На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Место психологии в антропологических исследованиях

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Контрольная работа по психологии
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЯХ
   Содержание 

   Введение
   Основная  часть
   1. Взаимосвязь антропологии и психологии
   2. Психологическая антропология
   Заключение 
   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
     Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Поэтому не удивительно, что существует значительное количество наук, изучающих человека и его деятельность.
     Современную науку все больше и больше интересуют проблемы связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями.
     Человек изучается как представитель биологического вида, как член общества, изучается его предметная деятельность, изучаются закономерности развития конкретного человека.
     Особое место в изучении человека занимает антропология.
     Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «наука о человеке».
     Предметом изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве. Это многообразие складывается из проявлений большого числа самых разных черт - антропологических признаков
     Все эти признаки относятся к сфере биологии человека. Они являются важнейшей составляющей нашего впечатления о человеке, дают нам представление о его сугубо индивидуальных чертах.

     Так же мы обращаем внимание на каком языке говорит человек, как он выражает свои мысли, мы пытаемся понять его настроение, мы оцениваем уровень его интеллекта и его социальное происхождение. 
     Данный перечень «признаков» относится к сфере психологии и социологии.

     Аристотель первым употребил термин «антропология» для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
     Применительно к физическому строению человека термин «антропология» впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта (1501 г.) «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». 
     В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащая данные об индивидуальных вариациях человека.
     В 1594 г. вышло сочинение Касмана «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе» и вслед за ней вторая часть — «О строении человеческого тела в методическом описании».
     Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
     Таким образом, антропология, имея предметом своего исследования человека, не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические.
     Антропология неразрывно связана с другими науками, в том числе с психологией.    
Достаточно  значительное место в нашем восприятии человека играют и небиологические  признаки, связанные с поведением человека, его социальной и общественной организацией, культурой и многими другими «сугубо человеческими» свойствами, теми же психическими свойствами. 
    В науке установилось
двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой.
      
 
 

Основная  часть
1. Взаимосвязь антропологии и психологии  

     Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа», и какова её природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
     Субдисциплины антропологии потенциально связаны с тем или иным аспектом психологии.
    Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией благодаря попыткам уточнить понятие личности.
    Биологическая антропология рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека (К. Лоренц).
    Физическая антропология совместно с психологией изучает историю этносов, их специфику; генетические, психологические, ментальные особенности этносов (этнопсихология).
    Возрастная антропология включает в себя антропологию детства (педагогическая антропология), антропологию зрелого возраста (акмеология) и антропологию старости (геронтология).
    Медицинская антропология изучает проблемы здоровья и нездоровья человека. Рассматривает человека в норме и патологии. В том числе клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии (Л.С. Выготский, Д.К.Ушинский, И. А. Сикорский).
    Экологическая антропология занимается проблемой жизненной среды и пространственного поведения человека.
    Культурная антропология. Ее предмет — образ человека в различных культурах и исторических эпохах, культурная эволюция человека в истории. Включает в себя психологическую и возрастную антропологию.
    Когнитивная антропология тесно связана с психологией. Изучает соотношение языка и мышления (Дж. Остин, Х. Конклин, С. Брунер, У. Гудинаф, Ф. Лаунсбери).    
    Изучает культуру как ментальную «экипировку», которую члены общества используют для ориентации, взаимодействия, обсуждения, определения, категоризации и интерпретации текущего социального поведения в своем обществе. По причине разного биологического наследства, уникальности исторического пути личностей, различия ролей, выполняемых индивидами в обществе, отдельные члены общества имеют различные когнитивные модели общественной культуры.
    Педагогическая антропология. В центре ее находится проблема индивидуальной сущности ребенка. Это связано с вопросом, что на воспитание больше оказывает влияние «преднамеренные» воспитатели: (учителя, педагоги, наставники) или «непреднамеренные»:  природа, социальная среда, общество, семья (Д.К. Ушинский).
    Историческая антропология изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах (М. Фуко, Ф. Арьес).
    Религиозная антропология изучает религиозные культы и ритуалы, магические и мистические практики, сказки и мифы (В.Я. Пропп), фольклор и литературу (О.М. Фрейденберг), анимизм (Э. Тайлор) и магию (Дж. Фрезер), тотем и табу (З. Фрейд), соотношение структур и ритуалов (В. Тэрнер), проблему сверхъестественного и священного (М. Элиаде).
    В ее рамках разрабатываются психоаналитические теории религии (З. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл).
    Социальная антропология характеризуется особым вниманием к материальным артефактам и системам социальных отношений.
    Политическая антропология рассматривает проблему власти (Б. Малиновский, Ю. Хабермас, М. Фуко, А. Глюксман, Ф. Хайек), изучает поведение масс (Г. Лебон, З. Фрейд, В. Райх, Г. Тард, В. Вундт, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти, С. Московичи) и роль элиты в общественных процессах (В. Парето, А. Тойнби, Г. Моска, Р. Михельс, А. Этциони).
    Юридическая антропология обращается к таким феноменам человеческого бытия как преступление и наказание (М. Фуко). Она обращает особое внимание на понятия нормы и патологии.
    Психоаналитическая антропология (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Маркузе, В. Франкл, К. Хорни, Э. Берн, Э. Эриксон, Ж. Лакан) обратилась к скрытым, глубинным пластам человеческой психики, которыми и определяется природа человека. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного.
    Лингвистическая антропология исследует различные формы человеческой коммуникации, включая язык и его роль в различных сферах человеческого бытия. Этнолингвистика (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф) показывает, что специфика языка обусловливает специфику духовной культуры. Проблема «язык и общество» рассматривается в социолингвистике (А. Мейе, В. Матезиус, Т. Фрингс), которая исследует связь языковых и социокультурных систем.
    Символические структуры культуры исследуются в символической (Э. Лич, В. Тэрнер, Э. Сепир) и интерпретативной антропологии (К. Гирц).      
     Символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули) сосредотачивается на символическом содержании социальных взаимодействий и обращается к целостному человеческому «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении (К.Г. Юнг).
    Структурная антропология (К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Б. Малиновский) изучает соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза.   
    Исследуются структуры бессознательного (Ж. Лакан), эпистемы (М. Фуко), познавательные практики (Р. Барт).
    Морфологический анализ фиксирует многообразие феноменов человеческого бытия, форм и способов деятельности человека. В структурном анализе исследуется логическая организация человеческого мышления, языка и поведения, выявляется внутренняя структура различных систем и отношений.
    В семиотике (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч.У. Моррис, Р. Якобсон, Р. Барт, У. Эко) культура и человеческое поведение рассматриваются как знаковые системы.
   Институциональная антропология исследует место человека в общественной системе и его роль в социальных институтах.
    Динамическая антропология изучает траектории индивидуального и общественного бытия, человеческую судьбу и динамику культуры.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Психологическая антропология 

    Психологическая антропология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов.
    Исследует психические феномены человеческого бытия, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Маркузе, В. Франкл, К. Хорни, Э. Берн, Э. Эриксон, С. Гроф, М. Мерло-Понти, В. Дильтей, Ф. Хсю, Дж. Хонигман, А. Уоллес, М. Спиро).
    Основные проблемы психоантропологии - соотношение культуры и мышления, бессознательные формы поведения, измененные состояния сознания, анормальное в культуре, национальный характер, детство как культурный феномен.
    Психологическая антропология изучает рациональное и иррациональное в мышлении и поведении человека. С одной стороны, это ментальные структуры культуры, а с другой — коллективное бессознательное, его символическое выражение, сон, медитация, транс.
    Можно выделить несколько направлений исследований в психологической антропологии:
    Развитие психики индивида от детства до старости (М. Мид, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).
    История психики в историческом контексте: особенности восприятия, чувствования, сознания и мышления в традиционном и современном обществе, исследование первобытного мышления (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, М. Мид, Ж. Пиаже).
    Этнопсихология, изучающая психологию народов: каждая культура обладает специфическим типом личности. Эта «основная личность» определяет «национальный характер». Особый интерес представляет проблема нормы и патологии в различных культурах (Р. Бенедикт), изучение психозов, истерические ритуалы.
    Интегративный характер психологической антропологии выражается в попытках сблизить социально-психологический аспект анализа личности с подходами, существующими в биологических науках о человеке, что на практике реализуется следующих направлениях: использование понятийного аппарата, проблемных областей; частично методов исследования поведенческой биологии - этологии человека и разработка и межкультурное изучение проблемы соотношения культуры, биологии, особенностей личности, душевных заболеваний и измененных состояний сознания.
    Общая формулировка предмета  указанной области знания - межкультурный  анализ того, как мыслит, действует  и эмоционально реагирует человек  (личность) в условиях различных  культур. Значительная часть исследований  психологической антропологии посвящена  изучению психокультурных особенностей (этнопсихологии) обществ (современных  и традиционных).
    В качестве основных подходов, существующих в психологической антропологии, можно выделить следующие теоретические ориентации:
     1. Психоаналитический подход.
     2. Когнитивистскую ориентацию.
     3. Этологический подход (этология человека).
     4. Интеракционистскую ориентацию.
     По предмету (области исследований) необходимо выделить такие проблемы, как:
     1. Анализ этнической идентичности в различных ее исторических формах.
     2. Культура и мышление. Особенности восприятия и познания в различных культурах.
     3. Культура, личность, экология.
     4. Психоантропология религии. Анализ ритуалов.
     5. Антропология (этнология) детства.
     6. Анализ моделей нормы и патологии в различных культурах. Этнопсихиатрия. Изучение форм народной терапии.
     7. Измененные состояния сознания: проблема классификации функции в современном и традиционном обществах.
     8. Культура и биология. Психобиологическое изучение личности в условиях различных культур.
     9. Личность и экономическое развитие. Психологические основы различных типов экономики. Проблема адаптации личности к изменениям.
     Психологическая антропология (до 1960 г. «культура-и-личность») возникла в 1920-1930-х годах ХХ в.
     Психологическая антропология есть продолжение определенной научной традиции, присутствовавшей в философии и культурной антропологии XIX в., состоявшей в пристальном внимании к психологическому аспекту развития и функционирования культур и известной как изучение психологии народов, духа народов.
     Франц Боас в своих исследованиях отводил психологии центральное место. Боас говорил «об изучении человеческого ума» и «бесконечного разнообразия его форм» как «одной из целей антропологии».
     Культура, в понимании Боаса, имеет свой собственный уникальный путь развития, это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли.     
     Боас утверждал, что не только наш язык, знания и верования, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим. Все эти тезисы стали основополагающими для последующей антропологии.
     Наиболее значительное воздействие на психологическую антропологию оказали исследования В. Вундта и направление исследований, известное как «групповая социальная психология» (Г. Тард, Г. Лебок и др.).
     Основной предмет психологии народов - это конкретно-исторические формы объективации духа в виде традиций, обычаев, ритуалов, мифов и различных видов искусства в их особенной для каждой культуры форме. Важнейшим предметом исследований психологических антропологов является воздействие объективированных форм духовной культуры на особенности поведения личности и содержание ее внутренних переживаний. Особо ценным в этом плане является наличие в каждой культуре совокупности представлений об особенной идеальной личности, служащей образцом для подражания, недостижимым идеалом, к которому должны стремиться члены общества.
     В то же время в поле зрения исследователей остается еще один весьма существенный аспект: благодаря единству происхождения и среды обитания «все индивиды одного народа носят отпечаток особой природы народа на своем теле и душе», при этом «воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции, предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов».
     Основной для общетеоретического понимания соотношения идей и деятельности человека в пространственно-временном континууме культуры (в единстве ее материально-вещественной и идеальной, духовной сторон) является логико-методологическая схема Г.В.Ф. Гегеля.
     Речь идет об опредмечивании (объективизации) идеальных образований, распредмечивании их и соответственно об особенностях данных трансформаций для конкретной культуры.
     Данные положения Гегеля легли в основу «Психологии народов» В. Вундта. Он сделал первую попытку разработать методологию культурно-исторического познания особенностей духа различных этнокультурных общностей. Аналогичные идеи получили дальнейшее развитие у В. Дильтея, Дж.Г. Мида («интернализация»).
     Одновременно с изучением социально-психологических механизмов функционирования общностей людей Г. Лебон и А. Фулье предложили свои версии «психологии народов».
     Фулье в книге «Психология французского народа» показал себя сторонником полифакторного объяснения национальных психологических особенностей. Он отводил значительное место культурно-историческим факторами развития «духа» французов и разрабатывал «психологию народов» на конкретно-историческом примере.
     Г. Лебон занял позицию, прямо противоположную позиции Вундта, развивая учение о «психологических свойствах рас», и показал себя сторонником биологического детерминизма (в форме социал-дарвинизма) и точных антропометрических методов изучения данной проблемы. «Душа расы» обладает «известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки. Как и эти последние, психологические особенности воспроизводятся наследственностью с правильностью и постоянством». При этом, по мнению Лебона, «устойчивая психическая организация находится в зависимости от устройства мозга».
     Для развития антропологии огромное значение имеет культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.
     В книге «История развития высших психических функций» Выготским дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
     Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.   
     Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.
     Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского открыла путь для научного познания высших форм психической жизни человека.
     Дополнительные штрихи в общую картину исследований психологической антропологии вносит использование различных моделей личности, а также доминирование той или иной детерминанты. Большое внимание этому аспекту уделил В. Барнов в книге «Культура и личность» (1985). Он полагает, что наиболее активно в межкультурных исследованиях используются три модели личности:
     1. Динамическая - З. Фрейда
    Модель динамической личности - это универсальный способ, посредством которого «мышление и поведение детей и взрослых, нормальных и сумасшедших, дикарей и цивилизованных, объединено и объяснено общими принципами, ведущую роль в которых играет конфликт между структурными составляющими личности».
     2. Завершенная - Маслоу-Фромма-Оппорта
     Маслоу рассматривает человека в качестве творческого, разносторонне развитого индивида.
     3. Согласованная (гармоничная) - Келли.
     Модель доминирует в когнитивном направлении психологии культуры, но почти не используется в других направлениях исследований.
     Свой вклад в общую картину исследований вносят и другие подходы к определению личности - Уотсона (совокупность поведенческих актов и реакций С-Р), Кардинера (совокупность неврозов, тревог и защит) и модель психокультурных исследований Дж. и Б. Уайтингов.
    Середина 1980-х годов ознаменовалась для психологической антропологии концентрацией усилий вокруг проблем, связанных с изучением личности в межкультурной и исторической перспективе. Выделились две тенденции. Одна тяготеет к целостному межкультурному изучению и продолжает традиции классического психокультурного подхода [психологические типы культур (модальная личность) - национальный характер - этническая идентичность - национально-особенное ядро личности]. Наиболее последовательно такой подход представлен в коллективном труде, изданном под редакцией Хсю, Де Воса и Марселлы.
     Общекогнивистский подход к анализу личности в основном состоит в тесном взаимодействии с исследованием роли эмоции в жизнедеятельности человека. Обе эти тенденции взаимодополняют друг друга и делают изучение указанной проблемы более разносторонним.
     Проблема впервые была сформулирована Д. Дьюи в 1890 г. Впоследствии она получила разработку в концепциях Ч. Кули и Дж. Г. Мида. Большое внимание ей уделяли А.И. Халлоуэлл и Г. Мерфи, посвятивший раздел в книге «Личность» (1947).
     Возросшее количество публикаций в антропологии в целом, в психологической антропологии, в психологии в последнее двадцатилетие ХХ в. объясняется поиском новых форм психокультурных исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
      
 
 
 

Заключение
     В настоящее время теоретическое и практическое человекознание становится одним из главнейших центров научного развития.
     Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании.
     Связь психологии и антропологии обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики, и с полным основанием можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы
     1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996.
     2. Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. Антропология (хрестоматия). М., 1997.
     3. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. - Вопросы психологии № 5/1988.
     4.Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2007.  
     5. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. Учебное пособие для вузов. - СПб., 2005.

     6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.
     7. Обухов В.Л. Основы человековедения. Учебное пособие. - М., СПб., 2010.
     8. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1979.
     9. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М.,1999. 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.