На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие коммуникативных умений младшего школьника

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство образования  и науки РФ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Новгородский государственный  университет имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического  образования
Факультет педагогического  образования, искусств и технологий
_________________________________________________________
Кафедра педагогики и методики начального образования
 
 
 
 
 
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Курсовая работа по методике преподавания окружающего мира
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                Руководитель:
к.п.н. доцент
          ________М.П.Дружнова
                            «» _________2012 г.
                 Студент группы 8251
         ____________Е.А.Кузина
«       »                   2012 г.

Введение

 
Проблема общения младших  школьников актуальна. Дети постоянно  меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например,20 лет назад. Изменяется и их отношение  к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни  детей они меньше внимания стали  уделять общению со сверстниками.
В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок  будет уметь общаться с окружающими  его людьми, налаживать контакт, зависит  его дальнейшая учебная, рабочая  деятельность, его судьба и место  в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы  установить отношения с окружающими  людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую  деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. [5, 3-4]
Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы  общения, которым ребёнок будет  следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А  характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности  и степень свободы ребенка  среди других людей в течении  его жизни.
 
Основной  вопрос, волнующий психологов разных стран, – роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Многие ученые утверждают, что  общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка в  младшем школьном возрасте. Влияние  общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих  у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов  полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности.
Общение, или иными словами коммуникация, его особенности и механизмы  являлись предметом изучения философов  и социологов, психолингвистов и  психологов.
Однако  разные исследователи вкладывают в  понятие коммуникация различный  смысл. Так, например, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называли общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М.С. Каган говорил об общении человека с природой и самим собой. А.Н. Леонтьев считал, что в современной науке существует огромное число несовпадающих определений коммуникаций; В.М. Филатов определяет коммуникацию как «общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности».
Итак, коммуникация – это акт и процесс  установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки  общего смысла передаваемой и воспринимаемо  информации. В более широком философском  смысле коммуникация рассматривается  как «социальный процесс, связанный  либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем»
Для рассмотрения значения коммуникативных  навыков в формировании личности младших школьников, необходимо определиться с понятием «навыки». Под термином «навыки» мы понимаем автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные  навыки на наш взгляд отождествляются  с навыками общения.
 
Понятия «Умения», «Коммуникативные умения» рассматриваются в психологии, педагогике, методике, но трактуются в  каждой науке по-разному. Так, например, в психологическом словаре сказано, что умение – это освоенный  человеком способ выполнения действий на базе приобретённых знаний и навыков. Формирование умений предполагает повышение  самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами.
В психолого-педагогической литературе используются, главным образом, термины "коммуникативные умения", "коммуникативные навыки", "коммуникативная  компетентность", которые, как правило, специально разводятся только в определённых контекстах, а в основном употребляются  как синонимичные.
Мудрик А. В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные  с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить  себя на его место, предугадать реакцию  собеседника, выбирать по отношению  к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
В зависимости от выполняемой  роли Б.Ф.Ломов выделил группы функций  коммуникативных умений. Внутренние связи коммуникативной функции  психики с когнитивной и регулятивной определяют три группы функций общения: информационно - коммуникативную, регуляционно-коммуникативную  и аффективно-коммуникативную.
Информационно – коммуникативные  умения:
- умение начать, поддержать  и завершить общение,
- привлечь внимание собеседника,
- уметь ориентироваться  в партнёрах и ситуациях общения,
- умение употреблять средства  вербального общения,
- эмоционально и содержательно  выражать мысли, используя жесты,  мимику, символы.    
 Регуляционно - коммуникативные  умения: 
- умений согласовывать  свои действия, мнения, установки  с потребностями товарищей по  общению,
- доверять, помогать и  поддерживать тех, с кем общаешься,
- применять свои индивидуальные  умения при решении совместных  задач,
- оценивать результаты  совместного общения (оценивать  себя и других критически, учитывать  личный вклад каждого в общение,  принимать правильные решения,  выражать согласие (несогласие), одобрение  (неодобрение), оценивать соответствие  вербального поведения невербальному).
Аффективно - коммуникативные  умения:
- умение делиться своими  чувствами, интересами, настроением  с партнерами по общению,
- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по  общению,
- оценивать эмоциональное  поведение друг друга.
Коммуникативные умения формируются  и совершенствуются в процессе обучения, а применительно к младшим  классам в различных формах групповой  работы.
Рассмотрим само понятие  «формирование» более детально. В.Н. Сластёнин утверждает, что формирование личности  это результат социализации воспитания и саморазвития.
Формирование коммуникативных  умений (по мнению Григорьевой М.В) –  это «объектная необходимость», продиктованная потребностями современного общества. Всё, чему обучаются школьники, они  приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности.
В последнее время массовый характер в начальной школе приобретает  групповая форма работы. По мнению Козиной Е. Ф., эту формы работы можно успешно применять и  на уроках «Окружающего мира». При соблюдении определённых педагогических условий, применение групповой формы работы будет способствовать формированию и развитию коммуникативных умений у младших школьников.
 
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной  деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно  занимаемся коммуникативной деятельностью. 
Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающиеся развитым чувством ответственности. Коммуникативные умения относятся к разряду общеучебных умений.
Сформированность  КУ позволит ученику:
– быть успешным в учёбе 
– осваивать новый учебный материал в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками 
– обмениваться имеющимся жизненным опытом.
Разработанность проблемы.
Теоретические основы формирования коммуникативных  умений личности рассматриваются в  трудах отечественных и зарубежных учёных: Л.С. Выгодского, Б. Ф. Ломова, Х.Й. Лейтеса. Методикой обучения предмету “Окружающий мир” занимаются А. А. Вахрушев, А. А. Плешаков, Д. Д. Данилов, Н. Д. Виноградова.
Однако  проблема формирования коммуникативных  умений в младшем школьном возрасте на уроках по предмету “Окружающий  мир” остаётся недостаточно изученной.
Цель  педагогической деятельности – формирование коммуникативных умений младших  школьников на уроках по предмету “Окружающий  мир”
Объект  исследования – образовательный  процесс в начальной школе
Предмет исследования – формирование коммуникативных  умений младших школьников.
Нами  выдвинута ГИПОТЕЗА: Образовательный  процесс в начальной школе, направленный на формирование КУ младших школьников при изучении предмета “Окружающий  мир” будет успешным, если используются
– групповые и коллективные формы  работы, при которых учащиеся стремятся  к достижению общей цели.
Это проектная деятельность, КТД;
– совместная с родителями познавательная деятельность (поездка на нефтеперерабатывающий  завод, на бензозаправочные станции, на природу).
Формирование  КУ младших школьников – чрезвычайно  актуальная проблема, т.к. степень сформированности данных умений влияет не только на результативность, но и на процесс социализации и  развития личности в целом.
Коммуникация  в словаре иностранных слов определяется, как связь между двумя или  более индивидами, основанная на взаимопонимании.
В структуру общеучебных умений входят учебно-коммуникативные, также учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-организационные.
Сформированностьобщеучебных умений обеспечивает успешность младшего школьника в целом.
Формирование  КУ наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели.
Это КТД, проектная деятельность, игры, работа в парах, экскурсии, посещение  музеев, планетария и т. д.
13. При использовании этих форм  работы, в процесс учёбы включаются  друзья, родители, для которых школьная  жизнь становится ближе.
Дети  учатся работать в команде, что не маловажно для будущей взрослой жизни, они видят преимущества коллективного  труда, когда цель достигается, благодаря  идеям сразу нескольких человек.
Анализ  результатов формирования КУ позволяет  сделать вывод о том, выявленные педагогические условия позволяют  повысить эффективность формирования КУ младших школьников.
Это видно на диаграммах.
Коммуникативные умения – это правильно, грамотно объяснить свою мысль и адекватно  воспринимать информацию от партнёров  по общению.
Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоритической и практической подготовленности учащихся.
Виды  коммуникативных умений:
1) межличностная коммуникация; 
2) межличностное взаимодействие; 
3) межличностное восприятие.
Первый  вид умений включает передачу рациональной и эмоциональной информации. Второй вид умений представляет собой способность  к установлению обратной связи. Третий вид характеризуется умением  воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. 
Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение. 
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них.
Хотелось  бы обратить ваше внимание, что перед  учителем во время работы над выработкой К. У. младших школьников возникают  определённые сложные ситуации.
1 группа сложных ситуации при  формировании коммуникативных умений: психологические особенности каждого  ребёнка. Все знают, что есть  люди интроверты и экстраверты.  Последние легко идут на формирование  КУ легко, потому что они  смотрят на мир открыто. Работу  в группах выполняют с большим  удовольствием и энтузиазмом.  Сложнее обстоит дело с интровертами. Им не легко работать в группе. Они любят делать всё в одиночку. Здесь очень важен правильный  подход педагога. Принимая во  внимание специфику характера  таких детей, учитель подходит  индивидуально, т.е. ребёнок может  сделать какую-то часть задания  самостоятельно, но задача учителя  убедить ребёнка, что он является  частью большого совместного  дела. Одному ему не справиться.
2 группа сложной ситуации при  формировании коммуникативных умений: особенности семьи. Не все готовы  сотрудничать со школой, учителем, с одноклассниками ребёнка. Поэтому  задача учителя не допустить  развития чувства неполноценности  у детей, где семья стоит  в стороне. Например: Если ваши  родители не могут вам помочь, ввиду каких-то обстоятельств,  то вы за помощью можете  обратиться к родственникам, друзьям.
Обязательно при развитии коммуникативных умений обращаю внимание на нравственное поведение. Научить детей главному правилу  нравственного поведения – “Поступай  с людьми так, как хочешь, чтобы  они поступили с тобой”.
Таким образом, учебно-коммуникативные общеучебные  умения и навыки позволяют школьнику  организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовать совместную деятел
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.