На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность (на материалах ЗАО)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?48
 
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
 
Кафедра «Бухгалтерского учета»
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность»
 
На тему: Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность
(на материалах ЗАО )
 
 
 
Выполнила: Стакнева Е.Б.
Группа БХ-44у
Научный руководитель
Вершинина Г.Н.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2006
Содержание
Введение              3
1. Понятие и назначение учетной политики              4
1.1. Определение и назначение учетной политики предприятия              4
1.2. Нормативная база по созданию учетной политики в РФ              6
1.3. Общие положения по формированию учетной политики              .8
2. Методические    аспекты    учетной    политики    и    их    влияние
на структуру отчетных форм              12
2.1. Выбор   учетной   политики   со   спецификой   деятельности
ЗАО               12
2.2. Методические аспекты учетной политики              17
2.3. Влияние    выбранных    принципов    учетной    политики
на    финансовое    положение    ЗАО   ,    оцениваемое
по данным отчетности              29
Заключение              43
Список использованных источников              46
Приложения



48
 

Введение

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов XX века в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting politicians», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 года этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и в настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.
Актуальность темы заключается в том, что грамотное формирование учетной политики является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и бухгалтерией предприятия. Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, показателей финансового состояния организации.
Цель работы заключается в изучение влияния учетной политики предприятия на финансовую отчетность.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

* рассмотрим сущность понятия и назначение учетной политики предприятия;

* изучим нормативное законодательство относительно учетной политики предприятия;

* рассмотрим порядок формирования учетной политики;

* оценим влияние выбранных принципов учетной политики на структуру баланса и отчета о прибылях и убытках

* оценим влияние выбранных принципов учетной политики на финансовое положение предприятия.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает  ЗАО.

 

1. Понятие и назначение учетной политики

1.1. Определение и назначение учетной политики предприятия

 
В конце 1992 года парламентом была утверждена государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям рыночной экономики. В рамках этой программы разрабатывается система стандартов (положений) бухгалтерского учета. Первым среди них стало положение «Учетная политика». Ее I раздел «Общие положения» устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики предприятия, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая предприятием совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность). В практике конкретного предприятия каждый из перечисленных приемов может быть реализован по-разному.[1]
Во втором разделе положения об учетной политике рассматривается формирование учетной политики. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности их использования – все это в целом составляет степень свободы предприятия в формировании учетной политики.[2]
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
?      организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
?      отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
?      масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
?      управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
?      финансовая стратегия организации, например, стремление организации к уменьшению налога с продаж и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость – применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов в учете, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, – понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);
?      материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
?      степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;
?      уровень квалификации бухгалтерских кадров.
Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.
Таким образом, учетная политика – это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения. А назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких конкретных правил сформирована отчетность организации.

1.2. Нормативная база по созданию учетной политики в РФ

 
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.[3]
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
Первый уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России.
В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете”, законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Налоговый кодекс РФ и другие.
Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов  России  от  29  июля  1998г.  №  34н  (с  изменениями  от  24.03.2000г. № 31н).
Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.
Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством.
Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.
Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.
Основным нормативным документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное приказом Министерства Финансов России от 09.12.98 № 60н (с изменениями от 30.12.1999г. № 107н).
Таким образом, учетная политика любой организации должна полностью соответствовать нормативно – правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

1.3. Общие положения по формированию учетной политики

 
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
1)                 определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
2)                 выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
3)                 выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
4)                 идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
5)                 отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
6)                 оформление избранной учетной политики.
В этой последовательности каждый этап является строго необходимым; каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.
На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).
В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.
Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.
Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора.
Следующий этап состоит непосредственно в выборе  способов  ведения  учета для  данного  конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.
На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она  удовлетворяла формальным требованиям к ней.
Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством.[4]
Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.
При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:
1.      сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
2.      создать оптимальную систему налогового учета;
3.      предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;
4.      создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.
              Учетная политика, отвечающая на все выше перечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежании проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельность организации.
              Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установил:
–                принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;
–                учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;
–                учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;
–                учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.
В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.[5]
Итак, таковы основные положения формирования учетной политики, определяемые основным нормативным документом, регулирующие ее. Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятиям и полностью соответствовать вышестоящим нормативным документом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методические аспекты учетной политики и их влияние на структуру отчетных форм

2.1. Выбор учетной политики в соответствии со спецификой деятельности

Закрытое акционерное общество     является    юридическим    лицом и действует на основании Устава (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).    Права    и    обязанности юридического липа Общество приобрело с даты его регистрации. Общество имеет   печать   со   своим   наименованием,   фирменный   знак   (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков   и может иметь валютные счета за границей.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе  натуральных измерителей  в денежном  выражении  путем  сплошного,  непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Задачами бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) являются:
•    формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
•    обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
•    своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;
•     выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
Учетная политика предприятия выработана на основании требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету:
полнота, достоверность, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике ЗАО по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.[6]
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Формируя свою учетную политику, ЗАО выбирает один из вариантов ведения бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. Это установлено в пункте 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, согласно которому при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допустимых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.[7]
В учетной политике при определении методов и способов ведения бухгалтерского учета в ЗАО учитывают особенности той отрасли, к которой она относится (оптовая торговля), а также применение ЗАО для целей бухгалтерского учета различного рода отраслевых методик.
Таблица 1
Основные элементы учетной политики относительно оптовой торговли
№ п/п
Наиболее важные элементы учетной политики по учету МПЗ
Что представляет собой элемент учетной политики
На что влияет элемент учетной политики*
1
Правила документоо
борота
Правила документооборота включают в себя перечень первичных документов, используемых на предприятии (как по утвержденной законодательно, так и по разработанной и утвержденной предприятием самостоятельно форме), даты составления таких документов, перечень должностей материально ответственных лиц и лиц, имеющих право оформлять и подписывать первичные документы, сроки передачи документов в бухгалтерию предприятия для соответствующе обработки и пр.
Позволит повысить эффективность контроля за сохранностью имущества, определить и адекватно возложить ответственность, на лиц, виновных в несвоевременном, неправильном составлении, несанкционированном подписании первичных документов
2
Аналитический учет запасов
Состоит из совокупности аналитических счетов  открываемых на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности
Позволяет учесть материально-производственные запасы и операции с ними в нужных ракурсах: по структурным подразделениям предприятия, где осуществляется учет, хранение, использование (продажа) материально-производственных запасов;
3
Метод учета элементов себестоимости материально-производственных запасов, кроме стоимости их приобретения
Предполагает порядок учета транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) на протяжении отчетного месяца: на счете 44 «Расходы на продажу»
От избранного метода учета элементов себестоимости зависит порядок оперативного учета материально-производственных запасов (по себестоимости), распределение функциональных обязанностей по расчету себестоимости реализованных материально-производственных запасов (продавец, составляющий товарный отчет)
4
Метод оценки выбытия материально-производственных запасов
предприятие избирает один из следующих методов: идентифицированной себестоимости, средневзвешенной себестоимости, ФИФО, ЛИФО, метод по ценам продажи. В данном случае средневзвешенной себестоимости
Влияет на временное распределение расходов, связанных с приобретением материально-производственных запасов между отчетными периодами (на основании принципа соответствия доходов и расходов)
5
Разработка должностных инструкций работников, имеющих отношение к товарным операциям и их учету
Предполагает разработку внутреннего документа для каждой единицы штатного расписания (должности) с указанием круга обязанностей работника, занимающего соответствующую должность, его подчиненности и пр.
Позволяет четко распределить функциональные обязанности между работниками, чем повышает сохранность материально-производственных запасов и пр.
6
Периодичность оценки выбытия материально-производственных запасов
Реализует право предприятия относительно выбора периодичности отражения продажи МПЗ в учете: по каждой трансакции или в установленные сроки, например, при обработке товарного отчета, в конце месяца
При меньшей продолжительности периода времени между отражением списания материально-производственных запасов повышается оперативность получения информации об объеме реализации, доходах, расходах и прочих важных показателях деятельности п/п.

 
Формируя свою учетную политику ЗАО может:
1. Выбрать один из предлагаемых нормативными документами вариантов ведения бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций (это установлено в пункте 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, согласно которому при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допустимых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету).[8]
2. Самостоятельно разработать методику бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной жизни в случае, когда таковая не установлена нормативными документами (это положение также закреплено в пункте 8 упомянутого ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», согласно которому, если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из указанного и иных положений по бухгалтерскому учету).
3. Применять методику бухгалтерского учета, отличную от предписанной нормативными документами, если, по мнению бухгалтера, содержащаяся в нормативных документах по бухгалтерскому учету методология не позволяет достоверно отразить соответствующие факты хозяйственной жизни. Такое отступление от предписаний нормативных документов должно быть раскрыто и обосновано в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. Данная возможность установлена в пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».[9]
Учетная политика предприятия выработана на основании требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету: полнота, достоверность, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность.
              Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.

2.2.  Методические аспекты учетной политики

 
 
Основной в настоящее время является учетная политика для целей бухгалтерского учета, поэтому приступим к рассмотрению её содержания.
Из требований нормативных актов Минфина России вытекает необходимость раскрыть в учетной политике организации некоторые другие элементы. Элементы, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности, должны быть отражены и в учетной политике. В данном случае  речь о выборе вариантов, как правило, не идет.
В соответствии с п.27 ПБУ 5/01, в бухгалтерской отчетности ЗАО подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
–         о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
–         о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
–         о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
–         о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Пунктом 32 ПБУ 6/01 предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна раскрывать с учетом существенности, как минимум, следующую информацию:
–       о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
–       о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);
–       о принятых организацией сроков полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
–       об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
–       о способах оценки объектов основных средств, которые получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
–       об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
–       об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
–       о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;
–       об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, которые находятся в процессе госрегистрации.
 
Различные варианты методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов составляют учетную политику ЗАО. Нормативное определение понятия «учетная политика организации» дает ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 № 60, которое содержит основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций). Учетная политика ЗАО, согласно этому положению, представляет собой выбранную совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
ЗАО , руководствуясь нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (согласно статье 5 закона «О бухгалтерском учете»). Содержание учетной политики ЗАО оформляется специальным внутренним документом — приказом об учетной политике (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Главный бухгалтер организации ежегодно составляет этот документ и несет ответственность за его формирование, а руководитель – утверждает. Ответственность за содержание приказа об учетной политике возложена на руководителя организации, и именно его подпись делает приказ об учетной политике руководством к действию.
В пункте первом учетной политики рассматриваются общие положения ведения бухгалтерского учета ЗАО.
Бухгалтерский учет ЗАО осуществляется в соответствии с нормативными документами,   определяющими  методологические  основы,  а также   порядок  организации   и ведения бухгалтерского учета:
•     Федеральным Законом от 21.11.96г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете",
•     Положением  по  ведению  бухгалтерского учета и  бухгалтерской  отчетности   в   Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н,
•     Планом   счетов   бухгалтерского  учета  финансово-хозяйственной   деятельности   предприятий, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, положениями по бухгалтерскому учету,
•     другими нормативными документами и методическими указаниями и материалами по вопросам бухгалтерского учета с учетом последующих изменений и дополнений к ним.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе  натуральных измерителей  в  денежном  выражении  путем  сплошного,  непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Задачами бухгалтерского учета являются:
•    формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
•    обеспечение  контроля за наличием  и движением  имущества,  использованием  материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
•    своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;
•     выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
В пункте 2 учетной политике организации рассматриваются организационно-технический раздел: структура бухгалтерии и состав формируемой бухгалтерской отчетности.
В третьем пункте описывается выбранная методика учета: бухгалтерский учет в ЗАО ведется с применением журнально-ордерной системы и с использованием компьютерной техники (Программа 1С) способом двойной записи на основании рабочего плана счетов, разработанного в организации. (п.3. Учетной политики)
Порядок проведения инвентаризация на ЗАО рассматривается в пункте 5 учетной политики. Согласно положений данного пункта инвентаризация основных средств, нематериальных активов, материалов, материально-производственных запасов и ценных бумаг производится 1 раз в  год.
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности производится 1 раз в год (пункт 5 Учетной политики).
Пункт 6 учетной политики описывает правила оценки статей бухгалтерской отчетности и вложения во внеоборотные активы, согласно которому:
В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение  оборудования,   инструмента,   инвентаря,   прочие   капитальные   работы   и   затраты. Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам.
Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию, не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения.
К финансовым вложениям относятся инвестиции ЗАО в ценные бумаги, взносы в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами, это положение описывает пункт 7 учетной политики.
Учет финансовых вложений осуществляется в соответствии с ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина от 10.12.2002 № 126н. Финансовые вложения учитываются на отдельных субсчетах счета 58. При выбытии финансовых вложений, их стоимость определяется исходя из оценки, определяемой методом ФИФО.
Согласно пункту 8 учетной политики в состав основных средств учитывается имущество стоимостью свыше 10000 рублей и сроком службы более 12 месяцев, данное положение описывается в пункте 8 учетной политики ЗАО ТелеСОТА.
Основные средства стоимостью менее 10000 руб., приобретенные до 01 января 2003 года, учитываются в составе основных средств до момента их выбытия.
Имущество стоимостью менее 10000 руб., учитываются в составе материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию.
Имущество со сроком службы менее 1 года учитываются в составе материальных расходов по мере ввода в эксплуатацию.
Предприятие предусмотрело в учетной политике линейный способ начисления амортизации основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих ЗАО, ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.
Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Все затраты, связанные с поступлением основных средств, относят вначале в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отражают в бухгалтерском учете следующими проводками:
Таблица 2
Корреспонденция счетов при учете основных средств
Содержание операции
Проводка
Строительство, дооборудование, реконструкция:
•    в сумме фактических затрат
•  на первоначальную стоимость.
 
 
Д-т 08 К-т 02, 70, 69, 10, 60, 76
Д-т 01 К-т 08
Приобретение у поставщиков:
•    на покупную стоимость
•    на сумму НДС
•    на первоначальную стоимость при принятии на учет
 
Д-т 08 К-т 60;
Д-т 19 К-т 60;
Д-т 01 К-т 08.
 
3.   Внесение учредителями в счет вклада в уставный ка­питал предприятия:
•    на согласованную стоимость
•    на первоначальную стоимость при принятии на учет
 
 
 
Д-т 08 К-т 75/1;
Д-т 01 К-т 08.
 
Безвозмездное получение от других организаций (по рыночной стоимости):
•   по первоначальной стоимости;
•    на сумму ежемесячно начисленной амортизации (Д-т 20, 25, 26, 44 К-т 02) в течение срока полез­ного использования делают проводку:
•   Д-т 08 К-т 98 «Доходы будущих периодов», суб­счет 2 «Безвозмездные поступления»;
•   Д-т 01 К-т 08
Д-т 98 К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
Поступление для осуществления совместной деятель­ности
Д-т 01 К-т 08
 
Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере № 13 по кредиту счета 01 на основании актов на списание (ф. ОС-4) и актов приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1).[10]
Учет нематериальных активов отражается в 9 пункте учетной политике ЗАО. В приказе об учетной политике предприятие указывает способ амортизации нематериальных активов - линейный.
В методологическом порядке в учетной политике ЗАО суммы амортизации, начисленные по немате­риальным активам отражаются на следующих счетах:
?                  на отдельном счете 05 «Амортизация нема­териальных активов»
по кредиту счета 04 «Нематери­альные активы».
С 1 января 2002 года учет материально-производственных запасов в ЗАО  ведется в соответствии с Положением по бухгал­терскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Оно утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.
Свои материально-производственные запасы пред­приятие в учете согласно пункта 10 учетной политики отражается по фактической себестоимости
Методология данного способа подразумевает, что в этом случае приобре­тенное имущество учитывается на счете 10 «Материалы»;
В соответствие с пунктом 10 учетной политики при отпуске МПЗ при продаже и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости.
Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (форма М-3, М-4); акта о приемке материалов (форма М-7у лимитно-заборной карты (форма М-8, М-8а, М-9, М-9а); тре­бований (форма М-12, М-13); накладной на отпуск материа­лов на сторону (форма М-14, М-15); карточки складского уче­та материалов (форма М-17); ведомости учета остатков мате­риалов на складе (форма М-20); сигнальной справки об отклонениях фактического остатка материалов от установлен­ных норм запаса (форма М-34).
Выбранный метод оценки материалов применяется в тече­ние отчетного года и фиксируется в приказе об учетной поли­тике ЗАО. Причем для различных наименований мате­риалов могут применяться разные методы оценки.
Расходы будущих периодов отражаются в 11 пункте учетной политике ЗАО.
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на расходы организации (или на соответствующие источники средств организации) равномерно в течение срока, к которому они относятся.
В составе расходов будущих периодов учитываются лицензии на осуществление определенных видов деятельности, погашение стоимости которых осуществляется в течение срока действия данных лицензий.
Согласно пункту 12 учетной политики ЗАО прочие доходы и расходы организации принимаются к учету в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 и отражаются в учете на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Пени,   штрафы,   неустойки   за   нарушение   условий   договоров   признаются   в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.
В 13 пункте учетной политики ЗАО отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) организации.
Суммы дооценки   внеоборотных активов организации, проводимой в установленном порядке, учитываются как добавочный капитал.
Сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, образованной в процессе формирования или увеличения уставного капитала, отражается в бухгалтерском учете как эмиссионный доход в составе добавочного капитала.
Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения учитываются в составе доходов будущих периодов и отражаются по кредиту сч.98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со сч.08 «Вложения во внеоборотные активы». Амортизация по основным средствам, полученным безвозмездно отражается в учете по Кт сч. 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и издержек обращения. Одновременно с начислением амортизации суммы, учтенные на счете 98 по безвозмездно полученным активам, списываются в Кт счета 91 «Прочие доходы и расходы», увеличивая налогооблагаемую базу по прибыли.[11]
Учет расчетов по имущественному страхованию отражается в 14 пункте учетной политике ЗАО.
ЗАО осуществляет расходы по добровольному страхованию имущества и товара в обороте.
Указанные   отчисления включаются в расходы на продажу или общехозяйственные расходы в полном размере.
Начисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76/1 «Расчеты по имущественному страхованию» в корреспонденции со счетами учета расходов (26,44,97.).
Перечисленные суммы страховых платежей списываются с кредита счетов по учету денежных средств (51,50) в дебет счета 76/1.
Потери товарно-материальных ценностей списываются с кредита счетов 10,41 и др. в дебет счета 76/1.
Суммы страхового возмещения, полученные организацией от страховых организаций, отражаются по дебету счетов учета денежных средств (51,50) и кредиту счета 76/1.
Не   компенсируемые   страховыми   возмещениями   потери   от   страховых   случаев списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 76/1.
Аналитический учет по счету 76/1 ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.
Согласно пункту 15 приказа об учетной политики  ЗАО прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат складывается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается заключительной записью 31 декабря в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года».
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется в соответствии с решениями общего собрания акционеров.
Положительные   и   отрицательные   курсовые   разницы,   образующиеся   в   связи   с изменением официального курса иностранных валют по отношению к российскому рублю в течение отчетного года учитываются в составе внереализационных доходов и расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы», данная статья бухгалтерского учета ЗАО отражается в 16 пункте учетной политике.
Суммовые разницы, возникшие по операциям приобретения основных средств и товарно-материальных   ценностей   после   принятия   данных   активов   к   учету,   относятся    на внереализационные доходы (расходы) сч.91.
Оптовая торговля является основным видом деятельности организации, положения связанные с этим отражаются в 17 пункте учетной политике  ЗАО.
Учет продаж материально-производственных запасов ведется на отдельных субсчетах счета 90 «Продажи».
Расходы по торговой деятельности учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
Расходы на продажу, отраженные по дебету сч.44 списываются в конце месяца в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи», за исключением прямых расходов.
К прямым расходам в торговле относятся транспортные расходы организации по доставке товара со склада поставщиков до склада хранения. Прямые расходы учитываются по дебету счета 44/1.[12]
По  итогам  каждого  месяца производится  распределение транспортных расходов  между проданным товаром и остатком товара на складе на конец месяца.
Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию на расходы на продажу, рассчитывается как произведение Коэффициента списания на сумму транспортных расходов, учтенных по дебету счета 44.1.
Коэффициент списания равен частному от деления стоимости товара, реализованного за месяц, к сумме реализованного товара за месяц и остатка товара (по счету 41, 45) на конец месяца.
Учет задолженности по полученным займам осуществляется в ЗАО в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным Приказом Минфина РФ № 60н от 02.08.2001.(п.18 Учетной политики)
Изменения в учетную политику могут быть внесены в следующих случаях: реорганизация предприятия;
?     смены собственников предприятия;
?     изменения нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету;
?     разработки новых способов ведения учета (как Минфином, так и самим предприятием);
?     нового существенного изменения условий деятельности предприятия;
?     и в других случаях, определенных Законом о бухгалтерском учете.
Для сопоставимости данных учета все изменения в учетной политике вводятся с начала нового финансового года. Исключения возможны, если нормативными актами по бухгалтерскому учету вводятся новые нормы, которым придается обратная сила.
В целом учетная политика для целей бухгалтерского учета выглядит удовлетворительно, но нужно более полно раскрывать некоторые пункты по разделам бухгалтерского учета.
В целом учетная политика для целей бухгалтерского учета выглядит удовлетворительно, но нужно более полно раскрывать некоторые пункты по разделам бухгалтерского учета. Также организации необходимо всегда следить за происходящими изменениями в законодательстве и вносить необходимые корректировки.

2.3. Влияние выбранных принципов учетной политики на финансовое положение ЗАО, оцениваемое по данным отчетности
При подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то ЗАО должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Изменение учетной политики в ЗАО, влияющие на структуру отчетных форм может производиться в случаях:
1.                  изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2.                  разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
3.                  существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией предприятия, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.[13]
Основными источниками информации для оценки финансового состояния ЗАО являются бухгалтерский баланс (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), приложение к бухгалтерскому балансу (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) и форма №2 Отчет о прибылях и убытках  (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), основы, формирования которых закладываются в учетной политике.
Проанализируем те статьи учетной политики ЗАО, изменение которых может привести к изменению форм отчетности.
В первом разделе баланса отражаются показатели, характеризующие наличие и величину внеоборотных активов предприятия. Это нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и отложенные налоговые активы.
Данный раздел может измениться при смене способа начисления амортизации, если амортизация будет больше, то соответственно остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов уменьшится. (Пункт 8, 9 Учетной политики)
В ЗАО применяют линейный способ начисления амортизации, состоит он в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. При этом способе амортизацию начисляют исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
По строке 210 раздела «Оборотные активы» отражается стоимость запасов (товарно-материальных ценностей, затрат, расходов будущих периодов).
В соответствии с п. 17 ПБУ 9/99, влияющих на формирование отчета о прибылях и убытках в составе данных ЗАО об учетной политике подлежат раскрытию, следующая информация: о порядке признания выручки организации и о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.
В соответствии с п. 20 ПБУ 10/99, в составе информации об учетной политике ЗАО подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.
Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяй­ственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику ЗАО могут вноситься согласно приказу (или распоряжению) руководителя:
Необходимо обратить внимание на то, что изменения учет­ной политики, вызванные изменением законодательства РФ или нормативных актов бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соот­ветствующими законодательствами или нормативными актами.
Если такой порядок не предусмотрен законодательными или нормативными актами, то изменения отражаются в бухгалтерс­кой отчетности ЗАО исходя из требования предоставления число
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.