На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и основные этапы развития капитализма на мировой арене

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Петрозаводский  государственный университет 

Экономический факультет
Кафедра экономической теории и финансов 
 
 
 

Реферат 

На тему:   Сущность и основные этапы развития капитализма на мировой арене
  
 
 
 
 
 
 

Студентки I курса
Группа 84101
Михайловой
Екатерины Сергеевны 

Научный руководитель:
к.э.н., ст. преподаватель
Кадникова Т.Г. 
 
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск
2007 

Оглавление 

 

Введение

 
       Пожалуй, в экономике нет более важного  вопроса, чем будущее капитализма. Ведь он касается нас, наших близких  и будущего наших детей. Капитализм, несмотря на сложность и противоречивость своего развития, не перестает существовать, а наоборот, все шире и шире  распространяется. Чтобы проследить процесс становления капитализма, мы рассмотрим, как происходил процесс этатизации – становления системы регулируемого капитализма - в ведущих странах мира, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония и Италия. Целью данного реферата является объяснение причины крушения старой мировой системы, описание процесса становления новой системы, а также выявление результатов радикальных изменений и указание, какой опыт продемонстрировала каждая из стран, подвергнутых становлению капитализма. Также мы попробуем отметить, какие факторы повлияли на конечный результат той или иной страны. Основным источником для написания данного реферата послужили труды Г.Б.Поляка, в частности  учебник для вузов «История мировой экономики», Тимошиной Т.М. 

       Рассматриваемый период в отечественной и зарубежной историко-экономической литературе справедливо охарактеризован как  время становления и активного  развития системы государственного регулирования капитализма. Это выражалось в повсеместном сокращении либерального режима рыночных отношений, который господствовал в большинстве развитых стран на протяжении XIX в., на основе небывалого доселе усиления вмешательства государства в экономические отношения1. Этот процесс можно обозначить весьма емким, как нам представляется, термином этатизация (от франц. l’etat – государство), а сформировавшийся режим экономический отношений определить соответственно термином этатизм.
       Схематически  данный период можно разделить на несколько этапов: 1914-1918 гг. – период военной экономики; 1919-1923 гг. – период послевоенного кризисного состояния хозяйства; 1924-1928 гг. – период стабилизации; 1929-1933 гг. – период мирового экономического кризиса; 1934-1939 – период предвоенной экономической конъюнктуры. Рассмотрим поочередно каждый из пяти периодов подробно. 
 
 

Периоды процесса этатизации 

Период  военной экономики 1914 – 1918.
       Второе  десятилетие XX в. отмечено крупнейшим за всю предшествовавшую историю человечества военным катаклизмом – Первой мировой войной. Для подтверждения этого тезиса достаточно напомнить, что в войну было втянуто более 30 стран с полуторамиллиардным населением, что составляло в то время 2/3 всех живших на планете людей.
       Помимо  этого, войной была уничтожена приблизительно треть материальных ценностей ее стран-участниц.
       Война неизмеримо ускорила развитие тенденции  к усилению роли государства в  хозяйственной жизни, далеко продвинула процесс складывания системы  регулируемого капитализма. Введение  жесткой государственной регламентации хозяйственных отношений с целью мобилизации экономических ресурсов на выполнение военно-политических задач в экстремальных условиях постоянно сокращающегося вследствие растущих невосполнимых потерь хозяйственного потенциала было единственно возможным условием продолжением войны2. Поэтому к моменту ее окончания практически во всех странах сложилась ярко выраженная этатистская система хозяйственных отношений.
       На  степень и формы развития системы  государственного регулирования экономических  отношений в годы Первой мировой войны в воюющих странах оказывали влияние следующие основные факторы: уровень социально-экономического развития, особенности национального уклада и социально-политических отношений и, безусловно, степень участия той или иной страны в непосредственных военных действиях. Тем не менее следует констатировать, что во всех странах – участницах войны наблюдался ярко выраженный процесс этатизации  хозяйственных отношений, который после ее окончания был приостановлен, и началось обратное движение к сокращению гипертрофированной в чрезвычайной обстановке системы государственного регулирования. 

Послевоенные  годы
       Послевоенный  период  нестабильного состояния  хозяйства большинства стран  мира явился прямым следствием тяжелых  потерь, понесенных ими в 1914-1918 гг. На степень нестабильности также оказывал влияние ряд факторов, среди которых следует выделить: масштаб понесенных потерь, поражение или победа данной страны в войне, степень милитаризации и этатизации экономики в годы войны, общий уровень социально-экономического и политического развития, а также ряд национальных особенностей. 

Период  стабилизации
       Следующий период 1924-1929 гг. характеризовался в  развитых странах дальнейшим сокращением  вмешательства государства в  хозяйственные отношения. Впрочем, не следует понимать это как простое, механическое и тем более полное возвращение к системе относительно свободных рыночных отношений. Иллюзорность такого взгляда станет очевидной при более конкретном анализе развития хозяйства отдельных стран. Следует лишь заметить, что отступление этатизма было далеко не полным, да и не могло быть таковым, так как и в 20-е годы практически во всех странах наблюдался объективный процесс монополизации экономики, сращивания монополий и государства, дальнейшего искажения свободных рыночных отношений, что выражалось, в частности, через углубление внутрихозяйственных диспропорций и т.д. Кроме того, несовершенная Версальская система, установившая «новый» политический порядок, в целом не разрешила острых европейских и мировых противоречий, а способствовала сохранению общей тенденции к милитаризации, подталкивала проигравшие войну страны к новой попытке территориального и экономического передела мира3. Это, в конечном счете, служило политическим обоснованием сохранения достаточно сильных элементов этатизма также и в период стабилизации. 

Период  Великого кризиса 1929-1933 гг.
       Период  Великого кризиса 1929-1933гг. повторно, за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерным для всех стран без исключения. Отличительная черта нового этапа развития системы государственного регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории. В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал-социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса4. 

Послекризисный  период.
       Сравнительно  небольшой период послекризисного  состояния экономики 1934-1939 гг. не отмечен  сколь бы то ни было очевидным, как  это наблюдалось в 20-е годы, отказом от этатизма в большинстве ведущих стран. Причины этого, на наш взгляд, кроются, прежде всего, в целом крайне неустойчивом состоянии национальных экономик, которые в то время, хотя и в разной степени, испытывали последствия недавнего мирового кризиса. Более того, можно с известной долей уверенности утверждать, что практически повсеместно наблюдается дальнейшее развитие системы государственного регулирования экономики, в основе которой – ярко выраженная тенденция к милитаризации в условиях подготовки стран ко второй мировой войне.
 

Глава 1. Экономика крупнейших индустриальных стран  США и Германии

1.1. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной страны – США

 
Экономика накануне и в годы Первой мировой войны
       К началу Первой мировой войны США были крупнейшей мировой индустриальной страной мира, на долю которой приходилось более 35% мирового промышленного производства. Благодаря развитому сельскому хозяйству, инфраструктуре, благоприятным природно-экономическим условиям и выгодной удаленности от конфликтующей Европы США уже в начале XX в. кроме того, что обеспечивали себя всем необходимым, претендовали на мировое лидерство.
       США практически не участвовали в  Первой мировой войне и, выполняя контракты на поставки вооружения, тем самым способствовали ускорению промышленного развития. В результате за счет увеличения уровня сельскохозяйственного производства и расширения своего влияния на международных рынках страна оказалась способной погасить более половины своей внешнеэкономической задолжности. США удалось превратиться в самого крупного кредитора.  

Кризисные явления
       Однако  в США за годы войны ощутимо  наметились диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, что  явилось как причиной, так и  следствием усиления государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.
       Во  время войны экономический рост носил искусственный характер, так  как увеличивалось в основном производство вооружений и боеприпасов, что привело к определенному  дефициту товаров народного потребления5.
       В конце XIX в. американское государство  предприняло попытки регулирования экономических отношений и ограничения негативного влияния на экономику монополий.
     Но  в годы высокой военной конъюнктуры  правительство вынуждено резко  увеличить количество правительственных  заказов монополиям, связанным с военным производством.
     С целью концентрации производственного  потенциала на задаче выполнения военных  заказов правительство Америки  в 1917-1918 гг. создает ряд комитетов, ответственных за размещение правительственных  заказов, а также за распределение рабочей силы, топлива, сырья, транспортных средств6.
     Кроме того, правительство США направляло бюджетные средства в производства, где присутствовал недостаток частного капитала. В результате этого, формировался некий зачаток государственного сектора в народном хозяйстве страны, который в свою очередь было связан с военной промышленностью. 

Развитие  в послевоенный период
       В отличие от большинства стран  в течение двух послевоенных лет  в США сохранялась достаточно высокая хозяйственная конъюнктура, в основании которой находилась активная помощь США и американских частных компаний по восстановлению хозяйственного  потенциала европейских стран.
       Но  кризисные моменты коснулись  и экономики США и, прежде всего промышленного сектора.
       Впрочем, США достаточно быстро преодолели эти кризисные явления и уже с 1923г. Наблюдается явное оживление конъюнктуры. Вплоть до конца 1929г. Экономика страны переживает время просперити (от англ. Prosperity – процветание). Фундаментом процветания стало ускоренное развитие новых отраслей (автомобильной, радиотехнической и др.)
       Но  просперити сопровождалось рядом побочных негативных явлений, таких, как рост отраслевых диспропорций, наличие хронической  безработицы, рост процесса интенсификации труда и др.
       В целом же в годы просперити система государственного регулирования экономики в США не получила развития.  Напротив, эйфория процветания возродила оптимистические иллюзии возвращения к либеральным основам хозяйственных отношений, не требующим вмешательства извне. 
 
 
 
 
 

Экономический кризис 1929-1933 гг.
       Мировой кризис  1929-1933 гг. начался в США, поразив сильнее всего экономику  этой страны.
       25 октября 1929 г. На Нью-Йоркской  фондовой бирже в связи с  катастрофическим падением курса  акций, цена которых была завышена  биржевыми спекулянтами, вспыхнула паника.
       Сумма убытков исчислялась более чем 15 млрд. долл. «Черная пятница» означала конец финансового и экономического бума 20-х годов и начало глубокого  экономического кризиса.
       Причиной  экономического упадка стало несоответствие между крупномасштабным расширением производства и покупательной способностью населения. Избыточный товарный запас, не находящий сбыта в силу ограниченности емкости рынка, делал невозможным, бессмысленным дальнейшее инвестирование производства. Это в свою очередь вело к сокращению производства, разорению предпринимателей, резкому снижению занятости, что еще более сужало возможности реализации произведенных товаров7.
       Экономический кризис, или, как он был назван в  США, Великая депрессия, поразил  все отрасли народного хозяйства.
       Одним из наиболее тяжелых проявлений кризиса  перепроизводства стала небывалая  для США безработица. Одновременно существенно упала заработная плата, что еще больше сузило емкость  внутреннего рынка.  В результате резко активировался социальный протест, носивший формы забастовок, демонстраций и т.п., что создавало известную угрозу для политической системы в целом.
       Стали предприниматься попытки государственного регулирования процесса ценообразования. Что свидетельствовало о некотором  пересмотре взглядов правительства на место и роль государства  в системе хозяйственных отношений.   
       Однако  и эти меры  администрации  Гувера оказались малоэффективными, о чем свидетельствовало дальнейшее углубление кризиса и нарастание общественного недовольства неумелыми действиями правительства. 

«Новый  курс» Ф.Рузвельта
       Экономический кризис заставил американское правительство  искать пути оздоровления хозяйства  и разработать комплексную антикризисную  программу. Решение этих задач связано  с именем крупного политического  деятеля XX века Франклина Рузвельта, представителя Демократической партии, который одержал победу на выборах 1932 года8.
       Вскоре  после прихода к власти он предложил  «Новый курс», направленный на радикальное  решение проблем страны.
       Следует отметить, что политика «Нового курса» была разработана в течение 100 дней на специальной сессии Конгресса, созванной 9 марта 1933 года.
       Рузвельт  признал несостоятельность либеральной  доктрины и необходимость вмешательства  в сферу хозяйственных отношений.
       «Новый  курс» стал началом превращения США в социально ориентированное государство.
         Следует еще раз подчеркнуть,  что процесс этатизации протекал  не в экстремально военных  условиях, а в мирное, хотя и  кризисное, время и поэтому  носил в целом социально-экономический,  а не военно-политический характер.
       Первые  мероприятия Рузвельта были направлены на оздоровление банковской, финансовой системы в целом.
       Проводя в жизнь политику «Нового курса», правительство добилось усиления  экспортных возможностей страны, улучшения  позиций национальных производителей, сократило сферу деятельности капитала, создало предпосылки для оживления  инвестиционного процесса – главнейшей задачи политики «Нового курса»9.
       Мероприятия по восстановлению промышленности в  целом оказали благотворное воздействие  на хозяйственные отношения.
       В 1936 году был принят закон о социальном обеспечении. Спустя 2 года – закон  о справедливых условиях труда. Названные  законы улучшали положение наемных  работников и защищали их интересы перед предпринимателями.
       В целом активная политика государственного вмешательства позволила США, хотя и более медленными темпами по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние экономики.
 

1.2. Экономика Германии

 
Послевоенная  экономика
       Наиболее  этатизированным за годы Первой мировой войны среди ведущих стран Европы оказалось народное хозяйство Германии. Это объяснялось не только своеобразной политической формой немецкого капитализма, развивавшегося на основе концепции «воспитательного протекционизма» немецкой исторической школы, но и крайним напряжением всех ресурсов, которое потребовала длительная агрессивная со стороны Германии война. Крушение политической системы в результате проигрыша в войне, огромные людские и материальные потери, тяжелейшие условия Версальского мирного договора для Германии явились главными факторами затяжного послевоенного кризиса и последующей стагнации экономики страны10. Лишь с середины 20-х годов стала заметна тенденция к оздоровлению, наметились позитивные сдвиги в развитии отдельных, преимущественно новых, монополизированных отраслей промышленности, относительно быстрый рост внешнеторгового оборота.
       Здоровье  общества зависит не только от выбора правильных средств  для удовлетворения человеческих потребностей, но и от понимания взаимосвязей между этими средствами11.
       Для характеристики успехов Германии за 20 лет, протекших от 1893 по 1913 г., очень  показательны цифры возрастания  германской торговли с внеевропейскими  странами. Из европейских стран в  Германию в 1893 году ввозилось около 2/3 всех получавшихся товаров12. Это указывает на то, что из других частей света в 1913 году Германия ввозила гораздо больше, чем из европейских стран, то есть свидетельствует о том, что Германия все более стала втягиваться в мировое хозяйство. 

Планы Дауэса и Юнга
       В значительной мере этому способствовало стремление США и ведущих европейских  стран восстановить баланс сил, нарушенный в результате поражения Германии в войне, их желание погасить высокую  социальную напряженность внутри страны, не допустить ее сближения с СССР, а также возможности проникновения социализма в Западную Европу.
       С этими же целями был принят новый  репарационный план, названный по имени руководителя международного экспертного совета, американского  банкира Ч.Дауэса – планом Дауэса (1924-1929). План предусматривал значительное облегчение репарационных выплат, что было закреплено позднее Локарнскими соглашениями 1925 г., при установлении жесткого иностранного контроля за четко определенными источниками репарационных платежей. Наряду с этим план предусматривал выделение американскими кредиторами крупных займов для укрепления бюджета Германии и комплекс прямых инвестиций в ее экономику. Всего за время осуществления этого плана Германии удалось получить, в основном от США и в меньшей степени от Великобритании, кредитов на сумму около 21 млрд. марок.
       Учитывая  неблагоприятную экономическую  ситуацию в Германии, финансовые эксперты стран-кредиторов приняли решение  об изменении системы германских репарационных выплат. План Дауэса в 1929 г. был заменен планом Юнга, носящим имя нового председателя Международного совета экспертов, президента электротехнического треста Моргана финансиста О.Юнга. Новый план помощи ограничивал общий объем репараций, сужая число источников их поступлений бюджетом и прибылью от железных дорог и упраздняя отчисления в репарационный фонд от прибылей промышленности, что высвобождало дополнительные внутренние средства для ее дальнейшего развития. Одновременно упразднялся финансовый контроль за экономикой Германии. Однако в годы кризиса  план Юнга был фактически отменен. 

Кризис 1929-1933 гг. Экономическая  политика фашизма
       Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 г. в стране. Своей нижней точки он достиг в 1932 г., поразив прежде всего промышленный сектор (обанкротилось 68 тыс. предприятий), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. человек); Прекращение помощи со стороны ведущих стран, испытывавших также тяжелый кризис, усугубляло положение Германии.
       Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций не рынках, растущая ностальгия достаточно широких общественных кругов граждан по былому величию Германской империи в условиях резкого падения уровня жизни, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран явились главными факторами установления фашистского режима в стране 1933 г.13.
       Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер. Несмотря на то, что Гитлер пришел к власти на этапе закончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, так  как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец, завоевание мирового господства.
       Эта стратегия собственно и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которых становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью нацистским руководством был сделан упор на восстановлении важных в военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, на создании предприятий, выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, явившийся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, людских и прочих ресурсов. Ряд принятых законов о принудительном картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и другие позволили установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала14. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления системы принудительного труда. Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые средства, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс, за счет гражданских отраслей.
       Таким образом, в условиях фашистской диктатуры  при отсутствии необходимых средств  на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, наконец, самоизоляции страны (автаркии) методы государственного регулирования изначально приобрели ярко выраженные, прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий, а точнее, их конфискацией у владельцев-евреев, национализацией собственности нелояльных к режиму предпринимателей. Одновременно росла доля участия государства в акционерных компаниях.
       Такой вариант интервенции государства  в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому  режиму в течение 1934 г. покончить  с кризисом, прежде всего в тяжелой  промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма прозрачными, так как вовсе не устраняли народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Возросшие в 25 раз за 1932-1936 гг. ассигнования на военное строительство намного опередили темпы роста государственных инвестиций в транспорт, общественное управление, жилищное строительство. Продолжение политики милитаризации экономки, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынков, оздоровления финансовой системы и многих других. Впрочем, нацистское правительство, как уже отмечалось, и не стремилось к решению данных проблем.
       Только  развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.
       Фашистская  модель создания системы государственного регулирования с учетом национальной специфики была использована достаточно большой группой стран, уровень экономического развития которых достигал, как правило. средней отметки, а зачастую находился ниже15. Эти страны хорошо известны как сателлиты Германии во Второй мировой войне. Исключение составляли высокоразвитые страны – союзницы Германии – Италия и Япония.
 

Глава 2. Развитие капитализма в  европейских странах  и Японии

2.1. Экономика Великобритании

 
Особенности развития после Первой мировой войны
       В Англии так же, как и в США, в  период Первой мировой войны наблюдалось  интенсивное развитие этатистских  тенденций и их ослабление в 1919-1929 гг.
       Англия  как страна победительница компенсировала в некоторой мере значительные потери, понесенные в ходе войны. Но в то же время можно отметить, что технический застой в промышленности, ощутимые потери английского торгового флота и многие другие факторы определили длительный период вялого развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового кризиса. Вдобавок к этому позиции английского капитала на мировых рынках были ослаблены в связи с экспансионистской политикой   США. Англия оказалась их должником (4 млрд. долл.).
       На  фоне столь унылой картины по сравнению  с периодом просперити в США в  Англии, тем не менее, происходило развитие наиболее передовых отраслей промышленности (химической, автомобильной, электротехнической, авиационной и др.). Старые отрасли, такие как судостроение, металлургия, угледобывающая и текстильная, были охвачены стагнацией. Недостаток необходимого для модернизации этих отраслей капитала был вызван перетеканием их за границу в поисках высоких прибылей. Таким образом, именно нехватка инвестиций не давала возможности английской промышленности перейти к новым формам производства (массовому, поточному), снижавшим издержки, а следовательно, и делавшим товары наиболее конкурентно способными, как это происходило в США.  Англия, осознавая тщетность погони за лидером в этом направлении, весьма разумно сделала упор на производство высококачественных, не массовых, а дорогостоящих товаров, ориентированных на состоятельных покупателей, что позволило ее производителям сохранить за собой весьма доходную нишу на внешнем и внутреннем рынках.
       Усиление протекционистских тенденций в мировой торговле способствовало вытеснению Англии с внешних рынков товаров массового спроса, тогда как правительство страны продолжало придерживаться принципа фритредерства16
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.