На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировая торговля вооружением и военной техникой

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________________________
Кафедра международных экономических отношений
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»
на тему «Мировая торговля вооружением и военной техникой»
 
 
 
 
 
 
Выполнил: студент 2-го курса
очной формы обучения факультета таможенного дела, группы 212,
Ершов Владимир Николаевич
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование торговой деятельности на мировом рынке вооружений и военной техники
1.1. Мировой рынок оружия
1.2. Закономерности и принципы мировой торговли
1.3. Национальные законодательные, нормативные правовые и иные основания мировой торговли оружием в некоторых странах
1.4. Экономическая природа торговли оружием
1.5. Экономические составляющие торговли оружием.
1.6. Государственное регулирование торговли оружием и его инструменты
1.7. О государственном подходе к формированию системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
Глава II. Практическая часть
2.1. Место России в мировой торговле оружием
2.1.1. Ключевые участники мирового рынка ВВТ
2.1.2. Объем мирового экспорта вооружений и военной техники
2.2. Приоритеты России в торговле оружием
2.3. Проблема импорта вооружений и военной техники Российской Федерации на сегодняшний день
Заключение
Список использованных источников


Введение

Мировая торговля оружием, адаптировавшись к рискам и вызовам 20 века, входит в третье тысячелетие востребованной (оружие после энергоносителей входит в «пятерку» наиболее ликвидных товаров), многогранной (имеет легальную и нелегальную плоскости), системной (рассматривается как часть общемировой системы взаимоотношений) и упорядоченной (имеет понятные и доступные механизмы реализации).
В то же время торговля оружием осуществляется на мировом рынке, который сам по себе неоднороден. Он состоит из отдельных (местных) рынков, а его субъектами выступают как индустриально развитые, так и откровенно слабые в экономическом отношении государства. Взаимоотношения между странами – основными экспортерами вооружений, включая Россию, строятся непросто и сопровождаются острой конкурентной борьбой, часто имеющей политический оттенок, за доминирование на наиболее значимых сегментах мирового рынка оружия. Побеждает в этой борьбе тот, кто, наряду с другими факторами, как участник рынка дисциплинирован и высоко организован.
Цель курсовой работы определить роль, положение и приоритеты России на мировом рынке вооружений и военной техники.
Основные задачи исследования, поставленные и успешно решенные в данной курсовой работе:
-         охарактеризовать мировой рынок оружия;
-         рассмотреть закономерности и принципы мировой торговли оружием;
-         проанализировать национальные законодательные, нормативные правовые и иные основания мировой торговли оружием в некоторых странах;
-         изучить экономическую природу торговли оружием;
-         изучить экономические составляющие торговли оружием;
-         выявить государственное регулирование торговли оружием и его инструменты;
-         проанализировать государственный подход к формированию системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
-         определить место России в мировой торговле оружием;
-         выявить приоритеты России в торговле оружием;
-         охарактеризовать ключевых участников (поставщиков и покупателей) мирового рынка ВВТ;
-         проанализировать объем мирового экспорта вооружений и военной техники;
-         сформулировать проблему импорта вооружений и военной техники Российской Федерации на сегодняшний день.


Глава I. Теоретическое обоснование торговой деятельности на мировом рынке вооружений и военной техники

1.1. Мировой рынок оружия

Мировой рынок оружия представляет собой совокупность регионально-локальных рынков, на которых страны-экспортеры и страны-импортеры вооружений и военной техники (ВВТ) решают взаимосвязанные комплексные задачи купли-продажи и аренды/лизинга продукции военного назначения (ПBH).
К основным чертам мирового рынка оружия, наряду с другими факторами, относятся:
Емкость – характеризуется ежегодным мировым объемом продаж (в 1998 г. по сравнению с 1987-1988 гг. емкость мирового рынка оружия сократилась приблизительно в 1,6 раза и составила около 58 млрд. долларов США (далее – долларов); по итогам 1999 г. суммарный объем мировой торговли оружием сократился до 53,4 млрд. долларов);
состав участников – географическая составляющая покупателей и продавцов мирового рынка оружия (включает в себя около 120 стран);
номенклатура продукции военного назначения, являющаяся предметом международной купли-продажи и аренды/лизинга (в последнем десятилетии 20 века ежегодно на мировом рынке оружия продавалось в среднем до 600 самолетов, около 130 вертолетов, до 1000 комплексов ПВО различных уровней, свыше 700 танков и самоходных артиллерийских установок, более 1200 боевых бронированных машин, 250 артиллерийских систем, 8-10 кораблей, 20 катеров, 5-7 подводных лодок различных классов
Мировой рынок оружия развивается предметно и динамично, реагируя на циклические изменения цен на нефтепродукт, энергоносители, цветные металлы, а также сопутствующие им финансовые кризисы, войны и локальные конфликты, а также на проведение международных, в том числе под эгидой ООН, крупных миротворческих операций и операций по поддержанию мира (по данным МИСИ, на 1 августа 1998 г. в мире проводилось 15 подобных операций. В них участвовало более 14,5 тыс. военнослужащих из 76 стран. На их обеспечение, в том числе необходимым вооружением и снаряжением, в 1998-1999 гг. планировалось затратить из бюджета ООН около 1 млрд. долларов).

1.2. Закономерности и принципы мировой торговли

Как и во всякой высокоэффективной отрасли, в мировой торговле оружием наработан свой понятийно-практический аппарат, с помощью которого решаются основные, в том числе присущие только оружейному бизнесу, торговые вопросы. К настоящему времени в этом аппарате достаточно полно и четко сформулированы три закономерности и десять принципов, которые в кратком виде выглядят следующим образом.
Закономерности. Первая из них состоит в том, что военный и военно-технический интерес к продукции военного назначения государства-экспортера оружия соразмерен уровню его военного и военно-технического потенциала (здесь Россия успешно конкурирует с индустриально развитыми странами, при этом роль Минобороны России чрезвычайно велика – успех во многом зависит от факта принятия на вооружение высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, а также уровня их эксплуатации и, при необходимости, боевого применения).
Вторая устанавливает, что политические возможности государства- экспортера оружия по продвижению на рынок стран-покупателей национальной продукции военного назначения и лоббированию крупных сделок в этой сфере сопряжены с его политическим весом и политико-силовым рейтингом в мировом сообществе (применительно к России здесь наши достижения, за исключением отдельных случаев, невелики; успех зависит от степени и форм участия в этой работе высших должностных лиц государства, Администрации Президента Poccийской Федерации и Правительства Российской Федерации, руководителей ряда министерств и ведомств, особенно МИДа России. Минобороны России и Комитета Российской Федерации по военно-техническом сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС России) – ныне головного федерального органа исполнительной власти  в сфере торговли оружием (в России синонимом этого термина является термин «военно-техническое сотрудничество (ВТС) Российской Федерации с иностранными государствами»).
И, наконец, третья закономерность фиксирует, что экспортные возможности государства-экспортера оружия зависят от его экономических и ресурсных возможностей, то есть объем экспорта оружия прямо пропорционален экономическому потенциалу государства (вот почему наивно полагать, что экономически ослабленная Россия может сейчас совершить чудо и удивить мир обеспечив экспортные поставки оружия, скажем, на 10 млрд. долларов).
Принципы. Для удобства восприятия их целесообразно разделить на три группы. Первая из них – международно-политическая, к ней относятся принципы:
?      транспарентности в отношениях (поощряет легальную продажу оружия);
?      конфиденциальности отношений и обеспечения сохранности коммерческой и иной тайны (обязывает в практике деятельности безоговорочно следовать элементам торговой этики);
?      соблюдения международных обязательств, международных санкций и экспортных режимов (накладывает ограничения на законный оборот оружия);
?      недопущения реэкспорта оружия без согласия государства поставщика этого оружия (предотвращает незаконную утечку и «расползание» оружия по миру).
Вторая группа – собственно торговая и включает в себя принципы:
?      обеспечения взаимной выгоды при заключении внешнеторговых сделок (поиск взаимоприемлемых компромиссов, в том числе по критерию «эффективность - стоимость»);
?      осуществления конъюнктурного мониторинга и маркетинговых мероприятий (оценка доступных материалов по линии «спрос - предложение», сопоставление своих возможностей с возможностями других торговцев оружием и определение в этой связи набора мер по продвижению своей продукции военного назначения на рынок страны - покупателя);
?      поддержания уровня среднемировых цен на поставляемую продукцию военного назначения (недопущение нанесения материального ущерба за счет скатывания с достигнутых ценовых позиций);
?      предоставления кредитов для закупки продукции военного назначения (создание торговой перспективы на несколько лет вперед).
Третья группа – экономическая, состоит из принципов:
?      содействия странам-импортерам в создании национальной оборонной промышленности, в том числе через совместные предприятия, посредством продажи лицензий на производство продукции военного назначения (загрузка национальных производственных мощностей и перенос акцентов с затрат на закупку вооружений на затраты на их собственное производство);
?      стимулирования развития национальной экономики страны - покупателя за счет реализации в рамках контрактных обязательств по поставкам вооружений и военной техники офсетных программ (привлечение в страну покупателя высоких и критичных технологий на сумму до 30 процентов от контрактной стоимости в зависимости от страны, вида и тина оружия, форм и схем платежей и расчетов).

1.3. Национальные законодательные, нормативные правовые и иные основания мировой торговли оружием в некоторых странах

Торговля оружием в большинстве стран мира регулируется национальным законодательством. Как правило, это один или несколько законов (поправок к закону) в совокупности с отдельными решениями государственных органов власти и управления, имеющими нормативную юридическую силу. Такое законодательство определяет, какие национальные органы являются уполномоченными в сфере торговли оружием и каким образом осуществляется экспортный контроль, какие организации имеют право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, каков порядок осуществления экспортно-импортных операций с продукцией военного назначения, включая транзитные операции в интересах третьих лиц, в том числе без ввоза оружия на национальную территорию, как осуществляется государственный контроль за деятельностью организаций, торгующих оружием.
Иногда в этом же законодательстве могут прописываться меры по борьбе с незаконным оборотом оружия и «отмыванию» подученных за это «грязных» денег (чаще всего это происходит в странах, законодательство которых позволяет в пределах собственной территории формировать налоговые гавани и офшорные зоны). Всего в мире насчитывается более сотни подобных образований. Наиболее известные среди них: в Европе - Гибралтар, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, о.Мэн, Нормандские острова (Гернси, Джерси, Олдерни), Швейцария; в Северной Америке – США, Делавер; Канада, Нью-Брюнсуик; в Карибским регионе –Багамские острова, Барбадос, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Вануату, Гонконг (особый район КНР), Западное Самоа, Сингапур. В них чаше всего размещаются дочерние компании холдингового типа (инвестиционные, по владению недвижимостью, по владению судами (реализация принципа «удобный флаг") по владению объектами интеллектуальной собственности), торгово-посреднические компании (экспортно-импортные, закупочные и дистрибьюторские), а также компании финансового профиля (офшорные банки, финансово-посреднические фирмы, страховые компании).
По официальным оценкам, в налоговых гаванях и офшорных зонах действуют более 60 тыс. компаний с российским капиталом. Наиболее популярным у российских предпринимателей является Кипр, где размещено большое количество зарегистрированных офшорных фирм)[1].
Вот, например, как решаются вопросы торговли оружием в наиболее развитых странах мира.
США. Юридическую основу торговли оружием составляют закон о помощи иностранным государствам 1961 г. (с поправками) и закон о контроле над экспортом оружия 1976 г. (с поправками). Они не ограничивают общий объем продаж ВВТ, но вводят определенные ограничения в основном политического характера на экспорт оружия в отдельные страны (запреты на поставку оружия в страны, где «нарушаются права человека», где осуществляется поддержка международного терроризма, где нарушаются заключенные с США соглашения о недопущении реэкспорта ПВН в третьи страны и т.д.).
Торговля оружием производится по заявкам (официальным обращениям) иностранных государств как по линии государственной программы экспортных продаж вооружений, именуемой как Foreign Military Sales, в дальнейшем – ФМС (в ее основе специальный список продукции военного назначения, разрешенной к продаже иностранным покупателям – «Перечень военных материалов США»; поставляются иностранному заказчику без лицензии уполномоченным государственным органом – министерством обороны США), так и по коммерческой линии с участием частных фирм – производителей вооружений (в ее основе – «Перечень товаров военного назначения США»; поставляются иностранному заказчику только по лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом – государственным департаментом США).
Экспорт по государственной линии контролируется главным образом конгрессом США (на его одобрение президентом представляются все сделки с объемом продаж от 50 млн. долларов и более, а также сделки с основными категориями оружия – боевые самолеты и вертолеты, танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, боевые корабли и др. с объемом продаж до 14 млн. долларов и более). Конгресс в течение 30 дней с момента уведомления может наложить вето на внесенные на его рассмотрение внешнеторговые сделки с оружием.
Контроль за экспортом оружия по линии частных фирм осуществляется главным образом президентом США, который утверждает «Перечень товаров военного назначения США», а также в уведомительном порядке (по вышеприведенным критериям) конгрессом США, но без права отклонения внешнеторговых сделок с оружием. Кроме того, президент США ежеквартально представляет конгрессу доклады о выданных лицензиях частным фирмам на экспорт основных категории оружия стоимостью 1 млн. долларов и более, сводные данные по стоимости ПВН, которую разрешено экспортировать по коммерческой линии в страны или международные организации в текущем финансовом году. Не позднее 1 февраля текущего года президент представляет конгрессу доклад об объемах поставок и количестве ПВН, экспортированной частными фирмами в завершившемся финансовом году.
Торговля оружием в США осуществляется только в американских долларах.
Франция. Юридической основой торговли оружием во Франции является закон от 18 апреля 1939 г. (принят президентским советом), определяющий режим в отношении военных материалов, оружия и боеприпасов. Он включает в себя 42 параграфа, в которых приводится разделенный на 8 категорий перечень материалов. идентифицируемых как материалы военного назначения, оружие и боеприпасы, и устанавливает порядок, согласно которому торговые, операции с оружием осуществляются только с разрешения правительства Франции и под его контролем. Закон не накладывает на экспорт ВВТ каких-либо ограничений, в том числе политического характера, но в его основе лежит запретительный принцип, в соответствии с которым выдача разрешений на экспорт (оформляются в виде правительственных актов) каждый раз осуществляется в порядке исключения.
Французский парламент, в отличие от конгресса США, ставится в известность об экспортных поставках ПВН по их завершению.
Что касается России, то вопросы торговли оружием с ее участием регламентирует Федеральный закон от 19 июля 1998 г № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», а также обширная нормативная правовая база, включающая в себя как нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, так и межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, детализирующие внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения.
Особенностью организации торговли оружием в России является то обстоятельство, что, с одной стороны, ее осуществляют российские организации, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (по определенной номенклатуре) и которые решают возложенные на них задачи без ограничений в любых странах на любых континентах, с другой стороны – ее обеспечивает ряд федеральных органов исполнительной власти (15 министерств и ведомств при координирующей роли КВТС России). За счет этого создана многоярусная эшелонированная государственная система контроля за экспортом оружия, способная пресечь попытки поставок продукции военного назначения в нарушение международных обязательств Российской Федерации, а также введенных международных экспортных режимов и санкций.
Торговля оружием в России либерализована и осуществляется в соответствии со списком продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (иностранным государствам или иностранным субъектам ВТС), и списком государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Решения на поставку оружия иностранным государствам принимаются КВТС России (в случае, если поставляется ВВТ из списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, в государство, прописанное в списке государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам), Президентом Российской Федерации (по вопросам, отнесенным к его компетенции) и Правительством Российской Федерации (в пределах его компетенции) по каждой внешнеторговой сделке. В целях реализации этих решений уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время это КВТС России) по заявкам субъектов ВТС в установленном порядке выдает лицензия экспортно-импортные операции с продукцией военного назначения, наличие которых подтверждает законность пересечения этой продукцией таможенной границы Российской Федерации.

1.4. Экономическая природа торговли оружием

Экономика ВТС регламентирует организацию производства продукции военного назначения в условиях ограниченных ресурсных возможностей и ее продажи с целью максимально возможного удовлетворения спроса на оружие и получения соответствующей прибыли. При этом максимальная экономическая эффективность процессов в данной сфере обеспечивается за счет корректного решения трех групп задач: КАКОЕ ОРУЖИЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ и ДЛЯ КОГО экспортировать.
КАКОЕ ОРУЖИЕ. В стране для собственных нужд может производиться широкая номенклатура ПВН. Но на экспорт; как правило, предлагается только конкурентоспособное оружие. К нему, по мнению экспертов в сфере торговли оружием, могут относиться современные многоканальные системы вооружений наземного, воздушного и морского базирования, в том числе интеллектуального плана, объединяющие в себе возможности по разведке целей с возможностям и по их поражению на максимальной дальности, реализующие в боевом алгоритме концепцию «выстрелил-забыл» и доступные для покупателей в финансовом отношении (по критерию «эффективность – стоимость»). Рынок также проявляет неизменный повышенный интерес к новинкам из серии «умное» и «сверхумное» оружие. Страны-импортеры приобретают оружие для оснащения национальных вооруженных сил, исходя из их облика (например, в каких войнах / локальных конфликтах, против какого противника, с какой целью, какими силами и каким вооружением и военной техникой, с какими материальными запасами участвовать), а также из потребностей, зафиксированных в программах развития и модернизации национальных вооруженных сил, включая плановые закупки оружия, по экспорту. При этом заказчики нередко формулируют признаки эксклюзивности для тех или иных планируемых к закупке систем вооружений.
КАКИМ ОБРАЗОМ. В зависимости or географического положения страны-импортера и пожеланий заказчика поставки оружия могут быть осуществлены силами продавца в соответствии с ИНКОТЕРМС-2000 (международные правила толкования торговых терминов, разработанные Международной торговой палатой с целью их унификации и единообразного понимания контрагентами при заключении и исполнении договоров участниками из различных стран; носят рекомендательный характер) за счет покупателя, включая страхование грузов, по суше, морем и воздухом с использованием как иностранных, так и российских перевозчиков и транспортных средств.
При выборе вида транспорта обычно учитывают характер перевозимых грузов (наличие тяжеловесных и разрядных, то есть опасных для перевозки грузов); стоимость перевозимых грузов в риски их хищений; оперативность доставки; наличие грузовых линий и частота отправок грузов; иные предусмотренные контрактами ограничения (сложность ледовой обстановки, перевозка на судах определенной национальной принадлежности и т.д.). При этом обращается внимание на количество специмущества и период его отгрузки; требования к его упаковке; габаритные и весовые ограничения грузов; необходимость применения специальных грузовых устройств для перегрузочных работ.
ДЛЯ КОГО. Каждая система вооружения предназначена для своего покупателя (это, пожалуй, один из самых уязвимых моментов в торговле оружием), его просто нужно найти.
Покупателей присутствующих на оружейном рынке, условно можно разделить на три группы: богатые (аккумуллирующие для целей крупных закупок оружия в реальном масштабе времени валютные средства в размере несколько сотен миллионов долларов),  среднего достатка (стесненные в средствах и времени их аккумулирования) и бедные (рассчитывающие на предоставление льготных кредитов и предлагающие нетрадиционные формы расчетов за поставленную продукцию военного назначения, в том числе, например, концессионные разработки национальных месторождений нефти, газа, драгоценных металлов и драгоценных камней).
Богатые покупатели приобретают высокотехнологичное управляемое оружие и в таком количестве, которое позволяет наносить противнику максимальный ущерб в живой силе и технике с минимальными собственными потерями. Покупатели среднего достатка – отдельные высокоэффективные оружейные комплексы, наряду с закупками подержанного оружия и его модернизацией, а также лицензии на самостоятельное производство современного оружия у себя в стране. Бедные покупатели решают свои проблемы посредством приобретения устаревших систем оружия главным образом массового поражения и не избирательного действия (в том числе признанного ООН как варварского).

1.5. Экономические составляющие торговли оружием.

Первую группу задач обслуживают маркетинг, предконтрактная деятельность и контрактная работа. Это – наиболее значимая в стоимостном выражении (до 85-90 процентов) экономическая составляющая торговли оружием.
В рамках маркетинга осуществляются: содержание загранпредставительств и зарубежное командирование сотрудников; сбор информации конъюнктурного плана (в основном ценовые параметры) по аналогам оружия различного производства, в разное время купленного странами-импортерами; отслеживание в режиме постоянного мониторинга платежеспособности государств – потенциальных покупателей продукции военного назначения; участие в международных оружейных выставках, а также реализуются мероприятия (включая действия по нейтрализации усилии государств-конкурентов) по продвижению в страны-импортеры экспортной продукции военного назначения. Информация на этот счет изыскивается в материалах местной печати, рекламных проспектах и каталогах международных выставок оружия, биржевых котировках, официальных данных торгов и аукционов, справочных ценах, прейскурантах, индексах цен, а также добывается оперативным путем. Широко используются связи с политическим и военным руководством, промышленными и торговыми кругами, крупными бизнесменами, часть из которых, как правило, претендует на роль посредников при осуществлении внешнеторговых сделок с оружием. При этом наиболее влиятельные из них стараются «выбить» для себя эксклюзивные, долгосрочные и другие особые условия посреднической деятельности (надо заметить, что в ряде стран оказание посреднических услуг в сфере торговли оружием запрещена национальным законодательством).
Использование института посредников (фирм, организации и частных лиц) при совершении внешнеторговых сделок оружием экономически оправдано по следующим основаниям:
когда законодательство страны или сложившиеся в ней торговые обычаи требуют при ведении внешнеторговых операций использования посреднических услуг национальных фирм;
когда рынок страны – потенциального покупателя – недостаточно изучен, но обстоятельства требуют продвижения на него конкурентной продукции военного назначения (как разновидность – выход на знакомый рынок, но с принципиально новым товаром);
когда в страну продвигается оружие с большим жизненным циклом и требуется обеспечить в течение длительного времени его обслуживание, ремонт и модернизацию;
когда по политическим соображениям невозможно осуществить прямой выход на рынки стран - потенциальных покупателей вооружений и военной техники.
При выборе посреднических фирм и организаций[2] целесообразно проводить анализ их финансово-экономического состояния с тем, чтобы выявить следующие показатели:
размер активов и их динамику за последние 5-10 лет. В маркетинге принято считать, что успешно действующая фирма должна обеспечивать рост продаж своих товаров за 10 лет не менее чем в Зраза;
прибыль на совокупные активы после уплаты всех процентов и налогов должна составлять не менее 2,5 процентов;
отношение акционерного капитала к общей сумме активов должно быть не менее 15 процентов.
Расходы на маркетинг (без учета деятельности посредников) могут достигать до 3-5 (а в период прорыва на рынок платежеспособной страны- импортера до 10-12) процентов валютных поступлений от заключаемых контрактов на экспортные поставки оружия. Они классифицируются как обязательные, стратегические (перспектива возвратности иногда достигает трех и более лет); затраты и, как правило, относятся на себестоимость продукции военного назначения.
Затраты на оплату услуг иностранных посредников (в рамках одного контракта их может быть несколько) рассматриваются как строго индивидуальные (в зависимости от объема контракта и соответствии с личным вкладом в продвижение оружия на местный рынок) по конкретной стране и каждой внешнеторговой сделке с оружием. Исходя из мирового опыта, размеры агентского вознаграждения в среднем составляют от 5 до 15 процентов. Однако, известны случаи, когда такие вознаграждения достигали 25-30 процентов от стоимости реализуемого контракта. Платежи иностранным посредникам являются неотъемлемой частью контрактной стоимости, но учитываются в особом порядке.
В рамках предконтрактной деятельности осуществляется подготовка коммерческих предложений (твердые или свободные оферты) на поставку вооружений и военной техники, условий их акцептования, проведение презентаций демонстрационных показов техники в действии, в том числе с боевой стрельбой, определяется порядок интеграции закупленных вооружений в систему обороны страны-импортера и их взаимодействия с другими силами и средствами при проведении боевых действий.
Затраты на предконтрактную деятельность невелики. Они не превышают двух-трех процентов от контрактной стоимости и восполняются, как правило, из валютных поступлений по заключенному контракту.
Контрактная работа является важнейшей составной частью внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Контрактация специмущества охватывает: формулирование предмета внешнеторговой сделки, включая поставочную конфигурацию оружия, которая вследствие большого объема нередко прописывается в специальных приложениях: обязательства сторон, в том числе в части, касающейся послепродажного сервиса и обеспечения запасными частями; условия платежей, включая авансовые, и расчетов; определение форс-мажорных обстоятельств, а также штрафные и другие санкции за нарушение контрактных обязательств.
Контрактация осуществляется в ходе переговоров, которые проводятся главным образом в стране-покупателе (с целью оказания максимального давления на уполномоченную делегацию продавца) и могут длиться месяцами. Известны случаи, когда подобные переговоры длились по два года и более
Технические трудности в ходе контрактации вызывают в основном вопросы, связанные с определением экспортного облика оружия и его «приклада» (всего того, что в комплексе обеспечивает его боевое применение, включая боеприпасы и горюче-смазочные материалы), а также его послепродажным обслуживанием (обеспечение групповыми и индивидуальными комплектами ЗИП, глубина и периодичность проведения среднего и капитального ремонта вооружения и военной техники с целью поддержания его ресурса и боеготовности и т.д.) в течение жизненного цикла оружия. Иностранному заказчику также передается большой объем ремонтной документации и каталоги запасных частей и принадлежностей к вооружению и военной технике совместно с прейскурантами цен на них.
В контракте при необходимости могут прописываться положения, защищающие интеллектуальную собственность, вложенную разработчиком и производителем в поставленное на экспорт оружие (запрещение копировать и тиражировать поставленную продукцию военного назначения), делаются оговорки с целью не допустить реэкспорт оружия в «третьи» страны без согласовании со страной-экспортером, формулируются подлежащие неукоснительному соблюдению в ходе реализации контракта нормы конфиденциальности в отношениях сторон.
Однако, наибольшие трудности в ходе переговоров (не технического, а политического характера), как правило, вызывают согласование контрактной стоимости, а также условий платежей и расчетов. Чем выше цена, тем выше уровень политического участия должностных лиц страны-покупателя и страны-продавца в решении этих вопросов. При этом четко оговариваются объемы и сроки предоставления авансовых платежей (в ряде стран существуют ограничения национального законодательства на предоставление аванса продавцу в зависимости от контрактной стоимости, а также формулируются жесткие гарантии его возвратности), порядок открытия и использования аккредитивов, объемы встречных и компенсационных закупок, офсетных программ, если они предусматриваются, производится выбор уполномоченных сторонами банков для обслуживания контракта.
При установлении цены, прежде всего, определяется единица измерения, за которую устанавливается цена. Цена в контракте, как правило, устанавливается за определенную количественную единицу или за определенное количество единиц, за весовую единицу (базисную или с учетом колебаний от стандартов), за единицу сделки, минимальное количество товара, необходимое и достаточное для совершения сделки.
Таким образом, контрактная цена представляет собой количество денежных единиц, которое покупатель должен заплатить продавцу в согласованной валюте за весь товар или единицу товара, доставленные продавцом на базисных условиях (в соответствии с рекомендациями ИНКОТЕРМС-2000) в указанный в контракте пункт.
Цены, по которым производится расчет между контрагентами, могут быть зафиксированы в контракте в момент подписания (так называемая твердая цена, действует в течение срока действия контракта по контрактной оговорке «цена твердая, изменению не подлежит») или определяться в течение срока его действия (так называемая цена с последующей фиксацией, в контракте оговаривается только момент фиксации (например, перед поставкой каждой партии или перед началом календарного года при долгосрочных поставках) и принцип определения уровня цены (выбор момента фиксации цены и источников информация о ценах для уровня их определения, а также срока, в течение которого произойдет согласованное контрактом уведомление участников сделки о фиксации цены) или к моменту исполнения контракта[3].
В практике торговли оружием применяются также и другие цены. Например, подвижная цена по контрактной «оговору повышении и понижении цены», если к моменту поставки продукции военного назначения по зафиксированной в контракте (как правило, долгосрочном) цене его рыночная цена изменилась. При этом в контракте устанавливается допустимая (до 5-6 процентов) величина отклонения рыночной цены от контрактной, в пределах которой зафиксированная цена не пересматривается, а также источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены. Или скользящая цена, которая устанавливается в результате пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения долгосрочного контракта, например, на поставку сложной продукции производственно-технического назначения или постройку судов. При этом в контракт могут быть внесены установленный в процентах к договорной цене предел (чаще всего 3-5 процентов), в рамках которого цены не пересматриваются, а также предел или лимит скольжения (не свыше 12-15 процентов от общей стоимости заказа) возможного изменения договорной цены.
Кроме того, в контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется лишь на определенные элементы издержек производства
(например, на металл при постройке судна) с формулированием их величины в процентах от общей стоимости заказа. Вместе с тем, в контракте скольжение цены может быть предусмотрено на какую-то часть его срока действия. например, на первые полгода даты заключения контракта, в течение которого поставщик может закупить все необходимые для выполнения заказа материалы.
При определении контрактной цены могут также учитываться различные скидки: общая / простая скидка (предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара в размере до 20- 30 иногда до 30-40 процентов), скидка при покупке товара за наличный расчет /сконто (предоставляется в размере до 2-3 процентов в том случае, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен платить наличными), скидка за оборот /бонусная (предоставляется в размере до 15-30 процентов при достижении годового оборота), скидка за количество или серийность/прогрессивная (предоставляется при условии покупки заранее определенного увеличивающегося количества ПВН), специальная скидка (предоставляется при продаже пробной, партии ВВТ).
Что касается платежей, то определение их условий является одним из наиболее важных и сложных компонентов контракт на поставку оружия. При определении условий платежа в контракте устанавливаются валюта платежа (валюта страны-экспортера, страны-импортера или третьей страны, чаще всего в долларах США), валюта цены (может не совпадать с валютой платежа), курс пересчета (указывается для перевода валюты цены в валюту платежа: курс платежного средства телеграфного или почтового перевода, использованного для оплаты.- курс продавцов, покупателей или средний курс действующий в стране, в которой производится платеж); оговорки, cвязанные с уменьшениями устранением ваттного риска (направлены на устранение опасности валютных потерь при изменении иностранной валюты по отношению к национальной денежной единице, применяются двусторонние оговорки, предусматривающие пересчет суммы платежа в интересах экспортера и импортера односторонние оговорки (защищающие интересы одной из сторон контракта) и реже индексационные оговорки.
В условия платежей входят также определение способа платежа и формы расчетов.
Наличный платеж (предусматривает оплату ПВН в полной стоимости единовременно или по частям) производится через банк до или против передачи экспортером товарораспорядительных документов или самого товара в распоряжение покупателя.
Платеж с авансом предусматривает выплату импортером поставщику согласованных в контракте сумм в счет причитающихся по договору платежей до передачи товара в его распоряжение. Выполняет две функции - кредитную и обеспечения выполнения контрактных обязательств. Представляется в денежной (в процентах от обшей суммы контракта) и товарной (в виде сырьевых материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства ВВТ) формах. Обычно погашается путем зачета при поставке ПВН. За выдаваемые авансы могут начисляться проценты  в пользу импортера за период со дня выдачи аванса до поставки товара. Как правило, аванс обеспечивается гарантией банка экспортера или реализацией контрактной оговорки о возвращении аванса импортеру в полной сумме в случае невыполнения экспортером условий контракта.
Авансовый платеж – один из наиболее часто встречающихся способов платежа в российской практике торговли оружием, поскольку позволяет предприятиям-разработчикам и производителям продукции военного назначения сформировать в счет внешнеторгового контракта оборотные средства, необходимые для производства ВВТ и в этой связи выполнения контрактных обязательств.
Большая часть внешнеторговых сделок с оружием в мире осуществляется на основе кредита. Его основными формами являются финансовый (предоставляется экспортерами на основе отдельных кредитных соглашений в виде денежных займов импортерам на оплату приобретаемой ПВН) и товарный (предоставляется экспортерами импортерам в виде кратковременной (до 1 года), среднесрочной (до 5 лет) и долгосрочной (свыше 5 лет) рассрочки платежей за поставленное оружие) кредиты. За отсрочку платежа импортеры выплачивают согласованные годовые проценты, которые, как правило, ниже текущих банковских ставок. При краткосрочных кредитах импортерам зачастую предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.
Гарантирование платежей за поставленную продукцию при осуществлении кредитных отношений обычно обеспечивается векселем (безусловное обязательство должника выплатить указанную в нем сумму по истечении установленного в нем срока). Векселя могут последовательно передаваться векселедержателям (именуются на оборотной стороне векселя), которые совместно с должником несут перед последним держателем солидарную ответственность по выплате указанной суммы. С целью страховки от возможной неплатежеспособности должника и кредитующих векселедержателей лицо, которому передается вексель, вправе потребовать банковской гарантии его оплаты, которая делаете виде надписи банка на векселе.
В международном обороте торговли оружием широко применяются переводные векселя/тратты (документы, содержащие безусловный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в установленный срок определенной суммы трассанту или третьему лицу - векселедержателю (ремитенту), которым чаще всего является банк кредитора). Бывают с платежом по предъявлению (оплачивается по предъявлению трассату, если он принимает ее к оплате) и с платежом в определенный срок (оплачивается в виде банковского акцепта, если принята банком, или торгового акцепта, если принята фирмой, обычно в течение 30, 60, 90 дней после даты выписки или акцепта тратты). Тратты являются ценными бумагами и могут быть использованы как средство платежа[4].
В деловом обороте выделяют также чистые (продавец посылает коммерческие документы покупателю напрямую, который в этом случае имеет возможность получить товар независимо от платежа или акцепта тратты) и специальные/документарные (коммерческие документы приложены к тратте и могут быть выданы только после платежа или акцепта; этот вид встречается чаще) тратты.
Банковский акцепт в большой степени идентичен депозитному сертификату. Его держатель может подождать до истечения срока, чтобы получить деньги, а может его продать на финансовом рынке, где есть свой сегмент торговли такими бумагами.
Что касается расчетов за поставленную продукцию военного назначения, то они осуществляются через банки в следующих формах: аккредитив, инкассо, банковский перевод, расчеты по открытому счету.
Согласование статей контракта завершается его парафированием. Следующий шаг – подписание контракта, которое проводится в торжественной обстановке уполномоченными должностными лицами сторон. Подписание крупных контрактов может приурочиваться к официальным визитам руководителей государств и правительств. При этом имевшиеся в ходе переговоров трудности нивелируются и отходят на второй план, уступая место удовлетворению сторон от заключенной сделки («овчинка» стоит выделки).

1.6. Государственное регулирование торговли оружием и его инструменты

Государственное регулирование торговли оружием осуществляется специализированными подразделениями КВТС России (с декабря 2000 г.) посредством координации внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, регистрации контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, лицензирования экспортно-импортных операций с продукцией военного нагнетения, экспертизы внешнеторговых цен, ежегодного планирования сводного объема поставок оружия на экспорт и контроля его выполнения субъектами ВТС.
Координация внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Представляет собой целенаправленную деятельность по обеспечению национальных интересов при решении конкретных задач военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами путем согласования усилий федеральных органов исполнительной власти и субъектов ВТС по регионам, странам, номенклатуре продукции военного назначения, ценам, времени и объемам поставок оружия.
Осуществляется в реальном масштабе времени и преследует главную цель – не допустить случаев конкуренции российских организаций, обладающих правом внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, на внешнем рынке.
Структурно-логическим каркасом координации является смотрение официальных обращений иностранных заказчиков (ежегодно в Россию по различным каналам поступает примерно 4 тыс. обращений, из них до 10 процентов являются недействительными, в том числе по оформлению, около 50 процентов отклоняются сторонами в процессе проработки обращения примерно 25 процентов реализуются в виде конкретных поставок около 15 процентов «зависают» в документообороте без реализации) о поставках продукции военного назначения. Именно на этом этапе закладывается конфигурация координационной деятельности, то есть решаются базовые вопросы профильной деятельности субъектов ВТС - какой организации поручается проработка того или иного официального обращения иностранных заказчиков, какое оружие поставлять - из наличия Минобороны России или из промышленности, какую общегражданскую продукцию  предлагать заказчику в комплексе с ВВТ, как организовывать транспортировку оружия и т.д. О принятом КВТС России решении информируется субъект ВТС и иностранный заказчик.
По абсолютному большинству официальных обращений иностранных заказчиков (около 90 процентов от объема поступивших в специализированный орган КВТС России) решения принимаются в кратчайшие сроки (1-2 дня).
Однако, ряд обращений требует более глубокой проработки поднятых в них вопросов, в том числе с направлением запросов в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также проведением согласительного совещания с целью выработки консолидированной позиции для доклада в инстанцию. Решения по таким обращениям могут приниматься в срок до 30 дней и более.
С государственной точки зрения, крайне важным является номинирование российских организаций, обладающих правом осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, на участие в различного рода международных тендерах или конкурсах (в мире ежегодно объявляется в среднем примерно 110 тендеров, из них реально проводятся около 40 приглашений направляется в Россию, из них российские организации участвуют примерно в 30 и выигрывают каждый второй тендер, однако, объемы поставок в их рамках, как правило, незначительны) на закупки ВВТ. Большинство таких тендеров, особенно в платежеспособных странах арабского мира, ряде государств Юго-Восточной Азии и др., проходит трудно ввиду выраженных политических акцентов, заложенных в их идеологии (например, в Турции по организации лицензионного вертолетного производства, в Республике Корея на поставку боевых вертолетов и т.д.).
В этой связи на этапе рассмотрения приглашений научаете в тендере необходимо определиться, какой тендер (открытый или закрытый) проводится, какой государственный орган ответственен за его проведение, какая российская организация, с какой экспортной продукцией военного назначения и какой офертой будет участвовать в тендере, какова наша тендерная стратегия, что противопоставить конкурентам. Формулирование задач по участию субъекта ВТС в тендере позволяет, если не победить в нем, то достойно представить Россию на подобного рода мероприятии как надежного партнера в сфере ВТС и приобрести соответствующий опыт участия в тендерах, в том числе опыт подготовки оферт на крупные партии ВВТ в интересах иностранного заказчика, а также конкурентной борьбы с другими участниками тендера.
Регистрации контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Ежегодно субъектами ВТС в среднем подписывается с иностранными партнерами около 1 тыс. договорных документов (контрактов, соглашений, дополнений к ним, различного рода протоколов, меморандумов и т.д.) Всего в юридическом обороте военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (приблизительно с 1950 г.) находится свыше 70 тыс. таких документов (примерно половина из них действующие). Приблизительно 20 процентов из них – это внешнеторговые контракты, в том числе рамочные со сроком исполнения 20 и более лет. Около 1 процента от общего количества документов составляют государственные контракты на поставку продукции военного назначения, произведенной по государственному оборонному заказу и профинансированной из федерального бюджета.
Решение задач, связанных с формализацией этого массива созданием специализированного банка данных на этот счет, выявлением истинной картины дел с заключением и выполнением этих контрактов, взятием под контроль обеспечение государственных интересов при экспортных поставках оружия, также возложено на специализированный орган КВТС России. Эта деятельность осуществляется с привлечением федеральных органов исполнительной власти, субъектов ВТС и архивов, в том числе специальных. Пройдена организационная фаза работы.
Лицензирование экспортно-импортных операций с продукцией военного назначения. Ежегодно лицензионным opгaнам выдается, продлевается, аннулируется в среднем свыше 1200 лицензий. Эта деятельность регламентирована действующей законодательной и нормативной правовой базой. Выдаче лицензии предшествует принятие КВТС России, Правительством Российской Федерации (а при необходимости и Президентом Российской Федерации) соответствующего решения об экспорте/импорте продукции военного назначения по каждой внешнеторговой сделке с оружием.
Наличие лицензии придает вывозу ПВН за рубеж легальный характер (это тем более важно в связи с событиями на Северном Кавказе). Вместе с тем, в практике ВТС имеются случаи нарушения вывоза ВВТ за рубеж, которые стали предметом разбирательства уполномоченных на то таможенных органов Российской Федерации с принятием жестких мер, в том числе валютных санкций, в отношении российских организаций-нарушителей действующего порядка. Чаще всего (более 60 процентов случаев) нарушаются заявленные таможенные режимы вывоза специмущества (ПВН вывозится, например, для обеспечения проведения испытаний ВВТ, ремонтных и регламентно-настроечных работ и т.д. и подлежит возвращению в Россию в указанные при таможенном оформлении вывоза сроки, но по просьбе иностранного заказчика продается в стране пребывания без изменения заявленного таможенного режима). Часть нарушений касается участия субъектов ВТС и российских организаций в международных выставках вооружения и военной техники и в этой связи вывозом экспонатов, в том числе натурных образцов оружия. Были зафиксированы и другие случаи нарушений, в том числе с участием оффшорных фирм, зарегистрированных, например, в Панаме на Кипре, а также попытки бестоварных поставок ПВН за рубеж.
Из анализа лицензирования экспортно-импортных операций с продукцией военного назначения по итогам 1997 - 2000 гг. следует, что в ежегодных объемах экспорта:
неуклонно сокращается доля поставок машино - технической продукции, самой валютоемкой составляющей экспорта российского оружия (в 1999 г. на 30 процентов по сравнению с уровнем 1996 г.);
увеличивается число рекламаций (в 1999 г. на 15 процентов по сравнению с 1996 г.) в связи с выявленными в установленном порядке неисправностями и отказами в работе узлов и агрегатов (их отправка в адрес осуществляется за счет российских организаций, что увеличивает экспортные издержки предприятий-разработчиков и производителей продукции военного назначения) сокращаются объемы поставок запасных частей и принадлежностей (потери только по 1999 г. оцениваются в 350 - 400 млн. долларов);
уменьшается объем оказания иностранным заказчикам услуг по модернизации ранее поставленной техники (в 1999 г. на 20 процентов по сравнению с 1996 г).
Экспертиза внешнеторговых цен. Внешнеторговое ценообразование – это очень важный, крайне важный элемент внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Для того, чтобы выдержать среднемировой уровень и установить конкурентоспособную цену на ВВТ, требуется выявить не менее 5 конъюнктурных ценовых материалов на данный вид продукции военного назначения или его аналоги. Дело это трудное и протяженное во времени, но себя оправдывает, поскольку при правильном формулировании цены создаются благоприятные возможности по ее эксплуатации на несколько лет вперед с гарантией получения прибыли, близкой к расчетным объемам. Покупатель это понимает, и его задача состоит в том, чтобы «столкнуть» продавца с объявленного уровня цены и согласовать минимально возможную стоимость контракта. Но и этот ценовой ориентир в дальнейшем подвергается атакам и нередко «размывается» покупателем с опорой на конкурентов, в том числе среди российских, организаций (Россия при этом теряет миллионы долларов).
Вот почему проводится экспертиза внешнеторговых цен на продукцию военного назначения (ежегодно в среднем проводится около 1200 экспертиз ценовых материалов, примерно центов из них реализуется во внешнеторговых контрактах на наставку оружия). Она осуществляется во исполнение соответствующей нормы Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Состоит в экспертизе предварительных ценовых материалов по конкретной сделке, подготовленных субъектом ВТС. К ним можно отнести конкурентный лист, расчет экспертной цены, пояснительные записки к ним, другие справочно-иллюстративные и информационные материалы.
Конкурентный лист представляет собой сравнительную таблицу предложений иностранных фирм по коммерческим и техническим условиям поставки аналогичной продукции военного назначения (имеются графы по техническим характеристикам ПВН, данные по конкурентным предложениям, уровень цен предыдущих реальных сделок по данной номенклатуре, уровень средней мировой цены, количество и базис поставки, условия платежа, сроки поставки и при необходимости другие коммерческие условия), анализируя которую можно прийти к выводу; какое из рассмотренных предложений иностранных фирм наиболее близко примыкает к варианту, разработанному субъектом ВТС и каков уровень цены предстоящей сделки.
Расчет экспортной цены представляет собой документ, аналогичный конкурентному листу, но составляется в период подготовки к экспортной операции. В нем устанавливается минимальная экспортная цена, которая служит ориентиром на переговорах с иностранным заказчиком по согласованию цены предстоящей сделки
К конкурентному листу и расчету экспортной цены могут прилагаться соответствующие пояснительные записки, в которых приводится необходимая аргументация, а также справочно-иллюстративные и информационные материалы по предмету сделки.
Ежегодное планирование сводною объема поставок оружия на экспорт и контроль его выполнении. Целью такой деятельности является верстка и утверждение в установленном порядке годового плана сводного объема экспортных поставок российского вооружения и военной техники.
Из опыта работы следует, что реальный годовой план может быть составлен по результатам индивидуальных заслушиваний субъектов ВТС, которые обычно проводятся за 2-3 месяца до наступления календарного года. На подобных заслушиваниях детально анализируются планы маркетинговой работы субъекту ВТС по регионам, странам, номенклатуре продукции военного назначения, возможным объемам экспорта и срокам поставки обсуждаются возможности подписания новых и реализации уже подписанных контрактов, решаются вопросы об оказании адресной помощи предприятиям-разработчикам и производителя продукции военного назначения, определяется порядок осуществления государственной поддержки высокого уровня некоторым программам и проектам ВТС, а также заключению крупных внешнеторговых сделок с российским оружием.
При наличии спорных вопросов с участием заинтересованных субъектов ВТС и предприятий оборонной промышленности проводятся согласительные совещания, в ходе которых решается, за какими российскими организациями и какие спорные темы закрепляются. В этом случае могут оформляться соответствующие протоколы и при необходимости разделительные ведомости к ним
При верстке годового плана исходят, как минимум, из двух оснований: с одной стороны, план должен быть мобилизующим, с другой - реальным для выполнения. С этой целью проводятся ежеквартальные заслушивания субъектов ВТС, в ходе которых уточняются принципиальные вопросы экспортных поставок ВВТ, а также при необходимости корректируются показатели годовых заданий (с последующим докладом в инстанцию).
Годовой план сводного объема экспорта российского ВВТ приобретает директивную силу после его утверждения Комиссией по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. После этого субъектам ВТС официально рассылаются соответствующие выписки из годового плана и организуется системный контроль (повседневный, регулярный, предметный, тематический и др.) за выполнением ими установленных показателей внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Результаты выполнения годового плана сводного объема экспорта российского ВВТ рассматриваются на Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, после чего производится обстоятельный доклад Президенту Российской Федерации об итогах работы на этом направлении.

1.7. О государственном подходе к формированию системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

В основу системы ВТС заложена триада, высшим элементом которой является комиссия высокого уровня (первоначально Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству, затем Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами, с 1999 г. Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, с декабря 2000 г. Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами), промежуточным - федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие решение задач ВТС, а первичным - сложившаяся в России группировка субъектов ВТС.
Такой подход государства к формированию системы ВТС исключительно правомерен: он форматен (по объему задействованных сил и средств) и предметен (предлагает к решению актуальные задачи «оборонки» и организаций, торгующих оружием, возникающие в процессе производства и поставок ВВТ за рубеж) Вместе с тем, исходя из имеющегося опыта деятельности, комиссии всегда являлись коллегиальным органом и объединяли в своем составе руководство Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и представителей Администрации Президента Российской Федерации. Работали они неритмично и решали только часть актуальных вопросов отрасли, как правило, тактического значения. Стратегические вопросы (в основном это основы политики России – с кем торговать, чем торговать и на каких условиях) оставались в стороне, так как на их рассмотрение хронически не хватало времени.
О федеральных органах исполнительной власти, обеспечивающих военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами. В их составе в зависимости от существующей в разные периоды времени структуры федеральных органов исполнительной власти, как правило, находилось до 8 - 10 министерств и ведомств. Позднее в их число вошли и российские агентства по оборонным отраслям промышленности (их пять). При этом одному из федеральных органов исполнительной власти доверялось быть головным при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
МВЭС России, ГК ВТП России, снова МВЭС России, далее Министерство внешних экономических связей «и торговли Российской Федерации, Минпромторг России (так и не успело оформиться в эффективно работающее министерство), Минторг России, Минпромнауки России, ныне КВТС России (в ведении Минобороны России) – вот те головные федеральные органы исполнительной власти, которые на разных этапах становления российского государства играли ключевую роль в обеспечении экспорта российского оружия.
Краткий анализ представленного выше перечня говорит о том, что в большинстве своем роль головного федерального органа исполнительной власти в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами продолжительное время играли министерства, ориентированные на внешнеэкономические и внешнеторговые связи государства с мировым сообществом. И это правильно, так как торговля оружием является составной частью мировой торговли и пользуется ее инфраструктурой. Применительно к России это, кроме того, означало, что к решению вопросов ВТС активно подключались торговые представительства Российской Федерации за рубежом со своим огромным потенциалом и опытом деятельности в странах пребывания.
ГКВТП России и Минпромнауки России явно выпадали из внешнеэкономического структурного ряда государства, их возможности по решению задач государственного значения в сфере ВТС были ограничены.
Что касается наделения Минобороны России координирующими функциями в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, то такие прецеденты в практике мировой торговли оружием имеются. Однако, столь широкие полномочия, касающиеся организации экспортных поставок оружия из промышленности, оборонному ведомству даются, пожалуй, впервые.
Издержками российских реформ в сфере ВТС, затрудняющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, являются сопутствующие переменам многочисленные изменения нормативной правовой базы, которые, чтобы быть реализованными в виде соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, требуют длительного межведомственного согласования.
Кстати, непосредственно обеспечивали ВТС в рамках, например, бывшего Мннторга России несколько объединенных в одно целое департаментов (в их основе 95 прикомандированных  из  Минобороны России военнослужащих), специализированные отделы которых в замкнутой технологической цепочке прорабатывали все вопросы, связанные с экспортом вооружений – от рассмотрения официального обращения иностранного заказчика о поставке продукции военного назначения до выдачи субъекту ВТС лицензии на осуществление экспортной операции. А между ними – проведение переговоров, подготовка межправительственных документов, представление в инстанцию проектов решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» на экспорт оружия, контрактация имущества с согласованием уровня внешнеторговых цен, государственная регистрация контрактов, схемы платежей и расчетов с предприятиями и многое другое. Именно здесь решалось, какому из субъектов ВТС, с какой страной и в каких объемах поручить проработку сделки, какую государственную поддержку этой сделке, исходя из скромных возможностей государства. предоставить. И все это на фоне широкоформатной работы по координации усилий федеральных органов исполнительной власти в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и контролю деятельности субъектов ВТС. Теперь этой России будут заниматься 260 сотрудников, из них 160 военнослужащих из Минобороны России.
Вместе с тем, большинству профессий, которыми обладают специалисты в сфере ВТС, нигде не учат. Они готовятся на рабочих местах и в процессе выполнения должностных обязанностей. При этом на подготовку специалиста лицензионного органа требуется около полутора лет, специалиста в области внешнеторгового ценообразования – не менее двух лет, а хороший специалист по стране - потенциальному импортеру российского оружия готовится в течение трех лет.
О субъектах ВТС. На конец 2000 г. в круг субъектов ВТС входила 21 российская организация (прописаны в соответствующем реестре).
В связи со вступлением в силу в июле 1998 г Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствам и», на основании ограничений, изложенных в ст. 12 Закона и касающихся обязательности закрепления в федеральной собственности не менее 51 процента акций (долей) предприятий - разработчиков и производителей продукции военного назначения и размещения остальных их акций (долей) среди российских физических и юридических лиц. 11 организаций (ОАО «Курганмашзавод», г.Курган; ОАО «Роствертол», г. Ростов-на-Дону; ОАО «Газ», Г. Нижний Новгород; ОАО «НПО «Звезда», в. Томилино, Московской области; ОАО «Гидромаш»,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.