Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Основные направления повышения эффективности производственной деятельности предприятия на примере ОАО «Ростелеком»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение

     В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики  – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Важнейшим фактором стимулирования эффективного развития предприятия  является конкуренция. Однако, в условиях современной Российской экономики  имеют место компании монополисты, занимающие лидирующее положение на рынке и диктующие свои условия  в ценообразовании, распределении  конечной продукции (товаров и услуг).
     В конце 1990-х годов объемы передачи информации по международным сетям связи многократно возросли за счет такого феномена, как Интернет. Когда появилась всемирная сеть World Wide Web и широкая публика получила доступ к неисчерпаемым объемам информации в Интернете, его способность поглощать практически любую доступную полосу пропускания стала очевидной. Последовавший рост пропускной способности каналов связи намного превысил самые смелые прогнозы. Наметилась тенденция сокращения периода времени между разработкой новых технологий и их внедрением. На начало нового столетия специалистами прогнозировалось резкое увеличение роста трафика. Речь шла об использовании терабитных каналов передачи информации.
     Единственной  передающей средой, способной обеспечить такие информационные потоки, является оптическое волокно. Полоса пропускания  оптического волокна значительно  шире, чем требуется на практике любому отдельно взятому приложению. Вот почему волоконно-оптические технологии являются ключевым направлением развития информационных систем. Серьезными аргументами  в их пользу являются также высокая  помехозащищенность и электромагнитная совместимость волоконно-оптических каналов связи, скрытность предаваемой  по ним информации.
     Следует отметить, что тот прогноз, который  был сделан специалистами в отношении  резкого взлета роста трафика, в  действительности не подтвердился. В  конце 2002 года, несмотря на продолжающееся увеличение объемов трафика, произошло заметное снижение темпов его роста. Наступил момент, когда дальнейшее увеличение пропускной способности линий связи за счет увеличения числа используемых оптических волокон, то есть экстенсивное использование оптических волокон стало как бы неинтересным. Необходимость максимально эффективно использовать возможности передачи информации по оптическому волокну послужила толчком для исследований интенсивного использования уже проложенных волокон. Разработаны абсолютно новые устройства, абсолютно новые элементы, что в свою очередь послужило основой для развития технологии спектрального мультиплексирования. В ее основе лежит принцип многоканальной передачи, при котором каждому оптическому каналу на некотором участке волоконно-оптической сети выделяется своя оптическая несущая. При этом появляется возможность более эффективного использования того оптического волокна, которое уже проложено. WDM/DWDM – технология обеспечивает наиболее быстрый и рентабельный, с точки зрения себестоимости, путь расширения полосы пропускания волоконно-оптических линий и сетей связи.
     В настоящее время на сетях связи  в большинстве случаев в коммерческой эксплуатации находятся волоконно-оптические системы, реализующие технологию временного уплотнения (TDM) со скоростью передачи информации 10 Гбит/с., с помощью которых используется лишь 1% возможностей оптоволокна. Дальнейшее увеличение скорости можно обеспечить за счёт:
    увеличения числа используемых волокон;
    использования технологии спектрального мультиплексирования (WDM/DWDM), позволяющей увеличить число оптических каналов в одном волокне.
     Однако, наиболее оптимальным путем создания широкополосных оптических сетей является одновременное применение и развитие методов временного уплотнения и  спектрального мультиплексирования. При этом применение TDM-технологии позволяет оптимизировать передачу отдельных спектральных сигналов с точки зрения их стоимости и доступности, а WDM-технологии обеспечивают оптимальную передачу этих каналов в полосе пропускания волокна. Этим достигается большая гибкость при разработке и создании оптических сетей.
     Уровень современной цивилизации определяется объемом передаваемой и перерабатываемой информации. Никто не сомневается  в том, что XXI век станет веком  всеобъемлющей информатизации общества. Это уже сейчас подтверждается бурным развитием информационных технологий, созданием глобальных сетей связи  и телекоммуникаций, становлением и  развитием всемирной компьютерной сети Internet, обусловившей взрывной рост спроса на объемы передаваемой информации. Быстрая и надежная передача видео, голоса и данных приобрела исключительную важность для развития многих сторон жизни современного человека, государственного управления, промышленности и общества в целом. При этом наблюдается  глобализация потребления информации, (потребитель получает необходимую  ему услугу в любой момент в  любом месте) и персонализация услуг (услуги предоставляются с заказанным потребителем качеством). Для выживания  в конкурентной борьбе операторы  вынуждены приспосабливаться к  клиенту. Это приводит к снижению стоимости услуг, увеличению их количества и качества. Если выделить те услуги, которые наиболее интенсивно на сегодня  развиваются, то это:
    мобильная связь,
    Интернет приложения,
    мультимедийные услуги.
     Итак, мы на сегодня живём в условиях непрерывного роста спроса на услуги связи. Этот рост порождает потребности  в скорости передачи информации. От новой системы ожидается не просто рост пропускной способности. Она должна быть масштабируемой, то есть должна позволять  непрерывно наращивать скорость передачи. Более того, она должна позволять  управлять этой скоростью. Стоит  отметить, что новая система должна характеризоваться высокой экономичностью и надёжностью. Ограниченные финансовые и экономические ресурсы России не позволяют в обозримом временном интервале построить общенациональную разветвленную сеть связи с достаточным сетевым резервированием.
     Тема  данной дипломной работы: «Основные  направления производственной деятельности и повышение эффективности работы предприятия». Актуальность выбранной темы заключается в анализе эффективности использования ресурсов в условиях ограниченных средств.
     Объектом  дипломной работы является крупнейшая организация связи ОАО «Ростелеком», которая в настоящее время является признанным российским лидером волоконно-оптической связи, в том числе и с применением технологии спектрального уплотнения. К концу 2003 г. общая длина протяженных волоконно-оптических линий сети ОАО «Ростелеком» составила порядка 50 тыс. км. Организационная структура ОАО «Ростелеком» построена по принципу территориальных подразделений, по этому для более детального рассмотрения деятельности данной организации было выбрано Территориальное Управление №3 Приволжского филиала (ТУ-3), дано описание деятельности, оценка основных экономических показателей и разработка рекомендаций для их улучшения.
     ОАО «Ростелеком» является лидером на рынке услуг дальней связи. На Российском рынке связи только ОАО «Ростелеком» имеет полный перечень лицензий на предоставление данных услуг, имеет прямые международные выходы на сети более 100 операторов в 72 странах, участвует в 30 международных кабельных системах и взаимодействует с 400 международными операторами и компаниями. В своей дипломной работе мною были рассмотрены основные направления деятельности данной фирмы, основные экономические показатели и пути совершенствования дальнейшего развития компании. Данная фирма была выбрана мной, для того чтобы подчеркнуть недостатки монопольного рынка в России, особенно в такой бурно развивающейся области как передающие технологии.
     Цель  дипломной работы – выявление приоритетных направлении деятельности для укрепления, лидирующего положения ОАО «Ростелеком» на рынке связи России.
     К задачам дипломной работы можно  отнести:
     – изучение и анализ деятельности ОАО «Ростелеком»;
     – изучение конъюнктуры рынка;
     – выявление основных путей повышения эффективности деятельности данного предприятия. 

 

      1. Теоретические основы организации предприятия и его эффективное развитие 

      1.1 Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики 

     Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов) [15, С. 43].
     Согласно  изложенным положениям предприятие  представляет собой хозяйствующий  субъект, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество  и отвечающий по своим обязательствам этим имуществом.
     Дословно эти положения изложены в ст. 48 ГК РФ.
     «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     Юридические лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету».
     В указанной статье ГК РФ и в определениях понятия подчеркивается то, что предприятие  производит продукцию и является юридическим лицом. В данном случае продукция рассматривается как  результат деятельности предприятия, который может выступать в  виде вещественного продукта, работ  и услуг.
     Здесь назван и один из важных признаков  предприятия – наличие обособленного имущества. Этот признак является общим для всех существующих предприятий и имеет большое значение при анализе его деятельности, при расчетах показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и т.д. [15].
     Каждое  предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ) [1, С. 176].
     Известно, что работа предприятий регламентируется множеством нормативных актов: ГК, Законом  об акционерных обществах, КзоТ, Законом о защите прав потребителей, актами, касающимися статистики и учета. В каждом из них, указывается на отдельные аспекты деятельности, и не учитываются другие. В этих актах допускается определенная вариантность действий, и в результате создаются такие возможности как: захват собственности через банкротство, нарушения прав работников и акционеров и т.п. Поэтому, создание эффективного механизма управления предприятием возможно не через изменение каждого из указанных актов, а путем разработки и принятия единого закона о предприятии, в котором необходимо определить основы функционирования целостного, единого и сбалансированного предприятия, ориентированного на устойчивое, эффективное развитие экономики [2, С. 15].
     В рыночной экономике предприятия  представляют собой центры активной деятельности людей, в которых производятся блага для удовлетворения спроса в условиях определенного риска. Степень удовлетворения спроса за счет предложения отражает эффективность  выполнения предприятием своего предназначения. Функционирование предприятий связано  с достижением системы целей. Одной из важных целей является повышение  экономической эффективности производства. Ее достижение связано с выпуском продукции определенного стандарта, выполнением производственной программы  на основе использования технического потенциала, что в свою очередь  требует постановки технических  целей. От предприятия требуется  разрабатывать продукцию, соответствующую своему назначению, обеспечению определенного стандарта качественных характеристик и сохранению производственного потенциала. Одновременно в системе предприятия немаловажное значение имеет достижение социальных целей, связанных с удовлетворением потребностей для занятых на предприятиях и их семей, а также всего общества. Предприятие должно в своей деятельности предусматривать и экологические цели – по охране окружающей среды и обеспечению здоровой среды обитания. Все эти аспекты необходимо рассматривать в группировке в составе целостной системы, какой является каждое предприятие, и в деятельности которой центральное место занимают принимаемые решения. Соответственно этим положениям немецкие ученые так сформулировали понятие предприятия: «Предприятие – это техническая, социальная, экономическая и ориентированная на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачу удовлетворения спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск». Это определение дано относительно промышленного предприятия. Но оно очень емкое, и на его основе можно легко сформулировать понятие предприятия любого вида. Особое значение имеет учет степени самостоятельности принятия решений, которые различаются по предприятиям[22].
     Структура предприятия. Изучение предприятий позволяет выявить основные структурные признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими.
     К числу важнейших элементов, которые  обладают определенной стойкостью и  оказывают заметное влияние на структуру  предприятия, относятся:
     – постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (предмет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятельности дает сведения о том, какие работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);
     – определение регионального местоположения и правовой формы предприятия (речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия, между предприятиями и долевыми собственниками);
     – форма собственности и характер связи с другими предприятиями;
     – оснащение предприятия производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация), и их количественное разграничение. Что выражается в размерах предприятия: наименьшие, малые, средние, крупные.
     Указанные структурные признаки в некоторой  степени стабильны и характеризуют  предприятие в течение длительного  времени. Однако по мере развития предприятия  происходят изменения его структуры. На этапе создания предприятия происходит первое соединение производственных факторов в работоспособный единый механизм. По мере развития производства происходят различные изменения структуры: могут изменяться цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с производства одного вида продукции на несколько) и т.п. В процессе существования предприятия может быть изменена его правовая форма, (преобразование предприятия), могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, происходить объединение предприятий или раздел, осуществляться изменения собственников (продажа предприятия, унаследование и т.д.) или изменения организационной формы (реорганизация). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т.п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое существование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия [4, С. 19].
     После 1992 г. изменения структуры предприятий происходят по следующим направлениям:
     – сняты жесткие ограничения по формам собственности и созданы условия комбинирования деятельности многообразных собственников, в том числе в рамках одного предприятия (основанного на смешанной форме собственности);
     – скорректированы высшие цели предприятий, меняется их ориентация от нацеленности на выполнение плана к стремлению обеспечить прибыльность;
     – формируются маркетинговые службы предприятий;
     – предприятиям переданы функции планирования, снабжения, сбыта, и создаются службы управления финансами;
     – происходит процесс демонополизации и создания разнообразных видов предприятий, в том числе малых и средних;
     – возрастает роль предприятий в социальной и экономической защите работников [30, C.90].
     Изменения структуры предприятия происходят и под влиянием многих других факторов и условий: развития экономической  и хозяйственной самостоятельности  и ответственности предприятий  за результаты предпринимательской, производственной, социальной деятельности; укрепление всех форм связей предприятия с окружающей средой и социально-экономической системой.
     Организация предприятия. После создания хозяйствующего субъекта исключительно большое значение имеет организация его деятельности.
     Под организацией предприятия понимается пространственно-временная структура  производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства[26].
     Организация должна строиться с учетом следующих  Основных правил:
     – наличие высококвалифицированных кадров и менеджеров, необходимой информации и возможностей ее своевременной обработки;
     – объединение через организацию всех процессов хозяйственной деятельности и достижение на основе их взаимодействия поставленных целей и эффективности;
     – обеспечение функционирования предприятия при изменяющихся или непредусмотренных условиях на основе гибкости управленческих решений и многих других.
     На  организацию в предприятиях большое  влияние оказывают различные  внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет  выделить в качестве основных факторов следующие: размер предприятия; применяемая технология; окружающая среда предприятия[12].
     Результат производственного трансформационного процесса на предприятии выражается в стоимости выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и в величине прибыли (убытка).
     Принципы  рациональности (эффективности) находят  свое выражение в достижении максимального  результата на основе имеющихся средств (принцип максимума) или достижении определенного результата с использованием минимальных средств (принцип минимума).
     При ориентации на принцип эффективности  предприятиям необходимо учитывать  следующие положения:
     – эффективность представляет собой достижение поставленных целей, измеряемых как соотношение результатов (объема продаж и величины прибыли) с используемыми капиталом и затратами;
     – принцип эффективности определяет выбор альтернатив развития и способствует такому распределению ограниченных средств, при котором будет обеспечено оптимальное достижение поставленной цели (системы целей);
     – на основе принципа эффективности необходимо определять выбор критериев для оценки экономических, социальных, технических и экологических целей;
     – каждое предприятие в соответствии с содержанием экономических, социальных, технических и экологических групп целей должно определять и обеспечивать достижение четырех видов эффективности (рациональности): экономической, социальной, технической и экологической. В хозяйственной практике указанные цели взаимосвязаны и зависят друг от друга. Нужно учитывать, что эта зависимость носит дополняющий или конфликтный характер. Одна из четырех указанных сфер деятельности в разных предприятиях играет доминирующую роль, а другие отодвигаются на второе, третье и четвертое место;
     – исключительно важное значение для выражения принципа эффективности имеет экономичность, которая основана на разработке в каждом предприятии целевых установок экономического характера;
     – выбор альтернатив должен быть обоснован не только путем их ориентации на экстремальные показатели целевой функции (достижение максимума или минимума), но и на обеспечение при определенных условиях деятельности удовлетворительного уровня достижения цели или закрепления определенного результата.
     Принцип финансовой устойчивости предприятия  означает, что оно на каждый данный момент времени может произвести необходимые платежи. При этом не имеет значения, за счет каких средств  обеспечивается поддержание ликвидности  предприятия: собственных средств, путем отсрочки его обязательных платежей или благодаря предоставлению ему кредитов [32, С. 138].
     Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. Вид и способ структурного построения предприятия, предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объема и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования [29, С. 70].
     Каждый  хозяйствующий субъект имеет  целый ряд прав, часть из которых  определяет его внутреннюю самоорганизацию, а другая – регулирует взаимоотношения с государством, юридическими и физическими лицами.
     Именно  последние взаимоотношения определяют многие стороны механизма хозяйствования. К их числу можно отнести права  начинать и вести предпринимательскую  деятельность; привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности и имущество; право  самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и  потребителей своей продукции и  устанавливать на нее цены; распоряжаться  прибылью предприятия, а также другие права. И другое качество – иметь самостоятельный баланс или смету[5].
     Организационно-правовая система в стране с 1 января 1995 г. формируется в соответствии с ГК РФ.
     Все предприятия в соответствии с  ГК РФ в зависимости от основной цели деятельности делятся на некоммерческие и коммерческие.
     Некоммерческие  предприятия отличаются от коммерческих тем что извлечение прибыли у первых не является основной целью, и они не распределяют ее между участниками.
     Правовая  форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных  норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений  между работниками и собственником  предприятия, между предприятием и  другими, внешними по отношению к  нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми  нормами регулируются внутренние и  внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий [20, С. 257].
     Для переходного периода российской экономики весьма удобным являются хозяйственные общества, которые  могут создаваться в форме  обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью и акционерных обществ. Большинство  обществ представляют собой объединение  капиталов.
     В данной дипломной работе рассматривается  деятельность организации «Ростелеком», являющейся Открытым Акционерным Обществом.
     Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его  обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих  им акций [1, С. 183].
     В соответствии со ст. 97 ГК РФ акционерное общество участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (распространяют свои акции посредством открытой продажи). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законами и иными правовыми актами.
     Акции представляют собой ценные бумаги, выпускаемые акционерными обществами без установленного срока обращения. Они удостоверяют внесение их владельцем доли в акционерный капитал (уставный фонд) общества. Акция дает акционеру следующие права: на получение части прибыли в виде дивидендов; на продажу на рынке ценных бумаг; на участие в управлении акционерным обществом и имущественное право.
     Рассмотрим  особенности акционерных обществ  как одной из организационных  и финансово-экономических форм хозяйствования.
     Эти особенности состоят в следующем:
     – общества используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов через выпуск акций для того чтобы начать дело;
     – ограниченная ответственность. Акционер в случае банкротства акционерного общества рискует потерять деньги, которые он затратил на приобретение акций;
     – участие акционеров в управлении обществом;
     – право акционеров на получение ежегодного дохода в виде дивиденда;
     – использование возможностей стимулирования персонала[31]. 

      1.2 Условия функционирования предприятия и обеспечение устойчивого эффективного развития его деятельности
экономический конъюнктура рынок
     Предприятие является сложной организационной структурой, которая имеет не только общую цель, но и набор взаимосвязанных и взаимозависимых целей. Так, основной целью коммерческих структур, но далеко не единственной, является достижение максимальной прибыли. Однако для получения прибыли предприятиям очень важно добиться решения и таких целей, как сохранение или увеличение доли рынка, разработка и внедрение на рынок новой продукции, обеспечение необходимого качества услуг, подготовка и отбор руководителей и специалистов [9, С. 16].
     Любое предприятие окружают различные  системы. Поскольку предприятие  нельзя представлять вне сложных  и динамичных взаимоотношений с  внешней средой, то его относят  к открытым системам.
     На  входе предприятие взаимодействует  с окружающей средой по поводу получения  материально-технических и людских  ресурсов, информации и т.д. В дальнейшем осуществляется обработка этих входов и преобразование их в продукцию или услуги, и на выходе предприятие выносит их в окружающую среду. 
     Анализ  и планирование процесса преобразования являются механизмами управления внутренней средой предприятия. Однако результаты его деятельности в значительной степени определяются внешней средой. Руководители и специалисты предприятий  должны знать эту среду, уметь  реагировать на ее изменения и  учитывать в процессе организации  финансово-экономической деятельности. Вполне очевидно, что предприятие  как открытая система зависит  от поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей и т.д. Для каждого из них важно постоянно приспосабливаться к этой среде с тем, чтобы выжить и обеспечить эффективную работу и конкурентоспособность[10].
     Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность систем (сил и  субъектов), которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия  со стороны структур его управления. В окружающем мире необходимо выделить системы, с которыми предприятия активно взаимодействуют. В первую очередь речь идет о таких организациях и структурах, которые прямо связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые предприятия, правительственные органы и т.д. Данный перечень внешних сил и субъектов является фактором прямого воздействия. Такие факторы оказывают непосредственное влияние на принятие решений в сфере хозяйственно-финансовой деятельности предприятия[15].
      Разнообразные системы окружают предприятие. В окружающем мире можно выделить системы, с которыми предприятие активно взаимодействует. Это взаимодействие позволяет установить наиболее важные стратегические и тактические цели своего развития и определить, как эти цели воспринимаются внешней средой. Познание характера влияния этих систем (факторов) является залогом успешного хозяйствования на основе принятия решений по различным проблемам экономики предприятия. К факторам внешней среды первого порядка можно отнести уровень доходов, ставка процента, обменный курс валют, уровень безработицы. Остальные, такие как социальные, юридические, технологические и политические, образуют факторы внешней среды второго, третьего и т.д. порядков.
     В зависимости от широты и периодичности (частоты) воздействия на деятельность предприятия указанные факторы можно разделить на две группы: факторы ближайшего окружения (прямого воздействия на деятельность предприятия) и факторы отдаленного окружения (косвенного воздействия внешней среды).
     Также к факторам прямого воздействия относятся те, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, общества потребителей, другие контактные аудитории (органы власти, финансовые институты и т.д.). Ко второму ряду переменных внешней среды (к факторам косвенного воздействия) относятся социальные, экономические, политические, юридические, технологические и другие факторы внешней среды.
     Эта группа факторов не оказывает прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, но она предопределяет стратегически важные решения развития экономики предприятия. Опыт работы предприятий свидетельствует, что исключительно большое значение имеет сбор и накопление необходимой информации о среде организации. Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной среды. Итоги оценки являются основой стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии, которая определяет развитие экономики предприятия. Не маловажное значение имеет оценка информации для выяснения отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность организации. В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для организации[24].
      Исследование  экономических процессов на уровне предприятия, основного звена национальной экономики, имеет ключевое значение. Именно на этом уровне управления необходимо глубоко разобраться, какие возможности имеются у каждого хозяйствующего субъекта по достижению и поддержанию устойчивого (стабильного) и эффективного развития экономики. И самое главное – от решения этих проблем предприятиями зависит устойчивое эффективное развитие экономики на всех других уровнях управления.
     Важная  роль принадлежит и обеспечению  состояния равновесия, достижению положительных  изменений в развитии экономики. Каждая хозяйственная структура  в условиях конкуренции должна стремиться к экономическому росту. Этому процессу противостоит экономическая дестабилизация, когда имеет место резкое нарушение  равновесия, неустойчивое положение  в экономике, разбалансированность хозяйственных отношений. Перед каждым предприятием и отраслью стоит задача в случае нежелательных отклонений в экономико-финансовой деятельности с учетом влияния внешней и внутренней среды возвращаться к устойчивому эффективному развитию. Для этого необходимо умело использовать все элементы механизма хозяйствования и создать такие условия, при которых возможно преодолевать нежелательные отклонения от устойчивого развития.
     Наибольших  успехов добиваются структуры, способные  восстанавливать исходное положение (состояние) равновесия после какого-либо возмущения (под действием внешней  среды), которое проявляется в  отклонении параметров системы от нормального  значения[35].
     На  всех уровнях управления хозяйствующими структурами главной целью является достижение устойчивого развития экономики, которое характеризуется увеличением  в динамике (в сопоставимых ценах) основных статистических индикаторов (на уровнях страны, федеральных  округов и регионов) и конечных показателей (на уровнях отрасли и предприятия) в определенных размерах и в оптимальном соотношении между ними.
     Устойчивое (стабильное) эффективное развитие экономики хозяйствующей структуры  характеризует комплексная система показателей. Данная система отражает в динамике увеличение прибыли и обеспечение оптимального размера рентабельности, максимально возможный экономический рост, достижение и поддержание устойчивого финансового состояния на основе эффективного использования всей совокупности и каждого вида ресурсов, выполнение за отчетный период обязательств перед работниками, другими организациями и государственными органами [21, С. 107].
     Для обоснования ряда теоретических  положений и выработки мер  по прикладному использованию рассмотрим характеристики критериев и основные показатели устойчивого эффективного развития экономики предприятия.
     Устойчивое  эффективное развитие экономики предприятия определяется с учетом и умелым использованием факторов внешней и внутренней среды.
     Факторы внешней среды оказывают прямое или косвенное влияние на хозяйственно-финансовую деятельность предприятия и действуют за ее пределами. Поэтому в деле обеспечения устойчивости своего функционирования, хозяйствующие субъекты должны оперативно реагировать на изменение внешней среды и принимать эффективные решения.
     К числу внутренних факторов, которые  оказывают значительное влияние  на эффективность и достижение экономической устойчивости, относятся организационная структура предприятия, состав и квалификация персонала, организация труда и методы управления, состояние материально-технической базы и технология. Важнейшими внутренними переменными любой хозяйственной структуры менеджмент называет также и задачи организации[19].
     В качестве критериев оценки экономической устойчивости предприятия целесообразно использовать показатели, отражающие результаты их деятельности. Одним из определенных результатов выступают эффективность, абсолютная величина прибыли.
     При решении вопросов достижения экономической устойчивости предприятий первостепенное значение имеет получение прибыли, достаточной для развития хозяйственно-финансовой деятельности на основе самофинансирования и затем обеспечения ее устойчивой динамики с этой точки отсчета.
     Для поддержания безубыточности и получения  требуемой величины прибыли предприятия необходимо добиваться эффективного управления доходами и расходами. Подобное управление предусматривает использование экспресс-диагностики показателей доходов, расходов и прибыли, расчет и анализ отклонений, принятие необходимых корректирующих мер, контроль соответствия фактических доходов и расходов плановым, определение ожидаемой прибыли и планирование ее использования, планирование и прогнозирование доходов, расчет предстоящих расходов и обоснование программ по экономии расходов и снижению себестоимости.
     В число основных направлений достижения и поддержания устойчивого эффективного развития экономики предприятия следует включать и устойчивость производственно-хозяйственной деятельности[18].
     Производственным  результатом деятельности организации (содержание производственной программы) является выпуск продукции определенного  ассортимента и качества в натуральных  и стоимостных показателях, ориентированных  на достижение целей организации [25, С. 246].
     Особое  значение при разработке производственной программы и ее практическом осуществлении  имеет организация структуры  выпускаемой продукции на основе учета следующих условий: анализ покупательского спроса на конкретные виды продукции (работ и услуг); учет ограничений, связанных с существующими  производственными мощностями, имеющимися оборотными ресурсами и потребностью рынка в отдельной продукции; выбор с учетом рыночного спроса рационального сочетания цен и объемов реализации; прогноз потока денежных средств для сравнения фактической и оптимальной программ производства[17].
     Основные  усилия хозяйствующим субъектам необходимо направлять на повышение конкурентоспособности продукции и повышение технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий как на внутренний, так и на внешний рынок.
      Очень важно  добиваться обеспечения гибкости производства и высоких темпов обновления продукции. Это позволит сохранять конкурентные позиции на рынке.
     При оценке данного направления используют следующие показатели: выпуск продукции  важнейших видов в натуральном  и стоимостном выражении, качество продукции, динамика объема реализованной и товарной продукции.
     В процессе анализа выполнения производственной программы организации необходимо:
     – оценивать степень выполнения планов по выпуску: основных видов продукции и динамику их изменения по периодам за 2–3 года;
     – изучать изменения структуры по основным видам продукции (по доле в сумме товарной продукции), оценивать характер и структуру ее изменений. В ходе анализа; необходимо выявлять, на каком жизненном цикле находятся товары, которые были запущены в производство ранее, новые, выпуск которых налажен в отчетном году;
     – оценивать характер и причины изменения запасов по основным видам продукции в сумме и днях (с учетом сложившегося среднедневного объема продаж), целесообразность формирования запасов и эффективность их использования;
     – изучать показатели производственной мощности, моральный и физический износ оборудования и оценивать возможности его использования для производства новых товаров. Очень важно устанавливать, не было ли использование производственной мощности фактором, сдерживающим выпуск пользующихся спросом покупателей товаров, производство которых позволяло получать прибыль;
     – оценивать обеспеченность производственной программы отчетного периода материальными, финансовыми и людскими ресурсами и насколько эффективно все эти ресурсы использовались[3].
     По  данному направлению обеспечения устойчивого развития, большое значение имеет повышение конкурентных преимуществ путем содействия повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. А также обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, реструктуризация убыточного сектора экономики, ускорение развития и перестройка предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.
     Определенное  влияние на состояние устойчивого  эффективного развития экономики предприятия оказывает и поддержание устойчивости ресурсного обеспечения всех направлений хозяйственной деятельности.
     Основными факторами низкой конкурентоспособности предприятий большинства отраслей являются высокие расходы на производство и, в первую очередь, материальные затраты. В настоящее время ресурсосберегающая эффективность является критерием выбора приоритетов технологического перевооружения на основе высоких технологий.
     В процессе формирования ресурсов необходимо постоянно решать вопрос об их своевременной  поставке в момент возникновения  потребности и поставлять их в оптимальном объеме для бесперебойного процесса производства и с качеством, соответствующим предъявляемым требованиям.
     Важная  роль принадлежит улучшению использования  рабочей силы, обеспечению ее мобильности  и на этой основе – непрерывному росту производительности труда.
     К числу важных условий обеспечивающих устойчивое развитие экономики предприятия относится и устойчивость производственно-технической базы, поддержание ее в состоянии, которое позволит успешно конкурировать с другими предприятиями. Совокупность материально-вещественных ценностей (основных фондов), используемых в качестве средств труда, которые длительное время неоднократно используются в экономике, постоянно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги, образуют производственно-техническую базу.
     На  протяжении длительного периода  средства находятся в непрерывном  движении: они поступают на предприятие, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, перемещаются внутри предприятия, выбывают с предприятия  вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования. Показателями оценки эффективности использования  основных фондов являются, увеличение времени их работы (исчисляют коэффициент сменности), рост производительности на основе внедрения новой техники и технологии, повышение фондоотдачи за счет увеличения выпуска продукции, объема выполненных работ и услуг на каждый рубль основных фондов. 
     Взаимосвязанной с другими направлениями устойчивого  эффективного развития экономики предприятия мы относим и устойчивость осуществления инвестиционных программ. Это важное средство динамичного развития производства, его расширения и модернизации, осуществления инновационных мероприятий[8].
     Успешное функционирование предприятий всех групп, закрепление положительных тенденций, преодоление отставания связаны с улучшением общих условий хозяйствования (защитой прав собственности, выравниванием условий хозяйствования и т.д.), с обеспечением более высокой эффективности основного производственного капитала по сравнению с эффективностью торгового или финансового капитала, с повышением эффективности использования всех ресурсов.
     Руководители  и менеджеры должны четко определить, к какой группе относится их предприятие и по-разному подходить к выработке мер по достижению устойчивого и эффективного развития экономики. Для предприятий первой группы очень важно удержать достигнутых успехов. Они должны выработать программу по поддержанию или увеличению доли на рынке, освоению новых сегментов и таких мер, которые позволят и в будущем также успешно работать.
     Предприятия других групп должны разрабатывать  программы по обеспечению экономического роста, увеличению доходов и рациональному  использованию ресурсов, устранению слабых сторон деятельности предприятия, разработке мер по конкурентоспособности. В разработке таких программ должны принимать участие все специалисты, менеджеры, другие опытные работники [16, С. 76]. 

     1.3 Эффективность использования ресурсов предприятия 

      Рыночные отношения  представляют собой главную форму  связи между товаропроизводителями  и покупателями, т.е. механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия.
     Оценка  деятельности предприятий осуществляется по определенному критерию. В качестве такого критерия используется принцип  эффективности. Этот принцип представляет собой выражение общего принципа рациональности. Сущность данного принципа выражается в том, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств (ресурсов) обеспечить оптимальный результат при достижении поставленных целей. Однако оценка результата хозяйствования должна включать не только констатацию достижения поставленных целей посредством хозяйственной деятельности, но и степень достижения цели с точки зрения оптимальности выбранных решений.
     Совокупность  выбранных на предприятии целевых  установок, определенным образом систематизированных, образуют целевую концепцию (систему  целей). При выборе альтернатив (способа  действий), оптимального достижения целей, лица, принимающие решения, должны учитывать  совокупность данных, определяемых внешней  и внутренней средой.
     Конкуренция является важным звеном рыночного механизма. Данное понятие выражает сущность рыночных отношений. Конкуренция между производителями представляет собой тип взаимоотношений по поводу установления цен и объемов производства на рынке.
     Особое  значение в деле улучшения хозяйствования имеет выравнивание условий конкуренции. Неравные условия конкуренции обоснованно  рассматриваются как одно из существенных препятствий экономического роста  в России, в качестве причины низкого  относительного уровня производительности используемых ресурсов. Неравные условия  конкуренции существенно искажают стимулы хозяйствующих субъектов[23].
     Каждое  предприятие принимает решение  по большой совокупности вопросов: определение номенклатуры выпускаемой  и реализуемой продукции; на какой  рынок или его сегмент выходить с этим товаром; какие технологии использовать для производства и реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, ocoбенно по качеству и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта.
     Из  многих направлений деятельности предприятия  необходимо установить, какие можно  считать стратегическими. Они могут  определяться той конечной целью, которую  предприятие ставит перед собой. 
     В настоящее время используются следующие  основные системы целей деятельности хозяйствующих субъектов:
     – экономические цели;
     – технические цели;
     – экологические цели.
     Принцип эффективности используется при  оценке достижения всех целей, который включает в себя все разновидности рациональности. На предприятии нужно принимать решения всегда с таким расчетом, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств обеспечить оптимальное достижение всех видов поставленных целей.
     Достижение  каждой цели должно быть просчитано и  предусмотрено решение соответствующих  задач в ближайшее время и  в долгосрочной перспективе. При  этом необходимо помнить, что другие задачи будут решены, если предприятие  обеспечит получение прибыли  от хозяйственной деятельности. Именно за счет прибыли, в основном, формируются  средства для развития предприятия.
     Приведенные положения позволяют раскрыть понятие  трех разных видов эффективности.
     1. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности). Которые отражают достижение целей развития (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта), и конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация), представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов.
     2. Эффективность использования отдельных видов ресурсов характеризуется соотношением объема выпуска продукции или прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных видов или отдельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с использованием основных фондов или оборотных средств).
     3. Эффективность производства товаров  состоит в использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг и в снижении расходов на единицу продукции (работ, услуг).
     Второй  вид эффективности (из трех названных  выше) является сквозным, который используется при ее оценке по отрасли, различным  сферам и в целом по экономике  страны[33].
     Эффективность в сфере экономики – воспроизводственная категория. В результате движения продукции через фазы воспроизводства имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов.
     В каждой национальной экономике имеются  неисчерпаемые резервы повышения  эффективности на всех уровнях управления как на предприятиях, так и в  отраслях.
     Изменение этих показателей в сторону повышения  эффективности в анализируемом  периоде, по сравнению с их величиной в предшествующем периоде, свидетельствует об эффективной работе предприятия по указанному направлению [11, С. 305].
     Эффективность является сложной категорией, которая  складывается на предприятии под  влиянием множества внутренних и  внешних факторов: экономических, правовых, социальных. Это обстоятельство и  тот факт, что эффективность представлена в различных видах, являются причинами  использования для ее количественной оценки множества показателей. Их упорядоченность, расположение, например, в порядке  от обобщающих показателей эффективности  к частным, образует определенную систему  показателей. Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношение результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации[6].
      Практическое  использование системы показателей  экономической эффективности в  отраслях и хозяйствующих субъектах  предусматривает:
     – ориентацию предприятий на интенсивный путь развития и достижение более высокого уровня эффективности в динамике;
     – выявление резервов дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности предприятий, основе внедрения достижений научно-технического прогресса, современной технологии и улучшения организации производства;
     – создание действенного механизма повышения эффективности.
     На  каждом предприятии глубоко изучают  показатели, характеризующие эффективность  произведенных затрат на осуществление хозяйственной деятельности: производственная и полная себестоимость, их доля в цене продукции, объем реализованной продукции на 1 рубль затрат.
     Большое значение имеют и показатели эффективности  использования ресурсов, исчисленные  на основе прибыли. Речь идет о показателях  рентабельности, определяемых как соотношение прибыли со всеми или отдельными видами ресурсов или затрат.
     Обратные  показатели представляют собой показатели рентабельности фондоемкости, энергоемкости, материалоемкости и др.
     Все указанные группы факторных показателей  характеризуют в основном экономическую  эффективность использования ресурсов и затрат. Одновременно необходимо предусмотреть усиление ориентации предприятий (их собственников и других работодателей) на решение социальных вопросов и обеспечение достойного образа жизни [7, С. 159]. 
 

 

       2. Анализ эффективности деятельности предприятия ОАО «Ростелеком» и пути ее повышения 

     2.1. Предприятие ОАО «Ростелеком», его развитие и спектр предоставляемых услуг 

     ОАО «Ростелеком» является крупнейшей компанией связи, национальным оператором междугородной и международной электросвязи. За годы своего существования «Ростелеком» сумел построить мощную телекоммуникационную магистральную сеть связи по всей России, обеспечивающую качественную связь и отвечающую мировым стандартам. В настоящее время компания располагает одной из самых больших на планете магистральных сетей, обеспечивает связь России с внешним миром и предоставляет услуги по передаче всех видов сообщений.
     Протяженность магистральных линий связи составляет более 200 тысяч километров, из них 50 тысяч – современные цифровые линии передач. ОАО «Ростелеком» обеспечивает связь России с 211 странами мира, имеет прямые международные линии связи с более 100 операторами в 72 странах.
     Компания  является юридическим лицом. Имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
     Основной  целью деятельности является обеспечение потребностей населения, предприятий и учреждений, обороны Российской Федерации и других потребителей в передаче информации по каналам междугородной и международной электрической связи, радиовещания и телевидения.
     Компания  эксплуатирует, приобретает, арендует, строит новые линии связи, телефонные станции, средства телевидения, радиосвязи и радиовещания и другие объекты связи на территории Российской Федерации и за ее пределами для удовлетворения потребителей в различных услугах междугородной и международной электрической связи, телевидения, радиосвязи и радиовещания.
     Компания  осуществляет любые другие виды хозяйственной  деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами Российской Федерации, в соответствии с целью своей деятельности. Компания осуществляет свою деятельность на основе лицензий, получаемых установленным порядком. Приложения 2–6.
     Компания  обеспечивает равный доступ потребителям к принадлежащим ему средствам  и каналам связи и в приоритетном порядке предоставляет каналы и тракты связи в интересах обороны, государственного управления, безопасности и правопорядка страны, в том числе в чрезвычайных ситуациях.
     Технические возможности и выгодное стратегическое положение России создают для  главного оператора международной  и междугородной связи реальные предпосылки для выхода на международный  рынок. В частности, весьма перспективным  направлением для «Ростелекома»  видится организация транзита трафика  между Европой и Южной Азией  через территорию нашей страны. Говоря о потенциале компании, нельзя не упомянуть  имеющиеся в арсенале современные  управленческие технологии и способность  компании эффективно освоить капитальные  вложения.
     Нормативно-правовые основы деятельности. Гражданские правоотношения в настоящее время регулируются огромным числом законов и нормативных документов. К числу наиболее важных нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий, можно отнести Гражданский кодекс РФ, Кодекс закона о труде РФ, Положение об ОАО, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Однако этот перечень является далеко не исчерпывающим.
     Правовые  основы деятельности ОАО «Ростелеком» определяются общими требованиями действующего законодательства России, организационно-правовой формой и особенностями задач стоящих перед ним.
     ОАО «Ростелеком» являясь коммерческой организацией в смысле ст. 50 ГК РФ имеет основной целью своей деятельности – извлечение прибыли и на основании абз. 2 п. 1. ст. 49 ГК РФ имеет право заниматься любым видом деятельности. Но на основании той же ст. 49 отдельными видами деятельности может заниматься только после получения соответствующей лицензии.
     Обязательное  лицензирование деятельности в области  связи предусмотрено ст. 15 Закона РФ от 16.02.95 №15-ФЗ. Абзац 2 данной статьи говорит о том, что лицензии могут быть различных видов. Лицензирующий орган (Минсвязи РФ) пользуется этим и выдает лицензии на различные виды услуг связи отдельно.
     Ст. 1 Закона «О связи» установила, что «развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства».
     Взаимоувязанная сеть связи как «комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории РФ» обеспечивается единым централизованным управлением (ст. 2 закона). Поэтому деятельность в области связи государством регламентируется исключительно детально – различные нормативные базы содержат по несколько тысяч нормативных актов. Кроме Закона «О связи» для Ростелекома основополагающими являются нормативные акты представленные в Приложении 7.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.