На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Свобода торговли и протекционизм: доводы за и против

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Свобода торговли и протекционизм: доводы за и против.

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных преимуществ, международная экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Однако на практике свободная торговля сталкивается с большим количеством барьеров. Можно с уверенностью сказать, что исторический спор между сторонниками свободной торговли и протекционизма, который длится уже не одно столетие, далеко не завершен.
Аргументов в пользу протекционизма много. Мы характеризуем следующие из них: необходимость обеспечения обороны, увеличение внутренней занятости; диверсификация ради стабильности; защита молодых отраслей; защита от демпинга; дешевая иностранная рабочая сила.
Необходимость обеспечения обороны. Хотя этот аргумент скорее военно-политический, чем экономический, он выглядит довольно убедительно. Желание правительств поддерживать отрасли, связанные с национальной обороной не ослабевает. Это веская причина защиты конкретных отечественных отраслей и многие протекционистские средства мотивируются именно ею. И хотя данный протекционистский аргумент влечет за собой большие социальные и экономические издержки, эти издержки оправдываются необходимостью усиления национальной безопасности.
Увеличение внутренней занятости. Суть этого аргумента сводится к тому, что введение протекционистских мер создает новые рабочие места, а свободная торговля приводит к безработице. Свободная торговля не столько влияет на общую занятость, сколько изменяет тип занятости. Утверждение, что свободная торговля может привести к безработице (в краткосрочном периоде), имеет под собой основание. Торговля снижает спрос на некоторые товары отечественного производства и приводит к безработице в отраслях их производящих. Но неиспользованные ресурсы не могут остаться без применения, ибо мы живем в мире с ограниченными ресурсами. При отсутствии ограничений в торговле отрасли, производящие товар на экспорт, потребуют притока рабочей силы, компенсируя сокращение рабочих мест в отраслях, конкурирующих с импортом. Безработица, возникшая в результате свободной торговли - это проблема краткосрочного периода. В этом смысле, необходимо своевременно проводить разумную денежную и налоговую политику, а не прибегать к протекционистской дубинке.
Диверсификация ради стабильности. Суть этого протекционистского довода состоит в том, что торговые барьеры необходимы для промышленной диверсификации, которая лежит в основе уменьшения зависимости страны от социально-экономической и политической конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках тех или иных продуктов. Действительно, диверсификация помогает оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спада производства за рубежом, от случайных колебаний спроса и предложения на один или два конкретных товара и, таким образом, обеспечивает большую внутреннюю стабильность. Но следует иметь в виду, что экономические издержки диверсификации могут быть очень значительными и крайне неэффективными (в особенности, если речь идет о странах с монокультурной экономикой). Кроме того, аргумент диверсификации ради стабильности практически не применим к промышленно развитым странам (с уже диверсифицированной структурой экономики).
Защита молодых отраслей. В аргументе "молодой отрасли промышленности" под таковой понимается отрасль, в которой еще не была достигнута экономия от масштаба, где ни рабочие, ни менеджеры еще не достигли пика эффективности. Полагается, что если этой отрасли предоставить определенную защиту от внешней конкуренции, то она, в конечном счете (через некоторое время), сможет конкурировать на международных рынках. Но этот аргумент - не является доводом в пользу постоянных ограничений, ибо "Младенческие отрасли" крепнут и чем скорее, тем лучше. Более того, прямое субсидирование молодых отраслей, по мнению большинства экономистов, является более эффективным средством защиты К тому же, его легче устранить, чем временный тариф. Аргумент "молодых отраслей" имеет слабое или вообще не имеет отношения к индустриально развитым странам. Что же касается развивающихся стран, то здесь сложно определить, какая из отраслей является 'младенческой" и требует защиты
Защита от демпинга. Известно, что демпинг или продажа товаров ниже себестоимости используется, как правило, для подавления конкурентов, захвата монопольного положения и последующего повышения цен. В этом смысле демпинг - это "экономическое пиратство". Оно вполне заслуживает антидемпинговых пошлин. Но демпинг не должен использоваться как оправдание постоянных торговых барьеров, как форма ценовой дискриминации. Кроме того, за демпинг может выдаваться и результат действия закона сравнительных преимуществ, что в конечном итоге подрывает сами основы международной торговли.
Дешевая иностранная рабочая сила. Те, кто поддерживает этот аргумент, считают, что с помощью протекционизма отечественные фирмы и рабочие могут быт ограждены от разрушительной конкуренции со стороны тех стран, где низкая заработная плата. Другими словами, без оградительных мер со стороны государства, отечественные работники могут получать такую же низкую заработную плату, как рабочие менее развитых стран. Однако уровень заработной платы, выплачиваемой работникам-иностранцам, сам по себе не означает, что производимый ими товар будет дешевле. Для того, чтобы это доказать, нужно сравнить заработную плату и производительность рабочих обеих стран. Если более высокооплачиваемый американский рабочий обладает большей производительностью, то он может успешно конкурировать, не опасаясь, что ему будут меньше платить.

2. Инструменты торговой политики.

Протекционистская торговая политика проводится с помощью следующих основных инструментов: тариф или таможенная пошлина, импортные квоты, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии и компенсационные пошлины, демпинг, антидемпинговые мероприятия.
Тариф или таможенная пошлина. Это наиболее часто используемый инструмент в протекционистской торговой . политике, который представляет собой акцизный налог на импортируемый товар. Если тариф вводится только для того, чтобы добыть деньги для государства, он называется фискальным. Если же тариф введен для сокращения или устранения импорта, то такой тариф называется протекционистским.
Налог на импорт может взиматься различными способами. В этой связи выделяют стоимостной тариф и специфическую пошлину.
Стоимистной тариф - это налог, представленный в виде процента от стоимости товара. Специфическая пошлина - это налог, взимаемый в соответствии с физической величиной импорта.
Импортная квота. Это инструмент протекционизма, с помощью которого устанавливаются максимально возможные объемы импорта по специфическим статьям и за определенный период времени. Импортную квоту расценивают как более эффективный (по сравнению с пошлиной) инструмент сдерживания международной торговли, ибо она полностью запрещает импорт товара сверх определенного количества.
Нетарифные барьеры. Это ограничения международной торговли с помощью системы "лицензирования" (приобретения лицензий на торговлю определенным товаром). Повышая цену лицензий и ограничивая их количество, можно эффективно ограничивать импорт того или иного продукта. К нетарифным барьерам относят также протекционистские инструменты, связанные с жестким бюрократическим контролем или с так называемыми "административными рогатками" в таможенных процедурах. Большие трудности импорту (в рамках нетарифных барьеров) создают неоправданные стандарты качества товаров и их безопасности.
Добровольные экспортные ограничения. Это инструмент ограничения экспорта на добровольных началах. Его цель - избежать более жестких барьеров.
Экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Это нетарифные инструменты торговой политики. С помощью экспортных субсидий симулируется продвижение товаров за границу с помощью государственных дотаций и льгот.
Демпинг. Антидемпинговые мероприятия. Демпинг - это инструмент проведения протекционистской политики посредством международной ценовой дискриминации. Нарушение принципов свободной торговли посредством демпинга имеет место тогда, когда с помощью временного установления низких цен, происходит вытеснение конкурента с данного рынка В последствии уровень цен восстанавливается или повышается. Этому демпингу следует противопоставить тариф в импортирующей стране. Но существует демпинг долговременный. Си имеет место тогда, когда низкие цены достигаются в результате действия принципа сравнительных преимуществ. Но и в этом случае могут быть введены антидемпинговые пошлины Они приносят выгоды импортирующей стране, заставляя импортера еще больше снижать цену. Действию так называемого долговременного демпинга может противостоять структурная перестройка экономики на основе принципа сравнительных преимуществ.

Экономические институты, регулирующие международную торговую политику.

Основные институты, регулирующие международную торговую политику: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИГРАЛ.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Это многостороннее соглашение, включающее международные правовые нормы, принципы и правила, в соответствии с которыми регулируются торговоэкономические отношения между странами-участницами. ГАТТ вступило в силу в январе 1948 года. С января 1995 года ГАТТ трансформировалось во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО как правоприемник ГАТТ имеет собственный институциональный механизм, основным назначением которого является:
• осуществление контроля за странами-участницами, которые взяли на себя определенные обязательства;
• организация и проведение многосторонних торговых переговоров, на которых рассматриваются проблемы международной торговли.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Орган Генеральной Ассамблеи ООН, создан в 1964 г. В нее входят все государства-члены ООН Высшим органом ЮНКТАД является ее Сессия, которая созывается не реже, чем раз в 4 года Совет по торговле и развитию является постоянным органом Конференции, обеспечивающий непрерывность ее работы в период между сессиями ЮНКГАД (Сессия совета собирается раз в 2 года). Штаб-квартира ЮНКГАД находится в г. Женева (Швейцария).
ЮНКТАД в отличие от других организаций занимается изучением и разрешением проблем международной торговли в связи с ускорением экономического развития мирохозяйственной системы в целом и с учетом , интересов всех групп стран.
К основным задачам ЮНКТАД следует отнести:
 • содействие развитию равноправного и всестороннего торгового
 сотрудничества между странами, находящимися на различных уровнях
развития, имеющих различные социально-экономические системы;
установлению принципов и политик международной торговли, адекватных
разрешению проблем экономического роста;
• выработки комплексных рекомендаций, организационно-правовых условий и механизмов международной торговли, увязывающих мировую торговую политику с промышленным сотрудничеством, с мировыми валютно-финансовыми проблемами;
• -согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития;
• создание нового международного экономического порядка, выработка прогрессивных концепций международного торгово-экономического сотрудничества.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). ЮНСИТРАЛ утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификаций права международной торговли.
К основным задачам Комиссии относятся:
• координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли;
• привлечение к более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых международных конвенций, относящихся к праву международной торговли;
• подготовка кадров и оказание помощи в области прав международной торговли с учетом нужд развивающихся стран.
Особое внимание в работе ЮНСИТРАЛ уделено подготовке единообразных норм права в областях международной купли-продажи товаров, международных платежей, международного
6.2. Тарифные и нетарифные меры регулирования МТ
107. В международной торговой системе в том, что касает­ся доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекци­онизм.
Соответственно этим тенденциям в международном тор­говом праве закреплены принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка. Во внешнеторговой политике государств используются для этого тарифные и не­тарифные меры как в актах внутригосударственного права, так и в международно-правовой позиции государств при ре­шении проблем МТ, в том числе в рамках ВТО.
Идея создания глобального единого экономического про­странства, из которой исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижение ставок таможенных пошлин до их полной ликви­дации.
С учетом этого регулирование импорта путем прямого ус­тановления количественных объемов ввоза практически во всех основных государствах-участниках МТ заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаро-потоков. Таможенно-тарифное регулирование несет фис­кальные и/или защитные функции. Практика знает примене­ние следующих видов таможенных пошлин:
— импортные;
— экспортные (используются редко);
— транзитные (в настоящее время практически не приме­няются).
В зависимости от методики установления уровня тамо­женных пошлин различают пошлины:
— специфические, т. е. в виде фиксированной суммы с единицы измерения;
— адвалорные, т. е. в виде процента от декларируемой про­давцом стоимости товара;
— альтернативные (комбинированные), когда таможен­ные органы самостоятельно выбирают между специализиро­ванной и адвалорной в сторону более высокой.
Обычно таможенные тарифы содержат несколько уров­ней ставок:
— общие ставки (или, иначе, максимальные, генеральные, автономные);
— наиболее благоприятные (минимальные);
— преференциальные.
Однако поскольку почти все государства, задействован­ные в международную торговую систему, связаны через ВТО или двусторонние торговые договоры обязательством о предоставлении РНБ, применение «общих», максимальных, ставок в отношении товаров какого-либо государства факти­чески означает дискриминацию этого государства в МТ.
Структура таможенных тарифов крупных развитых госу­дарств, как правило, содержит 2—3 колонки с соответствую­щими ставками пошлин. В ряде государств тарифы более дифференцированы: в тарифе Венесуэлы — 7 колонок, Сене­гала — 9, Мали — 17.
Структура таможенных тарифов по мере развития МТ усложнилась. Первоначально существовали одноколонные тарифы и применялась единая ставка ко всем импортировав­шимся товарам, независимо от страны происхождения. Это не позволяло гибко решать торгово-политические задачи.
В современных тарифах товары распределяются по груп­пам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импорт­ных пошлин, как правило, прямо пропорционален степени обработки ввозимого товара: чем технологичнее товар, тем выше пошлина. Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности.
В свою очередь, такая практика развитых государств не соответствует объективным групповым интересам PC, так как именно они являются основными поставщиками сырье­вых ресурсов в развитые страны. По этой причине многие PC в целях развития национальной экономики стремятся к по­вышению степени обработки вывозимого сырья, что повыша­ет и его цену.
Действующий в настоящее время таможенный тариф Рос­сии в качестве базовых предусматривает ставки РНБ. В отно­шении товаров из стран, не являющихся наиболее благоприятствуемыми нациями, базовые ставки увеличиваются вдвое.
В отношении товаров из PC базовые ставки уменьшаются вдвое. Товары, происходящие из 46 наименее развитых госу­дарств, ввозятся беспошлинно. Товары из стран СНГ также ввозятся беспошлинно.
В определенные периоды (1992—1995 гг. и с 1999 г.) в Рос­сии применяются экспортные пошлины на некоторые сырье­вые, продовольственные, фармацевтические товары, хими­ческую продукцию в целях устранения ценовых диспропор­ций на внутреннем и внешнем рынках.
108. Процесс оценки товаров в целях таможенного обло­жения может превратиться в дополнительный барьер импор­ту, особенно если таможенные органы сами контролируют и определяют (как правило, в сторону повышения) стоимость товаров с тем, чтобы получить в бюджет государства боль­ший объем пошлин.
В ст. VII ГАТТ был установлен принцип: таможенная сто­имость должна основываться на фактической стоимости то­вара. По итогам Токио-раунда было принято Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке товаров), уточненное и дополненное в ходе Уругвайского ра­унда. В настоящее время оно является частью пакета доку­ментов ВТО, обязательных для всех государств-участников ВТО.
В основу таможенной оценки товара, согласно Соглаше­нию, должна быть положена «цена сделки», т. е. реально уп­лаченная или подлежащая уплате сумма. Дополнительные расходы покупателя (комиссионные расходы, стоимость упа­ковки, фрахта, страховки и т.д.) могут включаться в эту цену по усмотрению стран-участниц Соглашения.
Что касается цен, которые образуются при обращении то­варов между предприятиями, входящими в одну ТНК, — «трансфертных цен», — то они сами по себе не могут считать­ся неприемлемой основой для таможенной оценки. Однако таможенное учреждение вправе усомниться в обоснованнос­ти таких цен, и в этом случае бремя доказывания обоснован­ности лежит на импортере.
109. ВМТ постоянно усложняется номенклатура товаров. Понятно, что процесс состыковки номенклатуры должен быть в поле зрения государств, чтобы обеспечить сопостави­мость статистических данных и контроль за правовыми ре­жимами. Отсюда вытекает необходимость унифицированно­го подхода к классификации товаров.
Ранее построение национальных тарифов осуществлялось на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета та­моженного сотрудничества (СТС). Начиная с 1988 года раз­витые государства перешли на тарифы, которые основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования това­ров (ГС), также разработанной СТС на основе Международ­ной стандартной товарной классификации ООН. В настоя­щее время осуществляется переход на ГС и других стран. Россия перешла на ГС в 1991 году.
110. Линия на сокращение уровня таможенного обложе­ния товаров с последующей ликвидацией пошлин является одним из важнейших направлений деятельности ВТО. Реше­ния о снижении уровня таможенного обложения принима­лись в рамках ГАТТ на следующих многосторонних торго­вых переговорах:
1. Женева (Швейцария) — 1947 г.
2. Аннеси (Франция) — 1949 г.
3. Торки (Великобритания) — 1950 г.
4. Женева - 1956 г.
5. «Диллон — раунд», Женева — 1960—1961 гг.
6. «Кеннеди — раунд», Женева — 1964—1967 гг.
7. «Токио — раунд», Токио — Женева — 1973—1979 гг.
8. «Уругвайский раунд», г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай) — Женева - 1986-1994 гг.
Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 году до 40% в середине 50-х годов, около 10% — в 70-х годах, 5— 7% — в 90-х годах.
В соответствии с решениями Уругвайского раунда МТП ГАТТ (после «четырехстороннего соглашения» 1993 года между США, ЕС Японией и Канадой) подлежат полной от­мене пошлины на ряд товаров (строительное, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, цемент, офис­ную мебель и др.). Одновременно должно быть произведено снижение пошлин на некоторые другие товары, в том числе товары PC, проведена гармонизация пошлин. В результате общая величина таможенного обложения снизится до 3%.
Кроме того, тарифная работа в ВТО идет не только по пути прямого снижения ставок, но и по пути своеобразного «замораживания» (по терминологии ГАТТ — «связывания» или «консолидирования») ставок на существующем или со­гласованном уровне.
По итогам Уругвайского раунда, доля «связанных» ставок в тарифах развитых государств возрастет до 98—99%, PC — до более 70% всей товарной номенклатуры.
111. Особое место в таможенно-тарифном регулировании МТ занимают антидемпинговые и компенсационные пошли­ны. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционируемых международным экономическим правом в ответ на правонарушение, выражающееся в демпинге и суб­сидировании экспорта.
Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пош­лины, взимаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера.
Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между «нормальной» и фактической экспортной ценой, и только тогда, когда результатом демпинга является материальный ущерб национальной промышленности.
Компенсационной называется пошлина, которая, соглас­но ст. VI ГАТТ, «устанавливается с тем, чтобы нейтрализо­вать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства како­го-либо товара».
Вышеприведенные положения были развиты по итогам Токио-раунда в Соглашении о применении ст. VI ГАТТ («Антидемпинговый кодекс») и Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах 1979 года.
В ходе Уругвайского раунда Соглашения были модерни­зированы и включены в обязательный пакет ВТО. Зачастую введение антидемпинговых и компенсационных пошлин ис­пользуется произвольно, противоправно, выборочно — в на­рушение международного экономического права.
Для установления антидемпинговой пошлины необходи­мы три условия:
1. должен быть констатирован ФАКТ демпинга;
2. должно быть констатировано причинение ущерба наци­ональному производству;
3. должна быть выявлена причинная связь между демпин­гом и ущербом.
Антидемпинговое расследование осуществляется государ­ственными компетентными органами по заявлению соответ­ствующей национальной отрасли производства, которая должна быть представлена производителями, имеющими более чем 50%-ную долю в отечественном производстве дан­ного продукта.
Материальный ущерб может быть выражен в таких фор­мах, как сокращение продаж, прибыли, объема выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, недоиспользование производственных мощностей.
Ущерб выражается также и в факторах неблагоприятного воздействия на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, уровень зарплаты, объемы инвестиций и т. д.
Если в ходе расследования невозможно установить кон­кретного поставщика демпингового товара, то антидемпинго­вая пошлина может быть введена не против товаров невыяв­ленной организации-экспортера, а в отношении товаров оп­ределенной страны. Устанавливается такая пошлина в разме­ре н на срок, способных нейтрализовать ущерб от демпинга (но не более чем на 5 лет).
112. Компенсационные меры могут применяться только в отношении субсидий, признанных «специфическими». Тако­выми они признаются, если субсидия предоставляется толь­ко отдельным предприятиям, группам предприятий или от­раслям промышленности. Если же право на субсидию обще­доступно, установлены объективные критерии ее получения, то такая субсидия не является «специфической».
Выделяются две категории специфических субсидий:
— запрещенные (направлены на экспорт продукции или на использование отечественных товаров вместо импорт­ных); в отношении них действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;
— дающие основания для судебного разбирательства; в этих случаях субсидирующая сторона обязана отозвать суб­сидию или компенсировать ущерб.
В число разрешенных, «неспецифических», субсидий вхо­дит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптации предприятий к требованиям охраны окружающей среды и т.п.
Под субсидией понимается вклад, дотация правительства или государственного органа: передача средств, прямые пере­воды, кредитные гарантии, финансовые льготы, налоговые льготы, любые формы поддержки доходов и цен.
Материальный ущерб от субсидирования считается суще­ствующим, если общая величина субсидии в стоимости това­ра выше 5%. Компенсационные пошлины вводятся властями импортирующей страны на основе итогов расследования.
Программы субсидирования, существующие в странах с переходной экономикой, должны быть прекращены или при­ведены в соответствие с Соглашением в течение 7 лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. Разви­вающимся странам предоставляется для этого 8 лет. Для на­именее развитых из PC этот срок не установлен.
113. По мере снижения общего уровня тарифных ставок в рамках ГАТТ (теперь — ВТО) объективно возрастала значи­мость НЕТАРИФНЫХ МЕР регулирования — как разре­шенных к применению в определенных пределах, так и «не­законных».
Новая волна протекционизма, охватившая в 70-80-е гг. XX в. развитые страны, состояла в основном из нетарифных барьеров и ограничений как «второго (и теперь, возможно, главного) эшелона» защиты национальных рынков.
Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. Классификационные перечни таких мер разработаны, в частности, в ВТО и ЮНКТАД в целях кон­троля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, разработки соответствующих международных со­глашений, содействия унификации внутреннего права в части применения нетарифных мер.
Принято различать:
1. нетарифные ограничения, специально — дополнительно к пошлинам — созданные для регулирования доступа ино­странных товаров на национальные рынки: квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экс­порта, таможенные сборы и формальности и т.п. Их примене­ние регулируется, среди прочего, в торговых договорах, в других двусторонних и многосторонних договорах;
2. нетарифные ограничения, воздействие которых на товаропотоки является побочным, скрытым (хотя при этом может быть и сознательно используемым): технические стан­дарты, санитарные нормы, административные формальнос­ти, налоги, акцизные сборы, субсидии и др. Большинство не­тарифных ограничений этой группы, являясь инструментами внутренней экономической политики, находятся пока за пре­делами международно-правового регулирования. Это факти­чески «третий — самый глубокий — эшелон защиты нацио­нального рынка.
По различным оценкам, нетарифные ограничения охваты­вают около 20—30% мировой торговли. Всего насчитывается около 600 видов таких ограничений.
114. Нетарифные ограничения (квоты, лицензии, запреты и т.п.) используются также и для регулирования ЭКСПОР­ТА. Происходит это, как правило, в следующих случаях:
— при квотировании и лицензировании экспорта товаров, являющихся дефицитными на национальном рынке (данное ограничение разрешено ст. XI, п. 2а ГАТТ);
— при экспорте товаров в рамках международных товар­ных соглашений в целях стабилизации соответствующего транснационального товарного рынка;
— при экспорте текстильных изделий и одежды в соответ­ствии с Соглашением по текстильным изделиям и одежде, вступившим в силу в рамках ВТО с 1.1. 95 г.;
— при экспорте товаров двойного (гражданского и воен­ного) назначения;
— при экспорте товаров стратегического значения (воору­жения, военные материалы и т.п.).
115. Правила ВТО (ст. XX-XXI ГАТТ) допускают ис­ключения из режима применения тарифных и нетарифных ограничений «по соображениям безопасности» страны. Именно со ссылкой на эти статьи зачастую ограничивался или запрещался экспорт из США в СССР, а затем в Россию, высокотехнологичных товаров.
116. Средства нетарифного регулирования воздействуют на товаропотоки по трем направлениям:
— повышают цену попавших на национальный рынок иностранных товаров;
— препятствуют потреблению, сбыту иностранных това­ров на национальном рынке;
— количественно ограничивают или запрещают ввоз и по­требление иностранных товаров.
Согласно ст. 1, III ГАТТ, применение любых мер регули­рования, в том числе и нетарифных, должно осуществляться в соответствии с ПНБ и принципом предоставления нацио­нального режима. И хотя ст. XI ГАТТ запрещает государст­вам использовать какие-либо меры регулирования помимо таможенных, — сказалась недостаточность, гибкость положе­ний ГАТТ, множественность допустимых исключений.
В ходе Уругвайского раунда были предприняты усилия ужесточить дисциплину применения нетарифных мер и, в частности, полностью устранить использование мер «серой зоны».
Ряд статей ГАТТ, прямо посвященных количественным ограничениям, запретам и др., были в ходе МТП ГАТТ разви­ты в отдельных соглашениях, получивших название «Кодек­сов»: в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Со­глашении по процедурам лицензирования импорта, Согла­шении по интерпретации статьи VII ГАТТ («Кодексе по та­моженной оценке»), Соглашении по применению санитар­ных и фитосанитарных мер.
С 1.1.95 г. все эти «кодексы» вошли в правовую систему ВТО и обязательны для всех государств-членов ВТО. Нали­цо общая тенденция: поставить под контроль практику при­менения нетарифных мер, детализировать правовой режим их использования, обозначить линию на устранение нета­рифных ограничений.
117. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
В 30—40-е гг. XX в. в большинстве развитых стран были приняты законы, разрешавшие исполнительной власти при­менять прямое административное регулирование внешней торговли — количества и номенклатуры импорта/экспорта.
Учитывая это, в ГАТТ были включены положения, касаю­щиеся количественного регулирования (ст. XI—XIV): госу­дарства должны были отказаться от применения количест­венных ограничений; допускались они только в целях «обес­печения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса» (т.е. когда налицо был платежный дис­баланс), а также при некоторых других обстоятельствах.
Наиболее распространенная форма количественных огра­ничений – ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Лицензия может быть индивидуальной. Это, как правило, разовое, ограниченное во времени, разрешение на импорт/экспорт товара примени­тельно к определенному государству, регламентирующее все стороны сделки.
Генеральная лицензия — это постоянно действующее раз­решение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по стоимости и количеству из любой страны или только из определенных указанных в ли­цензии стран. Часто в генеральной лицензии перечисляются лишь товары, запрещенные к ввозу, имея в виду, что непо­именованные, т. е. все остальные, товары подпадают под общий режим генеральной лицензии.
Автоматическая лицензия выдается по заявке импортера без формальностей или с упрощением их до минимума. При­менение лицензирования, даже в автоматическом варианте, ухудшает условия для конкуренции иностранных товаров с национальными товарами, вызывает дополнительные расхо­ды, сохраняет наготове карательную мощь государства, явля­ется, по сути, дискриминационным ограничением.
Еще одной формой количественных ограничений являет­ся КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ, т. е. ограничение импорта товара определенным количественным объемом. Обычно оно используется как глобальное или индивидуальное КВОТИ­РОВАНИЕ.
Глобальная квота устанавливает размер импорта товара в стоимостных или натуральных единицах на период времени без распределения долей по странам. Экономическая функ­ция глобального квотирования — защита интересов нацио­нальных монополий, удерживание внутренних цен от по­нижений. Внешнеэкономическая функция — воздействие на экспортирующую страну.
При индивидуальной квоте общий размер квоты распреде­ляется по странам либо пропорционально их доле в импорте за предыдущий период, либо на основе двусторонних согла­шений. Очевидна дискриминационная направленность этого вида нетарифных ограничений.
В настоящее время в международной торговой системе распространяется применение так называемых ТАРИФ­НЫХ КОНТИНГЕНТОВ, в рамках которых ввоз определен­ного количества товаров осуществляется по сниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычны­ми пошлинами.
118. Непосредственное отношение к количественному ре­гулированию импорта имеют соглашения о ДОБРОВОЛЬ­НЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ ЭКСПОРТА.
Это соглашения между экспортирующей и импортирую­щей странами, заключенные по инициативе импортирующей стороны, на основе которых экспортирующая сторона берет на себя обязательство ограничить вывоз определенных това­ров.
Первые такие соглашения были заключены США с Япо­нией и странами Западной Европы в начале 60-х гг. XX в. по текстильным изделиям и прокату черных металлов. В 70—80-х гг. число таких соглашений стало быстро расти. Особенно рас­пространены добровольные ограничения экспорта в области черных металлов, химических, текстильных товаров, радио­электроники, автомобильной промышленности и др.
Зачастую такие соглашения заключаются между импорти­рующей и экспортирующей фирмами; в этом случае «неправи­тельственный» характер соглашения выводит данные торго­вые взаимоотношения из-под международного контроля.
Добровольные ограничения экспорта являются также предметом некоторых многосторонних соглашений, как это имеет место, например, в рамках Соглашения по текстиль­ным изделиям и одежде.
Практика добровольных ограничений экспорта долгое время находилась в «серой зоне» международного экономи­ческого правопорядка. В Соглашении по защитным мерам содержится обязательство государств-членов ВТО «не доби­ваться, не применять и не сохранять добровольных ограниче­ний экспорта, соглашений о регулировании рынков или любых других подобных мер, применяемых к экспорту или импорту».
119. НАЛОГИ КАК НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами или в их отсутствие, часто облагаются уравнительным или пограничным налогом на таможенной границе (импортные налоги, сборы, портовые сборы и др.), а также различными налогами и сборами внутри страны (акцизы, НДС, скользя­щие импортные сборы и др.).
Таким образом, существующие системы налогообложения экспорта/импорта построены на одном из двух принципов: «принципе происхождения», когда товары облагаются нало­гом по месту их производства, происхождения; «принципе назначения», когда товары облагаются налогом по месту их потребления, назначения.
В соответствии со ст. III ГАТТ внутренние налоги не должны применяться так, чтобы создавать защиту для внут­реннего производства и внутреннего рынка. При этом импор­тированные товары не должны облагаться внутренними на­логами любого рода, в том числе превышающими налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения (принцип предоставления национального режима).
Согласно ст. VIII ГАТТ, величина внутреннего налога должна быть ограничена примерной стоимостью оказанных услуг, платежом за которые он является, а сам он не должен преследовать протекционистские и фискальные цели.
Суд ЕС в одном из своих постановлений подчеркнул, что «любой денежный сбор, независимо от названия, величины или способа взимания, которым облагаются отечественные или иностранные товары в связи с пересечением границы, представляет собой налог, равноценный по своему действию таможенной пошлине, и подпадает под действие статей 9, 12, 13 и 16 Римского договора (отмена таможенных пошлин внутри. — Авт.) даже в том случае, если этот сбор не имеет дискриминационного или протекционистского характера, а облагаемый им товар не конкурирует с внутренним произ­водством».
Одной из важнейших проблем в современной междуна­родной торговой системе является практика применения «скользящих импортных сборов» в отношении сельскохо­зяйственных товаров в рамках ЕС.
Основу единой политики ЕС в области сельскохозяйст­венных товаров составляют внутренние цены на рынке ЕС. Они делятся на три группы: контрольные, минимальные, «шлюзовые».
Контрольные цены устанавливаются ежегодно Советом министров ЕС. Минимальные цены — это гарантированные закупочные цены, по которым государственные органы в странах ЕС закупают сельскохозяйственные товары на рынке ЕС. Шлюзовые цены устанавливаются на товары, по кото­рым не определяются контрольные цены.
КЕС определяет по каждому товару уровень мировых цен СИФ и ежедневно публикует размеры компенсационных сборов. Рассчитываются эти сборы как разница между миро­вой ценой и контрольной ценой ЕС (с поправками на транс­портные расходы и качество). Эти сборы взимаются при ввозе сельскохозяйственных товаров (2/3 номенклатуры сельскохозяйственных товаров) на рынок ЕС вместо пошлин или, как это имеет место в отношении обработанных продо­вольственных товаров, — вместе с таможенными пошлинами. Эта система представляет собой элемент государственного регулирования внешней торговли, инструмент коллективной защиты агропромышленного комплекса ЕС.
В Соглашении по сельскому хозяйству (ст. 4, п. 2; 5, 6), входящем в пакет документов ВТО, предусмотрено, что госу­дарства-члены ВТО не должны прибегать к использованию нетарифных мер — количественным ограничениям, лицензи­рованию, скользящим импортным налогам. Они должны быть пересчитаны в таможенные пошлины и заменены экви­валентными ставками импортных пошлин. Фактически речь идет о трансформации единой сельскохозяйственной поли­тики ЕС.
120. ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Технические барьеры — это требования к стандартам, сис­темам измерения, качеству, технике безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и др., используемые в целях регулирования импорта ино­странных товаров.
Защитные, протекционистские функции технических ба­рьеров состоят в увеличении издержек производства и реали­зации товаров, в возможности прямого запрета на ввоз того или иного товара. Так, существующая в Японии система норм и стандартов на легковые автомашины оказалась почти непреодолимым барьером для автомашин производства ЕС и США.
Объектами применения технических барьеров становят­ся прежде всего: электроинструменты и электрооборудова­ние, металлообрабатывающее и деревообрабатывающее обо­рудование, медицинское оборудование, оборудование для пищевой промышленности, фармацевтические товары, хи­мические препараты, игрушки, одежда. Только в США дей­ствуют более 20.000 промышленных стандартов. Примерно столько же их в ЕС. Техническими барьерами, по некото­рым приблизительным оценкам, может задеваться более 1/3 оборота МТ.
Решение проблем, связанных с техническими барьерами, осуществляется по трем направлениям:
— международная унификация, гармонизация норм и стандартов;
— взаимное признание национальных норм и стандартов;
— установление общих международно-правовых правил применения технических норм и стандартов.
В 1979 году, по результатам Токио-раунда, было заключе­но первое многостороннее Соглашение по техническим ба­рьерам в торговле. По итогам Уругвайского раунда было со­гласовано и принято в 1993 году более совершенное Согла­шение по техническим барьерам в торговле, которое вошло в пакет документов ВТО.
121. ТНК преодолевают технические барьеры двумя ос­новными путями:
— приспосабливают промышленное производство к суще­ствующим национальным стандартам;
— создают новые — согласованные на взаимной основе — стандарты, сближая существующие национальные стандарты стран производства и потребления (гармонизация).
122. Учитывая роль и значение стандартов в развитии ми­рового хозяйства активизировали свою работу международ­ные организации, занимающиеся вопросами стандартизации: Международная организация по стандартизации (МОС), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Между­народная   организация   законодательной   метрологии (МОЗМ). Секретариат МОС определил, что общая потреб­ность в международных стандартах составляет до 20 тысяч и для их разработки потребуется более 10 лет.
123. Соглашение по техническим барьерам в торговле рас­пространяется как на товары — промышленные и сельскохо­зяйственные, так и на процессы их производства и обработки.
Согласно Соглашению, каждое государство вправе прини­мать и использовать технические регламенты и стандарты с целью обеспечить качество экспорта, защиту жизни и здоро­вья людей, животных, растений, требования производства и производственных процессов, а также отклоняться от между­народных стандартов, если этого требуют фундаментальные географические, климатические факторы, технологические проблемы.
Каждое государство обязано:
— формулировать и применять стандарты таким образом, чтобы не создавать препятствий МТ;
— применять к импортируемым товарам те же стандарты, ставки сборов за сертификацию поставщиков, что и к анало­гичным национальным товарам (национальный режим);
— использовать стандарты в отношении одинаковых това­ров разных стран происхождения, а также процедуры опреде­ления соответствия стандартам на основе принципа наиболь­шего благоприятствования;
— обосновывать стандарты достижениями науки и техники;
— извещать другие страны о принимаемых стандартах, учитывать их реакцию по формулированию стандартов.
Соглашение предусматривает обмен информацией о тех­нических барьерах, публикацию норм, правил, стандартов, участие всех членов ВТО в работе МОС, МЭК, других организаций. Соглашение, по сути, может служить преце­дентом того, как могут регулироваться некоторые другие проблемные вопросы, существующие в международной тор­говой системе.
124. САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ НОРМЫ также используются в МТ как нетарифные барьеры. Их ос­новное предназначение — охрана здоровья населения, защита животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникаю­щих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них.
Устанавливаются эти нормы санитарно-ветеринарными властями, органами здравоохранения в отношении сельско­хозяйственных продуктов, пищевых товаров, медикаментов, предметов парфюмерии, химикатов и т.п.
Внешне санитарные и фитосанитарные требования, как правило, одинаковы к национальным и иностранным това­рам. На практике же применение этих норм превращает их в средство ограничения доступа на национальный рынок.
Наиболее частый пример — запреты импорта мяса под предлогом болезни скота. В 1997 году президентом США был отменен запрет на ввоз в США мексиканских авокадо, действовавший с 1914 года по фитосанитарным соображени­ям. Очевидно, что данный запрет был мерой торговой поли­тики, так как он был введен под давлением калифорнийских производителей авокадо, а Мексика, ведущий производитель этой культуры (46% мирового оборота), экспортирует авока­до в крупные европейские страны без каких-либо нареканий со стороны их служб фитосанитарного контроля.
Обычно провести разграничение между функциями сани­тарных норм как протекционистских барьеров и как собст­венно санитарных бывает нелегко. Критерий должен быть таков: если применение этих норм нарушает принцип недис­криминации, вступает в противоречие с принципом нацио­нального режима, то соответствующие нормы и практика их применения могут рассматриваться как инструменты конку­рентной борьбы и протекционизма.
В ст. XX ГАТТ «Общие исключения» говорится, что Гене­ральное соглашение «не должно толковаться страной-участ­ницей как препятствие к принятию и осуществлению мер, не­обходимых для охраны жизни и здоровья человека, живот­ных, растений». Возможно, вследствие этого применение са­нитарных и фитосанитарных норм на долгое время оказалось вне международно-правового надзора.
В пакет документов ВТО вошло Соглашение по примене­нию санитарных и фитосанитарных мер, фактически допол­няющее Соглашение по сельскому хозяйству. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер признает за всеми странами право вводить эти меры, но требует, чтобы они основывались на научно обоснованных международных стандартах.
Вместе с этим разрешается устанавливать более высокий уровень защиты по сравнению с международными стандарта­ми при условии достаточного обоснования, а также времен­ные меры без достаточного обоснования.
125. Дополнительным барьером в МТ зачастую являются ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ и УСЛОЖНЕН­НЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬ­НЫМ ДОКУМЕНТАМ.
Современную международную торговлю обслуживает более 600 типов различных документов. Многие страны ак­тивно используют несовпадение национальных требований к внешнеторговым документам. В связи с этим набирает силу тенденция унификации как самих документов, так и требова­ний к ним. Генеральное соглашение о тарифах и торговле со­держит ряд положений, касающихся упрощения формаль­ностей и документов. Так, статья V ГАТТ провозглашает сво­боду транзита; Соглашение о применении статьи VII ГАТТ («Кодекс по таможенной оценке товаров») упрощает проце­дуру таможенной оценки товаров; статья VIII ГАТТ прямо указывает на необходимость сокращения экспортно-импорт­ных формальностей и упрощения документации; статья Х требует обязательной публикации полной информации о внешнеторговых формальностях.
Вопросы внешнеторгового делопроизводства являются предметом регулирования целого ряда международных многосторонних договоров:
— Международная конвенция по упрощению и согласова­нию таможенных процедур (Конвенция Киото);
— Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах;
— Международная конвенция о Гармонизированной сис­теме описания и кодирования товаров;
— Таможенная конвенция международной перевозки гру­зов с применением книжки TIR;
— Правила ООН для электронного обмена данными в уп­равлении торговли и на транспорте (ООН/Эдифакт);
— Таможенная конвенция по контейнерным перевозкам;
— Конвенция по содействию международным морским перевозкам и др.
126. ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ
Постепенное управляемое снижение эффективности средств таможенно-тарифного регулирования компенсиру­ется не только более интенсивным использованием нетариф­ных мер, но и регламентированным применением защитных мер.
Защитные меры (safeguards) — это разрешенное или зара­нее согласованное временное ограничение ввоза какого-либо товара в случае ущерба от его импорта национальному про­изводству. Допустимость применения защитных мер проис­текает из ст. XIX ГАТТ. При этом такие меры должны приме­няться в соответствии с ПНБ.
Запрещено избирательное, селективное применение за­щитных мер (ст. IX ГАТТ). Из-за несовершенства положе­ний ГАТТ имело и имеет место злоупотребление защитными мерами. Учитывая эту практику, еще в ходе Токио-раунда МТП началась работа над Соглашением по защитным мерам.
Соглашение было окончательно согласовано во время Уругвайского раунда и вошло в пакет документов ВТО. В Соглашении определены основные условия применения за­щитных мер, критерии понятия «серьезного ущерба», преде­лы срока применения мер; запрещаются меры «серой зоны»; предусматривается учреждение Комитета по защитным мерам для наблюдения за выполнением Соглашения, а также процедуры контроля.
Формой защитной меры может быть только временное повышение пошлины или введение квоты. Максимальный срок её использования — 4 года (с возможным неавтомати­ческим продлением на такой же срок). Соглашение не рас­пространяется на защитные меры, установленные в рамках Соглашения по текстильным изделиям и одежде и Соглаше­ния по сельскому хозяйству.
Введение защитных мер осуществляется только по ре­зультатам специального «расследования» компетентными органами импортирующей страны с обязательным взаимо­действием с Комитетом по защитным мерам, публичным уве­домлением всех сторон и т.п.

§ 2. ПРАВО ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ ОБЛОЖЕНИИ

 
Право таможенных пошлин формируется на основе международных договоров и норм внутреннего законодательства государств мирового сообщества. Таможенная пошлина представляет собой вид государственных денежных сборов, взимаемых с импорта, экспорта и транзита товаров, торгово-промышленной прибыли, имущества, ценностей и иных предметов, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем таможенных служб, а также с проведения различных международных почтовых операций. В прошлом таможенные пошлины применялись, как правило, лишь в фискальных целях, т.е. как источник доходов для государственной казны.
Таможенные пошлины взимаются как в фискальных целях в качестве источника дохода для государственной казны, так и в качестве инструмента таможенной политики государства.
Среди экономических функций таможенных пошлин можно выделить следующие: протекционистская — для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров; преференциальная — для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов; статистическая — для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительная — для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства и др.*
* См: Кашин В.А. Международные налоговые соглашения. М., 1983. С. 22.
 
По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на адвалорные пошлины, исчисляемые в процентах с цены облагаемого товара; специфические — взимаемые в твердой ставке за единицу изменения товара: объема, веса, метра, штуки или какой-либо иной единице измерения; смешанного типа — при которых к основной ставке, исчисляемой с единицы товара, добавляют пошлину, исчисляемую с цены.
Например, таможенные пошлины с цены товара (т.е. адвалорные) установлены в Едином таможенном тарифе Европейского экономического сообщества.
По объекту взимания наиболее распространенными таможенными пошлинами в межгосударственных таможенных отношениях являются следующие виды.
«Ввозные», или «импортные», таможенные пошлины взимаются таможенными органами страны ввоза с товаров иностранного производства на пограничных таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный вид пошлин, к тому же исторически возникший раньше всех других таможенных пошлин.
Данные таможенные пошлины взимаются за ввоз для реализации товаров на таможенную территорию государства или на единую таможенную территорию государств (например, единую таможенную территорию таможенного союза).
В случае взимания ввозных таможенных пошлин не с товаров, а с иных предметов они регламентируются таможенным законодательством страны-получателя. Термин «таможенное законодательство» означает совокупность действующих правовых норм, регулирующих порядок ввоза, вывоза и транзита грузов, багажа и ручной клади, почтовых отправлений, валюты и других платежных средств и валютных ценностей, взыскание таможенных пошлин и сборов, а также иные предписания, касающиеся таможенных вопросов.
Так, если отношения сторон возникают не на основе межгосударственного торгового договора или соглашения, то вопрос о том, с кого взимается ввозная таможенная пошлина, решается договаривающимися сторонами в каждом конкретном случае на основе заключаемого ими соглашения. Например, ст. 10 Соглашения о сотрудничестве и обменах в области телевидения и радиовещания между Государственным комитетом Союза Советских Социалистических Республик по телевидению и радиовещанию и Маврикийской вещательной корпорацией от 26 января 1979 г. относит расходы по оплате ввозной таможенной пошлины, связанные с получением теле- и радиоматериалов, на сторону получателя в соответствии с законодательством его страны*.
* См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 296.
 
Аналогичное положение закреплено и в ст. 11 Соглашения о сотрудничестве в области телевидения между Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию и Португальским телевидением от 18 января 1979 г.* и соглашениями с другими странами в данной области.
* См.: Сборник действующих договоров... С. 296.
 
Фискальные таможенные пошлины — одна из разновидностей ввозных таможенных пошлин. Как правило, их ставки довольно низкие. Устанавливаются эти таможенные пошлины только на те потребительские товары, которые на данной таможенной территории не производят. Например, апельсины, кофе, вина и др.
«Вывозные», или «экспортные», таможенные пошлины взимаются таможенными органами государства с товаров национального производства либо в целях монополии на производство или сбыт какого-либо товара, либо в целях сохранения национальных ресурсов, с тем чтобы сократить их вывоз до определенного предела. Однако взимание экспортных таможенных пошлин повышает цену экспортируемых товаров, понижает конкурентоспособность облагаемых ими товаров на международном рынке. Поэтому ряд стран, ранее взимавших такой вид пошлин, в настоящее время отказался от них (например, Индия, Арабская Республика Египет и др.).
Транзитные таможенные пошлины взимаются за провоз товаров иностранного производства через таможенную территорию страны. Следует отметить, что Таможенный тариф России (как и таможенные тарифы большинства государств в мире) не предусматривает взимание ни ввозных, ни транзитных таможенных пошлин.
Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются импортные товары при наличии доказательства, что их поставки осуществляются путем так называемого демпинга (т.е. по заниженным ценам) и наносят или угрожают нанести ущерб национальному производству страны ввоза.
Эти антидемпинговые пошлины взимаются наряду с обычными таможенными пошлинами. Они взимаются в размере разницы между демпинговой ценой товара и ценой аналогичного товара на мировом рынке. Такой вид пошлины взимается государством вне зависимости от того, облагается этот товар пошлиной по его национальному законодательству или числится в списке беспошлинных товаров.
Первые единые антидемпинговые правила были сформулированы и закреплены в положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ст. VI и Примечание к ней).
Позднее эти правила легли в основу как национального таможенного законодательства отдельных государств, так и норм международного таможенного права.
В 1967 г. на Женевской конференции ГАТТ («Кеннеди-раунд») был принят международный антидемпинговый кодекс ГАТТ, а в 1968 г. на его основе принимается Единый свод антидемпинговых правил ЕЭС, который вступил в силу с 1 января 1980 г. Правила предусматривают возможность взимания странами — членами Сообщества антидемпинговых пошлин с любых товаров, импортируемых на территорию стран — членов Таможенного союза ЕЭС из третьих стран, при наличии доказательства, что их поставки в страны — члены «Общего рынка» осуществляются путем так называемого демпинга и наносят или угрожают нанести ущерб национальному производству стран Сообщества.
В соответствии с Единым сводом антидемпинговых правил Европейского экономического сообщества под демпингом понимается «поставка» в «Общий рынок» товаров по цене ниже «нормальной». Под «нормальной» ценой обычно понимается цена, уплачиваемая за аналогичные товары в стране экспорта или происхождения. Если продажи аналогичных товаров на рынке страны экспорта или происхождения отсутствуют или невозможно сделать правильное сравнение, то «нормальной» ценой признается цена аналогичных товаров, экспортируемых в любую третью страну. Если и таким путем нельзя установить «нормальную» цену, то ею считается стоимость, определяемая путем сложения «издержек производства и разумной части прибыли»*.
* Смирнов П. С. Антидемпинговые мероприятия «Общего рынка» — инструмент протекционизма и дискриминации // Советский ежегодник международного права 1985 года. М., 1985. С. 159.
 
Если при защите от демпинга Антидемпинговый кодекс ГАТТ предусматривает возможность использования защитных мер отдельными странами, то Правила ЕЭС предусматривают применение соответствующих мер одновременно на всей общей таможенной территории стран-членов, причем на основе решений органов ЕЭС.
Компенсационные таможенные пошлины взимаются в случаях:
— ввоза на таможенную территорию той или иной страны товаров или иных предметов, при производстве или экспорте которых прямо или косвенно использовалась субсидия, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо препятствует организации и расширению производства подобных товаров;
— вывоза с таможенной территории того или иного государства товаров, при производстве или экспорте которых прямо или косвенно использовалась субсидия, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб общегосударственным интересам.
Ставка компенсационной пошлины, как правило, не превышает выявленного размера субсидий.
Специальные таможенные пошлины взимаются:
— в качестве защитной меры, если товар ввозится на таможенную территорию того или иного государства в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
— как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих общегосударственные интересы в этой области, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, определяемых в национальном таможенном законодательстве.
Ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае.
«Сезонные», или «временные», таможенные пошлины взимаются с ввоза или вывоза отдельных товаров и предметов в течение определенного периода времени (обычно он не превышает трех-четырех месяцев). Этот вид таможенных пошлин обеспечивает защиту внутреннего рынка государства в сезонный период времени. Например, в сезон сбора местного урожая.
«Протекционистские» пошлины устанавливаются государством (или группой государств) для защиты национальной промышленности и сельского хозяйства (или промышленности и сельского хозяйства государств, объединенных в единый Таможенный союз) от конкурентных импортных товаров иностранного происхождения.
Однако в соответствии с принципами Заключительного акта первой Конференции ЮНКТАД право на взимание протекционистских ставок таможенного обложения было предоставлено лишь развивающимся странам.
Международно-правовое закрепление этого принципа гласит: «Развивающиеся страны имеют право применять меры по защите своей промышленности, находящейся на стадии развития».
Ставки этих таможенных пошлин обычно являются самыми высокими, что в значительной степени препятствует возможности конкуренции импортного товара (по цене) с товаром, произведенным на данной таможенной территории, или его потребление.
В практике международных таможенных отношений встречаются и другие виды таможенных пошлин, такие как компенсационные, кумулятивные, карательные, запретительные, наступательные, охранительные, лесные, покровительственные, уравнительные и другие, но они не получили большого распространения. К одному и тому же виду таможенных пошлин может применяться различный размер таможенных ставок, что прямо устанавливается в таможенном тарифе. В зависимости от размера таможенных ставок таможенные пошлины подразделяются на:
— «генеральные», или «максимальные». Ставки этих таможенных пошлин являются наиболее высокими тарифными ставками, взимаемыми той или иной страной в соответствии с ее таможенным тарифом. Такой вид ставок таможенных пошлин применяется государством по отношению к товарам, происходящим из стран, с которыми данное государство не имеет договоров, заключенных на основе режима наиболее благоприятствуемой нации;
— «минимальные» — льготные ставки таможенных пошлин, устанавливаемые государствами на основе заключенных ими торговых договоров или в одностороннем порядке, в отношении всех товаров или по отдельным группам товаров как уступка другой договаривающейся стороне.
Минимальные ставки пошлин применяются к товарам (если не предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к государствам ввоза режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенного обложения;
— «конвенционные», устанавливаемые в отношении товаров, происходящих из стран, которые заключили между собой соглашение, предусматривающее взимание этого более льготного размера таможенных ставок, а также из стран, на которые такие соглашения распространяются в силу принципа наибольшего благоприятствования в таможенном отношении.
Этот вид таможенных пошлин применяется государствами в целях расширения торговых отношений с другими странами. В настоящее время он широко применяется странами — членами Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли;
— «преференциальные». Эти таможенные пошлины являются наиболее льготными. Они предоставляются одним государством (или группой государств) на товары, поступающие из другого государства (или группы государств) в форме скидок с Таможенного тарифа, не распространяющиеся на третьи страны. Так, преференциальные таможенные тарифные ставки в США составляют в среднем 10% по сравнению с уровнем таможенных пошлин для наиболее благоприятствуемой нации, в Японии они более чем на 10%, а в ЕЭС на 13% ниже среднего уровня пошлин для третьих стран*.
* См.: Всеобщая система преференций. Европейское экономическое сообщество. Док. ЮНКТАД. ТД/В/С, 5/РРЕ/56 от 15 апреля 1993 г.
 
В
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.