На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика разработки сценария и проведения культурно-досуговой программы «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» 
Факультет заочного обучения

Кафедра педагогики социокультурной деятельности 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  «Технологии СКД»

Методика  разработки сценария и проведения культурно-досуговой программы «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                   Выполнила студентка  
                                                                                 ФЗО 412а(2) группы 
                                                                                                    Зятина Светлана Александровна 
                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                            Кандидат пед. наук, доцент
                                                                       Бирюкова Т.П. 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011г.
Оглавление:
 
Введение…………………………………………………………..стр. 3 
Глава 1. Детский досуг и его особенности. 
1.1
. Понятие досуга. Его уровни…………………………………стр. 6             
1.2.
Психолого-педагогические особенности детей старшего    
        дошкольного возраста …..…………………………………..стр. 9 
1.3.
Специфика организации досуга дошкольника    
…………..стр.15
Глава 2. Культурно-досуговая программа для детей младшего
                школьного возраста «День Земли»
2.1. Методика разработки сценария праздника                                
       «День Земли»……………………………………...…….…..стр. 19
2.2. Сценарий праздника «День Земли», как форма досуга детей
       старшего дошкольного возраста……..………….…………стр. 22
2.3. Режисерско-постановочный план……………….…………стр. 24 
Заключение
…………………………………..……….…………стр. 28 
Список используемых источников
………………………… стр. 30 
Приложения 
 
 
 
 
 
 

Введение.
                В Белоруссии существуют множество законов и правовых актов касающихся детей дошкольного возраста, их обучения и воспитания. Одним из них является «Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.09.2000 N 40 "Об утверждении и введении в действие руководящих документов Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Основные требования и нормативы" и "Образовательный стандарт. Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность"». [15] На воспитание, обучение, содержание подрастающего поколения в учреждениях дошкольного образования из бюджета страны ежегодно выделяются средства.
                На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин "дошкольное образование" (с 1997 года по решению ЮНЕСКО). Значительная часть задач, определенных Концепцией развития дошкольного воспитания в БССР (1990г.), за прошедшие годы решена. Вышеперечисленные проблемы актуализировали необходимость ее переработки.  [15]   
                 Тема моей работы выбрана не случайно. Дети – наше будущее, а значит ответственность за формирование их личности, как и формирование будущего в целом, полностью лежит на нас, их родителях, воспитателях, педагогах и, конечно же, организаторах их досуговой деятельности. Ведь именно в процессе досуга легче всего заложить правильный фундамент нравственного поведения, усвоение детьми моральных норм и правил поведения, формировать общественную направленность личности. Именно поэтому грамотно организованный досуг для наших детей - залог счастливого будущего.
Объект  исследования: организация досуга дошкольников.
Предмет исследования: процесс подготовки и проведения праздника «День Земли» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель  исследования: на основе изученного теоретического материала разработать сценарий проведения культурно-досуговой программы для детей старшего дошкольного возраста и осуществить ее постановку.
 Задачи исследования:
    Рассмотреть понятие досуга.
    Изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
    Проанализировать специфику организации досуга дошкольника.
    Разработать сценарий культурно-досуговой программы для детей старшего дошкольного возраста.
    Осуществить режиссерскую постановку праздника «День Земли» 
    Предложить рекомендации по совершенствованию методики подготовки и проведения праздника «День Земли» 
 
 
Методы исследования как:
- теоретические (анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста)
- эмпирические (наблюдение за детьми в процессе досуга)
База  исследования: ДДУ ясли-сад №210 г. Минска. 

 


Глава 1. Детский досуг  и его особенности.

1.1. Понятие досуга и его уровни.

           Что такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.   Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый.
                   Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить, чего-то достичь. Современное значение это понятие приобретает в XIX веке, когда его начинают рассматривать как свободное от работы (основного занятия) время. [1]
Досуг – это  часть свободного времени, которая направлена на развитие личности, ее интеллектуального потенциала и физического совершенства. [10]
                  Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника.
4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
5. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека. [1].
                   Определение досуга распадается на четыре основных группы.
1. Досуг как  созерцание, связанное с высоким  уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В  этой концепции досуг обычно  рассматривается с точки зрения  эффективности, с какой человек  делает что-либо.
2. Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
3. Досуг, как  свободное время, время выбора. Это время может быть использовано  различным образом, причем оно  может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
4. Досуг интегрирует  три предыдущих концепции, стирает  грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [5].
                 Перед началом основной работы учтем то, что досуговая деятельность предполагает проведение на основе игрового сюжета мероприятий разной направленности: интеллектуальные, конкурсные программы, музыкальные, литературные, развлекательные, спортивные и другие игры и утренники. [9, с. 54]. Подведем итог. Наиболее доступными для детей являются программы, основанные на сюжетно-игровом фундаменте.
                  Устраивая досуг для детей старшего дошкольного возраста, следует учесть так же и  психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Поэтому пред написанием основной работы над сценарием нужно изучить их психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.   

  
 


1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

                  Старший дошкольный возраст ребенка - это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого - наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить.
                    В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. [7]
                  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.
                Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полные и правильные представления как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях [3]
             Знакомство с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего, детей необходимо знакомить с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме. Введение в мир неживой природы должно проходить без сообщения каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в процессе ознакомления лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. [20]
                Ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. [10]
              Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок  учится полноценному общению  со сверстниками.
2) Учиться подчинять  свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно  развиваются все психические  процессы, формируются первые нравственные  чувства (что плохо, а что  хорошо).
4) Формируются  новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются  новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 

                 В старшем дошкольном возрасте  лучше всего развито непроизвольное  внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное, само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны. Однако одного только изучения психолого-педагогических особенностей старшей возрастной группы недостаточно -  для успешно проведенной курсовой работы следует так же проанализировать специфику организации досуга дошкольника.
 

1.3. Специфика организации досуга дошкольника.

            На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:
    досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
    досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
    досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
    досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных  ориентаций;
    досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная <зона ограниченного вмешательства взрослых>;
    досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную <Я - концепцию>; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
    досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
    природе детского досуга чужда оппозиция <учебное время> - досуг (как часть внеучебного времени); детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг [6].
               Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Досуг детей старшего дошкольного возраста - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности  детей в контактах. Для данной возрастной группы наиболее походящими я считаю такие формы досуга как: утренники, сюжетно-игровые программы, встречи, календарно-обрядовые мероприятия и, конечно же, праздники.  
                 Детский досуг - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить, участия в театрализованных представлениях, танцев, песен…
              В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.
                 Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
                Таким образом, досуговое время для детей старшего дошкольного возраста должно иметь особую специфику. Однако, как и любая культурно-досуговая программа, программа для детей заданной возрастной категории должна состоять из таких обязательных компонентов как:
    Познавательный
    Зрелищный
    Танцевальный
    Игровой
    Коммуникативный
               Так  же мной были учтены  время и место проведения мероприятия, наличие технических средств в ДДУ №210. 
                И так, рассмотрев понятие досуга, а так же изучив возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и проанализировав специфику организации досуга дошкольника, можно смело переходить непосредственно к разработке сценария культурно-досуговой программы для детей старшего дошкольного возраста.
 

2. Культурно-досуговая программа для детей младшего школьного возраста «День Земли»

2.1. Методика разработки сценария праздника «День Земли»

          Для начала стоит подробней рассмотреть понятие праздника. В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). Это слово родственно польскому слову «prozdny». B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам. [2] В современной литературе существует ряд определений понятия «праздник». Однако я считаю актуальной для нашего времени обобщенную характеристику этого понятия:   
          Праздник – массовое общественно-политическое или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней и представляющая собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой темой, идеей и проблемами.
Задачи  праздника:
- формирование  мировоззрения.
- воспитание  нравственных качеств.
- уважение к  нормам, законам, морали.
- развитие эстетического  вкуса.
- организация  досуга.
Функции праздника:
- познавательная.
- коммуникативная.
- нравственно-психологическая.
- художественно-эстетическая.
Классификация праздников:
- Государственные.
- Художественно-исторические.
- Профессиональные.
- Экологические.
- Религиозные.
- Календарно-обрядовые.
- Детские фестивали  и праздники.
- Молодёжные  фестивали и праздники.
- Праздники и  фестивали искусств.
- Спортивные  праздники.
Специфические особенности праздника:
1. Массовые.
2. Один или несколько дней.
3. Содержит комплекс мероприятий.
                Поскольку отличительной особенностью детского досуга является его театрализация, нужно уделить особое внимание театральной постановке, художественным образам и приемам активизации зрителя. Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-художественной активности аудитории.
    Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации.
    Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории – участники и зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.
    Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. [12]
 
 
               Итак, анализируя все вышеперечисленное, можно смело приступать к составлению сценарного плана праздника, который составлялся мной с учётом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а так же исходя из условий, в которых будет происходить мероприятие.
         Прежде чем приступить к литературному написанию сценария, мной был определён идейно-тематический замысел праздника:
Место проведения: детский сад. 
Тема: Разнообразие даров природы. Богатства Земли. 
Идея: «Береги окружающую среду!» 
Цель: Способствовать формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывать бережное отношение к природе.

Основные  компоненты:  
- театрализованное представление; 
- конкурсно-игровая программа.
 

                 Поскольку у детей данной возрастной группы психологической особенностью является образное мышление, в своем сценарии я постаралась наиболее ярко выразить образы времен года, используя яркие костюмы и музыкальное сопровождение.
                 Включение образов в сценарий несет художественную основу всего сюжета. Так же это усиливает эффект восприятия информации  у детей заданной возрастной группы, побуждает их к более активному участию в программе и тем самым оказывает огромное влияние на мировоззрение детей в целом.
 


2.2. Сценарий праздника «День Земли», как форма досуга детей старшего дошкольного возраста.                  

 
Действующие лица: Ведущий – музыкальный руководитель; Весна, Лето, Осень, Зима – работники детского сада; Бабочки (дети); Воробей. 

Для проведения праздника  понадобятся:
- Игровые поля: синий лист картона - «вода»-2 шт., коричневый лист картона    
    - «суша»- 2 шт.
-Дидактическая игра «Составь картину о времени года» (листы ватмана, на которых дети  будут составлять «картину» о времени года  из заранее подготовленных заготовок)
-два набора  карточек с изображением животных, обитающих на суше и в воде;
-два набора  «Рыбалка» с магнитными удочкам,  два пластмассовых ведерка.
-три корзины  с фруктами, овощами, ягодами (можно  использовать муляжи или карточки  сих изображением);
-два набора  для аппликации весенних композиций  из  бумаги: лист картона-основы, ваза, цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха, одуванчики. Столы для выполнения аппликации, клей, салфетки. 

ЭКСПОЗИЦИЯ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.