На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Организационная культура в образовательном учреждении

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
Аттестационная работа
 
Тема:     Организационная культура образовательного учреждения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
должность
 
(подпись)
 
Ф.И.О.
Екатеринбург 2012

Содержание
 
Введение              .              .              .              .              .              .              .              .              .              .      3
Глава І.  Теоретический аспект организационной культуры         
    образовательного учреждения              .              .              .              .              .       7
1.1.                Этапы зарождения и понятие организационной
                   культуры              .              .              .              .              .              .              .              .              .      7
1.2.                     Классические модели организационной культуры              .              .    14
1.3.                     Типы и составляющие организационной культуры
              образовательного учреждения и их функции               .              .              .    19
Глава ІІ.  Практические аспекты организационной культуры
              образовательного учреждения               .              .              .              .              .     24
2.1.                 Развитие организационной культуры образовательного
                            учреждения с использованием методов и принципов              
                      инновационного обучения персонала              .              .              .              .     24
2.2.                  Программа управленческих действий по формированию организационной культуры МДОУ №38
«Детский сад   Будущего»              .              .              .              .              .              .    27
2.3.                  Разработка персонифицированных составляющих
организационной культуры «Детского сада Будущего»              .    43
Заключение              .              .              .              .              .              .              .              .              .              .    49
Список Литературы              .              .              .              .              .              .              .              .    52
Приложения              .              .              .              .              .              .              .              .              .    58
 
 
 

Введение
 
 
Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог учреждения: она обусловливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации. Культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность организации. В последнее время к исследованию организационной (корпоративной) культуры направлено растущее внимание представителей различных наук, в том числе и педагогики. Проблема соответствия сложившейся организационной культуры образовательного учреждения реальному запросу образовательной системы является одной из ключевых проблем управления современным образовательным учреждением. При этом особую важность для образовательного учреждения имеет то, что именно организационная культура определяет имидж учреждения на рынке образовательных услуг, обеспечивая демонстрацию уникальности учреждения, обеспечивая его конкурентные преимущества.
Данная работа приобретает актуальность и значимость в связи со скорым открытием в г.Богданович МДОУ №38, одним из сети детских садов «Детский сад Будущего», строительство  которых осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области», а также при софинансировании муниципалитета.
Уже давно известные в педагогической науке исследователи обращали внимание на то, что на результат деятельности образовательного учреждения по большей части влияет уровень взаимодействия всех педагогов. Шацкий, Макаренко, Сухомлинский поднимали в педагогической науке проблему исследования формирования единых убеждений как основы сплоченного коллектива: в ней они видели успешное решение многих, если не всех управленческих проблем.
На сегодня существует множество публикаций на тему организационной культуры, ее роли и значении в жизни и деятельности организации, в том числе и в функционировании и развитии образовательного учреждения. Исследованию различных аспектов организационной культуры образовательного учреждения посвящены труды многих ученых и специалистов по управленческой деятельности в образовательном учреждении, в том числе Буевой, Вербицкой, Жуковской, Руднева, Рыбаковой, Темрюкова, Ушакова, Ясницкой.
Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:
?                       эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
?                       повысить уровень управляемости компанией;
?                       усилить сплоченность команды;
?                       использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
Таким образом, темой аттестационной работы является организационная культура образовательного учреждения.
Западные менеджеры уже поняли, что организация – это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура. Носителями организационной культуры являются люди. И именно от них зависит высота уровня оргкультуры. Чтобы добиться от людей эффективного организационного поведения, необходимо, чтобы у них были соответствующие знания и установки. Знания изменяются за счет информирования, а установки изменяются под воздействием организационной культуры.
Таким образом, объектом исследования является: организационная культура образовательного учреждения МДОУ №38 «Детский сад Будущего» г. Богданович, Свердловской области;
Предмет исследования: развитие организационной культуры образовательного учреждения
Цель исследования: проанализировать организационную культуру МДОУ №38 и разработать рекомендации по ее формированию.
Основными задачами работы являются:
?                       раскрыть понятие организационной культуры;
?                       изучить основные модели формирования организационной культуры;
?                       рассмотреть значение организационной культуры в деятельности
образовательного учреждения;
?                       исследовать задачи планирования и функции культуры образовательного учреждения;
?                       рассмотреть механизм формирования культуры образовательного учреждения.
Методы, которые использовались для решения поставленных задач:
1. Теоретические (изучение теоретических источников и нормативных документов, обобщение подходов к определению понятия);
2. Эмпирические (проектирование).
Исследовательской базой явилось МДОУ №38 г.Богданович, Свердловская область «Детский сад Будущего».
Структура работы. Аттестационная работа содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы из 47 источников. Текст работы проиллюстрирован  3 таблицами, 3 приложениями.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
 
1.1                 Этапы зарождения и понятие организационной культуры
 
 
Первые работы, в которых упоминались понятия «организационная культура» или «культура фабрики», появились в начале 50-х годов XX века. Сама же проблема природы и содержания организационной культуры серьезное внимание исследователей привлекла только в конце 1970-х годов.
Выделим основные этапы зарождения организационной культуры. В 1977 году Томас Дж. Питере первым проанализировал аспект символического управления с целью привлечения внимания к концепции «майнстрим» в организационной теории. Затем он совместно с Робертом Уотерменом в 1982 году продемонстрировал преимущества компаний с сильной идеологией на широких ценностных установках, что, безусловно, дало ощутимый толчок в исследовании организационной культуры. Уже через год Луис Понди с коллективом авторов выступил редактором первого системного изложения взглядов на проблемы символического управления. В том же году Линда Смирчич исследовала, как система принятых понятий развивается и поддерживается в организациях путем символических организационных процессов, а также показала, как эти понятия характеризуют общность организационной культуры и отличительные качества членов организации. Томас Серджовани и Джон Корбалли в 1984 году выпустили первый широко признанный сборник докладов на тему о перспективе организационной культуры, где четко изложили фундаментальные базовые понятия организационной культуры и перспективы символического управления. Алан Уилкинс в своих исследованиях показал, что трудно, но возможно изменить элементы организационной культуры, не разрушая уже существующие позитивные аспекты культуры. Огромную роль в разработке критериев оценки организационной культуры сыграли ассоциативно разработанные (в рамках National Institute of Standards and Technology) по инициативе Рональда Рейгана и Мэлколма Болдриджа документы, а также сами критерии, изложенные в правилах присуждения премии Malcolm Baldrige Award. Джон Коттер и Джэймс Хескет в 1992 году доказали наличие явной связи между культурой организации и ее прибыльностью. Основными показателями культуры они считали: предельное внимание к потребителям, ко всем участникам созидательного процесса, делегирование обязанностей и преданность непрерывному совершенствованию труда.
Для начала определим само понятие "организация".
По мнению Д.М. Гвишивани, организация выступает как некий социальный медиум, от структуры и функционирования которого зависят и производительность труда, и личностные характеристики ее членов; именно общество ставит перед организацией определенные цели и создает систему средств, регулирующих ее функционирование во имя достижения этих целей; будучи раз создана, организация приобретает относительную самостоятельность и стабильность по отношению как к обществу, так и к индивидам, сравнительно устойчивую социальную структуру, специфический механизм взаимодействия элементов, который при введении одних и тех же факторов может дать весьма различные результаты.
Организация, по меткой дефиниции А.И. Пригожина, есть целевая общность. При этом подразумевается, что она, во-первых, также иерархическая и управляемая общность; во-вторых, не только общность, но и общественный инструмент, и безличная структура.
По Б.З. Мильнеру, организация - это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла.
По нашему мнению, организация - это люди, объединенные общей целью, располагающие достаточными средствами и готовые принять определенные ценности, обусловленные специфичностью этих целей, средств и их сопряжением (и некоторыми другими факторами, в том числе и стилем лидерства), для эффективного достижения определенных результатов.
Среди существующего многообразия определений организационной культуры выделим, на наш взгляд, наиболее удачные и часто цитируемые в зарубежной и отечественной литературе по менеджменту.
Барри Феган понимает организационную культуру как «историю, представленную в настоящем». Известно и менее лаконичное, но более ироничное его определение исследуемого феномена:
«Организационная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Организационная культура - это то, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя».
С точки зрения Д. Олдхэма, «чтобы понять, что такое культура организации, необходимо рассмотреть методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организации».
«Культура представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп», - полагают X. Шварц и С. Дэвис.
По мнению К. Голда, «организационная культура -это уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации того, что отличает ее от всех других в отрасли».
М. Пакановский и Н. 0'Доннел-Тружиллио смотрят на рассматриваемый феномен масштабно:
«Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом, это не то, что организация имеет, а то, чем она является».
В. Сате считает, что «...культура организации представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного обществ»
Г. Морган определяет «культуру организации как один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло».
По К. Шольцу, организационная культура представляет собой «неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения».
Д. Дреннан полагает, что «культура организации - это все то, что для последней типично: ее характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения».
По мнению Э. Брауна, "»организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации».
Джоан Мартин указала на следующие аспекты организационной культуры: «Когда люди вступают в непосредственное взаимодействие с организацией, они сталкиваются с принятой в ней манерой одеваться, рассказами сотрудников о том, что происходит в организации, установленными правилами и практикой работы, общепринятыми нормами поведения, традициями, заданиями, системой оплаты, жаргоном и шутками, которые понятны только членам организации, и т.д. Эти составные элементы и являются проявлениями организационной культуры».
В.А. Гневко и И.П. Яковлев считают, что организационная культура - это «определенная картина более или менее однородных и согласованных друг с другом представлений, значений и обобщений, которые не всегда видны, действуют в трудовом процессе и разделяются различными категориями специалистов, ориентируя их и придавая смысл их деятельности в определенной системе».
Н.С. Злобин в своих работах указывает, что организационная культура - это «творческая, созидательная деятельность организации как прошлая, воплощенная в ценностях, традициях, нормах, так и настоящая, основывающаяся на опредмечивании этих ценностей, норм и традиций».
Б.Ф. Усманов приводит следующее определение организационной культуры: «Организационная культура представляет собой традиции и манеру поведения, в которых воплощаются основные ценности организации, кадрового ее состава».
По мнению Т.Ю. Базарова, организационная культура это «сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях».
С.В. Шекшня указывает, что организационная культура - это ценности, отношения, поведенческие нормы, характерные для данной организации. Организационная культура показывает типичный для данной организации подход к решению проблем.
З.П. Румянцева считает, что организационная культура - это «вырабатываемые организацией совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности».
О.С. Виханский и А.И. Наумов дают следующее определение организационной культуре: «...это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения».
Э.А. Смирнов в своей работе «Основы теории организации» приводит следующее определение организационной культуры: «... это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития».
Г. Хофштед в организационной культуре усматривает некоторую прогнозную функцию: «организационная культура есть некоторый психологический актив, который может быть использован для прогнозирования финансовых результатов деятельности фирмы через пять лет».
Множественность подходов к определению организационной культуры объясняется тем, что данное социологическое явление сложно проявляется и, как правило, имеет много уровней оценки в рамках культурного пространства общества. Необходимо отметить, что одна из главных причин существующего плюрализма во взглядах на организационную культуру состоит в том, что разные ученые, говоря о культуре, имеют в виду различные ее аспекты.
На наш взгляд, наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.

1.2.Классические модели организационной культуры
 
 
Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений. Так, две компании в равной мере могут заявлять как об одной из своих ценностей о развитии кооперации и внутренней конкуренции в работе. Однако в одной компании кооперация будет иметь больше отношения к процессу принятия решения, а внутренняя конкуренция – к планированию карьеры. В другой компании акценты могут быть расставлены в обратном порядке. Культуры этих двух организаций будут достаточно различны по содержанию, несмотря на то, что набор предположений в сущности один и тот же. Структуру организационной культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.
Классик корпоративной культуры и основатель организационной психологии Эдгар Шейн рассматривает организационную (корпоративную) культуру по трем уровням.
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать и терминах организационной культуры. Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности. Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.[46]
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе следующих характеристик.
Приживаемость в организации элементов организационной культуры зависит от ее «силы». Сила культуры организации определяется следующими параметрами:
?                       Степень разделяемости элементов организационной культуры членами организации;
?                       Ясность приоритетов культуры;
?                       Количество элементов и / или предположений, разделяемых работниками.
То есть, можно сказать, что чем больше количество работников организации разделяет и принимает ценности и предположения организационной культуры, чем более четко определены и прописаны приоритеты, тем организационная культура сильнее, а значит, имеет более глубокое влияние на поведение работников организации.
 
Таблица 1.
Атрибуты и характеристики организационной культуры по модели Ф. Харриса и Р. Морана
Характеристика организационной культуры
Что понимается подданной характеристикой.
1.                   осознание себя и своего места в организации
одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление
2.                   коммуникационная система и язык общения
использование устной, письменной, невербальной коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации
3.                   внешний вид
одежда и представление себя на работе
4.                   осознание времени, отношение к нему и его использование
степень точности и относительности времени у работников, соблюдение распорядка и поощрение за это
5.                   взаимоотношения между людьми
по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям
6.                   ценности и нормы
что люди ценят в своей организационной жизни и как эти ценности сохраняются
7.                   вера
вера в руководство, успех, свои силы, справедливость, в этическое поведение
8.                   процесс развития работников
Бездумное или осознанное выполнение работы, полагаются на интеллект или на силу, подходы к объяснению причин
9.                   трудовая этика и мотивирование
отношение к работе и ответственность за неё, качество и оценка работы, вознаграждение

 
Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации. Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм. У каждого элемента организации они свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению. Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, то есть придать свое значение событиям и действиям.[45]
Теория «Z» Оучи делает попытку ответа на второй вопрос о синергии разных культур. В модели используется сравнительный анализ семи организационных переменных в преломлении к национальным особенностям и по его результатам формируется культура типа «Z». Данный подход интересен в условиях интернационализации и глобализации бизнеса.[32]

                                                                 Таблица 2.                                                         Организационная культура на основе модели "Z" Оучи
"Культурные" переменные
Характеристики в японских компаниях
Характеристики в американских компаниях типа "Z"
Характеристики в типичных американских компаниях
Наем
Пожизненный
Долговременный
Кратковременный
Оценка и продвижение
Качественное и медленное
Качественное и медленное
Количественное и быстрое
Карьера
Широкоспециализированная
Умеренноспециализированная
Узкоспециализированная
Механизм контроля
Неясный и неформальный
Неясный и неформальный
Ясный и формальный
Принятие решения
Групповое и консенсусное
Групповое и консенсусное
Индивидуальное
Ответственность
Групповая
Индивидуальная
Индивидуальная
Интерес к человеку
Широкий
Широкий
Узкий

 
 
2
 


1.3.Типы и составляющие организационной культуры образовательного учреждения и их функции
 
 
Прогрессивные руководители, в том числе и образовательных учреждений, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
Иными словами, корпоративная культура образовательного учреждения, в том числе и детского сада и ее педагогического коллектива, – это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей организации, успешно развивать образовательное учреждение [30; С. 46 – 56].
Между тем организационная культура как сложное явление разбивается на четыре типа [11; 30; 43; 44]:
– ролевая культура;
– культура власти и силы;
– командная культура (культура деятельности);
– культура индивидуальности (культура личности).
Согласно Жуковской, каждый тип культуры описывает организацию с позиций [11; C. 45 – 52]:
– ее структуры;
– преобладающих способов деятельности;
– нахождения центра власти;
– размера властной дистанции;
– характера формальных и неформальных отношений;
– ценностей;
– норм, моделей поведения сотрудников;
– скорости реакции на внешние изменения.
Первый тип – ролевая культура – характеризуется наличием позиции для каждого, превалированием значения должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка, подчеркиванием статуса (например, форменные халаты для младших воспитателей). Второй тип – культура, ориентированная на власть, имеет схожие черты с ролевой культурой, однако в отличие от последней центральной фигурой является руководитель. При этом наиболее характерными признаками такой корпоративной культуры образовательного учреждения являются [30; 43]:
1)                       профессионал – человек, разделяющий идеи руководителя;
2)                       несоответствие должности выполняемым задачам;
3)                       постоянное нарушение руководителем должностных инструкций;
4)                       согласование любого решения с первым лицом организации;
5)                       действует принцип «инициатива наказуема»;
6)                       активно используется личностный ресурс руководителя в решении проблем в управлении.
Третий тип – культура задачи ориентирует на командный метод работы. Причем носителем власти является, как правило, человек, взявший на себя ответственность за решение поставленной задачи [43; С. 20 – 26].
Наконец, наиболее характерные признаки культуры личности [30; С. 46 – 56]:
1)                       профессионал – специалист высокой квалификации;
2)                       профессиональная автономия педагога;
3)                       большая значимость личностного пространства;
4)                       разрозненность и разнообразие взглядов на воспитание и обучение;
5)                       индивидуальный учебный план – основа организации учебного процесса;
6)                       индивидуальность, личность, личная траектория развития, относительный успех, достижения, портфолио, «звезда» – ключевые слова в лексиконе детского сада;
7)                       качественная оценка работы воспитанника, нетрадиционные способы оценивания –портфолио.
Однако, по мнению Ушакова, в образовательных учреждениях всегда присутствует все типы организационных культур, но при этом один из типов обязательно доминирует [43;С. 20 – 26].
Более того, согласно Ясницкой, по причине консервативности организационной культуры более правильно будет не разрушать доминирование определенного типа культуры, а по возможности повышать ее позитивный потенциал, использовать ее положительные стороны [47; С. 46 – 51].
Организационная (корпоративная) культура образовательного учреждения, как и культура организаций других сфер и областей, исследователями признана многогранным социальным феноменом и рассматривается как система формальных и неформальных элементов (уровней, частей) [6; 22; 31; 44; 47].
По мнению Ушакова, организационная культура образовательного учреждения, как и культура организации других сфер и областей, также многослойна [44; С. 2 – 4].
Считается, что организационная культура образовательного учреждения складывается из следующих составляющих [10; 16; 25; 29; 31; 36; 44]:
1)                       символы («настенная живопись», вид досок объявлений, награды);
2)                       герои организации («Доска почета»);
3)                       ритуалы: Как люди здороваются? Как одеваются?;
4)                       язык организации (фразы, словесные штампы наиболее употребляемые);
5)                       разделяемые убеждения и взаимные ожидания (отношение к воспитанникам: в основном способные либо в целом не очень способные, но есть все же и одаренные и т.п.);
6)                       философия (миссия), задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам (педагогам);
7)                       профессиональные ценности: Какого своего воспитанника я (мы) считаю хорошим? Кого из коллег я считаю настоящим педагогом?;
8)                       общечеловеческие ценности, мировоззрение (здоровье, семейная жизнь);
9)                       нормы поведения (стандарты и подходы, по которым педагог определяет, что и как ему нужно делать);
10)                  правила поведения, по которым ведется деятельность в организации (они могут быть формальными и не формальными);
11)                  психологический климат педагогического коллектива.
В своей совокупности вышеперечисленные элементы (уровни, части) в виде организационной (корпоративной) культуры выполняет ряд важных функций. Во-первых, организационная культура выполняет функцию внутренней интеграции. Она порождает согласованность в действиях педагогов, усиливает их взаимопонимание, чувство общности. При этом корпоративная культура выступает эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать педагогический коллектив на достижение поставленных целей [6; 10; 37; 43].
Во-вторых, корпоративная культура педагогического коллектива обеспечивает внешнюю адаптацию, формирует определенный имидж образовательного учреждения, определяет лицо школы. По организационной культуре можно понять, что принято и что не одобряется в школе, как поступать человеку в той или иной ситуации [6; 28].
В-третьих, она способствует формированию и закреплению корпоративных ценностей (отношение к воспитанникам, детскому саду и т.д.), детерминирует взгляды и убеждения педагогов, обеспечивает целостность и единство «образа мира» коллективного субъекта (педагогического коллектива) [6; 9].
В-четвертых, организационная культура выполняет стимулирующую функцию. Она усиливает процесс вовлеченности в дела детского сада, чувство преданности и принадлежности коллективу, формирует корпоративный патриотизм, желание поступаться личными интересами в интересах организации, эмоциональное сопережевание корпоративных проблем, отвержение на подсознательном уровне предательства коллективных интересов [4; 6].
В-пятых, организационная культура педагогического коллектива создает единое нормативное поле, которое служит средством поддержания определенных образцов поведения, моделей поведения, целесообразных с точки зрения традиций образовательного учреждения [6; 25].
Таким образом, организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом, использование которого позволяет руководителю детского сада формировать определенную модель поведения педагогов, поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышать и использовать его позитивный потенциал. Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.
 
 
 
 
 
 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
 
2.1. Развитие организационной культуры образовательного учреждения с использованием методов и принципов инновационного обучения персонала
 
 
Современные условия в России, переход к новым экономическим отношениям требуют создания образовательных учреждений, использующих новые современные технологии организации труда. Эффективность обновления образовательного процесса во многом зависит от уровня организационной культуры системы образования, характера взаимодействия между ее составляющими, направления и содержания информационных потоков, полноты реализации управленческих функций.
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.
Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Если, например, организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив, то для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость, между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения. Организационная культура стала способом управления людьми в организации. Сильная организационная культура формирует нормы поведения, способствующие достижению целей организации. 
Таким образом, при формировании и развитии организационной культуры образовательного учреждения с использованием методов и принципов инновационного обучения персонала, мы должны учитывать, что они должны обеспечить: 
?                       овладение персоналом умениями и навыками определять, понимать и решать проблемы, в том числе проблемы управления образовательным учреждением и проблемы адаптации к новым социально-экономическим условиям;
?                       внедрение нововведений и новых форм взаимодействия субъектов образовательного пространства;
?                       приобретение новых психологических установок и представлений, формирование новых ценностных ориентаций;
?                       приобретение знаний по маркетинговой политике и стратегическому управлению, знаний ситуации на рынке образовательных услуг, знаний о взаимодействиях с другими организациями, влияющими на работу образовательного учреждения;
?                        развитие способностей в области планирования и организации учебной деятельности, поддержания имиджа учреждения в соответствии с его миссией и стратегией развития.
Решение поставленных задач будет реализовываться при помощи создания системы обучения персонала включающая весь педагогический коллектив. Необходимо использовать различные способы обучения: курсы повышения квалификации, семинары, методические советы, фокус-группы, тренинги, организация курсов повышения квалификации по управленческой тематике. Обучения должно проводится с привлечением внешних специалистов, а также с обязательным изучением менталитета каждого отдельного педагога, его мировоззрения, культурных представлений.
Развитие организационной культуры образовательного учреждения с использованием методов и принципов инновационного обучения позволит реализовать эффективное развитие и управление персоналом путем:
?                       внедрения рефлексивного управления в детском саду через участие педагогов в проектной деятельности по развитию ОУ, побуждение к целеопределению и планированию действия;
?                       участия в разработке проектов решения проблем, связанных с адаптацией к изменениям окружающей среды, и проектов интеграции управленческих функций;
?                       формирования способности ориентироваться на развитие организации и формирование установки на непрерывные изменения;
?                       согласования личных представлений, ценностей и целей педагога с коллективными представлениями, ценностями и целями функционирования образовательного учреждения;
?                       изучения представлений педагогов о социальной функции детского сада, о педагогическом сотрудничестве, о статусе педагога, имидже детского сада.
 

2.2.Программа управленческих действий по развитию организационной культуры в МДОУ №38 «Детский сад Будущего»
 
Сегодня существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в своих воспитанниках высокие духовные потребности. Общество нуждается в образовательном учреждении, которое может подготовить выпускника детского сада, отличающегося творчеством и предприимчивостью, который обладает крепкой духовной силой, ответственностью.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования существует ряд проблем, которые необходимо решить:
?      недостаточная подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам;
?      слабая материально-техническая база;
?      снижение творческой активности педагогов;
?      самоустранение родителей от воспитания своих детей.
Для решения этих проблем разработана программа мероприятий по развитию организационной культуры, которая является дополнением к программе развития МДОУ №38 «Детский сад Будущего».
Корпоративные стандарты задают модель поведения, которая формирует неповторимый индивидуальный стиль учреждения. И от того, насколько успешно выбраны и разработаны эти стандарты, зависят не только принципы построения деловых и межличностных отношений в коллективе, но и внешний имидж самой организации. Также администрации необходимо работать над формированием индивидуального стиля учреждения.
Развитие организационной культуры - процесс долгий, непрерывный и систематический. Программа формирования корпоративной культуры является общепедагогической, подразумевает активное включение в процесс весь педагогический коллектив, персонал, родителей.
Для эффективной реализации программы организуется методическая помощь всем категориям педагогических работников и планируется работа по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
Создание единого информационного пространства и единства интересов - одна из задач программы.
Укрепление чувства принадлежности: информация на «материальном носителе» остается для многих людей более весомой, а свой портрет в газете, как правило, приятен даже тем, кто внешне относится к этому скептически.
Электронные СМИ и сайты - вот к чему нам необходимо прийти. Они менее затратны и более оперативны, чем печатные СМИ, к тому же - формируют внутренний имидж прогрессивного учебного заведения.
Для эффективности данных мероприятий планируется регулярно пополнять новой информацией и иметь интерактивные сервисы (форумы, голосований, возможности послать поздравление коллеге и т.д.).
Развлечение сотрудников по принципу «мы славно поработали и славно отдохнем» является, конечно, важной, но отнюдь не основной целью корпоративных мероприятий. Не стоит упускать возможность укрепить (прямо или косвенно) корпоративные ценности, сделать ближе и понятнее цели учебного заведения, сплотиться не просто так, а «для того, чтобы», а заодно решить и текущие задачи, связанные с взаимодействием сотрудников.
Это не требует дополнительных затрат - достаточно лишь обдумать, планируя мероприятия, как они будет связаны с позитивными аспектами корпоративной идеологии, как сделать их осмысленными и запоминающимися, работающими на стратегию училища. Для этого будут создаваться временные творческие группы.
Тренинги, семинары, внутрикорпоративные конференции могут либо работать на развитие корпоративной культуры, либо оставаться просто инструментом для приобретений знаний и навыков. Попробуем усилить «культурную составляющую» следующим образом:
Содержание связано со стратегическими целями: уже в процессе обучения сотрудники понимают, как они смогут применить новые знания и навыки не только для решения текущих задач, но и для того, чтобы обеспечить детскому саду продвижение к стратегическим целям.
Наработки и идеи, разработанные сотрудниками в процессе обучения, становятся основой инноваций, внедряемых в образовательные - процессы детского сада. Это повышает лояльность и приверженность сотрудников: они не просто «играют по корпоративным правилам», но и имеют шанс эти правила улучшить.
Атрибутика внедряется как для усиления идентификации сотрудников с детским садом, так и в рекламных целях. И если для внешней идентификации достаточно, чтобы атрибутика была яркой и запоминающейся, то для внутренней, которая, собственно, и порождает чувство причастности, необходимо соблюдение сразу нескольких условий. Во-первых, сотрудникам должны быть близки корпоративные ценности, принадлежность к которым символизирует использование корпоративной атрибутики, во-вторых - желательно, чтобы в восприятии сотрудников она была гармоничной и не противоречащей их индивидуальности, и в третьих, как и любые материальные артефакты корпоративной культуры - хорошего качества. Атрибутика - это знак принадлежности, и если эти знаки не вызывают у сотрудников позитивных эмоций, то и чувство принадлежности может оказаться под угрозой.
Программа поощрений это неотъемлемая часть мотивационных программ оказывает самое непосредственное влияние на культуру, поскольку принципы распределения поощрений могут либо подтверждать декларируемые ценности, стандарты и нормы, либо противоречить им. В последнем случае, как обычно, побеждает «объективная реальность»: сотрудники верят в то, за что их поощряют, а не в то, что им при этом говорят. И если, например, в детском саду, пропагандирующей командные ценности, поощряются исключительно индивидуальные достижения, командная работа может смениться конкуренцией.
В ходе реализации программы мы ожидаем следующие производственные показатели:
?      рост продуктивности работы, в том числе - и измеряемый по ключевым показателям эффективности
?      повышения качества обучения, уровень обученности;
?      увеличение количества работающих по новым технологиям;
?      более быстрая адаптация к изменениям.
А также психологические показатели:
?      высокая степень удовлетворенности работой: более эффективная работа, сверх-усилия без дополнительных затрат на материальное стимулирование, уменьшение «текучести» персонала;
 
?      высокая самооценка коллектива: укрепление имиджа училища без дополнительных расходов на рекламу и PR;
?      отсутствие стресса у сотрудников детского сада: продуктивнее работа, крепче здоровье, меньше больничных.
Достигнуты следующие управленческие показатели:
?      единство целей: уменьшение потерь и ошибок из-за несогласованности в работе, сближение корпоративных и личных целей (по результатам анонимных опросов и процедур согласования целей с сотрудниками);
?      управляемость: сокращение времени на реализацию принятых решений и достижение поставленных целей, меньше бюрократических издержек;
?      позитивный имидж: повышается привлекательность учреждения для потенциальных воспитанников и их родителей, партнеров и сотрудников (что можно отследить по динамике количества новых контактов в каждой из вышеперечисленных категорий);
?      ответственность сотрудников за результат: своевременность достижения каждым сотрудником запланированных результатов при высоком уровне удовлетворенности сотрудников, прекращение поиска «объективных обстоятельств», оправдывающих неуспешность.
Поэтапное календарное планирование мероприятий представлено в таблице 2.1.
 
 
 
 
 
Таблица 2.1.
Календарный план по реализации программы

и т.д.................


Задачи
Мероприятия
Сроки
Планируемый результат

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.