На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Принципы корпоративного управления ОЭСР

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ПРЕДИСЛОВИЕ
«Принципы корпоративного управления ОЭСР» были одобрены на встрече Министров стран ОЭСР в 1999 году и с тех пор стали международным ориентиром для лиц, формирующих политику, инвесторов, компаний и других заинтересованных лиц по всему миру. Они стали новым этапом развития системы корпоративного управления и содержат конкретные рекомендации для законодательных инициатив и инициатив в области регулирования как в странах ОЭСР, так и в государствах, не входящих в ОЭСР. Форумом финансовой стабильности Принципы были названы в качестве одного из 12 основополагающих стандартов для надежных финансовых систем. Кроме того, именно Принципы легли в основу широкой программы сотрудничества между ОЭСР и не входящими в ОЭСР странами, на них основан раздел Отчетов Всемирного Банка/МВФ о соблюдении стандартов и кодексов (ROSC), посвященный корпоративному управлению.
Принципы были тщательно переработаны с учетом самых последних изменений и опыта, накопленного как в странах ОЭСР, так и в странах, не являющихся ее членами. Лицам, формирующим политику, стала более очевидна роль корпоративного управления в обеспечении стабильности финансовых рынков, инвестиций и экономического роста. Компании лучше понимают, каким образом корпоративное управление способствует их конкурентоспособности. Инвесторы, в особенности, институты коллективного инвестирования и пенсионные фонды, действующие от имени своих клиентов, осознают, что и они могут сыграть определенную роль в обеспечении надлежащей практики корпоративного управления и тем самым защитить свои инвестиции. В современной экономике интерес к корпоративному управлению выходит за рамки заинтересованности акционеров в результатах деятельности отдельных компаний. Поскольку в экономике наших стран компании играют центральную роль, а управление личными сбережениями и пенсионными накоплениями мы все больше доверяем институтам частного сектора, надлежащее корпоративное управление играет важную роль для все более широких и растущих групп населения.
Процесс пересмотра Принципов был проведен Руководящей группой ОЭСР по корпоративному управлению в 2002 году по распоряжению Министров стран ОЭСР. В основу пересмотра легло комплексное исследование подхода стран ОЭСР к различным проблемам корпоративного управления. Анализ также опирался на опыт стран, не входящих в зону ОЭСР, где по инициативе ОЭСР
ОЭСР 2004 3
совместно со Всемирным Банком и другими организациями, организуется работа Круглых столов по корпоративному управлению в рамках поддержания региональных инициатив по реформированию.
К процессу пересмотра были привлечены многие стороны. В нем приняли участие ведущие международные институты, были проведены широкие консультации с представителями частного сектора, профсоюзов, гражданского общества, а также представителями стран, не входящих в ОЭСР. При пересмотре активно использовался опыт известных в международном масштабе экспертов, принявших участие в двух неформальных заседаниях на высоком уровне, которые были созваны по моей инициативе. Наконец, множество конструктивных замечаний поступило после распространения проекта Принципов в Интернете для обсуждения.
Принципы – это «живой» документ, в нем предлагаются не имеющие обязательной юридической силы стандарты и надлежащая практика, а также рекомендации по их внедрению, которые могут быть адаптированы с учетом специфики и условий конкретных стран и регионов. ОЭСР стала форумом для постоянного диалога и обмена опытом между членами организации и не входящими в нее государствами. Чтобы не отставать от постоянно меняющихся условий, ОЭСР будет продолжать следить за событиями в области корпоративного управления, выявляя основные тенденции и предлагая пути решения новых задач.
Настоящие Переработанные Принципы являются одним из компонентов работы ОЭСР и ее готовности и далее участвовать в коллективной работе по укреплению основ корпоративного управления в мире. Эта работа не искоренит преступности, но осуществлять подобную деятельность станет намного сложнее, если нормы и правила будут приниматься в соответствии с Принципами.
Не менее важно также и то, что благодаря нашим усилиям будут развиваться культура и ценности профессионального поведения и этики, от которых зависит успешное функционирование рынков. Доверие и добросовестность играют первостепенную роль в экономической жизни, и ради развития предпринимательства и будущего процветания мы обязаны обеспечить, чтобы они надлежащим образом вознаграждались.
Дональд Дж. Джонстон, Генеральный секретарь
ОЭСР 2004 4
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ АВТОРОВ
Я хотел бы выразить благодарность членам Руководящей группы и ее Председателю, г-же Веронике Инграм, чьи приверженность и знания позволили столь эффективно выполнить работу за такой короткий период времени. Я также хотел бы поблагодарить всех тех должностных лиц и экспертов со всего мира, которые принимали участие в консультациях, предлагали свои замечания и иным образом помогали сохранять актуальность «Принципов корпоративного управления ОЭСР» в наше изменчивое время.
Особая благодарность Айре Мильштейн и сэру Адриану Кэдбери за их активное участие в работе ОЭСР по корпоративному управлению с самого ее начала, и, конечно, всем участникам двух заседаний моей группы на высоком уровне в Париже, а также всем выдающимся специалистам, участвовавшим в консультациях, в числе которых: Сьюзан Бис, Сьюзан Брей, Рон Блэквелл, Алан-Ксавьер Бриат, Дэвид Браун, Луис Кантидиано, Мария Ливанос Каттои, Питер Клиффорд, Эндрю Крокет, Стивен Дэвис, Питер Дей, Кармин Ди Нойа, Джон Эванс, Джеффри Гартен, Лео Голдшмидт, Джеймс Грант, Герд Хойслер, Том Джонс, Стивен Джойнт, Эрих Кандлер, Майкл Клайн, Игорь Костиков, Даниэл Лебег, Жан-Франсуа Лепети, Клодин Малоун, Теруо Масаки, Ил-Чонг Нам, Тайджи Окусу, Мишель Пеберо, Каролайн Филипс, Патриция Питер, Джон Плендер, Мишель Прада, Иэн Ричардс, Элистер Росс Губи, Албрехт Шефер, Кристиан Шрике, Фернандо Тейксера дос Сантос, Кристиан Штренгер, Барбара Томас, Жан-Клод Трише, Том Вант, Грэм Уорд, Эдвин Вилльямсон, Мартин Вассел, Питер Войке, Дэвид Райт и Эдди Вимеерш.
Помимо участников из всех стран ОЭСР, в состав Руководящей группы ОЭСР по корпоративному управлению входили постоянные наблюдатели от Всемирного Банка, Международного валютного фонда (МВФ), а также Банка Международных Расчетов (BIS). В качестве специальных наблюдателей Руководящей группой к участию в проведении пересмотра Принципов были также приглашены Форум финансовой стабильности, Базельский комитет, а также Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
Мне приятно отметить конструктивные замечания, предложенные Консультативным советом ОЭСР по предпринимательству и промышленности (BIAC), а также Консультативным советом по профессиональных союзам (TUAC), чьи представители принимали активное участие на всех этапах работы, включая регулярные заседания Руководящей группы.
Наконец, я выражаю свою признательность сотрудникам Секретариата ОЭСР в Управлении по финансовым вопросам и делам предприятий, которые уделили немало времени, с полной отдачей и большим умением помогая Руководящей группе: Уильяму Уизереллу, Райнеру Гейгеру, Ринальдо Пеккьолли, Роберту Лею, Мэтсу Айсакссону, Гранту Киркпатрику, Алессандро Гольо, Лоре Холлидей и другим сотрудникам Отдела по корпоративным вопросам.
ОЭСР 2004 5
СОДЕРЖАНИЕ
Преамбула....................................................................................................11
Часть 1
Принципы корпоративного управления ОЭСР
I. Создание основы эффективной системы корпоративного управления18
II. Права акционеров и основные функции собственников....................19
III. Равенство условия для акционеров ....................................................22
IV. Роль в корпоративном управлении заинтересованных сторон........24
V. Раскрытие информации и прозрачность.............................................25
VI. Обязанности совета директоров..........................................................27
Часть II
Аннотации к Принципам корпоративного управления ОЭСР
I. Создание основ эффективной системы корпоративного управления30
II. Права акционеров и основные функции собственников....................34
III. Равенство условий для акционеров.....................................................44
IV. Роль в корпоративном управлении заинтересованных сторон........52
V. Раскрытие информации и прозрачность..............................................55
VI. Обязанности совета директоров..........................................................67
ОЭСР 2004 7
ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОЭСР
Принципы корпоративного управления ОЭСР были изначально разработаны в ответ на прозвучавший в ходе заседания Совета ОЭСР на уровне министров 27-28 апреля 1998 года призыв разработать, совместно с правительствами стран ОЭСР, другими международными организациями и частным сектором, комплекс стандартов и принципов корпоративного управления. После того, как в 1999 году Принципы были утверждены, они стали основой всех инициатив в области корпоративного управления как в странах ОЭСР, так и в государствах, не являющихся членами ОЭСР. Более того, они были также приняты в качестве одного из двенадцати основополагающих стандартов устойчивости финансовых систем Форумом финансовой стабильности. Кроме того, на них основан раздел Отчетов Всемирного Банка/МВФ о соблюдении стандартов и кодексов (ROSC), посвященный корпоративному управлению.
На заседании Совета ОЭСР на уровне министров в 2002 году было принято решение об осуществлении мониторинга изменений в странах-членах ОЭСР и оценке Принципов в свете изменений в сфере корпоративного управления. Это задача была поручена Руководящей группе по корпоративному управлению, в состав которой вошли представители стран ОЭСР. Кроме того, в состав группы в качестве наблюдателей вошли Всемирный Банк, Банк Международных Расчетов (BIS) и Международный валютный фонд (МВФ). К участию в проведении оценки в качестве специальных наблюдателей Руководящей группой были также приглашены Форум финансовой стабильности, Базельский комитет, а также Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
При проведении анализа Принципов Руководящая группа провела всесторонние консультации и при участии своих членов подготовила «Обзор изменений в странах ОЭСР». К консультациям были привлечены эксперты из большого числа стран, которые принимали участие в Региональных круглых столах по корпоративному управлению, проводившихся ОЭСР в России, Азии, Юго-восточной Европе, Латинской Америке и в Евразии при поддержке Глобального форума по
ОЭСР 2004 9
корпоративному управлению и других организаций и в сотрудничестве со Всемирным Банком, а также в других странах, не входящих в ОЭСР. Кроме того, Руководящей группой были проведены консультации с широким кругом заинтересованных сторон, включая представителей бизнеса, инвесторов, профессиональные объединения на национальном и международном уровне, профсоюзы, организации гражданского общества, а также международные органы, осуществляющие нормотворческую деятельность. Предварительный вариант Принципов был помещен на веб-сайте ОЭСР для общественного обсуждения, по результатам которого поступило большое количество замечаний. Они также были опубликованы на веб-сайте ОЭСР.
По результатам обсуждений в составе Руководящей группы, «Обзора» и замечаний, полученных в ходе широких консультаций, было принято решение о необходимости пересмотра Принципов в редакции 1999 года с учетом новых тенденций и проблем. Было решено, что при пересмотре Принципов будет сохранен подход, предполагающий выработку не имеющих обязательной юридической силы принципов и признающий необходимость адаптировать их внедрение с учетом правовых, экономических и культурных особенностей отдельных стран. Таким образом, содержащиеся в настоящем документе пересмотренные Принципы учитывают разнообразный опыт не только в странах ОЭСР, но и в государствах, не входящих в ОЭСР.
ОЭСР 2004 10
Преамбула
Данные принципы направлены на оказание содействия правительствам стран, входящих и не входящих в ОЭСР, в их работе по оценке и совершенствованию правовых, институциональных и нормативных основ корпоративного управления в своих странах, а также для выработки предложений и рекомендаций для фондовых бирж, инвесторов, корпораций и других участников процесса развития надлежащего корпоративного управления. Принципы прежде всего относятся как к финансовым, так и нефинансовым компаниям, чьи акции обращаются на открытом рынке. В то же время, Принципы могут стать полезным инструментом улучшения корпоративного управления для компаний, чьи акции не обращаются на открытом рынке, например, для обществ закрытого типа и государственных предприятий, в той мере, в какой они могут быть ими применены. Данные Принципы составляют общую основу, которую страны ОЭСР считают необходимой для развития надлежащей практики управления. Они задуманы как краткие, понятные и доступные для международного сообщества принципы, которые, однако, не могут заменить государственные, полугосударственные инициативы и инициативы частного сектора по разработке более детальной «рекомендуемой практики» в сфере корпоративного управления.
ОЭСР и правительства стран-членов ОЭСР все больше признают важную роль сочетания макроэкономических и структурных мер в достижении фундаментальных политических целей. Корпоративное управление является одним из ключевых факторов, способствующих повышению эффективности и развитию, а также укреплению доверия со стороны инвесторов. Корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Кроме того, корпоративное управление является основой для определения целей компании, а также определения средств достижения этих целей и путей контроля за деятельностью. Надлежащее корпоративное управление должно создавать соответствующую заинтересованность как совета директоров, так и руководства компании в следовании целям, которые отвечают интересам компании и ее акционеров, а также должно обеспечивать эффективный мониторинг. Наличие эффективной системы
ОЭСР 2004 11
корпоративного управления в рамках отдельных компаний, а также в масштабе экономики страны в целом, помогает обеспечить должный уровень доверия, необходимый для нормального функционирования рыночной экономики. Благодаря этому снижается стоимость капитала, и компании стремятся к более эффективному использованию ресурсов, тем самым обеспечивая основу для роста.
Корпоративное управление – это лишь часть более широкого экономического контекста, в котором функционируют предприятия и который включает в себя, помимо прочего, принципы макроэкономической политики и определенный уровень конкуренции на товарном рынке и рынке факторов производства. Система корпоративного управления зависит также от правовых, нормативных и институциональных условий. Кроме того, такие факторы, как деловая этика и ответственное отношение корпораций к вопросам охраны окружающей среды и общественным интересам местного населения могут повлиять и на репутацию, и на перспективы долгосрочного успешного развития компаний.
Несмотря на то, что на управление и процессы принятия решений предприятиями влияет множество факторов, которые играют важную роль в долгосрочном успешном развитии компаний, основное внимание в данных Принципах уделяется тем аспектам управления, которые связаны с разделением собственности и контроля. В то же время, это не просто вопрос отношений между акционерами и руководством компании, хотя этот вопрос, несомненно, является ключевым. В некоторых государствах проблемы в сфере управления возникают в связи с правами, которыми обладают держатели контрольных пакетов акций в отношении миноритарных акционеров. В других странах законодательство наделяет значительными правами работников предприятий независимо от их прав собственности. Таким образом, данные Принципы должны дополнять более широкий подход к обеспечению системы сдержек и противовесов. Учитываются также и некоторые другие вопросы, относящиеся к процессам принятия решений в компании, например, проблемы охраны окружающей среды, противодействия коррупции или этические проблемы, которые рассматриваются более детально в ряде других документов ОЭСР (включая «Принципы для многонациональных предприятий», а также «Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при международных сделках»), а также в документах других международных организаций.
Корпоративное управление определяется отношениями между участниками системы управления. Держатели контрольного пакета акций,
ОЭСР 2004 12
которыми могут быть и физические лица, и семейные холдинги, и альянсы акционеров, и другие корпорации, действующие через холдинговые компании или через перекрестное владение акциями, могут в значительной мере влиять на корпоративное поведение. На некоторых рынках институциональные инвесторы как владельцы акций все чаще требуют права голоса в корпоративном управлении. Акционеры – физические лица обычно не пытаются получить права на участие в управлении, но могут быть в значительной степени заинтересованы в обеспечении справедливого отношения к ним со стороны держателей контрольного пакета акций и руководства компании. Важную роль в ряде систем управления играют кредиторы, которые подчас выступают в качестве внешних контролеров работы компании. Значительная роль в обеспечении долговременного успешного развития и деятельности компании принадлежит ее работникам и другим заинтересованным сторонам, а общая институциональная и правовая база корпоративного управления устанавливается государством. Роль каждого из этих участников и взаимоотношения между ними различны как в странах ОЭСР, так и государствах, не входящих в ОЭСР. Взаимоотношения эти частично определяются законодательством и системой регулирования, частично – добровольной адаптацией, и в самой большой степени – действием рыночных сил.
Степень, в которой корпорации соблюдают базовые принципы надлежащего корпоративного управления, становится все более важным фактором принятия инвестиционных решений. Особого внимания заслуживает взаимосвязь между практикой корпоративного управления и расширением международного характера инвестиций. Международное движение капитала позволяет компаниям получать доступ к финансированию от более широкого круга инвесторов. Те страны, которые хотят в полной мере воспользоваться возможностями глобальных рынков капитала и привлекать долгосрочный «терпеливый» капитал, должны иметь такие механизмы корпоративного управления, которые пользуются доверием, понятны по обе стороны границы и соответствуют международным принципам. Даже если иностранные источники капитала не являются основными источниками капитала для корпораций, соблюдение надлежащей практики корпоративного управления поможет повысить степень доверия со стороны отечественных инвесторов, снизить стоимость привлечения капитала, обеспечить нормальное функционирование финансовых рынков и, в конечном счете, использовать более устойчивые источники финансирования.
Единой модели надлежащего корпоративного управления не существует. В то же время, в результате работы, проведенной в странах
ОЭСР 2004 13
ОЭСР и в государствах, не входящих в ОЭСР, а также внутри самой Организации, были определены некоторые общие элементы, которые лежат в основе надлежащего корпоративного управления. Настоящие Принципы разработаны на основе этих общих элементов и сформулированы так, чтобы охватить все существующие модели. Так, например, в них не предлагается какая-то определенная структура совета директоров, да и само понятие «совет директоров», используемое в данном документе, относится ко всем различным моделям структуры совета директоров как в странах ОЭСР, так и в не входящих в ОЭСР странах. Для типичной двухуровневой системы, распространенной в некоторых странах, понятие «совет директоров», используемое в настоящих Принципах, означает «Наблюдательный совет», тогда как понятие «ключевые руководители» означает «правление». В системах, предусматривающих только один орган управления, контролируемый органом внутреннего контроля, принципы, применимые к совету директоров, также действуют, с учетом необходимых изменений. Термины «корпорация» и «компания» в тексте взаимозаменяемы.
Данные Принципы не носят обязательного юридического характера и не преследуют цели предусмотреть детальные положения, которые должны быть отражены в законодательстве отдельных стран. Скорее, их задача – определить цели и предложить различные средства их достижения. Настоящие Принципы призваны служить отправной точкой. Ими могут руководствоваться лица, определяющие политику, при анализе и разработке правовых и нормативных основ корпоративного управления, отражающих конкретные экономические, социальные, правовые и культурные условия, а также участники рынка в качестве основы для разработки собственной политики.
Принципы носят эволюционный характер и должны рассматриваться в свете значительных изменений условий. Чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях постоянно меняющегося мира, корпорации должны искать новые решения и пересматривать свою практику корпоративного управления таким образом, чтобы быть в состоянии соответствовать новым требованиям и не упускать новых возможностей. Сходным образом, одной из важных функций государства является создание эффективной нормативной базы, которая обеспечивает достаточную гибкость, позволяющую рынку эффективно функционировать и соответствовать ожиданиям акционеров и других заинтересованных сторон. Именно государство и участники рынка сами должны решать, как применять настоящие Принципы при создании собственных основ надлежащего корпоративного управления, с учетом всех издержек и преимуществ регулирования.
ОЭСР 2004 14
Настоящий документ состоит из двух частей. Представленные в первой части принципы касаются следующих аспектов: I) создание основы эффективной системы корпоративного управления; II) права акционеров и основные функции собственников; III) равные условия для акционеров; IV) роль в корпоративном управлении заинтересованных сторон; V) раскрытие информации и прозрачность, а также VI) обязанности совета директоров. Каждый из разделов озаглавлен одним единственным принципом, выделенным жирным шрифтом и курсивом, за которым следует несколько развивающих подпринципов. Во второй части документа приведены дополняющие Принципы аннотации, содержащие комментарии к Принципам, которые должны помочь читателю понять, на чем соответствующие принципы основаны. Некоторые аннотации также содержат описание преобладающих тенденций и предлагают альтернативные способы реализации, а также примеры, которые будут полезны для целей внедрения Принципов.
ОЭСР 2004 15
Часть первая
Принципы корпоративного управления ОЭСР
ОЭСР 2004 17
I. Создание основы эффективной системы корпоративного управления
Система корпоративного управления должна способствовать развитию прозрачных и эффективных рынков, не противоречить принципу законности и четко определять разделение обязанностей между различными надзорными, регулирующими и правоохранительными органами.
1.       А. Основы корпоративного управления следует развивать с учетом их влияния на общеэкономические показатели, нормальное функционирование рынка, а также с учетом создаваемых ими стимулов для участников рынка и содействия развитию прозрачных и эффективных рынков.
2.       Б. Правовые и нормативные требования, касающиеся практики корпоративного управления в конкретном государстве, не должны противоречить принципу законности, должны быть прозрачными и применимыми.
3.       В. Разделение обязанностей между различными органами в конкретном государстве должно быть четко прописано и обеспечивать соблюдение общественных интересов.
4.       Г. Надзорные, регулирующие и правоохранительные органы должны быть наделены полномочиями, должны действовать добросовестно и обладать ресурсами для выполнения своих обязанностей профессиональным и объективным образом. Кроме того, их решения должны быть своевременными, прозрачными и полностью мотивированными.
 
ОЭСР 2004 18
II. Права акционеров и основные функции собственников
Система корпоративного управления должна защищать права акционеров и способствовать их реализации.
5.       А. Основные права акционеров должны включать в себя право на: 1) надежные способы регистрации собственности; 2) передачу или перевод акций; 3) получение актуальной и существенной информации о корпорации на своевременной и регулярной основе; 4) участие и голосование на общих собраниях акционеров; 5) избрание и смещение членов совета директоров, а также 6) участие в прибылях корпорации.
6.       Б. Акционеры имеют право на участие в принятии решений и получение достаточной информации о принимаемых решениях, касающихся основных корпоративных изменений, таких как: 1) внесение изменений и дополнений в устав, учредительный договор компании или иные аналогичные документы, регулирующие деятельность компании; 2) утверждение выпуска дополнительных акций, а также 3) крупные сделки, включая передачу всех или значительной части активов, которые ведут, в конечном итоге, к продаже компании.
7.       В. Акционеры должны иметь возможность реально участвовать и голосовать на общих собраниях акционеров и получать информацию о правилах, в том числе о процедурах голосования, которые регулируют проведение общих собраний акционеров:
8.       1. Акционерам должна своевременно предоставляться достаточная информация относительно даты, места проведения и повестки дня общего собрания, а также полная и своевременная информация о вопросах, которые будут решаться на собрании.
9.       2. Акционеры должны иметь возможность задавать вопросы совету директоров, в том числе вопросы по результатам ежегодного внешнего аудита; включать в повестку дня общих собраний вопросы, а также предлагать текст предполагаемых решений с учетом разумных ограничений.
 
ОЭСР 2004 19
 
10.    3. Следует способствовать реальному участию акционеров в принятии ключевых решений, связанных с корпоративным управлением, таких как выдвижение и избрание членов совета директоров. Акционеры должны иметь возможность выражать свое мнение по поводу политики вознаграждения членов совета директоров и основных членов руководства. Компонент пакета вознаграждения членов совета директоров и сотрудников, который представлен участием в акционерном капитале, должен утверждаться акционерами.
11.    4. Акционеры должны иметь возможность голосовать лично, либо заочно, и голоса, отданные лично и заочно, должны иметь равную силу.
12.    Г. Структура капитала, а также возможности приобретения определенными акционерами степени контроля, несоразмерной их участию в капитале компании, подлежат раскрытию.
13.    Д. Необходимо обеспечить возможность эффективного функционирования и прозрачность рынков корпоративного контроля.
14.    1. Правила и процедуры, регулирующие получение корпоративного контроля на рынках капитала, а также крупные сделки, такие как слияние или продажа существенной части активов корпорации, должны быть четко прописаны и подлежат раскрытию с тем, чтобы инвесторы имели представление о своих правах и средствах защиты. Сделки должны проводиться по прозрачным ценам и на справедливых условиях, обеспечивающих защиту прав всех акционеров в соответствии с типом акций, которыми они владеют.
15.    2. Механизмы защиты от поглощения не должны использоваться для ограждения руководителей компании и членов совета директоров от ответственности.
16.    Е. Следует содействовать осуществлению прав собственности акционерами, в том числе институциональными инвесторами.
1. Институциональные инвесторы, действующие в качестве доверенного лица, должны раскрывать общую политику корпоративного управления и голосования по своим инвестициям, включая действующие процедуры принятия решений по осуществлению прав голоса.
 
ОЭСР 2004 20
 
2. Институциональные инвесторы, действующие в качестве доверенного лица, должны сообщать о том, каким образом они решают существенные конфликты интересов, которые могут повлиять на ключевые права собственности в отношении осуществленных ими инвестиций.
17.    Ж. Акционеры, включая институциональных акционеров, должны иметь возможность консультироваться друг с другом по вопросам, касающимся их основных прав (согласно определению, содержащемуся в Принципах), с учетом исключений, направленных на предупреждение злоупотреблений.
 
ОЭСР 2004 21
III. Равенство условий для акционеров
Система корпоративного управления должна обеспечивать равенство условий для всех акционеров, включая миноритарных акционеров и иностранных акционеров. Всем акционерам должна быть предоставлена возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.
18.    А. Все акционеры, владеющие акциями одного и того же типа, должны иметь равные условия.
19.    1. В пределах любой категории одного класса все акции должны предоставлять одни и те же права. Все инвесторы должны иметь возможность получать информацию о правах, закрепленных за всеми категориями и классами акций, прежде чем совершат покупку. Все изменения в правах голоса подлежат утверждению владельцами тех классов акций, на которых отрицательно скажутся такие изменения.
20.    2. Миноритарные акционеры должны быть защищены от злоупотреблений со стороны или в интересах держателей контрольного пакета акций, действующих прямо или опосредовано, и должны иметь действенные средства защиты в случае нарушения их прав.
21.    3. Голосование ответственными хранителями или номинальными владельцами должно проводиться в порядке, согласованном с реальным владельцем акций.
22.    4. Должны быть устранены препятствия для голосования из-за рубежа.
23.    5. Порядок и процедуры проведения общих собраний акционеров должны обеспечивать равное отношение ко всем акционерам. Процедуры общества не должны необоснованно усложнять или обременять затратами процедуру голосования.
 
ОЭСР 2004 22
 
24.    Б. Сделки с использованием инсайдерской информации и неправомерные сделки в личных интересах должны быть запрещены.
25.    В. Члены совета директоров и основные руководители компании должны предоставлять совету директоров сведения о наличии существенной заинтересованности (прямой, косвенной или от имени третьих лиц) в заключении какой-либо сделки или в каком-либо вопросе, непосредственно касающемся корпорации.
 
ОЭСР 2004 23
IV. Роль в корпоративном управлении заинтересованных сторон
Система корпоративного управления должна признавать права заинтересованных сторон, установленные законом или по взаимной договоренности, и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными сторонами в создании материальных ценностей и рабочих мест и поддержании жизнеспособности финансово устойчивых предприятий.
26.    А. Права заинтересованных сторон, устанавливаемые законом или по взаимной договоренности, должны соблюдаться.
27.    Б. В случаях, когда интересы заинтересованной стороны защищены законом, заинтересованные стороны должны иметь возможность получить эффективную защиту в связи с нарушением своих прав.
28.    В. Необходимо обеспечить возможность выработки механизмов, направленных на участие работников компании с целью повышения эффективности деятельности.
29.    Г. В тех случаях, когда заинтересованные стороны участвуют в процессе корпоративного управления, они должны иметь доступ к актуальной, полной и достоверной информации на своевременной и регулярной основе.
30.    Д. Заинтересованные стороны, включая работников компании и их представительные органы, должны иметь возможность свободно высказывать совету директоров свою озабоченность по поводу незаконных или неэтичных действий, причем их права в результате не должны ущемляться.
31.    Е. Система корпоративного управления должна дополняться эффективными законами и нормативными актами в области банкротства, а также эффективным исполнением прав кредиторов.
 
ОЭСР 2004 24
V. Раскрытие информации и прозрачность
Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и достоверное раскрытие информации по всем существенно важным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление в компании.
32.    А. Раскрываемая информация должна включать в себя, помимо прочего, следующие существенно важные сведения:
33.    1. финансовые и хозяйственные результаты деятельности компании;
34.    2. задачи компании;
35.    3. права крупных акционеров и права голоса;
36.    4. политика вознаграждения членов совета директоров и основных руководителей компании, и сведения о членах совета директоров, включая сведения об их квалификации, процесс избрания, членство в советах директоров других компаний, а также информация о том, являются ли они независимыми членами совета директоров;
37.    5. сделки со связанными лицами;
38.    6. предсказуемые факторы риска;
39.    7. вопросы, касающиеся работников и других заинтересованных сторон;
40.    8. структура и политика управления, в частности, содержание кодекса корпоративного управления, либо политика и процедура его осуществления.
 
ОЭСР 2004 25
 
41.    Б. Сведения следует готовить и раскрывать в соответствии с высокими стандартами учета и раскрытия финансовой и нефинансовой информации.
42.    В. Ежегодный аудит должен проводиться независимым, компетентным и квалифицированным аудитором, который как стороннее лицо предоставляет объективные заверения совету директоров и акционерам в том, что финансовая отчетность достоверно отражает финансовое положение и результаты деятельности компании во всех существенно важных отношениях.
43.    Г. Внешние аудиторы должны нести ответственность перед акционерами и при проведении аудита обязаны соблюдать должную профессиональную осторожность.
44.    Д. Каналы распространения информации должны обеспечивать пользователям равноправный, своевременный и экономичный доступ к соответствующим сведениям.
45.    Е. Система корпоративного управления должна быть дополнена эффективным подходом, допускающим и содействующим аналитической и консультационной работе аналитиков, брокеров, рейтинговых агентств и других лиц, необходимой для принятия решений инвесторами, свободных от существенных конфликтов интересов, которые могли бы скомпрометировать объективность их анализа и рекомендаций.
 
ОЭСР 2004 26
VI. Обязанности совета директоров
Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство компанией, эффективный контроль за работой совета директоров, а также ответственность совета директоров перед компанией и акционерами.
46.    А. Члены совета директоров должны действовать на основе полной информированности, добросовестно, с должной тщательностью и прилежанием, и полностью в интересах компании и акционеров.
47.    Б. В тех случаях, когда решения совета директоров могут иметь разные последствия для различных групп акционеров, совет директоров должен относиться ко всем акционерам справедливо.
48.    В. Совет директоров должен руководствоваться высшими этическими нормами. Он должен принимать во внимание интересы заинтересованных сторон.
49.    Г. Совет директоров должен выполнять определенные ключевые функции, в том числе:
50.   1. Оценка и выработка корпоративной стратегии, основных рабочих программ, политики в отношении рисков, годовых бюджетов и бизнес-планов; определение плановых показателей; контроль за исполнением и деятельностью компании, а также надзор за осуществлением крупных капиталовложений, приобретения и отчуждения активов.
51.   2. Контроль за эффективностью практики корпоративного управления в компании и внесение требуемых изменений.
52.    3. Отбор, вознаграждение, контроль и, при необходимости, замена основных руководителей, и контроль за планами по преемственности руководства.
 
ОЭСР 2004 27
 
53.   4. Зависимость вознаграждения основных руководителей и членов совета директоров от долгосрочных интересов компании и ее акционеров.
54.   5. Обеспечение соответствующего установленным требованиям и прозрачного процесса выдвижения и избрания членов совета директоров.
55.   6. Отслеживание и устранение потенциальных конфликтов интересов на уровне руководства, членов совета директоров и акционеров, в том числе неправомерного использования корпоративной собственности и злоупотреблений в сделках со связанными лицами.
56.   7. Обеспечение объективности систем учета и финансовой отчетности корпорации, включая независимый аудит, а также наличия соответствующих систем контроля, в частности, систем управления рисками, финансового и операционного контроля, а также соблюдения требований законов и применимых требований.
57.    8. Надзор за процессом раскрытия информации и обмена сведениями.
58.    Д. Совет директоров должен иметь возможность выносить объективное независимое суждение по корпоративным вопросам.
59.   1. Советы директоров должны рассмотреть возможность привлечения достаточного числа не входящих в число руководителей и способных к независимому суждению членов совета директоров к решению задач, где возможен конфликт интересов. Примерами таких важных функций являются обеспечение составления соответствующей действительности финансовой и нефинансовой отчетности, оценка сделок со связанными лицами, выдвижение кандидатов в состав совета директоров и на основные руководящие должности, а также вознаграждение членам совета директоров.
60.   2. При создании комитетов совета директоров, их права, состав и порядок работы должны быть четко определены и обнародованы советом директоров.
61.    3. Члены совета директоров должны быть в состоянии эффективно справляться со своими обязанностями.
62.    Е. Для выполнения своих обязанностей члены совета директоров должны иметь доступ к полной, актуальной и своевременной информации.
 
ОЭСР 2004 28
Часть вторая
Аннотации к Принципам корпоративного управления ОЭСР
ОЭСР 2004 29
I. Создание основ эффективной системы корпоративного управления
Система корпоративного управления должна способствовать развитию прозрачных и эффективных рынков, не противоречить принципу законности и четко определять разделение обязанностей между различными надзорными, регулирующими и правоохранительными органами.
Для обеспечения эффективности системы корпоративного управления необходимо создать действенные правовые, нормативные и институциональные основы, на которые все участники рынка могут опираться, оформляя свои частные договорные отношения. Такая система корпоративного управления обычно включает в себя элементы законодательства, регулирования, механизмов саморегулирования, добровольные обязательства и практику ведения бизнеса, являющиеся результатом конкретных обстоятельств, сложившихся в той или иной стране, ее истории и традиций. Поэтому предпочтительное сочетание законодательства, регулирования, саморегулирования, добровольных норм и т.д. в этой области будет индивидуальным для каждой страны. По мере накопления нового опыта и изменения условий осуществления хозяйственной деятельности может потребоваться корректировка содержания и структуры этой системы.
Страны, стремящиеся внедрить Принципы, должны следить за изменениями в собственных основах корпоративного управления, включая требования регулирующих органов, требования к листингу, а также практику ведения хозяйственной деятельности, с целью поддержания и укрепления той роли, которую корпоративное управление играет в обеспечении нормального функционирования рынка и экономических показателей. В этом отношении, важно учитывать взаимодействие и взаимодополняющий характер различных элементов системы корпоративного управления и ее общую способность содействовать развитию этичной, ответственной и прозрачной практики корпоративного управления. Такой анализ следует рассматривать как важный инструмент в процессе развития эффективной системы корпоративного управления. Важным элементом в рамках этого процесса, который принято рассматривать как надлежащую практику, являются действенные и
ОЭСР 2004 30
постоянные консультации с общественностью. Кроме того, при создании системы корпоративного управления в любом государстве национальные законодательные и регулирующие органы обязаны должным образом учитывать необходимость и результаты эффективного международного диалога и сотрудничества. При выполнении этих условий можно избежать чрезмерного регулирования в этой сфере, заручиться поддержкой предпринимательства и ограничить риск опасных конфликтов интересов как в частном секторе, так и в государственных органах.
63.    А. Основы корпоративного управления следует развивать с учетом их влияния на общеэкономические показатели, нормальное функционирование рынка, а также с учетом создаваемых ими стимулов для участников рынка и содействия развитию прозрачных и эффективных рынков.
Мощной движущей силой роста является корпоративная форма организации экономической деятельности. Поэтому, нормативная и правовая среда, в условиях которой действуют корпорации, имеет первостепенное значение для общеэкономических результатов. Лица, определяющие политику, обязаны заложить такие основы, которые были бы достаточно гибкими, чтобы оперативно реагировать на потребности корпораций в самых различных обстоятельствах, помогая им развивать новые возможности по созданию стоимости и определению наиболее эффективного способа использования ресурсов. Для выполнения этой задачи определяющие политику лица должны сосредоточить основное внимание на конечных экономических показателях, а при рассмотрении альтернативных принципов политики следует анализировать воздействие ключевых переменных, влияющих на функционирование рынков, таких как механизмы стимулирования, эффективность системы саморегулирования и устранение системных конфликтов интересов. Прозрачные и эффективные рынки помогают дисциплинировать участников рынка и повысить их ответственность.
64.    Б. Правовые и нормативные требования, касающиеся практики корпоративного управления в конкретном государстве, не должны противоречить принципу законности, должны быть прозрачными и применимыми.
Если требуются новые законы и нормы регулирования, как, например, в случае явного несовершенства рынка, их следует разрабатывать таким образом, чтобы их можно было применять и обеспечивать правоприменение эффективным и равноправным
 
ОЭСР 2004 31
 
65.     
образом по отношению ко всем сторонам. Эффективным способом являются консультации между государством, другими органами регулирования и корпорациями, их представительными организациями и иными заинтересованными сторонами. Необходимо также создать механизмы, позволяющие этим сторонам защищать свои права. Во избежание зарегулированности, не обеспеченных правоприменением законов и нежелательных последствий, которые могут сдерживать или искажать динамику развития бизнеса, политические меры должны быть разработаны с учетом общих издержек и преимуществ. При оценке следует принимать во внимание необходимость эффективного правоприменения, включая возможности властей по предупреждению нечестного поведения и наложению эффективных санкций за нарушения.
Задачи корпоративного управления формулируются также и в добровольных кодексах и стандартах, не имеющих статуса закона или нормативного акта. И хотя такие кодексы играют немаловажную роль в совершенствовании механизмов корпоративного управления, они не всегда избавляют акционеров и другие заинтересованные стороны от неопределенности в отношении их статуса и исполнения. Там, где кодексы и принципы используются в качестве общенационального стандарта, либо вместо правовых или нормативных положений, для обеспечения доверия к рынку необходимо, чтобы их статус, с точки зрения сферы применения, реализации, соблюдения норм и санкций, был четко определен.
66.    В. Разделение обязанностей между различными органами в конкретном государстве должно быть четко прописано и должно обеспечивать соблюдение общественных интересов.
Требования и практика корпоративного управления обычно закладываются в целом ряде областей права, включая корпоративное право, регулирование рынка ценных бумаг, стандарты учета и аудита, законодательство о банкротстве, договорное право, трудовое право и налоговое право. В таких условиях существует риск того, что множественность источников правового регулирования приведет к ненамеренному дублированию и даже конфликтам, что помешает реализации основных целей корпоративного управления. Необходимо, чтобы разработчики политики осознавали этот риск и принимали меры к его ограничению. Эффективное правоприменение также требует четкого распределения обязанностей по надзору, применению и обеспечению принудительного исполнения между различными органами, которое обеспечит соблюдение и наиболее
 
ОЭСР 2004 32
 
67.     
эффективное использование компетенции взаимодополняющих органов и ведомств. Дублирование полномочий и подчас противоречивые требования различных регулирующих органов также являются проблемой, которой следует заниматься во избежание появления нормативного вакуума (например, когда возникают вопросы, не относящиеся напрямую к конкретной компетенции ни одного из органов) и для снижения издержек в результате соблюдения корпорациями норм сразу нескольких систем регулирования.
Там, где обязанности по регулированию или контролю делегируются негосударственным органам, желательно четко определить, почему и при каких обстоятельствах такое делегирование целесообразно. Также крайне необходимо, чтобы структура управления любого такого органа, которому делегированы полномочия, была прозрачна и учитывала общественные интересы.
68.    Г. Надзорные, регулирующие и правоохранительные органы должны быть наделены полномочиями, должны действовать добросовестно и обладать ресурсами для выполнения своих обязанностей профессиональным и объективным образом. Кроме того, их решения должны быть своевременными, прозрачными и полностью мотивированными.
Обязанностями по регулированию должны быть наделены органы, у которых при выполнении своих функций не возникает конфликта интересов и деятельность которых может стать предметом судебного рассмотрения. С ростом числа компаний открытого типа, корпоративных событий и объема раскрываемых сведений может возникнуть нехватка ресурсов надзорных, регулирующих и правоохранительных органов. Чтобы следить за изменениями, им будет требоваться все больше высококвалифицированного персонала для обеспечения эффективного надзора и проведения проверок, на что потребуется соответствующее финансирование. Возможность привлекать персонал на конкурентоспособных условиях будет способствовать более высокому качеству и независимости надзорной и правоохранительной функций.
 
ОЭСР 2004 33
II. Права акционеров и основные функции собственников
Система корпоративного управления должна защищать права акционеров и способствовать их реализации.
Инвесторы в капитал компаний имеют определенные имущественные права. Так, например, долю участия в акционерном капитале компании, чьи акции обращаются на открытом рынке, можно приобрести, продать или передать. Доля участия в акционерном капитале также дает инвестору право участвовать в прибылях корпорации, причем ответственность ограничена суммой инвестиций. Кроме того, владение долей участия в акционерном капитале дает право на получение информации о корпорации, а также право влиять на корпорацию, в основном через участие в общих собраниях акционеров и голосование.
На практике, однако, корпорация не может управляться путем референдума акционеров. В число акционеров входят как частные лица, так и организации, с различными интересами, целями, инвестиционными перспективами и возможностями. Кроме того, руководство корпораций должно иметь возможность оперативно принимать коммерческие решения. В свете этих реалий и сложности управления делами корпораций на быстро развивающихся и постоянно меняющихся рынках, не предполагается, что акционеры должны взять на себя ответственность за ведение дел компании. Ответственность за корпоративную стратегию и деятельность обычно возлагается на совет директоров и руководителей, которых отбирает, вознаграждает и, по необходимости, заменяет совет директоров.
Права акционеров влиять на деятельность корпорации базируются на некоторых основных вопросах, таких как избрание членов совета директоров или иные методы воздействия на состав совета директоров, внесение изменений и дополнений в учредительные документы компании, утверждение крупных сделок и другие важные вопросы, предусмотренные корпоративным правом и внутренними документами компании. В настоящем разделе перечислены основные права акционеров, которые признаны законодательством практически всех стран ОЭСР. Во многих странах существуют и другие права, например, право на утверждение или
ОЭСР 2004 34
избрание аудиторов, право на прямое выдвижение кандидатов в состав совета директоров, возможность закладывать акции, право на утверждение распределения прибыли и т.д.
69.    А. Основные права акционеров должны включать в себя право на: 1) надежные способы регистрации собственности; 2) передачу или перевод акций; 3) получение актуальной и существенной информации о корпорации на своевременной и регулярной основе; 4) участие и голосование на общих собраниях акционеров; 5) избрание и смещение членов совета директоров, а также 6) участие в прибылях корпорации.
70.    Б. Акционеры имеют право на участие в принятии решений и получение достаточной информации о принимаемых решениях, касающихся основных корпоративных изменений, таких как: 1) внесение изменений и дополнений в устав, учредительный договор компании или иные аналогичные документы, регулирующие деятельность компании; 2) утверждение выпуска дополнительных акций, а также 3) крупные сделки, включая передачу всех или значительной части активов, которые ведут, в конечном итоге, к продаже компании.
Возможность компаний создавать партнерства и родственные компании и передавать им оборотные активы, права на финансовые потоки, иные права и обязательства позволяет компаниям адаптироваться к меняющимся условиям и обеспечивает распределение ответственности в многоуровневых организациях. Кроме того, это дает компаниям возможность передавать оборотные активы и превращаться в исключительно холдинговые компании. В то же время, без должной системы сдержек и противовесов, такие возможности могут вылиться в злоупотребления.
71.    В. Акционеры должны иметь возможность реально участвовать и голосовать на общих собраниях акционеров и получать информацию о правилах, в том числе о процедурах голосования, которые регулируют проведение общих собраний акционеров:
72.    1. Акционерам должна своевременно предоставляться достаточная информация относительно даты, места проведения и повестки дня общего собрания, а также полная и своевременная информация о вопросах, которые будут решаться на собрании.
 
ОЭСР 2004 35
 
73.    2. Акционеры должны иметь возможность задавать вопросы совету директоров, в том числе вопросы по результатам ежегодного внешнего аудита; включать в повестку дня общих собраний вопросы, а также предлагать текст предполагаемых решений с учетом разумных ограничений.
Для стимулирования акционеров к участию в общих собраниях некоторые компании установили для акционеров более благоприятные условия по предложению вопросов для внесения в повестку дня, упростив процедуру внесения поправок и принятия решений. Система также совершенствуется путем упрощения порядка представления акционерами вопросов до начала общего собрания и получения ответов от руководителей и членов совета директоров. Акционеры должны также иметь возможность ставить вопросы, относящиеся к отчету внешних аудиторов. Компании вправе на законном основании принимать меры к исключению злоупотреблений такими возможностями. Так, например, обоснованным является требование о том, что для включения предлагаемых акционерами решений в повестку дня такие решения должны быть поддержаны держателями акций с определенной рыночной стоимостью, в определенном объеме или с определенными правами голоса. Этот порог должен быть установлен с учетом степени концентрации собственности, чтобы миноритарные акционеры не были, в конечном итоге, лишены возможности предлагать вопросы для включения в повестку дня. Утвержденные решения акционеров, относящиеся к компетенции собрания акционеров, должны быть рассмотрены советом директоров.
74.    3. Следует способствовать реальному участию акционеров в принятии ключевых решений, связанных с корпоративным управлением, таких как выдвижение и избрание членов совета директоров. Акционеры должны иметь возможность выражать свое мнение по поводу политики вознаграждения членов совета директоров и основных членов руководства. Компонент пакета вознаграждения членов совета директоров и сотрудников, который представлен участием в акционерном капитале, должен утверждаться акционерами.
Избрание членов совета директоров является одним из основных прав акционеров. Для того чтобы процесс избрания был эффективным, акционеры должны иметь возможность участвовать в выдвижении членов совета директоров и голосовании по
 
ОЭСР 2004 36
 
75.     
отдельным кандидатам или спискам кандидатов. Для этого акционеры в ряде стран имеют возможность ознакомиться с материалами для голосования компании, которые рассылаются акционерам, правда, иногда на определенных условиях для предотвращения злоупотреблений. В отношении выдвижения кандидатов во многих компаниях советы директоров создают свои комитеты по выдвижению кандидатов для точного соблюдения установленных процедур, упрощения и координирования подбора сбалансированного и квалифицированного состава совета директоров. В ряде стран предоставление ключевой роли в таких комитетах независимым членам совета директоров постепенно становится надлежащей практикой. Для дальнейшего усовершенствования процесса избрания Принципы рекомендуют полное раскрытие сведений об опыте и биографии кандидатов в члены совета директоров, а также о порядке выдвижения кандидатов, что позволит провести обоснованную оценку способностей и соответствия каждого кандидата установленным требованиям.
Принципы предусматривают раскрытие советом директоров политики в области вознаграждения. В частности, акционерам, когда они оценивают эффективность деятельности совета директоров и качества, которыми должны обладать кандидаты в члены совета директоров, необходимо знать конкретную связь между вознаграждением и результатами деятельности компании. Хотя одобрение договоров с членами совета директоров и руководителями не входит в компетенцию общего собрания акционеров, необходимо обеспечить процедуру, позволяющую акционерам высказать свое мнение. В ряде стран было введено право совещательного голоса, который отражает настрой и характер мнения акционеров относительно совета директоров и при этом не ущемляет действующих трудовых договоров. Программы выплаты вознаграждения в виде участия в акционерном капитале, если таковые предусмотрены, могут привести к размыванию стоимости акционерного капитала и являться эффективным методом стимулирования руководителей, поэтому они должны утверждаться акционерами либо в отношении конкретных лиц, либо в целом как политика в области вознаграждения. Растет число юрисдикций, в которых утверждению также подлежат все существенные изменения в существующих программах.
 
ОЭСР 2004 37
 
76.    4. Акционеры должны иметь возможность голосовать лично, либо заочно, и голоса, отданные лично и заочно, должны иметь равную силу.
В принципах содержатся рекомендации о том, что в целом следует предусматривать возможность голосования по доверенности. Действительно, для отстаивания и защиты прав акционеров необходимо, чтобы инвесторы могли прибегать к голосованию по доверенности в соответствии с полученными распоряжениями. Система корпоративного управления должна обеспечивать, чтобы голосование по доверенности осуществлялось в соответствии с распоряжением доверителя и была представлена информация о том, как будут распределяться голоса по доверенности, не содержащей конкретных распоряжений. В тех государствах, где компаниям разрешено получать доверенности, следует представить сведения о том, каким образом председатель собрания (как лицо, обычно принимающее доверенности, выданные акционером компании) будет осуществлять права голоса по доверенностям, не содержащим конкретных распоряжений. В тех случаях, когда доверенности совету директоров или руководству компании выдаются пенсионными фондами компании или в рамках программ акционирования работников, необходимо раскрывать распоряжения по голосованию.
Для того чтобы упростить процесс участия акционеров, компаниям следует рассмотреть возможность более широкого использования информационных технологий при проведении голосования, включая безопасные методы электронного заочного голосования.
77.    Г. Необходимо раскрывать информацию о структуре капитала и схемах, которые позволяют определенным акционерам получать контроль несоразмерно принадлежащей им доле акций компании.
Некоторые виды структуры капитала позволяют акционерам осуществлять контроль над корпорацией в объеме, не соразмерном их доле участия в акционерном капитале компании. Для ограничения возможностей неконтролирующих акционеров влиять на корпоративную политику используются пирамидальные структуры, перекрестное владение акциями, а также акции с ограниченными или различными правами голоса.
Помимо отношений собственности, контроль в отношении корпорации может также определяться другими механизмами. Соглашения между
 
ОЭСР 2004 38
 
78.     
акционерами распространены среди групп акционеров, которым по отдельности принадлежат относительно небольшие доли в общем капитале, и позволяют им действовать совместно для формирования фактического большинства или, по крайней мере, самого крупного блока акционеров. Соглашения между акционерами предусматривают для сторон преимущественные права на приобретение акций, если другие стороны соглашения желают их продать. Такие соглашения между акционерами могут также содержать положения, требующие от лиц, принявших условия соглашения, не продавать свои акции в течение определенного периода времени. Соглашения между акционерами могут касаться таких вопросов как выборы совета директоров или его председателя. Эти соглашения также содержат требование об обязательном голосовании его участников единым блоком. В некоторых странах считается необходимым осуществлять строгий контроль за такими соглашениями и ограничивать их срок действия.
Требования относительно максимально допустимого количества голосов ограничивают число голосов, которые могут быть поданы акционером, независимо от фактического количества акций, которыми он владеет. Таким образом, установленные требования относительно максимально допустимого количества голосов перераспределяют контроль и могут повлиять на заинтересованность акционера в участии в общих собраниях.
Учитывая, что данные механизмы способны перераспределять влияние акционеров на политику компании, акционеры вполне обоснованно могут рассчитывать на раскрытие информации обо всех таких структурах капитала и механизмах.
79.    Д. Необходимо обеспечить возможность эффективного функционирования и прозрачность рынков корпоративного контроля.
80.    1. Правила и процедуры, регулирующие получение корпоративного контроля на рынках капитала, а также крупные сделки, такие как слияние или продажа существенной части активов корпорации, должны быть четко прописаны и подлежат раскрытию с тем, чтобы инвесторы имели представление о своих правах и средствах защиты. Сделки должны проводиться по прозрачным ценам и на справедливых условиях, обеспечивающих защиту прав всех акционеров в соответствии с типом акций, которыми они владеют.
 
ОЭСР 2004 39
 
81.    2. Механизмы защиты от поглощения не должны использоваться для ограждения руководителей компании и членов совета директоров от ответственности.
В некоторых странах компании прибегают к механизмам зашиты от поглощения. Однако и инвесторы, и фондовые биржи обеспокоены тем, что широкое использование механизмов защиты от поглощений может стать серьезным препятствием для функционирования рынка корпоративного контроля. В некоторых случаях средства защиты от поглощения могут попросту использоваться для ограждения руководства компании или совета директоров от контроля со стороны акционеров. При внедрении механизмов защиты от поглощения и рассмотрении предложений о поглощении основное внимание должно сосредоточиваться на фидуциарной обязанности совета директоров перед акционерами и компанией.
82.    Е. Следует содействовать осуществлению прав собственности акционерами, в том числе институциональными инвесторами.
Поскольку инвесторы могут преследовать разнообразные инвестиционные цели, в Принципах не пропагандируется какая-то конкретная инвестиционная стратегия и не предписывается оптимальный уровень активности инвестора. Тем не менее, взвешивая издержки и выгоды от реализации прав собственности, многие инвесторы, скорее всего, придут к выводу, что достичь положительных финансовых результатов и роста можно путем проведения аналитической работы в достаточных объемах и путем реализации своих прав.
83.    1. Институциональные инвесторы, действующие в качестве доверенного лица, должны раскрывать общую политику корпоративного управления и голосования по своим инвестициям, включая действующие процедуры принятия решений по осуществлению прав голоса.
Ситуация, когда акции находятся во владении институциональных инвесторов, становится все более распространенной. Таким образом, эффективность и надежность всей системы корпоративного управления и контроля за деятельностью компаний будет в значительной степени зависеть от институциональных инвесторов, которые осознанно пользуются своими правами акционера и эффективно выполняют функции
 
ОЭСР 2004 40
 
84.     
собственника в компаниях, в которые они вкладывают средства. Хотя этот принцип не обязывает институциональных инвесторов голосовать своими акциями, он требует раскрытия информации о том, как они реализуют свои права собственности с должным учетом эффективности затрат. Для учреждений, действующих в качестве доверенного лица, например, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и страховых компаний по некоторым видам их деятельности, право голоса может рассматриваться как часть стоимости вложений, осуществляемых от имени клиента. Неосуществление прав собственности может привести к убыткам для инвестора, и поэтому ему следует знать, какой политики должны придерживаться институциональные инвесторы.
В некоторых странах требования к раскрытию принципов корпоративного управления на рынке весьма детальны и подразумевают наличие четкой стратегии в отношении обстоятельств, в которых учреждение будет вмешиваться в дела компании, подхода, который используется ими для такого вмешательства, а также методов оценки эффективности реализуемой стратегии. В ряде стран раскрытие сведений, содержащихся в протоколах с результатами голосования, является обязанностью институциональных инвесторов или считается надлежащей практикой, которая реализуется по принципу "выполни или объясни". Информация раскрывается либо клиентам (только в отношении ценных бумаг каждого клиента), либо – применительно к инвестиционным консультантам зарегистрированных инвестиционных компаний – на рынке, что является менее дорогостоящей процедурой. Помимо участия в собраниях акционеров, организуется постоянный диалог с компаниями, в капитал которых вложены средства. Такой диалог между институциональными инвесторами и компаниями следует поощрять, в частности, отказываясь от ненужных нормативных барьеров, при этом компания обязана относиться ко всем инвесторам одинаково и не разглашать институциональным инвесторам информацию, если она одновременно не раскрывается на рынке. Поэтому дополнительные сведения, предоставляемые компанией, обычно включают общую информацию о рынках, на которых работает компания, и разъяснения по информации, уже доступной на рынке.
После разработки и опубликования политики корпоративного управления институциональными инвесторами-доверенными лицами для ее эффективной реализации необходимо также
 
ОЭСР 2004 41
 
85.     
выделить соответствующие кадровые и финансовые ресурсы для осуществления этой политики в соответствии с ожиданиями реальных владельцев и компаний, в капитал которых вложены средства.
86.    2. Институциональные инвесторы, действующие в качестве доверенного лица, должны сообщать о том, каким образом они решают существенные конфликты интересов, которые могут повлиять на ключевые права собственности в отношении осуществленных ими инвестиций.
При определенных обстоятельствах побудительные мотивы владельцев-посредников к голосованию акциями и осуществлению ключевых функций собственника могут отличаться от мотивов прямых владельцев. Эти отличия иногда коммерчески оправданы, но могут и проистекать из конфликтов интересов, которые встают особенно остро, когда организация, действующая в качестве фидуциара, является дочерней компанией или аффилированным лицом другого финансового учреждения и, в особенности, смешанной финансовой группы. Когда такие конфликты возникают на фоне существенных хозяйственных отношений, например, в результате соглашения об управлении средствами компании, в капитал которой вложены средства, необходимо выявлять и раскрывать информацию о таких конфликтов.
В то же время институциональные инвесторы должны сообщать о действиях, которые они предпринимают для снижения потенциально негативного воздействия на их способность осуществлять основные права собственника. В числе таких действий – разграничение премий за управление активами и премий, связанных с приобретением новых предприятий.
87.    Ж. Акционеры, включая институциональных акционеров, должны иметь возможность консультироваться друг с другом по вопросам, касающимся их основных прав (согласно определению, содержащемуся в Принципах), с учетом исключений, призванных предупреждать злоупотребления.
Уже давно признано, что в компаниях с "распыленной" структурой собственности частные инвесторы получают слишком незначительную долю в компании, не оправдывающую расходов на принятие мер или вложение средств в деятельность по контролю. Кроме того, если мелкие акционеры и вкладывают средства в такую деятельность, от
 
ОЭСР 2004 42
 
88.     
этого выиграют и другие лица, не осуществлявшие вложений (т. е. "нахлебники"). Такие последствия, ведущие к снижению заинтересованности в осуществлении контроля, не представляют серьезной проблемы для институциональных инвесторов, в особенности, финансовых учреждений, действующих в качестве доверенного лица, когда они принимают решение о том, приобрести ли значительную долю в отдельных компаниях или просто вкладывать средства в различные предприятия. В то же время, высокими могут оказаться другие издержки, связанные с владением значительной долей. Во многих случаях институциональные инвесторы не идут на это, так как это выходит за рамки их возможностей, либо привело бы к необходимости вкладывать в одну компанию больше средств, чем было бы благоразумно. Для преодоления такого дисбаланса, благоприятствующего диверсификации, инвесторам следует предоставить право и даже стимулировать их к сотрудничеству и координации своей деятельности при выдвижении кандидатов и избрании членов совета директоров, предложении вопросов для включения в повестку дня и непосредственном взаимодействии с компанией с целью совершенствования системы корпоративного управления в ней. Иными словами, акционеры должны иметь возможность общаться друг с другом без необходимости соблюдать формальности, связанные с обязательным получением доверенности.
Следует, однако, признать, что сотрудничество между инвесторами может быть использовано для манипулирования рынками и для получения контроля над компанией без соблюдения нормативных актов в области поглощений. Более того, сотрудничество может преследовать цель обойти положения антимонопольного законодательства. По этой причине в ряде стран взаимодействие институциональных инвесторов в области разработки стратегии голосования либо ограничено, либо запрещено. Соглашения акционеров также подлежат тщательному контролю. Однако, если сотрудничество не связано с вопросами корпоративного контроля и не противоречит требованиям эффективности и справедливости рынка, получить преимущества от более действенного корпоративного контроля все же можно. Требования о раскрытии информации относительно сотрудничества между инвесторами, институциональными или иными, могут дополняться положениями, предусматривающими запрет на торговлю в определенный период, чтобы избежать манипулирования рынком.
 
ОЭСР 2004 43
III. Равенство условия для акционеров
Система корпоративного управления должна обеспечивать равенство условий для всех акционеров, включая миноритарных акционеров и иностранных акционеров. Всем акционерам должна быть предоставлена возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.
Важным фактором рынков капитала является уверенность инвесторов в том, что вложенный ими капитал будет защищен от злоупотреблений или расхищения управляющими компании, членами совета директоров или держателями контрольного пакета акций. Советы директоров, управляющие и держатели контрольного пакета акций имеют возможность совершать действия, направленные на обеспечение их собственных интересов в ущерб интересам не имеющих контрольной доли акционеров. Обеспечивая защиту инвесторов, целесообразно проводить различие между правами акционеров ex-ante (предполагаемыми) и ex-post (реализованными). Права еx-ante – это, например, преимущественные права и квалифицированное большинство для принятия определенных решений. Права еx-post позволяют требовать возмещения после нарушения прав. В юрисдикциях, где слабо обеспечена исполнением нормативно-правовая база, некоторые государства считают целесообразным укреплять права акционеров ex-ante, в частности, посредством установления низкого процента доли владения акциями, необходимого для включения вопросов в повестку дня собраний акционеров или требования относительно квалифицированного большинства акционеров для принятия решений по некоторым важным вопросам. Принципы отстаивают корпоративное управление, обеспечивающее равное отношение к иностранным и отечественным инвесторам. В них не рассматриваются вопросы государственной политики по регулированию прямых иностранных инвестиций.
Один из способов для акционеров добиться исполнения своих прав – получить возможность возбуждать судебные и административные разбирательства против руководства и членов совета директоров. Как показывает опыт, важным показателем степени защищенности прав акционеров является наличие эффективных методов возмещения ущерба, с наименьшими затратами и без излишних проволочек. Доверие мелких инвесторов укрепляется, если правовая система предлагает механизмы, позволяющие миноритарным акционерам возбуждать иски, когда у них есть основания считать, что их права были нарушены. Обеспечение
ОЭСР 2004 44
функционирования таких механизмов принудительного исполнения является одной из основных обязанностей законодательных и регулирующих органов.
Существует определенный риск того, что правовая система, позволяющая инвестору оспаривать корпоративные действия в суде, может оказаться подверженной сутяжничеству. Поэтому многие правовые системы ввели положения, направленные на защиту руководства и совета директоров компании от злоупотреблений, связанных с тяжбами, в виде проверки достаточности жалобы акционера: так называемые «безопасные гавани» для действий управляющих и совета (например, правило коммерческого суждения), а также «безопасные гавани» при раскрытии информации. В конечном итоге, необходимо установить определенный баланс, при котором акционерам предоставляется возможность прибегать к средствам правовой защиты в связи с ущемлением прав собственности и в то же время исключается риск сутяжничества. Многими странами найдены альтернативные процедуры разбирательства, например, административные слушания или третейские процедуры, организуемые регулятором рынка ценных бумаг или иными регулирующими органами, которые являются эффективным способом разрешения споров, по крайней мере, на уровне первой инстанции.
89.    A. Все акционеры, владеющие акциями одного и того же типа, должны иметь равные условия.
1. В пределах любой категории одного класса все акции должны предоставлять одни и те же права. Все инвесторы должны иметь возможность получать информацию о правах, закрепленных за всеми категориями и классами акций, прежде чем совершат покупку. Все изменения в правах голоса подлежат утверждению владельцами тех классов акций, на которых отрицательно скажутся такие изменения.
Руководство и совет директоров наиболее компетентны в решении вопроса об оптимальной структуре капитала, при условии одобрения акционерами. Некоторые компании выпускают привилегированные акции, которые дают привилегии в отношении получения прибыли фирмы, но обычно не дают прав голоса. Компании также выпускают сертификаты участия без прав голоса, которые предположительно будут обращаться по иной цене, нежели акции с правом голоса. Все эти схемы помогают эффективно распределять риск и выгоды с учетом интересов компании и эффективного с точки зрения затрат финансирования.
 
ОЭСР 2004 45
 
 
В Принципах не содержится оценки концепции «одна акция – один голос». В то же время многие институциональные инвесторы и ассоциации акционеров поддерживают эту идею.
Инвесторы могут рассчитывать на получение информации о своих правах голоса, прежде чем они осуществят свои инвестиции. После инвестирования их права могут изменяться, только если владельцы акций имели возможность участвовать в принятии решения. Предложения об изменении прав голоса различных категорий и типов акций должны утверждаться на общих собраниях акционеров предусмотренным большинством голосующих акций, принадлежащих соответствующим категориям акционеров.
2. Миноритарные акционеры должны быть защищены от злоупотреблений со стороны или в интересах держателей контрольного пакета акций, действующих прямо или опосредовано, и должны иметь действенные средства защиты в случае нарушения их прав.
Многие компании, чьи акции обращаются на открытом рынке, имеют крупного держателя контрольного пакета акций. Хотя наличие держателя контрольного пакета акций снижает вероятность конфликта интересов благодаря более тщательному контролю со стороны руководства компании, недостатки нормативно-правовой базы могут привести к ущемлению прав других акционеров компании. Нарушения становятся наиболее вероятными, если правовая система позволяет, а рынок не препятствует тому, чтобы держатели контрольного пакета акций получали контроль такого уровня, который не соответствует уровню риска, который они берут на себя как собственники акций компании; и все это благодаря использованию юридических уловок, позволяющих отделить собственность от контроля, например, пирамидальные структуры или системы множественного голосования. Такие злоупотребления приобретают различные формы, включая извлечение прямых частных выгод посредством высокой оплаты и премиальных вознаграждений работающим в компании родственникам и друзьям; сомнительные сделки со связанными лицами; систематическая предвзятость в принятии коммерческих решений и изменение структуры капитала путем специальных эмиссий акций в пользу держателей контрольного пакета акций.
 
ОЭСР 2004 46
 
 
Помимо раскрытия информации, для защиты миноритарных акционеров важно наличие четко прописанной обязанности совета директоров соблюдать интересы компании и всех акционеров. Общеизвестно, что нарушения прав миноритарных акционеров наиболее характерны в тех странах, где указанные аспекты недостаточно урегулированы нормативно-правовой базой. Особые проблемы возникают в юрисдикциях, в которых преобладают группы компаний, и в результате обязанность члена совета директоров соблюдать лояльность размыта или даже трактуется как лояльность группе. В таких случаях некоторые страны в настоящее время переходят к системе контроля негативных последствий, определяя, что сделка в пользу компании группы должна компенсироваться получением равных выгод от других компаний группы.
Другими распространенными и доказавшими свою эффективность положениями по защите миноритарных акционеров являются преимущественные права в отношении эмиссий акций, требование о квалифицированном большинстве, необходимом для принятия акционерами некоторых решений, и возможность проводить кумулятивное голосование при избрании совета директоров. При определенных обстоятельствах в некоторых государствах держатели контрольного пакета акций могут или должны выкупать акции остальных акционеров по цене, установленной посредством независимой оценки. Это особенно важно, когда контролирующие акционеры решают изъять акции предприятия из свободного обращения. Другим средством защиты прав миноритарных акционеров являются производные и групповые иски. При общей цели повышения доверия к рынку, выбор и окончательная форма различных положений, направленных на защиту прав миноритарных акционеров, неизбежно зависит от общих основ регулирования и национальной правовой системы.
3. Голосование ответственными хранителями или номинальными владельцами должно проводиться в порядке, согласованном с реальным владельцем акций.
В некоторых странах ОЭСР финансовые институты, на ответственном хранении в которых находились акции инвесторов, обычно этими акциями и голосовали. Такие ответственные хранители, как банки, брокерские фирмы, выступающие в качестве номинальных владельцев от имени своих клиентов, иногда должны были осуществлять голосование в поддержку руководства
 
ОЭСР 2004 47
 
 
компании, если от акционера не поступало конкретного распоряжения о голосовании в ином порядке.
В странах ОЭСР все чаще отказываются от положений, которые автоматически разрешают институтам ответственного хранения голосовать за акционеров. Некоторые страны недавно пересмотрели правила и стали требовать от институтов ответственного хранения предоставлять акционерам информацию о вариантах использования их прав голоса. Акционеры могут решить делегировать все права голоса ответственному хранителю, либо потребовать представить им информацию о предстоящем голосовании и решить голосовать по некоторым вопросам, а остальные права голоса делегировать ответственному хранителю. Необходимо добиться разумного баланса в обеспечении того, чтобы ответственный хранитель не мог осуществлять права голоса без учета пожеланий акционера и чтобы при этом требования относительно получения ответственным хранителем одобрения акционеров до подачи голоса не были излишне обременительными. Достаточно сообщить акционеру, что если иного распоряжения не поступит, ответственный хранитель будет голосовать акциями таким образом, который ему представляется отвечающим интересам акционера.
Следует отметить, что данный принцип не распространяется на реализацию прав голоса доверенными лицами или иными лицами, действующими в соответствии с особыми правовыми полномочиями (как, например, конкурсные управляющие и душеприказчики).
Держатели депозитарных расписок в конечном итоге должны получить те же права и практические возможности для участия в корпоративном управлении, что и держатели соответствующих акций. Там, где непосредственные владельцы акций могут использовать доверенности, депозитарий, доверительный управляющий или аналогичная организация должны своевременно выдавать довере
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.