На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические методы управления розничной торговой организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» 

      РОВЕНЬСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Кафедра экономических и 
социально-гуманитарных дисциплин
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на  тему: «Экономические методы управления розничной  торговой  
организации»
 
 
 

                  Выполнила: студентка
                  Колесняк  Елена Юрьевна
                  экономического  факультета
                  группы  ЭК-31
                  Научный руководитель: 
                   
                   
                   
                   
                   

      Ровеньки  – 2012
 

       Содержание 

 

Введение

 
     Залогом успешного функционирования предприятия  является  система управления, которая  обеспечивает ему высокую эффективность  работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке в конкурентной борьбе. В этой связи очень важным становятся избранные руководством предприятия методы управления. Их применение оказывает существенное влияние на все сферы деятельности и процессы, протекающие внутри организации. Грамотно выстроенная система управления позволяет успешно адаптироваться к меняющимся внешним условиям функционирования.
     Управление  предприятием осуществляет с помощью  методов и рычагов управления. Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов. Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). Успешное решение любой производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду.
     При рыночной системе хозяйствования в  условиях свободного рынка и сложного взаимодействия усиливается роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки хозяйственного механизма, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой. Вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.
     В качестве объекта исследования выступает  Вейделевское райпо.
     Предметом исследования являются экономические методы управления Вейделевского райпо.
     Целью курсовой работы  является определение  направлений повышения эффективности деятельности Вейделевского райпо  на основе экономических методов управления.
     Для реализации этой цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
    Исследовать значение и классификацию  экономических методов управления  в условиях перехода к рыночным отношениям;
    Охарактеризовать  экономические методы управления розничной торговой организации;
    Рассмотреть  экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности Вейделевского райпо и методы управления  интересами трудового коллектива;
    Охарактеризовать организационную структуру  Вейделевского райпо и расходы на ее функционирование;
    Определить основные направления  повышения эффекивности работы Вейделевского райпо на основе экономических методов управления.
     Теоретико-методологическую основу исследования составили отдельные положения экономической теории, экономические законы, методы анализа, прогнозирования и моделирования экономических процессов.
     В процессе исследования применялись  различные методы: общенаучные (диалектика, анализ, системность, комплексность); специальные экономические (сравнения, ряды динамики, графический, средних и относительных величин).
     Информационной  основой исследования послужили  годовые отчеты Вейделевское райпо за 2009-2011 годы.
     Структура курсовой  работы определена ее целью  и поставленными задачами. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения, списка использованных источников и приложений .
 

      Значение и  классификация экономических методов  управления
 
      Методы  управления – это способы осуществления  функций управления, обеспечивающих достижение поставленных целей в наиболее короткие сроки при рациональном использовании ресурсов. С их помощью орган управления воздействует на отдельных работников и предприятие в целом.
      Управление  предусматривает решение большого числа взаимосвязанных задач, начиная от планирования развития производства на перспективу и заканчивая диспетчерским регулированием отдельных рабочих процессов в ходе реализации сменных заданий. Решение этих задач порождает большое разнообразие методов управления.
      Тот или иной метод управления будет достаточно эффективен и позволит достичь целей управления только при условии его соответствия объективным законам, присушим способу производства. Для достижения цели недостаточно того, чтобы метод просто соответствовал требованиям объективных экономических законов. Он должен реализовать эти требования в виде способа воздействия на трудовые коллективы и отдельных работников производства, поскольку экономические процессы не существуют вне социума, вне деятельности участников процесса производства.
     Экономические методы управления основываются на действиях экономических факторов рыночной экономики и занимают ведущее место в системе методов управления. Эти методы управления способствуют выполнению такой функции управления как планирование, а также связаны с функциями мотивации и контроля. Они базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода  [22, с. 173].
     Таким образом, экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.
     Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников
     Эти методы предусматривают определение  требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия  для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать.
     Содержание  управленческих воздействий при  проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции [14, с. 112].
     Сущность  экономических методов заключается, в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты, труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений.
     Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:
    Базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами;
    Оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников;
    Непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия;
    Побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива.
     Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. Использование системы экономических методов на предприятии даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями [32, с. 98].
     Ключевым  элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности. Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:
    Коммерческий расчет;
    Внутрифирменный расчет;
    Ценовая политика и механизмы ценообразования;
    Механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
     Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

2. Характеристика экономических методов управления розничной торговой  
организацией

     Экономический механизм функционирования и развития предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей предприятия, в частности:
    Вобласти обеспечения рентабельности производства и сбыта;
    Распределения капиталовложений и размещения производства;
    Финансирования и кредитования;
    Развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др.
     Важнейшими  элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:
    Глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства, обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;
    Организация условий устойчивого финансирования производственной деятельности и развития предприятия.
     Существуют  различные способы и формы использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.
     Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственной деятельности.
     Характер  отношений между подразделениями организации в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения. В рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом [7, с. 94].
     Внутрифирменный расчет реализуется в организациях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли). Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия. В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.
     Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия. В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства [9, с. 83].
       Коммерческий и внутрифирменный  расчет представляют собой единую  систему расчета, что вытекает  из общих целей и задач, стоящих перед всем предприятием и его отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета. Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.
     Ценам и ценообразованию принадлежит  центральное место в экономическом механизме управления предприятием.
     В современных условиях возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов торговли существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка. Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития предприятия в ориентации на них всей деятельности предприятия. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении. Рыночные цены на большинство товаров мирового рынка устанавливаются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственной и рыночной стратегии и политики соответствующих фирм отрасли [14, с. 68].
     Учитывая  эти изменения политика ценообразования  должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития. Основными целями ценовой политики являются:
    Обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции;
    Создание условий для поддержания единых цен на однотипную продукцию.
     При определении ценовой политики следует  иметь в виду, что в качестве долгосрочной цели организация всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого может заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция качества товара и его цены. Стратегические цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности (прибыльности).
     Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка. Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке [14, с. 68].
     Следует иметь в виду, что технически сложные  товары требуют больших затрат в  процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.
     Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные [23, с. 165].
     Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы:
    Регламентируемые показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара;
    Организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания.
     Одним из основных методов оценки конкурентоспособности  продукции является рейтинговая  оценка, которая широко применяется  в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции. Стратегия предприятия в области обеспечения конкурентоспособности продукции в большой степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция. Жизненный цикл товара выступает, как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько стадий: разработку, внедрение, рост, насыщение и спад.
     Таким образом, экономические методы управления организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Иными словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности. При этом основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать экономические и организационные условия, при которых организация выполняла бы возложенные на нее функции на самом высоком уровне. Создается своего рода экономический механизм хозяйственных отношений в организации. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием, сколько экономическим стимулированием.
 

3.Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности  
Вейделевского райпо и методы управления интересами трудового  коллектива  

     Вейделевское  райпо - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц созданное по территориально-производственному признаку на основе членства путем объединения его пайщиками  имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
     Вейделевское  райпо в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", «О некоммерческих организациях», другими законами Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами, Уставом.
     Вейделевское  райпо - юридическое лицо, является некоммерческой организацией, действует на основании устава, имеет в собственности имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном и третейском.
     Ровеньское  райпо располагается по адресу: 309702, Россия, Белгородская область, поселок Вейделевка, улица Центральная дом 11.
     Основой экономической деятельности Общества является его имущество, которое  принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Источниками образования имущества являются:
    Паевые взносы пайщиков;
    Доходы от предпринимательской деятельности общества и созданных им организаций;
    Доходы, полученные от размещения его собственных средств в банках, ценных бумагах;
    Средства, полученные из иных источников, не запрещённых законодательством РФ.
    Анализ  имущества предприятия играет важную роль в ходе исследования деятельности предприятия. Динамика структуры имущества представлена в таблице 1
    Таблица 1
    Динамика  структуры Вейделевского райпо  за 2009-2011 годы
Показатели  Сумма, тыс. руб. Изменение, тыс. руб. Темп  роста, %
2009 г. 2010 г.  2011 г. 2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г. 2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г.
Имущество предприятия всего - (валюта баланса) 44919 51765 59441,5 6846 7676,5 115 115
Внеоборотные  активы 20593,5 23977,5 26628 3384 2650,5 116 111
Нематериальные  активы 72 42 27 -30 -15 58 64
Основные  средства 20470 23896,5 26575,5 3426,5 2679 117 111
Долгосрочные  финансовые вложения 39 39 39 0 0 100 100
Оборотные активы 24325,5 27787,5 32813,5 3462 5026 114 118
Запасы  20430,5 26616 25744 6185,5 -872 130 97
В том числе Сырье, материалы и другие аналогичные  ценности
4073,5 4927,5 5934,5 854 1007 121 120
Готовая продукция и товары для перепродажи 15742,5 17204 19361,5 1461,5 2157,5 109 113
Расходы будущих периодов 614,5 4894,5 448 4280 -4446,5 797 9
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 1828 1015,5 1019 -812,5 3,5 56 100
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 1725,5 2958 3821,5 1232,5 863,5 171 129
Денежные  средства 1341,5 1198 2229 -143,5 1031 89 186

    Как видно из таблицы 1, общая стоимость  имущества предприятия увеличилась за 2010 год на 7676.5 тыс. руб., или 15 %. Это произошло за счет прироста стоимости внеоборотных активов на 2260.5 тыс. руб., или на 11 %, и увеличения стоимости оборотных активов на 5026  тыс. руб., или на 18 %.
    В 2011 году стоимость оборотных средств составила 32813,5  тыс. руб. Прирост оборотных активов обусловлен увеличением дебиторской задолженности.  Так краткосрочная дебиторская задолженность  увеличилась в 2010 году на 71%, что в сумме оставило1232,5 тыс. руб., а в 2011 году – еще на 29% или 863,5 тыс. руб., и составила, таким образом, 3821,5 тыс. руб.
    Рост  дебиторской задолженности является негативным изменением и может свидетельствовать об ухудшении ситуации с оплатой продукции предприятия и о необходимости  выбора подходящей политики продаж.
    Также увеличение  дебиторской задолженности  приводит к возникновению трудностей в погашении долговых обязательств самого предприятия, т. е. его кредиторской задолженности.
    По  статье запасы наблюдается увеличение их стоимости в 2010 году на 6185,5 тыс. руб. или 30%, а в2011 году  запасы снизились  на 3% и составили 25744, что однако же превышает значение 2009 года. Сокращение запасов обусловлено снижением расходов будущих периодов на 91%. При этом выросли  запасы сырья и материалов на 20%, и готовой продукции для перепродажи - на 13%.
    Положительным моментом является значительное увеличение денежных средств. Так  в 2011 году их сумма увеличилась на 1031 тыс. руб. , что в относительном выражении составило 86%. На рисунке 2 представлена динамика стоимости имущества Вейделевского райпо за 2009-2011 год.
    
Рис. 2. Динамика стоимости имущества Вейделевского райпо 
за 2009-2011 год
 

    В таблице 2 представлена структура имущества  Вейделевского райпо за  2009 – 2011 годы.
    В ходе анализа показателей структурной динамики установлено, что в 2011 году 44,8% составляют внеоборотные активы и 55,2 % - оборотные активы.  При этом динамика удельного веса оборотных активов свидетельствует о том, что в 2010 году данный показатель снизился на 0,47 процентных пункта, что является следствием более низких темпов роста по сравнению с приростом имущества, а в  2011 году доля оборотных активов увеличилась на 1,52 процентных пункта. Это свидетельствует о повышении мобильности имущества предприятия.
    В составе внеоборотных активов наибольшую долю занимают основные средства (44,71% от всего имущества предприятия), однако в 2011 году данный показатель снизился на 0,59 процентных пункта. В составе оборотных активов – запасы готовой продукции и товаров для перепродажи, доля которых в течение всего исследуемого периода сокращается (в 2010 году – на 1,82 процентных пункта, а в 2011 году – на 0,66 процентных пункта). В результате   в 2011 году доля запасов готовой продукции и товаров для перепродажи составила 32,57 % имущества предприятия. Следует обратить внимание на невысокий удельный вес денежных средств.
    Таблица 2
Структура  имущества Вейделевского райпо  за  2009 – 2011 годы
Показатели  Удельный  вес  в стоимости имущества, % Изменение, (+,-)
2009 г. 2010 г.  2011 г. 2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г.
Имущество предприятия всего - (валюта баланса) 100 100 100 - -
Внеоборотные  активы 45,85 46,32 44,8 0,47 -1,52
Нематериальные  активы 0,16 0,08 0,05 -0,08 -0,03
Основные  средства 45,57 46,16 44,71 0,59 -1,45
Долгосрочные  финансовые вложения 0,09 0,08 0,07 -0,01 -0,01
Оборотные активы 54,15 53,68 55,2 -0,47 1,52
Запасы  45,48 51,42 43,31 5,94 -8,11
В том числе Сырье, материалы и другие аналогичные  ценности
9,07 9,52 9,98 0,45 0,46
Готовая продукция и товары для перепродажи 35,05 33,23 32,57 -1,82 -0,66
Расходы будущих периодов 1,37 9,46 0,75 8,09 -8,71
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 4,07 1,96 1,71 -2,11 -0,25
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 3,84 5,71 6,43 1,87 0,72
Денежные  средства 2,99 2,31 3,75 -0,68 1,44

 
    Однако  здесь наблюдается положительная  тенденция увеличения доли денежных средств, в 2011 году она выросла на 1,44 процентных пункта и составила  3,75%.  Анализ  дебиторской задолженности показал, что ее доля растет. В 2010 году она возросла на 1,87 процентный пункт, а в 2011 году – еще  на 0,72 процентных пункта. Это свидетельствует о несвоевременности платежей и необходимости усиления дисциплины расчетов как с покупателями, так и с поставщиками и подрядчиками. Увеличение доли дебиторской задолженности в динамике может привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности активов.
    На  рисунке 3 представлена структура имущества Вейделевского райпо за  2009 – 2011 годы.
    
    Рис.3. Структура имущества Вейделевского райпо за 2009-2011 годы 

    В таблице 3 представлены показатели эффективности  использования  основных ресурсов  Вейделевского райпо за 2009-2011 годы.
    Таблица 3
Динамика  показателей эффективности использования  ресурсов
Вейделевского райпо   за 2009-2011 годы
Показатели 2009 г. 2010 г.  2011 г. Изменение, тыс. руб. Темп  роста, %
2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г. 2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 7,97 7,74 7,11 -0,23 -0,63 97 92
Длительность  одного оборота оборотных средств 45,79 47,16 51,34 1,37 4,18 103 109
Коэффициент загрузки оборотных средств 0,125 0,129 0,141 0,004 0,012 103 109
Рентабельность  оборотных средств 13,9 11,5 6,9 -2,4 -4,6 83 60
Фондоотдача 9,47 9 8,79 -0,47 -0,21 95 98
Фондоемкость  0,106 0,129 0,141 0,023 0,012 122 109
Фондорентабельность, % 16,5 13,3 8,6 -3,2 -4,7 81 65

 
    На  фоне увеличения стоимости  основных и оборотных фондов наблюдается   снижение эффективности их использования, так как снижаются показатели оборачиваемости оборотных средств и основных фондов. Так, в 2010 году  снижение оборачиваемости оборотных средств на  3 % способствовало увеличению продолжительности одного оборот на 1,37  дней и снижению рентабельности оборотных средств на 17%. В 2011 году данный показатель снизился еще на 8% и составил 7,11 руб. Продолжительность одного оборота выросла на 4,18 дней,  а рентабельность снизилась на 40% и составила 6,9%. 
    В 2011 году фондоотдача снизилась на 5 % и составила  8,79 руб.,  на 35% снизилась  и фондорентабельность, в результате  она составила 8,6%.  Таким образом, необходимо повышать эффективность использования ресурсов организации.
    Таким образом, анализ данных таблицы 3 позволяет  прийти к выводу о том, что в  целом предприятие имеет невысокие  показатели оборачиваемости товарно-материальных средств, что свидетельствует о недостаточно  эффективной внутренней системе управления товарно-материальными средствами на предприятии с одной стороны, с другой стороны – о недостаточно  налаженных взаимоотношениях с поставщиками и потребителями в части отгрузки прямых материалов и готовой продукции
    Обеспеченность  трудовыми ресурсами Вейделевского райпо характеризуется данными, приведенными в аналитической таблице 4.
    Как видно по данным таблицы 4, численность работников Вейделевского райпо снижается в течение всего исследуемого периода.  В 2010 году  она снизилась на 27  человек, или 9 % и составила 281 человек,  в 2011 году она  снизилась еще на 27 человек и составила 254 человека. Численность работников торговли тоже снизилась как в 2010 , так и  в 2011 году на 9 и 5 человек, и составила 103  и 98 человек соответственно.  Наблюдается увеличение численности работников общественного питания.
 

     Таблица 4
Динамика  обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами  
Вейделевского райпо за 2009-2011 годы

Категория персонала 2009 г. 2010 г.  2011 г. Изменение, тыс. руб. Темп  роста, %
2010 г. -2009 г.
2011 г.- 2010 г. 2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г.
Всего 308 281 254 -27 -27 91 90
В том числе работников торговли 112 103 98 -9 -5 92 95
Общественного питания 52 51 54 -1 3 98 106
Промышленных  предприятий 55 46 34 -9 -12 84 74
Заготовок 2 1 1 -1 0 50 100
Бытового  обслуживания 1 1 1 0 0 100 100
Транспорта 29 28 27 -1 -1 97 96
Прочие  отрасли 21 14 4 -7 -10 67 29
Аппарат райпо 36 37 35 1 -2 103 95
из  них: руководители
9 11 9 2 -2 122 82
специалисты 27 26 26 -1 0 96 100

 
      В 2010 году она снизилась на 1 человека и составила 51 человека в 2011 году – она выросла на 3 человека  и составила 54 человека, что превышает уровень 2009 года.
      Численность  руководителей в 2011 году сократилась  и составила 9 человек, что соответствует уровню 2009 года. Численность специалистов в 2011 году не изменялась и составила 26 человек.
      Средняя  заработная плата работников предприятия  в 2011 году составила  9,979 тыс. руб.
      В компании применяются следующие  методы управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
    Административные – издание приказов, распоряжений; отбор и расстановка кадров; разработка должностных инструкций; установление административных санкций и поощрений;
    Экономические – технико-экономический анализ; планирование; ценообразование; налогообложение;
    Социально-психологические – социальный анализ в коллективе; создание творческой атмосферы в коллективе; участие работников в управлении; создание нормального психологического климата; развитие у работников инициативы.
      Административные  методы используют в своей работе генеральный и коммерческий директор.
      Экономические методы используют в основном работники  бухгалтерии.
    Социально-психологическими методами пользуются все управляющие, а также сами работники компании.
    Выплаты социального характера составили   1925 тыс. рублей, что составляет  647 рублей в месяц на одного работника.  В течение года  работники предприятия   по их желанию обеспечивались горячим питанием. На это было направлено 1709 тыс. руб. по сравнению с предыдущим периодом расходы на питание уменьшился на 8 %. Оказывается материальная  помощь  на лечение, по семейным обстоятельствам, многодетным семьям, пенсионерам предприятия. Ежегодно работники отдыхают на море. Всем работникам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении выделяются путевки. Расходы по добровольному  медицинскому обеспечению составили 480 тыс. руб. 
    Внеплановые авансы выдаются работникам по их заявлениям в счет заработной платы в размере не более одного месячного заработка. Вейделевское райпо обязано осуществлять индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством РФ и исходя из имеющихся у предприятия средств. Работникам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, выплачиваются доплаты к тарифной ставке (окладу) в размере до 4% от месячного оклада (тарифной ставки).
    Большое внимание уделяется социальным и  культурно – бытовым  условиям, обновляются бытовые помещения.
    Сократилось  число человеко-дней по болезни на 584 человеко-дня, увеличены отпуска без  сохранения  заработной платы на 51 человеко-день.
    Работникам, непрерывно проработавшим в организации  больше 10 лет, ежегодно выплачивается  единовременное вознаграждение.
    При оплате труда специалистов, руководителей и служащих применяется схема должностных окладов и премий.
    Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия исходя из обязанностей и квалификации работника.
    Для рабочих применяется повременно-премиальная  система оплаты труда. Условиями коллективно договора (контракта) предусматривается проектная надбавка к месячной или квартальной заработной плате, которая является месячной квартальной премией. Выплата ее может иметь место лишь в случае, если работником или подразделением в целом выполнен план за отчетный период. Основные результаты хозяйственной деятельности премируются за счет средств фонда оплаты труда, источником которого является себестоимость продукции.
      Для анализа основных показателей финансово-экономической  деятельности Вейделевского  райпо используем таблицу 3. Для проведения анализа показателей финансово-экономической деятельности предприятия мы пользовались данными, взятыми из бухгалтерской и статистической отчетности, которые своевременно предоставляются обществом в установленные сроки в налоговые службы и комитет статистики (прил. 2-26).
      Анализ  основных показателей деятельности Вейделевского райпо представлен в таблице 5.
      Выручка от продажи в 2010 году выросла на 11 %, что в абсолютном выражении составляет 21296 тыс. руб. В результате она составила 215076 тыс. руб. Основным фактором роста является повышение цен. Под влиянием инфляции выручка возросла на  17396 тыс. руб. Увеличение  объемов продаж способствовало приросту  выручки еще на 3900 тыс. руб. 
      В  2011 году выручка от продажи выросла на  9 %, что в абсолютном или  18479  тыс. руб. и составила 233555 тыс. руб.  В 2011 году рост цен способствовал увеличению выручки на 13428 тыс. руб. Рост  объемов продаж способствовал  увеличению   выручки еще на 5051 тыс. руб. таким образом, мы наблюдаем снижение темпов роста выручки от продаж.
      Таблица 5
Анализ  финансово-экономического состояния  Вейделевского райпо
за 2009-2011 годы
Показатели 2009 г. 2010 г.  2011 г. Изменение, тыс. руб. Темп  роста, %
2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г. 2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г.
Выручка от продажи в действующих ценах, тыс. руб. 193780 215076 233555 21296 18479 111 109
Выручка от продажи в сопоставимых ценах, тыс. руб. - 197680 220127 3900 5051 102 102
Себестоимость, тыс. руб. 148746 165434 180036 16688 14602 111 109
Индекс  цен - 1,088 1,068 - - - -
Валовая прибыль, тыс. руб. 45034 49642 53519 4608 3877 110 108
Прибыль от продаж, тыс. руб. 7741 7231 6358 -510 -873 93 88
Рентабельность  продаж, % 3,99 3,36 2,72 -0,63 -0,64 84 81
Чистая  прибыль, тыс. руб. 3373 3187 2285 -186 -902 94 72
Расходы на рубль выручки, руб. 0,77 0,76 0,77 -0,01 0,01 99 101

 
      Себестоимость возрастала пропорционально выручке. Так в 2010 году она выросла на 11% или 16688 тыс. руб. и составила 165434 тыс. руб., а в 2011 году – на 9 % или  14602 тыс. руб. и составила 180036 тыс. руб.  Однако данная тенденция отрицательно сказывается на показателях прибыли. Если валовая прибыль в рассматриваемом периоде росла также пропорционально выручке, и в  2011 году составила 53519 тыс. руб., то прибыль от продаж  стабильно сокращалась. В  2010 году она снизилась на  510 тыс. руб. или 7% и составила 7231 тыс. руб.,  то в 2011 году темы сокращения увеличились, прибыль снизилась еще на 12% и составила 6358 тыс. руб., что также ниже значения 2009 года. Снижение прибыли от продаж способствовало сокращению рентабельности продаж. В 2010 году данный показатель составил  3,36%, что ниже значения 2009 года  на 16%,а в 2011 году данный показатель снизился еще на 19% и составил 2,72%.
      Расходы  на рубль выручки  2011 году выросли  на 1% и составили 0,77 руб., что соответствует  уровню 2009 года.  Таким образом, наблюдается некоторое ухудшение основных показателей деятельности Вейделевского райпо, что отрицательно сказывается на финансовой устойчивости организации.
     Под ликвидностью организации понимают способность быстро и с минимальным  уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства, что по времени соответствует сроку погашения  обязательств.
     Тем самым платежеспособность, прежде всего, есть следствие ликвидности активов  предприятия, его бесперебойной  и рентабельной деятельности на основе  стабильно положительного тренда прибыли, свободного маневрирования денежными средствами. В основе же такого положения предприятия, обеспечивающего ему финансовую  стабильность  в виде высокой ликвидности активов, достаточной рентабельности, лежит финансовая устойчивость как результат наличия некоего запаса прочности, обусловленного эффективным формированием, распределением  и использованием финансовых ресурсов.
     Таким образом, платежеспособность есть следствие  или внешнее проявление финансовой устойчивости предприятия.
       В таблице 6 представлены показатели ликвидности и платежеспособности Вейделевского райпо за 2009-2011 годы. Как видно из расчетов, приведенных в таблице 6, практически все показатели ликвидности и платежеспособности  компании в 2011 году увеличились. Коэффициент текущей ликвидности равен 0,89 он увеличился на 3 %, однако  ниже нормативного значения. Несмотря на увеличение в 2009-2011 году коэффициенты быстрой и абсолютной ликвидности ниже нормы, что свидетельствует о дефиците соответствующих  активов предприятия для покрытия им своих  текущих обязательств.
     Таблица 6
Динамика  показателей ликвидности и платежеспособности  
Вейделевского райпо за 2009-2011 годы

Показатели 2009 г. 2010 г.  2011 г. Изменение, тыс. руб. Темп  роста, %
2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г. 2010 г.-2009 г. 2011 г.- 2010 г.
Коэффициент текущей ликвидности 1,02 0,86 0,89 -0,16 0,03 84 103
Коэффициент быстрой ликвидности 0,13 0,15 0,18 0,02 0,03 115 120
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,05 0,03 0,08 -0,02 0,05 60 267
Коэффициент соотношения денежных средств и чистого оборотного капитала 1,77 -0,28 -0,8 -2,05 -0,52 -16 286
Коэффициент платежеспособности по  текущим обязательствам 1,5 1,94 2 0,44 0,06 129 103
Общая степень платежеспособности 1,5 1,94 2 0,44 0,06 129 103
Коэффициент Бивера 0,21 1,2 1,04 0,99 -0,16 571 87
Коэффициент покрытия процентов 4,5 3,6 2,9 -0,9 -0,7 80 81

 
      Однако  в противовес показателям ликвидности  показатели платежеспособности свидетельствуют о ее относительном финансовом благополучии. Так коэффициент Бивера и коэффициент покрытия процентов  показывают, что  Вейделевское райпо  способно рассчитаться  по обязательствам, в частности по полученным кредитам и займам,  причем не только на текущий момент, но и на перспективу
      Коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам  - главный критерий платежеспособности, установленный Распоряжением Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству «О мониторинге  финансового состояния организаций  и учете  их платежеспособности»,  увеличился в 2011 году на 3 % и составил 2  месяца. Это значит, что организация способна погасить текущие  обязательства в течение 2 месяцев. Однако это увеличение является отрицательным моментом, так как в 2010 году организация могла расплатиться по своим долгам в течение  1,94 месяца.
На основе проведенного анализа можно сказать, что наблюдается увеличение стоимости  имущества Вейделевского райпо, но снижается эффективность  его  использования. В структуре имущества  преобладают оборотные активы. Текущие затраты растут, темпы роста замедляются, что способствует замедлению роста себестоимости. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости  показал, что  в 2011 году наблюдается снижение финансовой устойчивости Вейделевского райпо. Показатели  платежеспособности свидетельствуют о ее относительном финансовом благополучии. Но коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности имеют тенденцию к ухудшению. Возрастает риск возникновения неплатежеспособности.

4. Характеристика организационной структуры  Вейделевского райпо  и расходов на ее функционирование

 
     Организационно-правовой формой является потребительское общество.
     Взаимоотношения райпо и органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций райпо.
     Целью деятельности райпо является удовлетворение материальных и иных потребностей его  членов в товарах и услугах.
     Для выполнения указанной цели райпо  осуществляет:
    Торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законом;
    Всемерное содействие развитию социально-бытовой и иной инфраструктуры;
    Закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического и вторичного сырья для последующей переработки и реализации в торговой сети, а также для поставки промышленности;
    Развитие материально- технической базы торговли, заготовок и переработки сельхозпродуктов и сырья, торгового обслуживания, позволяющих селянам сбывать излишки сельхозпродуктов и приобретать необходимые товары;
    Оптовую, розничную торговлю, в том числе путём создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;
     Управление  обществом осуществляют общее собрание общества, совет общества и правление общества. На рисунке 1 представлена структура управления Вейделевского райпо. 

     
     
     
       

     
     
       
 
 
 

     Рис. 1. Структура управления Вейделевского  райпо 

     Высшим  органом общества является общее собрание общества. Свои полномочия высшего органа общее собрание общества осуществляется через собрания пайщиков кооперативных участков общества и общее собрание уполномоченных общества. В период между общими собраниями общества управление в обществе осуществляет совет общества, в пределах компетенции, предусмотренной статьей 19 закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
     Исполнительным  органом общества является правление общества. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями осуществляет ревизионная комиссия общества и комиссии кооперативного контроля кооперативных участков общества.
     Основными принципами ведения обществом экономической деятельности являются: безубыточность общества; демократичность управления; ответственность председателя совета общества, членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества; финансовая и хозяйственная дисциплина, как во внутрихозяйственной деятельности, так и в отношениях с организациями потребительской кооперации Российской Федерации; обязательное информирование пайщиков советом общества и правлением общества о результатах экономической деятельности обществ.
      К исключительной компетенции общего собрания уполномоченных общества относятся: принятие Устава общества, внесение в него изменений и дополнений, определение основных направлений деятельности общества; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности общества; создание хозяйственных обществ; определение размеров, в том числе и изменение размеров паевых взносов пайщиков; избрание из числа пайщиков общества представителей в союз потребительских обществ области сроком на 5 лет, делегирование им полномочий по избранию представителей в другие союзы потребительских обществ (области, края, республики Российской Федерации); представителями общества в союзы могут быть избраны на тот же срок пайщики, не являющиеся пайщиками данного общества. По решению общего собрания общества его представителями могут быть отозваны досрочно; избрание из числа пайщиков общества председателя и членов совета общества, членов ревизионной комиссии, определение численного состава указанных органов, средств на их содержание, заслушивание отчета об их деятельности, прекращение их полномочий; утверждение положения о ревизионной комиссии общества; решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них; утверждение годовых программ экономического и социального развития общества; утверждение годовых отчетов и балансов, заключение по ним ревизионной комиссии, порядок оплаты труда и формы поощрения членов совета общества, пайщиков, работающих на общественных началах в кооперативных органах управления и контроля; принятие наказов пайщиков, заслушивание отчетов об их исполнении, выработка наказов представителям общества в союзе потребительских обществ для принятия по ним решений общим собранием представителей потребительских обществ данного союза; отчуждение недвижимого имущества общества, стоимость которого превышает 2000 кратного минимального размера оплаты труда, установленного правительством России; привлечение к ответственности выборных лиц за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей и нарушение уставов общества и союзов вплоть до лишения полномочий отдельных членов, либо всего состава совета общества и председателя ревизионной комиссии общества; освобождение председателя совета общества и председателя ревизионной комиссии общества от должности; рассмотрение жалоб на действие совета общества, ревизионной комиссии общества, разрешение разногласий между ними, отмена при необходимости их решения; определение порядка покрытия убытков, понесенных обществом; реорганизация и ликвидация общества; исключение пайщиков из общества; определение видов, размеров и условий формирования фондов общества, утверждение положения о них.
      В приложении 2 представлена структура  Вейделевского райпо. На основе данной схемы  можно сказать, что предприятие имеет  линейно-функциональную структуру. Вейделевское райпо возглавляет председатель правления, который организует всю работу организации и несет полную ответственность за её состояние и деятельность перед общим собранием. Председатель правления представляет райпо во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. Ему оказывают помощь функциональные руководители.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.