На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




МИНОБРНАУКИ  РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
 
 
 
 
 
 
 
 
Правовые меры обеспечения
ядерной и радиационной безопасности
Реферат по  «Экологическому праву»
студентки 5-го курса очно-заочной формы обучения
Специальность 030501 «Юриспруденция»
 
 
 
 
 
   
Руководитель
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
Москва  2011
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава 1. Понятие ядерной и радиационной безопасности
5
Глава 2. Законодательство о ядерной и радиационной безопасности и ответственность за его нарушение
 
10
Глава 3. Система правовых мер по обеспечению  ядерной и радиационной безопасности. Государственный контроль за соблюдением норм и правил ядерной и радиационной безопасности
 
 
16
Заключение 
Список источников и литературы
23
26

 
 
 
 

Введение
 
Проблема обеспечения ядерной  и радиационной безопасности  актуальна  для Российской Федерации. Загрязнение окружающей среды техногенными радионуклидами на территории нашей страны обусловлено атмосферными ядерными взрывами, проводившимися в 1949–1963 гг. в процессе испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 г., радиационная аварией в 1957 г. на ПО “Маяк” в Челябинской области. Кроме того, в настоящее время источниками локального радиоактивного загрязнения окружающей среды являются некоторые предприятия ядерного топливного цикла, такие как АЭС, Сибирский химический комбинат (ОАО “СХК”) в Томской области, Горно-химический комбинат (ФГУП “ГХК”) в Красноярском крае, ФГУП “ПО “Маяк” в Челябинской области.
В результате аварий и катастроф, связанных с применением и использованием радиоактивных веществ, как в мирных, так и в военных целях, опасно загрязняются на многие годы не только территории, но также страдает и проживающее на них население.
Любые неполадки, неисправности, сбой в работе, разного рода нештатные  ситуации, возникающие на радиологических  объектах – это, как правило, следствие  несоблюдения определенной нормы закона, иного нормативного акта, в том  числе технического регламента каким-то должностным лицом, сотрудником  либо юридическим лицом. В этой связи  необходимо добиваться, чтобы все  нормы права, регулирующие оборот радиоактивных  веществ, неукоснительно соблюдались. Этому должны способствовать в первую очередь органы, наделенные функциями  радиологического контроля, во-первых, собственные органы контроля радиологических  объектов, во-вторых, специально уполномоченные федеральные органы.
В настоящее время число предприятий, учреждений и организаций, использующих радиоактивные вещества, стремительно растет, возрастает и число лиц, причастных к обороту этих веществ. В этой связи можно прогнозировать рост нарушений законодательства, регулирующего сферу оборота радиоактивных веществ, то есть радиационных или, как их еще называют, радиологических правонарушений. Возрастает опасность использования радиоактивных веществ в террористических целях с учетом роста на планете терроризма.
Объектом данного реферата выступают  правовые меры обеспечения ядерной  и радиационной безопасности.
Целью работы является изучение основ  правового регулирования ядерной  и радиационной безопасности. Обеспечение  ядерной и радиационной безопасности – сложная и многогранная проблема, объем же реферативного исследования позволяет решить только общие задачи:
- исследовать понятие ядерной  и радиационной безопасности;
- определить перечень основных  источников по данной проблеме;
- рассмотреть, какие виды ответственности предусмотрены за нарушения в сфере ядерной и радиационной безопасности;
- выявить, какие органы власти  уполномочены осуществлять государственный контроль в сфере ядерной и радиационной безопасности.
В работе были использованы следующие  теоретические методы исследования: изучение и анализ литературы и источников по проблеме исследования, обобщение, анализ и дифференциация исследуемого материала по группам.
Структура работы. Исследование «Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности» состоит из «Введения», трех глав («Понятие ядерной и радиационной безопасности», «Законодательство о ядерной и радиационной безопасности и ответственность за его нарушение», «Система правовых мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Государственный контроль за соблюдением норм и правил ядерной и радиационной безопасности») и «Заключения». Список  источников и литературы насчитывает 75 наименований.
 
 
 

Глава 1. Понятие ядерной и радиационной безопасности
 
Безопасность  является основным критерием, обеспечивающим гарантии личных, естественных и неотчуждаемых  прав и свобод личности, а также  национальные интересы государства  и общества в экономической, политической, экологической, техногенной, социально-демографической  и иных сферах.
Экологическая безопасность – это разновидность  национальной безопасности.  Важнейший источник экологического права – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий1. Е.А. Белокрылова в комментарии к данному закону дает более развернутое определение экологической безопасности, добавляя к легитимному определению, что «экологическая безопасность выражается в благоприятном состоянии окружающей среды, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также гарантирует реализацию и защиту конституционных экологических прав и законных интересов граждан»2.
А.К. Голиченков определяет экологическую безопасность человека и других объектов (общество, государство) как «состояние защищенности социальных, экономических, экологических прав и законных интересов граждан; материальных, культурных и иных ценностей общества и государства; экономических и иных интересов предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванных антропогенным воздействием на нее, а также от последствий экологических аварий и катастроф»3.
Вопрос  о месте радиационной безопасности в общей системе экологической  безопасности является дискуссионным. Радиационная безопасность – одна из составляющих экологической безопасности – такого мнения придерживается ряд исследователей проблемы правового регулирования радиационной безопасности (Ю.Е. Винокуров, М.Н. Шевцов, А.А. Талевлин, Е.А.  Белокрылова4). В основу данной позиции положена идея о том, что самым слабым звеном биосферы является человек, которого нужно защищать всеми возможными способами, и если человек будет должным образом защищен от вредных воздействий ионизирующего излучения, то и окружающая среда также будет защищена.
Но в  экологическом праве существует также и мнение5, что данные виды безопасности только соприкасаются по некоторым параметрам, в частности, одной из их задач является защищенность человека от негативного техногенного воздействия. Объектом охраны в обоих случаях является человек, за тем исключением, что экологическая безопасность понимается как защищенность жизненно важных интересов человека, так и окружающей среды. В качестве существенного отличия рассматриваемых видов безопасности сторонники этой точки зрения выделяют более широкий круг общественных отношений, регулируемых при обеспечении защиты человека от радиационного воздействия по сравнению с обеспечением экологической безопасности. Например, в качестве объекта регулирования радиационной безопасности выступают общественные отношения в сфере обеспечения средствами индивидуальной защиты работников АЭС, физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, что в большей степени попадает в сферу регулирования отношений в области производственной безопасности, охраны труда6, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, а не экологической безопасности.
Легитимное  определение радиационной безопасности закреплено в ст. 1 Закона о радиационной безопасности населения. Согласно данной статье радиационная безопасность понимается как «состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для здоровья воздействия  ионизирующего излучения»7. В представленном определении четко установлена угроза – ионизирующее излучение, направленное на человека. Угроза исходит от источников ионизирующего излучения, а одним из основных принципов обеспечения радиационной безопасности служит «непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения»8.
М.Н. Шевцов под радиационной безопасностью понимает «состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей, животного и растительного мира, территорий, водной и воздушной среды, космического пространства, разного рода объектов, сооружений, техники от радиационных излучений как искусственного (техногенного), так и естественного (природного) характера, радиационных загрязнений»9.
Под режимом  радиационной защиты следует понимать систему организационных мер, касающихся обеспечения безопасности населения, а также применения средств и  способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью возможного уменьшения воздействия ионизирующего  излучения на граждан и окружающую среду.
В зависимости  от масштаба распространения мероприятий  радиационной защиты следует выделить индивидуальную и коллективную радиационную безопасность.
Индивидуальная  радиационная безопасность – состояние защищенности личности, его субъективных прав, свобод и законных интересов от негативного воздействия источников (объектов), генерирующих ионизирующее излучение, вследствие деятельности которых могут возникнуть клинически вредные биологические эффекты, ведущие к ухудшению здоровья и сферы жизнедеятельности человека.
Коллективная  радиационная безопасность – совокупность правовых, социально-экономических, организационно-технических, технологических и иных мероприятий, направленных на поддержание безопасного функционирования техногенных источников радиоактивного излучения (промышленные, производственные или хозяйственные объекты, где происходит обращение с радиоактивными элементами и веществами), исключающих возникновение радиационных инцидентов, аварий и катастроф в целях обеспечения техногенной, экологической и территориальной безопасности государства и общества.
Понятие радиационной безопасности имеет смежное  правовое регулирование с понятием атомной или ядерной безопасности. В Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»10 безопасность является одним из ключевых терминов и рассматривается применительно к радиационной, ядерной, пожарной и технической сферам. М.Н. Шевцов определяет ядерную безопасность как «состояние защищенности населения, животного и растительного мира, разного рода объектов, сооружений и иных материальных ценностей, территорий от радиационных (ядерных) катастроф и аварий, самопроизвольных, неуправляемых цепных реакций, применения ядерного оружия»11, но легитимного определения «ядерная безопасность» до сих пор не существует.
 «Современные определения указанного термина раскрываются в подзаконных нормативных актах, таких как, например, Общие положения обеспечения безопасности атомных станций, где говорится о безопасности атомной станции, то есть объекта, а не персонала, населения и окружающей среды. Ядерная и радиационная безопасность атомной станции определена в этом Положении как «свойство атомной станции при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду установленными пределами»12.
Таким образом, понятия «ядерная безопасность» и «радиационная безопасность» законодательно не имеют четкого разграничения, отсутствует законодательно закрепленный терминологический критерий отграничения одного понятия от другого, что нашло отражение, в частности, в определении Ю.Е. Винокурова: «Ядерная и радиационная безопасность – это составная часть экологической безопасности, под которой понимается состояние защищенности граждан, животного и растительного мира, государства или региона в целом от последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также стихийных бедствий и катастроф. В данном случае имеется в виду защищенность от радиационных (ядерных) катастроф и аварий, самопроизвольных цепных реакций, преступного применения ядерного оружия, а также от радиационных загрязнений»13.
В настоящий  момент понятия радиационной и ядерной  безопасности возможно дифференцировать по физическому критерию отнесенности потенциально опасных веществ к радиационным или ядерным14,  в то время как экологическому праву нужны правовые критерии. По мнению Е.А, Белокрыловой, необходимо законодательно четко закрепить понятия «ядерная безопасность» и «радиационная безопасность», поскольку разночтения указанных терминов могут повлечь ошибки в правоприменительной области и снизить правовые гарантии граждан в указанных сферах15.
 
Глава 2. Законодательство о ядерной
и радиационной безопасности и ответственность
за  его нарушение
Базовыми  законодательными актами, комплексно регулирующими общественные отношения  в области использования атомной  энергии и защиты населения от радиационного загрязнения, являются Федеральные законы «Об использовании  атомной энергии»16 и «О радиационной безопасности населения»17.
Закон «Об использовании атомной энергии»  устанавливает федеральные нормы  и правила в области ипользования атомной энергии, полномочия соответствующих  государственных органов в этой сфере, правовое положение органов, осуществляющих деятельность в области  использования атомной энергии, порядок обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами. Закон закрепил правила (требования) физической защиты ядерных  установок, ядерных материалов и  радиоактивных веществ. Также в  Законе регулируется вопрос  об ответственности  за нарушение законодательства в  области использования атомной  энергии.
В Законе «О радиационой безопасности населения» закреплены принципы обеспечения радиационной безопасности, полномочия органов власти и управления как на федеральном, так и на уровне субъектов в  области обеспечения радиационной безопасности, сформулированы общие  требования по обеспечению радиационной безопасности, права и обязанности  граждан и общественных объединений  в области обеспечения радиационной безопасности. Также закреплены требования по организации радиационного контроля, перечень первоочередных мер по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии. Закон установил нормы (дозовые пределы) радиационной безопасности. Основной показатель оценки уровня радиационного благополучия населения – средняя доза блучения, полученная людьми от любого источника ионизирующего излучения. Законом предусмотрен учет лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов.
Особое  место в правовом регулировании  сферы ядерной и радиационной безопасности занимает Закон «Об  охране окружающей среды». В Законе закреплены обязанности органов  экологического контроля по установлению нормативов предельно допустимых уровней  радиационно безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и продуктах питания, предельно  допустимые уровни радиационного облучения  населения. В обязанности соответствующих  органов вменяется осуществление  постоянного контроля с помощью  радиометрических приборов за уровнем  радиационного облучения населения, соприкасающегося с радиоактивными вещствами. Закон требует существлять  размещение, проектироваие, строительство  и эксплуатацию АЭС, исследовательских  реакторов, транспортных средств и  боевой техники с атомными реакторами, выполнять работы с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами с соблюдением соответствующих  правил и норм.
Разрозненые нормы о ядерной и радиационной безопасности содержатся и в ряде других законов. В Законе «Об охране атмосферного воздуха»18 содержится требование о соблюдении нормативов предельно допустимого уровня содержания радиоактивных веществ в атмосферном воздухе. Нормы, направленные на предотвращение загрязнения радиоактивными веществами сточных вод, земель, лесов содержатся в Водном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ. В Законе «О недрах»19 помимо нормы, запрещающей загрязнение недр радиоактивными веществами, закреплено, что пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия.
Меры  социальной защиты и комплекс защитных мероприятий по снижению дозовой  радиационной нагрузки населения предусмотрены  в законах «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»20, «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»21, «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытания на Семипалатинском полигоне»22. В Законах устанавливается допустимая доза облучения, при которой не надо принимать защитных мер (0,1 бэр в год), а также дается понятие зоы отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Федеральный закон «О специальных экологических  программах реабилитации радиационно  загрязненных участков территории»23 регулирует вопросы обеспечения экологической безопасности на загрязненных радиоактивными веществами территориях, финансирования соответствующих экологических программ.
Существенное место в законодательстве о ядерной и радиационной безопасности занимают указы и распоряжения Президента РФ24 и постановления Правительства РФ25, которые направлены на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, защиту граждан от облучения, реализацию мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации.
В 2007 году распоряжением  Правительства РФ была утверждена долгосрочная «Концепция Федеральной целевой  программы «Обеспечение ядерной  и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»26. Главной целью данной программы является комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности27.
Межведомственными органами, осуществляющими государственный  контроль (надзор) за обеспечением ядерной  и радиационной безопасности, разработаны  и утверждены многочисленные инструкции28, технические и санитарные нормы и правила29, разного рода методики, направленные на обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Деятельность предприятий  ядерно-оружейного комплекса также  регулируется закрытыми актами, изданными  Президентом и Правительством РФ, соответствующими ведомствами.
Считаем необходимым  отметить, что законы и нормативные  правовые акты, касающиеся радиационной безопасности населения, также принимают  органы исполнительной власти субъектов  РФ  и органы местного самоуправления соответственно. Так субъекты РФ, территория и население которых пострадали от радиационного воздействия, принимают  свои законы о радиационной защите населения, например, соответствующие  законы  есть в Алтайском крае и Челябинской области30. Нормативные правовые акты принимаются, как правило, органами местного самоуправления в целях предупреждения негативного воздействия радиации на окружающую среду в тех муниципальных образованиях, на территории которых расположены радиационно опасные объекты31.
РФ активно сотрудничает с Международным агентством по атомной  энергии (МАГАТЭ), чьи стандарты и  технические правила составляют основу для принятия соответствующих  национальных нормативных документов. Россия также учитывает рекомендации Международной комиссии по радиологической  защите, определяющие максимально допустимые дозы облучения.
Россия присоединилась к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 1986 г.), Конвенции о ядерной безопасности (Вена, 1994 г.), Объединенная конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 1997 г.), Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 2005 г.) и др. документам, принятым Генеральной конференцией МАГАТЭ.
К нарушителям  законодательства РФ о ядерной и  радиационной безопасности могут применяться  меры дисциплинарной, административой, гражданско-правовой и уголовной  ответственности.
За  нарушение законодательства о ядерной  и радиационной безопасности помимо применения штрафов и предупреждений могут быть применены такие административные меры, как приостановление и запрещение выполнения работ с радиоактивными веществами на предприятии, в учреждениях  и организациях, не соблюдавших соответствующие  норым и правила; приостановление  или прекращение проектирования, строительства или реконструкции  объектов радиологического профиля, не прошедших государственной экологической  экспертизы, а также получивших отрицательное  заключение экспертов либо ведущихся  с нарушением норм и правил ядерной  и радиационной безопасности; приостановление, а в отдельных случаях и  запрещение эксплуатации объектов радиологического профиля, осуществляемой с нарушением установленных норм и правил32.
Уголовная ответственность наступает за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды; незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ; за хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ; за производство, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде33.
Должностные лица могут нести уголовную отвественность за злоупотребление властью и  халатностью, причинившие существенный вред либо вызвавшие тяжкие последствия  в виде радиационных (ядерных) аварий или катастроф, радиационных загрязнений, облучения людей.
 

Глава 3. Система правовых мер по обеспечению ядерной и  радиационной безопасности. Государственный  контроль за соблюдением норм и правил ядерной и радиационной безопасности
 
В российском законодательстве закреплено исключительное право РФ на разработку, использование и реализацию радиоактивных веществ. Различные виды деятельности по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лишь на основании разрешений (лицензий). К таким видам относятся:
- размещение, сооружение, эксплуатация  и вывод из эксплуатации ядерных  установок, радиационных источников  и пунктов хранения ядерных  материалов и радиоактивных веществ;
- обращение с ядерными материалами  и радиоактивными веществами, в  том числе при разведке и  добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании  и хранении ядерных материалов  и радиоактивных веществ;
- использование ядерных материалов  и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- проектирование и конструирование  ядерных установок, радиационных  источников, пунктов хранения ядерных  материалов и радиоактивных веществ;
- конструирование и изготовление  оборудования для ядерных установок,  радиационных источников, пунктов  хранения ядерных материалов  и радиоактивных веществ.
К важнейшим мерам обеспечения  ядерной и радиационной безопасности относятся государственный учет и контроль ядерных материалов и  радиоактивных веществ. Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а радиоактивные вещества – на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также об их экспорте и импорте.
В законодательстве установлены специальные  требования к транспортированию, хранению и переработке ядерных материалов и радиоактивных веществ. При  хранении или при захоронении  радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды. Хранение или захоронение  таких отходов допускается только в специально предназначенных для  этого пунктах хранения. Их хранение или захоронение должно предусматриваться  проектной или технической документацией  в качестве обязательного этапа  любого цикла ядерной технологии.
Для обеспечения ядерной и радиационной безопасности важное значение имеет профессиональный уровень лиц, допущенных к соответствующим работам. К работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям. Эти лица проходят вводные, текущие, внеплановые инструктажи по правилам обращения с радиоактивными веществами. Они должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и обучены правилам пользования ими. Не допускаются к работе лица с предусмотренными перечнем медицинских противопоказаний ограничениями.
В обязательном порядке должны быть оборудованы пункты санитарной обработки  персонала, спецодежды, транспорта и  иных технических средств, возведены  противорадиационные укрытия на случай аварии.
Важное значение для ядерной и радиационной безопасности имеет обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ. В соответствии с законодательством физическая защита этих объектов предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
- предотвращение несанкционированного  проникновения на территорию  ядерных установок, радиационных  источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного  доступа к ядерным материалам  и радиоактивным веществам, предотвращение  их хищения или порчи;
- своевременное обнаружение и  пресечение любых посягательств  на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
- обнаружение и возвращение  пропавших или похищенных ядерных  материалов и радиоактивных веществ.
Обеспечение физической защиты ядерных  установок, радиационных источников, пунктов  хранения, ядерных материалов и радиоактивных  веществ осуществляется на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации указанных  объектов использования атомной  энергии, а также при обращении  с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при  транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных  веществ обеспечивается эксплуатирующими организациями и специально уполномоченными  на то государственными органами в  области использования атомной  энергии, а на действующих судах  и плавсредствах с ядерными установками и радиационными источниками, космических и летательных аппаратах с ядерными установками – их экипажами.
Неукоснительное соблюдение перечисленных  выше и многих других требований законодательства о ядерной и радиационной безопасности способствует предупреждению вредных  последствий.
Контроль и надзор в области  обеспечения ядерной и радиационной безопасности осуществляют государственные  межведомственные и ведомственные  ораны различной компетенции, в  пределах своей компетенции –  руководители министерств и иных ведомств, концернов, трестов, объединений, фирм, предприятий. Специализированный государственный контроль за соблюдением законодательства осуществляют специально уполномоченные на то государственные межведомственные органы, наделенные соответствующей компетенцией. Большими правами в этой сфере обладают органы представительной и исполнительной власти.
На Федеральную  службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) возложен ряд полномочий по осуществлению контроля и надзора за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии), а также за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ.
Ряд полномочий в области обеспечения радиационной безопасности возложен на Государственную  корпорацию по атомной энергии "Росатом", правового преемника Министерства по атомной энергии РФ. Деятельность «Росатома» направлена на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров.
Корпорацией разрабатываются предложения о  местах размещения и сооружении ядерных  установок, радиационных источников и  пунктов хранения, о выводе указанных объектов из эксплуатации, а также о последующем хранении радиоактивных отходов. На Росатом также возложен ряд управленческих полномочий по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Следующим органом исполнительной власти, уполномоченным обеспечивать радиационную безопасность населения, является Минздравсоцразвития России. В структуру Минздравсоцразвития России включены следующие подведомственные службы, над которыми им осуществляется координация и контроль деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.