Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование: методы,виды,принципы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
  Курсовая  работа
  Тема: «Планирование: методы, виды, принципы» 
 
 
 
 
 
 

                                                           Студент: Сахоненко
                                                           Ольга Игоревна
                                                           Группа: М- 212
                                                           Преподаватель: Фадеева
                                                           Аксинья Александровна 
 

  Содержание
  Введение 3
  Глава I. Методы планирования, используемые на предприятии  6
   1.1. Бюджетный метод 6
  1.2. Балансовый метод 7
  1.3. Нормативный метод 8
  1.4.Математические методы 10
  1.5. Методы линейного программирования 10
  Глава II. Основные виды планирования 13
  2.1.Перспективные и стратегические планы 14
  2.2.Тактическое и оперативное планирование 15
  2.3.Бизнес-план организации 18
  Глава III. Принципы эффективного планирования 22
  3.1. Принцип единства (системности)  22
  3.2. Принцип непрерывности 23
  3.3. Принцип гибкости 24
  3.4. Принцип точности 24
  3.5. Принцип участия 25
  Заключение 27
  Список  литературы 28 
 
 
 
 

  Введение
  Как показывает жизнь, менеджеров с большой  буквы от сомнительного рода дельцов  отличает способность представить  себе, как будет выглядеть их успех. В процессе управления такое видение  неизбежно принимает форму плана, который становится основой для  принятия других управленческих решений.
  Никакое управление в принципе невозможно без  планирования деятельности организации, без установления ее целей, направлений  и принципов функционирования и  развития. Независимо от того, идет ли речь об управлении в условиях экономики, регулируемой рыночными отношениями, или о директивном управлении в условиях централизованной государственно регулируемой экономики, планирование в широком смысле слова остается главной функцией управляющей системы.
  Планирование  – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.1
  В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные  и конечные задачи и цели, стоящие  перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей  деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
  Сам процесс планирования начинается с  анализа настоящего и будущего состояния  предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии  и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.
  В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.
  В задачу плановых органов входит определение  того, какие подразделения будут  участвовать в реализации тех  или иных организационных целей, в какой форме это будет  происходить, как обеспечиваться ресурсами.
  Если  организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым от других, и  требуется понимание проблем  всех связанных между собой звеньев  управленческой цепочки.
  С учетом степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.
  1)  если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
  2) при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.
  3) в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
  В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.
  Более богатые организации могут позволить  себе изменять планы, подстраиваясь  под новые возможности и, привлекая  для их использования дополнительные средства, излишками которых они  располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости  от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил  название адаптационного.
  И, наконец, предприятия, располагающие  значительными ресурсами, могут  использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.
  Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что планирование является неотрывной частью менеджмента и рассматривается как первый и наиболее значимый этап процесса управления. В ходе реализации функции планирования руководитель анализирует сложившуюся ситуацию, формулирует цели и задачи, вырабатывает стратегию действий, составляет планы и программы действий.
  Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее  время приобрела качественно  новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем  обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет  не только оперативные задачи, но и  задачи перспективного развития, что  является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности  заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития предприятия. 
 
 

Глава I. Методы планирования
  Основная  цель планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант  решения задач, стоящих перед  организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.
  Поиск такого варианта осуществляется путем  итераций, то есть последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и пр.2
   1.1. Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние или распределение на производственные и иные нужды имеющиеся у организации ресурсов в соответствии с ее целями. Такие бюджеты могут быть отчетными и плановыми. В последующем плановые бюджеты координируются, уточняются, корректируются.
  В организации могут составляться несколько видов бюджетов.
  Основной (общий) бюджет (отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибыли и убытки).
  Оперативные бюджеты:
  – производства, продаж;
  – рабочей силы;
  – запасов готовой продукции;
  – распределения прибыли.
  Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:
  1) повышение эффективности работы  организации за счет децентрализации  управления, быстрого обнаружения  и корректировки отклонений.
  2) оптимизацию распределения и  экономность расходования ресурсов.
  3) предупреждение бесхозяйственности.
  4) надежный контроль и оценку  состояния запасов, сбыта, закупок,  плановых и фактических издержек, денежных средств и финансов, рентабельности.
  Но  бюджетный метод сложен, громоздок, требует перестройки структуры  управления, индивидуализации ответственности  за расходы, больших затрат.
  1.2 Балансовый метод Балансовый метод планирования исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги является, с одной стороны, результатом какой-либо деятельности, а с другой — ресурсом для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод планирования означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т. д. На протяжении всех лет существования Советского государства балансовый метод планирования считался основным методом планирования социалистической экономики. В условиях существования и развития в России рыночных отношений очень сложно сопоставить такие неравнозначные объекты, как производство и платежеспособный спрос, так как помимо производства имеются и другие источники удовлетворения спроса. Как следствие, регулируемая рыночная экономика требует превращения материальных балансов из таблиц «ресурсы — распределение» в балансы спроса и предложения. Каждый вариант такого баланса возможно разработать только для фиксированного уровня цен, а поэтому в действительности такой баланс становится многовариантным, например, двух-, трех- или четырехуровневым. Графически он выглядит как совокупность пересекающихся кривых зависимостей спроса и предложения на рынке товаров с различными точками равновесия, учитывающими возможные различные уровни цен. Министерство эконом развития Российской Федерации совместно с федеральными и региональными экономическими органами по изложенной выше схеме разрабатывает и предлагает для практического использования Систему балансов материально-технических ресурсов, приемлемую для условий переходной экономики. Обобщающим итогом балансовых расчетов материально-технических ресурсов должен являться баланс совокупных спроса и предложения, выполняемый в стоимостных измерителях и отражающий одну из важнейших макроэкономических пропорций. Таким образом, посредством использования в практике планирования системы экономических балансов возможны отражение в плановых документах основных пропорций макроэкономической системы в целом и анализ их изменения. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
  1.3. Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции. Например, план по материально-техническому снабжению будет рассчитываться путем перемножения норм расхода сырья, материалов, энергии и т.п. на величину производственного заказа.
  Выделяют  следующие виды норм: норма выработки; норма обслуживания; норма времени; нормы численности.
  Чаще  всего нормы бывают индивидуализированными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются  и групповые, предназначенные для  однотипных рабочих мест в различных  подразделениях.
  По  особо важным ресурсам могут разрабатываться  перспективные нормы их использования, но наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих  планов и балансов материальных ресурсов. Если же условия деятельности организации  постоянно меняются, используются текущие  нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости.
  С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное задание, то есть установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.
  К графическим необходимо, прежде всего, отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 50-х  годов и предназначался для прогнозирования  сроков, оценки затрат, разработки, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов.
  Исходным  моментом применения указанного метода является определение продолжительности  действий (работ), связанных с достижением  поставленной цели. Все события и  работы объединяются в календарный  сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы.
  Сетевой график облегчает управление создания сложных технических и хозяйственных  систем, позволяет сконцентрировать внимание на выполнении в их рамках критических работ, наглядно демонстрирует  их взаимосвязь. Сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, к которому привязываются  все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением. Высокая степень  формализации графика позволяет  при этом широко применять компьютерные технологии.
  К графическим относится и метод  планирования Паттерн. Суть метода состоит  в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится «дерево» целей и подцелей. Для каждой их них эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости).
  1.4. Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов. Современная экономическая теория на макро-, мезо- и микроуровне включает в качестве естественного, необходимого элемента математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет решить целый комплекс взаимоувязанных проблем. Во-первых, выделить формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов. Во- вторых, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, например, оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям. Развитие макроэкономического планирования в современных условиях увязано с последовательным ростом уровня его формализации. Основу для этого процесса заложил прогресс в области прикладной математики, именно: теории игр, математического программирования, математической статистики и других научных дисциплин. Для принятия решений часто используются: теория массового обслуживания; методы линейного программирования; методы нелинейного программирования; метод динамического программирования; анализ безубыточности.
  1.5. Методы линейного  программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Они помогают:
  – выбрать технологии, позволяющие получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;
  – загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;
  – составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны сделать это при минимальных затратах и пр.
  Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются современной  НТР, которая вызывает столь стремительные  изменения в организации и  среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой  времени, связанной с тем, что  плановые расчеты весьма длительны  и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом  и инерционностью самих сотрудников, их боязнью новшества.
  Полностью перечисленные ограничения устранить  нельзя, но можно их существенно  ослабить путем уменьшения жесткости  и схематичности составления  планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, конкретизацией и  приближением к нуждам практики.
  В процессе планирования ни один из рассмотренных  методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный  научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния  предприятия и его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие  вопросы о работе предприятия  и его подразделений:
    Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
    В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
    Как организована фирма и как она функционирует в действительности?
    Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика действуют в настоящий момент?
    Какие главные стилевые предпочтения руководства фирмы?
    как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
    Кем являются акционеры предприятия и сколько их по каждой категории?
    Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется?
    Какие законы и правительственные постановления и каким образом влияют на работу предприятия?
  Полученные  в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить  все основные факторы, ограничивающие рост корпорации и мешающие его плановому  развитию. Основные препятствия развитию наших предприятий в условиях свободных рыночных отношений обычно создаются как внутренними, так  и внешними условиями. Выявление  и выбор путей преодоления  внутренних факторов должны стать основой  планирования развития различных предприятий  и фирм, совершенствования их организационных  структур управления, повышения эффективности  всех видов деятельности.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава II.   Виды планирования
  В зависимости от уровня управления различается:
  - стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень;
  - тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень;
  – оперативное планирование – это нижний уровень.
  В зависимости от назначения различают три основных типа планов:
    1) планы-цели, представляющие собой  набор качественных и количественных  характеристик желаемого состояния  объекта управления и его отдельных  элементов в будущем. Эти цели  согласовываются и ранжируются  по тому или иному принципу, однако никогда не связываются  ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого  ресурсами. Планы-цели используются  при больших сроках либо принципиальной  непредсказуемости конкретных событий;
    2) планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а  также порядок осуществления  в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно  в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу  маневра в случае возникновения  непредвиденных обстоятельств и  необходимости осуществления коррекции;
    3)планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр.
  По  срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены до одного месяца.4
2.1 Перспективные и стратегические планы
  Перспективные планы. Обычно перспективные планы в организации разрабатываются на период свыше одного года. Как правило, речь идет о среднесрочных планах, рассчитанных на период до 5 лет. Перспективные планы могут иметь форму набора целей; целевых комплексных программ; и т.п.
  В рамках перспективного планирования создаются  планы: разработки новых продуктов; снижения издержек; инноваций; приобретений; маркетинга; производства; инвестиций; материально-технического снабжения; развития системы управления; социальных мероприятий; план по труду; финансовый план и пр.
  Посредством такого рода планов происходит определение  шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего получения заданного объема продукции, прибыли и т.п. Их разработка начинается с выбора перспективных целей. Затем на основе оценки имеющихся ресурсов происходит определение политики организации, выбор правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализация в бюджетах, графиках, стандартных решениях.
  Стратегические  планы.5 В качестве предпосылок появления стратегического планирования можно назвать:
  стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным  этапом НТР и проявляющиеся в  безграничном росте возможностей производства, резком усилении конкуренции за ресурсы  и рынки сбыта;
  широкую доступность научно-технической  и экономической информации и  стремительное нарастание ее объема;
  принципиальное  изменение роли человека в производстве и связанное с этим пробуждение  его творческих возможностей и активности.
  Эти и другие обстоятельства обусловливают  непредсказуемость путей развития организации и ее окружения и  неопределенность даже сравнительно близкого будущего. Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.
  Стратегические  планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются цели организации, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.
  Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются, прежде всего, исходя из угроз и возможностей (которые  имеются или могут появиться  во внешнем окружении организации), а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их осуществления должны быть крупные перемены в организации. Таким образом, если фирма хочет  выжить в современных нестабильных условиях, переход к стратегическому  планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования.
  2.2 Тактическое и  оперативное планирование
  Тактическое или текущее планирование представлено в основном краткосрочными планами, в которых предусматриваются  действия, необходимые для достижения стратегических целей. По своей сути текущее планирование является производственным и обладает рядом особенностей:
  -            объектами такого планирования могут быть заказ, группа продукции, показатели;
  -            при осуществлении планирования учитывается связь уровней управления; оно может происходить сверху вниз (детализация), снизу вверх (спущенные сверху указания обогащаются внизу);
  -            при составлении производственных планов происходит либо четкая привязка к календарю, либо допускается свободное планирование.
  Краткосрочные планы. Они охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам.
  Годовые планы разрабатываются на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых  исследований.
  Элементами  годового плана обычно являются:
  производственная  программа – она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятия в целом и его отдельных подразделений, с учетом имеющихся у них производственных мощностей и содержит, например, решения о том, как обеспечить производство необходимой продукции и услуг исходя из минимальных затрат;
  план  развития предприятия – он содержит решения о внедрении новой техники, изменении технологии, снятии с производства отдельных видов продукции и т.д.;
  план  маркетинга и сбыта – он является основой других планов предприятия и составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях заказчика по ассортименту и качеству продукции, заключенных договоров, цен, частоты заказов, каналов сбыта и т.п. Данный план детализируется по месяцам и неделям;
  план  по себестоимости  и рентабельности – в нем отражаются: постоянные издержки, балансовая и чистая прибыль, расчетная рентабельность, себестоимость и др.;
  финансовый  план – включает такие показатели, как баланс доходов и расходов, издержки производства и обращения, использование собственных и заемных средств, срок выплаты и величина дивидендов;
  план  по материально-техническому снабжению;
  план  по труду и кадрам.
  Предприятие на основе производственной программы (а подразделения – на основе касающейся их части) осуществляет процесс  оперативного планирования своей деятельности.
  Оперативные планы. Они посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, например, отражают движение материальных потоков. Такие планы имеют узкую направленность и всегда детализированы, их цель состоит в создании условий для слаженной работы всех цехов, участков, служб, подразделений.
  Оперативное планирование предполагает: составление  ежемесячных и внутрисменных  заданий, календарных планов выпуска  продукции, маршрутных карт и контроль над их выполнением.
  Оперативно-календарный  план
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.