На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды и функции речи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
 
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
Кафедра
«Прикладная психология»
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
 
по дисциплине «Психология»
на тему: «Виды и функции речи»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
студентка группы
 
Научный руководитель:
Е.С.
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011
 
 
 
 
План:
 
Введение............................................................................................3
1.     Понятие речи..................................................................................4
2.     Виды речи........................................................................................6
3.     Функции речи.................................................................................10
          Заключение....................................................................................12
          Список литературы.....................................................................13
          Приложения..................................................................................14
Введение.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
В современном мире речь имеет большое значение в жизни каждого. Мы общаемся, заключаем договора, передаем друг другу информацию.
Чтобы лучше узнать значение речи в нашей жизни изучим книжный материал и некоторые статьи. Затем, дадим понятие речи и рассмотрим виды и функции речи.
Таким образом, целью реферата является  рассмотрение видов и функций речи, предметом исследования является речь, объектом исследования являются люди.
Для исследования воспользуемся  учебниками Рубинштейна С.Л.: Основы общей психологии и Психология Столяренко Л.Д.
 
4.     Понятие речи.
Для начала, дадим понятия «язык» и «речь».
Понятие языка.
Язы?к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание)1. Язык —  средство общения. Это возможно лишь в том случае, если язык человека воспримет знаковую форму, обладающую свойством указывать на окружающий мир. Кроме того, знак необходим и в другом отношении. Общество людей невозможно без знаков. Для того, чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна была при помощи звуковых знаков перобразована в чувственно воспринимаемую форму. Значит, слова не являются отражением внешнего мира, потому что между звуковым комплексом и каким-либо предметом окружающего мира первоначально никакой связи нет. Она устанавливается человеком. Понятие в голове человека возникает раньше звукового комплекса. Когда человек старается подобрать для нового понятия звуковой комплекс, само понятие уже существует в его голове. Для того чтобы создать язык, человек должен создать звуковой или знаковый комплекс и соотнести его определенным образом с окружающим миром.
Таким образом, язык — это:
?      средство общения;
?      средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
?      орудие интеллектуальной деятельности.
 
Понятие речи.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
 
 
1http://ru.wikipedia.org/wiki/
Речь - одно из непосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словесным общением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах.
Также, речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка; речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком и отличная от него, является единством определённой деятельности - общения - и определённого содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие.  Речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения действительности, или форма существования мышления.
Таким образом, речь — это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Каждый человек по-своему осуществляет это общение, но при помощи одних и тех же языковых средств, которыми пользуется данная нация. А язык представляет собой систему этих средств (звуки, слова, предложения, связи между ними), т. е. звуковой и словарный запас, а также грамматические формы. Язык возникает в ходе развития общественного производства в процессе речевого общения между людьми и усваивается человеком в готовом виде.
Ребенок, овладевая речью, приобщается к жизни общества, в котором он родился. Если бы в силу каких-то причин ребенок не овладел речью, то его умственное развитие оказалось бы на крайне низком уровне.
 
   2. Виды речи.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю 1.(Приложение 1.)
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает в себя:
?      устную (диалогическую и монологическую);
?      письменную.
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.
Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
 
1 Максименко С.Д. Общая психология, 317 стр.
Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монолог1 – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
 
 
 
1 Богданов И.В., Лазарев С.В. Психология и педагогика, 234 стр.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи.
В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
 
Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание сокращается и начинает протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.
Нужно отметить, что речь имеет свои свойства:
?      содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
?      понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
?      выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
?      действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Физиологические механизмы речи 1.
Эти механизмы составляют образование временных условных связей между центрами речи, вызываются специфическим раздражителем. На рисунке представлены физиологические механизмы речи в 4х формах.
 
 
 
 
 
 
 
1  Столяренко Л.Д. Психология, 150 стр.
3.  Функции речи.
Речь выполняет определенные функции :
5.      Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
6.      Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
7.      Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
8.      Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
 
В учебнике  Столяренко Л.Д.: Психология приведена таблица функции речи1:

 
 
 
 
 
 
 
1  Столяренко Л.Д. Психология, 150 стр.
Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная(обозначения), благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.
В речи человека можно выделить четыре функции, но все эти функции взаимосвязаны.  Они представляют собой единое целое.
 
 
Заключение.
Таким образом, речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Выделяют две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная.
И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать огромное количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения, индивидуальное сознание человека обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
 
Список литературы.
9.      Богданов И.В., Лазарев С.В.  Психология и педагогика. 
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М., 1998.
11. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1.  — М.: Владос. 2003, 4-е изд. -  688с.

12. Максименко С.Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук, 2004 - 528 с.

13. Общая психология под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. — М.: Эксмо-Пресс, 2006 - 560 с.

14. Психология под ред. Дружинина В.Н. — СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 1998 .— 688с.
16. Сорокун П.А. Основы психологии. — Псков, 2005. – 312 с.
17. Столяренко Л.Д. Психология. — СПб : Питер, 2010 .— 592 с.
18. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

1) Виды речи.

 

 

 

 

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.