На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мировозрение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Саратов 2011
Введение
1.
Мировоззрение
4
2.
Структура мировоззрения
7
3.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
8
3.1.
Мифология
8
3.2.
Религия: буддизм и христианство
9
3.3.
Философия
11
4.
Литература
16

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Мировоззрение есть система обобщённых чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нём, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определённой социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение – это своего рода духовный каркас структуры личности, класса или общества в целом. Наличие мировоззрения – показатель зрелости не только личности, но и социальных групп, политических партий. Субъектом мировоззрения, следовательно, являются и личность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своём индивидуальном развитии становится личностью только тогда, когда у него формируется определённое мировоззрение, вне которого он ещё не есть личность в собственном смысле слова.
Мировоззрение – это разноуровневое духовное образование, в котором  совмещаются в единый клубок нитей  и житейских воззрений с их рациональными и иррациональными  элементами, рассудок и предрассудки, научные, художественные и политические воззрения. Исторически исходным в  содержании мировоззрения являлись представления обыденного сознания, мифологические и религиозные взгляды, игравшие определённую роль в закреплении  форм социальной организации жизни  человеческих коллективов. С развитием  практически-позновательной  деятельности, с выделением науки в особую сферу  жизни содержание мировоззрения  становится всё более научным  и удельный вес научности здесь  неуклонно возрастает. Таким образом, содержание мировоззрения изменялось соответственно тому, как изменялись формы практического освоения мира и его теоретического осмысления. Основой мировоззрения являются, следовательно, знания, составляющие его информационную сторону. Всякое познание, его различные виды формируют его мировоззренческий каркас. Но наиболее выдающаяся роль в формировании этого каркаса принадлежит философской науке, ибо философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Поэтому понятие мировоззрения всегда связывалось в первую очередь с философскими взглядами, будучи, однако, исторически независимым и гораздо большим по смыслу, чем понятие философии: ясно, что любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия – теоретическое ядро мировоззрения.
 
 
 
 
    МИРОВОЗЗРЕНИЕ
 
Первичные формы освоения человеком объективного мира – мироощущение и мировосприятие –  связаны, прежде всего, с его эмоционально – чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иных переживаний, определенного эмоционального настроя. Они могут быть «светлыми» и «тёмными», «мрачными»  или «радужными». Если у человека радостное настроение, если он удовлетворён жизнью, если он чувствует себя одиноким, беспомощным и несчастным. В таком случае и мироощущение его не может быть оптимистичным. Но бывает и так, что человека что-то тревожит, он чувствует себя одиноким, беспомощным и несчастным. В таком случае мироощущение его не может быть оптимистичным.
Возникающие  у человека различные мироощущения становятся основой для формирования в его  сознании наглядных образов. Человек  «рисует» в своём воображении  ту или иную картину прошлого, пытается представить «в красках» последствия  какого-либо события или своего действия. Здесь речь идёт уже о мировосприятии.
Мироощущение и мировосприятие играют важную роль в жизни человека. Они могут способствовать преодолению  трудностей жизни, а могут, наоборот, усугубить их, превратить  жизнь  в кромешный ад. Но в этом и  другом случаях мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться  в сути событий, понять их причины, оценить  последствия своих действий.
Такая возможность появляется на базе миропонимания, представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей, которые складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности.
В дальнейшем миропонимание  трансформируется в мировоззрение, в котором знание и убеждения образуют единое целое.
Мировоззрение включает в  себя составляющие части и мироощущение, и мировосприятие, и  миропонимание. В мировоззрении концентрируется  весь накопленный человеком опыт общения с людьми и природой опыт осмысления индивидуальной жизни и жизни других людей. В нём проявляются различные чувства человека, пережитые им в разные периоды жизни, а также оценки тех или иных событий.
 
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение и регулируют его поведение в повседневной жизни.
 
В структуре мировоззрения  обычно выделяют несколько составляющих:
- знания;
- убеждения;
- ценности и нормы;
-  эмоционально-волевой  компонент.
Следует отметить, что некоторые  философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что полностью исключать практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что полностью исключать  практическую деятельность из структуры  мировоззрения было бы неверным, поскольку  она входит в эту структуру  частично, своей субъективной стороной, с вязанной с духовностью человека.
Итак, мировоззрение –  это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и  интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального  и общественного. Это сложное  и противоречивое явление социальной жизни , которое находит своё выражение  как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и  в сознании больших масс людей (общественное сознание).
По глубине знания, по степени его рациональной обработки  в мировоззрении можно выделить два уровня – жизненно-практический и теоретический.
Мировоззрение жизненно-практического  уровня (его иногда называют «жизненной философией») отличается тем, что в  его основе лежит здравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей. Этот вид мировоззрения складывается стихийно, под влиянием различных причин. На этот процесс влияют национальные, религиозные  и другие традиции, сложившийся тип культуры, уровень образования и многое другое. Каждый человек в том или ином обществе имеет свою собственную «жизненную философию». В силу этого жизненно-практическое мировоззрение неоднородно и неустойчиво. Оно слабо защищено от ошибок, от влияния деструктивных, разрушительных идей, от проникновения в него современных мифологем и иллюзий.
В жизненно-практической, «повседневной» философии преобладает психологический  элемент; в ней нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. Человеку, достигшему лишь этого уровня мировоззрения, недостаёт глубоких знаний, эрудиции, культуры мышления и чувств.
На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука  и философия. Здесь уже первостепенное значение имеют знания, полученные экспериментально-опытным путём.
Теоретический уровень мировоззрения  отличается от жизненно-практического  тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык (категориальный аппарат), отличающийся строгостью и  высоким уровнем абстрагирования. На этом уровне создаются специальные  методы исследования мира и самого человека. Здесь строятся те или  иные модели объективной или субъективной и реальности, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служат ориентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер его деятельности.
Жизненно-практический и  теоретический уровни мировоззрения  неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опыта  невозможно было бы достичь теоретического уровня мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение на его теоретическом  уровне оказывает значительное влияние  на обыденные взгляды людей, на их «житейскую философию». С каждым новым  этапом в развитии философии и  науки их достижения через информационные каналы внедряются в общественное сознание, становятся достоянием многих людей, подтягивая тем самым жизненно-практический уровень мировоззрения до теоретического уровня. Мировоззренческие знания на отмеченных уровнях служат базой  и для убеждений, под которыми принято понимать уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего рода мост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаются как свойство мотива. Формирование мотива как внутреннего побуждения к действию связано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности.
Таким образом, мировоззрение  является противоречивым духовным образованием. Оно может существовать на житейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состоянии  выработать научно-теоретические представления  на все случаи жизни. Многие его представления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла, житейского опыта.
 
 
2. Структура мировоззрения
 
Понятие структуры мировоззрения  предполагает выделение его структурных  уровней: элементного, концептуального  и методологического.
     Элементный  уровень представляет собой совокупность  мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются  и функционируют в обыденном  сознании.
     Концептуальный  уровень включает различные мировоззренческие  проблемы. Это могут быть различные  концепции мира, пространства, времени,  общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и т.п. 
     Методологический  уровень- высший уровень мировоззрения-  включает основные понятия и  принципы, составляющие ядро мировоззрения.  Особенностью этих принципов  является то, что они вырабатываются  не просто на основе представлений  и знаний, а с учетом ценностного  отражения мира и человека.
     Включаясь  в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и формируют  убеждение личности. Обязательным  компонентом мироощущения является  вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.
     Итак, мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.
     Жизненно- практическое  мировоззрение неоднородно, оно  складывается в зависимости от  характера образования, уровня  интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций  его носителей.
 

3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

 
 
3.1. Мифология.
 
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно  относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических  доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном  переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием  большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей  роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф  объясняет «все», так как для  него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для  современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ  на такие глобальные вопросы как  происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и  людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной  общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую  рассказывают, а реальность, которой  живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а  практическое руководство к действиям  первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф  служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и  поведения. В период господства мифологического  мышления еще не возникла потребность  в получении специальных знаний.
Таким образом, миф — это  не первоначальная форма знания, а  особый вид мировоззрения, специфическое  образное синкретическое представление  о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная  оценка ситуации. Если применительно  к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет  смысл не традиционного добывания  знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем  этот термин в высказываниях «сердце  дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Миф обычно совмещает в  себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь  поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени  реальным, заслуживающим абсолютного  доверия.
 
3.2. Религия: буддизм и христианство.
 
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное  мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного  общественного сознания. Как и  мифология, религия апеллирует к  фантазии и чувствам. Однако в отличие  от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса.
      В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII-VII в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции  (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождения душ (их бессмертии) согласно закону воздаяния (Кармы).
Религиозно-философские  учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрёл буддизм, ставший  последствии мировой религией. Основная идея буддизма - освобождение от страданий (причины которых заложены в самом  человеке, в его стремлении к распутству, богатству, наслаждению) путём нирваны  – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания жажду  жизни.
Различные философы школы  буддизма придавали большое значение самосовершенствованию человека: умению владеть своим телом, самоограничению, не деянию зла, постижению заложенного  в человеке бесконечного, любви ко всему живому.
 
      Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог.

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.