На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Реализм

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1 Введение.
В развитии западноевропейской литературы и искусства ХIХ в. - период появления произведений, ставших огромным достоинством культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми.
Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию, и её результаты, религиозный аспект.
Особенностью развития европейской культуры Х1Х века было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы Х1Х века. Однако несмотря на многообразие стилей, сложившихся в этом столетии, первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах.
2 Реализм.
В 30 – 40-е годы в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждается реализм и к середине Х1Х века становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение
действительности специфическими средствами, присущими тому или иному
3
виду художественного творчества.
В ХIХ в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства – человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30 – 40-е гг. ХIХ в.
    В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, - главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).
2.1 Литература.
В Х1Х в. ведущее положение из всех видов художественного творчествазаняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.
  Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки
4
капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей–реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
 
2.1.1 Литература Франции.
    Образцом реалистической поэзии Франции ХIХ в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780 – 1857). Он выступил ещё  в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую политику. В период Реставрации он стал настоящим поэтом- борцом. Его задорные песни в этот период высмеивают богачей и преуспевающих мещан. Политическая песня Беранже насыщена демократизмом, отмечена печатью живого национального юмора.
    Блестящим представителем критического реализма был Стендаль. Преклонение писателя вызвали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.
    Один из замечательнейших романов Стенделя – «Красное и чёрное»(1830). Герой романа – Жюльен Сорель, страстный поклонник наполеоновской эпохи, человек с возвышенной и чувствительной душой, стремящийся победить косную общественную среду. Однако это ему не удаётся, так  как господствующие классы не приняли его _ плебея по происхождению. В романе «Пармская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху,
5
предопределившую трагизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.
Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма – творчество Оноре де Бальзака (1799 – 1850). По замыслу Бальзака его главное произведение – эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническому труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.
     В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В неё вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», Кузина Бетта» и многие другие. Эпопея – грандиозная по широте охвата реалистическая картина, отражающая нравы и противоречия общественной жизни Франции. Бальзак наделяет своих героев умом, талантом, сильным характером. Его произведения глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей.
     Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803- 1870), выдающийся писатель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют сильные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам – «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе), «Коломба», «Фальконе». Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка.
 
6
    В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом её от сотрудничества с рабочим классом в литературе Франции складывается новый тип критического реализма – писатели отказываются от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространённому, заурядному. В целом искусство ещё больше приближается к жизни.
  Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821-1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным слоям населения: буржуазию он всю жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. Поэтому Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Несмотря на несостоятельность  такой позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне от общественной борьбы. Одно из выдающихся произведений Флобера – роман «Мадам Бовари». В центре романа  - образ женщины из буржуазной среды. Воспитанная романтической литературой, она погибает в столкновении  с мещанской действительностью. В романе «Воспитание чувств» изображены нравы провинции и Парижа, моральное ничтожество буржуа. В этом романе разработана тема молодого человека, вялого, инертного , не способного к активной деятельности. На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада», в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистических деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внутреннего монолога.
    Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характерны и
7
для Ги де Мопассана (1850-1893). Лучшие его произведения – романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан». Мопассан – мастер новеллы и рассказа. Писатель стремится противопоставить правду естественных чувств человеку духовному божеству, корыстолюбию буржуа- собственника, его лживой морали.
2.1.2 Литература Англии.
Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771-1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В начале своего творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.
      Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвенго», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монтрозе» освещают классовую борьбу, развернувшуюся в Англии в ХVII – XVIII вв.
     Творчеству В.Скотта свойственна особая композиция романов, предопределяемая выдвижением на первый план описания жизни, быта и нравов самого народа, а не королей, полководцев, вельмож. В то же время, изображая частную жизнь, писатель воспроизводит картину исторических событий.
  Один из великих художников мировой литературы – Чарльз Диккенс (1812 – 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении
8
«Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия. Подсмеиваясь над прекраснодушием, доверчивостью, наивностью своего героя, Диккенс сочувствует ему , оттеняя его бескорыстие, честность, веру в добро.
   Уже в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» изображен капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Писатель, веря в торжество справедливости, своего героя заставляет преодолеть  все препятствия и добиться личного счастья.
  Однако произведения Диккенса полны глубокого драматизма. Писатель дал целую галерею носителей общественного зла, которыми выступают представители буржуазного класса.
    Такие качества Диккенса, как неистребимый оптимизм, яркий и очень национальный юмор, трезвый, реалистический взгляд на жизнь, - все это делает его величайшим после Шекспира народным писателем Англии.
    Современник Диккенса – Уильям Теккерей (1811-1863) в лучшем романе «Ярмарка тщеславия» ярко и образно разоблачает пороки буржуазного общества. В этом обществе каждый играет предназначенную ему роль. Теккерей не видит положительных героев, у него только две категории действующих лиц – обманщики или обманутые. Но писатель стремится к психологической правде, избегает гротеска и преувеличения, свойственных Диккенсу. Теккерей с презрением относится к буржуазно-дворянской верхушке общества, но он равнодушен к жизни низов. Он пессимист, скептик.
  В конце ХIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным образом трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1933), Джорджа Бернарда Шоу
9
(1856-1950), Герберта Уэллса (1866-1946)
    Так, Д. Голсуори в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XХ вв. раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и частной жизни. Им написаны драмы. Занимался он публицистикой, где отстаивал принципы реализма. Но в трилогии «Конец главы» проявились консервативные тенденции.
     Д. Б. Шоу – один из учредителей и первых членов социалистического «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых – столкновение враждебных идеологий , бескомпромиссное решение социально-эстетических проблем( «Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл  и лев», «Пигмалеон»), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).
   Его пьесы сочетают комедию с политическими, философскими и полемическими аспектами и имеют цель воздействовать на общественное сознание зрителя и его эмоцию Бернард Шоу – лауреат Нобелевской премии 1925 г. Он был одним из тех, кто приветствовал Октябрьскую революцию.
  Шоу написал более 50 пьес и стал притчей во языцех как остроумный человек. Его произведения насыщены афоризмами, пронизаны мудрыми мыслями. Вот одна из них: « В жизни существуют две трагедии. Одна – когда вы не можете добиться того, что желаете всем сердцем. Вторая – когда вы добьётесь этого.
   Г. Д. Уэллс – классик научно- фантастической литературы. В романах
10
«Машина времени», «Человек-невидимка»,»Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества: «История человечества все более и более становится состязанием между образованием и катастрофой».
2.1.3 Литература скандинавских стран.
В последней трети ХIХ в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей Генрика Ибсена (1828-1906), Бьернстьерна Мартиниуса Бьернсона (1832-1910), Кнута Гамсуна (1859-1952).
   В своих остросатрических драмах «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения – одно из высших достижений реалистической западноевропейской драматургии.
  Основоположник норвежской драматургии и критического реализма – Б.М.Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.).Свои социально- критические взгляды он отразил в драмах «Банкротство», «Свыше наших сил», в стихах.
  Перу К.Гамсуна принадлежат психологические романы «Голод», «Мистерии», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. Труд земледельца воспет им в пьесе «Соки земли», за которую Гамсун  получил Нобелевскую премию в 1920 г. Ненависть Гамсуна к капиталистическому строю привела к увеличению нацистскими идеями. В пьесе «У врат царства» отражены антидемократические тенденции. За сотрудничество с фашистами в
11
годы Второй мировой войны он был осужден.
2.2 Музыкальное искусство.
В Италии в XIXв. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIXв. – творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.
   Проблемы социального неравенства  - содержание опер Верди «Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», в которых выражена лирическая сторона творчества великого маэстро. Героико-историческая тема реалистически воплощена в операх «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос».
    Шедевры оперного реализма – оперы Верди «Аида», «Отелло» и «Фальстаф». Это музыкальные драмы с непрерывным развитием действия. Сцены построены свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло – к ансамблю. Важное место отведено оркестру. У Верди полное слияние музыки с драматическим действием. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы – постоянно в репертуаре оперных театров мира.
12
  Итальянские оперы вызвали к жизни новые принципы вокального и сценического исполнения: драматическую выразительность пения, актерское мастерство певца, историческую точность декораций и костюмов. Замечательными вокалистами, представителями бельканто с мировой славой были певицы А. Патти, Дж. Паста, И. Колбран и др., певцы М. Баттистини, Ф. Галли и др.
     В этот же период возникает в опере новое направление  - веризм. Его представители – композиторы Р. Леонкавалло (1857-1919), П. Масканьи (1863-1945), Ум. Джорданно (1867-1948), Дж. Пуччини (1858-1924). В основе произведений этих мастеров – жизненно достоверные сюжеты; правдивое отображение душевного мира простых людей; эмоционально выразительная музыка, отсутствие высокой общественной идеи. Сложился и определенный исполнительный стиль – преувеличенная экспрессия, сентиментальный надрыв, острый драматизм. Лучшие произведения этого направления –«Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. Благодаря психологической глубине творчество Дж. Пуччини, написавшего «Богему», «Тоску», «Чио-чио-сан», преодолевает рамки веризма.
   Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж.Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, «Гамлет» А.Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические  восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л.Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж.Бизе, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса.В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер
13
демократичен, близок к городскому фольклору.
    Вершиной реализма в оперном искусстве Франции признана опера Ж.Бизе «Кармен». Для творчества Бизе характерны отточенность форм, четкость изложения. Герои оперы – простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В этой опере воплощен испанский национальный музыкальный колорит. В ней- напряженный ход драматических событий, разнообразие народных сцен. Это одна из самых популярных опер в мире. П.И.Чайковский признавал ее «в полном смысле слова шедевром».
    Середина ХIХ в. Стала временем рождения нового музыкального жанра – оперетты – легкой оперы, включающей и танец, и диалог ( произошла от комической оперы). Родина оперетты – Франция, а родоначальники – композиторы Ф.Эрве и Ж.Оффенбах.
     Композитор, органист, певец, либреттист Ф.Эрве (1825-1829) во многих произведениях парадировал традиционные оперные формы. Им написаны оперетты «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш».
    Композитору, дирижеру, виолончелисту Ж. Оффенбаху (1819-1880) мировую славу принесли оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Перикола» и др. Во многих из них – пародия на буржуазно- аристократическое общество. Музыка Оффенбаха изящна, отличается игриво-пикантной мелодикой: зажигательной танцевальной ритмикой. Опера «Сказки Гофмана» проникнута лиризмом, романтичностью. Творчество Оффенбаха определило дальнейшее развитие не только французской оперетты, но и формирование этого жанра в других странах.
   До сих пор популярны во многих странах оперетты французских
14
композиторов «Дочь мадам Анго», «Жирофле-Жирофля» Ш.Лекока, «Корневильские колокола» Р.Планкета.
В Австрии в начале XIX в. наряду с Веной музыкальными центрами стали Зальцбург, Зейзенштатд, Эстерхаза и др. Венская придворная опера была открыта в 1869 г., этот театр стал ведущим музыкальным театром страны. В его репертуаре преобладали французские и итальянские оперы. В последней трети XIX в. получила развитие венская оперетта. Ее основоположники: Ф.Зуппе (1819-1895), написавший «Прекрасную Галатею», «Боккаччо» и одну из лучших своих оперетт – «Донну Жуаниту»; И. Штраус (сын) (1825-1849) – лучшие его творения «Цыганский барон», «Летучая мышь» и др. Крупный композитор этого жанра – К. Миллекер (1842-1899) – автор оперетт «Нищий студент», «Гаспарон».
   В творчестве этих композиторов широко используются народные мелодии, танцевальная ритмика, оперетты отличаются мелодичностью.
     В жанре оперетты творил также К.Целлер (1842-1898) – автор оперетт «Продавец птиц» и «Мартин Рудокоп».
   Несмотря на то, что для творчества английских композиторов ХIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, оперная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской оперы. В 1856  г. была образована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступает период, вошедший в историю под названием английского музыкального Возрождения, - повышается интерес композиторов к национальной тематике.
  В 60-70-е годы на сценах английских театров ставятся французские оперетты,
15
затем возникает и английская оперетта. Создатель национальной английской оперетты – композитор А.Салливан (1842-1900). В содружестве с У.Гилбертом он написал оперетты «Передник», «Пираты Пензаса», «Микадо» и др.
2.3 Изобразительное искусство.
В изобразительном искусстве главный признак реализма – постижение социального характера человека. Однако в живописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средствами, которые создают иллюзию зрительной достоверности.
   Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине ХIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художник, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах, Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.
   Ж.Ф.Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»).
   Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» - значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Портрет Шопена»). Его творчество – борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство,
16
близость искусства к жизни. Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежделишь в исторической живописи.
  Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.
  Произведения Эдуарда Мане (1832-1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма – его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер»  - об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив импрессионизм он обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей»).
    Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи.
  Одним из наиболле самобытных художников своего времени был Уильям Тёрнер (1775-1851). Он много путешествовал по Европе, и его пейзажи приобрели романтическую направленность («Кораблекрушение»). Смелые по колористическим и световоздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма
17
(«Дождь, пар и скорость»). Он прославился также как исторический живописец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад Гесперид», «Дидона, строящая Карфаген» и др.).
      Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебеля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев XIX в. этюды. Утренняя роса, полуденный зной, влажная зелень травы, тончайшая гармония оттенков осени, сияющая свежесть лета – все это поэтически отражено в его пейзажах. Он изображает глиняные откосы, покрытые вереском пустыри, гнилые бревна, пни на тенистом берегу реки, заливные луга, плывущее высоко в небе облако. Художник прославлял человека, его созидательный труд.
      Лучшие о работы – «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле» и др. Дж. Констебль сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.
2.3.1 Творчество Ф. Гойи.
После смерти Веласкеса в 1660г. в течение ста лет испанское искусство пребывало в состоянии глубокого упадка. И только в конце XVIII – начале XIX вв. отсталая Испания неожиданно выдвинула гениального художника, который стал не только одним из величайших живописцев и графиков Испании, но и оказал глубокое влияние на все европейское искусство XIX и ХХ вв., - Франсиско Гойю (1746-1828). Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков.
    Начинал художник с многоцветных и праздничных эскизов для Королевской
18
шпалерной мануфактуры, в 90-х гг. XVIII в.он превратился в экспрессивного, глубоко трагического художника. В начале XIX в. Гойя пришел к отчетливому и ясному сознанию своих общественных симпатий и антипатий и глубокой постановке философских вопросов борьбы добра и зла. Он безоговорочно стал на сторону народа, боровшегося против наполеоновской интервенции («Расстрел повстанцев», серия офортов «Бедствия войны»). В эти годы он создал вдохновенные реалистические произведения, воспевающие испанский народ («Кузница», «Девушка с кувшином»). Гойя писал картины, полные злой, обличительной иронии («Семейство короля Карла IV») и прославлявшие красоту, здоровье, моральную силу испанского народа («Женщина с желтым шарфом», «Маха одетая», «Обнаженная Маха»). Великолепный портрет «Исабель Кобос де Порсель» представляет женщину, полную огня, внутренней силы, независимости, чувства высокого достоинства. Это не только классический национальный тип испанской красоты, но и глубоко индивидуальный характер.
    Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но в то же время оно отличается от творений его современников. В творчестве вдохновенно отображено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офортов «Капричос», - на 80 листах перед зрителем предстает страшный мир чудовищ и уродов. Острая социальная сатира художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах – обвинение церкви, дворянству, властителям. Художественный язык «Капричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности.
 
19
2.4 Театр.
  В период утверждения реализма в театральном искусстве Франции получает развитие критический реализм, начинается преодоление пристрастия романтиков к показу только исключительных личностей. Актер Фредерик Леметр создал социальный тип, ставший в восприятии современников символом буржуазной Июльской монархии.
    В канун революции 1848 г. вновь зазвучала героическая тема, которую несла в своем творчестве, как отмечалось, великая трагическая актриса Элиза Рашель. Но после революции в театральном репертуаре опять наступил откат, усиливаются охранительные, буржуазно-апологетические тенденции.
    Во время Парижской Коммуны правительство пыталось превратить театр в средство общественного воспитания, но после ее поражения театр Франции идейно оскудел. И в творчестве ведущих трагедийных актеров театра «Комеди Франсез» стали преобладать черты академизма. Выдающаяся французская актриса Сара Бернар (1844-1923) дебютировала в «Комеди Франсез» в 1862 г. В ее репертуаре были роди трагических героинь из классического и современного репертуара: Федра, Андромаха (пьесы Расина), Заира (пьеса Вольтера), Дездемона, донья Соль («Эрнани» Гюго). Одна из лучших ролей актрисы – Маргарита Готье в пьесе «Дама с камелиями» А.Дюма- сына. Искусство Бернар было примером технического совершенства, она обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью.
  В начале XIX в. классицистическое искусство подготовило формирование итальянского трагедийного стиля, развиваемого на основе революционно-романтического и шекспировского репертуаров. Романтический герой
20
итальянского театра был исполнен гражданского долга, стремления к самоотверженному служению родине. Прославленными трагиками были актеры Э.Росси, Т. Сальвини (1820-1915), актриса А. Ристори. Основная черта этого направления итальянской сценической школы – создание сильных, волевых характеров, психологическая достоверность. С особой силой талант этих актеров раскрылся в пьесах Шекспира. Искусство этих актеров в развитии западноевропейского театра составило целую эпоху.
  В конце Х1Х в. значительное влияние на английский театр оказывает европейская реалистическая драматургия, в частности драматургия Ибсена. Пропагандировали драматургию Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Ибсена.
В политически раздробленной Германии театральная жизнь сосредоточивалась в небольших городах, в которых придворные театры играли классический репертуар. Крупнейшими актёрами Германии середины и конца Х1Х в. были Б. Дависон, А. Машковский, Э. Поссарт.
В пьесах Г. Ибсена, Г. Гауптмана блистали великие трагики И. Кайнц и А. Зорма.
2.5 Балет.
    Родиной европейского балета Х1Х в. была Италия. Балет был основан на традициях античной пантомимы и танца и богатейшей культуры народного танца. На рубеже 18 – 19 вв. в развитии балета Италии начался новый этап, совпавший с периодом освободительной борьбы итальянского народа. Создавались спектакли, основанные на принципе действенного балета, насыщенные драматизмом, динамикой, экспрессией. Ставили такие балеты Г. Джои и С. Вигано, в них выступали танцовщики-пантомимисты.
21
Крупнейшим центром балетного искусства в Европе считался театр «Ла-Скала», в 1813 г. при театре была создана балетная школа.
Во второй половине Х1Х в. в Италии так же, как и в других странах Западной Европы наблюдался упадок балетного искусства. В это время утверждается виртуозный стиль исполнения. Внимание акцентируется на преодолении технических трудностей, а драматическая выразительность отодвигается на второй план. В 80-е годы Х1Х в. ставились преимущественно феерические представления, отличающиеся громоздкостью и, как правило, лешенные идейного содержания. Однако выпускники балетной школы «Ла-Скала» в конце столетия К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки прославились не только высочайшей техникой, но и выдающимся драматическим дарованием.
3 Заключение.
Художественная культура Х1Х в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой человеческой семьи. Поскольку практика значительно расходилась с провозглащенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры Х1Х столетия характерен критицизм.
Развитие реализма в целом сопровождает становление капиталистического способа производства, и это не случайно: все более острыми становятся социальны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.