На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бизнес-планирование в организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации.
Раздел 1.1. Сущность,   функции и необходимость процесса бизнес-планирования 5
Раздел 1.2. Основные типы бизнес-планов 9
Раздел 1.3. Зарубежный опыт бизнес-планирования 14
Глава 2. Оценка системы бизнес-планирования в организации 18
Раздел  2. 1.  Организационно  – экономическая      характеристика  организации 18 
Раздел 2.2. Использование бизнес-планирования в организации 26
Раздел  2. 3. Оценка   эффективности    бизнес  – планирования   в   организации 33
Глава 3. Пути совершенствования  бизнес-планирования организации 41
Раздел 3.1. Основные направления   совершенствования    бизнес - планирования 41
Раздел 3.2. Эффективность  предлагаемых мероприятий по совершенствованию  бизнес-планирования 45
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложения
 


Введение
В современных условиях одним  из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Сегодня трудно представить предприятие, которое осуществляло бы свою деятельность без предварительно составленного бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, который описывает основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться и определяет способы их решения, стратегический план развития предприятия  с учётом реальных возможностей. В то же время бизнес-план является выражением миссии предприятия и цели его существования[3].
Таким образом, бизнес-план является неотъемлемым и необходимым  элементом создания и осуществления  успешной деятельности и развития любого предприятия в современной рыночной экономике, а индивидуализированный подход к бизнес-плану способствует росту многообразия форм предпринимательства, так как одно и тоже дело может быть организованно по-разному.
Выбор и актуальность рассмотрения данной темы обусловлено тем, что  сегодня бизнес-планы, не утратив  своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями  на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования.
Возрастание роли бизнес-плана  в планировании особенно отчётливо  проявилось в последние десятилетия. Связано это было со  следующими причинами:
    Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, заставляя постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учётом всех факторов.
    Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно ещё и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план[17].
Цель курсовой работы –  анализ бизнес-плана организации  и его реализации в современных  условиях.
В соответствии с целью  курсовой поставим ряд конкретных задач:
    выявить основные типы бизнес-планов;
    проанализировать зарубежный опыт бизнес-планирования;
    оценить эффективность бизнес-планирования в организации;
    определить основные пути совершенствования бизнес-планирования организации;
    выявить основные направления совершенствования бизнес-планирования организации;
    оценить эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию бизнес-планирования;
Объектом курсовой работы является бизнес-план организации. Предметами исследования выступают показатели, характеризующие развитие организации, изложенные в бизнес-плане.
В ходе написания работы были использованы учебники и учебные  пособия по менеджменту, наиболее полно вопросы бизнес-планирования раскрыты в учебниках В.З. Черняк, Ю.Н. Лапыгина, Н.А. Платонова, Н.Г. Забродская, статьи и публикации из специализированных журналов, в которых были описаны основные характеристики бизнес-плана. Проанализировав литературу по данной теме, можно с уверенностью сказать, что материалов достаточно как по теоретическим аспектам, так и по практическим, т.е. с рассмотрением развития отдельных государств. Немало данных и статистического характера.
 Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
 

Глава 1. Бизнес-план как инструмент управления деятельностью  организации
Раздел 1.1. Сущность, функции и необходимость процесса бизнес-планирования
По мнению зарубежных бизнесменов, без бизнес-плана нельзя начинать коммерческое дело. Бизнес-план разрабатывается  для выработки стратегии предприятия, оценки финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения будущих партнеров. С его помощью банкиры, инвесторы, руководители и сотрудники предприятия оценивают перспективность и реализуемость идей и проектов.
Дословно бизнес-план (англ. – business plan) переводится как «план предпринимательской деятельности», «план предпринимательства» и имеет две составляющие – бизнес и план. На Западе под бизнесом подразумевается коммерция, торговля, отрасль, деловая активность, фирма как организация и партнерство, т.е. любая деятельность, приносящая доход[3].
Следует признать, что бизнес-план в условиях нормального развития является самым сильным фактором добывания новой прибыли, а в  условиях усиления конкуренции, спада  производства и кризиса бизнес-план превращается в единственный спасательный круг выживания предприятия.
Особенно бизнес-планирование необходимо для предприятий малого и среднего бизнеса. Эта повышенная необходимость объясняется тем, что малые предприятия обладают меньшими финансовыми, трудовыми и  другими ресурсами, которые они  должны использовать более эффективно. Сам по себе план может стать дорогостоящей  и бесполезной игрушкой, а планирование, то есть постоянная работа предприятия  по плановым проектировкам, откроет  путь к процветанию фирмы[7].
Бизнес-план представляет собой  развернутую, поэтапную экономическую  программу хозяйствования на предприятии, в которой на основе оценки сложившейся  экономической ситуации и изучения рынка формируется производственная и финансовая стратегия, направленная на выпуск конкурентоспособной продукции и извлечение максимальной прибыли. Обычно бизнес-план имеет два назначения: внутреннее и внешнее.
Внутреннее назначение заключается  в подготовке программы поэтапной  реализации проектного предложения, с оценкой результатов на каждом этапе.
Внешнее – в информировании возможных интересов, других заинтересованных организаций, муниципальных органов, принимающих решения о технических, технологических, организационных, экономических, финансовых преимуществ, а также  рисках и проблемах предлагаемого  проекта[3].
Различают шесть основных функций бизнес-плана:
1. Внешняя, которая заключается  в установлении и расширении  контактов с партнерами и обращении  в банк для получения кредитов, решения проблемы финансирования проекта;
2. Экономия времени путем  стандартизации процесса ознакомления  с проектом инвесторов, кредиторов  и возможных партнеров;
3. Четкое определение  конечных и промежуточных целей и сроков их достижения;
4. Бизнес-планирование заставляет  предпринимателей адекватно оценивать  проект с различных сторон: сбыт, управление, кадры, стимулирование, финансы;
5. Внутренняя функция  бизнес-плана, которая заключается в выяснении возможных трудностей и рисков, их причины и определения путей устранения;
6.Бизнес-план является  инструментом контроля, управления в сопоставления с фактическими достижениями[4].
Достижение целевых установок  бизнес-плана осуществляется на основе использования функций управления, под которыми понимаются формы воздействия  на управляемую систему с целью  достижения определённых результатов. К основным функциям управления относятся прогнозные сценарии, стратегическое и тактико-оперативное планирование, анализ, учёт, организация и контроль операций всех процессов производства. Функции управления реализуют на практике аппарат менеджеров разных уровней и квалификации, которые на основе разделения труда выделяются по профессиям, а кооперации труда - позволяют выделить самостоятельные подразделения в форме отделов, цехов, филиалов и так  далее.
Актуальность бизнес-плана  определяется следующими основными  обстоятельствами:
    Нынешнее поколение предпринимателей в большинстве своем прежде не занималось бизнесом, а многие не знакомы даже с принципами организации и планирования производства, для них это основа планомерной организованной работы;
    Изменяющиеся условия рыночной среды требуют учета различных вариантов предпринимательского поведения и подготовки запасных мер для новых хозяйственных ситуаций;
    Процесс разработки бизнес-плана, включая этап обдумывания его составных элементов, позволяет глубже вникнуть во все особенности начинаемого (продолжаемого) дела и дать объективную оценку отдельных аспектов;
    Готовый бизнес-план — это удобный, компактный, наглядный и выразительный документ для компаньонов, партнеров, кредиторов, поставщиков, всех тех, кому требуется  обоснование предпринимательских начинаний или новых проектов;
    При осуществлении управленческой деятельности бизнес-план является инструментом, помогающим предпринимателям развить навыки менеджера предприятия[5].
Бизнес-планы разрабатывают  на любой срок, однако большинство  фирм используют пятилетний горизонт планирования. В рамках этого плана наиболее детально прорабатываются планы на первый год, план каждого следующего года становится все менее определенным. Бизнес-план определяет стратегию, цели и задачи фирмы, исходя из которых и осуществляется управление. Пятилетний план отвечает на вопросы о том, какое подразделение предприятия и в каком объеме должно выполнять ту или иную функцию, решать ту или иную задачу.
При этом планирование и  контроль плановых показателей должны осуществляться непрерывно, как и управление фирмой.
Таким образом, бизнес-план определяет потенциал предприятия, намечает предварительные перспективы и разрабатывает реальную стратегию действий, соответствующую целям и задачам предприятия, трудового, коллектива. Он указывает средства ее достижения, помогает оценить реальность осуществления идеи нового дела с коммерческой, экономической, инновационной, рисковой и других точек зрения, служит основой взаимопонимания между предприятием и его потенциальными инвесторами. Он является одним из инструментов управления в рыночной экономике, реализующим основные принципы рационального хозяйствования и эффективной организации производства и продаж товаров. Обоснование в бизнес-плане высокой прибыльности проекта служит критерием выгодности вложения капитала и получения высоких доходов.
Резюмируя вышеизложенное, можно охарактеризовать значение бизнес-плана следующим образом:
• дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
•  содержит ориентир, указывающий, как должен развиваться проект (предприятие);
• служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;
• определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности:
• конкретизирует перспективы  бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
 


Раздел 1.2. Основные типы бизнес-планов
Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться  по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу  участников, степени сложности, влиянию  результатов и т.п.
Бизнес-проекты можно  разделить по следующим признакам:
    Тип – по сферам деятельности;
    Класс – по составу, структуре и предметной области;
    Масштаб – по размерам проекта, количеству участников и степени влияния на внешнюю и внутреннюю среду (мелкие, средние, крупные, очень крупные). Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме: межгосударственные, международные, национальные межрегиональные и региональные, межотраслевые, корпоративные, ведомственные, одного предприятия;
    Длительность – по продолжительности периода осуществления (краткосрочные – до трех лет, среднесрочные – от трех до пяти лет, долгосрочные – свыше пяти лет);
    Сложность – по степени технической, финансовой, организационной и других видов сложности (простые, сложные, очень сложные);
    Вид – по характеру предметной области (инновационный, организационный, учебно-образовательный, исследовательский, научно-технический, смешанный и т.д.).
Преобладающее большинство  бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления  бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных  оснований их классификации, но прежде всего от масштаба, длительности и  сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относят такие, в которых  главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса  с целью получения прибыли. В  этой группе выделяют инновационные  проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.
К основным типам инвестиционных бизнес-проектов относят:
    Экономические проекты – приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов.
Особенности:
    главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
    то же самое и к срокам;
    ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
    расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по ходу дела.
Это означает, что экономические  результаты должны быть достигнуты в  фиксированные сроки при установленных  расходах, а ресурсы – предоставляться по потребности.
    Социальные проекты – реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений.
Особенности:
    цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценки существенно затруднены;
    сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
    расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
    ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
Социальные проекты  обладают наибольшей неопределенностью.
    Организационные проекты – реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.
Особенности:
    цели заранее определены, однако результаты количественно и качественно труднее оценить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;
    срок и продолжительность задаются предварительно;
    ресурсы предоставляются по мере возможности;
    расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.
В зависимости от класса бизнес-проектов подразделяются:
    монопроект – отдельные проекты в разных сферах деятельности, ограниченные по финансам и времени, выполняемые, как правило, единой проектной командой;
    мультипроект носит комплексный характер, состоит из ряда монопроектов и требует общего управления;
    мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей, других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.
В зависимости от целей  составления, существует несколько  типов бизнес-планов.
Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта — изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
Концепт-бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта (бизнес-предложение) — основа для  переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
Бизнес-план компании (группы) — изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок для хозяйственных показателей, для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) —  наложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности, централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
Бизнес-план (заявка на кредит) — для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план (заявка на грант) — для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
Бизнес-план развития региона (страны) — обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями[1].
Таким образом, бизнес-план занимает важное место в системе  управления организацией и дает руководителю реальную возможность выбора, а «текучка»  и работа без плана лишают его  такого выбора. К тому же если организация  стремиться найти инвесторов (партнеров), то ей кроме строгого представления  о предполагаемом бизнесе необходимы аргументы для потенциальных  инвесторов (партнеров) в пользу того, что она способна наладить новое  дело и эффективно управлять им. Именно этим целям служит выработанная в мировой экономической практике форма бизнес- плана – планового  документа, имеющего многоцелевой характер: для обоснования нового бизнеса, определения перспектив развития, формирования активов организации.
 


Раздел 1.3. Зарубежный опыт бизнес-планирования
Бизнес-планирование - явление  новое в экономике России,  несмотря  на  то, что многие понятия  рыночной экономики уже вошли  в деловую жизнь  и  практику наших предприятий (организаций). С  развитием рынка  в  России  необходимость бизнес-планирования стала настолько очевидной, что уже в 1994 - 1995 гг.  их применение становится массовым явлением.
Рассмотрим зарубежный опыт бизнес-планирования на основе бизнес-планирования России и США.
  Бизнес-планирование  в России имеет свои особенности:
    меняющиеся  экономические  отношения   ставят   руководителей   перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги  и  учиться  вести борьбу с конкурентами;
    появляется   новое   поколение   руководителей,   которые   не   были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг  ожидающих  их  экономических  проблем,   особенно   в   рыночной экономике;
    российские предприниматели должны научиться обосновывать свои  заявки,  доказывая  инвесторам,  что   они   могут   просчитать   все   аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
    Однако   российские   предприниматели   часто   не   имеют   необходимой профессиональной  подготовки для написания бизнес-планов. У них большой  опыт плановой  и  прогнозной  работы,  разработок   ТЭО,   оценок   экономической  эффективности проектов. Но современная  ситуация требует смещения  акцента   с производственной   стороны   проектов   на   рыночную.   Необходимы   оценка платежеспособного   спроса  на  продукцию,  состояние   конкуренции,   анализ экономической  и финансовой устойчивости и  результативность.
В истории бизнес-планирования в России можно выделить несколько этапов.
Первый этап — интенсивное  использование менеджерами модного  понятия «бизнес-план» и подготовка документов под этим названием, ничего общего с действительными задачами бизнес-планирования не имеющих. Основной целью их подготовки стали попытки предприятий привлечь финансовые ресурсы западных кредиторов и инвесторов. В подавляющем большинстве из этого ничего не выходило, что в определенной степени дискредитировало идею бизнес-планирования среди руководителей предприятий. Слишком быстро кредиторы и инвесторы разобрались, что представляемые материалы никакой содержательной нагрузки не несут и полагаться на их выводы нельзя. Отметим попутно, что для получения финансовых ресурсов бизнес-план является необходимым, но недостаточным условием. Некоторые российские банки все еще продолжают предоставлять кредиты на основании 2—3 страниц текста, именуемого бизнес-планом. Однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время без полноценного коммерческого и финансового обоснования проектов и механизмов мониторинга развиваемого бизнеса предприятиям вряд ли удастся получить какое-либо внешнее финансирование.
Второй этап характеризуется  широким выходом на рынок услуг  российского консалтинга по бизнес-планированию. Здесь также все складывалось по-разному: от предложений по разработке бизнес-плана за несколько часов  до создания полноценного документа, необходимого в первую очередь самому предприятию и устраивающего потенциальных инвесторов и кредиторов.
Третий этап связан с осознанием многими руководителями предприятий  полезности бизнес-планирования как инструмента стратегического и текущего управления, без которого достижение серьезных конкурентных преимуществ возможно лишь по случайному стечению обстоятельств либо уникальной интуиции топ-менеджеров. Наряду с привлечением специализированных фирм к разработке бизнес-планов динамично развивающиеся предприятия начали сами осваивать эту технологию и готовить соответствующие проекты[20].
Американские бизнесмены давно осознали, что без плана  нельзя начинать сколь-нибудь стоящее  коммерческое мероприятие. План этот довольно своеобразен  и его называют бизнес-планом. Он нужен всем: и тем, у кого предприниматель  собирается просить деньги на реализацию своего проекта – банкирам, инвесторам и сотрудникам предпринимателя, желающим знать свои перспективы  и чётче понять свои задачи, а  главное самому предпринимателю  для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность. Поэтому личное участие  руководителя в составлении бизнес-плана  настолько велико и важно, что  многие банки США, инвестиционные фирмы  отказывают вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был с  самого начала и до конца подготовлен  консультантом со стороны, а руководителем  лишь подписан, хотя привлечение консультантов, экспертов является весьма желательным. Но руководитель сам должен быть непосредственным организатором и разработчиком  этого плана.
Наиболее существенные особенности  бизнес-планирования в США:
    Для американцев предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем, способом зарабатывать деньги.
Различно в США и  странах СНГ отношение к бухгалтерскому учёту. У нас учёт – это, прежде всего, средство удовлетворить любопытство контролирующей инструкции, в США – инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности.
    Второй по важности проблемой для американца является гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства. При этом имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что Вам заплатили, и тем, что ещё только должны заплатить.
    Отдача от капитала. Поэтому скрупулёзно подсчитывается возврат капиталовложений, причём вернувшимся считают и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.
Доход в абсолютном выражении  волнует американца меньше, чем три  перечисленных выше обстоятельства. Кроме того, многие предприниматели  интересуются своей долей рынка, которая имеет косвенное отношение  к живучести бизнеса, даже больше, чем доходами. Соответственно расставляются  приоритеты и в бизнес-плане.
 
 


Глава 2. Оценка системы  бизнес-планирования в организации
Раздел 2.1. Организационно-экономическая  характеристика организации
Коммунальное унитарное  предприятие «Гомельский рыбокомплекс» (далее – «Унитарное предприятие») передано из республиканской собственности в собственность Гомельской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2010 г. №194 «Об обеспечении внутреннего рынка республики рыбой и морепродуктами, продуктами их переработки» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №105, 1/11568) и на основании решения Гомельского областного Совета депутатов от 24 мая 2010г. №16 «О безвозмездном приеме из республиканской собственности в коммунальную собственность Гомельской области республиканского унитарного предприятия «Гомельский рыбокомплекс» как имущественного комплекса».
Унитарное предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков. Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имущество Унитарного предприятия  принадлежит на праве собственности  Гомельской области, распоряжение которым  осуществляет в соответствии с законодательством  Республики Беларусь Гомельский областной  Совет депутатов, и закрепляется за Унитарным предприятием на праве  хозяйственного ведения.
Учредителем Унитарного предприятия  является Гомельский областной исполнительный комитет. Органом государственного управления Унитарным предприятием является комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского областного исполнительного комитета.
Основными видами  экономической  деятельности  предприятия  являются:
- переработка, консервирование  рыбы и морепродуктов;
- оптовая торговля и  торговля рыбой и морепродуктами  и торговля через агентов;
- розничная торговля в   неспециализированных магазинах  преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные  изделия.
          Предприятие  производит рыбу  соленую, пряного посола, копченую, вяленую, сельдь соленую, изделия  из морской капусты, пресервы. Продукция упаковывается как  в картонные  ящики  вместимостью  от 3 до 5 килограммов, так и в мелкую потребительскую упаковку ( вакуумные пакеты, полимерные баночки).
          Выпускаемая продукция проходит  ведомственный лабораторный контроль  в аккредитованной производственной  лаборатории, характеризуется высокими  качественными показателями.
Расчеты основаны на статистических данных КУП «Гомельский рыбокомплекс», которые представлены в приложении.
 Далее составим таблицу 2.1 и проанализируем структуру и качественный состав работников КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы.
Таблица 2.1 – Численность и квалификация работников аппарата управления КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 гг.
Показатели
Годы
Отклонение (+/-)
2008
2009
2010
2010г. к 2008г.
2010г. к 2099г.
Все работники
127
131
129
2
-2
В т.ч. служащие
38
39
40
2
1
в т.ч. руководителей
17
17
17
-
-
специалисты
20
21
22
2
1
другие служащие
1
1
1
-
-
рабочие
89
92
89
-
-3

Как видно из таблицы 2.1 в 2010 году по отношению с 2008 годом общая численность работников увеличилась на 2 человека, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократилась на 2 человека.
В КУП «Гомельский рыбокомплекс»  особенно актуальна кадровая проблема, так как стабилизация положения  во всех отраслях предприятия зависит  от кадрового потенциала, от руководителей, которые могут обеспечить эффективную  работу филиалов. Так как в анализируемом периоде наблюдается сокращение численности работников аппарата управления предприятия, то одной из основных задач на предстоящие периоды должна стать создание новых рабочих мест, что позволит не только сохранить высококвалифицированные кадры, но и привлечь незанятых специалистов, состоящих на учете в службе занятости. Кроме того, результат деятельности работников предприятия должен быть направлен на более полное удовлетворение спроса населения при минимальных затратах. 
В настоящее время возросла роль оценки эффективности труда  в торговле в рыночных условиях. Поэтому, исходя из, конкретно сложившихся  условий деятельности и целей  дальнейшего развития предприятия необходимо определить  эффективность использования трудовых ресурсов.
Для этого составим таблицу 2.2, в которой отражаются показатели эффективности использования трудовых ресурсов КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы.
Таблица 2.2 - Показатели эффективности использования трудовых ресурсов КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2009-2010 годы, млн р.
Показатели
Годы
Отклонение (+/-) или темп роста 2010г. от 2009г.
2009
2010
1. Розничный товарооборот:
в действующих ценах
2805,0
2359,0
84,1
в сопоставимых ценах
2805,0
2160,3
77,0
2. Среднесписочная численность,  чел.
115
130
113,0
3. Производительность труда:
в действующих ценах
24,4
21,1
86,5
в сопоставимых ценах
24,4
19,3
79,1
4. Индекс цен
-
1,092
-

Из данных таблицы видно, что розничный товарооборот в  действующих ценах в 2010 году по сравнению  с 2009 годом уменьшился на 15,9%, что  вызвано спадом производительности труда, так как среднесписочная  численность работников увеличилась  на 13% в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Аналогичный результат был получен  и при проведении расчетов в сопоставимых ценах.
Произведем анализ эффективности  использования основных средств КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы на основании данных таблицы 2.3.
Таблица 2.3 – Показатели эффективности использования основных средств КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы, млн р.
Показатели
Годы
Отклонение (+/-) или темп роста (%) 2010 года от
2008
2009
2010
2008
2009
1. Розничный товарооборот:
в действующих ценах
2397,4
2805,0
2359,0
94,4
84,1
в сопоставимых ценах
2397,4
2460,5
2160,3
90,1
87,8
2. Среднегодовая стоимость  основных фондов
2053
2262
2406
117,2
106,4
3. Среднесписочная численность работников, чел.
131
115
130
99,2
113,0
4. Прибыль
582
86
65
11,2
75,6
5. Фондоотдача
1,17
1,24
0,98
-0,19
-0,26
6. Фондоемкость
0,86
0,81
1,02
0,16
0,21
7. Фондовооруженность
15,6
19,7
18,1
2,5
-1,6
8. Фондорентабельность
0,28
0,04
0,03
-0,25
-0,1
9. Индекс цен
-
1,14
1,092
-
-

 
Данные таблицы свидетельствуют  о том, что среднегодовая стоимость  основных средств 2010 году по сравнению  с 2008 годом возросла на 17,2%,а в 2009 году – на 6,4%.
В 2010 году показатель фондоотдачи  составил 0,98. Это значит, что на один рубль основных фондов приходится около 1 рубля розничного товарооборота. Данный показатель в 2010 году уменьшился, что  является негативным моментом для деятельности предприятия.
Фондовооруженность в 2010 году составила 18,1, что показывает величину средств, приходящихся на одного работника.
Фондорентабельность является важным показателем, так как характеризует  сумму прибыли предприятия, которую  она получило со 100 рублей используемых основных средств.
Далее проанализируем основные экономические показатели деятельности КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2009-2010 годы, составив таблицу 2.1.4.
Таблица 2.4 – Динамика финансово-экономических показателей деятельности КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2009-2010 годы
Ед. изм.
Показатели
Годы
Отклонение (+/-) или темп роста (%) 2010 к 2009
2009
2010
1. Розничный товарооборот:
а) в действующих ценах
млн р.
2805,0
2359,0
84,1
б) в сопоставимых ценах
млн р.
2805,0
2160,3
77,0
2. Доходы от реализации:
а) в сумме
млн р.
14233
11297
79,4
б) в % к товарообороту
%
507,4
478,9
-28,5
3. Расходы от реализации:
а) в сумме
млн р.
1277
1296
101,5
б) в % к товарообороту
%
45,5
54,9
9,4
4. Прибыль (убыток) от реализации
млн р.
242
-134
-376
5. Внереализационные доходы
млн р.
172
225
130,8
6. Внереализационные расходы
млн р.
390
113
29,0
7. Операционные доходы
млн р.
80
115
143,8
8. Операционные расходы
млн р.
5
10
200
9. Прибыль отчетного периода
млн р.
-
-
-
10. Индекс цен
-
-
1,092
-

 
Анализируя динамику розничного товарооборота, следует отметить, что  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  наблюдается снижение в действующих  ценах на 15,9%. Наметился небольшой рост расходов от реализации. В 2010 году по сравнению с 2009 годом эта сумма увеличилась на 1,5%, что в сумме составляет 19 млн р. Также следует отметить рост внереализационных доходов, в 2010 году по сравнению с 2009 годом он составил 30,8%, что в сумме составляет 53 млн р. Операционные доходы в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 43,8%, что в сумме составляет 35 млн р.
Проанализируем рентабельность производственной деятельности и продаж КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы, на основании данных таблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Динамика рентабельности производственной деятельности и продаж КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы
Показатели
Годы
Темп роста (снижение) (%) или  отклонение (+/-)
2008
2009
2010
2009/2008
2010/2009
1.Выручка от реализации  продукции, млн р.
20099
14233
11297
70,8
79,4
2.Полная себестоимость  реализации продукции, млн р.
15983
11250
9055
70,4
80,5
3. Прибыль (убыток) от реализации, млн р.
623
242
-134
-381
-376
4.Нераспределенная прибыль  (убыток) от основной деятельности, млн р.
-530
-202
-257
328
-55
5.Рентабельность (убыточность) от производственной деятельности, %
 
5.1.По прибыли (убытку) от реализации
3,9
2,2
-1,5
-1,7
-3,7
5.2.По чистой прибыли  (убытку)
-3,3
-1,8
-2,8
1,5
-1
6.Рентабельность (убыточность)  продаж (оборота), %
 
6.1.По прибыли (убытку) от реализации
3,10
1,70
-1,19
-1,4
-2,89
6.2.По чистой прибыли  (убытку)
-2,64
-1,42
-2,27
1,22
-0,85

В таблице 2.5 приведены показатели рентабельности производственной деятельности и продаж КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы. Исходя из данных таблицы наблюдается, что выручка от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 20,6%,что в сумме составляет 2936 млн р. Полная себестоимость реализации продукции также снижается, в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 19,5%, что в сумме составляет 2195 млн р. Анализируя данные таблицы, следует сказать о том, что динамика рентабельности производственной деятельности и продаж КУП «Гомельский рыбокомплекс» имеет негативный характер.
Произведем анализ финансового  состояния и платежеспособности  КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы, на основании данных таблицы 2.6.
Таблица 2.6 – Показатели финансового состояния и платежеспособности КУП
«Гомельский рыбокомплекс»  за 2008-2010 годы
Показатели
Годы
Отклонение (+/-) 2010г. от
2008
2009
2010
2008
2009
 
1.Коэффициент текущей  ликвидности
0,695
0,63
1,41
0,715
0,78
Не менее 1,7
2.Коэффициент абсолютной  ликвидности
0,013
0,065
0,018
0,005
-0,047
Не менее 0,2
3.Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами
-0,217
-0,13
-0,04
0,177
0,09
Не менее 0,3
4.Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
0,822
0,80
0,72
-0,102
-0,08
Не менее 0,6

На основании данных таблицы 2.6 можно сделать вывод о том, что коэффициент текущей ликвидности показывает обеспеченность организации собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения краткосрочных обязательств, а т.к. данный показатель ниже норматива (в 2010 году он составил 1,41), то КУП «Гомельский рыбокомплекс» не достаточно обеспечено собственными средствами. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, что позволяет отметить, что КУП «Гомельский рыбокомплекс» может погасить лишь 1,8% своих обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показывающий наличие у организации собственных оборотных средств для ее финансовой устойчивости, свидетельствует о неплатежеспособности организации (за рассмотренный промежуток времени данный показатель ниже нормативно-установленного). Но коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами показывает способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Такие значения коэффициентов  свидетельствуют о том, что  неплатежеспособность  предприятия  не имеет устойчивого  характера,   так же, коэффициент  обеспеченности финансовых обязательств активами в пределах норматива, т.е. предприятие способно рассчитаться по своим обязательствам после реализации активов.
 
 
 


Раздел 2.2. Использование  бизнес-планирования в организации
Бизнес-планирование – это  основной инструмент прогнозного планирования деятельности предприятия; это определение целей и задач бизнес-проектов, путей их достижения, а также детализация всего этого в специальном документе – бизнес-плане. Бизнес- план – это внутрифирменный документ, представляющий основные аспекты деятельности организации, анализ предполагаемых проблем, показатели - индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.
Бизнес-план КУП «Гомельский  рыбокомплекс» состоит из 9 разделов:
    Анализ производственно-хозяйственной деятельности;
    Цели и задачи развития;
    Прогнозные индикаторы;
    Основные направления развития;
    Меры и механизмы поставленных задач;
    Инновационное развитие;
    Инвестиционная деятельность;
    Внешнеэкономическая деятельность.
В разделе «Анализ производственно-хозяйственной  деятельности» описывается история создания КУП «Гомельский рыбокомплекс», основные виды экономической деятельности, основные виды продукции, факторы, оказывающие негативное влияние на деятельность предприятия, указаны основные показатели производственно-хозяйственной деятельности, показатели финансового состояния предприятия.
Наиболее серьезными факторами, оказывающими, негативное влияние на производственно - хозяйственную деятельность предприятия являются:
    рост цен на рыбу и морепродукты;
    недостаток оборотных средств , рост кредиторской задолженности;
    наличие конкурентов, производящих аналогичную продукцию;
    недостаточно современная техническая и технологическая база и т.д.
Кроме перечисленных, проблемы связаны также с постоянным увеличением  цен на потребляемые материалы и  комплектующие изделия. Цены на используемую в производстве рыбу и морепродукты в течение года выросли на 17-47%, на вспомогательные материалы на 19%, кроме того, курс российского  рубля и доллара не стабилен, в  течение года происходил значительный рост и падение основных валют.
Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2009-2010 годы представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.7 – Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2009-2010 годы
 
Наименование показателей
Объем производства продукции  в натуральном выражении - всего
тонн
664
774
85,8
Товары народного потребления  в действующих отпускных ценах
Млн р.
5808
6751
86,0
Объем производства в сопоставимых ценах
Млн р.
5568
6481
85,9
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг
Млн р.
11297
14233
79,4
В т.ч. производство
Млн р.
5976
6258
95,5
Оптовая торговля
Млн р.
2961
5170
57,3
Розничная торговля
Млн р.
2360
2805
84,1
Чистая прибыль
Млн р.
0
12
 
Прибыль от реализации
Млн р.
-134
242
 
Рентабельность реализованной  продукции
%
-2,2
3,8
 
Задолженность по кредитам
Млн р.
3032
2250
134,8
Остатки готовой продукции  в фактических ценах
Млн р.
338
211
160,2
Численность работников
Чел.
112
119
94,1
Среднемесячная заработная плата - всего
Т.р.
729,2
741,6
98,3
Производительность труда  в сопоставимых ценах
Млн р.
57,4
62,3
92,1

Как видно из данных, приведенных  в таблице, количественные показатели деятельности предприятия  в 2010 году ухудшились по сравнению с  2009 годам  это связано со снижением покупательского  спроса, ростом курса основных валют и ростом цен на рыбу и морепродукты. На значения показателей  2010 года  сильно повлияло аномально жаркое лето,  резкое падение спроса на соленую и копченую продукцию. Отставание  3 квартала не позволило до конца года наверстать и выполнить  все показатели.
Дебиторская задолженность  снижена по сравнению с прошлым  годом (2460 и 2880 млн.р.), снижен удельный вес просроченной задолженности  до 46,7% против 54,6% за аналогичный период прошлого года.
Анализ просроченной дебиторской  задолженности показывает, что работа предприятием ведется и возвратность растет,  наибольшая задолженность  составляет 3 месяца, тогда как  в 2009 году это было до 7 месяцев и  около 60% организаций.
Дебиторская задолженность  превышает кредиторскую, что  позволяет  сделать вывод, что,  не смотря на тяжелую экономическую ситуацию, предприятие не утратило своих возможностей по разработке и выпуску качественной продукции из рыбы и морепродуктов.  Деятельность предприятия направлена на рост объема производства и продаж, рост товарооборота, расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение ее  рентабельности.
В разделе «Цели и задачи развития» отражаются основные задачи и цели организации, прогнозы развития основных показателей организации. Например, на конец года рентабельность реализованной продукции в целом по предприятию должна составить не мене  0,8%. Предусмотрено поэтапное увеличение заработной платы работников предприятия. К концу  2011 года среднемесячная заработная плата должна составить 788,2 т.р. В условиях недостаточности собственных оборотных средств, неритмичности  финансовых поступлений, ростом цен на сырье, КУП «Гомельский рыбокомплекс» для реализации бизнес-плана необходимо привлечение  денежных средств,  в  виде  кредитов банка.
В разделе «Прогнозные  показатели» приведено сравнение  основных показателей промышленного  производства Коммунального унитарного предприятия «Гомельский рыбокомплекс» за 2009-2010 гг. с указанием источников информации.
Раздел «основные направления  развития» включает такие основные направления развития экономической  деятельности КУП «Гомельский рыбокомплекс», как:
    увеличение продаж за счет проведения активной маркетинговой политики, расширения товаропроводящей;
    повышение качества выпускаемой продукции;
    совершенствование организационных форм предприятий путем акционирования;
    укрепление материально-технической базы в целях увеличения  конкурентоспособных видов продукции;
В разделе «Меры и механизмы  реализации поставленных задач» указана основная деятельность предприятия, приведен расчет резервов роста объема продаж по действующим договорам поставки за счет расширения ассортимента реализуемой продукции, указаны основные конкуренты, указана схема проведения ведомственного лабораторного контроля, а также планы по развитию материально-технической базы, по реконструкции предприятия.
В рамках существующей специализации "Гомельский рыбокомплекс" является основным предприятием по переработке  рыбы и морепродуктов в Гомельской области, по объему продаж охвачено около 11% территориального  рынка. Предприятие концентрирует свои усилия на увеличении конкурентоспособности собственной продукции за счет снижения затрат на производство, уменьшения цен закупки сырья за счет расширения количества поставщиков, анализа их цен, и форм расчета.

Рис. 2.1 – Расчет резервов объема продаж по действующим договорам поставки за счет расширения ассортимента реализуемой продукции
 В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем продаж со всеми покупателями увеличился, в том числе с объемом продаж более 10 млн р. увеличился на 4146,5 млн р., покупатели с объемом продаж 10-15 млн р. – на 844,8 млн р., 1-5 млн р. – на 986 млн р., с объемом продаж до 1 млн р. – 485,6 млн р. Что свидетельствует об эффективном применении расширения ассортимента реализуемой продукции.
     Основными  конкурентами предприятия в Гомельской  области являются:
   - по производству  продукции – ИП Кашперко, Хладокомбинат  Облторгсоюза, «Лиорпластик», «Фауна», «Вкус рыбы+», ОРЦ «Рыба и морепродукты»;
- по ввозу рыбной продукции  – «Санта-импекс».
За 2010г. освоено более 10  видов продукции с применением  современной мелкой фасовки. Направлением к расширению ассортимента является изучение покупательского спроса,  внедрение современной мелкой потребительской  тары, новые для предприятия рецепты  приготовления пресервов и салатов  из морской капусты.  В 2011 году планируется  продолжить работу в этом направлении.
Особо остро в 2011 году стоит  вопрос  реконструкции  предприятия. В качестве первой  стадии предприятием проведен тендер на разработку архитектурного проекта  реконструкции предприятия.  Финансирование разработки проекта предприятие планирует осуществить с помощью кредита банка. Проведение реконструкции  позволит повысить ассортимент и качество продукции,  улучшить условия труда работников предприятия и  носит первоочередной характер, требует значительных для предприятия  финансовых средств.
В разделе «Инновационное развитие» должны быть отмечены основные мероприятия по внедрению инновационных технологий, но КУП «Гомельский рыбокомплекс» в настоящее время не выпускает продукцию, которую можно отнести к инновационной, и не планирует выпуска на 2011 год.
В разделе «Инвестиционная  деятельность» указаны прогнозные показатели развития инвестиционной деятельности с указанием источника информации.
За 2010 год инвестиции в  основной капитал составили 74 млрд р., в течение 2010 года за счет средств предприятия и кредитов банка закуплены следующие машины и оборудование для обеспечения технологического процесса и реализации готовой продукции: для производства изделий из морской капусты: варочный котел (500 литров), разгрузочно-моечная машина; для упаковки продукции: вакуумная упаковочная машина и др.
На 2011 год запланирован темп роста инвестиций в основной капитал  на уровне 109,5% или 81 млрд р. Планируется  использовать инвестиции в основной капитал по следующим направлениям:
    оборудование для прачечной (стиральная машина – 2шт., гладильный пресс) 21 млн р. – кредит банка;
    торговые витрины 8 млн р. – собственные средства организации;
    компьютеры 6 млн р. – собственные средства организации;
    линия по разделке рыбы 35 млн р. – кредит банка;
    устройство приточной и вытяжной вентиляции 11 млн р. – кредит банка.
В разделе «Внешнеэкономическая деятельность» указаны прогнозные показатели и индикаторы мониторинга  по данному разделу, а также основные виды внешнеэкономической деятельности.
Продукцию собственного производства предприятие не отгружает на экспорт, а только в пределах г. Гомеля и Гомельской области. В 2010 г. импортировано 976 тонн рыбы и морепродуктов, на сумму 1254,9 тыс. долл. США.  В  2011 году планируется  импортировать рыбы и морепродуктов на сумму 1374,1 тыс. долл. США или 109,5% к уровню прошлого года. Для сдерживания роста  импорта рыбы, предприятие развивает связи с рыбоводными хозяйствами  страны  для роста переработки прудовой и речной рыбы местных водоемов. Так рост переработки прудовой рыбы намечен не  менее 109% к уровню прошлого года. Препятствием  для дальнейшего развития служит высокая цена на прудовую рыбу по сравнению с  морской.
Также к бизнес-плану прилагается  расчет основных показателей экономического развития на 2011 год. Хорошо разработанный бизнес- план раскрывает все сложные вопросы планирования деятельности организации, позволяет не только просчитывать финансы предприятия в перспективе, но и в значительной степени предсказать развитие ситуации в будущем.
 
 


Раздел 2.3. Оценка эффективности бизнес-планирования в организации
Бизнес-планирование – одна из основных стратегических задач развития организации. В быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущей деятельности организации и предвосхитить то, что может случиться. Без многосторонней оценки различных факторов сегодня невозможно успешно работать на рынке, бороться с конкурентами, определять размер и сроки финансирования производства и торговой деятельности.
 Разрабатывая финансовый  план на ближайшую и далекую перспективу, предприятие должно ориентироваться на достижение наилучшего эффекта, который измеряется комплексом различных показателей. Уровень и динамика важнейших аналитических показателей, отражающих финансовое состояние организации, изучается инвесторами, а также банками и другими кредиторами, заботящимися об обеспеченности и возвратности кредитов.
Для оценки финансового состояния  используется система показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые в зависимости от целей анализа объединяются в несколько групп:
    показатели, характеризующие эффективность вложения капитала и рентабельность использования инвестиций;
    показатели, отражающие платежеспособность организации и структуру ее капитала;
    показатели ликвидности, т.е. способности организации своевременно погасить долги.
       Выгодность  вложения средств в проекты  будет тем выше, чем больше  будет получена чистая прибыль  за счет увеличения объемов  продаж при снижении общих  затрат на производство и реализацию  продукции.
Эффективность проекта рассчитывается на основе финансового плана и  включает следующие показатели:
    Рентабельность активов организации (Ра), которая рассчитывается как отношение чистой прибыли (после вычета налогов) к суммарным активам.
чистая прибыль
Ра= ——————————* 100
итого по активам 
Рентабельность активов  характеризует эффективность использования  активов организации. В КУП «Гомельский  рыбокомплекс» данный показатель в  2008 году составлял 5,187%, а в 2009 году уменьшился на 5,036 процентных пункта и составил 0,151%, что показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль всех затраченных средств вне зависимости от источников их формирования.
    Рентабельность собственного капитала (Рк) или интегральный показатель экономической эффективности управления характеризует выгодность использования собственного капитала организации в процессе хозяйственной деятельности и рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу:
чистая прибыль
                                      Рк = ——————————— *100
                                                   собственный капитал
    Рентабельность собственных средств (Рс) характеризует выгодность вложения собственных средств и рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему собственных средств:
                                                       чистая прибыль
                                       Рс= ——————————— *100
                                                   собственные средства 
    Рентабельность реализуемой продукции (Рр.п) показывает какой процент прибыли приходится на сто рублей вложенных средств и рассчитывается как отношение чистой прибыли к расходам на реализацию[16]:
 
                                 
   чистая прибыль
                                    Рр.п= ——————————*100
                                  расходы на реализацию
Таблица 2.8 – Показатели эффективности вложения капитала и рентабельности КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы, млн р.
Показатели
Годы
Темп роста(%) или отклонение (+/-)
2008
2009
2010
2009 от 2008
2010 от 2009
Чистая прибыль
328
12
-
3,7
-
Собственный капитал
14938
16224
     
Собственные средства
-262
-182
-280
80
-98
Долгосрочные обязательства
1515
1113
713
73,5
64,1
Выручка от реализации
20099
14233
11297
70,8
79,4
Расходы на реализации
1273
1277
1296
100,3
101,5
Итого по активам
6323
7930
7442
125,4
93,8
Рентабельность активов организации, %
5,187
0,151
-
-5,0
-
Рентабельность собственных  средств, %
-125,2
-6,6
-
118,6
-
Рентабельность реализуемой  продукции, %
25,8
0,9
-
-24,9
-

Расчет показателей рентабельности инвестиций и их сравнение позволяют  оценить эффективность использования  средств и выгодность капиталовложений. Использование заемных средств  не эффективно, так как рентабельность инвестированного капитала оказалась  ниже, чем процент, выплачиваемый  по заемным средствам (0,7543% и 13% соответственно).
Показатели платежеспособности характеризуют уровень защищенности кредиторов и инвесторов, имеющих  долгосрочные вложения в различные  проекты.
Основными показателями платежеспособности являются:
    Коэффициент автономии;
    Коэффициент финансовой неустойчивости;
    Коэффициент долгосрочной финансовой независимости;
    Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств;
    Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности и др.
Таблица 2.9 – Коэффициенты финансовой устойчивости КУП «Гомельский рыбокомплекс» за 2008-2010 годы

п/п
Показатели
Формула расчета (по номерам  строк баланса)
Годы
Отклонение (+/-)
2010 от
2008
2009
2010
2008
2009
1
Коэффициент автономии
стр.490/стр.700(300)
0,283
0,262
0,286
0,003
0,024
2
Коэффициент финансовой неустойчивости
стр.690/стр.490
1,685
2,277
2,165
0,48
-0,112
3
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости
стр.490+стр.510/стр.700(300)
0,523
0,403
0,381
-0,142
0,945
4
Коэффициент соотношения  собственных и привлеченных средств
стр.490/стр.590+стр.690
0,395
0,356
0,40
0,005
0,044
5
Коэффициент маневренности  собственного капитала
стр.490-стр.190/стр.490
-0,146
-0,088
-0,132
0,014
-0,044
6
Коэффициент соотношения  кредиторской и дебиторской задолженности
стр.620+стр.630/стр.230+стр.240+стр.250
0,641
0,766
0,828
0,187
0,062

Коэффициент автономии характеризует  долю собственного капитала предприятие в общей сумме средств, авансированных в его деятельность, т.е. отражает степень независимости предприятие от заемных средств. Данный показатель в КУП «Гомельский рыбокомплекс» имеет значение ниже среднего, что характеризует предприятие как недостаточно финансово устойчивое, стабильное и в большей степени зависимое от внешних кредиторов организацию. Увеличить данный показатель можно за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Коэффициент финансовой неустойчивости дает наиболее общую оценку устойчивости предприятия и показывает соотношение заемных и собственных источников финансирования без разделения заемных средств на долгосрочные и краткосрочные. Он не должен превышать 0,25. Данный показатель в КУП «Гомельский рыбокомплекс» больше 1, что свидетельствует о потере финансовой устойчивости.
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости показывает, какая  часть общей стоимости активов  сформирована за счет наиболее надежных источников, т.е. не зависит от краткосрочных  заемных средств. Так в КУП «Гомельский рыбокомплекс» в 2010 году за счет наиболее надежных источников было сформировано 38,1% активов, хотя данный показатель в 2009 году составлял 40,3%, а в 2008 году – 52,3%.
Коэффициент соотношения  собственных и привлеченных средств  также дает общую оценку финансовой устойчивости организации. По значению данного показателя можно сказать, что в 2010 году на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, приходится 0,4 рубля заемных средств. Увеличение данного показателя в 2010 году свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором уменьшении финансовой устойчивости.
Коэффициент маневренности  собственного капитала характеризует  долю собственных оборотных средств  и показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена  в оборотные средства, а какая  – капитализирована.
Коэффициент соотношения  кредиторской и дебиторской задолженности  не должен превышать 2. В КУП «Гомельский рыбокомплекс» в 2008 году он составлял 0,641, в 2009 году – 0,766, в 2010 году – 0,828. На основании этих данных можно сказать, что на предприятии финансовая устойчивость имеет положительный характер, несмотря на тенденцию ее снижения.
Для рассмотренных показателей  финансовой устойчивости не существует каких-то единых нормативных критериев. Они зависят от многих факторов: принципов кредитования, сложившейся  структуры источников, оборачиваемости  оборотных средств, репутации предприятия и др.
Для оценки кредитоспособности КУП «Гомельский рыбокомплекс» можно рассчитать следующие показатели:
    Коэффициент абсолютной ликвидности
    Коэффициент текущей ликвидности
    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Таблица 2.10 - Показатели финансового состояния и платежеспособности КУП
«Гомельский рыбокомплекс»  за 2008-2010 годы
Показатели
Годы
Отклонение (+/-) 2010г. от
2008
2009
2010
2008
2009
 
1.Коэффициент текущей  ликвидности
0,695
0,63
1,41
0,715
0,78
Не менее 1,7
2.Коэффициент абсолютной  ликвидности
0,013
0,065
0,018
0,005
-0,047
Не менее 0,2
3.Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами
-0,217
-0,13
-0,04
0,177
0,09
Не менее 0,3
4.Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
0,822
0,80
0,72
-0,102
-0,08
Не менее 0,6

На основании данных таблицы 2.10 можно сделать вывод о том, что коэффициент текущей ликвидности показывает обеспеченность организации собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения краткосрочных обязательств, а т.к. данный показатель ниже норматива (в 2010 году он составил 1,41), то КУП «Гомельский рыбокомплекс» не достаточно обеспечено собственными средствами. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, что позволяет отметить, что КУП «Гомельский рыбокомплекс» может погасить лишь 1,8% своих обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показывающий наличие у организации собственных оборотных средств для ее финансовой устойчивости, свидетельствует о неплатежеспособности организации (за рассмотренный промежуток времени данный показатель ниже нормативно-установленного). Но коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами показывает способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Такие значения коэффициентов  свидетельствуют о том, что  неплатежеспособность  предприятия  не имеет устойчивого  характера,   так же, коэффициент  обеспеченности финансовых обязательств активами в пределах норматива, т.е. предприятие способно рассчитаться по своим обязательствам после реализации активов.
Обобщающими показателями социальной эффективности управления могут  быть:
      Степень выполнения заказов потребителей;
      Доля продаж предприятия на рынке.
Так КУП «Гомельский рыбокомплекс» на данном этапе своего развития удовлетворяет потребности населения посредством осуществления следующих отраслей: торговля, переработка, консервирование рыбы и морепродуктов, заготовки.
Рынком, на котором осуществляет свою деятельность предприятие, является город Гомель и Гомельская область. В рамках данного рынка организации приходится удовлетворять спрос населения в условиях жесткой конкуренции, как со стороны государственных структур, так и предприятий других форм собственности. Для увеличения ассортимента предлагаемых товаров предприятие постоянно расширяет спектр поставщиков. Для изучения спроса обслуживаемого населения в торговых предприятиях системы предприятие проводит ежемесячные выставки-продажи, что позволяет определить предпочтения покупателей.
Отдельные стороны социальной эффективности управления характеризуются  частными показателями:
    Степень технической оснащенности управленческого труда;
    Текучестью работников аппарата управления;
    Квалифицированным уровнем кадров;
    Своевременностью выполнения заказа;
    Полнотой выполнения заказа;
    Послепродажным сервисом;
    Обеспеченностью населения торговой площадью и предприятиями сферы услуг;
    Затратами времени на дорогу в магазин и обратно; на обслуживание;
    Устойчивостью ассортимента;
    Дополнительным перечнем услуг.
Особое внимание уделяется  контролю прибытия и обеспечения  трудоустройства молодых специалистов в соответствии с полученной специальностью, контролируется их использование в  течение установленного срока отработки, принимаются меры по дальнейшему  их закреплению.
 


Глава 3. Пути совершенствования  бизнес-планирования организации
Раздел 3.1. Основные направления совершенствования  бизнес-планирования
   Бизнес-план – это план ведения бизнеса, технико-экономическое исследование возможности продолжения деятельности предприятия с учетом достижения им ожидаемой рентабельности или других целей. Бизнес-план необходим предприятию, в первую очередь, для осуществления полноценной текучей деятельности, а также оценки и выполнения отдельных инвестиционных проектов. Конечно, в реальной ситуации трудно сделать в точности все так, как было запланировано. И бизнес-план не панацея от всех бед – это серьезное исследование, требующее много времени, сил и профессионализма. Однако, используя бизнес-планирование в современном бизнесе, можно быстро выявить природу отклонений и с наименьшими затратами  (финансовыми и временными) откорректировать стратегию и достичь желаемого состояния организации.
Бизнес- план КУП «Гомельский рыбокомплекс» на 2010 год далеко не совершенен и мы хотели бы внести ряд предложений  по совершенствованию бизнес-планирования. Результаты бизнес-планирования имеют практическое применение и ощутимую материальную отдачу лишь при правильном подходе к этому процессу.
Во-первых, необходимо составлять аналитические обзоры к балансам, из-за отсутствия которых затрудняется принятие своевременных мер для  исправления ситуации. Также есть вероятность того, что для определения финансово-экономической эффективности используются недостоверная или приукрашенная информация.
Во-вторых, при планировании речь идет только лишь о количестве и упускается из виду качество: планируются  только выпуск продукции, ресурсы (логистика) и расходы на производство и реализацию, а должны планироваться и все остальные стороны деятельности предприятия, причем по каждому виду деятельности (качество обслуживания потребителей, ассортимент продукции и др.), т.к. комплексный план легче реализовать.
В-третьих, для осуществления  количественной оценки деятельности предприятия или последствий принимаемых решений можно использовать моделирование, т.е. построение финансово-экономической модели функционирования организации, отражающей в цифровом виде основные аспекты его деятельности. Такая модель может быть полезна в случаях проведения реконструкции, расширения или просто для прогнозирования деятельности. Проектирование должно включать в себя прогнозирован
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.