Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Изучение конкурентоспособности фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Тема: Изучение конкурентоспособности  фирмы 
 
 
 
 

 Введение 

В условиях развитых рыночных отношений каждая фирма, каждый предприниматель должны иметь свою стратегию, найти главное звено  для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.
В самом общем  виде под конкуренцией понимается соперничество  между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованные в одной и той  же цели.
Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество  экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных  с реализацией продукции одним  и тем же покупателям с целью  добиться приверженности к своей  продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Из данного определения можно сделать вывод, что борьба за потребителя должна быть непременным условием существования любого предприятия в условиях рынка. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей  постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться клиентам, производить продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя. Стимулирует эффективно использовать ресурсы.
Таким образом, производство продукции высокого качества обеспечивает конкурентоспособность предприятия. Возможность фирмы конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара. Поэтому возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего на конкурентном рынке.
С развитием  рыночного механизма возникает  проблема конкурентоспособности товара,  а равно конкурентоспособности  предприятия среди других предприятий. Определяется борьба между продавцами-товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров благодаря достижениям преимуществ над другими товаропроизводителями. Поэтому для решения этой проблемы требуется от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.
Именно повышение  конкурентоспособности производимого  предприятием товара для закрепления  своих позиций на рынке в целях  получения максимальной прибыли  является главным направлением финансово-экономической  и производственно-сбытовой стратегии для каждого производителя в современном мире, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение явления конкурентоспособности  предприятия и определения оценки конкурентоспособности предприятия на примере фирмы ООО «МЭЛТ». Для достижения цели были выделены следующие задачи:
-     определить  толкование понятия конкурентоспособности;
- проанализировать  сущность и значение конкурентоспособности  предприятия;
-     определить  сущность конкурентоспособности продукции;
- выявить основные  методы определения конкурентоспособности  предприятия;
- определить оценку конкурентоспособности предприятия на примере фирмы ООО «МЭЛТ»;
Теоретическую основу работы составили труды авторов: Михеева Е.Н., Сероштан М.В., Муравьевой Р.В, Горфинкеля В.Я., Еленевой Ю.А., Зуевой Р.С., Корниенко А.А.,  Хрипача В.Я., а также ресурсы Интернет.
Методологическую основу работы образует совокупность общенаучных и статистических методов, а именно: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, метод научных обобщений, графические методы. 
 
 

1. Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
        

 Для того чтобы более полно раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия, необходимо дать полное представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, которые представлены  на данном рынке. Конкурентоспособность не является внутренним свойством предприятия, т.к. она может быть установлена только в рамках группы фирм, которые относятся к одной отрасли, либо фирм, которые выпускают аналогичные товары. Следовательно, конкурентоспособность можно определить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Таким образом, конкурентоспособность фирмы –  это преимущество, которым обладает предприятие перед другими предприятиями  данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Понятие конкурентоспособности фирмы –  относительное: например, одна и та же фирма в масштабе региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в масштабе отраслей мирового рынка или его сегмента – нет. [6, с.158] 
Рассмотрев сущность конкурентоспособности, можно отметить оценку степени конкурентоспособности (выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами), которая  заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения. Известный экономист Г. Л. Азоев приводит 10 основных видов конкурентных преимуществ предприятий. (Приложение 1)
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы  над другой может быть оценено  в том случае, когда обе фирмы  удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.
Следует отметить, что конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать составляющими конкурентоспособности. Их можно разделить на  три группы:
первая группа факторов, в которую входят коммерческие, технико-экономические и нормативно-правовые факторы;
вторая группа факторов включает в себя производственный и научный потенциал;
 третья группа  – это «мягкие» составляющие  конкурентоспособности;
Характеристика  первой группы факторов представлена в таблице 1.1 [9,c.159] 

Таблица 1.1 

Технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 

Технико-экономические  факторы Коммерческие  факторы Нормативно-правовые факторы
Они включают: Качествоi;
продажную цену;
 затратыi на использование или потребление продукции или услуги;
 Они зависят  от производительностиi труда, издержек производства, наукоемкости продукции и других факторов.
Определяют  условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуруi рынка;
представляемый  сервис;
рекламу;
имидж фирмы;
Они выражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования. Если товар не будет  соответствовать нормам и требованиям  стандартов и законодательства, действующим  в рассматриваемый период на данном рынке, то товар  не сможет быть  продан на данном рынке.

 
 Следующая  группа факторов, которая включает  в себя производственный и  научный потенциал, является важнейшими  факторами конкурентоспособности  предприятия. Она характеризуется следующими показателями:
способностью  осуществлять разработку и освоение производства новых видов продукции  в кратчайшие сроки, быстрой реализацией  технологических и организационных  нововведений, опытом работы с современной  технологией;
производственно-технической системой, обеспечивающей низкую себестоимость продукции, высокое качество выпускаемых изделий, рост производительности и надлежащее использование основного капитала;
организацией  производства и системой управления, соответствующими характеристикам материально-технической базы предприятия, и способностью реагировать на изменения в рыночных  условиях, определяемых конкуренцией;
квалифицированной рабочей силой и возможностями  ее пополнения, управленческим персоналом, способным осуществить руководство предприятиями в условиях конкуренции;
доступом к  капиталу и устойчивой финансовой системой; [11, c.91]
          Третью  группу факторов можно  назвать «мягкими» составляющими  конкурентной борьбы  по той  причине, что в основе конкурентоспособности  лежат понятия, которые не могут быть оценены в денежном выражении. Они   трудно поддаются политическому манипулированию и количественному определению. Изменение данных понятий требует больше времени. К ним относятся: трудовая этика; гибкость и готовность к самосовершенствованию; готовность работать в сфере обслуживания; открытость внешнему миру; мобильность рабочей силы; дух конкуренции. Краткая характеристика «мягких» составляющих конкурентоспособности приведена в приложении 2.
Рассмотрев факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность предприятия, можно выделить, что основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность предприятия–производителя и конкурентоспособность продукции соотносятся между собой как часть и целое. Допустимость конкурентоспособности компании на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. [1, c.60]
Поскольку конкуренция  предприятий на рынке принимает  вид конкуренции самой продукции, постольку возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на рынке.
Для того чтобы  более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, необходимо дать как можно полное представление о товаре. 
Как известно, товар  - главный объект на рынке. Он обладает  стоимостью и потребительской ценностью. Товар характеризуется определенным качеством, техническим уровнем, полезностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности в производстве и потреблении и другими весьма важными составляющими. Именно в товаре отражаются все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар является точным индикатором  силы экономики и активности производителя. Действенность факторов, которые определяются позициями производителя, проверяются в процессе соперничества товаров в условиях рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товару необходимо иметь определенную конкурентоспособность. [1, c.61]
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность потребительских (степень соответствия конкретной потребности) и стоимостных (затраты на ее удовлетворение) свойств, обуславливающих его преимущественно по сравнению с другими аналогичными товарами.
Такое определение  основано на предпосылке, что конкурентоспособность товара в рыночных условиях должна рассматриваться с точки зрения потребителя.
Поэтому, конкурентоспособность  рассматривается как  одна из важнейших  характеристик любого товара, которая  содержит комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств или свойства других товаров. Понятие конкурентоспособности четко привязано к условиям конкретного рынка и времени продаж. [11, c. 75]
Конкурентоспособность товара зависит от спроса на него, характеризующегося количеством товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени. Целью каждого изготовителя продукции в условиях конкурентных отношений является повышение объемов производства конкурентоспособной продукции, обеспечивающий уровень удовлетворенности потребителей в соответствии с их потребностями. Деятельность предприятия должна приносить прибыль, сохранять завоеванные позиции на рынке и рабочие места для своих сотрудников.
Таким образом, конкурентоспособность продукции обусловлена ее более высокими потребительскими свойствами и более низкой стоимостью. Потребительские и стоимостные свойства, определяющие конкурентоспособность, специфичны для различных товаров.
Кроме того, следует  отметить главные составляющие конкурентоспособности товара. Это  два элемента, состоящие из потребительских свойств (качество) и цены. Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Также  другие (нетоварные) факторы могут повлиять на конкурентоспособность товара. Например, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу 1.1 конкурентоспособности товара можно представить в следующем виде:  

      К = К? + Р + О,                                                                                  (1.1) 

где: К – конкурентоспособность  товара;
       К? – качество продукции;
       Р – цена;
       О – обслуживание;
        
Управлять конкурентоспособностью – это обеспечивать оптимальное  соотношение названных составляющих, направлять основные условия на решение следующих задач:
- повышение качества  продукции;
- снижение издержек  производства;
- повышение экономичности  и уровня обслуживания;
         Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. [11, c. 75]
Таким образом, в первой главе можно выделить, что конкурентоспособное предприятие  способно в течение продолжительного времени выдерживать конкуренцию  на рынке, своевременно и в нужном количестве обеспечивая закупку конкурентоспособного товара и успешную его реализацию. О его конкурентоспособности судят по комплексу социально-экономических характеристик, показывающих положение субъекта хозяйственной деятельности на рынке. Под  конкурентоспособностью фирмы понимается преимущество, которым обладает предприятие перед другими предприятиями данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Данное понятие относительно. Известный экономист Г. Л. Азоев выделяет 10 основных видов конкурентных преимуществ предприятий для выбора базовых объектов для сравнения. Как производителю, так и потребителю продукции далеко небезразлично, за счет каких факторов обеспечено конкурентное преимущество товара на рынке. Их можно разделить на  три группы: первая группа факторов, в которую входят технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы; вторая группа факторов включает в себя производственный и научный потенциал;  третья группа – это «мягкие» составляющие конкурентоспособности.
Проделанный анализ конкурентоспособности предприятия  показал, что конкуренция предприятий  на рынке принимает вид конкуренции самой продукции. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-изготовителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Поэтому от конкурентоспособности продукции зависит конкурентоспособность предприятия в рыночных отношениях.  Основными характеристиками конкурентоспособности товаров являются качество и цена. Качество – ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методы определения конкурентоспособности предприятия 
 

В рыночных условиях экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары на отечественный рынок  и за рубеж, не может длительное время  занимать твердые позиции, полагаться в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывать издержек по созданию и реализации товара.
Для того чтобы  вступить на новый для себя рынок, принять решение об увеличении производства или его сокращения, осуществить инвестиции в целях усовершенствования технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции требуется уже оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара.
Существует несколько  подходов к методу определения конкурентоспособности фирмы (рис. 1.1).  


Рис. 1.1 Подходы  к определению конкурентоспособности  фирмы [14, c.256] 
 

Оценка конкурентоспособности  по рыночным позициям фирм, реализуемая  в рамках теории эффективной конкуренции, основывается на двух основных подходах к определению критерия конкурентоспособности: структурном и функциональном.
Исходя из данных об уровне концентрации производства и капитала и барьеров для вновь  вступающих на отраслевой рынок компаний, согласно такому подходу, можно оценить положение конкурентоспособности предприятия. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся:
экономичностьi крупномасштабного производства;
степеньi дифференциации продукции;
преимуществаi в издержках у существующих фирм;
размер капиталаi, необходимый для организации эффективности производства;
Благодаря теории международного маркетинга было изучено  влияние внешних условий на конкурентоспособность  фирм. Возможность  завоевания фирмой любого рынка зависит как от внутренних факторов, так и от складывающихся на рынке обстоятельств. [4, c.56]
Выделяют следующие  факторы, влияющих на интенсивность  конкуренции и на уровень конкурентоспособности  фирмы: вид и специфические особенности  товара; потенциал (возможная емкость) и однородность рынка; входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование); диверсификация фирм, их конкурентные позиции и степень вовлечения фирм в определенную отрасль; инновативность отрасли.  
При функциональном подходе в мировой практике при определении конкурентоспособности используются три основные группы экономических показателей деятельности фирм.
 первую группу  составляют   показатели, отражающие  эффективность производственной  и сбытовой деятельности компаний  отрасли;
показатели второй группы показывают состояние производственной сферы  деятельности компании (в  основном продуктивность использования  основного и оборотного капитала);
третья группа включает в себя показатели, связанные  с финансовой деятельностью предприятий;
Таким образом, изучив основные группы экономических  показателей деятельности фирм, можно  сказать, что функциональный метод  оценивает конкурентоспособность  отдельных предприятий, являющихся составными частями фирм. Также можно  применить  показатели, относящиеся обычно к целой компании. Эти показатели  включают в себя производительность труда. Последнее рассчитывается как отношение величины добавленной стоимости к общему количеству занятых на предприятии, отношение величины добавленной стоимости к количеству занятых на предприятии. Отсюда сопоставление названных показателей характеризует степень конкурентоспособности всей фирмы и ее отдельных предприятий.
Как правило, в  достаточно крупных и диверсифицированных  компаниях данные показатели могут  различаться по отдельным видам деятельности или предприятиям в 2-3 раза, что указывает на отсутствие на одном из них необходимой эффективности производства.
Кроме того, сопоставив общую производительность труда  одного предприятия с другими  в данной отрасли, было  выяснено, какое место оно занимает по отношению к ее конкурентам в отрасли. В современных условиях в производительности труда в 10% и более заключает в себе угрозу конкурентоспособности. [14, c.257-258]
В качестве показателей  конкурентоспособности дополнительно используются рентабельность инвестиций и норма прибыли. Методы определения конкурентоспособности производителя на основе теории равновесия и факторов производства имеют существенные ограничения в своем применении.
Принимая во внимание тенденции глобализации бизнеса, изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ предполагает, что страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые ей обходятся относительно дешевле, и импорте тех, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри станы.
Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно. Поэтому предложено несколько  косвенных методов.
В числе наиболее используемых методов является метод, который  строится на предположении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению к конкурентам. [14, c.259]
Методы определения  конкурентоспособности фирмы по качеству продукции осуществляются, как правило, «методом профилей», в  основе которого лежат положения теории маркетинга.
Конкурентоспособность фирмы определяется различными критериями удовлетворения запросов потребителей. Применительно к конкретному  продукту устанавливается иерархия соответствующих показателей, их сравнительная  важность в пределах того спектра характеристик, которые в состоянии оценить потребитель. Отдельно  проводится сравнение технико-экономических данных продукта с другими конкурирующими продуктами. Эта процедура осуществляется в три этапа, представленная в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 

Этапы сравнения  технико-экономических данных продукта 

1 этап Сначала необходимо выявление информации о том, какой  рынок существует для данного  продукта и каковы требования рынков. Установление нужно для того, чтобы  понять насколько удовлетворяются  его требования конкурирующими на нем товарами в сравнении с идеальным продуктом, который хотел бы иметь потребитель. Информация на данном этапе собирается на основе опроса достаточно представительных групп потребителей.
2 этап Затем определяется, каким должен быть созданный продукт, чтобы фирма могла достичь максимальной рентабельности его продаж.
3 этап На данном этапе  происходит  анализ работы сбытового  подразделения фирмы и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов. Целью этого этапа является определение продолжительности (время) сбыта и изучение возможности его снижения.       

 
          Все методы этой группы не  содержат простых и однозначных  критериев, которые позволяли  бы дать полную оценку конкурентоспособности фирмы-производителя. В случае диверсифицированного производства расчеты сравнительных показателей становятся технически и экономически нецелесообразными. Поэтому при использовании методов оценки конкурентоспособности фирм на основе характеристик качества продукции применяются косвенные обобщенные показатели или система показателей.
Сравнение фирм по векторам компетентности, с помощью  построения секторограмм – многоугольников  конкурентоспособности является разновидностью такого подхода (рис.2.1). [14, c.259] 
 


           Особенное место занимают матричные  методы определения уровня конкурентоспособности.  Основная идея этого метода  – это рассмотрение процессов  конкуренции в динамике. Теоретической  базой этих методов служит  концепция жизненного цикла товара и технологии. Отсюда любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии «жизненного цикла». Они включают в себя стадию внедрения, роста, насыщения и спада. Кроме того, выделяют дополнительные этапы жизненного цикла, которые являются уточнением основной градации. На каждом этапе фирма в тех или иных масштабах объективно отражается в занимаемой ею долей на рынке и динамике продаж. [14, c.260]
Особенно следует  отметить, что в условиях конкуренции  проблема создания и удержания конкурентных преимуществ на глобальных и локальных рынках — одна из самых актуальных задач. На сегодняшний день в сфере изучения природы конкурентных преимуществ представлено значительное количество теоретических работ в частности, Д. Рикардо, М. Портера, М. Познера, С. Киндлебергера, М. Кассона, Д. Даннинга, М. Перлитца, Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова, В. Г. Юданова, П. И. Голубкова и т.д. При анализе теорий, затрагивающих проблему формирования конкурентных преимуществ, становится, очевидно, что при всем многообразии подходов вопрос их функционального выявления остается открытым.
Существует многообразие  методик и моделей конкурентных преимуществ. Они  ориентированны на классический рыночный инструментарий и на ресурсную базу. Были выделены подходы, которые опираются на наиболее широкий взгляд проблемы: анализ конкурентной среды М. Портера, акцентирующий внимание на внешнем окружении; SWOT-анализ, реально оценивающий собственные ресурсы предприятия и возможности относительно потребностей внешней среды, в которой работает фирма. [16]
     Эти  подходы наиболее полно отражают специфику возможных областей возникновения конкурентного преимущества. Они  были положены в основу методики выявления потенциальных конкурентных преимуществ, охватывающей оба аспекта возможного возникновения потенциала успеха. Эта методика базируется на синтезе основных идей матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.