На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение участников ВЭД

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию РФ
Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
Кафедра Налогов и налогообложения
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине: «Федеральные налоги и сборы»
НА ТЕМУ: «Налогообложение участников ВЭД»
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
студент 4 курса
очного  отделения
ИНЭК, гр. Н-415
Чебаева Н.Г.
Проверил: преподаватель
Зуева О.К.
 
 
 
 
 
 
Уфа-2009
Содержание
 
Введение……………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Теоретические  аспекты налогообложения участников ВЭД….5
     1.1.Теоретические основы государственного налогового регулирования экспортно-импортных операций ………….. ……………………………………..5 
     1.2. Сущность  и элементы НДС при экспортно-импортных операциях…………………………………………………………………………….7
Раздел 2. Основные проблемы налогообложения участников ВЭД…….13
     2.1. Проблемные аспекты НДС при экспортно-импортных операциях…….13 
     2.2. Динамика поступлений НДС при экспортно-импортных операциях….19
      2.3. Зарубежный опыт экспортного НДС (на примере Китая)………………21
Раздел 3. Направления  по совершенствованию налогообложения внешнеэкономической деятельности…………………………………………23
     3.1. Направления совершенствования налогообложения по НДС при экспортно-импортных операциях……………………………………………….23
Раздел 4. Практическая часть…………………………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………………….37 
Список используемой литературы ……………………………………………….39
Приложение 1………………………………………………………………………40
Приложение 2………………………………………………………………………41
Приложение 3………………………………………………………………………42
 

 
 
 
 
 
 
Введение
В современном мире ни одно государство  не может нормально функционировать  и динамично развиваться, находясь в изоляции от других стран. С усилением  роли научно-технического прогресса  и международного разделения труда  возникли новые и укрепились уже  существующие отношения во внешнеторговой деятельности, которые выражаются в  виде экспортно-импортных операций. По мере интеграции России в мировое  хозяйство, все более важным и  результирующим фактором ее экономической  жизни становятся экспортно-импортные  операции. В сферу международной  торговли вовлекается все больше предприятий, подчиняющиеся в своей  деятельности законам мировой экономики  и самостоятельного освоения внешнего рынка.
     Налоги - эффективное средство государственного регулирования в сфере международных экономических отношений. Этому способствует рост влияния транснациональных корпораций на мировую экономику, углубление и интенсификация специализации и кооперации производства в международном масштабе, всеобщий процесс интернационализации и глобализации экономической жизни. Поэтому изучение и анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретают все более возрастающее значение с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономических связей каждого государства.
Это свидетельствует об актуальности темы данной курсовой работы, в которой комплексно исследуются вопросы налогообложения импортных и экспортных, а также возможности совершенствования налогообложения участников ВЭД.
Целью работы является изучение и  анализ налогообложения участников внешнеэкономической деятельности и разработка мероприятий по дальнейшему  совершенствованию регулирования налогообложения участников ВЭД.
В связи с поставленной целью  необходимо решить ряд задач:  
- изучить теоретические аспекты НДС в государственном регулировании экспортно-импортных операций;
- выявить проблемы НДС при  экспортных и импортных операций;
- предложить мероприятия по  совершенствованию налогообложения

внешнеэкономической деятельности;


- сопоставить различные методики  расчета налоговой нагрузки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 1. Теоретические  аспекты налогообложения участников ВЭД
 
1.1.Теоретические основы государственного налогового регулирования экспортно-импортных операций
Одной из ключевых проблем, возникающих в рамках проводимых в настоящее время в России преобразований, является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования экспортно-импортных операций, и, в первую очередь, налогового регулирования. Необходимо отметить, что в экономической литературе при исследовании операций внешней торговли используются такие понятия как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), внешнеторговая деятельность и экспортно-импортные операции. Между вышеупомянутыми категориями существуют определенные разграничения. Необходимо рассматривать налоговое регулирование экспортно-импортных операций, как составную частью понятия "внешнеторговая деятельность", которая в свою очередь является составной частью понятия "внешнеэкономическая деятельность". Схематично это представлено на Рис. 1.


 
Рис. 1. Место экспортно-импортных  операций во внешнеэкономической деятельности
Основой регулирования экспортно-импортных  операций являются общепризнанные в  мировой практике экономические  методы, поскольку в механизме  их реализации используется более широкий  набор средств, которые, в отличие  от административных мер, имеют возможность  более гибкого и оперативного применения (Приложение 1).
Среди экономических методов центральное  место занимает налоговое регулирование  экспортно-импортных операций, в  работе определены его содержание и  цели. Современными целями налогового регулирования экспорта являются: поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; обеспечение условий для интеграции национальной экономики в мировую. Налоговое регулирование импорта направлено с одной стороны, на проведение политики разумной защиты отечественного рынка от более дешевых импортных аналогов, с другой - регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем, платежи в бюджет, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений средств доходной части федерального бюджета. Налоговое регулирование в современных условиях является одной из форм управления государством экономикой в целом и внешней торговлей, в частности.
 В состав налогового регулирования  экспортно-импортных операций входят  все таможенные платежи кроме  таможенных сборов, а именно таможенная  пошлина (ввозная и вывозная), НДС и акцизы.
По степени влияния на регулирование  импорта налоговые регуляторы располагаются  следующим образом (от наиболее значимого  к менее значимому):
     1) ввозная таможенная пошлина;
2) НДС;
3) акцизы.
По степени влияния на регулирование  экспорта налоговые регуляторы следует  расположить в следующей последовательности (от наиболее значимого к менее  значимому):
                 1) НДС;
                 2) вывозная таможенная пошлина;
                 3) акцизы.
 
 
 
1.2. Сущность  и элементы НДС при экспортно-импортных операциях
Таможенный кодекс РФ (ст. 112) по вопросам обложения экспортно-импортных поставок налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) отсылает к действующему налоговому законодательству. Среди  источников последнего прежде всего  следует назвать НК РФ, в котором  рассматриваемому налогу посвящена  глава 21. Кроме того, в соответствии с положениями налогового и таможенного  законодательства порядок уплаты НДС  в отношении перемещаемых через  таможенную границу РФ товаров регламентируется (или дополнительно разъясняется) различными правовыми актами, включая:
- Федеральный закон от 5 августа  2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие  части второй Налогового кодекса  Российской Федерации и внесении  изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о  налогах";
- Федеральный закон от 29 декабря  2000 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в часть вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации";
- Методические рекомендации о  порядке взимания налога на  добавленную стоимость при ввозе  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации;
- нормативные правовые акты, определяющие  общие условия и порядок уплаты  таможенных платежей, включая НДС и т.д.
    Налогоплательщики
Плательщиками налога на добавленную  стоимость при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации, признаются лица, определяемые в соответствии с ТК РФ (ст. 143 НК РФ). Согласно требованиям ТК РФ, налог  на добавленную стоимость уплачивается непосредственно декларантом либо иными заинтересованными лицами в соответствии с таможенным законодательством  Российской Федерации.
    Объект налогообложения
Объектом налогообложения НДС признается - ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В положениях НК РФ (ст. 147) местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при соблюдении наличии хотя бы одного из следующих условий:
- товар находится на территории  Российской Федерации и не  отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки  или транспортировки находится  на территории Российской Федерации.
    Налоговая база
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая  база определяется налогоплательщиком в соответствии с положениями  НК РФ и таможенным законодательством  России. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации НК РФ устанавливает специальные (т.е. отличные от определенных для исчисления налогооблагаемой базы для "внутреннего" НДС) требования в отношении определения  налоговой базы (ст. 160 НК РФ). Данные требования состоят в следующем. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая  база определяется как сумма:
- таможенной стоимости этих  товаров;
- подлежащих уплате суммы таможенной  пошлины, расчет которой ведется  в соответствии с таможенным  тарифом Российской Федерации;
- подлежащих уплате суммы акциза (по подакцизным товарам и подакцизному  минеральному сырью).
Данное правило применяется  с учетом предусмотренных льгот  и особенностей взимания НДС при  использовании различных таможенных режимов. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров  одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации. Если в составе одной  партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары (подакцизное  минеральное сырье), так и неподакцизные  товары и минеральное сырье, налоговая  база определяется отдельно в отношении  каждой группы указанных товаров. Налоговая  база определяется в аналогичном  порядке в случае, если в составе  партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее  вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки  вне таможенной территории Российской Федерации. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов  переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне  таможенной территории Российской Федерации  в соответствии с таможенным режимом  переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как  стоимость такой переработки.
    Ставки налога
Ставки, по которым производится обложение  НДС, установлены в НК РФ (ст. 164).
Предусмотрены три вида ставок: 0, 10 и 18%. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, можно отметить следующие случаи применения указанных ставок налога.
Налогообложение производится по налоговой  ставке 0% при реализации:
1) товаров (за исключением нефти,  включая стабильный газовый конденсат,  и природного газа, которые экспортируются  на территории государств-участников  Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме  экспорта при условии представления  в налоговые органы документов, предусмотренных в НК РФ;
2) припасов, вывезенных с территории  Российской Федерации в таможенном  режиме перемещения припасов (для  целей налогообложения припасами  признаются топливо и горюче-смазочные  материалы, которые необходимы  для обеспечения нормальной эксплуатации  воздушных и морских судов,  судов смешанного (река - море) плавания).
Налогообложение производится по налоговой  ставке 10% при реализации:
1) продовольственных товаров, перечень  которых установлен в НК РФ (например, масла растительного,  маргарина, сахара, соли, овощей);
2) товаров для детей по перечню,  установленному налоговым законодательством;
3) периодических печатных изданий  (за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера), книжной  продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением  книжной продукции рекламного  и эротического характера;
4) медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства по  перечню кодов видов продукции,  установленному Правительством  РФ в соответствии с Общероссийским  классификатором продукции, а  также Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности.
Налогообложение производится по налоговой  ставке 18% во всех иных случаях, т.е. когда НК РФ не допускает применение ставок в размере 0 или 10%. Таким образом, при ввозе товаров (не относящихся к льготируемым) на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки в размере 10 или 18%.
    Порядок исчисления и уплаты налога
Общая сумма налога при ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы, исчисленной в соответствии с установленными НК РФ правилами.
По общему правилу налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров на российскую таможенную территорию определяется как сумма:
- таможенной стоимости товаров;
- подлежащей уплате таможенной  пошлины;
- подлежащего уплате акциза (по  подакцизным товарам и подакцизному  минеральному сырью).
При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую  базу для исчисления налога на добавленную  стоимость условно начисленные  суммы таможенных пошлин и акцизов  не включаются. В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость  для целей учета в налоговую  базу для исчисления включаются условно  начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных за ее пределы для  переработки в соответствии с  таможенным режимом переработки  вне таможенной территории, налоговая  база определяется как стоимость  такой переработки.
Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации. Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары (подакцизное  минеральное сырье), так и неподакцизные  товары и минеральное сырье, налоговая  база определяется отдельно в отношении  каждой группы указанных товаров. Налоговая  база определяется в аналогичном  порядке в случае, если в составе  партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для  переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
Сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой  операции как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма  налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.
При отсутствии у налогоплательщика  бухгалтерского учета или учета  объектов налогообложения налоговые  органы имеют право исчислять  суммы налога, подлежащие уплате, расчетным  путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
С учетом сказанного налог на добавленную  стоимость в отношении товаров:
- облагаемых ввозными таможенными  пошлинами и акцизами, исчисляется  по формуле
Сндс = (Ст + Пс + Ac) x H, где
Сндс - сумма  налога  на  добавленную  стоимость;
Ст  -  таможенная стоимость ввозимого товара;
Пс   - сумма ввозной  таможенной пошлины;
Ac   - сумма акциза;
Н    - ставка налога на добавленную стоимость в процентах;
- облагаемых ввозными таможенными  пошлинами и не облагаемых  акцизами, исчисляется по формуле
Сндс = (Ст + Пс) x H;
- не облагаемых ввозными таможенными  пошлинами и акцизами, исчисляется  по формуле
Сндс = Ст x H;
- не облагаемых  ввозными таможенными пошлинами,  но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле
Сндс = (Ст + Ac) x H.
В соответствии со ст. 174 НК РФ при ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в  соответствии с таможенным законодательством. Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных  нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика  в налоговых органах.
По желанию плательщика налог  на добавленную стоимость может  уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных  валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.
 


Раздел 2. Основные проблемы налогообложения участников ВЭД
2.1. Проблемные аспекты  НДС при экспортно-импортных операциях
В целях совершенствования действующего порядка применения налога на добавленную  стоимость, в том числе при  осуществлении экспортно-импортных  операций, и поддержки экспоориентированных отраслей промышленности был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Данным  законом, в частности, были решены следующие задачи:

1. Освобождения от взимания налога на добавленную стоимость авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт.
С 1 января 2006 года были освобождены от взимания налога на добавленную стоимость суммы авансовых платежей, полученные экспортерами в счет реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Одновременно вступает в действие порядок, согласно которому налогоплательщики имеют право предъявлять к вычету, то есть на уменьшение сумм налоговых обязательств, суммы налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), предъявленным продавцами, без фактической уплаты таких сумм налога продавцом.
2. Взимания налога на добавленную стоимость с работ (услуг), связанных с перевозкой экспортируемых и импортируемых товаров.
С 1 января 2006 года взимание налога на добавленную стоимость по нулевой ставке стало производиться в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, независимо от таможенного режима, под который помещаются вывозимые или ввозимые говоры.
 3. Определения места реализации работ (услуг) по налогу на добавленную стоимость.
С 1 января 2006 года местом реализации услуг по предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских  прав или иных аналогичных прав, а также маркетинговых услуг  стала признаваться территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
 4. Упрощения порядка применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
   С 1 января 2007 года была отменена отдельная налоговая декларация по экспортным операциям, облагаемым по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, соответственно, все операции, подлежащие налогообложению, стали отражаться в единой налоговой декларации. При этом
суммы налога, начисленные по операциям, осуществляемым но внутреннем рынке, уменьшаться на суммы налога, уплаченные по товаром (работам, услугам), используемым в производстве и (или) реализации товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках, при наличии документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки.
Реализация на практике вышеперечисленных  положений законодательства по налогу на добавленную стоимость позволила обеспечить совершенствование действующего порядка применения налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций.
При рассмотрении проблемы совершенствования НДС при экспортно-импортных операциях остается ряд нерешенных серьезных вопросов. Для  этого необходимо детально рассмотреть ряд актуальных, экономически значимых проблем:
    организация системы контроля таможенной стоимости (НДС) на современном этапе;
    занижения таможенной стоимости (НДС) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
    неэффективности методологии корректировок таможенной стоимости (НДС) в связи с нестыковками Налогового и Таможенного кодексов;
    совершенствования возмещения НДС, так как отсутствует системность и согласованность при проведении мероприятий налогового, таможенного и банковского контроля по возмещению НДС при осуществлении экспортно-импортных операций:
    неправомерного возмещения НДС с использованием фирм-однодневок, ложного экспорта и завышения стоимости материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции;
    использования многими фирмами «серых» схем для уклонения от уплаты НДС, что ставит в неравные условия компании, добросовестно работающие на рынке и исполняющие свои обязательства в полном объеме.
Остро стоит вопрос таможенной стоимости, а также вопросы, возникающие  в связи с администрированием НДС при определении таможенной стоимости. В настоящий момент в соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 2004 года, объектами обложения, в том числе по налогу на добавленную стоимость, которые относятся к таможенным платежам, являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. В целях исчисления НДС применяются ставки в соответствии с Налоговым кодексом Российской федерации: для организации начисления, взимания, уплаты этой части таможенных платежей таможенная служба руководствуется статьями 150, 161. 160 и 164 Налогового кодекса.
Несмотря на то, что российское законодательство соответствует международным стандартам, достаточно много участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране не хотят работать в правовом поле с соблюдением всех норм законодательства.
Участникам ВЭД, занимающихся импортными операциями, можно разделить на три категории:
    первая категория - это участники ВЭД, которые ввозят товары для собственных нужд (комплектующие, запасные части, материалы, технологическое оборудование для организации производства). Это самые законопослушные участники ВЭД. с ними возникает минимальное количество проблем, в том числе и при контроле таможенной стоимости;
    вторая категория - это участники ВЭД,  не тратящие много сил на то, чтобы представить пакет документов при заявлении таможенной стоимости, однако учитывающие требования таможенных органов, только при выполнении, которых возможно таможенное оформление в самые сжатые сроки;
    третья категория участников ВЭД, которые пытаются фальсифицировать представляемые в таможенные органы документы, занижают таможенную стоимость товаров, разрабатывают различные схемы по уклонению от уплаты таможенных платежей, но претендуют на применение к ним всех положений Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе. Таможенного кодекса Российской Федерации, настойчиво отстаивая свои позиции в судах.
Таможенные органы предпринимают серьезные усилия для обеспечения достоверности заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости и полного взимания таможенных платежей (как импортной пошлины, акцизов, так и НДС) при осуществлении таможенного контроля, таможенного оформления. Для этого существуют определенные методы корректировок таможенной стоимости. Однако такие корректировки дают эффект только при организации начислений и взимания импортной пошлины.
После оформления товаров в таможне  участник ВЭД в результате реализации товара, отчитываясь по взиманию налога на добавленную стоимость по объему реализации товара при подаче баланса за определенный период, обращается в налоговую службу, где складывается следующая ситуация:
    когда участник ВЭД сдает в налоговые органы свой баланс на товары иностранного происхождения, оформленные с корректировкой таможенной стоимости, очень часто сумму налога на добавленную стоимость, которую взыскали таможенные органы, налоговые органы принимают к вычету;
    когда же участники ВЭД не соглашаются с корректировками, они решение таможенных органов обжалуют в суде, и в этом случае возникает более серьезная проблема. Таможенные органы по решению судов возвращают участникам ВЭД доначисленные в результате корректировок денежные средства. При этом, учитывая технологию отчета по налогу на добавленную стоимость перед налоговыми органами, налоговые органы повторно принимают к вычету ту сумму налога на добавленную стоимость, которая уже уплачено таможенными органами.
Таким образом, от корректировок бюджет получает дополнительные платежи только по ввозной пошлине. По налогу на добавленную стоимость результат, если не нулевой, то минимальный. Поэтому проблема взаимодействия, совершенствования механизмов обмена информацией между таможенными и налоговыми органами в целях полноценного взимания НДС при формировании Федерального бюджета становится все более и более актуальной.  
 Проверки Счетной палаты  Российской Федерации выявляют  многочисленные случаи неправомерного  получения из федерального бюджета  крупных сумм под видом возмещения  налога на добавленную стоимость, якобы уплаченного поставщикам сырья и материалов, использованных при производстве экспортной продукции. По существу, возмещение налога превращается недобросовестными налогоплательщиками в источник незаконного дохода.
Наиболее распространенным способом для неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость является создание подставных фирм-однодневок. Эти фирмы, получив от экспортера предъявленную к возмещению сумму налога, ликвидируются, не уплатив в бюджет причитающуюся сумму налога, в то время как экспортеры в соответствии с установленным порядком предъявляют в налоговые органы суммы якобы уплаченного налога к возмещению из бюджета. При этом крайне сложно доказать взаимозависимость фирмы-однодневки и участника ВЭД для предъявления к последнему налоговых претензий.
Наличие фирм, уклоняющихся от уплаты налога, ставит в неравные конкурентные условия компании то  добросовестно  работающие на рынке и исполняющие  налоговые обязательства в полном объеме.
Важной проблемой является несвоевременное возмещение НДС в результате несистемности и разрозненности при проведении мероприятий налогового, таможенного, банковского контроля, больших сроков проведения указанных мероприятий, в том числе при осуществлении экспортных операций.
Федеральная Таможенная Служба России не может самостоятельно восполнить эти правовые пробелы, поскольку решение вышеуказанных вопросов выходит за рамки ее компетенции. С учетом всех вышеизложенных позиций остро стоит вопрос, связанный с улучшением администрирования НДС.
Взаимодействие ФНС России и ФТС России в части осуществления контроля за экспортными и импортными операциями участников ВЭД осуществляется в рамках соглашения о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы, подписанного 14 июля 2005 года. Указанное соглашение предполагает информационное взаимодействие налоговых и таможенных органов, а также проведение при проверках участников ВЭД скоординированных контрольных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере налогового, валютного и таможенного законодательства Российской Федерации.
 
      Динамика поступлений НДС при экспортно-импортных операциях
Налог на добавленную стоимость  является одним из основных бюджетообразующих  налогов. В 2009 году с января по сентябрь в бюджетную систему Российской Федерации всего поступило 2 194,7 млрд. рублей. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре  2009 года составили 889,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1% (поступлений было 3 225,4 млрд. рублей). Доля НДС составляет около 41 процента от всех налоговых поступлений. Данные показатели представлены в рисунке 2,3.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 21,7 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года (поступлений было 31,0 млрд. рублей).
 

Рис.2
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.3
Источники:Рубрика:Федеральный бюджет: http://www.nalog.ru/index.
 
Лидерству таможни в деле сбора доходов всего год. Федеральная Таможенная Служба (ФТС) впервые обогнала Федеральную налоговую службу (ФНС) по объему поступлений в федеральный бюджет РФ лишь в 2008 году.  Эти две структуры являются основными "поставщиками" денег в бюджет, формируя 95% его доходной части. Традиционно налоговики по объемам поступлений значительно опережали таможенников.      
Способствовало этому как стабильный рост цен на продукцию российского экспорта (нефть, газ, металлы), так и бурный рост импорта. В 2006 году ФТС, собрав 2,9 трлн руб., впервые почти догнала ФНС с 3 трлн руб. сборов. Тогда, впрочем, это объяснялось не столько успехами таможни, сколько серьезным недобором НДС, возникшим у ФНС из-за введения новых правил уплаты этого налога. В 2007 году дела налоговиков поправила обанкроченная компания ЮКОС, погасившая 585 млрд руб. задолженности перед бюджетом. Не будь этих денег, таможня уже тогда обогнала бы налоговиков. В 2008 году благодаря бурному росту цен на нефть ФТС наконец добилась своего.      
Пока таможенники далеки не только от заявленной доли в сборах в 54%, но и от прошлогодних показателей. По итогам первого квартала 2009 года из 1,73 трлн руб. доходов федерального бюджета  ФТС собрала 655 млрд (38%), ФНС - 734 млрд (43%). Совместная доля двух этих ведомств в доходах упала с прежних 95% до 81%. Это произошло из-за разового поступления в бюджет от Центробанка в январе 2009 года 271 млрд руб. доходов, полученных Минфином от размещения средств резервного фонда и фонда национального благосостояния.
2.3. Зарубежный опыт экспортного  НДС (на примере Китая)
Китай использует различные стратегии, чтобы «охладить» рост экспорта и увеличить оборот внутреннего рынка. В настоящее  время ставки возврата экспортного  НДС в Китае находятся на уровне 8–10% в зависимости от вида продукции. В последние годы Китай ведет  целенаправленную политику по ограничению  и даже отмене возврата НДС за экспорт  многих видов продукции. Например, в  сентябре 2006 г. ставка возврата экспортного  налога для меди и ее сплавов была снижена с 13% до 5% . Аналогичные правила, действующие с 01.07.2007, касаются 2831 продукта. Под их действие подпадают многие промежуточные продукты, которые  экспортируются из Китая в Европу. По сообщению Mysteel.net , начиная с 01.07.2007, Китай отменил возврат налогов на экспорт 533 товаров, включая сварные трубы. В обращении Министерства финансов Китая говорится, что такие меры должны способствовать снижению разницы между стоимостью экспорта и импорта, а также смягчению конфликтных ситуаций с другими торговыми партнерами. Согласно обращению, все сварные трубы (исключая нефтяные трубы) будут лишены текущего возврата налогов в размере 13%. Возврат налогов на экспорт цельнотянутых труб и других товаров, таких, как шпунтовая свая, уголок, профили, рельсы и др., будет снижен с текущих 13% до 5%.
Китай занимает первое место в мире по запасам  вольфрама и некоторых редких металлов, список которых насчитывает  десятки видов невозобновляемых ресурсов, широко используемых в оборонной  и обрабатывающей промышленности, авиации, информатике и др. В последние  годы Правительство Китая стало  все активнее прибегать к использованию  тарифных рычагов в борьбе с нерациональным экспортом редких металлов. Последним  шагом в данном направлении стало  решение ввести с 01.06.2007 временный  тариф в размере 15% на экспорт  руд вольфрама, молибдена и редкоземельных металлов, а также тарифы в размере 5–15% на экспорт редкоземельных металлов и некоторой другой продукции. В  Комитете по таможенным пошлинам при  Госсовете КНР, объявившем об этом решении, отметили, что изменение позиции  Правительства свидетельствует  об ускорении шагов по формированию политики контроля над экспортом  редких металлов. Ранее, в 80–90-х гг. минувшего столетия, в Китае действовала  тарифная политика, которая предусматривала  возврат налога на экспорт такого рода металлов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 3. Направления  по совершенствованию  налогообложения внешнеэкономической  деятельности
3.1. Пути совершенствования  налогообложения по НДС при  экспортно-импортных операциях
Совершенствование администрирования  НДС должно быть направлено на искоренение схем уклонения от налогообложения, незаконного возмещения НДС, которые применяют недобросовестные налогоплательщики, связанные с внешнеэкономической деятельностью - экспортом и импортом товаров. В этих целях необходимо рассмотреть вопрос о внесении поправки в часть первую Налогового кодекса о введении специальной проверки по правильности возмещения НДС.
Учитывая вышеизложенное, целесообразным является предложить:
1. В целях улучшения контроля за экспортными и импортными операциями участников ВЭД всесторонне развивать взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы. Важнейшей составной частью реформы НДС и всей налоговой системы будет  повышение эффективности работы контролирующих органов. Для этого следует наладить эффективное взаимодействие налоговых и таможенных органов, создать систему контроля, основанную на современных методах оценки рисков уклонения от налогообложения, неизвестных налогоплательщикам и применяемых исключительно налоговыми органами; повысить уровень ответственности сотрудников налоговых органов при расширении их прав, в том числе прав по вынесению решения на основании профессионального суждения о соответствии действий налогоплательщика духу и букве налогового законодательства; снизить коррупцию в государственных органах и продолжить совершенствование системы регистрации налогоплательщиков.
2.В целях эффективного разрешения проблемы фирм-однодневок, необходимо отметить, что во всех схемах уклонения от налогообложения фирмы-однодневки являются зарегистрированными налогоплательщиками НДС. Поэтому в целях сокращения возможностей для исчезновения таких организаций, в первую очередь, необходимо принять меры по совершенствованию процедур регистрации налогоплательщиков НДС. В частности, регистрационные процедуры должны содержать:
- механизмы, противодействующие  получению статуса налогоплательщика  подставными лицами (то есть регистрации  налогоплательщиков с помощью  недействующих документов, по несуществующим  адресам и т.д.);
- жесткие требования к информации, предоставляемой лицами при регистрации  (наименование и фактический адрес  налогоплательщика, по которому  предполагается ведение деятельности; наименование (имена) и фактический  адрес руководителя организации,  основных владельцев или акционеров  налогоплательщика; информация о  виде деятельности налогоплательщика  в целях выявления участия  данных лиц в схемах уклонения  от уплаты НДС и неправомерного  возмещения НДС; наименование  и фактические адреса организаций).
Перечисленные требования о предоставлении информации должны быть обязательными  для всех лиц, обратившихся в налоговые  органы с целью регистрации в  качестве налогоплательщиков НДС.
С целью упрощения процедур проверки представленных сведений следует поддержать предложение ФНС России о создании системы информационного обмена, объединенной в единую всероссийскую  сеть базы данных различных ведомств, имеющих отношение к перечисленным  сведениям (прежде всего, территориальные  объединения органов внутренних дел, налоговых органов и органов  таможенного контроля).
Принятие решения об особой процедуре  регистрации налогоплательщиков НДС  позволит сосредоточить усилия налоговых  органов на администрировании меньшего количества налогоплательщиков, что  при прочих равных условиях может  привести к росту эффективности  налогового администрирования. Так же необходимо внесение изменений в текст Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ. предусматривающего:
    исключение возможности представления документов для государственной регистрации через представителя по доверенности или по почте;
    увеличение срока проверки документов при государственной регистрации до 30 календарных дней;
    рассмотрение в качестве оснований для отказа предоставления заявителем недостоверных сведений об учредителях и юридическом адресе.
- в целях уменьшения экономической мотивации для злоупотреблений при возмещении НДС рассмотреть возможность снижения ставки НДС.
3. В целях  использования многими фирмами «серых» схем для уклонения уплаты НДС, предлагается:
    - изменить порядок регистрации фирм, организаций: увеличить уставный капитал, увеличить срок регистрации организаций, чтобы можно было проверить правомерность ее регистрации;
    снизить действующую ставку НДС до 13 процентов, так как экономика самого НДС такова, что выгодно создавать фирмы-однодневки: чем больше налог, тем больше возможностей вернуть деньги из бюджета;
    ввести дифференцированную схему возврата НДС экспортерам, учитывая зарубежный опыт: возвращать НДС только экспортером готовой продукции, частично возмещать НДС поставщикам полуфабрикатов и отменить возврат НДС экспортером сырья. Отмена возврата НДС экспортерам сырья компенсирует потери бюджета в результате снижения НДС с 18 до 13 процентов, поскольку сэкономленная сумма, по расчетам представителей предпринимательских кругов, примерно ровняется возможному снижению на первых порах поступлений в бюджет;
    развить систему запросов о налоговой надежности поставщиков, обеспечить доступность Единого государственного реестра юридических лиц. Это даст возможность предпринимателям, прежде чем заключить договор с неизвестным ранее контрагентом, получить о нем информацию.
4.Необходимо упорядочить и упростить получение возмещения НДС в условиях применения нулевой ставки и прочих случаях. В частности, для подтверждения факта экспорта необходимо установить единственный признак - пересечение, товаром таможенной границы России, исключив впоследствии требование документа, подтверждающего поступление экспортной выручки или наличие контракта исключительно с иностранным покупателем. Особое внимание следует уделить порядку применения нулевой ставки при налогообложении услуг, связанных с экспортом (например, применение нулевой ставки при транспортировке товаров трубопроводным транспортом с учетом особенностей ее оформления в отношении различных товаров и применении периодического временного декларирования, а также вопросы применения нулевой ставки при транспортировке экспортируемых товаров железнодорожным транспортом).
5.Систематизировать различные положения Налогового кодекса РФ в части НДС и устранить имеющиеся внутренние противоречия. В странах, использующих НДС, для большинства налогоплательщиков, не совершающих сложных операций, этот налог - один из самых простых в исчислении и уплате. Необходимо стремиться к тому, чтобы так было и в России. Для этого надо изменить правила оформления счетов-фактур, унифицировать права на налоговые вычеты в различных ситуациях и освобождение от налогообложения, уточнить многие формулировки Кодекса, которые могут быть истолкованы неоднозначно и которые создают прямые проблемы, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Если результатом всех этих действий, которые вполне могут повлечь  за собой снижение доходов бюджетной  системы в краткосрочной перспективе, станет реальный рост эффективности  и нейтральности налоговой системы  и системы налогового контроля, то это - единственный вариант развития событий, при котором подобное снижение доходов будет оправданным. Значительный мультипликативный эффект, связанный  с улучшением системы налогового администрирования, а также налоговой  системы в целом, позволит не только упорядочить налоговую нагрузку на экономических агентов, но решить целый ряд задач в иных областях. Например, улучшение работы налоговых  органов позволит внедрить иные налоги, препятствием для взимания которых  является неподготовленность налоговых  органов: речь идет в первую очередь  о налогообложении добавочного  дохода при добыче углеводородного  сырья, а также о налогообложении  недвижимости. Также это позволит существенно повысить собираемость основных налогов, что весьма критично в условиях рассмотренных выше вызовов, связанных с устойчивостью бюджетной  системы России в ближайшие 15 лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 4. Практическая часть
Исходные данные:
Общество с ограниченной ответственностью «БАШНЕРСНАБ» в соответствии с Уставом  занимается продажей сырья. В штате  ООО «БАШНЕРСНАБ» числятся 6 сотрудников. Бухгалтерский баланс ООО «БАШНЕРСНАБ» за 2008 год и отчет о прибылях и убытках за 2008 год имеют следующий  вид (приложения 2,3).
В 2008 году налоговые обязательства ООО  «БАШНЕРСНАБ» перед бюджетом выглядят следующим образом:
 

налога
(тыс. руб.)
Наименование налога
1.
Налог на добавленную стоимость с  учетом налогового вычета
255,78
59,4
2.
Налог на прибыль
24
5,6
3.
Единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний
150,528
35,0
4.
Налог на имущество
0
0
  Итого налогов
430,308
100%

Расчет:
НДС(с учетом налогового вычета)=Выручка*18% - НДСвхн.
НДСвхн.=материальные затраты *18%
НДСвхн.=24*0,18=4,32  тыс. руб.
НДС(с учетом налогового вычета)=1445*0,18-4,32=255,78 тыс. руб.
ФОТ=С*40%
ЕСН=ФОТ*(26%+2%)
ФОТ=1344*0,4=537,6 тыс. руб.
ЕСН=537,6*(0,26+0,02)=150,528 тыс. руб.
Налог на имущество = ССИ*2,2%
Деятельность     ООО     «БАШНЕРСНАБ»     в     2008     году     характеризуется следующими экономическими показателями:
 

Показатель
Значение (тыс. руб.)
1.
Среднегодовая валюта баланса
288
2.
Фонд оплаты труда
537,6
3.
Амортизация основных средств
134,4
4.
Материальные затраты
24
5.
Среднегодовая стоимость имущества
0
6.
Среднегодовая величина собственного капитала
43,5
 
 
 
 
 
 
 

Амортизация = С*10%
Амортизация = 1344*0,1=134,4 тыс. руб.
Необходимо  определить   налоговую   нагрузку   ООО «БАШНЕРСНАБ»   в   2008   году   с помощью 6 методик.
Первый метод. Для начала воспользуемся методикой Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации. Для этого необходимы следующие экономические показатели:
 


и т.д.................


Показатель
Значение (тыс. руб.)
1.
Выручка (Вобш)
1445
2.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.