На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость и безработица. Государственная политика занятости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 Теория занятости населения  и безработицы
      Понятия и формы занятости
К занятому населению (по закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 ст.2) относятся лица:
    работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
    зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
    занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
    выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
    избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
    проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
    проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
    временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
    являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
    являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Занятость с точки зрения экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного  населения по созданию общественного  продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и  способным трудиться в общественном производстве такой возможности  ведет в идеале к полной занятости.
Занятость представляет собой  достаточно многогранное и емкое  понятие, включающее в себя множество  форм. Можно выделить следующие критерии классификации и формы занятости:
    Регулярность трудовой деятельности. С этих позиций можно выделить такие формы занятости как постоянная, временная, сезонная, эпизодическая.
    Место выполнения работы. Данный критерий позволяет различать такие виды занятости, как работа на предприятии и дистанцированный труд. Труд вне предприятий стал возможен благодаря последним достижениям науки и техники. Дистанцированный труд - преобладающая форма занятости для безработных, пожилых, студентов, инвалидов и другой резервной рабочей силы, а также желающих заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) и самостоятельным предпринимательством. При этом следует отметить высокую эффективность этого вида трудовой деятельности. Так, дистанцированные работники делают за 25 часов в неделю столько, сколько за 40 часов в офисе, при этом выполняя задания точнее.
    Статус трудовой деятельности. Здесь имеется в виду разграничение занятости на основную и вторичную (дополнительную). Специфической формой занятости в рамках этого критерия выступает совместительство.
    Степень и характер распределения трудовой нагрузки. В рамках данного критерия можно выделить полное рабочее время, неполное рабочее время (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, деление одного рабочего места между двумя работниками) и гибкое рабочее время. Занятость неполное рабочее время всегда относили к нетрадиционным, или нетипичным формам занятости[1].
 
1.2 Показатели, виды и причины  возникновения безработицы
К безработным, применительно  к стандартам Международной организации  труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения  экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим  критериям:
              не имели работы (доходного занятия);
              занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
             были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели;
             обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях  службы занятости населения, относятся  трудоспособные граждане, не имеющие  работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в  целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к  ней.
Выделяют следующие виды безработицы:
Добровольная — связана  с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается  во время экономического бума и снижается  при спаде; её масштабы и продолжительность  различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у  различных социально-демографических  групп населения.
Вынужденная (безработица  ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при  данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда  из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение  на рынке труда превышает спрос  на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:
Циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется  недостаточностью общих, или совокупных, расходов.
Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость  сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу  иногда называют безработицей, связанной  с дефицитом спроса. С переходом  к оживлению и подъему число  безработных обычно становится меньше.
Сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
Сезонная безработица  связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды  времени, то есть в одни месяцы спрос  на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается  безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К  отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
Зарегистрированная —  незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
Маргинальная — безработица  слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при  добровольной смене работниками  мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
Структурная — обусловлена  изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное  несовпадение между квалификацией  безработных и требованием свободных  рабочих мест. Структурная безработица  обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре  спроса на потребительские товары и  в технологии производства, ликвидацией  устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
Фрикционная — время добровольного  поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей  степени, нежели прежнее рабочее  место.
Фрикционная безработица  может существовать фактически в  любом обществе и во многом является необходимым следствием активных структурных  перестроек экономики.
Рабочие имеют различные  склонности и способности, а к  каждому конкретному рабочему месту  предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система  распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих  не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места  требует определенного времени  и усилий.
В самом деле, поскольку  различные рабочие места различаются  и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему  рабочего места.
Помимо этого, рабочие  неожиданно для себя, могут оказаться  уволенными в случае, если предприятие  становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным.
Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между  работниками и рабочими местами  требует времени, называется фрикционной  безработицей.
В какой-то мере эта безработица  является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу.
Это означает более высокие  доходы для рабочих и более  рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший  реальный объем реального национального  продукта.
Разница между структурной  и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных”  безработных есть навыки, которые  они могут продать, а структурные  безработные не могут сразу получить работу без переподготовки.
Фрикционная безработица  носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более  серьезной проблемой.
Если речь идет о систематическом  высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или  экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и  социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться, безусловно, позитивным процессом, так как это высвобождение  работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих  мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим  развитием. Однако все это воплощается  в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.
Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства  государства или профсоюзов в  установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли  бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
Скрытая безработица:
             Формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.
             Наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.
Суть ее в том, что в  условиях неполного использования  ресурсов предприятия, вызванного экономическим  кризисом, предприятия не увольняют  работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий  день), либо отправляют в вынужденные  неоплаченные отпуска. Формально таких  работников нельзя назвать безработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью[2].
Статистика уровня безработицы  в России по годам
Уровень безработицы (отношение  общей численности безработных  к экономически активному населению, %) показан на рис.1

Рис. 1. Динамика безработицы в России с 1992 по 2008 г.
 
Минимальный уровень безработицы  за анализируемый период был в 1992 г. — 5,2%. Своего максимального значения уровень безработицы достиг в 1998 г. — 13,2%. К 2007 г. уровень безработицы  снизился до 6,1 %, а в 2008 г. процент  безработных увеличился до 6,3%.
Причины возникновения безработицы
К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:
          Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования  в течение определенного периода  времени с теми затратами, которые  он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет  в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
    Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель).
 В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается  продавать за бесценок свою  рабочую силу и ищет другого  покупателя. В течение определенного  времени он может оставаться  без работы и относиться к  категории безработных. 
    Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
 В обществе всегда  есть люди, которые не могут  быть вовлечены в процесс производства  по причине отсутствия у них  рабочей силы как таковой или  наличия рабочей силы настолько  низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать.  Это бродяги, деклассированные  элементы, инвалиды и т.п. Эта  категория граждан, как правило,  навсегда теряет работу и надежду  ее найти и попадает в разряд  застойных безработных. 
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей  силы. Это неравновесие особенно усиливается  в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п 
 Безработица - это неотъемлемый  спутник рыночной экономики. Резерв  рабочей силы в пределах естественной  нормы является одним из факторов  ее эффективного функционирования[3].
 
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
Экономические последствия  безработицы
Безработица влечет за собой  также и серьезные экономические  издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее  состояние трудоспособных граждан  и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии  удовлетворить потребности в  рабочих местах для всех, кто хочет  и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.
Следовательно, безработица  мешает обществу развиваться и двигаться  вперед с учетом своих потенциальных  возможностей. В конечном итоге это  рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов  увеличения валового национального  продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы  при полной занятости ведет к  отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП.
Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь  при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение  издержек безработицы среди различных  социальных групп населения. Теряется квалификация работников.
Известный исследователь  макроэкономики Артур Оукен (США) математически  выразил отношение между уровнем  безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или  безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%.
Например, если в начале фактический  ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться  на 1%.
Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и  рынком труда. Он описывает зависимость  между краткосрочным движением  реального ВВП и изменение  уровнем безработицы.
Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния  на систему, выглядит следующим образом:
а)  отрицательные:
1)     обесценение последствий обучения;
2)     сокращение производства;
3)     затраты на помощь безработным;
4)     утрата квалификации;
5)     снижение жизненного уровня;
6)     недопроизводство национального дохода;
7)     снижение налоговых поступлений;
б)  положительные:
1)   создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;
2)   конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду;
3)  перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;
4)      стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее  состояние трудоспособных граждан  и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии  удовлетворить потребности в  рабочих местах для всех, кто хочет  и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Повышение или снижение экономической  активности являются основными причинами  роста и снижения занятости и  уровня безработицы в стране. Циклическое  развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической  активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут  к определенным колебаниям численности  занятых и безработных. Так, когда  в экономике наблюдается пик  почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое  время начнется снижение деловой  активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого  вполне закономерно наступает следующий  этап - оживление производства, которое  опять ведет к повышению занятости  до ее максимального значения[4].
Социальные последствия  безработицы
Социальные последствия  безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Кроме того, в условиях кризиса  единственным средством побудить большие  массы людей перемещаться в целях  более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать  массовое банкротство предприятий  и возникновение такой волны  безработицы, которая неизбежно  приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.
Очень часто оценивается  лишь экономический эффект безработицы  в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а  социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия  безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.
Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных  в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень  безработицы, который может вызвать  социальные потрясения, значительно  ниже, чем на Западе. В этой связи  возникает потребность детального рассмотрения именно экономических  и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и  дальнейшая адаптация к специфическим  условиям применяемых за рубежом  методов изучения и оценки последствий безработицы.
Ситуации в экономической  и социальной сферах свидетельствуют  о том, что невозможен механический перенос и копирование, применяемых  за рубежом методов. Поэтому требуется  определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических  последствий безработицы. Безработные  в большинстве своем лишены вести  образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального  статуса безработных:
Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций  гораздо больший, начиная с высшего  слоя. Иначе говоря, безработные  по слоевой идентификации значительно  интегрированнее.
Самооценки безработных  свидетельствуют об ощущении собственной  ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и  незанятого населения[5].
Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные  и соответственно низкооплачиваемые  слои трудящихся.
К ним относятся те, кто  впервые или после некоторого перерыва ищет работу (молодежь, окончившая школу, замужние женщины, матери и др.), так называемые отчаявшиеся, которые  перестали искать работу, потеряв  всякую надежду найти ее (их примерно 1 млн. человек); лица которые по тем  или иным причинам (неудовлетворенность  условиями работы, конфликт с администрацией и т.п.) «добровольно» покинули работу (около 863 тыс. человек); трудящиеся, которые, не найдя постоянного рабочего места, вынуждены довольствоваться неполным рабочим днем (более 5 млн. человек); наконец, безработные, уже длительное время лишенные возможности нормально  трудиться. Все эти ограничения  в той или иной степени характерны как для России, так и для  других стран.
Одной из важнейших причин того, почему большая часть уволенных  трудящихся не может получить помощь через пособие по безработице  является относительно короткий срок выплаты пособия. Как правило, период предоставления пособия составляет 12 месяцев, в отдельных случаях  больше, размер его завит от заработной платы и стажа работы.
К тому же пособие по безработице  предоставляется не сразу после  потери работы, а спустя некоторое  время. Вместе с тем выплата пособий  нередко задерживается в связи  с бюрократической волокитой  по их оформлению, недостаточным знанием  безработными своих прав, чрезвычайной усложненностью законодательства по социальному  страхованию.
Существующая система  страхования по безработице была принята в условиях, когда величина резервной армии труда в определяющей степени зависела от состояния экономической  конъюнктуры. Продолжительное пребывание в рядах безработных касалось в основном небольшой группы лиц  преимущественно низкой квалификации[6].
Армия безработных в немалой  степени потеряла свою эластичность. Резко усилились тенденция к  увеличению длительной, застойной безработицы. Система помощи, рассчитанная на относительно короткий отрезок времени, вступила в противоречие с устойчивым существованием массовой и долговременной безработицы. Число безработных, исчерпавших  возможность получения пособий, растет столь же стремительно, как  и число «долговременных» безработных.
Для материального положения  людей, имеющих право на пособие  по безработице, наряду с продолжительностью выплаты решающее значение имеет  его величина, первые три месяца безработный получает 75% от заработной платы по последнему месту работы, следующие три месяца - 60%, и далее - 45% до окончания срока выплаты  пособия.
Безработные не могут вернуться  на работу из-за отсутствия вакантных  мест, а не из-за отсутствия желания  работать. Сокращение пособий не в  состоянии увеличить число рабочих  мест. Оно может лишь еще больше ухудшить материальное положение безработных.
При оценке влияния пособия  по безработице на материальное положение  безработных важно определить, в  какой степени эта система  компенсирует финансовый ущерб, связанный  с потерей работы. Этой цели может  послужить, прежде всего, прямое сравнение  пособий с заработной платой. Пособие  по безработице составляет первые три  месяца - 75% от заработной платы по последнему месту работы, вторые три месяца - 60%, и затем 45% до окончания срока  выплаты пособия, т.е. снижение дохода безработного, живущего на пособие, равняется 25, 40, 55% соответственно. Потеря работы ведет к сокращению семейного  дохода на 37 - 40 %.
Подобные данные характеризуют  положение безработных, находящихся  в сравнительно благоприятных условиях. Но даже те трудящиеся, которые, потеряв  работу, могут в течение некоторого времени получать пособие по безработице, испытывают огромные финансовые трудности: и сам доход, и его покупательная  способность весьма ощутимо снижаются.
Сопоставление абсолютных размеров пособий по безработице и заработков свидетельствует о значительном ухудшении материального положения  лишившихся работы трудящихся. Однако достаточен ли сокращенный по сравнению  с заработной платой доход, чтобы  поддержать нормальные условия существования? В целом размер пособия по безработице, не позволяет удовлетворить элементарные человеческие потребности, как правило, весьма далек от того, чтобы свести на нет материальные лишения, связанные  с потерей работы. На практике пособие  по безработице предоставляется  в таких размерах, которые позволяют  только предотвратить голод[7].
Различные группы безработных  находятся далеко не в одинаковом положении по уровню доходов, а, следовательно, и материальным условиям. Одни безработные  не имеют возможности нормально  трудиться сравнительно короткое время, другие - длительное, а третьи - фактически постоянно. Одни «обременены» семьями, иждивенцами, детьми, другие одиноки. Одни, не удовлетворяя квалификационным требованиям, не имеют права на пособие по безработице, другие исчерпали это право, а  третьи получают это пособие в  том или ином размере. У одних  размер заработной платы на последней  работе, относительно высок, у других - низок (особенно у тех, кто выполнял малоквалифицированную работу), а  у третьих они вообще отсутствуют. Неодинаковое сочетание всех этих факторов оказывает нередко решающее влияние, как на абсолютную величину дохода безработных, так и на сами источники их существования.
На некоторых безработных  как на бедняков распространяется и  ряд других денежных и неденежных видов вспомоществования - продовольственные  купоны, льготы в оплате жилищ и  пользовании медицинскими услугами и т.д. Однако все они в лучшем случае дают возможность лишь не опускаться ниже того уровня жизни, который характерен для беднейших слоев населения. Быть без работы уже достаточно плохо, но положение намного ухудшается, когда прекращается выплата пособий по безработице[8].
Характеристика источников существования «лишних людей» была бы неполной, если не учитывать, что  государственное вспомоществование, как и пособие по безработице, охватывает далеко не всех нуждающихся  в нем.
Наиболее бедствующая  группа безработных из числа зарегистрированных в службах занятости населения  живет главным образом за счет случайных заработков, помощи родственников, частных благотворительных организаций, предоставляемой нерегулярно и  в ничтожных размерах.
Между ростом «избыточного»  рабочего населения и бедности существует тесная связь.
Хотя у потерявших работу регулярный доход (если он вообще существует), как правило, значительно ниже, чем  у занятых, отнюдь не все безработные, да и не только они, относятся к  беднякам. «Привилегией» на бедность обладают и преобладающая часть  пенсионеров, больные, нетрудоспособные, низкооплачиваемые рабочие (преимущественно  неквалифицированные), одинокие родители и др. Так 48% глав семей, живущих ниже уровня бедности, работают.
И все же немалая часть  бедняков принадлежит к числу  безработных. Например, в середине прошедшего десятилетия в 42% случаев причиной «сползания» семей за черту бедности была безработица. За 1994 - 1998 гг. численность  семей бедняков, чей кормилец не имеет работы 15 и более недель, возросла на 37 %.
Однако в данном случае к анализу материального положения  безработных необходимо подходить  дифференцированно. Разные группы безработных  имеют неодинаковый уровень доходов, и потому их шансы попасть в  число бедняков, различны.
Падение абсолютной величины и покупательной способности  доходов, не говоря уже о потере всякого  устойчивого источника существования, связанное с вынужденным прекращением работы, пагубно сказывается на объеме и структуре потребления.
У подавляющего большинства  безработных и их семей набор  удовлетворяемых потребностей в  значительной мере сужается. В основном он охватывает лишь наиболее элементарные физические потребности, реализация которых  служит необходимым условием человеческого  существования. Развлечения, повышение  уровня культуры и образования и  т.п. откладываются до «лучших» времен. Но удовлетворение даже элементарных потребностей требует таких финансовых ресурсов, которыми не обладают многие безработные. О трудностях, переживаемых семьями безработных, свидетельствуют  следующие данные.
Согласно одному обследованию для 34% безработных самая главная  проблема заключается в том, чтобы  изыскать средства на оплату продуктов  питания, для 16% - на оплату газа, электричества  и бытового топлива, для 15% - на покупку  одежды для детей, для 13% - на квартплату и т.д. Конечно, оплата всех этих расходов, занимающих главное место в семейных бюджетах трудящихся, представляет немалые  затруднения и для занятых, особенно низкооплачиваемых рабочих. Однако потеря работы многократно осложняет  проблему сбалансированности доходов  и расходов в семейных бюджетах, причем это относится и к тем  безработным, которые регулярно получают пособия.
Различные группы безработных  по-разному пытаются преодолеть возникающие  у них затруднения в удовлетворении наиболее элементарных потребностей. Чтобы свести концы с концами, некоторая часть безработных  увеличивает свою задолженность. Некоторая  часть безработных стремится  выйти из тяжелого положения, в котором  они оказались, с помощью сбережений, накопленных во время работы «на  черный день». Однако к такому средству более или менее долго могут  прибегать лишь те, кто имел сравнительно хорошо оплачиваемую работу. Сбережения большей части занятых ничтожны: их заработок тратится почти целиком  на текущие нужды, а также на оплату долгов в связи с покупкой в кредит товаров длительного пользования. Подавляющее большинство безработных проявляют глубокое недовольство тем положением, в котором они оказались[9].
Во время обследования безработных, примерно ѕ опрошенных заявили, что потеря работы привела  к тому, что они оказались в  тяжелой ситуации (в том числе  около половины - в крайне тяжелой).
С ухудшением ситуации на рынке  труда, недовольство безработных своим  положением намного возрастает. В  основе недовольства - прежде всего  тяжелые условия существования  безработных. В обследовании 80% опрошенных заявили, что в связи с потерей  работы испытывают огромные финансовые трудности. В обследовании примерно 72 % опрошенных сказали, что главная  причина их «озабоченности» - финансово-экономическая («отсутствие денег, необходимость  сократить повседневные расходы», «невозможность купить нужные предметы потребления» и т.п.).
Основные издержки безработицы  связаны с финансовыми затруднениями; отсутствие денег является главным  источником озабоченности безработных», - к такому выводу пришли организаторы обследования безработных. Свыше половины обследованных отмечали, что сводить  концы с концами стало «очень трудно», большинство остальных - «трудно».
Существуют две противоположные  оценки материального положения  безработных. Чтобы показать справедливость той из них, которая характеризует  положение безработных как исключительно  трудное и несостоятельность  другой, нужно выявить финансовые источники существования безработных  и их семей, а также установить, в какой степени они удовлетворяют  элементарные человеческие потребности.
Сторонники концепции  относительно «безболезненной» безработицы  исходят из того, что в настоящее  время отрицательные последствия  потери работы нейтрализуются социальным обеспечением. Основная цель системы  социального обеспечения состоит  в том чтобы ни один человек, потерявший работу не испытывал материальной нужды. Насколько же реализуется эта цель, и какова действительная роль системы социального обеспечения?
Социальное обеспечение  влияет на жизненный уровень безработных  по нескольким направлениям, но, прежде всего через страхование от безработицы  и пособие по безработице. Несоответствие резкого возрастания масштабов  безработицы и нищеты широких  слоев населения бросается в  глаза. Пособия по безработице не в состоянии хотя бы в какой-то степени смягчить последствия народного  бедствия и никак не может снять социальную напряженность.
По своей сути государственное  пособие по безработице представляет собой компенсацию за потерю наемным  работником обычного заработка. Степень  компенсации зависит преимущественно  от трех показателей: охвата трудящихся этими системами, продолжительности  выплаты пособий, их величины. Рассмотрение хотя бы в самых общих чертах каждого  из них дает представление о характере  воздействия пособий на материальное положение безработных и их семей.
Бесконечные очереди в  службах занятости превратились в непременную принадлежность образа жизни нашей страны. Система государственного обеспечения не представляет собой  стройной, заранее продуманной, согласованной  и обоснованной во всех своих частях системы. Она складывалась постепенно на протяжении последних десяти лет, изменяясь от случая к случаю под  влиянием различных экономических, социальных и политических обстоятельств.
Право на получение пособия  имеют трудоспособные, официально зарегистрированные в качестве безработных и активно  ищущие работу, потерявшие рабочее  место в результате главным образом  увольнения или в связи с сокращением  штатов на предприятии.
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
В период наступившего кризиса  миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.
Согласно обследованию изучения рынка труда и профессий, 73,4% безработных  сокращают личные расходы, 53,0% отказываются от запланированных покупок, 14,8% делают долги, 43,6% расходуют свои сбережения.
Как правило, с увеличением  продолжительности безработицы  число людей, вынужденных прибегать  к таким средствам временного облегчения своих финансовых затруднений, возрастает. Так, среди не работающих менее одного месяца доля сокращающих  расходы составляет 52,7%, среди не работающих 24 месяца и более - 81%; среди  неработающих менее одного месяца доля делающих долги равнялась 14,4%, среди  неработающих 24 месяца и более - 25% и  т.д.
Исследования показывают, что три из каждых пяти семей безработных  вынуждены урезывать свои расходы  на одежду и досуг, одна - сокращать  расходы на питание.
Изменение структуры потребления  и всего образа жизни безработных  проходит постепенно. Вначале многие потерявшие работу начинают тратить  свои трудовые сбережения, уменьшают  свои повседневные расходы до минимума, отказываются от всех «несущественных» расходов и т.п. По мере увеличения продолжительности  безработицы они переезжают в  более дешевые дома и квартиры, продают автомобили и другие предметы длительного пользования. Продажа  автомобилей, в свою очередь, нередко  еще более ухудшает положение  безработного, поскольку затрудняет поиски новой работы. Однако увеличение задолженности, использование трудовых сбережении и другие подобные средства не могут привести к сколько-нибудь устойчивым результатам в преодоления  финансовых трудностей безработных.
Немалая часть безработных  вынуждена не только сокращать свои расходы, уменьшать объем потребления, но и вообще отказаться от удовлетворения некоторых необходимых потребностей. В той или иной степени это  затрагивает важнейшие статьи семейных расходов - топливо, жилье, одежду, обувь  и даже продовольствие. Так, многие семьи безработных переходят  на ухудшенный рацион питания, прежде всего, прекращают потребление высококалорийных продуктов.
Многочисленные примеры  показывают, что для безработных  и их семей удовлетворение даже элементарных потребностей представляет всевозрастающие, а нередко непреодолимые трудности.
Действительно, в настоящее  время безработные, как правило, не так беззащитны перед огромным бедствием, обрушиваемым на них новой  рыночной системой, как это было в начале 90-х годов. По крайней  мере, большинству из них не угрожает голодная смерть. Решающая роль в этом принадлежит системе социального страхования.
Социальное страхование  и другие виды помощи в лучшем случае обeспечивают лишь минимальные условия для человеческого существования, не соответствующие современному уровню развития производительных сил и общепринятым национальным стандартам. Страхование и вспомоществование несколько смягчают, но никак не устраняют материальные лишения, испытываемые безработными. Эти системы оказались не в состоянии воспрепятствовать увеличению бедности неизбежному спутнику массовой и застойной безработицы.
Вынужденная экономия средств  на самом необходимом, невозможность  миллионов людей удовлетворять  даже элементарные потребности, отрицательно сказывается и на физическом, и  на моральном состоянии трудоспособного  населения[10].
Обобщая все вышесказанное, можно предложить классификацию  наиболее значимых социальных последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:
а)    Отрицательные:
  1)      обострение криминогенной ситуации;
  2)      усиление социальной напряженности;
  3)      рост количества физических и душевных заболеваний;
  4)      увеличение социальной дифференциации;
  5)      снижение трудовой активности;
б)    положительные:
  1)      повышение социальной ценности рабочего места;
  2)      увеличение личного свободного времени;
  3)      возрастание свободы выбора места работы;
  4)      увеличение социальной значимости и ценности труда.
 
Государственная служба занятости и ее функции
Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создается  государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие  занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной  ответственности. С другой стороны  незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения  должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому  гражданину его конституционное  право на труд.
Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов  незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.
 Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого  гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих  правила поведения гражданина  и государства на рынке труда:  не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам  обращается за помощью к государству,  а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют  как лицо, ищущее работу. И с  этого момента у государства  наступает обязанность в течение  10 календарных дней предоставить  ему подходящую работу. Если по  истечении этого периода предложений  о подходящей работе нет, то  он приобретает статус безработного  и начинает получать государственное  пособие.
 Государственная служба  занятости является структурой  специальных государственных органов,  призванных обеспечить координацию,  решение вопросов занятости населения,  регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать  неработающим гражданам в трудоустройстве,  организации их профессиональной  подготовки,оказании социальной  поддержки безработным. Услуги  предоставляются службой занятости  бесплатно.
 Функции службы занятости  многообразны:
    анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
    учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления  этих задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет  освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет  время для разбора различных  вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
    консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
    оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом  граждане имеют право на свободный  выбор работы путем прямого обращения  на предприятия, а не обязательно  через службу занятости.
    организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.