На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Экономика предприятия"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экономика предприятия: конспект лекций
Оглавление
·  Тема 1. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
·    1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики
·    1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы
·    1.3. Совершенствование структуры экономики России
·    Выводы
·  Тема 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
·    2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике
·    2.2. Типы предприятий
·    2.3. Структура предприятия
·    2.4. Организация производственного процесса на предприятии
·    2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия
·    Выводы
·  Тема 3. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ
·    3.1. Сущность и эволюция предпринимательства
·    3.2. Виды и формы предпринимательства
·    3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации
·    3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
·    Выводы
·  Тема 4. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
·    4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии
·    4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
·    4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии
·    Выводы
·  Тема 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
·    5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств
·    5.2. Нормирование оборотных средств
·    5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости
·    Выводы
·  Тема 6. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
·    6.1. Рынок труда
·    6.2. Состав и структура персонала предприятия
·    6.3. Управление персоналом предприятия
·    6.4. Организация и нормирование труда
·    6.5. Оплата труда персонала
·    Выводы
·  Тема 7. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
·    7.1. Сущность стратегии предприятия
·    7.2. Экономическая и функциональные стратегии
·    7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия
·    7.4. Ценовая политика на различных рынках
·    Выводы
·  Тема 8. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
·    8.1. Понятие и показатели качества продукции
·    8.2. Стандарты и системы качества
·    8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы
·    Выводы
·  Тема 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
·    9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов
·    9.2. Производственная программа и мощность
·    9.3. Подготовка нового производства
·    9.4. Бизнес-план предприятия
·    Выводы
·  Тема 10. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
·    10.1. Сущность и классификация издержек
·    10.2. Смета и калькуляция затрат
·    10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных издержек производства
·    10.4. Направления снижения издержек производства
·    Выводы
·  Тема 11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА
·    11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды
·    11.2. Рентабельность предприятия и ее виды
·    11.3. Финансовое состояние предприятия
·    Выводы
·  Тема 12. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
·    12.1. Инвестиционная и инновационная политика предприятия
·    12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
·    12.3. Природоохранная деятельность предприятия
·    Выводы
·  Литература
Наталья Анатольевна  Васильева, Татьяна Анатольевна  Матеуш, Максим Георгиевич Миронов  Экономика предприятия: Конспект лекций
Непосредственной сдаче  экзамена или зачета по любой учебной  дисциплине всетда предшествует достаточно краткий период, котда студент  должен сосредоточиться, систематизировать  свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долто-временной памяти в оперативную», сделать ее тотовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика  периода подтотовки к экзамену или  зачету заключается в том, что  студент уже ничето не изучает (для  этото просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлатаемое пособие  поможет студентам в решении  именно этой задачи применительно к  курсу «Экономика предприятия».
Содержание и структура  пособия соответствуют требованиям  Государствен-ното образовательното стандарта  высшето профессиональното образования.
Издание предназначено студентам  высших учебных заведений.
Тема 1. СТРУКТУРА  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 
1.1. Понятие структуры  национальной экономики. Сферы  и секторы экономики 
Экономика любого государства  – это единая система взаимосвязанных  отраслей. В условиях рыночной экономики  предприятие является основной хозяйствующей  единицей, которая характеризуется  определенной отраслевой принадлежностью  и занимает особое место в системе  национальной экономики. Экономика  страны – сложный и динамичный организм. Она может быть представлена различными структурами, что обусловлено  многообразием процесса производства. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между  ними (возникновение новых отраслей и отмирание старых). Изучение различных  структур связано с выяснением места  и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов и оптимизацией структур.
При рассмотрении национального  хозяйства в различных исследованиях  обычно используют такие понятия, как  сфера, отрасль, сектор экономики.
С позиций создания совокупного  общественного продукта и национального  дохода в общественном производстве выделяют две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относят: промышленность;
• сельское и лесное хозяйство;
• грузовой транспорт;
• связь (обслуживающую материальное производство);
• строительство;
• торговлю;
• общественное питание;
• информационно-вычислительное обслуживание;
• прочие виды деятельности материального производства.
Непроизводственная  сфера включает:
• жилищно-коммунальное хозяйство;
• пассажирский транспорт;
• связь (обслуживающую организации непроизводственной сферы и население);
• здравоохранение;
• физическую культуру;
• социальное обеспечение;
• народное образование;
• культуру и искусство;
• науку и научное обслуживание;
• кредитование и страхование;
• деятельность аппарата органов управления.
В настоящее время эта  система структур включает сотни  тысяч объединений, предприятий  и организаций производственной и непроизводственной сфер.
В зарубежных странах для  обобщающей характеристики экономических  процессов составные элементы хозяйственного комплекса сгруппированы в крупные  секторы экономики.
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение.
Выделяют секторы предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств и внешний сектор.
Сектор предприятий включает в себя сектор нефинансовых предприятий и сектор финансовых предприятий. В сектор нефинансовых предприятий входят как коммерческие предприятия, производящие товары (услуги) с целью получения прибыли, так и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они в свою очередь подразделяются на государственные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает коммерческие и некоммерческие организации, занятые финансовым посредничеством и страхованием, а также вспомогательной деятельностью в этой области. К ним относятся: Банк России, коммерческие банки, инвестиционные и инновационные фонды, благотворительные и спонсорские фирмы, лизинговые организации, фондовые биржи, страховые корпорации и пенсионные фонды.
Сектор государственных  учреждений представляет собой совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Он имеет федеральный, региональный и местный уровни.
Сектор домашних хозяйств объединяет в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими. Этот сектор состоит из нескольких подсекторов. Хозяйства делятся по роду занятий, отрасли труда, образованию и квалификации лица, признанного его главой. В зависимости от вида доходов (наибольшего источника доходов) можно отметить следующие подсекторы: работодатели, работающие по найму, получатели доходов от собственности. В подсектор могут группироваться домашние хозяйства по размеру общего дохода, числа членов или месту расположения.
Внешний сектор, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
Различают также государственный и частный секторы. Первый объединяет предприятия, организации и учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами. На частный сектор контроль государства не распространяется.
По отношению к рынку  можно выделить рыночный и нерыночный секторы экономики. Рыгночныгй сектор – это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос, а также обмен товарами и услугами по бартеру, запасы готовой продукции, а также оплата труда в натуральной форме. Нерыгночныгй сектор включает производство продуктов и услуг, которые используются непосредственно производителями или владельцами предприятия, или передачу их другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим влияния на спрос.
Секторы экономики в свою очередь складываются из однородных видов экономической деятельности – отраслей. По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товарыг, и отрасли, оказыгвающие услуги.
К первым относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство  и другие отрасли материального  производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.). Ко вторым – образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др. Во всех развитых странах наблюдается тенденция повышения доли сферы услуг в структуре ВВП.
1.2. Отрасли экономики  и межотраслевые комплексы 
Сферы экономики, как уже  отмечалось, подразделяются на специализированные отрасли. Отраслевое деление экономики  является результатом исторического  процесса развития общественного разделения труда. Оно выражается в трех формах:
• общее;
• частное;
• единичное.
Общее выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.
Частное проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.
Единичное находит свое отражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.
Производство той или  иной продукции становится самостоятельной отраслью или самостоятельным производством при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов. Отрасль можно рассматривать как совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Кроме общности выпускаемой продукции и удовлетворяемых потребностей предприятия одной отрасли характеризуются общностью технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовкой рабочих кадров.
Таким образом, отрасль – совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью сферы деятельности в системе общественного разделения труда, выпускаемой продукции, технологии производства, использования ресурсов (сырья, основных фондов, профессиональных навыков работников).
В настоящее время насчитывается  более 350 отраслей и видов производств. Динамика распределения предприятий  и организаций по основным отраслям экономики с 1998 по
2002 г. приведена в табл. 1. В 2002 г. в экономике страны наибольший удельный вес в общем числе предприятий составили предприятия и организации, функционирующие в торговле и общественном питании, – 35,4 % (где значительную долю занимают малые предприятия), в промышленности – 11,2 %, в сельском хозяйстве – 8,7 %, в строительстве – 9,5 %.
Одной из целей деления  национальной экономики на отрасли  является сопоставимость статистической информации на международном уровне. В связи с этим с 1 января 2003 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), предусматривающий классификацию видов экономической деятельности, принятую в Европейском экономическом сообществе.
Развитие экономики, дальнейшее углубление специализации ведет  к формированию новых отраслей и  видов производства, одновременно идут процессы кооперации и интеграции. Это приводит к устойчивым связям между отраслями, к созданию смешанных  производств и межотраслевых  комплексов.
Таблица 1
Распределение предприятий  и организаций по отраслям экономики  РФ, тыс. (на 1 января)

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, различных стадий производства и распределения продукта.
Межотраслевые комплексы  возникают внутри отдельных отраслей экономики и между различными отраслями. Например, в составе промышленности функционируют такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и др. Более сложной  структурой отличаются строительный и  агропромышленный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.
Межотраслевые народно-хозяйственные  комплексы подразделяются на целевые  и функциональные.
Основу целевыгх комплексов составляют воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта, например, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, транспортный комплекс и др. В основу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции (инвестиционный, научно-технический, экологический комплексы).
Комплексность, т. е. единение растущего многообразия, является следствием качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Отрасли промышленности России объединены в следующие комплексы!:
1) топливно-энергетический;
2) металлургический;
3) машиностроительный;
4) химико-лесной;
5) агропромышленный;
6) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);
7) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).
Рассмотрим подробнее  некоторые из перечисленных комплексов. Топливно-энергетический комплекс представляет собой интегрированную систему  угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического  и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства  в топливе, тепле, электроэнергии. В  него входят более 2000 предприятий и  акционерных обществ. Россия является единственной крупной промышленно  развитой страной, которая полностью  обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива  и электроэнергии в значительных объемах. Доля экспорта продукции ТЭК  составляет около 50 % от экспортного потенциала страны, налоговые поступления от структур ТЭК достигают 55–65 % суммарного сбора налогов, хотя в объеме валового продукта их доля около 15 %. Однако и в нашей стране наиболее экономное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, как и всех других видов материальных ресурсов, приобретает особое народно-хозяйственное значение. Это необходимо учитывать при рассмотрении резервов повышения эффективности деятельности предприятий.
Агропромышленный комплекс отличается от других межотраслевых  комплексов тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК включает сельское хозяйство, отрасли перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного  машиностроения, машиностроения для  легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая  мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает  прямое или косвенное участие  около 80 отраслей. Входящие в АПК  отрасли объединены общей конечной функцией – снабжением страны продовольствием  и сельскохозяйственным сырьем. Обеспечение  продовольственной безопасности –  главная задача АПК.
В практике планирования и  учета определяется отраслевая структура, т. е. нахождение удельного веса отдельных отраслей в общем объеме производства продукции или в общей стоимости основных производственных фондов, или в общей численности работающих.
1.3. Совершенствование  структуры экономики России 
Структура национального  хозяйства не является постоянной. Она может изменяться стихийно или  под воздействием регулирующей деятельности государства. Изменение структуры  национальной экономики, ее секторов, отраслей происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Внешними факторами принято считать конкуренцию со стороны иностранных производителей и внешнеэкономическую конъюнктуру – состояние мировых рынков по отдельным видам товаров, в том числе мировые цены на нефть. Внутренние факторыг включают: конкурентоспособность выпускаемой продукции, инвестиционную активность, производственный потенциал, а также уровень платежеспособного спроса.
Основные методы государственной структурной политики включают государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам, группам отраслей. Необходимость структурной перестройки в России обусловлена сменой приоритетов в экономике при переходе от административно-командной системы к рыночным отношениям. Прежняя структура отражала высокий уровень огосударствления и монополизации производства, приоритет добывающих отраслей и военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим потребительский рынок. Намечаемыми структурными сдвигами в промышленности предусмотрено снижение доли добывающих отраслей (с 16 % в 1995 г. до 10 % в 2010 г.) с соответствующим повышением доли перерабатывающих отраслей.
На период до 2010 г. разработана государственная программа стратегического развития для отдельных отраслей и производственных групп. Так, в нефтедобывающей промышленности основным направлением будет продолжение создания вертикально интегрированных формирований, осуществляющих не только добычу, но и переработку нефти. На предприятиях черной металлургии основным направлением совершенствования структуры предусматривается расширение ассортимента и повышение качества металлопроката. Для этого необходимо техническое перевооружение за счет применения прогрессивных технологий и оборудования, так как прогнозируемый рост мировых цен на металл повысит привлекательность данной отрасли для инвесторов, что будет способствовать финансовому оздоровлению этих предприятий.
Для отраслей с высоким  научно-техническим уровнем (ракетно-космическое  производство, атомная промышленность, тяжелое станкостроение, биотехнологии  и др.) предполагается прямая государственная  поддержка в виде государственных  инвестиций, закупок и субсидий, экспортных кредитов. Основными направлениями  структурной перестройки в России являются свертывание и перепрофилирование недееспособных предприятий, увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом  на внутреннем и внешнем рынках, создание условий для развития перспективных  видов деятельности, формирующих  реальный экономический потенциал  страны.
Наличие в нашей стране богатых природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового  потенциала позволяет решать проблемы структурной перестройки в соответствии с современными требованиями. К ним  относится, например, общемировая тенденция  опережающего роста доли обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Однако в структуре отечественной  промышленности это направление  пока реализуется очень медленно. Россия на международной арене все  еще остается поставщиком топливных  и сырьевых ресурсов и потребителем готовых промышленных изделий. Глубокая структурная перестройка (отраслевая, региональная, технологическая, организационная, управленческая, социальная) должна способствовать устойчивому экономическому росту  и на этой основе обеспечить высокий  уровень жизни населения России.
Выводы 
1. Национальная экономика подразделяется на различные сферы и секторы. В зависимости от участия в формировании ВВП рассматривают сферу материального производства и непроизводственную сферу. Для обобщающей характеристики экономических процессов в мировой практике используется деление на секторы (сектор нефинансовых предприятий и финансовых предприятий, сектор государственных учреждений, сектор домашних хозяйств и внешний сектор).
2. В зависимости от формы собственности в экономике различают государственный и частный секторы; по отношению к рынку выделяют рыночный и нерыночный секторы. Структура национальной экономики – это соотношение между ее составляющими: между отдельными сферами, секторами, отраслями.
3. Отраслевое деление экономики является результатом развития общественного разделения труда. Отрасль – это совокупность предприятий и организаций с общностью сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии и используемых факторов производства.
4. Межотраслевые комплексы могут возникать как внутри отрасли (например, топливно-энергетический комплекс – внутри промышленности), так и объединять разные отрасли (агропромышленный комплекс включает сельское хозяйство и отрасли промышленности). Межотраслевые комплексы делятся на функциональные и отраслевые.
5. Изменение структуры национальной экономики происходит под влиянием рыночных механизмов и под воздействием государственной структурной политики. Процессы, происходящие в экономике, необходимо учитывать при разработке перспектив развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.
Тема 2. ПРЕДПРИЯТИЕ  – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ 
2.1. Понятие, признаки  и задачи предприятия в рыночной  экономике 
Любая экономическая система  существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой  являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают  в своей собственности большую  часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют  бюджет страны.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Характеристика предприятия  предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:
• организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;
• производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;
• наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;
• имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;
• оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.
В соответствии с Гражданским  кодексом РФ главной целью коммерческого предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.
Функционирование предприятий  в рыночных условиях предполагает решение  ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:
• бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;
• удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики;
• эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства;
• разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;
• обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;
• совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;
• обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).
Задачи предприятия определяются интересами его собственников, потенциалом  и другими факторами внешней  и внутренней среды. В современных  условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят  совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение  стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции  или своевременная выплата достойной  заработной платы работникам.
2.2. Типы предприятий 
Одним из методов познания процессов и явлений служит классификация, т. е. разделение совокупности на группы по различным признакам. В экономической теории и практике существуют различные классификации, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на типы. Основными признаками классификации предприятий являются:
• отраслевая принадлежность;
• структура производства;
• используемые ресурсы;
• назначение готовой продукции;
• размеры;
• форма собственности;
• организационно-правовая форма;
• технологическая и техническая общность;
• время работы в течение года.
Важнейшей характеристикой  предприятия выступает его отраслевая принадлежность, по которой все предприятия  группируются в соответствии с принятой в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) классификацией отраслей (промышленные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия строительной индустрии и т. д.). Однако на практике не всегда можно точно определить отраслевую принадлежность предприятия, так как большинство их них имеет межотраслевую структуру производства. Поэтому по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированныге (изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства), многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента и назначения) и комбинированные (имеющие целью комплексное использование сырья: один вид сырья на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем – в третий вид; чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности).
В зависимости от используемых ресурсов предприятия делятся на:
• предприятия, использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие);
• предприятия, интенсивно использующие средства производства (фондоемкие);
• предприятия, интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
По назначению готовой  продукции предприятия классифицируются на предприятия, производящие средства производства (машины, оборудование, транспорт), и предприятия, производящие предметы потребления (продукты питания, одежду и т. д.).
В зависимости от мощности производственного потенциала (размеров) предприятия делятся на крупные, средние и малые. В настоящее  время в России существует два  критерия отнесения предприятий  к малому бизнесу: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность  работников (в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 человек, в научно-технической  сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30, в других отраслях – 50 человек).
По форме собственности  различают частные, государственные, муниципальные предприятия.
По организационно-правовой форме в соответствии с Гражданским  кодексом РФ предприятия подразделяются на хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственные общества (общество с  ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), государственные  и муниципальные унитарные предприятия  и производственные кооперативы.
По характеру потребляемого  сырья все предприятия группируются на предприятия добывающей промышленности (нефте-, угледобывающие предприятия) и  предприятия обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка).
По признаку технической  и технологической общности выделяют четыре типа предприятий:
• с непрерывным процессом производства (предприятие работает 24 часа в сутки, например хлебокомбинат);
• с дискретным (прерывным) процессом производства;
• с преобладанием механических процессов производства (предприятия мебельной, легкой промышленности);
• с преобладанием химических процессов производства (фармацевтическая, химическая отрасли промышленности).
В зависимости от времени  работы в течение года выделяют предприятия  сезонного действия и предприятия  круглогодичного действия.
2.3. Структура предприятия 
Важнейшим фактором, определяющим конечные результаты деятельности предприятия  и его эффективность, является его  структура. Структура предприятия– это состав и соотношение его внутренних звеньев (цехов, участков, отделов, служб) и формы их взаимосвязи в процессе деятельности предприятия. Различают общую, производственную и организационную структуру управления предприятием.
Под общей структурой предприятия понимается комплекс производственных и непроизводственных подразделений, их связи и соотношения по численности работников, площади, пропускной способности.
При этом к производственным подразделениям относят цеха и участки, в которых изготавливается основная продукция, материалы, полуфабрикаты, запчасти, вырабатываются различные виды энергии, осуществляются различные виды ремонта. К непроизводственныгм подразделениям относятся подразделения, обслуживающие работников предприятия: столовые, буфеты, медпункты, профилактории, клубы, жилищно-коммунальные отделы и т. п.
В отличие от общей структуры производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса, под которой понимается состав производственных цехов, участков и служб и формы их взаимодействия в процессе производства продукции. Таким образом, производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Производственная структура формируется под воздействием многих факторов. К главным из них относятся номенклатура производимой продукции, ее конструктивные особенности и технология изготовления; трудоемкость и масштаб производства продукции; организация обслуживания производства; уровень специализации и кооперирования на предприятии.
Основной структурной  единицей крупного предприятия принято  считать цех – обособленное в  административном отношении подразделение, где выполняются основные, вспомогательные  или обслуживающие производственные процессы. Основными являются цеха, в которых непосредственно выполняются какие-либо стадии технологического процесса по превращению исходных сырья и материалов в готовую продукцию, на которой специализируется данное предприятие. К вспомогательныгм относятся цеха, обеспечивающие нормальное функционирование процесса производства (инструментальный, ремонтный, модельный, энергетический, паросиловой и др.). Обслуживающие цеха заняты оказанием различных услуг производству (транспортное, складское хозяйство, санитарно-технические устройства, телефонная связь, центральные заводские лаборатории). Побочныге цеха занимаются переработкой отходов и побочных продуктов основного производства, а в подсоб-ны1х цехах осуществляется деятельность, не связанная с производственным профилем предприятия (производство тары, кирпича, сельскохозяйственной продукции).
Крупные цеха состоят из производственных участков. Участок – это наименьшее административно-производственное подразделение, где коллектив рабочих выполняет однотипные технологические операции или различные операции по изготовлению однотипной продукции. В зависимости от характера участия в производственном процессе участки делятся на основные и вспомогательные. Основные участки могут быть организованы по технологическому или предметному принципу. Каждый производственный участок представляет собой совокупность рабочих мест. Рабочее место – это зона приложения труда одного или нескольких работников, определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащенная необходимыми средствами.
В практике деятельности предприятий  выделяется также понятие инфраструктуры! предприятия, под которой понимается материально-вещественный комплекс, создающий условия для эффективной деятельности предприятия. Инфраструктура предприятия включает две составные части:
производственную, которая состоит из обслуживающих и вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, а также поддерживающих оборудование в работоспособном состоянии;
непроизводственную, т. е. объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, функционирующие для обслуживания работников предприятия или оказания услуг на сторону.
Производственная структура  предприятия не является постоянной. Она должна совершенствоваться вместе с изменением номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, о^ема производства, НТП и других факторов. Основными  путями совершенствования производственной структуры служат дальнейшее совершенствование разделения и кооперации труда (углубление специализации производственных единиц, совершенствование межцеховых связей, рациональное комбинирование производства); централизация вспомогательных служб крупных предприятий; передача вспомогательных функций специализированным организациям на малых предприятиях; концентрация основного производства в крупных цехах с последующим переходом к высшей ступени автоматизации производства – гибким производственным системам.
Типы и виды производствепной структуры. Основные цеха предприятия могут формироваться по двум принципам: на основе общности технологических процессов (технологическая форма специализации) или на основе общности обрабатываемых предметов труда (предметная форма специализации). В соответствии с ними выделяют три типа производственной структуры: технологический, предметный и смешанный.
Технологический тип производственной структуры характеризуется тем, что в отдельных производственных подразделениях (цех, участок) сконцентрировано оборудование, предназначенное для выполнения однородных операций. На одном участке может изготавливаться продукция с любым технологическим маршрутом без изменения расположения оборудования. Основными преимуществами технологической структуры являются возможность применять прогрессивные технологические процессы; возможность наиболее полно использовать оборудование и материалы; упрощение технического руководства, особенно при освоении новых и расширении номенклатуры выпускаемых изделий. Основной недостаток технологического типа – усложнение межцеховых кооперированных связей, вследствие чего возрастает потребность в межоперационном контроле, увеличивается длительность производственного цикла, возрастают транспортные расходы.
Предметный тип производственной структуры характеризуется специализацией цехов на изготовлении ограниченной номенклатуры изделий, а производственных участков – на выполнении определенных групп операций. Предметный тип производственной структуры по сравнению с технологическим имеет следующие преимущества: сокращает и упрощает межцеховые кооперированные связи; повышает ответственность подразделений за качество и сроки выпуска закрепленной за ними номенклатуры; сокращает длительность производственного цикла; упрощает планирование. Недостатком предметного типа является то, что в предметно специализированных производственных подразделениях тормозятся прогрессивные процессы развития техники и технологии из-за невозможности выпускать слишком большую номенклатуру изделий.
Как предметная, так и  технологическая структуры в  чистом виде встречаются редко. На большинстве  предприятий преобладает смешанная (предметно-технологическая) структура, когда заготовительные цеха и участки строятся по технологическому принципу, а обрабатывающие и сборочные – по предметному.
Виды производственной структуры. В зависимости от форм административно-хозяйственного обособления подразделений предприятия производственная структура может быть различных видов. Наиболее распространена цеховая структура. Помимо цеховой в промышленности формируются и другие виды производственной структуры: бесцеховая, корпусная (блочная), комбинатская.
Бесцеховая производственная структура формируется на малых и некоторых средних предприятиях, где вместо цехов создаются мастерские или производственные участки, как правило предметно-замкнутые. Бесцеховая структура позволяет упростить аппарат управления предприятием (производственной единицей), приблизить руководство к рабочему месту, повысить роль мастера.
При корпусной (блочной) структуре группы цехов, как основных, так и вспомогательных, объединены в блоки. Каждый блок цехов размещен в отдельном здании. При корпусной структуре уменьшается потребность в территории и снижаются расходы по ее благоустройству, сокращаются транспортные маршруты и длина всех коммуникаций. Особенно эффективно объединять цеха, родственные по технологическому процессу или имеющие тесные и устойчивые производственные связи.
Комбинатская структура применяется в тех отраслях промышленности, где осуществляется многократная, или комплексная, переработка минерального или органического сырья в крупных масштабах, т. е. там, где преобладающим типом производственного предприятия является комбинат (химическая и нефтехимическая промышленность, металлургия, лесоперера-ботка, легкая и пищевая промышленность). При этом производственные подразделения организуются на основе жестких технологических связей, представляющих собой непрерывные технологические потоки. Все структурные подразделения расположены на одной площадке и представляют собой единый производственно-технологический и территориальный комплекс специализированных производств, строго соразмерных между собой по мощности (пропускной способности).
Организационная структура управления предприятием – это упорядоченная совокупность управляющих служб, характеризующаяся определенными взаимосвязями и соподчинением. Группа руководителей и специалистов, на которую возложена ответственность за выработку и реализацию управленческих решений, составляет аппарат управления предприятием.
2.4. Организация  производственного процесса на  предприятии 
Производственныгй процесс – это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами производственного процесса являются труд, средства труда и предметы труда.
Совокупный производственный процесс изготовления продукции  состоит из разнородных частичных  производственных процессов, каждый из которых охватывает обособленную в  технологическом отношении часть  – стадию или фазу. Все частичные  процессы делятся на две группы: основные и вспомогательные. Основными являются процессы, в ходе которых изготавливается продукция, предназначенная к реализации. Вспомогательныге процессы – изготовление продукции или оказание услуг – не реализуются, а употребляются внутри предприятия для удовлетворения собственных нужд.
Любой производственный процесс  состоит из операций и предполагает наличие рабочих мест. Операция – это часть производственного процесса по обработке предмета труда на одном рабочем месте без переналадки оборудования одним рабочим (или бригадой рабочих) при помощи одних и тех же орудий труда. В соответствии с группировкой производственных процессов операции также подразделяются на основные и вспомогательные. При выполнении основных операций предмет обработки меняет свои внешние и внутренние свойства (форму, цвет, химический состав). При выполнении вспомогательных операций предмет обработки не меняется ни внешне, ни внутренне (операции по перемещению предметов труда, укладка продукции, контроль качества).
Основные и вспомогательные  операции в зависимости от степени  участия рабочего в производственном процессе делятся на ручные (кладка кирпича), машинно-ручные (обточка детали на станке), механизированныге (выполняются при помощи машины, рабочий выполняет ограниченные функции, например установку детали на станок), автома-тизированныге (без участия рабочего – обработка деталей на станках-автоматах) и аппаратурныге (совершаются в специальных аппаратах, в которых на предмет труда воздействует электрическая или другая энергия – термические, гальванические процессы).
Условием оптимальной  организации производственного  процесса является его рациональное распределение по рабочим местам и во времени. Основным здесь выступает  понятие производственного цикла, характеризующего календарный период времени, в течение которого предмет труда проходит все операции по превращению в готовую продукцию. Он измеряется в минутах, часах, днях. Состав и соотношение по времени отдельных элементов производственного цикла между собой представляют его структуру. При этом разная продукция имеет различную структуру производственного цикла. Так, в условиях непрерывного производства в составе производственного цикла отсутствуют перерывы. В большинстве отраслей с прерывным характером производства (машиностроение, приборостроение) отсутствуют естественные процессы.
Основными путями сокращения длительности производственного цикла принято считать: повышение уровня комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; сокращение времени вспомогательных операций; рациональное использование внутрисменных перерывов (совмещение операций); централизованное обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и технологической оснасткой.
Тип производства служит организационно-технической и экономической характеристикой производства с точки зрения уровня его специализации, состава и номенклатуры продукции, масштаба и повторяемости изделий в производстве. Тип производства предопределяет производственную структуру предприятия и его цехов, характер загрузки рабочих мест и движение предметов труда в процессе производства. Каждому типу производства свойственны определенные особенности организации производства, труда, состав оборудования, применяемые технологические процессы, состав и квалификация кадров.
Различают следующие типы производства: массовое, серийное, единичное. В свою очередь серийное производство делится на мелко-, средне– и крупносерийное. Тип производства обычно характеризуется  коэффициентом специализации рабочих  мест, или коэффициентом серийности (Кс), который определяется количеством деталеопераций, выполняющихся в среднем на одном рабочем месте:
Кс = r · n: p,
где р – число рабочих мест;
r– среднее количество операций, которые выполняются при изготовлении каждой детали;
n– количество наименований деталей, которые обрабатываются данной группой рабочих мест.
Коэффициент серийности массового  производства – I– 3, крупносерийного  – 4-40, среднесерийного – 11–20, мелкосерийного – более 20.
Единичныгй тип  производства характеризуется изменчивостью номенклатуры и небольшим объемом выпуска продукции. При этом велик удельный вес оригинальных не-унифицированных деталей.
Особенности:
• преобладание технологической специализации цехов, участков, рабочих мест и отсутствие постоянного закрепления за ними определенных изделий;
• использование универсального оборудования и оснастки, его размещение по однотипным группам;
• относительно большой удельный вес ручных операций и большая продолжительность производственного цикла;
• наличие рабочих-универсалов высокой квалификации.
Недостаток – ограничение  возможностей использования стандартизированных  конструкторско-технологиче-ских решений.
К продукции единичного типа производства относятся уникальные станки, турбины, прокатные станы, атомные  реакторы, а также большинство  строительных объектов (кроме стандартного домостроения).
Серийное производство характеризуется тем, что к рабочему месту предметы труда поступают не по одной-две штуки, как в единичном производстве, а периодическими конструктивно одинаковыми партиями (сериями).
Особенности:
• относительно большая номенклатура изделий, однако значительно меньшая, чем при единичном типе;
• в зависимости от масштаба серийности применяется специальное и универсальное оборудование, а также быст-ропереналаживающиеся станки и автоматы;
• изготовление значительной части продукции периодически повторяется в течение года или ряда лет, что дает возможность организовать производство на технологически специализированных участках.
Массовое производство характеризуется узкой специализацией рабочих мест, ориентированных на выполнение одной-две постоянно повторяющихся деталеопераций (в большинстве случаев Кс = 1).
Особенности:
• изготовление большого объема однородной продукции в течение относительно длительного периода;
• ограниченная номенклатура выпускаемой продукции (одно-два наименования);
• детальная разработка технологических процессов;
• применение специального высокопроизводительного оборудования и автоматики;
• высокий удельный вес рабочих высокой квалификации (наладчиков автоматов).
Достоинства:
• значительный масштаб и постоянство номенклатуры дают возможность применения дорогостоящего производительного оборудования;
• создаются благоприятные условия для углубления специализации, роста производительности труда и снижения издержек производства;
• высокий уровень загрузки оборудования (без переналадки), установление четкого ритма работы, более короткий производственный цикл и меньшие перерывы в процессе производства.
Несмотря на очевидные  достоинства массового и крупносерийного  производств, для них характерны и существенные недостатки: ориентация не на конкретного потребителя с  его индивидуальными запросами, а на усредненные стандарты, а  также жесткость технологии, обусловливающая  трудности перестройки производства из-за наличия значительного количества специального оборудования и оснастки.
2.5. Внешняя и  внутренняя среда предприятия 
Любое предприятие находится  и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда  допускает его. Предприятие находится  в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и  поддержания производственного  потенциала. Факторы внешней среды  являются неконтролируемыми со стороны  предприятия и его служб. Под  влиянием событий, происходящих вне  предприятия, во внешней среде, руководителям  приходится изменять внутреннюю организационную  структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.
Внешняя среда  предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).
К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).
В условиях переходной экономики  России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.
Основные функции государства:
• создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;
• обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;
• стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);
• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;
• защита конкуренции.
Факторыг косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.
К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:
• политические факторыг – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;
экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;
социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;
технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Анализ внешней среды  предприятия затрудняется тем, что  основными характеристиками внешней  среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также  взаимосвязанность ее факторов. Окружение  современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что  предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней  среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени  учитывала бы все возможности  и угрозы внешней среды.
Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций  включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.
Значение анализа  внутренней средыг объясняется следующими обстоятельствами:
• информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;
• анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.
Основными элементами внутренней среды предприятия являются:
• производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;
• персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
• организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;
• маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
• финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;
• культура и имидж предприятия – слабоформализу-емые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.
Выводы 
1. Основным звеном экономики является предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие характеризуется рядом признаков, имеет свои цели и задачи, определяющиеся прежде всего состоянием внутренней и внешней среды.
2. Все множество предприятий, функционирующих в экономике, может быть классифицировано по ряду признаков (по отраслевой принадлежности, структуре производства, ресурсам и продукции, по организационно-правовым и технологическим признакам).
3. Эффективность деятельности предприятия во многом определяется его структурой – составом и соотношением его внутренних звеньев. В экономике выделяют три типа производственной структуры (технологический, предметный и смешанный), а также несколько ее видов. Параметры производственной структуры зависят от номенклатуры и особенностей продукции, масштаба производства, уровня специализации и кооперирования.
4. Производственный процесс на предприятии предполагает соединение живого труда со средствами производства. Условием оптимальной организации производственного процесса является его рациональное распределение по рабочим местам и во времени. Организация производственного процесса тесно связана с типом производства.
5. Предприятие функционирует в окружении внешней среды, факторы которой являются неконтролируемыми со стороны предприятия. Анализ внешней среды необходим для разработки стратегии развития предприятия, учитывающей сложность, неопределенность и подвижность среды.
Тема 3. ПРЕДПРИЯТИЕ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ 
3.1. Сущность и  эволюция предпринимательства 
Закон РФ от 25.12.90 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, направленную на получение прибыли и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они  не запрещены законом. Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.
Статус предпринимателя  приобретается после государственной  регистрации. Предпринимательская  деятельность может осуществляться с образованием или без образования  юридического лица. Предпринимательская  деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином –  индивидуальным предпринимателем, не использующим наемный труд.
Важнейшими чертами предпринимательства  являются: экономическая самостоятельность  и независимость хозяйствующих  субъектов;
• экономическая заинтересованность;
• хозяйственный (предпринимательский) риск;
• личная ответственность за результаты своей деятельности;
• мобильность и динамичность предпринимательской деятельности.
Главная задача предпринимательства  в сфере производства – это  удовлетворение спроса на товары и  услуги путем изготовления и продажи  данных продуктов с целью получения  прибегли. Предприниматель может  сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия  либо наемным менеджером. По в любом  случае предприниматель выступает  активным агентом рынка, который  развивает производство и устанавливает  рыночные связи.
Обычно на практике всех, кто занят бизнесом, называют предпринимателями, что, однако, не совсем верно. Предприниматель  в полном смысле этого слова –  предприимчивый человек, занятый постоянным творческим поиском, принимающий активное участие в деятельности предприятия, эффективно организующий труд персонала, использующий постоянно возникающие  новые возможности хозяйствования. То есть предприниматели – это  деловые люди, поведение которых  на рынке отличается поисковым характером, которые являются источником и руководителями творческой инициативы и предприимчивости работников предприятия.
История российского предпринимательства  насчитывает более тысячи лет.
Можно выделить следующие  этапы развития предпринимательства  в России:
#8594; на первом этапе предпринимательство проявлялось преимущественно в сфере торговой деятельности. В XI–XII вв. начали создаваться первые купеческие компании. До монголо-татарского нашествия в стране процветали ремесла и торговля, что обеспечивало высокий международный авторитет;
#8594; на втором этапе (XV в.) предпринимательство перешло в новое качество – организацию производства, собственного дела в целях извлечения прибыли, идущей на дальнейшее развитие производства. В данный период образовывались сообщества предпринимателей, состоящие из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В это время появляется термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода;
#8594; третий этап (вторая половина XIX в.) был связан с развитием капитализма в России и образованием предпринимательских союзов. Однако капитализм в России не прошел стадии свободной конкуренции и не привел к созданию класса собственников-предпринимателей, поскольку начиная с октября 1917 г. была установлена государственная монополия и централизация экономики, лишившие производителей экономической самостоятельности и устранившие конкуренцию между ними (4-й этап);
#8594; пятыгй этап – это период нэпа, связанный со становлением предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ;
#8594; шестой этап характеризовался перемещением предпринимательской деятельности из легального сектора в нелегальный.
В 1980-е гг. была поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики  возрождались такие формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация. Начиная  с 1990-х гг. появилось многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предприятий, произошло коренное изменение отношения к предпринимательству, которое считается составным  и основным компонентом рыночной экономики.
3.2. Виды и формы  предпринимательства 
Процесс общественного воспроизводства  включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская  деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать  следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в  странах с развитой рыночной экономикой выделяется еще один вид предпринимательства – консультативный.
Производственное  предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной.
Выбор области деятельности производственного предпринимательства  определяется финансовыми ресурсами  и личными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговое  исследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходим  предлагаемый товар, какие уровень  и динамика спроса, каковы факторы, влияющие на уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж.
Производственное предпринимательство  обеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия.
Разновидностями производственного  предпринимательства являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.
Коммерческое  предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный.
Перед осуществлением предпринимательской  деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем, чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над его закупочной ценой.
Коммерческое предпринимательство  считается эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат.
Разновидностями коммерческого  предпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредни-ческое предпринимательство и деятельность товарных бирж.
Финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.
Технология финансовой предпринимательской  сделки аналогична технологии коммерческой сделки. Финансовая сделка считается  целесообразной, если чистая прибыль  составляет 5 % для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных.
Разновидностями финансового  предпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство  и деятельность фондовых бирж.
Консультационное  предпринимательство – деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).
Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.
Существуют следующие  формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые  в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.
Индивидуальныге формыг предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.
Коллективное  предпринимательство получило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.
Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.
3.3. Организационно-правовые  формы предприятий в Российской  Федерации 
Организационно-правовая форма – это форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом. Она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий. Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах. Она включает две формы предпринимательства без образования юридического лица, семь видов коммерческих организаций и семь видов некоммерческих организаций.
Рассмотрим подробнее  организационно-правовые формы юридических  лиц, являющихся коммерческими организациями. Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности.
Коммерческими называются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли.
Хозяйственное товарищество представляет собой объединение лиц, непосредственно участвующих в деятельности товарищества, с разделенным на доли учредителей складочным капиталом. Учредители товарищества могут быть участниками только одного товарищества.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. При недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения претензий из личного имущества любого из его участников. Поэтому деятельность товарищества основана на личностно-доверительных отношениях всех участников, утрата которых влечет прекращение деятельности товарищества. Прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.
Товарищество  на вере (коммандитное товарищество) – разновидность полного товарищества, промежуточная форма между полным товариществом и обществом с ограниченной ответственностью. В его составе выделяются две категории участников:
• полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут полную и солидарную ответственность по обязательствам всем принадлежащим имуществом;
• вкладчики делают вклады в имущество товарищества и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм вкладов в имущество.
Хозяйственное общество в отличие от товарищества представляет собой объединение капиталов. От учредителей не требуется непосредственного участия в делах общества, члены общества могут одновременно участвовать имущественными взносами в нескольких обществах.
Общество с  ограниченной ответственностью (ООО) – организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов с целью осуществления хозяйственной деятельности. Обязательного личного участия членов в делах ООО не требуется. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должно б^1ть более 50.
Общество с  дополнительной ответственностью (ОДО) – разновидность ООО, поэтому на него распространяются все общие правила ООО. Особенность ОДО заключается в том, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом.
Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Открыгтое акционерное общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других членов общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции в случаях, установленных Уставом. Закрытое акционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на свои акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц.
Производственный  кооператив (артель) (ПК) – добровольное объединение граждан для совместной деятельности, основанное на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом ПК.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и закрепляется за унитарным предприятием только на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления).
Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.
Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Казенные предприятия не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника. Российская Федерация несет ответственность по обязательствам казенного предприятия.
3.4. Малый бизнес  и особенности его функционирования  в экономике страны 
Эффективное функционирование экономики предполагает оптимальное  сочетание крупного, среднего и малого бизнеса. Одним из направлений экономических  реформ в России, нацеленным на формирование конкурентной рыно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.