На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Наркомания у подростков

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 


     Содержание 
 

Введение.................................................................................................................3
1. Особенности  и предпосылки к наркомании  у подростков..........................6
1.1  Психологические  особенности наркоманов периода  взросления..............6
1.2  Семейные  предпосылки наркотизации........................................................11
2. Формирование  наркомании и профилактическая  работа с подростками......................................................................................................19
2.1 Факторы  способствующие формированию наркомании  у молодежи.............................................................................................................19
2.2 Профилактическая  работа психолога с подростками..................................26
Заключение.........................................................................................................33
Список  использованных источников.................................................................35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Наркологическая ситуация в детской и подростковой возрастной среде, сложившаяся в  настоящее время к Российской Федерации, не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими  годами. Самый беглый анализ медицинской  статистики показывает крайне неблагоприятную  картину развития наркотизации детей  и подростков, как социального  явления, реализующегося в масштабах  страны.
    приобщение детей, подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) все больше затрагивает младшие возрастные группы, утяжеляя медико-социальные последствия;
    снижение возраста потребителей психоактивных веществ влечет за собой у детей и подростков развитие генерализованных форм социальной дезадаптации. Около 65% детей и подростков с формирующейся зависимостью от ПАВ не учатся и не работают. Около 40% от всех госпитализированных в детские психиатрические клиники с сопутствующими психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития составляют несовершеннолетние с асоциальным поведением в сочетании с токсической зависимостью и ранней наркотизацией;
    важным фактором, способствующим увеличению масштабов злоупотребления наркотиками, является исполнение ими в молодежной среде роли атрибута особой субкультуры, более того, специфика поведения наркотической субкультуры входит в моду у молодежи и пропагандируется рядом средств массовой информации, включая как традиционные (газеты, журналы, телевидение), так и имеющие преимущественно молодежную аудиторию (интернет, сообщества пользователей мобильной связи, локальные сети);
    сочетание наркотизации с сексуальным и девиантным поведением приводит к ухудшению соматического здоровья детей и росту заболеваемости венерическими болезнями, которая выросла в десятки раз, и наносит ощутимый вред репродуктивной функции;
    при вскрытии факта употребления детьми и подростками алкоголя и других психоактивных веществ семья оказывается не подготовленной к решению возникших проблем, и, как правило, действует вслепую; наличие многочисленных организаций, оказывающих наркологическую помощь и поддержку семье не решает проблемы;
    при всей масштабности патологических сдвигов, происходящих в здоровье детско-подростковой популяции в связи с наркотизацией, данный процесс для многих педиатров, детских психиатров, а также специалистов образовательных учреждений, остается латентным. Часто они занимают отстраненную позицию по отношению к проблеме ранней алкоголизации и наркотизации несовершеннолетних.
     Все вышесказанное определяет необходимость  разработки основ комплексной оценки психического состояния детей и подростков с аддиктивным поведением, то есть с высоким риском формирования зависимости от психоактивных веществ. Речь идет об использовании медико-социальных критериев для организации адресной профилактики формирования зависимости от наркотиков, у детей и подростков, еще не столкнувшихся с ПАВ, только попробовавших ПАВ, а также тех, у кого имеются признаки формирующейся зависимости (профилактика для групп риска формирования зависимости). Введение понятия «риска формирования зависимости» обусловливает необходимость разработки критериев оценки аддиктивного поведения, способов анализа социальной ситуации развития ребенка в группах риска и поиска психосоциальных факторов, определяющих мотивацию аддиктивного поведения. Для этого необходимо прежде всего правильно интерпретировать степень выраженности сопутствующих психических расстройств, включая отклонения в онтогенетическом развитии.
     Целью данной работы является изучение личностных особенностей подростков употребляющих  психоактивные вещества.
     Задачи  исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     – выявить психологические и физиологические  особенности формирования наркотической  зависимости;
     – рассмотреть особенности психиатрической  оценки лиц с наркотической зависимостью;
     – выявить возрастные особенности наркоманов.
     Объектом  исследований являются подростки употребляющие психоактивные вещества.
     Предметом являются личностные особенности подростков с разным уровнем наркотизации.
     Гипотеза: употребление наркотических веществ связано с определённой спецификой личностных свойств и акцентуации характера личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Особенности и  предпосылки к  наркомании у подростков
     1.1 Психологические особенности наркоманов периода взросления
     Анализ  патогенеза при злоупотреблении  психоактивными веществами показывает, что начало систематического употребления наркотических веществ становится мощным фактором стремительных изменений в жизни наркомана, формирования специфических черт поведения и образа жизни. Начало употребления наркотиков приводит к кардинальному изменению отношения человека с Собой, Другими, Культурой, Природой, Богом. Очевидно, что не зная специфики и глубины личностных и психических трансформаций при наркомании, невозможно построить эффективную и научно обоснованную систему первичной, и тем более, вторичной профилактики наркомании. Однако, несмотря на всю актуальность изучения психологических особенностей наркоманов периода взросления, подобные исследования крайне недостаточны, а имеющиеся данные - фрагментарны. Отсутствие сколь - нибудь значительного массива отечественных данных о психологических особенностях наркоманов объясняется, на наш взгляд, тем, что вся проблематика наркомании долгое время была предметом деятельности преимущественно работников правоохранительных структур и органов здравоохранения. Отсюда - и явный дефицит эмпирических исследований, выполненных с позиций психологии (а также социологии, культурологии, педагогики и других наук)1.
     С другой стороны, анализ развития наркомании, проведенный нами на выборке более  чем 300 человек в возрасте от 13 до 30 лет, показывает, что процесс формирования наркомании имеет несколько стадий, каждая из которых характеризуется  своими специфическими изменениями  в психике и личности. Однако объектом психологических исследований личность наркомана становится, как правило, на поздних стадиях наркотизации. Каково влияние наркотика на личность на этапе экспериментирования, на этапе эпизодического употребления или на этапе латентной наркотизации? Достаточных данных для достоверных ответов на эти вопросы нет. Отсюда и фрагментарность современных представлений о психологических особенностях наркоманов.
     Существенная  трудность заключается также  в том, что существует ряд общих  черт, свойственных людям, злоупотребляющим разными видами психоактивных веществ, например, наркотиками и алкоголем. Это такие черты как слабое развитие самоконтроля, самодисциплины, низкая устойчивость к всевозможным воздействиям, неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности, эмоциональная неустойчивость и незрелость, склонность неадекватно реагировать на фрустроирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации. Это часто приводит к неоправданному обобщению данных, полученнных на разных выборках, и утрате специфичности исследуемого предмета. Конечно, в поведении лиц, страдающих акоголизмом и различными типами наркоманий много общего, однако даже незначительный опыт работы с наркоманами убеждает, что психология алкоголизма и наркоманий принципиально различна.
     Еще одной проблемой, неизбежно возникающей  при исследовании психологических  особенностей наркоманов, является проблема метода. Подавляющее большинство  современных данных о специфике  психологического склада наркоманов получены с помощью стандартизированных  методик (тесты-опросники, шкалы и другие) в условиях амбулаторного или стационарного лечения. Мы полагаем, что данные, полученные таким образом, недостаточно надежны и экологичны. В связи с этим, особый интерес на наш взгляд представляют данные, полученные с помощью проективных методик, а также данные включенного наблюдения за поведением наркоманов в процессе психотерапии.
     Наблюдения  за наркоманами, а также данные проективных  методик показали, что опийные  наркоманы склонны к нарциссизму  и к пассивному поведению, а также  к сильному стремлению получить удовольствие, такие личности не выносят никакого напряжения, не переносят боли, разочарования  и ожидания.
     Данные  о психологических особенностях наркоманов на стадии экспериментирования  и эпизодического употребления наркотиков, которые были получены нами позволяют  выделить следующие черты личности молодых людей, которые выступают  предпосылкой дальнейшего развития наркомании: эмоциональная незрелость; неполноценная психосексуальная организация; агрессивность и нетерпимость; слабые адаптационные способности; склонность к регрессивному поведению; сниженная способность к искреннему общению с партнером и т.д2.
     Исследования  особенностей жизненного пути наркоманов показали, что наркомания формируется  преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными  тенденциями к самоутверждению  и не располагающими необходимыми для  этого психологическими ресурсами, а также стремящихся к немедленному выполнению своих претензий. Более  того, речь идет о людях, отличающихся пониженной способностью к длительной, целенаправленной деятельности, раздражительностью, склонностью к избыточному фантазированию, демонстративному проявлению чувств, подражанию, лжи. Это дает основание  предполагать нарушение у наркоманов равновесия между потребностями  и возможностями, что также подтверждается нашими исследованиями уровня притязания у наркоманов. Важно, что степень выраженности личностных изменений у наркоманов, их особенности в значительной степени обусловливаются нарушениями родительского отношения и воспитания.
     В ряде исследований отмечается, что  склонность к аддиктивному поведению обнаруживают подростки с неустойчивым, конформным, гипертимным, циклоидным типами акцентуаций характера. Обнаружены также нарушения психической активности, эмоционального функционирования, понижение самооценки, способностей совладения со стрессом и саморегуляции, низкие показатели интеллекта и распространенность личностных расстройств.
     Считается, что потребность в повторной  наркотизации обусловливается формированием  опыта личности с образованием доминирования  в сознании представления о прошлом  наркотическом опьянении, с помощью  которого купировались проявления психического дискомфорта, либо вызывалось состояние  эйфории, сопровождающееся временным  повышением настроения, бодрости, работоспособности, ослаблением переживания реальности, ее напряженности.
     Кроме того, действие наркотиков изменяет и  даже прерывает единство временной  системы, подавляя будущее, прошедшее, одновременно изменяя и систему  актуального настоящего, заменяя  ее потоком неуправляемых образов, влияющим на поведение, сферу удовольствий, желаний, с их преобладанием над реальным. Все эти эффекты достигаются в состоянии наркотического опьянения и, таким образом, у субъекта формируется потребность в подавлении указанных систем личности и сознания.
     Употребление  наркотиков приводит к бегству от телесных ощущений, что, на наш взгляд, обусловлено страхом перед физиологическими реакциями при абстинентном синдроме. Телесные ощущения, по-видимому, становятся нечетко локализованными и трудно дифференцируемыми, приобретают характер сенестопатий и не поддаются субъективному контролю.  Важным оказывается то, что наркоманы принимают свое болезненное тело как данность; характерна страдательная и одновременно пассивная позиция по отношению к нему.
     Существенно, что знакомство с наркотиками  у подростков происходит, как и  у взрослых, в группе сверстников. Предложения в такой группе исходят, как правило, от более старших и более опытных подростков. Широко известна точка зрения, в соответствии с которой, одним из факторов приобщения к наркотикам в группе является конформизм как личностная черта и конформизм по отношению к группе как особенность возраста. Не отрицая роль названных факторов в приобщении к наркотикам, приведем результаты собственных исследований. По нашим данным, высокий риск наркотизации наблюдается не столько при выраженной внешней и/или внутренней конформности, сколько при наличии выраженной зависимости от отношения окружающих. При кажущейся сходности указанных феноменов, они тем не менее имеют принципиальное отличие. И внешняя, и внутренняя конформность "служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего...". Когда мы говорим о "зависимости от отношения окружающих", мы имеем в виду неосознанное стремление индивида к одобрению и поддержке со стороны конкретного человека. Очевидно, что оно может проявляться даже и как нонконформизм по отношению к остальной группе. 
 
 
 

     1.2 Семейные предпосылки наркотизации
     Клинические данные показывают, что основным источником причинности подростковой и юношеской наркомании является семья, создающая предпосылки для формирования у подростка генерализованной неудовлетворенности, либо оказавшейся неспособной компенсировать факторы наркотической контаминации социальной и биологической природы. Под генерализованной неудовлетворенностью мы понимаем фоновое состояние подростка, возникающее в результате генерализации неудовлетворенности первостепенно-значимых потребностей. Конкретное содержание неудовлетворенных потребностей как правило не осознается, что и является причиной генерализации. Если в результате пробного употребления наркотика индивид переживает снижение уровня неудовлетворенности, у него формируется отношение к наркотику как средству, расширяющему его возможности.
     Под факторами наркотической контаминации социальной природы мы имеем в  виду широкую доступность наркотиков, рост криминализации молодежи, прямую и косвенную рекламу психоактивных веществ. Под факторами наркотической контаминации биологической природы - предрасположенность к употреблению психоактивных веществ (алкоголь). Наша позиция противостоит распространенной точке зрения, в соответствие с которой, основным источником наркомании является подростковая среда и подростковая субкультура. Мы полагаем, что с точки зрения приобщения подростков к наркотикам, отношения между семьей, подростковой группой и наркосредой могут быть очерчены следующим образом. Источник причин наркотизации - семья, подростковая группа - инструментирует процесс приобщения к наркотикам, наркосоциальная среда порождает неспецифические условия наркориска. Мы убеждены в приоритете ответственности семьи за наркоманию подростка3.
     Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу - уважение, преданность, симпатия, любовь, взаимная поддержка, которые способствуют глубокой доверительности в отношениях.
     С точки зрения системной семейной психотерапии  семья - это вид  социальной системы, характеризующейся  определенными связями и отношениями  ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия, в их структуре, иерархии, в распределении ролей  и функций.
     Важнейшими  характеристиками семьи являются ее функции и структура. Функции  семьи - это сфера жизнедеятельности  семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Можно выделить несколько функций семьи, важных с точки зрения дальнейшего анализа  семейных причин наркотизации и динамики семейных отношений в наркоманических семьях.
     ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ФУНКЦИЯ семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве  и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также  взаимовлияние членов семьи друг на друга.
     ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ  ФУНКЦИЯ семьи заключается в  удовлетворении материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов. В ходе выполнения этой функции обеспечиваются необходимые и приемлемые условия жизнедеятельности семьи.
     ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ семьи состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Семья способствует эмоциональной стабилизации ее членов, активно содействует сохранению их психического здоровья.
     ФУНКЦИЯ ДУХОВНОГО (КУЛЬТУРНОГО) ОБЩЕНИЯ заключается  в удовлетворении потребностей в  совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Семья способствует культурному, духовному и нравственному  развитию личности, поддержанию и  развитию сферы совместной деятельности, интересов, формированию согласованных  целей и ценностей.
     ФУНКЦИЯ ПЕРВИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ выражается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности  теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания  и т.п.) не обладает в достаточной  степени способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.
     СЕКСУАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКАЯ  ФУНКЦИЯ состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи, обеспечивая биологическое  воспроизводство, а также удовлетворение эротических потребностей и фантазий. Сексуально-эротическая функция  создает возможности для глубинно-личностного  самопознания и познания брачного партнера.
     С течением времени происходят изменения  в семейном функционировании: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными  условиями.
     Практически в 95% случаев наркомании у подростков мы сталкиваемся с семьями, где перечисленные  показатели нарушены и имеют негативное влияние на развитие личности ребенка4.
     Во  всех случаях молодежной наркотизации мы имеем дело с тем или иным типом семейного неблагополучия. Все семьи наркоманов, в период, предшествующий наркотизации, являются проблемными. Анализ результатов обследования таких семей не позволяет выделить какой-либо статически значимый показатель нарушения семейного функционирования как достоверную причину наркотизации. Наши данные дают нам основание говорить о многофакторности семейной детерминации детской наркомании.
     Необходимо  отметить, что родительское отношение - это особый опыт общения, который  интегрирует образы родителя и ребенка  и необходимо сочетает в себе такие  черты как: непрерывность во времени, возрастная изменяемость, потребность  заботиться, ответственность, ожидания, эмоциональная значимость.
     Родительско-детские отношения - это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.
     Анализ  биографий наркоманов периода взросления, а также данные, полученные в результате реконструкции структуры семейных отношений на разных этапах жизни "наркоманских" семей, показывают, что в период, предшествующий началу употребления наркотиков, 91% наркоманов переживали высокую тревожность  в семейной ситуации.
     Большое значение для изучения семейных ролей  имеет дифференциация их на конвенциональные и межличностные роли. Конвенциональные роли - это роли, определенные правом и моралью. Они стандартизированы  и безличны, а межличностные роли целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и  предпочтений.
     Образ жизни подростка в условиях, когда  он становится жертвой родительских иллюзий, заставляет его искать пути приспособительного поведения, а приобщение к культуре, основанное на столь  откровенном давлении, вызывает у  ребенка вполне закономерную оппозицию.
     В связи с этим зададимся вопросом: не является ли становление наркоманской контр-культуры реакцией на нежелание "взрослой" субкультуры принимать вклады "подростковой"? очевидно, что взаимодействие взрослой и детской субкультур может быть не только развивающим (В.Т.Кудрявцев), но и как мы видим на примере наркотизма - деструктивным5.
     В здоровой семейной структуре устанавливается  подвижное равновесие, проявляющееся  в оформлении психологических ролей  каждого члена семьи, формировании семейного "Мы", способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В связи с этим необходимо отметить, что семейное воспитание детей - это результат  совместной деятельности родителей, всех взрослых членов семьи. Разумеется, совместное воспитание предполагает различия в  воздействии отца и матери. Отличия  роли отца и матери в воспитании подростка объясняется, прежде всего, отличием их друг от друга как личностей. Отец и мать обычно дополняют друг друга, но могут и подрывать авторитет  друг друга. Таким образом, в семье  при нарушении внутрисемейных отношений  создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, и это в конечном итоге также становится одним из возможных условий формирования генерализованной неудовлетворенности.
     Негативный  характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии между  супругами, называется дисгармонией, дестабилизацией  семейной структуры. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их ригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.
     В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется только для того, чтобы избежать изменения, развития и появления связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие престает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений.
     Помимо  влияния, которые оказывают на ребенка  особенности супружеских отношений, необходимо выделить негативные родительско-детские отношения, которые можно охарактеризовать как дисгармонии семейного воспитания. Выделим наиболее существенные из них:
     во  взаимодействии с детьми родители непроизвольно  компенсируют свои неотреагированные переживания;
     неосознанная  проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим (не видят недостатков у себя, а видят их у ребенка);
     в воспитании ребенка наблюдается  недостаток или избыток душевной щедрости и доброты;
     несоответствие  требований и ожиданий родителей  возможностям и потребностям ребенка;
     непоследовательность  и несогласованность в обращении  с ребенком.
     В контексте проблемы семейной профилактики наркомании имеет значение изучения так называемых патологизирующих ролей в семье, то есть межличностных ролей, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на нее членов. Таковы роли "семейного козла отпущения", "золушки", "больного", "кумира семьи" и так далее. Здесь необходимо добавить, что многие авторы описывают сходные феномены, но обозначают их по-разному (например, "стиль воспитания", когда речь идет о взаимоотношениях между родителями и детьми, "характер супружеских взаимоотношений", оказывающий неблагоприятное воздействие на психическое здоровье одного из членов семьи). Мотивы, которые могут побуждать одного из членов семьи подталкивать ее к развитию системы патологических ролей, разнообразны. Это, с одной стороны, маскировка определенных личностных недостатков - стремление сохранить и защитить, вопреки этим недостаткам положительную личностную самооценку. Другой мотив - стремление удовлетворить какие-то потребности, если это при обычных условиях противоречит нравственным представлениям индивида и всей семьи. Патологизирующие роли, могут возникать на основе механизма проекции как неосознанное наделение другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами. Одним из мотивов формирования патологизирующей роли может быть стремление избавиться от давления собственных же нравственных представлений. Этот вид патологизирующих ролей часто наблюдается в клинике алкоголизма и наркомании - это роли "спасителя" и "спасаемого"6.
     Проведенный анализ семейных причин наркотизации, однозначно убеждает в том, что в  фокусе профилактической работы должна быть семья. Это одинаково справедливо, когда речь идет как о первичной, так и о вторичной профилактике наркомании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Формирование наркомании  и профилактическая  работа с подростками
     2.1 Факторы способствующие формированию наркомании у молодежи
     Незаконный  оборот наркотиков стал для России серьезнейшей государственной проблемой. Наркотизация общества приобрела масштабы угрожающие здоровью нации, социальной стабильности и безопасности государства. По экспертным оценкам ежегодно в  России от приема наркотиков умирают  порядка 30 000 человек.
     На  общем неблагоприятном фоне распространения  наркотиков среди населения, особенно острой является проблема детской и  юношеской наркомании. В 2008 году наркологическими учреждениями страны зарегистрировано 17 370 детей и 122 175 подростков, страдающих наркологическими расстройствами. Возрастной порог, с которого начинается злоупотребление  наркотиками, снизился до 6 лет. По данным ряда выборочных исследований наиболее высокий уровень приобщения к  наркотикам характерен для возрастной группы 12-18 лет, в первую очередь  среди учащейся молодежи.
     Общеизвестно, что подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности - это  критический, переходный возраст, возраст  полового созревания. Подростковый возраст  является переходным еще и в социальном смысле. Происходит смена групповой  принадлежности, переход от детства  к взрослой жизни. В этот период подросток  стремится изменить свои взаимоотношения  со взрослыми. У подростков бурно развивается потребность быть и считаться взрослыми. Эта потребность превращается в доминирующую7.
     Кроме этой, Л.С.Выготский выделял в подростковом возрасте еще две доминанты: «доминанту усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению,  волевым напряжениям); и «доминанту романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму).
     В этот сложный период, в первую очередь  для самого подростка, когда он уже  не ребенок и еще не взрослый,  отрочество переживается им как второе рождение, в итоге которого возникает  новое «Я», одновременно с этим, смещается  и акцент «значимых других». Если раньше это были родители или другие члены семьи, педагоги и т.п., то теперь главной оценивающей и референтной группой становятся сверстники.
     Этими особенностями кризисного подросткового  возраста очень умело пользуются наркоторговцы.
     Если  говорить о факторах приводящих к формированию наркомании, то можно сказать, что существует четыре основных блока – это биологические, социальные, психологические и духовные факторы. Ниже, мы  более подробнее остановимся на социальных факторах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.