На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Субъеты рынка и их характеристики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


CoolReferat.com
Дисциплина: Основы экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

реферат 

На тему: Субъекты рынка и их характеристика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2007 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

      В данной контрольной работе, выполненной на тему “Субъекты рынка и их характеристика” рассматривается взаимосвязь между этими категориями в условиях рынка и рыночных отношений.
      В современных условиях субъективная структура рыночной системы хозяйства  усложняется, так как из саморегулирующейся она превращается в регулируемую.  Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; владельцы ссудного капитала; конечные потребители продукции; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д.
      Главными экономическими субъектами рынка являются: государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.
      Неотъемлемая  часть конституционно закрепленных экономических свобод человека –  свободная конкуренция – синоним  свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок.
      В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы достичь целей  своей деятельности: максимизации прибыли, расширения объема продаж, увеличения доли на рынке. Конкуренция побуждает предпринимателей действовать эффективно, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
      Актуальность  темы состоит в том, что сегодня существование экономики, в том числе и рыночной и действие рыночных механизмов и инструментов невозможно без присутствия рыночных субъектов, таких как домохозяйства, фирмы, государство и его подразделения, которые выступают связующими звеньями в цепи перехода экономических и общественных благ от производителей в собственность конечных потребителей. Средством связи между рыночными субъектами выступают экономические блага, движущиеся не сами по себе, а посредством передачи прав собственности от одного субъекта к другому.
      Цель  работы состоит в изложении основных функций рыночных субъектов и определении значения этих субъектов в экономике, а также в изучении основных понятий, относящихся к рыночным субъектам.
      Задачи  данной работы сводятся к определению причин неотъемлемого участия субъектов рынка в условиях рыночной экономики. Решить поставленную задачу необходимо путем постепенного перехода от рассмотрения общих экономических понятий к конкретным моментам, связанных с темой.
      Реферат состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим базовое для нашего исследования понятие “рынок”, разберем основные положения, рассмотрим механизм функционирования рынка.
      В Главе “Субъекты рыночных отношений” рассматривается, в первую очередь, государство как активный субъект  рыночных отношений, его экономическая роль  в современных условиях. Дается понятие предпринимательству, проникающему во все сферы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, информатику. В рыночной экономике фирмы образуют сектор коммерческих организаций или предпринимательский сектор.
 

       ПОНЯТИЕ РЫНКА
      В данной главе реферата мы определим  понятие рынка, рассмотрим основные положения, механизм функционирования рынка.
      Также нужно определиться с базовыми категориями, такими как рыночная экономика, спрос, предложение, равновесная цена, которые являются основными в данной главе, и которыми мы будем оперировать в дальнейшем.
      Содержание  понятия рынок
      Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. Сегодня смысл этого понятия для многих кажется очевидным, но на самом деле не так все просто. Что же такое рынок, по мнению окружающих? Одни подразумевают под рынком территорию, где продается или покупается товар, другие – сложный механизм, регулирующий взаимоотношения производителей и потребителей, для третьих, рынок – это форма связей между самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Таким образом, понятие рынка используется в самых разных значениях, которые не всегда можно четко разграничить, поэтому возникают некоторые трудности.
      Стоит отметить, что в экономической  литературе также встречается огромное множество различных определений  рынка. Исследование рынка – одна из главных задач экономической науки, но, как не странно четкого определения этого понятия найти невозможно.
      Классическое  определение рынка, которое сформулировали К.Р. Макконелл и С.Л. Брю в книге  «Экономикс» – «институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг»1.
      По  мнению социолога Радаева В.В. 2, существуют различные понимания рынка среди представителей определенных слоев общества. Например, с профессиональной точки зрения, под рынком понимается физически определенное место (например, торговый зал биржи) или сфера профессиональной деятельности, привязанная к этому месту.
      Рынок, как пишет Радаев В.В. 3, зачастую отождествляется с его участниками – с теми кто «делает рынок» (market makers), принимая решения, направляя ресурсные потоки и формируя правила, которые конституируют рынок.
      Но  чаще всего, как говорит Смоленская Е. 4, под рынком понимается динамика цен, отражающая колебания платежеспособного спроса и предложения продуктов и услуг.
      Рынок в определенной степени социально  ориентирован. Это проявляется в  производстве товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения многообразных  потребностей, в расширении спектра  товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.
      Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Следует определиться с термином «рыночная экономика». Под рыночной экономикой авторы Интернет-словаря Глоссарий.ru5 понимают форму экономической организации, когда координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
      Таким образом, мы убедились, что понятие  рынок неоднозначно: каждый экономист, каждое учение определяет эту категорию  по-своему, в зависимости от своих  убеждений. Мы поняли, что рынок является основным и главным понятием в экономической теории.

1.2. Механизм функционирования рынка

 
      Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к  выявлению закономерностей определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.
      Как говорит Б.А. Райзберг6, спрос в рыночных отношениях играет определяющую роль. В принципе спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся  у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Именно денежный фактор отличает спрос от обычной потребности покупателя.
      Спрос формируют потребители, которые  определяют структуру и объем  покупаемых товаров по некоторой  цене в течение определенного  времени. Из этого видно, что сам  спрос складывается под воздействием множества факторов. Одним из свойств спроса является тесная взаимосвязь между ценой и объемом спроса. При повышении цены спрос, как правило, снижается и, наоборот, при снижении цены спрос увеличивается при прочих равных условиях. Эта взаимосвязь определяется как проявление закона спроса.
      Закон спроса имеет практическое значение для продавцов и покупателей, если его действие имеет количественную определенность, поскольку это влияет на обмен производства и величину возможных расходов потребителей.
      Закон спроса имеет свое зеркальное отражение  в законе предложения. Если закон  спроса выражает реакцию покупателей  на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение  продавцов товара в зависимости  от цен и их динамики.
      Как писал Б.А. Райзберг7, предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам.
      Известно, что существует прямая зависимость  между ценой и количеством  предлагаемого товара. Повышение цен стимулирует производителя в увеличении объема предлагаемого к продаже товара. Эта специфическая связь между величиной цены и объемом производства называется законом предложения. Интерес производителя к увеличению объема производства товаров по более высокой цене объясняется просто: каждая единица товара содержит определенную величину дохода от реализации этого товара. Поэтому, чем больше будет продано, тем большая величина дохода поступит в распоряжение производителя.
      На  рынке в повседневной практике можно наблюдать такую картину, когда недостаток или избыток предлагаемого товара влияет на увеличение или снижение цен.
      Вариант первый. Предложение товаров превышает  спрос покупателей. Такое относительное  превышение может быть следствием излишнего производства товаров или необоснованного увеличения цен. Также подобная ситуация могла быть спровоцирована низкими доходами населения или другими обстоятельствами.
      Вариант второй. Спрос превышает предложение. Такое состояние рынка свидетельствует  о дефиците определенных товаров, что толкает покупателя искать приложения своим деньгам. Рынок реагирует на товарный дефицит ростом цен. Выходом из подобной ситуации может служить уменьшение денежных доходов населения, увеличение производства товаров, пользующихся повышенным спросом при более высоким уровнем цен.
      Вариант третий. Равновесие спроса и предложения. Состояние соответствия между объемом, структурой спроса на товары и объемом, структурой их предложения может  наступить в определенный момент времени. Этот момент времени характеризует равновесную цену.
      Авторы  Интернет-словаря Глоссарий.ru пишут: «Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить» 8.
      Равновесная цена возникает в условиях свободной  конкуренции и такая цена теоретически отрицает соответствие величины цены величине общественно необходимых  затрат труда на производство соответствующего товара. Такое равновесие свидетельствует о стабильности производства и рынка, что обеспечивает наибольшую эффективность рыночной экономики.
      Итак, теперь мы знаем, что рынок функционирует  благодаря законам спроса и предложения, которые приводят рынок в равновесное состояние. В условиях рыночного равновесия экономика более эффективна, ресурсы используются рационально, а потребности удовлетворяются оптимально. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 
      В этой главе будут исследованы  субъекты рыночных отношений: государстве, домохозяйстве и фирме. В первую очередь, мы рассмотри государство как активный субъект рыночных отношений, его экономическую роль  в современных условиях. Также дадим понятие предпринимательству, проникающему во все сферы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, информатику. Выясним роль домашних хозяйств.

2.1. Государство как  субъект рыночных  отношений

 
      В данном параграфе мы рассмотрим роль государства в экономической  жизни общества, его функции и характеристики.
      Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро  дискуссионным вопросом экономической  науки. Функция государства как ведущего субъекта экономической политики заключается в том, чтобы оно - на основании своей власти - могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.
      По  мнению авторов сайта Studentnet.ru9, государство как рыночный субъект характеризуется тремя признаками.
      1. Регулирующий субъект. Роль государства  в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории.
      2. Внерыночное происхождение государственного дохода. «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляются расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость состоит в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
      Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству. Вот почему никто так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, так как их доходы - единственный источник «налогового» дохода государства.
      3. Императивный статус государства. Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер. Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи».
      Как говорит Камаев В.Д.10, государство призвано выполнять, прежде всего, свою главную функцию – быть организатором всех социальных и экономических отношений.  Конечно, определенные общественные потребности могут быть реализованы негосударственными гражданскими объединениями и иными структурами, но такая возможность весьма ограничена и не может носить всеобъемлющий характер на государственном уровне. Но кроме этой главной функции государство само является активным субъектом рынка, то есть выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, госзаказов, контрактов и др. Государство выступает продавцом и покупателем разнообразных объектов, являясь при этом  собственником средств, прежде всего движимого и недвижимого имущества.
      В своей основе  государственная  собственность является формой общественной собственности. Общенародный характер государственная собственность  принимает не потому, что она принадлежит  всем, а потому, что она призвана использоваться в интересах всего общества и под его контролем. Состоит она в основном из объектов и предприятий, созданных многими поколениями народов  и данной территориальной общностью людей, за счет доходов от продажи и хозяйственного использования общественных природных ресурсов, имущества государственных предприятий и хозяйственных организаций, за счет обязательных и добровольных платежей населения и субъектов.
      Поскольку государственное имущество и  его использование может реализовывать  не только государственные интересы, чрезвычайно важно обеспечение таких условий, когда макроэкономическая система, включая встроенные в нее институты государственного регулирования, функционирует строго в общенациональных интересах. Важным направлением в условиях предпринимательства должно быть и повышение ответственности хозяйствующих субъектов за наиболее эффективное решение вопросов распоряжения, владения и пользования конкретными объектами собственности.
      Экономическая роль государства в современных  условиях заключается в реформировании отношений собственности, институциональных преобразований,  достижении сбалансированности между экономической и социальной справедливостью и так далее.  Государство, тем самым, выполняет ряд предназначенных ему функций: регулирующей, перераспределительной, контрольной и социальной. Регулирующая функция, обусловлена тем, что государство реализует экономическую политику через институциональную систему, государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора. Для реализации перераспределительной функции решающую роль играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Механизмами этой функции служат государственные системы. Контрольная функция государства проявляется в том, что оно через органы государственного контроля и другие институциональные системы обеспечивает контроль текущих и прогнозируемых программ и проектов, определяет условия предпринимательской деятельности, задает параметры экономического роста и т.д. Механизмами реализации этой функции является система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений, льгот, выбор приоритетов экономического развития общества. И последняя, социальная функция, заключается в поддержании социальной справедливости и определенного уровня общественного благосостояния. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства, а механизмом реализации служат различные социальные и экономические программы на всех уровнях.         
      Законодательно  государство устанавливает общие  нормы и правила хозяйствования, формирует организационно-функциональный механизм регулирования экономики, выполняет определенные полномочия, предполагающие принятие и осуществление решений по хозяйственным вопросам, управляет общественной собственностью и общественным сектором.
      В экономических отношениях, представляющих собой фактическое распоряжение и использование благ в интересах определенного субъекта, государство в определенных условиях и является таким субъектом. В этой роли  оно выступает в отношениях присвоения, распоряжения и контроля относительно имущества, которое принято называть государственной собственностью.
      С позиции права субъектами государственной  собственности не могут  непосредственно  являться конкретные физические лица. В этом состоит основная и характерная  черта государственной собственности  любого уровня. Субъектами ее присвоения признаются государственные    (либо муниципальные) органы, а народ, выступающий в целом как собственник  частей национального богатства страны,  делегирует представительным и исполнительным органам государственной власти соответствующего уровня функции по управлению данной собственностью.
      Функционирование  органов государственного регулирования  экономикой, в особенности если оно  всеобъемлющее, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование  командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.
      В.Д. Камаев11 пишет: «Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи».
      Главным мотивом экономического поведения  людей в мире экономики был  и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания  личных и общественных экономических интересов.
      Однако  и эта система способна функционировать  лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним  В.Д. Камаев12 относит:
      1.законодательное  определение прав собственности  на экономические ресурсы и  механизмов их осуществления;
      2.защита  свободы индивидуального выбора  людьми той или иной сферы  приложения труда, знаний, опыта,  интеллектуальной и иных форм  собственности в сферах, разрешенных  законом;
      3.гарантия  приоритетных личных интересов  и экономической мотивации законного  получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
      4.использование  конкурентного механизма цен,  прибылей и убытков, ограничение  монопольных тенденций как в  государственном, так и негосударственном секторах экономики;
      5.осуществление  социальной политики защиты населения с низкими доходами;
      6.поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.
      Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.)
      Как пишет А.И. Попов13, общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
      • при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации  экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать  только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);
      • государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию, государственных предприятий над частными;
      • государственная финансовая, кредитная  и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
      • государственное вмешательство  в рыночные процессы тем эффективней, чем в более «рыночную» форму оно облачено;
      • особую значимость государственное  регулирование приобретает в  период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в  сфере межгосударственных экономических отношений (экспортно-импортные операции международная специализация производства, валютные отношения).
      Таким образом, современная рыночная экономика  является «государственно-регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
      Государственное регулирование рыночной экономики, по словам А.И. Попова14, преследует три цели:
      •    минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
      • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
      • обеспечение социальной защиты тех  групп рыночного общества, положение  которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
      Для достижения названных целей современное  государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
      Таким образом, найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Для каждых конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации.

2.2. Домохозяйство как  субъект рыночной  экономики

 
      В данном параграфе мы проведем исследование роли домашних хозяйств в рыночной экономике. Мы рассмотрим функции домохозяйства и его характеристики.
      Для построения рассуждений в данном разделе работы нами были использованы данные по монографии «Рыночная экономика  домашнего хозяйства(России)» Г. П. Журавлевой15.
      Домашние  хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
      Домашнее хозяйство, в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство воспроизводство “человеческого капитала”.
      Семья – это, как правило, осознанно  организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизненная деятельность которых направлена на реализацию социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.
      В любом известном обществе семья  всегда оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг.
        Семья испытывает на себе влияние  экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений.
      Семья вовлечена в производство товаров  и услуг, разделяемых между всеми  ее членами. Эти вещи доступны в одинаковом количестве и качестве всем. Общие товары могут не соответствовать полностью вкусам ни одного из индивидов, но это товары, которые все согласны купить. В таких случаях, а их множество, индивиду приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющем его предпочтения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.