На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Будущее человечества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей  сообщения»
 
Кафедра «Философии»
 
 
Реферат:
«Будущее человечества»
 
 
 
 
Выполнил:.
Проверил:.
 
 
 
 
 
 
 
Хабаровск 2011 г.
Оглавление
 
Мировая ситуация начала XXI столетия 3
Техногенная цивилизация 5
Постиндустриальный  этап 6
Глобальные  проблемы современности 10
Экологический кризис 14
Проблема  истощения ресурсов 15
Демографический кризис 16
Проблема  голода и бедности 16
Угроза мирового терроризма 18
Стратегия будущего 19
Вывод 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мировая ситуация начала XXI столетия

Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что  грядущий век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая, неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики толкуют о вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введенное К. Ясперсом понятие осевого времени, но уже не к прошлому (между 800 и 200 г. до н. э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников. Действительно, привычный мир ушедшего века, насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени. Сейчас уже ясно, что без раздумий "в масштабе человечества" нельзя продуктивно анализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т.д. Любые кризисы в экономике или политике преуспевающих или отстающих стран, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего сейчас человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что сейчас наступает всеобщий кризис современной мировой цивилизации, охвативший ее отношения с Природой, мировую экономику, политические отношения и культуру, и особенно самого человека. Мир на изломе, на перепутье. Мир устремлен к новому глобальному порядку. Впереди развилка истории, ставящая перед настоятельной необходимостью выбора дальнейшего пути. Подобными формулами заполнены ученые труды и масс-медиа. Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. В современном мировом пространстве циркулируют высочайшие достижения общечеловеческого прогресса. Они выражены в успехах высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование аутсайдеров.
Центры силы стремительно расползлись, возникает многополярность, на первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить "Север-Юг". Это противоречие между относительно небольшой группой  высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, освоивших новейшую информационно-компьютерную технологию, с высоким уровнем благосостояния и, с другой стороны, с основной массой стран, живущих в рамках индустриальной, а то и прединдустриальной технологии, с массовой бедностью, бурным ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни. О характере противостояния "Золотого миллиарда" и пяти миллиардов остального мирового населения можно судить по таким данным. В последнее десятилетие XX в. 20 % наиболее богатых стран получали около 85 % мирового дохода, а на долю остальных оставалось всего лишь 15 %, при этом на долю их беднейшей части всего полтора процента. "Сытый север" и "голодный юг", который не может обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и духовной пищей. Индия дает миру треть всех неграмотных. Китай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны.
 
 
 
 
 

Техногенная цивилизация

Сущности техногенной цивилизации; Во-первых, фундаментальным процессом технологической цивилизации стал технико-технологический прогресс. Во-вторых, система ценностей и жизненных смыслов, которая характерна для техногенного развития, включала представление о человеке как деятельностном существе, который противостоит природе, подчиняет своей власти и преобразует её. Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации, ее не было в традиционных культурах.  В-третьих, при характеристике базисных ценностей техногенных культур можно выделить понимание природы как неорганического мира, из которого можно черпать ресурсы в расширяющихся масштабах. В-четвертых, в техногенной цивилизации инновации становятся главной ценностью, чего не было в традиционных культурах, они всегда ограничивались традицией и маскировались под неё. Техногенные общества сразу же после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменятся. Техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционный, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни, преобразуя традиционные культуры. И то, что мы называем сегодня процессом глобализации, является продуктом экспансии именно техногенной цивилизации, вызывая целые эпохи модернизации традиционных обществ, переводя их на рельсы техногенного развития.  Техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений: научно-технологический прогресс и экономический рост привели к новому качеству жизни, обеспечили возрастающий уровень потребления, медицинского обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Большинство людей связывало с прогрессом этой цивилизации надежды на лучшее будущее. Еще полвека назад мало кто полагал, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным кризисам, когда оно окажется буквально на пороге своего самоуничтожения. Экологический, антропологический кризис, растущие процессы отчуждения, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему человечеству, - все это побочные продукты техногенного развития.

Постиндустриальный этап

 
Существуют две трактовки  постиндустриального общества. Во-первых, его рассматривают как простое продолжение, особую стадию техногенного развития. В этом случае не ставится проблема изменения базисных ценностей, а речь идет только о тех переменах, которые вносят новые технологии в образ жизни, социальные коммуникации, отношения между государствами. В русле такого подхода возникла интерпретация устойчивого развития как продолжение сегодняшнего технологического прогресса с некоторыми природозащитными ограничениями. Во-вторых, возможна иная точка зрения и иная стратегия глобальных цивилизационных перемен. С этой точки зрения постиндустриальное развитие, о котором сегодня много говорят философы, социологи и футурологи, не является простым продолжением техногенной цивилизации. В этом варианте формирование постиндустриальной цивилизации должно быть связано не только с технологической революцией, но и духовной реформацией, пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: ее отношения к природе, культу силы как основы преобразующей деятельности, идеалов потребительского общества, основанного на росте вещественно-энергетического потребления. Видимо, наше отношение к природе не сведется к созерцанию ее и адаптации к ней. Человек по-прежнему будет видоизменять природу. Весьма вероятно, что преодоление экологического кризиса будет связано не с сохранением дикой природы в планетарных масштабах (что уже сегодня невозможно без резкого сокращения населения Земли), а с расширяющимся окультуриванием природной среды. В этом процессе важную роль будут играть не только природоохранные меры, направленные на сохранение тех или иных естественных локальных экосистем, но и искусственное создание новых биогеоценозов, обеспечивающих необходимый уровень их разнообразия как условия устойчивости биосферы. Вполне возможно, что в этом (благоприятном для человечества) сценарии, окружающая нас природная среда все больше будет аналогичной искусственно созданному парку или саду, который уже не сможет воспроизводиться без целенаправленной деятельности человека. И в этом будет состоять предназначение человека, который так изменил облик планеты, что стал реальной силой, определяющей сохранение биосферы. В принципе эти идеи были развиты в работах В.И. Вернадского. Идеалом его философии было объединение человечества в планетарном масштабе, управление природой как особым организмом, в который включен человек. Идеи Вернадского о биосфере и ноосфере перекликались не только с идеями Леруа и Тейяр де Шардена, но и с идеями восточных культур о связи истины и нравственности. В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной культуры человек рассматривается как противостоящий природе, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Восточная традиционная система ценностей полагает человека включенным в организм природы, как бы растворенным в ней; вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, сколько вовнутрь, на самовоспитание, самоограничение, включение в традицию.
Видимо синтез этих двух противоположных представлений будет связан с взаимной зависимостью этих двух векторов. Это будет не западная и не восточная система ценностей, а нечто третье, синтезирующее достижения современной техногенной культуры и некоторых идей традиционных культур, обретающих сегодня новое звучание. Предпосылки такого синтеза возникают не только благодаря осознанию опасности глобальной экологической и антропологической катастрофы, угрозы грядущего апокалипсиса, осознанию, стимулирующему поиск новых ценностей и этических регулятивов деятельности. Эти предпосылки порождаются также и современными тенденциями научно-технического развития, которое составляет один из базисных компонентов всей современной цивилизации.
Будущее человечества в долгосрочной перспективе будет определяться успехами в поиске нового типа цивилизационного развития, который, в свою очередь, возможен как творческое взаимодействие двух исторически сложившихся и доминирующих сейчас в сознании и социальной практике цивилизационных парадигм - техногенной и традиционной. Решение этой поистине всемирно-исторической задачи возможно и посильно лишь при условии сохранения плюрализма цивилизаций на путях общепланетарного сотворчества, и поэтому потребует духовной реформации.  Нужна новая гуманистическая политика, мерилом которой станет способность и готовность людей, социальных групп, элит и правительств мыслить и действовать с учетом планетарной значимости возникающих проблем и многоразличных интересов всего человечества. Новое мышление появится не само по себе и не по "заказу", а в процессе и по мере освобождения сознания от многих предрассудков и стереотипов, а также развития способности слушать и слышать друг друга, терпения и выдержки в осмыслении сложнейших вопросов и разрешении конфликтных ситуаций. Духовной (или идеологической) основой такого образа мышления и действий может стать ныне только формирующееся  космо-гуманноцентристское мировоззрение людей, начинающих осознавать солидарную ответственность за жизнь на планете Земля, которую еще предстоит превратить в "общий дом" всего человечества. Необходимой предпосылкой и условием становления и распространения такого мировоззрения является признание и сохранение  многообразия мира, представляющего собой общечеловеческую ценность и гарантию устойчивости мирового социума.
Но главную особенность  этого общемирового процесса будет  определять - путь диалога культур  и цивилизаций, поиска взаимопонимания  и согласованности относительно общих ценностей. Иначе говоря, - взаимного заинтересованного восприятия и обмена ценностями, в отличие от нынешнего, которое носит явно неэквивалентный характер и потому порождает острые социокультурные проблемы и конфликты.  Потребуются время и немалые усилия, чтобы устранить это препятствие на пути установления полноценных и эффективных диалоговых отношений.

Глобальные проблемы современности

 
Особенно часто о противоречиях в развитии общества стали задумываться в последнюю треть ХХ в. С одной стороны, сегодня можно говорить  об  очевидных  успехах  западного индустриально  развитого общества: только в течение ХХ в. промышленное производство выросло более чем в 50 раз, а совокупный выпуск товаров и услуг превысил их суммарное производство за всю предшествующую историю человечества. Это позволило говорить о возникновении общества нового типа – «общества потребления», или (в иной терминологии) «государства всеобщего благоденствия», характеризующегося следующими чертами:
    высоким уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности основной массы населения;
    доступным образованием;
    доступным медицинским обслуживанием;
    развитым трудовым законодательством;
    достойным пенсионным обеспечением и т. п.
В качестве свидетельства  повышения уровня жизни отметим значительное увеличение ее продолжительности (в 2,5–3 раза) по сравнению с продолжительностью жизни в эпоху раннего индустриализма. В политике основными достижениями стали утверждение гражданских прав и свобод, идея равенства представителей всех национальностей, рас, конфессий, утверждение идеалов толерантности. С другой стороны, необходимо обратить внимание, что именно в последние время мир столкнулся с новыми противоречиями и угрозами в экономике, экологии, политике, культуре, социальной сфере, т. е. в жизни общества в целом. Осознание того, что путь развития, избранный современной цивилизацией, может привести человечество к катастрофе, приходится на 70–80-е гг. ХХ в. Именно в этот период наиболее актуальные проблемы, стоящие перед человечеством, стали называть «глобальные проблемы современности» (или «глобальные риски», «глобальные угрозы»).Термин «глобальные» в данном случае означает, как то, что при негативном  развитии  событий  возможные  последствия  будут  иметь планетарный масштаб, т. е. затронут все человечество, независимо от формации общества – капиталистической, социалистической, докапиталистической или постиндустриальной, так и то, что предотвратить возможную катастрофу можно только объединенными усилиями всего мирового сообщества. Таким образом, субъектом глобальных проблем выступает человечество в целом.
Столкновение с «глобальными проблемами» является одним из последствий процесса глобализации. Существует множество концепций, объясняющих, что такое глобализация. Но большинство исследователей согласны с тем, что процессы современной мировой глобализации представляют собой переход от сложившейся исторически общемировой практики существования человечества в условиях многообразия экономик, культур, идентичностей, государственных порядков, бытовых условий и т. п. к исторически новому для человечества существованию в условиях формирования единой  универсальной цивилизационной целостности –  глобального общества. Один из теоретиков глобализации У. Бек отмечает: «Глобализация – это все те процессы, благодаря которым народы мира инкорпорируются в единое мировое общество, “глобальное общество”…» Признаком глобализации является также появление нового типа субъектов мировой экономики и политики. Это разнообразные межправительственные организации (ООН, ВТО, МВФ, НАТО), транснациональные корпорации и банки, неправительственные организации (профессиональные, экологические, правозащитные), мировые информационные и коммуникационные сети (например, Интернет).
1. Глобальные проблемы  – проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества и его будущего, т. е. имеют общечеловеческий характер.
2. Глобальные проблемы  – это те, которые приобретают всемирный характер, становятся объективным фактором развития общества в масштабах планеты.
3. Глобальные проблемы  – это проблемы, нерешенность которых создает угрозу для будущего человечества и которые должны быть решены, чтобы обеспечить дальнейший прогресс общества.
4. Глобальные проблемы  – проблемы естественно-научного, научно-технического,  социально-политического характера,  требующие для своего решения объединенных усилий всего человечества.
С  учетом  перечисленных  критериев  к  глобальным проблемам
современности сегодня относятся:
    экологический кризис (включая проблему глобального потепления);
    проблема истощения ресурсов (включая нехватку пресной воды и продовольствия);
    демографический кризис (включая проблему перенаселения планеты, проблему миграции);
    борьба с бедностью (включая борьбу с голодом и болезнями);
    предотвращение термоядерной войны (включая угрозу глобальной экологической катастрофы).
К глобальным проблемам также иногда относят угрозу мирового терроризма.
Возникновение глобальных проблем  нельзя связывать лишь с современным этапом научно-технического прогресса. Первым глобальным кризисом в истории человечества можно считать изменения климата во время последнего ледникового периода, когда человек был вынужден приспосабливаться к новым климатическим условиям. Однако эти изменения не были связаны с деятельностью человека. Сегодня, когда говорят о «глобальном потеплении», то среди основных причин называют именно увеличение масштабов промышленного производства, провоцирующих  этот «парниковый  эффект». Таким образом, можно говорить как минимум о двух типах глобальных проблем: природного и социоприродного происхождения.
Но можно выделить также  и другие типы  глобальных проблем исходя из той системы отношений, которая их порождает. Это отношения «человек – человек» (социальные отношения); «общество – природа» (социоприродные отношения); «человек – общество» (антропосоциальные отношения). Необходимо отметить, что не все ученые согласны с тем, что решение глобальных проблем обладает первостепенной значимостью для человечества.
На протяжении всего ХХ в. Ученые неоднократно утверждали, что человечество стоит на пороге тотальной нехватки энергетических и природных ресурсов, однако появление новых технологий все время отодвигало возможную угрозу. Таким образом, по мнению Ломборга, когда человечество действительно столкнется  с нехваткой, например, нефти, наука будет готова предложить  другие, более эффективные, источники энергии.
 
Глобальные проблемы современности: конкретное содержание
 Экологический кризис – результат возросшей деятельности человека,  направленной  на преобразование природы. В разные периоды истории человечество уже переживало  экологические кризисы, в результате чего людям приходилось менять способы своей деятельности для преодоления возникающего дефицита доступных ресурсов. Но современный экологический кризис не имеет аналогов в истории. Во-первых, потому, что имеет техногенный характер; во-вторых, потому, что под угрозой гибели может оказаться вся биосфера.
В ХХ в. обострилась проблема антропогенных изменений на планете. За последние 100 лет численность населения земли увеличилась в 4 раза, совокупный продукт, вырабатываемый человечеством, вырос в 17,6 раз, суммарное потребление минерального сырья – в 29 раз, потребление энергоресурсов – в 10 раз, суммарная мощность антропогенных выбросов, загрязняющих атмосферу, превысила мощность естественных. Возникает проблема радиоактивного загрязнения,  связанная  с  разработкой и испытанием  ядерного  оружия, строительством атомных электростанций. Таким образом, сегодня почти все сферы человеческой деятельности носят природоопасный характер. Свой вклад в обострение экологической проблемы вносит и глобализация  экономики. С  одной  стороны,  глобализация  способствует созданию  новых  рабочих мест,  росту  дохода  на  душу  населения (по данным  экспертов ООН, к 2050  г . численность населения Земли должна увеличиться вдвое, а доход на душу населения – в 2,4 раза), но при этом также увеличивается энергопотребление (в 2,6 раза), воды (в 1,5 раза). Все это может привести к невосполнимому истощению ресурсов планеты. Одним из  аспектов  экологического  кризиса  является проблема глобального потепления. Сегодня она рассматривается в качестве серьезной опасности. Глобальное потепление – это повышение температуры, вызванное повышением концентрации в атмосфере углекислого газа в результате деятельности человека («парниковый эффект»). Глобальное потепление приводит к повышению уровня Мирового океана, в результате чего под угрозой затопления оказываются целые регионы, и  изменению  климата,  что  вызывает фундаментальные  изменения в экосистеме (исчезновение многих видов растений и животных), невозможность земледелия (отсюда следует обострение продовольственной проблемы) и вынужденную миграцию значительных масс населения (т. е. приводит к ухудшению демографической и политической ситуации).

 Проблема истощения ресурсов

Особенно насущной может стать в ХХI в. проблема истощения ресурсов. Ресурсная ограниченность планеты делает острыми проблемы энергосырьевой и продовольственной безопасности. Считается, что сейчас человечество достигло той черты, переступив которую уже невозможно будет восстановить баланс. Природные ресурсы бывают двух типов: возобновляемые и невозобновляемые. Ускоренные темпы развития производства приводят к тому, что возобновляемые ресурсы не успевают восстановиться, а невозобновляемые истощаются. Нехватка ресурсов может привести к вооруженным конфликтам, поскольку одним из путей, открывающих доступ к ресурсам, традиционно была война. Так, например, войны на Ближнем Востоке в 1990-е гг. были связаны с борьбой за нефтяные ресурсы. Помимо источников энергии, продовольствия и  т.  п.,  конфликтогенным  ресурсом может стать даже пресная вода. Эта проблема особенно остра для стран Африки и Юго-Восточной Азии.

 Демографический кризис

Резкий рост населения  в середине ХХ в. получил название демографического взрыва. По имеющимся данным, к концу эпохи палеолита (около 15 тыс. лет до н. э.) численность населения Земли была около 3 млн чел., за две тысячи лет до н. э. (конец неолита) на Земле жили уже около 50 млн чел., в начале нашей эры – 230 млн чел., к концу первого тысячелетия –275 млн чел. К 1804  г. население планеты превысило 1 млрд  чел. в 1927 – увеличилось до 2 млрд. В 1960 г. был преодолен рубеж 3 млрд в 1974 – 4 млрд, в 1987 – 5 млрд. В 1999 г. население планеты достигло по численности 6 млрд чел. При этом темпы роста населения продолжают ускоряться и, по некоторым прогнозам, к 2050 г . население Земли увеличится до критического уровня, по другим данным, к концу ХХI в. численность населения Земли стабилизируется на уровне 10–12 млрд чел. Важной  составляющей  демографической проблемы  являются миграционные процессы. В них вовлекаются сотни миллионов человек. Основное направление миграции – приток населения в развитые страны. Этот процесс порождает множество культурных, политических, правовых проблем. В отсутствие эффективных государственныхи международных механизмов регуляции миграционные процессы могут привести к серьезным конфликтам.

Проблема голода и бедности

Сегодня систематическое  недоедание остается явлением глобального характера, охватывает большие массы людей и приводит к сокращению продолжительности жизни. В то же время в развитых странах имеет место перепроизводство продуктов питания. По данным ФАО (FAO – Food and Agriculture Organization – Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), в 2009 г .более 1 млрд чел. (1,02) испытывают постоянное недоедание, 30 млн чел. в год умирает от голода. Наивысший процент голодающих – в странах Азиатско-Тихоокенского  региона (642 млн  чел.),  в странах Африки южнее Сахары (242 млн  чел.). Снижения количества голодающих во второй трети ХХ в. удалось добиться благодаря государственным инвестициям в сельское хозяйство, в первую очередь в научные разработки в области сельхозтехнологий, благодаря чему удалось повысить урожайность сельскохозяйственных культур, что в свою очередь позволило снизить цены на продовольствие. В последнее десятилетие  государственные инвестиции  сократились, и  это привело к снижению темпов роста урожайности. С учетом возросшей значимости биотоплива и новых взаимосвязей между рынками сельхозпродукции и энергоносителей более высокие урожаи зерновых, если этого удастся добиться, не обязательно будут означать дальнейшее снижение цен на зерновые. В последние десятилетия для решения продовольственной проблемы стали использовать генную инженерию, позволяющую создавать  генно-модифицированные  растения  и  организмы,  обладающие большей продуктивностью, более устойчивые к болезням, менее требовательные к климатическим условиям. Предотвращение термоядерной войны
В ХХ в. войны приобрели  новые масштабы, что позволяет охарактеризовать их как мировые войны. Создание нового вида оружия  - ядерного – поставило под угрозу судьбу человечества. Первыми применили ядерное оружие США в конце Второй мировой войны (1945 г.) во время бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки. Это единственный в истории человечества пример боевого использования ядерного оружия, в полной мере показавший его разрушительное действие. В 60–80-е гг. имеющихся запасов ядерного оружия вполне хватило бы для уничтожения большей части населения Земли. Выжившие столкнулись бы с такими последствиями ядерного взрыва, как «ядерная ночь», вызванная дымовой завесой от пожаров, экранирующей солнечный свет, и ее следствие – «ядерная зима». В конце ХХ в. После прекращения острого противостояния между странами Запада и странами социалистического лагеря одной из наиболее обсуждаемых проблем стала проблема разоружения, но, несмотря на некоторое сокращение ядерного арсенала, мировых запасов ядерного оружия по-прежнему достаточно для уничтожения человечества. Кроме того, ситуация осложняется тем, что число стран, обладающих ядерным потенциалом, увеличивается. По данным Международного агентства по атомной энергии около 30 стран могут в ближайшее время получить технологии для создания ядерного оружия. О создании собственной ядерной технологии в апреле 2006 г. объявил Иран, что вызвало заметную обеспокоенность мирового сообщества.

 Угроза мирового терроризма

К концу ХХ в. международная преступность приобрела глобальный характер. Международные криминальные организации усиливают свои позиции как вследствие усилившихся миграционных потоков, большей открытости государственных границ, развития информационных технологий, облегчающих координацию криминальных организаций и усложняющих контроль со стороны властей, так и вследствие нерешенной  проблемы  бедности, нескоординированности  законодательств различных стран, слабости и коррумпированности отдельных правительств.
В начале ХХI в. особенную актуальность приобрела такая разновидность международной  преступности,  как мировой  терроризм. Во всеуслышание об этой проблеме заговорили после террористических актов тысяч жизней, продемонстрировала западному обществу, что ощущение стабильности и безопасности, чувство исключенности из мирового исторического процесса (нашедшие воплощение, в частности, в концепции «конца истории» американского философа Ф. Фукуямы) не более, чем иллюзия.
Среди многочисленных причин, порождающих мировой  терроризм, следует упомянуть формирование «однополярного» мира в последнее десятилетие ХХ  в.,  где в  качестве  господствующей  державы стали  воспринимать США и соответственно возлагать на них ответственность  за неравномерное  экономическое развитие других  стран. Глобализация, несущая с собой западные ценности, также способствует росту националистических настроений, вызывая отторжение у сторонников  традиционных  взглядов. Явление мирового  терроризма сегодня также связывают с явлением «асимметричных войн», где, с одной стороны, имеет место продолжение политики глобализации военными средствами (действия США и союзников в Ираке и Афганистане), с другой – сопротивление в виде террористических актов, приводящих  к  гибели мирных жителей. Современный мир  перенасыщен различными видами оружия массового поражения (ядерным, химическим, биологическим), поэтому возможность попадания такого оружия в руки террористов представляет собой угрозу глобального масштаба.

Стратегия будущего

 
Человек во Вселенной : Хорошо известно, что как отдельный человек, так и тем более человечество в целом представляют собой сложные системные образования, подпадающие под действие всех тех законов, с которыми имеет дело современное знание. Вселенная не в астрономическом, а в философском смысле представляет собой "все существующее", мир во всем его системном многообразии. Человек при такой интерпретации Вселенной является ее подлинным элементом, он реализует собой, например в отличие от неживых объектов, все многообразие законов Вселенной. Человек —это и физический, и химический, и биологический, и социальный феномен. Для человека характерна сложная история эволюции и развития, уходящая в неведомое нам будущее, новый темпомир. Постижение природы этого будущего является сложнейшей задачей, к пониманию которой приближает рассмотрение развития и эволюции человека и человечества как органических частей Вселенной.
Синергетические и системные  представления позволяют оценить  характер становления, эволюции и развития человека, общества и человечества. Во-первых, нет ничего удивительного  в том, что в далеком прошлом "взорвался" вакуум: он оказался в  состоянии неравновесия и в итоге "скатился" к определенному  аттракторному состоянию, сопровождавшемуся расширением (и охлаждением) физической Вселенной. Во-вторых, мало удивительного и в том, что "сборка" физико-химических элементов привела к возникновению живого: наша физико-химическая Вселенная именно такова, что в ней — по крайней мере в ней — возможно появление живых организмов. В-третьих, нет ничего удивительного и в том, что живые организмы способны сохранять свою устойчивость, это происходит благодаря обратным отрицательным связям. В-четвертых, с синергетических позиций вполне закономерной представляется эволюция мира живого, которая по линии развития древесных млекопитающих привела к становлению человека как биологического вида и закреплению его в этом относительно устойчивом состоянии. В-пятых, возникновение и обновление экономических, политических, эстетических, этических и религиозных составляющих человека и общества вполне укладываются в картину системных представлений. Процессы самоорганизации привели мозг наших далеких предков в такое состояние, когда оказался возможным быстрый интеллектуальный прогресс. Уникальный сенсорно-мыслительный аппарат человека, мозг, состоящий из достаточного числа нейронов, явился произведением эволюционного процесса. Человек способен к обновлению, созиданию, творчеству. Его называют человеком разумным, человеком действующим, человеком любящим, человеком моральным, человеком играющим, человеком символическим — и ни одно из этих определений не является лишним. Итак, для развития человека характерна сложная диалектика синергетических и системных процессов, обратных положительных и отрицательных связей.
Особо следует указать  на характер взаимодействия человека с природой. На разных этапах человеческой эволюции процесс антропогенеза  шел на основе небольших популяций, деятельность которых не влияла сколько-нибудь существенно на состояние природы. Дальнейшее развитие био- и социогенеза человека привело к качественно новому положению. Выяснилось, что человек, быстро размножаясь, становится активнейшим фактором биосферы, в частности, как показал в 60-х годах наш отечественный почвовед В.А.Ковда, именно человечество является основным загрязнителем биосферы (термин "биосфера" введен австрийцем Э.Зюссом в 1875 г.). Еще в начале XX в. В.И.Вернадский неоднократно отмечал, что "человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты". Приняв за основу установленную В.И.Вернадским биогеохимическую основу биосферы, французы Е.Ле-Руа и Т. де Шарден ввели термин ноосфера. Слово ноосфера составлено из греческого "ноос" — разум и "сфера" в смысле оболочки Земли. В.И.Вернадский рассматривал ноосферу как последнее состояние биосферы, достигнутое ею вследствие возрастания активности человека. Ноосфера - это информационное поле Земли как части космоса. Это сфера того, что доступно разуму. Новизна предлагаемого определения ноосферы заключается в понимании разума как открытой, неограниченно развивающейся системы, поскольку разум не имеет смысла без сознания, как раз и обуславливающего его открытость. Поскольку сфера доступного для него в этом случае ограничивается лишь биологическими потребностями организма, а неохватная свобода духа, в которой существуют лишь возможности, оказывается недоступной. Поэтому ноосферу можно еще определить и как сферу смысла.
 
 

Вывод

 
 В начале XXI в. главной проблемой становится взаимодействие цивилизаций последнего поколения на фоне ускоряющихся процессов глобализации и становления постиндустриального, информационного общества. От решения этой проблемы зависит будущее всего человечества. На
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.