Здоровый образ жизни предусматривает определённый комплекс норм поведения. Это, прежде всего:
1.                      Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.
2.                      Соблюдение оптимального двигательного режима с учётом возрастных и физиологических особенностей.
3.                      Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.
4.                      Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
5.                      Соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики.
6.                      Повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
7.                      Здоровое сексуальное поведение.
         С медико-социальной точки зрения здоровый образ жизни должен включать мероприятия, состоящие из четырех подсистем:
• персональной гигиены (соблюдение норм личной гигиены, отсутствие вредных привычек, оптимизм);
• общественной гигиены (поведение индивида в семье, коллективе, по месту жительства);
• эколого-гигиенические мероприятия, направленные на охрану окружающей среды;
• социально-экономические мероприятия, проводимые на различных уровнях государственно-регионального управления.
С социально-медицинской позиции, а именно она и должна быть приоритетной, совершенствование условий жизнедеятельности в обществе должно проводиться на основе системного подхода, имеющего многоуровневый характер: межгосударственный, государственный, коллективно-групповой, семейный и индивидуальный.
На межгосударственном уровне реализуются программы Здорового Образа Жизни (ЗОЖ). Они разработаны Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Включают: рациональное питание, психогигиена и психопрофилактика, охрана окружающей среды и здоровья, наркомания и токсикомания, борьба со СПИД и др., в которых даются основные технологии, методы и методики работы различных специалистов по реализации мероприятий ЗОЖ.
На государственном уровне мероприятия ЗОЖ регламентируются через социально-экономические, природоохранительные и оздоровительные нормативно-законодательные акты и реализуются в различных программах («Здоровье населения», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и т.д.) на основе популяционной стратегии различного уровня: республика, регион, область и др.
На коллективно-групповом уровне, например, школьном, мероприятия ЗОЖ включают соблюдение санитарно-гигиенических регламентов условий обучения (режим дня, рационального питания и т.д.), создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе и др.
Важнейшим элементом в системе ЗОЖ является семья, т.к. именно здесь формируется индивидуальное отношение к ЗОЖ у детей и подростков и вырабатывается личная ответственность за свое здоровье. Именно на этом уровне закладываются основы медико-гигиенического и социального поведения, негативное отношение к вредным привычкам и асоциальному поведению и т.д.
Таким образом, детство – это то время, когда происходит закладка тенденций физического развития человека, именно в это время на организм имеют наибольшее влияние факторы внешней среды, в это время происходит закладка компенсаторных механизмов. Поэтому так важно, чтобы родители уделяли много времени здоровью ребенка, формировали направленность на здоровый образ жизни в его будущем. Создание в обществе атмосферы приоритета и даже престижности здоровья вполне по силам каждой семье.
 
 
 
 
 
               Глава 3.ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
 
На процесс физического развития оказывают влияние самые многообразные факторы: хронические соматические заболевания детского возраста, гинекологические заболевания, нарушения питания, социально-гигиенические, климатические и экологические условия, наследственность и многие другие.
Одним из положительно влияющих на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения факторов является физическое воспитание. Речь идет не только о пропаганде физкультуры и спорта (хотя и это тоже важно: ведь если в развитых странах физкультурой и спортом занимаются 40–60% населения, то в России – всего 8–10%!), но и о том, что значительную часть свободного времени дети проводят перед телевизором, компьютером, вместо активного отдыха.
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.).
Являясь одной из граней общей культуры человека его здорового образа жизни, физическое воспитание, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. По экспертным оценкам российских исследователей, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%. Что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а сокращение преступности среди молодых людей на 10% может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год.
Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.
Таким образом, приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи.
Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно, что побуждает основные усилия направить на:
• повышение ответственности родителей за здоровье детей;
•поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
•совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
• внедрение новых эффективных форм организации занятий;
•создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;
•массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
•создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.
Важно исправить допущенные перекосы и включить физическую культуру и спорт в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент.
Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий(приложение 1); дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, неакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (приложение 2). Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных учреждениях должна стать приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, с использованием новых программ по физическому воспитанию и различных режимов двигательной активности (ежедневная вводная гимнастика, физкультминутки, три урока физической культуры в неделю, подвижные игры и танцы на перемене, метод «динамических поз» и др.).
Кроме того, для обеспечения гигиенических нормативов среднесуточной двигательной активности школьников в зависимости от пола и возраста, необходимо внедрять физкультурно-оздоровительные программы с комплексом внеурочных занятий.
В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации необходимо разработать и реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы).
После экономической депрессии 30-х гг. XX века США именно созданием подобных зон коренным образом изменили мотивационные приоритеты американских граждан. Понимание того, что будущее любой страны невозможно без здоровых членов общества, приведет к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.
Но необходимо подчеркнуть, что реализация индивидом всех возможностей по сохранению и укреплению здоровья возможна только в том случае, если на государственном, а также на нижестоящих уровнях, разрабатываются и претворяются в жизнь мероприятия, обеспечивающие высокое качество жизни и социальную поддержку возможности ими воспользоваться. А с медико-биологической точки зрения такой подход позволит наиболее эффективно реализовать не только медицину III уровня, но и профилактику II и I уровней.
Таким образом, проблему формирования здорового образа жизни надо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны.

               Глава 4. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
 
Характерной особенностью последнего десятилетия является рост социально обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркомания, распространение ВИЧ-инфекции и др.) среди детей и подростков.
Поэтому сегодня выход из сложившейся ситуации может быть найден лишь в организации профилактической работы среди детей и подростков. Однако традиционный подход к организации такой работы не отвечает современным потребностям общества.
Все более очевидной становится необходимость внедрения новых методологических подходов на основе объединения различных отраслей знания о человеке, таких как медицина, психология, педагогика с целью сохранения психического здоровья подрастающего поколения. Работа по профилактике вредных привычек, как одно из направлений сохранения психического здоровья детей, должна иметь комплексный характер и учитывать все факторы, "участвующие" в возникновении проблем.
Хорошее здоровье - основа долгой, счастливой и полноценной жизни.
Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своём здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше, в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни...
     В настоящее время во многих странах ведется серьезная научная пропаганда за полное прекращение курения. Предлагаются различные способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Важными направлениями профилактики табакокурения являются повышение нравственности, общей и медицинской культуры населения и другие меры психологического и педагогического воздействия.
         О вредных для здоровья факторах – о пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании иногда очень мягко и либерально говорят и пишут как о «вредных привычках». Никотин же и алкоголь величают «культурными ядами». Но именно они, эти «культурные» яды, приносят множество бед и страданий – в семьях, являются социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.               
Желание сохранить крепкое здоровье – важная социальная потребность человека, необходимое условие полноценной жизни, высокой творческой активности, счастья.
Пьянство – это, прежде всего распущенность, личный порок человека: безволие, нежелание считаться с мнением врачей, общественности, с данными науки; это – эгоизм, бездушное отношение к семье, к детям.
Трезвость должна стать нормой жизни каждого члена нашего общества, и в первую очередь среди молодёжи. Алкоголь, или спирт, является наркотическим ядом, он действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7 – 8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. Взрослый человек весом 75 кг может скончаться от приёма 1 л сорокоградусной водки.
При хроническом отравлении алкоголем наступает перерождение нервных клеток и одновременно нарушается деятельность внутренних органов – печени, почек, желудка и кишечника. Алкоголь способствует развитию туберкулёза. Систематическое пьянство предрасполагает к различным заболеваниям, ведёт к развитию преждевременной старости, сокращает жизнь. Приём даже небольших количеств алкоголя, понижая работоспособность, ведёт к быстрой утомляемости, рассеянности, затрудняет восприятие, заметно ослабляет волю. Правда, у выпившего человека возникает чувство повышенного настроения, и ему кажется, что он стал работать лучше, быстрее. Однако это получается потому, что алкоголь ослабляет важные психические процессы в коре головного мозга человека. Современные дети видят примеры пьянства с ранних лет.
В детских садах 75 % детей играют в «гости» с взаимным «угощением» вином; 34 % девочек и 43 % мальчиков уже пробовали пиво; 13 % девочек и 30 % мальчиков – водку. Число попробовавших растёт с годами, достигая 75% к старшим классам школы.
Алкоголь нарушает правильные реакции организма на воздействия внешней среды и на различные изменения в нём самом как в хорошо сбалансированной системе; извращённо отражает реальный мир, н6арушает правильность психических реакций, делает их неточными, не соответствующими реальной ситуации.
Таким образом, развитие привычки употребления алкоголя и злоупотребления им с последующим развитием алкогольной болезни обусловлены сложными комплексами факторов. Условно все эти факторы можно объединить в следующие группы.
1. Алкогольные обычаи социальной микросреды (семьи, ближайшего окружения), ранняя алкоголизация.
2. Нервно-психическая неустойчивость.
3. Биологически обусловленная неодинаковая переносимость алкоголя.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье, большое место занимает курение, вредное действие которого сказывается не сразу, а исподволь, постепенно. Проведённые многочисленные опросы населения показали, что многие не знают или знают недостаточно о вреде и всех последствиях курения. Научные исследования поздних лет подтверждают и углубляют наши представления о действии на организм табачного дыма – никотина. Многие считают, что табак возбуждает энергию, повышает работоспособность, успокаивает нервную систему, что категорически опровергается данными медицинской науки.
Курение, никотинизм – причина многих тяжёлых заболеваний
В социальном отношении менее вредной, чем пьянство, но зато более распространённой привычкой является курение. Курят, к сожалению, очень многие: мужчины, женщины, пожилые люди, подростки. Однако далеко не все представляют себе, какое большое зло курение, как пагубно действует на организм никотин, этот «культурный» яд.
Число курящих особенно увеличивается в возрасте 12 – 16 лет. Наибольший процент курящих составляют юноши 18 лет и девушки 15 – 16 лет.
К сожалению, число курящих школьников в нашей стране относительно большое. В разных районах оно неодинаково. Так, среди произвольно взятых групп учащихся 11 классов Москвы курят 62,5 % юношей и 16,7 % девушек. Причиной курения мальчиков 8 – 9 лет являлось: влияние товарищей – в 26,8 % случаев, любопытство – в 23,2 %, баловство – в 17,8 %, подражание взрослым – в 16,7 % случаев.
Потребление различных наркотиков – наркомания – настоящий бич во многих странах мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже определили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. Во всём мире идёт вал по наркомании среди мужчин и женщин. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.
Опасен любой наркотик, даже одноразовая его проба. При повторении пробы незаметно, но неизбежно появляется привычка. При отсутствии наркотика человек испытывает мучительное состояние – абстиненцию. Его преследует отчаяние, беспокойство, раздражительность, нетерпение, боли в костях и мышцах; он, как при пытке, страдает от тяжкой бессонницы или кошмарных снов. Приём препаратов прекращает эту муку. Но ненадолго. Организм требует новой встряски. И снова под воздействием наркотика возбуждается нервная система. Могут возникнуть экстаз, болезненный восторг, иллюзии или галлюцинации. Но потом будто бы происходит падение с вершины в глубокую пропасть – следует торможение. Настроение становится крайне угнетённым, подавленным, наступает тяжёлая депрессия
Организм человека и его психика – сложнейшая система, позволяющая ему не только прекрасно приспосабливаться к меняющимся условиям среды существования, но и активно изменять её в соответствии со своими потребностями.
Необходимо создать широкий фронт борьбы за здоровый образ жизни, против аморальных и преступных явлений, за счастье и благополучие советского человека. Эта борьба должна быть всеобщей, постоянной, длительной, упорной и целенаправленной.
Не надо избегать «щекотливых» тем, надевать на наших детей розовые очки, делать вид, что плохого в нашей жизни нет, а если есть, то где-то далеко, в другом месте. Пусть они видят, на что идут и какой ценой покупают «кайф», пусть знают, что расплата неминуема – своим здоровьем, счастьем, жизнью своей. И пока ещё не слишком поздно, не безнадёжно, давайте все вместе думать над тем, как восполнить эти зияющие пустоты. Понять. Помочь. Спасти.
 
Глава 5. ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
 
Создание системы профилактических мероприятий подразумевает ведущую роль школы и других образовательных учреждений в профилактической деятельности. Школа – основное звено в профилактике проблем, связанных с потреблением ПАВ несовершеннолетними, учреждение, одной из главных целей является развитие личности и укрепление физического и психического здоровья.
Наиболее важно создание команды, осуществляющей профилактическую программу. При этом следует уточнить роль, права и ответственность каждого члена школьного коллектива по проблемам потребления ПАВ, его профилактики и мер воздействия. Следует дать четкие и дифференцированные рекомендации школьникам, персоналу о приемлемом поведении относительно потребления ПАВ.
Необходимо четкое заявление о законности этих мер, подтверждающее, что персонал школы не подвергается риску, проводя эту работу. Необходима четкая инструкция о последовательности мер, предпринимаемых при обнаружении случая потребления ПАВ, куда входят соответствующие и справедливые дисциплинарные меры и где оговаривается, когда должны оповещаться родители и органы внутренних дел.
В школе традиционно осуществляются следующие виды профилактических мероприятий: внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (приложение 3), и превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ; проведение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты. Осуществляются различные типы антинаркотических мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции: ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ. Для успех
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.